Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельный надзор » Государственный земельный надзор
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельный надзор » Муниципальный земельный контроль
- Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора
- Государственный земельный надзор, его суть
- Муниципальный земельный контроль в отношении физических и юридических лиц. План проведения муниципального земельного контроля
- Фитосанитарный и ветеринарный надзор
- Вопросы и ответы юристов
- Срок предоставления акта внеплановой проверки заявителю
- Муниципальный контроль земельного участка
- Земельный контроль ФЛ
- Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие
- Составление акта проверки муниципального земельного контроля
- Автор статьи
- Кузнецов Федор Николаевич
- Служба по надзору природользования
- Понятие муниципального земельного контроля
- Надзорные органы и поднадзорные лица
- Порядок осуществления муниципального земельного контроля
- Управление Росреестра и полномочия его сотрудников
- Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности
Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора
Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:
- плановые проверки;
- внеплановые проверки;
- наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
- анализ за исполнением норм земельного права;
- различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.
Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.
Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.
По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования. О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.
Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.
Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.
1. Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье — ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.
2. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта Российской Федерации.
3. В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Требования пункта 1 настоящей статьи о периодичности проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства применяются при разработке и утверждении ежегодных планов в отношении одного субъекта Российской Федерации.
5. Порядок разработки и утверждения ежегодного плана устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.
6. Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:
1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;
4) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
7. Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
8. Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.
Государственный земельный надзор, его суть
Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.
В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.
Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.
Нужна помощь юриста по земельным делам?
Проконсультируем по всем интересующим вопросам!
Муниципальный земельный контроль в отношении физических и юридических лиц. План проведения муниципального земельного контроля
Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц должен организовываться не чаще, чем один раз в два календарных года. Основаниями для таких действий является обнаружение определенных данных о правонарушении земельного законодательства или же получение доказательств составе нарушения.
Проверки в отношении юридических лиц проводятся в соответствии с законодательной базой, а также при наличии определенных обстоятельств:
- в случае истечения срока предписания об устранении нарушений;
- при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с действующей законодательной базой, а также при соблюдении определенного плана, основными этапами которого являются:
- получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;
- осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
- передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
- рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
- проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
- составление учета муниципальных проверок земли.
Фитосанитарный и ветеринарный надзор
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:
- требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
- требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
- требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.
Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.
Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.
Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.
Вопросы и ответы юристов
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
11.09.2020 был куплен земельный участок. На 16.12.2020 назначена проверка соблюдения земельного законодательства. Правомерны ли действия Администрации?
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта Российской Федерации. Порядок разработки и утверждения ежегодного плана устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации (ст. 71.1 ЗК РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/46872a8fe91357134ead27bb7eeb716ad5dcee10/).
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом в офисе, по скайпу или телефонуТелефон для записи +7 (499) 577-03-28
Куренкова Елена Владимировна
скажите в какой срок надо уведомить физическое лицо о начале проведении внеплановой проверки
Добрый день! Данный вопрос определен ст.10 Федеральног закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а именно:
п. 16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
(см. текст в предыдущей редакции)
п.17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Срок предоставления акта внеплановой проверки заявителю
Добрый день! Согласно п.14 Положения о государственном земельном надзоре информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах органов государственного земельного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Добрый день! Я делал межевание земли в 2006 году (на бумагах), сосед сделал межевание в 2018 году (электронное) и теперь произошло наложение границ. Сосед сдвинул забор на 4 метра в мою сторону, захватив 3 дерева яблони. Мои границы земельного участка считают недействительными (такой точки зрения придерживаются в муниципальном образовании, объясняя это тем, что кадастровый инженер не смог восстановить координаты старых точек и более верными стал считать по новой электронной системе межевания). Я понимаю, что восстанавливать свои права мне придётся через суд с выписками из росреестра, но у меня вопрос к участию муниципального образования во всей этой истории. В их ли компетенции регулировать подобные споры местного уровня, например, провести муниципальный земельный контроль? Спасибо!
