По федеральному государственному экологическому мониторингу (вместо постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014)

Экологический надзор – это не результат, а процесс, который
осуществляется государственным органом – Росприроднадзором. Он реализует свои
функции как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Федеральный государственный экологический надзор проводится центральным органом природоохранного ведомства. Его проверке подвергаются объекты, которые представляют государственную важность (государственные энергетические системы, объекты, отвечающие за обороны и безопасность страны), входят в утвержденный правительством перечень.

  • Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности
  • Что такое инспекция экологического надзора?
  • Федеральный и региональный экологический надзор
  • Виды
    экологического надзора
  • Экологический надзор в регионах РФ
  • Проведение
    расследований
Содержание
  1. Что такое инспекция экологического надзора?
  2. Федеральный экологический надзор
  3. Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области
  4. Управление по Москве
  5. Региональный экологический надзор
  6. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
  7. Контакты Департамента
  8. Нормативно-правовые акты
  9. В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор
  10. На каком основании может проводиться надзорное мероприятие
  11. Варианты проверок Ростехнадзора
  12. Порядок ведения проверки
  13. Рекомендуемые действия организации перед проверкой
  14. Структура центрального аппарата
  15. СсылкиПравить
  16. Подведомственные службы и агентстваПравить
  17. Структура Ростехнадзора
  18. Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности
  19. Отделы Управления природоохранного ведомства
  20. Организация деятельности Ростехнадзора
  21. Проведение расследований
  22. Центральный аппаратПравить
  23. ИсторияПравить
  24. Территориальные органы Ростехнадзора
  25. Виды экологического надзора
  26. ПолномочияПравить
  27. Деятельность министерстваПравить
  28. Структура подведомственных организаций Ростехнадзора

Что такое инспекция экологического надзора?

По федеральному государственному экологическому мониторингу (вместо постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014)

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например,
предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее
соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные
проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте.
Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в
себя:

  • Интервьюирование
    представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  • Просмотр
    записей и отчетов;
  • Фотографирование,
    аудио и видео фиксация;
  • Сбор
    образцов, проведение их экспертизы;
  • Использование
    дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  • Экологической,
    например, качества воды в реке;
  • Объекта
    или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  • Географической,
    например, региона или местности;
  • Экосистемной,
    например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

сокращённо — Минприроды России

Дата создания

12 мая 2008

Предшественники

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (1996—1998)Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1992—1996)Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации (1991—1992)Министерство экологии и природопользования РСФСР (1991)Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР (1991)Государственный комитет СССР по охране природы (1988—1991)

Подчинено

Правительство Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Правительство Российской Федерации

Министр

Александр Александрович Козлов

Штаб-квартира

123995, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/655°45′42″ с. ш. 37°34′47″ в. д.HGЯO

Ключевой документ

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219 «О Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»

Медиафайлы на Викискладе

Под государственным
экологическим надзором понимаются
деятельность уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями и
гражданами требований закона, посредством
организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, и
деятельность уполномоченных органов
государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением обязательных
требований.

Государственный
экологический надзор включает в себя:

-государственный
надзор за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр;

-государственный
надзор в области обращения с отходами;

-государственный
надзор в области охраны атмосферного
воздуха;

-государственный
надзор в области охраны водных объектов;

-федеральный
государственный контроль (надзор) в
области рыболовства и сохранения водных
биоресурсов;

-федеральный
государственный охотничий надзор;

-государственный
надзор в области охраны и использования
особо охраняемых природных территорий.
И тд.

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Производственный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной и
иной деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных
ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных законодательством
в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной
и иной деятельности обязаны представлять
сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного
экологического контроля, об организации
экологических служб на объектах
хозяйственной и иной деятельности, а
также результаты производственного
экологического контроля в соответствующий
орган государственного надзора.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется общественными
объединениями и иными некоммерческими
организациями в соответствии с их
уставами, а также гражданами в соответствии
с законодательством.

Результаты
общественного контроля в области охраны
окружающей среды, представленные в
органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленном законодательством.

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России был утвержден приказ, в котором указан перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Список таких организаций можно посмотреть здесь — 77.rpn.gov.ru/node/830. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в соответствующий орган исполнительной власти Москвы.

Государственный экологический надзор включает в себя:

Федеральный экологический надзор

Организации, подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по городу Москве и Калужской области.

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области

Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня на территории г. Москвы и Калужской области.

