Понятие государственного строительного надзора

Понятие государственного строительного надзора ЕРВК

Программа проверок строительного надзора

В компетенцию органов по государственному строительному надзору входит составление программы проверки и право привлечения компаний-нарушителей к административной ответственности. Разработкой программы занимается должностное лицо контролирующего органа. Составление программы происходит с учетом следующих нюансов:

  • конструктивных особенностей ОКС;
  • характера работ по строительству и реконструкции;
  • условий дальнейшей эксплуатации объекта;
  • прочих факторов, которые должны быть учтены согласно требованиям технических регламентов, правил и нормативов.

При разработке программы проверки принимают во внимание нормативно-правовые акты и проектную документацию.

В процессе проведения проверки должностное лицо органа контроля проверяет:

  • соблюдение требований по выполнению строительных, ремонтных, восстановительных работ;
  • устранение ранее выявленных нарушений в области соответствия работ требованиям техрегламентов;
  • соблюдение запрета на выполнение каких-либо работ до получения компанией акта об устранении обнаруженных нарушений.

В зависимости от конкретного случая проверку могут проводить с экспертизой, лабораторными исследованиями, обследованиями объекта, испытаниями работ и строительных материалов. Если контролирующий орган выявляет нарушения, должностное лицо составляет соответствующий акт. На основании данного документа застройщик, заказчик или подрядчик получает предписание о необходимости устранить обнаруженные нарушения.

Документы составляют в двух экземплярах. Дополнительно к акту прилагают документы, составленные или полученные в результате проверки, если они имеются. Первый экземпляр акта и предписания и копии этих бумаг передают ответственному за выявленные нарушения лицу. Вторые экземпляры документов остаются в деле контролирующего органа стройнадзора.

За нарушение требований технической и проектной документации при проектировании, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрена административная ответственность. Это же касается нарушений, выявленных относительно используемых строительных материалов. Административная ответственность может применяться в виде предупреждения, денежного штрафа в размере 20-30 тыс. руб. для должностных лиц, денежного штрафа в размере 100-300 тыс. руб. для юридических лиц.

Чаще всего причиной привлечения застройщика к административной ответственности становится начало строительных работ до получения необходимых разрешений. Застройщик, заказчик или подрядчик обязаны получить заключение о соответствии (ЗОС), а потом начинать строительные работы на ОКС. Ненадлежащее выполнение данного требования влечет административную ответственность.

Чтобы избежать проблем при взаимодействии с органами контроля и надзора, важно предварительно подготовить необходимую документацию. У компании могут возникнуть сложности с получением заключения о соответствии из-за отсутствия исполнительной документации, а также в результате отсутствия ведения надзора. Если застройщик, заказчик или подрядческая организация приступили к работам раньше времени, до получения разрешения или не уведомили соответствующие органы, могут возникнуть серьезные осложнения со стройнадзором. В этой ситуации спасти положение поможет наше Заключение о соответствии фактически выполненных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации по ГОСТ 31937-2011.

Функции и задачи государственного стройнадзора

Государственный стройнадзор представляет собой комплекс мероприятий по инспектированию, аудиту, проверке разрешительной документации на строительство и реконструкцию капитальных объектов.

В сферу деятельности органов государственного строительного надзора входит осуществление контроля процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений. Надзорные функции возложены на федеральные и региональные органы исполнительной власти. Мероприятия по инспектированию и контролю осуществляются в следующих случаях:

  • Возведение объектов капитального строительства, проектная документация которых требует проведения экспертизы согласно ГрК Российской Федерации (кроме отдельных случаев).
  • Реконструкция ОКС, включая работы по восстановлению объектов культурного наследия, проведение которых оказывает воздействие на конструктивные характеристики, влияет на надежность и безопасность.
  • Строительно-восстановительные работы в отношении других объектов, если для этого есть основания, утвержденные в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

https://youtube.com/watch?v=XG9OkagrOgw%3Ffeature%3Doembed

Проведение строительного надзора позволяет решать важные задачи:

  • предотвращать нарушения законодательных требований о градостроительной деятельности;
  • выявлять несоблюдение технических регламентов и проектной документации;
  • пресекать нарушения, допускаемые компаниями-застройщиками, подрядчиками, заказчиками строительных работ и т.д.