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019), а именно ст.11, данный случай в компетенции муниципального образования.
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно п.15 ст.15 данные вопросы также находятся в ведении муниципального образования.
Кадастровый инженер не верно внёс координаты земельного участка, граница земельного участка наложилась на уличный тротуар, собственник земельного участка поставил забор по границе и таким образом захватил тротуар.Каковы действия земельного контроля чтобы собственник земельного участка освободил тротуар
Доброго дня Олег. В случае, если реестровая ошибка вызвана ошибками при межевании кадастрового инженера, проводившего межевание, которым неверно были определены координаты поворотных точек границ, такой кадастровый инженер подлежит привлечению к участию в деле в качестве ответчика. Для начала необходимо повторно провести правильное межевание земельного участка с внесением правильных координат.
Далее необходимо обратится в суд и признать кадастровой ошибкой определение ординат характерных точек границ земельного участка, признать недействительным межевание земельного участка, проведенное кадастровым инженером, исправить реестровую ошибку, допущенную при воспроизведении в государственном кадастре недвижимости координат характерных точек границ земельного участка. По смыслу положений п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Наши специалисты имеют большой опыт в сфере земельного законодательства. Ваша проблема требует грамотного подхода с анализом всех нюансов, а так же анализом документов. Наши специалисты готовы проанализировать все документы и предоставить вам стратегию по разрешению возникшей ситуации с учетом судебной практики. Так же готовы помочь вам подготовить все необходимые документы для суда.
Юридическая группа МИП — Москва номер один в рейтинге адвокатов России – www.top-advokats.ru Консультации проводят адвокаты с двадцатилетним опытом по скайпу или телефону. Телефон для записи +7 (499) 577-03-28.
Земельный контроль должен выписать предписание, согласно ст. 71 ЗК РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/20124e24812aac9b53f0067c47916ab79ca837b3/
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефонуТелефон для записи +7 (499) 577-03-28
Муниципальный контроль земельного участка
Как часто могут проводить муниципальный контроль моего земельного участка?
Вовремя внеплановой проверки земельного участка (земли сельхоназначения) правообладатель не присутствовал его уведомили ..акт как составлять?
Проведение мероприятий, направленных на проверку соблюдения требований, установленных земельным законодательством
Всю проверку соблюдения требований действующего земельного законодательства можно условно разделить на три ступени:
- подготовка к проведению такой проверки;
- проведение проверки, формирование первичной документации по полученным результатам;
- формирование дела об обнаруженном административном правонарушении. На этом же этапе дело передается на рассмотрение государственному инспектору, уполномоченному на проверку использования и охраны земель.
Во время подготовки к проведению проверки должностное лицо, получив распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства, на основании всех полученных им сведений из земельного кадастра и общего государственного фонда, устанавливает следующие данные:
- точное месторасположение участка;
- кадастровый номер объекта, подлежащего проверке;
- категорию земель, к которым относится проверяемый участок;
- вид разрешенного использования;
- точную площадь участка;
- план данного участка;
- полное наименование землепользователя, если речь идет об организации;
- вид права, на котором землевладельцу принадлежит данный объект недвижимости;
- правоустанавливающий документ на данный участок;
- наименование учреждения, выдавшего такой документ.
Все полученные сведения тщательно анализируется, после чего осуществляется подготовка документов, необходимых для второй стадии проверки, – личного осмотра участка и его инструментального обследования.
Требования, предъявляемые к проведению проверки соблюдения законодательства
Проверка соблюдений требований законодательства также должна проводиться с соблюдением определенных условий, установленных на уровне федерального законодательства. В частности, в ходе проведения проверки, должны выполняться следующие требования законодательства:
- В ходе осуществления проверки должностное лицо должно проводить все установленные законодательством измерения. Проверка должна быть точной.
- После проведения проверки должностным лицом должен быть составлен акт. Физическое лицо, являющееся владельцем участка, или представителем организации, должен ознакомиться с данным актом и поставить на нем подпись о своем согласии. Подобный документ должен быть составлен и утвержден в любом случае, вне зависимости от того, были ли выявлены какие-либо нарушения действующего законодательства или нет.
