Приложение 40к приказуИнспекцииот 29.06.2022 N 56-01-04-41
об отсрочке исполнения предписания
На основании акта проверки от ______________ N ________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование
организации, адрес организации (ее филиалов, представительств,
обособленных структурных подразделений)
выдано предписание об устранении нарушений от ______________ N _________.
Исполнение предписания в срок до ___________ не представляется возможным
(указать обстоятельства, вследствие которых исполнение предписания
невозможно в установленный срок)
Прошу рассмотреть возможность отсрочки исполнения предписания до
— документы, подтверждающие невозможность исполнения предписания в
Подпись уполномоченного лица
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено направление в адрес органов государственного контроля (надзора) ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний. Данное ходатайство оформляется в случае, если нарушения, указанные в предписании, не устранены в установленный срок. Департаментом по надзору контрою в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств принимается решение о продлении сроков предписаний, за исключением предписаний, решение о признании которого исполненным влечёт возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации, приёма обучающихся в образовательную организацию.
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №438.rtf
ХОДАТАЙСТВО о продлении срока предписания.docx
Можно ли перенести сроки по исполнению предписания МЧС? Как это сделать?
Срок, в течение которого адресату предписания нужно устранить указанное в нем нарушение, должен быть указан в самом предписании (этого требует Типовая форма предписания, установленная Приложением 2 к распоряжению МЧС России от 03.09.2021 N 777).
При определении срока исполнения предписания должны учитываться такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», далее — Закон о госконтроле). А если такое исполнение связано с расходованием денежных средств, — орган ГПН дополнительно рассматривает вопрос об учете имущественного и финансового положения контролируемого лица (ч. 5 ст. 14 Закона о госконтроле).
Если исполнить предписание в установленный в нем срок невозможно, то должностное лицо госпожнадзора может отсрочить его исполнение на срок до одного года (об этом принимается отдельное решение по процедуре, аналогичной рассмотрению возражений на Акт контрольно-надзорного мероприятия (ст. 93 Закона о госконтроле)). Для этого в орган ГПН нужно через ЕПГУ подать ходатайство об отсрочке (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 94 Закона о госконтроле), которое (с учетом требований ч. 2 ст. 93 и ст. 89 Закона о госконтроле) должно содержать все реквизиты, перечисленные ст. 41 Закона о госконтроле. Оно рассматривается в течение десяти дней со дня поступления в орган ГПН (ч. 2 ст. 94 Закона о госконтроле), контролируемое лицо должно быть извещено о месте и времени рассмотрения и может явиться для рассмотрения лично (ч. 3 ст. 94 Закона о госконтроле).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
1 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
За повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, деятельность хозяйствующего субъекта может быть приостановлена
Наиболее суровым наказанием за нарушение требований пожарной безопасности является приостановление деятельности объекта, на котором допущены такие нарушения.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 12 статьи 19.5 КоАП РФ) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Также предусмотрена ответственность за невыполнение такого предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей (часть 13 статьи 19.5 КоАП РФ).
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП РФ федеральный законодатель установил ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ответственность в виде административного приостановления деятельности применяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела, наличия (отсутствия) отягчающих вину обстоятельств, и т.д., и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений.
С. В. Николаев, аудитор
Журнал «Учет в производстве» № 8, август 2011 г.
Штрафы за нарушение противопожарных правил сейчас существенно возросли. О том, за что предприятие могут оштрафовать, и о проверках, которые проводит пожарный надзор, – в статье.
Органы государственного пожарного надзора действуют на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 (далее – Положение № 820). Они находятся в ведении МЧС России (ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).
Назначение ведомства – проверка соблюдения предприятиями требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона № 69-ФЗ, п. 1 Положения № 820).
Документы, содержащие требования пожарной безопасности
К таким документам относятся:
– Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
– Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313;
– нормы пожарной безопасности (НПБ) для различных объектов и сфер деятельности ( НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденные приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323).
Выполнение требований данных документов и проверяет пожарный надзор.
Документы, регулирующие процедуру проверки
Проверки могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными. Об этом сказано в статьях 9–12 Закона № 294-ФЗ.
Плановые проверки нельзя проводить чаще одного раза в три года. При этом они должны быть согласованы с прокуратурой и размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для внеплановой проверки содержится в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Например, это может быть информация об угрозе пожара на том или ином предприятии (объекте).
Обратите внимание: некоторые внеплановые проверки также необходимо согласовывать с прокуратурой (ч. 5, 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
В своей работе инспекторы пожарного надзора используют Административный регламент, утвержденный приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517.
В данном регламенте собраны воедино требования законодательных и подзаконных актов, которые так или иначе регулируют вопросы проведения проверок соблюдения противопожарных правил, и подробно описаны полномочия проверяющих.
Если выявлены нарушения
В данном случае проверяющие обязаны (ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ):
1) выдать предприятию предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю над выполнением предписания, а также по предотвращению возможного пожара;
3) принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
Ответственность за невыполнение правил
С 17 июня 2011 года такая ответственность ужесточена. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 3 июня 2011 г. № 120-ФЗ, внесший изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Статья 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» Кодекса РФ об административных правонарушениях изложена в новой редакции. Штрафы, налагаемые на предприятия, выросли в 10 и более раз и составляют теперь от 90 000 до 500 000 руб. Также увеличены штрафы для должностных лиц предприятий. Руководители предприятий и другие лица, ответственные за пожарную безопасность, могут быть оштрафованы на сумму от 6000 до 50 000 руб.
Кроме того, появились новые составы административных правонарушений. А некоторые составы исключены. Это касается вопросов нарушения сертификации в области пожарной безопасности. Отныне они будут квалифицироваться по другим статьям кодекса, наказывающим за невыполнение требований сертификации. Увеличился срок для вынесения постановления по административному делу за нарушение пожарной безопасности. Теперь он составляет один год со дня совершения правонарушения ( ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Ранее этот срок не превышал трех месяцев.
Однако есть и послабления. Так, административное приостановление деятельности возможно теперь только за повторное нарушение требований пожарной безопасности (ч. 3, 4, 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий и сооружений, электротехнической продукции, к первичным средствам пожаротушения и обеспечению ими;
– к эвакуационным путям и выходам, а также системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации людей при пожаре, противодымной защите.
Раньше такое наказание можно было назначить за большее число нарушений противопожарных правил.
Ответственность за невыполнение предписания проверяющих
Штрафы за такие правонарушения, налагаемые на предприятия и их должностных лиц, также выросли в разы (ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Так, в отношении предприятия штраф составляет теперь от 70 000 до 80 000 руб., в отношении должностных лиц – от 3000 до 4000 руб. За повторное невыполнение предписания штрафы составят соответственно от 150 000 до 200 000 руб. и от 15 000 до 20 000 руб. При этом должностное лицо могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет.
Плановые проверки можно проводить один раз в три года. Перечень оснований для внеплановой проверки закрыт. Штрафы за невыполнение противопожарных правил и за невыполнение предписаний органов пожарного надзора существенно возросли.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Предписание государственного пожарного надзора выдается определенному субъекту проверки, указанному в документах проверки (например, собственнику объекта защиты — физическому лицу или индивидуальному предпринимателю), поэтому привлечь к ответственности за неисполнение предписания, выданного иному лицу в период, когда новый собственник не являлся владельцем указанного объекта защиты — здания магазина, невозможно. Однако смена собственника объекта защиты не освобождает нового владельца от обязанности выполнения требований пожарной безопасности (далее — ПБ) на нем и может повлечь в случае обнаружения инспектором ГПН факта нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и возникновения пожара, инициацию проведения новой внеплановой проверки и привлечение к административной ответственности нового владельца за нарушение требований ПБ по ее результатам.
Обоснование позиции: 1. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. 2. Ежегодное планирование проверок осуществляется в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев. Поэтому в ежегодном плане проверок орган ГПН указывает не только наименование проверяемого лица, но и (обязательно) место нахождения проверяемого объекта. Более того, если в ежегодном плане указан только объект защиты, подлежащий проверке, а проверяемое лицо не указано, то это нарушение не является грубым (определение ВС РФ от 12.12.2017 N 302-КГ17-18392, постановления АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2018 N Ф08-1539/18, ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2014 N Ф07-9629/13, иная позиция — в решении АС Камчатского края от 29.01.2018 по делу N А24-5825/2017). Если при подготовке плановой проверки выяснилось, что лицо, поименованное в утвержденном плане проверок, уже не является титульным владельцем объекта защиты, орган ГПН издает новое распоряжение о проверке того же объекта, но уже в отношении нового владельца (постановления Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7606/14, ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2013 N Ф01-6337/12, Восемнадцатого ААС от 28.08.2012 N 18АП-7742/12). Впрочем, иногда суд признает такую проверку незаконной по ч. 3 ст. 9 Закона 294-ФЗ в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок (постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2012 N Ф09-12923/12). Таким образом, продажа объекта защиты (изменение договорных отношений) с целью изменения статуса правообладателя на момент проверки не сможет такую проверку отменить (постановление Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7606/14). 3. В соответствии с абзацем 3 пункта 94 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом от 30.11.2016 N 644, если инспектор ГПН в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания выявил нарушения ПБ, создающие угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, принимаются меры для проведения новой внеплановой проверки: пожарный инспектор вправе составить рапорт об обнаружении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, и на основании этой информации вправе провести новую внеплановую проверку, на этот раз по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ в отношении нового собственника, и принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. 4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 6000 до 15 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 0000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей (часть 1 статьи 20.4КоАП РФ). Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего ФГПН, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 80 000 рублей. Повторное совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (части 12 и 14 статьи 19.5 КоАП РФ).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами: 1. Энциклопедия решений. Предмет и субъекты проверок со стороны органов ГПН; 2. Энциклопедия решений. Внеплановая проверка органами пожарного надзора; 3. Энциклопедия решений. Возбуждение органом ГПН дела об административном правонарушении.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Обухова Наталья
25 февраля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
– Вопрос: Каков срок для обжалования предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации? Как приостановить исполнение предписания?
– Ответ: Предписание по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации, в административном (внесудебном) порядке может быть обжаловано в течение пятнадцати дней. В случае применения внесудебного порядка обжалования действие предписания не приостанавливается на период срока, установленного для рассмотрения жалобы.
В судебном порядке предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого предписания по заявлению лица, обратившегося с административным иском.
Обоснование: Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (далее – Закон N 69-ФЗ) федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора. Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. “а” п. 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
Частью 12 ст. 6 Закона N 69-ФЗ закреплено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Частью 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов раскрыты Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ).
Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Наряду с Законом N 294-ФЗ право обжалования в досудебном или судебном порядке юридическим лицом (далее – заинтересованное лицо) предписаний об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки органом государственного пожарного надзора, установлено Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее – Административный регламент) (п. 11 Административного регламента).
В досудебном (внесудебном) порядке решение или действие (бездействие) должностного лица органа государственного пожарного надзора, принятое или осуществленное по результатам проверки, может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок в орган государственного пожарного надзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу государственного пожарного надзора (п. п. 98, 99 Административного регламента).
Жалоба заинтересованного лица может быть направлена руководителю органа государственного пожарного надзора, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа государственного пожарного надзора (п. 102 Административного регламента).
Жалоба, поступившая в орган государственного пожарного надзора, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления (п. 103 Административного регламента) и должна быть рассмотрена в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации (п. 104 Административного регламента).
Действие предписания не приостанавливается на период срока, установленного для рассмотрения жалобы (п. 99 Административного регламента).
При обжаловании в судебном порядке следует учесть, что требование об отмене предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, соответственно, данное предписание подлежит обжалованию в порядке административного судопроизводства в соответствии со ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.05.2016 по делу N 33а-5466/2016).
Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным заявлением об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 85 КАС РФ в случае обращения заинтересованного лица в суд по его заявлению суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
В указанных случаях суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения (ч. 2 ст. 85 КАС РФ).
По материалам “КонсультантПлюс” https://vk.cc/5F98Ga
С 1 июля 2021 года действует новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования. Разбираем, как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов.
Необходимость досудебного оспаривания
Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления. С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.
Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации. И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно. Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.
Досудебному обжалованию подлежат:
— решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
— акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;
— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).
Важно отметить, что обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, как и прежде, осуществляется в порядке главы 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).
Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).
С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.
Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).
Процедура досудебного оспаривания
Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):
— руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);
— вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));
— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).
Закон выделяет два способа подачи жалобы:
- В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
- В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.
При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).
В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.
Сроки подачи жалобы:
— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).
Нужно учитывать, что в силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, с большой долей вероятности возвращение в орган неполученного предписания будет трактоваться как его доставка заинтересованному лицу.
Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)
Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа. Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).
Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы
Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:
1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который можно проверить на сайте https://proverki.gov.ru/ (п. 1 ст. 41 Закона № 248).
Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).
Для рассмотрения жалобы орган использует «подсистему досудебного обжалования» в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В редких случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 1 и 2 ст. 43 Закона № 248).
Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).
По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение полностью или частично;
3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).
При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).
Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):
— истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
— отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
— заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;
— наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
— ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
— жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
— ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
— жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).
Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.
Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.