Управление по Москве

  • Факс: +7 (4842) 56-35-05.
  • Режим работы: Пн-Чт 9.00-18.15, Пт 9.00-17.00, обед 13.00-14.00, Сб, Вс — выходные дни.

Региональный экологический надзор

Организации, не подлежащие федеральному экологическому надзору на территории Москвы, должны подавать экологическую отчетность в зависимости от вида надзора в соответствующий орган исполнительной власти.

Вид надзораИсполнительный орган

Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недрДепартамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Надзор в области охраны атмосферного воздуха

Надзор в области использования и охраны водных объектов

Надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ—

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

По федеральному государственному экологическому мониторингу (вместо постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014)

Департамент является органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим государственный экологический надзор на территории города, а именно:

  • Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • Надзор в области обращения с отходами;
  • Надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • Надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • Надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • Надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • Охотничий надзор.

Контакты Департамента

  • Факс: +7 (495) 690-58-48.
  • Время работы: понедельник-четверг с 8-00 до 17-00, пятница с 8-00 до 15-45, перерыв с 12-00 до 12-45.

Нормативно-правовые акты

Back to top button

Для контроля деятельности компаний, в том числе бюджетных структур, строительной, промышленной, энергетической направленности Ростехнадзором (Федеральной службой РФ по надзору за экологической, технологической, атомной деятельностью) осуществляются систематические проверки.

В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор

Сотрудники Ростехнадзора наделены правом выполнения ревизии предприятий и организаций, определенных приложением к ФЗ № 116 (21.07.1997) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая компании, разрабатывающие или использующие:

  • земельные недра;
  • окисляющие или токсичные материалы;
  • взрывчатые вещества;
  • атомную энергию;
  • гидротехнические устройства;
  • тепловые, электрические промышленные установки, работающие при повышенном давлении;
  • грузоподъемные приспособления и механизмы.

Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:

  • Проверка документации, связанной с использованием объектов повышенной опасности, полный список которой размещен в регламенте к приказу Ростехнадзора № 325 (25.07.2013). Приблизительный набор изучаемых документов включает:
    учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;нормативные положения о правилах ведения работ;журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;соглашения о страховании риска (ответственности);предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
  • учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;
  • материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;
  • документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;
  • разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;
  • проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;
  • нормативные положения о правилах ведения работ;
  • журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;
  • экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;
  • графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;
  • соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;
  • информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;
  • соглашения о страховании риска (ответственности);
  • предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
  • Осмотр опасного производственного объекта, направленный на удостоверение в его целостности и определение несоответствия требованиям норм безопасности. По результатам осмотра составляется акт (в 2 экземплярах), наличие которого должно отражаться в журнале по учету проверок.

На каком основании может проводиться надзорное мероприятие

Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

  • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
  • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
  • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
  • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
  • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
  • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
  • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

Варианты проверок Ростехнадзора

Виды установленных законодательно проверок (ФЗ № 294, 26.12.2008) разделяются по процедуре и причинам для ревизии.

В первом случае подразумеваются проверки документарные и выездные. Проверка документарная выполняется без поездки к месту расположения проверяемой организации. Компания получает официальный запрос о предоставлении документов по прилагаемому перечню с определением срока их предоставления и периода мероприятия.

Внимание! При выездном варианте проверки организация уведомляется не позже чем за 3 дня до начала проверки.

Инспектирующие сотрудники на месте изучают документы и фактическое состояние предметов повышенной опасности.

Во втором случае ревизии разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия по законодательству разрешены не чаще одного раза в 3 года, за исключением предприятий ряда отраслей (к примеру, здравоохранение, образование), для которых применяется интервал между проверками меньшей продолжительности. Дата их проведения (после обязательного согласования с Генеральной прокуратурой) размещается на официальном сайте Ростехнадзора и доступна для ознакомления желающим.

Внеплановые мероприятия проводятся при получении контролирующим органом информации об угрозе жизнедеятельности граждан или окружающей среде, а также для контроля выполнения предписания, вынесенного ранее. Сведения о дате мероприятия на сайте проверяющей структуры не размещаются, но согласование с прокуратурой обязательно, кроме случаев возможной угрозы безопасности и жизни граждан. В подобных случаях Ростехнадзор лишь уведомляет органы прокуратуры о начале работ.

К сведению! Организация получает извещение о внеплановой проверке не позже чем за сутки (24 часа) до начала, но уведомлять проверяемых необязательно в ситуациях аварии, угрозы для людей или окружающего пространства.