- Проверка должна проводиться в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, которые будут подтверждать законность всех совершаемых действий.
- Если в ходе проведения проверки были выявлены какие-либо нарушения законодательства, должностное лицо, проводящее проверку, должно составить протокол осмотра территории, к которому должен быть приложен акт обмера площади данного объекта недвижимости, схема участка и его фототаблица.
- Если проверка осуществляется в отсутствии физического лица или представителя юридического лица, при выявлении каких-либо нарушений должностное лицо должно заказным письмом уведомить землевладельца обо всех нарушениях.
- Если после получения заказного письма собственник не явился для разговора и объяснения причин своего нарушения, должностное лицо выносит ходатайство о препровождении лица, чтобы составить на него акт об административном правонарушении.
- Согласно требованиям законодательства, если в ходе проверки были выявлены нарушения, которые подтверждены достаточным количеством доказательств, акт об административном нарушении может быть составлен и в отсутствии землепользователя.
Ежегодный план, в котором содержится информация о проведении проверок факта соблюдения законодательства
Все плановые проверки на соблюдение требований действующего законодательства должны проводиться в четком соответствии с порядком, который устанавливает ежегодный план проведения плановых проверок. Данный документ утверждается уполномоченными на проведение земельного надзора государственными органами. Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок установлена соответствующим Постановлением Правительства РФ.
Составленный план в обязательном порядке должен быть согласован в прокуратуре.
Ежегодная проверка одного участка земли должна проводиться не чаще одного раза в три года. Ежегодный план разрабатывается каждый год, он индивидуален для каждого отдельного региона страны.
Результаты проверки соблюдения требований законодательства
По результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства должностным лицом могут быть составлены:
Данный документ должен быть составлен в любом случае, даже если в ходе проведения всех мероприятий не было выявлено никаких нарушений. Акт должен быть подписан понятыми, собственником участка, если он присутствовал на проверке.
Документ также может быть составлен и при выявлении каких-либо нарушений, если должностному лицу требуется самостоятельно уточнить информацию о причинах несоблюдения требований законодательства.
Данный документ составляется только при выявлении на участке каких-либо существенных нарушений, за которые возможно привлечение к административной ответственности. Подписывается двумя понятыми, после чего передается государственному инспектору, проверяющему правильность вынесенного решения.
Случаи, когда проводится внеплановая проверка соблюдения требований законодательства
На законодательном уровне выделено несколько ситуаций, в которых возможно проведение внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства. В качестве таких ситуаций выступают следующие:
- если в ходе проведения административного обследования участка земли было выявлено несколько нарушений действующего законодательства, за которые полагается наступление административной или другой юридической ответственности;
- если государственным органом были получены заявления от граждан, организаций и муниципальных образований о том, что на участке земли имеются нарушения имущественных прав государства, субъектов государства и отдельно взятых муниципальных образований;
- в рамках выполнения требований законодательного акта о предоставлении участков земли гражданам и юридическим лицам, если запрашиваемый объект недвижимости расположен на территории Дальнего Востока;
- в рамках действия нормативно-правового акта федерального уровня о порядке оборота земель, предусмотренных для ведения на них сельского хозяйства.
Подобная внеплановая проверка должна проводиться государственными органами власти, осуществляющими земельный надзор после получения согласия прокуратуры, располагающейся непосредственно по месту нахождения запрашиваемого участка земли.
Для проведения проверки земельного участка на соблюдение требований законодательства уполномоченный орган не должен получать согласия у граждан и организаций, пользующихся данным объектом недвижимости.
Добрый день. Я живу в 2х квартирном частном доме в деревне. С соседями война. Они снесли разделяющий нас забор и поставили свой забор, при этом поставили впритык к нашей постройки. Получилось так что общий забор который стоял по середине участка, теперь стоит с захватом на нашем участке, т.е они присвоили себе часть нашего участка. Какой статьей я должна воспользоватся и кааие меры должны принять по этому нарушению?