Понятие государственного строительного надзора

Выполнять строительные работы в отношении ОКС и ОКН разрешается после проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществленных для разработки такой документации. Экспертизу проводят в форме государственной или негосударственной проверки. Если в законе не указано, что заказчик обязан инициировать только государственную экспертизу проектной документации и результатов допроекнтых изысканий, он вправе выбирать организацию для проведения экспертизы. В противном случае необходимо направить запрос в соответствующий государственный орган. Процедура, порядок, правила назначения и проведения госэкспертизы закреплены в Постановлении №145 (ред. от 22.10.2018 г.) Правительства Российской Федерации.

За негосударственной экспертизой обращайтесь в компанию «Независимое Экспертное Партнерство». Наши эксперты имеют все необходимые допуски и компетенция для оказания данной услуги.

Уточнения в отношении экспертизы и стройнадзора

21.03.2019 г. Правительство РФ внесло Постановление №296, которое расширяет состав сведений, включаемых в ЕГРЗ в отношении объектов капитального строительства. Это связано с тем, что в судебной практике увеличилось количество случаев судебных разбирательств в отношении правовой природы земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости. Подраздел реестра, отражающий заключение экспертизы, теперь дополняют следующими сведениями:

  • кадастровый номер земельного участка или участков, на территории которых находится объект, или запланировано строительство нового здания;
  • номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка, а также номер и дата документа, утверждающего документацию по планировке территорий, при подготовке проектной документации по линейному объекту;
  • дата включения в реестр данных о заключении экспертизы.

В связи с внесенными изменениями, дополнительную информацию также указывают в подразделе о документации, предоставленной для проведения экспертизы. Фиксируют данные о сметной стоимости строительства объекта – стоимость на дату начала экспертизы и стоимость на дату утверждения заключения. Дополнительно вносят сведения о проверке достоверности рассчитанной стоимости, если сметная стоимость объекта такой проверке подлежит по закону.

Законодательные нюансы и разнообразные регламенты усложняют взаимодействие с государственного строительного надзора для застройщика. Чтобы максимально упростить процедуру, нужно заранее проверить правовой статус земельного участка, его границы и координаты, а также разрешенный вид использования. Проведение строительных работ без соответствующего заключения экспертизы запрещено по закону.

Категории рисков объектов капитального строительства

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806, при организации государственного стройнадзора объектам, которые строят или реконструируют, присваивают определенные категории риска. Присвоение категории происходит после поступления извещения о начале работ на ОКС. Во внимание принимают сведения проектной документации с положительным экспертным заключением. Категорию риска присваивают на основе приказа или распоряжения руководителя контролирующего органа или его заместителя. В программе проверок фиксируют сведения о присвоении категории риска.

Ведением реестра подконтрольных объектов и размещением информации об ОКС и присвоенных категориях занимаются органы регионального строительного надзора. Данные размещают в информационных системах регионального государственного стройнадзора и на сайтах этих органов. Публикации на официальных интернет-ресурсах подлежат следующие сведения:

  • наименование, адрес, этап работ на объекте;
  • дату и номер (реквизиты) разрешения на строительство;
  • сведения о застройщике (наименование юрлица или ФИО ИП);
  • информацию о категории риска по объекту капитального строительства.

Программу проверок в сфере регионального государственного строительного надзора составляют с учетом категории риска и устанавливают количество проверок:

  • не более 12 проверок для категории высокого риска;
  • не более 10 проверок для категории значительного риска;
  • не более 7 проверок для категории умеренного риска (Постановление №806 в ред. от 25.10.2017 г.).