Порядок ведения проверки

Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).

До начала процедуры проверяющие предъявляют распоряжение и собственные служебные удостоверения руководству организации/замещающему его лицу.

Кстати! При отсутствии указанных документов ревизоры могут быть не допущены к документам и на территорию организации к объектам проверки.

Проверка с выездом сопровождается визуальным осмотром всех территорий, где фактически ведется деятельность организации, в том числе всех имеющихся филиалов или подразделений по разным адресам.

Инспекторами проверка начинается с документов, относящихся к объектам производства повышенной опасности. Данные, отнесенные к коммерческой тайне, также попадают в перечень проверяемого (при предъявлении отдельного запроса на доступ к закрытым сведениям). После изучения документов комиссия переходит к визуальному осмотру зданий и построек, оборудования и агрегатов.

Срок процедуры не может продолжаться больше 20 рабочих дней с возможностью продления периода на такой же срок в исключительных обстоятельствах (к примеру, при необходимости длительной экспертизы).

Действия инспекторов заканчиваются составлением акта по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 141 (30.04.2009). До подписания документа следует убедиться в соответствии всех сведений: даты, места, вида ревизии, оснований мероприятия, выявленных расхождений.

К сведению! При наличии в акте ошибочной информации представитель предприятия может потребовать их исправления. В случае отказа со стороны ревизора следует составить пояснительный документ с возражениями в срок до 15 дней после подписания акта о проверке.

По полученным результатам, отраженным в акте Ростехнадзора, руководство предприятия или ответственный исполнитель могут быть привлечены к административным мерам наказания с наложением штрафов согласно КоАП РФ (ст. 9). По некоторым нарушениям, в результате которых скончался человек, был нанесен тяжкий вред его здоровью или нанесен значительный ущерб окружающей среде, возможно привлечение к уголовной ответственности в рамках УК РФ (ст. 143, 216, 217, 269).

Рекомендуемые действия организации перед проверкой

Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.

Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.

Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.

Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.

Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.

Структура центрального аппарата

В центральный аппарат Ростехнадзора включены 15 отделов:

  • по управлению делами;
  • по обеспечению организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности;
  • по управлению финансами;
  • по государственной службе и кадрам;
  • по правовому регулированию;
  • по межгосударственному сотрудничеству;
  • по защите государственной тайны;
  • по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок;
  • по регулированию безопасности объектов ядерной промышленности (топлива, энергетических установок, ядерных материалов);
  • по горному контролю;
  • по общепромышленному контролю;
  • по строительному надзору;
  • по энергетическому контролю;
  • по угольной промышленности;
  • по нефтегазовой промышленности.

Центральное ведомство контролирует деятельность территориальных органов службы, а также подведомственных организаций.

СсылкиПравить

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России утверждает приказы по каждому региону, в которых указывается перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в орган исполнительной власти Субъекта РФ.

Подведомственные службы и агентстваПравить

Бывший заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий считает, что негативные тенденции в сфере государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в 2016 году стали приобретать признаки коллапса. Система заповедников и национальных парков начинает все больше восприниматься не как непреходящая ценность, созданная усилиями тысяч людей на протяжении века, а как пожалованный феод.Минприроды России не в состоянии:

  • обеспечить действенный контроль за деятельностью подведомственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ;
  • наладить систему повышения профессиональной квалификации штатного персонала ООПТ;
  • организовать систему методического обеспечения деятельности подведомственных ФГБУ и оказания им консультативной помощи;
  • завершить начатую ещё 8 лет назад масштабную работу по приданию индивидуальным положениям о федеральных ООПТ статуса полноценных нормативных правовых актов;

Структура Ростехнадзора

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность с помощью трех подразделений:

  • центрального аппарата;
  • территориальных органов;
  • подведомственных организаций.

Каждое ведомство осуществляет полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По федеральному государственному экологическому мониторингу (вместо постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014)

Структура центрального аппарата

Территориальные органы Ростехнадзора

Структура подведомственных организаций Ростехнадзора

Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности

Надзор или мониторинг соответствия является одним из ключевых
компонентов, используемых Росприроднадзором для обеспечения соблюдения
регулируемым сообществом законов и норм по охране окружающей среды. Он
охватывает все действия регулирующего органа, выполняемые для определения того,
соответствует ли объект (или группа объектов, например, заводы, географически,
по секторам или корпоративной структуре) применимому законодательству.
Мониторинг соответствия включает в себя:

  • Разработка
    и реализация стратегий мониторинга соблюдения установленных правил охраны
    окружающей среды;
  • Мониторинг
    соответствия на месте: проверки соответствия, оценки и расследования (включая
    проверку разрешений, данных и другой документации);
  • Мониторинг
    соответствия за пределами площадки: сбор данных, анализ, отчетность,
    координация программ, надзор и поддержка;
  • Обучение,
    проверка и поддержка инспекторов.