ГК РФ говорит нам о том, что статусом земель общего пользования располагают участки, имеющие общий доступ, пребывающие во владении муниципалитета или государства, на территории которых каждый гражданин имеет законное право находиться, без необходимости оформления разрешений, а также эксплуатировать расположенные на подобных землях объекты природного значения в допустимых законами и другими НПА рамках, или же наличия разрешения от владельцев определенных участков. В список земель общего использования отнесены переулки, дороги, водоемы, проходы, в пределах территорий садоводческих товариществ. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отображено следующее: Статья 7.1. седьмой главы КоАП РФ «Самовольное занятие земли» Самовольные действия по занятию участка земли или его эксплуатации без предусмотренных законодательством документов, а в некоторых случаях, без документации, разрешающей выполнение хозяйственной деятельности, – может повлечь административную ответственность в виде штрафа в объеме от 500 до 1 000 рублей для граждан; от 1 000 до 2 000 рублей – для должностных лиц; от 2 000 до 20 000 для юридических лиц. Вместе с этим: Статья 23.21 двадцать третьей главы КоАП «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков» Указанные органы, могут рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений, которые предусмотрены ст. ст. 7.10, 7.2 (ч.1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также ст. ст. 8.8, 7.34 упомянутого кодекса. Право рассмотрения дел в структуре административных правонарушений по поручению органов, перечисленных в ч. 1 статьи есть у: Главного госинспектора РФ по охране и эксплуатации земли, и его заместителей; Главных госинспекторов определенного субъекта РФ по охране и эксплуатации земли, и их заместителей; Главных городских и районных госинспекторов по охране и эксплуатации земли, и их заместителей. Незаконный захват земли общего пользования: куда жаловаться Земельный кодекс РФ говорит о том, что контролируют ситуацию с использованием земельных участков, уполномоченные на то государственные органы (Госземконтроль), ОМС или уполномоченные последними органы (Земельный контроль муниципалитета), органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, иные организации общественного характера (объединения), а также отдельные лица из числа граждан (Земельный контроль общественного направления), и другие субъекты землепользования: владельцы и собственники, пользователи и арендаторы, при выполнении ими хозяйственной деятельности (Земельный контроль производственного направления). Основываясь на правительственном постановлении под № 689 от 15 ноября 2006 года «О земельном государственном контроле», Росреестр, в лице территориальных органов, производит контроль, включая соблюдение исполнения требований, продиктованных земельных законодательством о недопустимости самовольного занятия отдельных участков земли, выполнения земельного обмена и эксплуатации земли без наличия оформленных в соответствии с законом правоустанавливающей документации и без разрешительных в проведении хозяйственной деятельности документов. В качестве оснований для выполнения проверочных действий по отношению к определенному участку, служат отдельные обращения и жалобы, поступающие от юр. и физ. лиц, так или иначе, касающиеся вопросов нарушения законодательства в земельной сфере. Каждый имеет законное право на обращение в Управление Росреестра.
Земельный контроль ФЛ
по закону ФЛ уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки, посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре, либо ранее был представлен в орган государственного контроля (надзора), а теперь у меня вопрос???? нее позднее- это тоесть за три рабочих дня до начала проведения? и если ФЛ данное уведомление не получил? как быть? можно ли начинать проверку? или надо составлять акт о невозможности? надо ли смотреть на получения данного уведомления ФЛ?
Добрый день. Скиньте ,пожалуйста, наименование нпа и номер статьи, о которых Вы ведете речь.
Порядок и сроки уведомления физического лица о плановой проверке,
Плановую проверку чего вы имеете ввиду? Земельный контроль?
Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.
Земельное законодательство рассматривает не только права собственности физических, юридических лиц и государственных органов на определенные земельные территории, права и обязанности пользователей в сфере эксплуатации участков, но и выполнение определенных мероприятий по осуществлению оценки качества и состояния почвы, разработке мер по улучшению и защите земель, а также составлению учетных схем и планов, которые утверждают границы и административные пределы государственных земель.
Обратной стороной землеустроительных мероприятий является муниципальный земельный контроль, проведение которого предусматривается действующим законодательством. Государственный земельный контроль муниципального уровня призван выполнять основные задачи по контролю за соблюдением местными органами, физическими и юридическими лицами государственных норм и правил.
Поэтому каждый собственник, пользователь и владелец земельных участков дожжен знать, в чем заключается проведение земельного контроля, какие органы отвечают за его осуществление, а также в чем заключаются ключевые функции земельного контроля муниципального уровня.
Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие
Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере. Такой контроль позволяет оптимально и рационально использовать все природные ресурсы государственной территории, а также сделать процесс учета и контроля землепользования максимально прозрачным и открытым.
Ключевые функции проведения муниципального земельного контроля:
- соблюдение всех правил и законов по использованию государственных земель;
- исключение случаев самовольного захвата территорий, а также использования участков без официально оформленной документации в законном порядке;
- предоставление достоверных и полных данных о фактическом состоянии участков;
- соблюдение целевого предназначения земель;
- предотвращение случаев порчи земель сельскохозяйственного предназначения, что включает уничтожение, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, использование пестицидов, вредных химикатов, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей;
- своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ;
- выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель;
- расстановка и сохранность знаков межевания территорий;
- исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений;
- соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками;
- своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.
Соответственно, муниципальные учреждения – это органы муниципальных образований, которые избираются местным населением или образуются представительным органом и наделяются всеми полномочиями по решению земельных вопросов муниципального масштаба.
Осуществление муниципального земельного контроля входит в компетенцию следующих структур:
- представительного органа муниципального образования;
- главы муниципального образования;
- местных администраций.
Составление акта проверки муниципального земельного контроля
Результатом проведения земельного контроля муниципального уровня является соответствующий акт, в который вносятся данные о виновности или невиновности лиц, а также привлечении их к административной ответственности.
Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:
- дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
- учетный номер муниципального распоряжения;
- инициалы лица, которое составляет документ;
- сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
- данные о земельном участке;
- сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
- подписи всех участников процесса проверки.
В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Государственный земельный надзор возлагается на федеральные исполнительные органы власти.
Под государственным земельным надзором следует понимать комплекс мер со стороны уполномоченных государством органов, которые нацелены на то, чтобы предупредить, выявить, а также пресечь нарушение норм действующего земельного законодательства.
Служба по надзору природользования
Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:
- выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
- разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
- требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.
Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.
При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.
Понятие муниципального земельного контроля
Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства.
Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.
Особая роль земельного контроля муниципального уровня заключается в предотвращении случаев злоупотребления при переводе земель из одной административной категории в другую. В максимально внимательно муниципальные органы подходят к учету сельскохозяйственных земель.
Надзорные органы и поднадзорные лица
Государственный земельный надзор исполняется несколькими организациями:
- управлением Росреестра;
- Федеральной службой в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
- Федеральной службой, ответственной за природопользование.
Кроме того, исполнять функции могут их представители в конкретной местности (территориальные органы). На каждую из организаций, представляющих федеральную исполнительную власть, возложены определенные полномочия.
Применяется же государственный земельный контроль к таким участникам отношений в рамках земельного права, как:
- представители органов государственной власти;
- частные физические лица;
- представители местных органов самоуправления;
- руководители и представители любых юридических лиц;
- индивидуальные предприниматели.
Каждый из участников земельных отношений имеет право обратиться в компетентные органы в том случае, если речь идет о нарушении их прав. А те, в свою очередь, обязаны провести все соответствующие процедуры для установления факта нарушения.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля
Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.
Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.
Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:
- при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства;
- для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства;
- в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.
Управление Росреестра и полномочия его сотрудников
Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:
- в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
- в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
- в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
- в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
- в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).
В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.
В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.
Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности
Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.
О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.
Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений. Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности. На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.
За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.