Если работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений проводят в условиях стесненной городской застройки, на объектах с площадью больше 20000 кв. м или при работах в сложных инженерно-геологических условиях, количество проверок может быть увеличено на две. Проверку проводит должностное лицо надзорного органа согласно утвержденной программе или в случае получения специальных извещений (ч. 6 ст. 52, ч. 3 ст. 53 ГрК РФ).

Проверка может быть инициирована на основании обращений физических и юридических лиц, а также по запросам, поступившим от государственных и органов местного самоуправления. Застройщик имеет право оспорить постановление проверяющего органа при наличии объективных оснований для судебного разбирательства. В судебной практике существуют случаи, когда требования компании к службе надзора были удовлетворены. В частности суд признал:

  • недействительность акта проверки, предписания об устранении нарушений;
  • незаконность постановления о привлечении общества к административной ответственности.

В спорном распоряжении была указана внеплановая проверка организационно-правового порядка. Суд указал, что контролирующий орган имеет право провести проверку на основании обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также по запросам госорганов и органов местного самоуправления. В этом случае выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры и без предварительного уведомления компании. Но в рассматриваемом случае не было достаточных оснований и требуемой информации для приведения внеплановой проверки. Судебное разбирательство было решено в пользу компании.

Объекты, не подлежащие экспертизе

В ряде случаев экспертиза проектной документации и результатов изысканий не проводится. К ним относятся работы в отношении следующих объектов:

  • здания и сооружения, отнесенные к объектам индивидуального жилищного строительства;
  • отдельно стоящие ОКС не выше двух этажей, занимающие общую площадь не более 1500 кв.м., если объекты не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (исключение – особо опасные, уникальные, технически сложные ОКС);
  • садовые дома;
  • жилые дома, этажность которых не превышает трех этажей, состоящие из 10 и менее блоков и отвечающие другим установленным требованиям, если строительные работы или реконструкцию осуществляют без привлечения бюджетных средств;
  • объекты, в отношении которых не нужно получать разрешительную документацию на выполнение строительства или реконструкции;
  • экспертиза не проводится в отношении разделов, разработанных для проведения капитального ремонта объектов.

Проведение государственного стройнадзора не инициируется, если конкретный случай относится к исключениям из законодательно установленных требований.

В августе 2018 года в градостроительное законодательство был внесен ряд изменений. Согласно данным изменениям предметом государственного строительного надзора выступает проверка на предмет отсутствия нарушений по следующим пунктам:

  • соблюдение проводимых работ и стройматериалов, используемых в ходе строительства или реконструкции, результатов строительных мероприятий требованиям проектной документации, включая соответствие требованиям энергоэффективности (кроме ОКС, на которые такие требования не распространяются) и оснащенности приборами учета расходуемых энергоресурсов;
  • проверка наличия разрешительной документации на проведение строительных и работ по реконструкции;
  • соблюдение выполнения требований, зафиксированных в положениях ст. 52 ГрК РФ.

В ходе проверки на соответствие законодательным требованиям надзорные органы устанавливают следующие моменты:

  • кто выступает контрагентом застройщика, технического заказчика, регионального оператора или ответственного за эксплуатацию объекта лица – с кем заключен договор;
  • имеет ли право компания или индивидуальный предприниматель вести работы по договорам строительного подряда – вести такие работы разрешается членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС;
  • может ли ИП или компания, не состоящая в СРО, на законных основаниях выполнять работы по договору строительного подряда – разрешено осуществлять такую деятельность, если сумма каждого контракта не превышает 3 млн. руб.

Застройщик имеет право самостоятельно выполнять строительные работы, если закон не предусматривает иное, а сам застройщик является членом СРО. В противном случае компании-застройщику необходимо привлекать стороннюю организацию – соответствующих контрагентов для выполнения договоров строительного подряда.

Стоит заметить, что наличие декларации промышленной безопасности не является предметом государственного строительного контроля.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля