Государственный экологический надзор
Солдатенков Олег Олегович, доцент кафедры трудового и предпринимательского права юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права, кандидат юридических наук.
В статье анализируются отдельные теоретические и практические проблемы осуществления государственного экологического надзора в сфере природопользования, связанные с несовершенством экологического и административного законодательства. Автор исследует «договорный» и публичный (государственный) надзор, соотношение отдельных форм экологического надзора.
Ключевые слова: государственный экологический контроль и надзор, правоприменительная практика, охрана окружающей среды, природопользование.
State ecological monitoring: some issues of theory and practice
Soldatenkov Oleg Olegovich, Ph.D. in Law, Docent (Associate professor) Khabarovsk State Academy of Economics and Law Faculty of Law.
Key words: state environmental supervision and control, law-application practice, protection of environment, nature management.
Экологический надзор и договор природопользования
Одним из важных достижений развития отрасли экологического права на современном этапе является расширение договорного порядка предоставления в пользование природных ресурсов. Однако это в целом положительное явление имеет следствием определенные проблемы на стыке хозяйственных интересов природопользователей и публичных интересов охраны окружающей природной среды. Обычной практикой стало проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов под видом проверки выполнения договорных условий. При этом выявляются нарушения требований законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих правила природопользования, а сами проверки проводятся органами государственной власти или государственными учреждениями, осуществляющими государственный экологический надзор.
Проверки и мероприятия по контролю
Следует исключить возможность проведения контрольных мероприятий с целью подмены ими плановых и внеплановых проверок. Зачастую из материалов административных дел прямо следует, что рейдовый выезд назначается в связи с поступившей информацией о нарушении законодательства хозяйствующим субъектом, в частности, установить ограничения по проведению рейдов в отношении территорий, природные ресурсы которых переданы в пользование хозяйствующим субъектам и находятся в разработке/эксплуатации. В этих случаях должны быть проведены мероприятия в рамках Федерального закона N 294-ФЗ.
Если в ходе мероприятия происходит взаимодействие его участников и природопользователя (например, опросы, истребование документов, приостановление деятельности на время рейда, осмотр и досмотр техники), оно должно рассматриваться как проверка по смыслу Федерального закона N 294-ФЗ. В крайнем случае в ходе рейда возможен переход в режим внеплановой проверки хозяйствующего субъекта с последующим уведомлением прокурора.
Целесообразно также на уровне высших судебных инстанций обобщить и разъяснить практику по наиболее спорным вопросам экологического надзора, не имеющим единообразного подхода у судов, рассматривающих соответствующие споры.
Литература
- Ребец К.В. Документы как источники доказательств по делам об административных правонарушениях: понятие и классификация // Юрист. 2008. N 12.
- Заславская Н.М. Проблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля // Экологическое право. 2010. N 3.
- Петров А.В., Епифанов А.Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора // Журнал Российского права. 2013. N 7.
от 30 июня 2021 г. N 1096