Природоохранное ведомство предоставляет стимулы и аудит соответствия, чтобы поощрять учреждения к выявлению и раскрытию нарушений. Нарушения также могут быть установлены по результатам проверки заявлений и жалоб, полученных от организаций и частных лиц. Нарушения, обнаруженные в результате любой из этих действий, могут привести к гражданскому или уголовному преследованию.

Отделы
Управления природоохранного ведомства

Структурно Управление Росприроднадзора разделено на отделы по
направлениям наиболее важных областей надзора и охраны, а именно:

Кроме того, в него входят два специальных отдела, а именно:

  • Методического
    обеспечения и регулирования надзорной деятельности
  • Разрешительной
    деятельности в области обращения с отходами.

Организация деятельности Ростехнадзора

Организация деятельности службы производится согласно III главы постановления Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 года (в ред. от 5 декабря 2011 года).

В подразделениях назначаются руководители, которые несут ответственность за выполнение обязательств службы. Количество заместителей установлено Правительством Российской Федерации.

Проведение
расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса
соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для
завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е. несколько недель, по
сравнению с одним или несколькими днями). Они назначаются теми органами
(федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если
есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных
и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  • Регулярные
    жалобы граждан;
  • Официальной
    информацией из другого государственного органа или частной организации;
  • Результаты
    исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную
    проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный
вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект
хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной,
административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения
вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из
результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают
ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Центральный аппаратПравить

  • Департамент государственной политики и регулирования в области водных ресурсов, экономики природопользования и управления федеральным имуществом
  • Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования
  • Департамент международного сотрудничества и климатических изменений
  • Департамент государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов
  • Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира
  • Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
  • Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий
  • Бюджетный департамент
  • Правовой департамент
  • Департамент цифровизации и управления кадрами
  • Департамент государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления
  • Специальный отдел

ИсторияПравить

До 1988 года входило в состав Министерства геологии СССР.

В 1988—1991 гг. Государственный комитет СССР по охране природы (Государственный комитет РСФСР по охране природы)

В 1990—1991 гг. Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию

В 1991 году Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР (Министерство экологии и природопользования РСФСР)

В 1991—1992 гг. Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации

В 1992—1996 гг. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации

В 1996—2000 гг. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды

В 2000—2008 гг. Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Территориальные органы Ростехнадзора

По федеральному государственному экологическому мониторингу (вместо постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014)

В задачи территориального органа Ростехнадзора входит рассмотрение и принятие решений по поступившим обращениям различных органов (государственной власти, местного самоуправления и т. д.), а также граждан.

На основании приказа № 179 «О территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 22 ноября 2004 года были утверждены следующие территориальные органы:

Виды
экологического надзора

По федеральному государственному экологическому мониторингу (вместо постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014)

Органы государственного экологического надзора проводят следующие
виды надзора:

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и
использования:

ПолномочияПравить

  • геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
  • использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
  • использование и охрана водных объектов;
  • эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;
  • охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • охрана атмосферного воздуха;
  • обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
  • совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Деятельность министерстваПравить

Министерство также проводит экоконтроль на предприятиях России.

Структура подведомственных организаций Ростехнадзора

В приказе Ростехнадзора № 1021 от 28 октября 2010 года утвержден перечень подведомственных учреждений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

  • Научно-технические центры:
  • по ядерной и радиационной безопасности, г. Москва.
  • «Энергобезопасность», г. Москва.
  • Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии, г. Саратов.
  • Центры лабораторного анализа и технических измерений по:
  • Центральному федеральному округу, г. Москва.
  • Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород.
  • Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск.
  • Федеральное государственное образовательное учреждение «Учебно-методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию», г. Москва.

Целью создания предприятий является получение и реализация новых научных знаний обеспечения безопасности. Учреждения осуществляют анализ и обоснование применения объектов регулирования в мирных и оборонных целях.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля