1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.
6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.
7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
- Информация об изменениях
- Цели и задачи строительного контроля
- Отличия строительного контроля от государственного строительного надзора
- Нормативная база строительного контроля
- Объекты строительного контроля
- Виды проверок в рамках строительного контроля
- Кто проводит строительный контроль
- Состав работы и этапы строительного контроля
- Порядок закупки строительного контроля по 44-ФЗ
- Назначить начальную максимальную цену контракта
- Выбрать способ проведения тендера
- Оформить извещение, сформулировать требования к потенциальным исполнителям
- Автоматизация строительного контроля
- Технадзор или строительный контроль
- Что это такое
- Нормативные документы
- Постановление Правительства от 21. 2010 №468
- Статья 53 ГрК РФ «Строительный контроль»
- Кто должен осуществлять СК
- Отличие строительного контроля от государственного строительного надзора
- СК заказчика и СК подрядчика
- Требования к специалисту СК
- Пример уведомления о включении в реестр Нострой
- Что должен знать инженер по строительному контролю
- Организации осуществляющие строительный контроль
- Нужно ли СРО для осуществления СК
Информация об изменениях
Статья 53 дополнена частью 7.1 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ
7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.
8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственный строительный надзор
1. Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);
2) требования наличия разрешения на строительство;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.
10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.
19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
В этой статье:
- Цели и задачи строительного контроля
- Отличия строительного контроля от государственного строительного надзора
- Нормативная база строительного контроля
- Объекты строительного контроля
- Виды проверок в рамках строительного контроля
- Кто проводит строительный контроль
- Состав работ и этапы строительного контроля
- Порядок закупки строительного контроля по 44-ФЗ
- Автоматизация строительного контроля
Строительный контроль должен проводиться независимо от того, какого типа объект будет построен. Эти работы регламентируются законодательством и необходимы заказчику в оценке качества проводимых мероприятий.
Нередко понятие «строительный контроль» путают с похожими терминами, такими как «строительный надзор», «государственный надзор», «авторский контроль» и т. д. Однако разница между ними есть. В нашей статье мы расскажем, чем отличается строительный контроль от других проверок, разберем его этапы и состав работ, а также поговорим, как заказать эту услугу.
Цели и задачи строительного контроля
В соответствии с ПП РФ № 468 и ст. 53 ГрК РФ строительство любых объектов должно сопровождаться контролем качества.
В строительный контроль входит комплекс проверок, который позволяет удостовериться, что:
- работы осуществляются согласно нормам проекта, техническим регламентам, правилам безопасности, в том числе в сфере экологии;
- соблюдаются сроки строительства, расходы соответствуют смете.
Помимо строительного контроля, существует еще ряд близких по значению понятий, которые все-таки имеют свои нюансы. Это строительный надзор, технический надзор и технический контроль. Технический контроль является более узким термином, так как описывает проверку, проводимую заказчиком.
Также существует авторский контроль или надзор, который является компонентом строительного контроля и скрывает за собой оценку работ на предмет соответствия документации по проекту. Чаще всего авторский контроль проводит разработчик проекта.
Контроль строительных работ позволяет:
- Обеспечить необходимый уровень качества. Не во всех случаях удается заранее составить представление об исполнителе: он может не соблюдать технологию, менять инженерные решения, зафиксированные в проекте. Подобный его подход приведет к проблемам в процессе эксплуатации здания.
- Гарантировать, что будут применяться только материалы и конструкции, указанные в документации. Подрядчик может попытаться сэкономить, отказавшись от качественных материалов в пользу их более дешевых аналогов, что негативно отразится на эксплуатационных характеристиках объекта. Также это может повлечь за собой несоблюдение требований законодательства в сфере экологии, а застройщик напрасно потеряет средства.
- Следить за расходами, избегать неоправданных затрат, вызванных ошибками при подготовке сметы. В процессе строительства исполнители достаточно часто идут на обман ради личной выгоды – они завышают стоимость материалов, увеличивают количество необходимых операций на объекте.
Помимо выявления недобросовестных действий исполнителя, проведение строительного контроля позволяет обнаружить ошибки, допущенные из-за низкого уровня компетентности, невнимательности сотрудника, работавшего над сметой.
Перед строительно-техническим контролем стоят такие задачи:
- Обеспечить выполнение проекта и ввод здания в эксплуатацию без нарушения сроков – в результате удается избежать дополнительных расходов и штрафных санкций.
- Подтвердить безопасность проведенных работ, а значит, и эксплуатации здания.
- Засвидетельствовать соблюдение норм закона – таким образом заказчик защищает себя от возможных вопросов со стороны проверяющих инстанций, в том числе Ростехнадзора.
Отличия строительного контроля от государственного строительного надзора
Обязательные мероприятия в рамках строительного контроля зафиксированы в ст. 53 ГрК РФ и проводятся для любого объекта строительства, реконструкции, капремонта. За них отвечают строители и застройщик – специалисты должны все время находиться на объекте, так как они подписывают исполнительные схемы и набор документов. К последним относятся акты скрытых работ, ответственных конструкций, приемки объекта, выполненных работ, пр.
В отличие от строительного контроля, государственным строительным надзором занимается независимый орган исполнительной власти. В его функции входит отслеживание порядка выполнения строительного контроля на объектах, перечень которых указан в ст. 54 ГрК РФ. То есть специалисты не подписывают бумаги, а только проверяют их оформление и приезжают преимущественно на приемку ответственных работ, не находясь на стройке постоянно.
Нормативная база строительного контроля
Благодаря инженерному сопровождению строительства удается обеспечить экономическую безопасность потребителя и выполнить нормы закона, которые установлены следующими документами:
Здесь названы только основные документы, которые применяют при организации строительного контроля. Во время освидетельствования должен учитываться целый перечень правил, нормативных актов, в том числе СНиПы, порядок строительства, СанПиНы, правила проектирования, подготовки сметной документации. Специалисты должны соблюдать требования десятка постановлений правительства, более 80 ГОСТов, а также ряда инструкций.
Контроль работы подрядчика, то есть строительной организации, предполагает проверку кадровой и бухгалтерской документации. Любые проблемы в этой сфере должны быть заранее решены – для этого стоит провести аудит, обратившись за помощью к специалистам профильной аутсорсинговой компании.
Объекты строительного контроля
Особенности осуществления строительного контроля зависят от определенного объекта. Для каждого из них проектная и нормативно-техническая документация фиксирует перечень проверяемых характеристик, частоту и методы контрольных мероприятий, набор оборудования, применяемого для измерений.
Строительному контролю подвергаются:
- Технологические процессы – они должны соответствовать актуальным требованиям к производству работ. Специалисты оценивают масштаб строительства, виды операций, разнообразие, сложность применяемой техники, задействованную технологию.
- Материалы, оборудование – проверяется выполнение требований, касающихся качества, количества, состава. В качестве исходной информации обращаются к смете и иным документам по проекту, сертификатам, паспортам качества материалов и оборудования, накладным. Рассматривают условия хранения, обращения с материальными ресурсами.
- Сотрудники – необходимо оценить уровень квалификации, подготовки, наличие допусков, своевременность аттестации персонала. Строительный контроль позволяет убедиться, что на объекте работают только специалисты, обладающие достаточным уровнем знаний для выполнения определенного вида действий.
- Принципы, методы, задействованные в процессе строительства – проверке подлежит последовательность, состав операций. Нужно понимать, что добиться одинакового результата можно разными способами, однако цена работ при этом будет отличаться. Благодаря строительному контролю удается выявить способы выполнения операций с наибольшей эффективностью.
- Особенности окружающей среды – материалы должны храниться и обрабатываться в определенных условиях, то же самое касается применения технологий. Несоблюдение норм в этой сфере чревато тем, что не удастся добиться ожидаемого результата строительства.
- Сопровождающая строительство документация – проверяется ее наличие, отсутствие ошибок в процессе составления, кроме того, документы должны быть зарегистрированными и актуальными.
Оценке подвергаются сразу несколько из перечисленных объектов. Каждый из них предполагает свой набор мероприятий в рамках строительного контроля, причем осуществлять их могут разные участники процесса возведения здания.
Виды проверок в рамках строительного контроля
Число видов строительного контроля на объекте и нюансы их использования зависят от процессов, связанных с реализацией конкретного проекта.
Виды проверок можно классифицировать по:
- месту в производственном процессе;
- предмету проверки;
- объему;
- организации.
Для любого этапа реализации проекта существуют свои виды строительного контроля качества. Они делятся на:
- входной;
- операционный или промежуточный;
- инспекционный, который также известен как приемочный;
- периодический (непрерывный);
- сплошной или выборочный.
Входная проверка позволяет оценить закупаемые изделия, материалы. Она бывает выборочной либо сплошной. В первом случае выбирают методы оценки и объем выборки, где число контролируемых единиц должно отвечать требованиям доверительной вероятности Р = 0,95.
Использование неоправданно большого набора контрольных мероприятий становится причиной серьезных расходов. Ключевыми критериями при выборе методов испытаний являются особенности и надежность поставщика, применяемая система менеджмента качества. Если для всех поступающих на объект материалов есть протоколы испытаний и проверяющие уверены в их достоверности, данный этап строительного контроля значительно упрощается. Достаточно внешнего осмотра и проверки документов.
Нужно учитывать, что характеристики изделий могут измениться при перевозке, хранении, поэтому входной инспекцией не стоит пренебрегать, даже имея на руках протоколы. Допускается сократить список проверок и оценить только свойства, подверженные воздействию со стороны внешних факторов.
От того, насколько качественно осуществляются отдельные этапы строительства, зависит выполнение всех остальных работ. Поэтому в рамках контрольных мероприятий операционного типа убеждаются, что технологические процессы проводятся в соответствии с актуальными нормами. Это наиболее важно при проведении скрытых работ, ведь потом оценить их качество не удастся. После каждой технологической операции организуют проверку – такой подход позволяет вовремя исправить ошибки.
Существует два варианта проведения строительного контроля:
- Самоконтроль, то есть за входные и операционные этапы отвечает строительная компания, отдельная группа ее специалистов.
- Внешний контроль, который осуществляет застройщик либо технический заказчик, обычно это одно лицо. Проверки может проводить надзорная организация государственного уровня или проектировщик – тогда речь идет об авторском надзоре. Лучше всего себя зарекомендовал формат комплексной инспекции, осуществляемой специализированной компанией.
В нормативно-правовых актах не содержится информация относительно видов строительного контроля. По этой причине типы и объем проверок выбирают заказчик и инспекционная компания, исходя из сложности объекта и обязательств по контракту. Важно обеспечить баланс между расходами на проведение контрольных мероприятий и на устранение допущенных ошибок.
Кто проводит строительный контроль
Данную деятельность осуществляет:
- исполнитель строительных работ;
- застройщик, технический заказчик, лицо, на которое возложена ответственность за эксплуатацию строения, региональный оператор, если речь идет о возведении, реконструкции, капремонте по договору подряда;
- ИП либо юридическое лицо, с которым заключен договор на оказание соответствующих услуг.
Застройщик или технический заказчик может прибегнуть к авторскому надзору. Для этого он обращается за помощью к специалисту, занимавшемуся подготовкой документов по проекту, чтобы проверить, насколько при строительстве выполняются изначальные требования. Возведение опасных производственных объектов требует обязательного авторского надзора, поскольку от него зависит безопасность последующей эксплуатации здания.
Подрядчик может сам проводить мероприятия по строительному контролю либо приглашать для этого представителей профильных компаний. Чтобы иметь возможность организовывать подобные проверки, застройщик, технический заказчик и исполнитель обязаны входить в саморегулируемую организацию, основанную на членстве лиц, ведущих строительство. Если решено воспользоваться услугами специализированных компаний для строительного контроля, они тоже должны быть членами СРО.
Фирма может вступить в СРО, имея минимум двух специалистов по организации строительства, которые входят в соответствующий национальный реестр. С перечнем можно ознакомиться на соответствующем сайте.
В рамках строительного контроля специалисты по организации строительства выполняют такие функции:
- организуют входной контроль документации по проекту объекта капитального строительства;
- осуществляют оперативное планирование, координацию, организацию, проведение строительного контроля во время возведения, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства;
- проводят приемку законченных работ и отдельных этапов на объектах, их частях и конструкциях, сетях инженерно-технического обеспечения в целом и их участках – специалисты имеют право подписывать все необходимые бумаги.
Сотрудник, осуществляющий строительный контроль, ставит подпись под документами, которые подтверждают:
- выполнение норм технических регламентов на объекте;
- соответствие характеристик здания документации по проекту, в том числе требованиям энергоэффективности и оснащенности счетчиками для фиксации расхода ресурсов;
- выполнение технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, если в этом есть необходимость.
Специалист по строительному контролю должен соответствовать следующим характеристикам:
- высшее образование по профильной специальности, стаж работы от пяти лет;
- высшее образование по профессии, специальности, направлению подготовки в строительной сфере;
- опыт работы не менее трех лет в качестве инженера в организациях, занимающихся возведением, реконструкцией, капремонтом;
- общий стаж не менее десяти лет по профессии, специальности, направлению подготовки в области строительства;
- повышение квалификации каждые пять лет по направлению подготовки в области строительства;
- наличие разрешения на работу, если в качестве специалиста привлекается иностранный гражданин.
Состав работы и этапы строительного контроля
Речь идет о работе, которую выполняют в несколько этапов и предполагают большой набор услуг. На первой стадии проверяют сметы, оценивают, насколько точно реализуются запланированные мероприятия. Обязательно рассматривают стоимость работы, материалов, чтобы убедиться, что она не отличается от существующих на рынке.
Таким образом, прорабу и иным ответственным лицам не позволяется менять объем расходов, выбирать технологии, которые еще не прошли одобрение заказчика и проектировщика.
Важным этапом строительного контроля является прогнозирование рисков, вероятных в процессе возведения, реконструкции, капремонта объекта.
Обязательно осуществляется координация работы участников процесса. Специалисты оценивают, каким образом организационные, технические, экономические факторы влияют на строительство. Также делается все, чтобы добиться более эффективного выполнения различных операций благодаря применению определенных подходов и технологий.
Строительный контроль позволяет оценить качество, условия транспортировки, хранения, применения материалов, комплектующих, оборудования. С его помощью обеспечивается соблюдение требований, дисциплины во время технологических процессов.
Ст. 52 ГрК РФ устанавливает правила проведения строительного контроля, а именно:
- Надзорный орган инспектирует все стадии строительства.
- Уполномоченное лицо должно, в первую очередь, проверять, насколько выполненные работы отвечают положениям проекта и нормативной документации.
- Технический заказчик или застройщик, оказывающий услуги по договору генподряда, назначает специалиста, который будет нести ответственность за строительный контроль.
- Сторонняя организация имеет право проводить проверку при условии, что у нее есть сертификат СРО и аттестованные сотрудники.
- Застройщик может заключить отдельный договор с проектировщиком, чтобы привлечь его к проведению строительного контроля. Подобный вид сотрудничества обозначается как авторский надзор.
- Ответственное лицо от органа исполнительной власти назначается приказом правительства РФ, когда строительство идет за счет бюджетных средств. При этом может быть как полное, так и частичное инвестирование.
- Надзорный орган на объекте частично подчиняется Строительному надзору государственного уровня и в случае ЧС должен передавать информацию в вышестоящую инстанцию.
- Строительный контроль проводится на основании требований безопасности, правил по организации монтажных работ.
- Подрядчику может быть выдано предписание о повторном проведении монтажных работ, предполагающее частичный демонтаж конструкций. Тогда после завершения необходимых операций осуществляется повторная проверка на предмет устранения выявленных ошибок.
- Каждое замечание, предписание фиксируется в специальном журнале, после чего на планерке передается ответственным руководителям. Далее специалисты формируют план устранения недостатков. По итогам его реализации надзорный орган проверяет качество работы и подготавливает соответствующий акт.
Порядок закупки строительного контроля по 44-ФЗ
При подготовке документов по тендеру опираются на каталог товаров, работ, услуг или КТРУ – с ним можно ознакомиться в Единой информационной системе. Чтобы найти услугу в каталоге, используют поиск по названию или по ОКПД2, где строительному контролю присвоен код 72.12.20.
К тендерной документации относится также проект контракта, который составляется с учетом ст. 34 44-ФЗ.
Для закупки строительного контроля необходимо:
Назначить начальную максимальную цену контракта
Принцип ее определения установлен приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019. Зафиксированные в нем правила распространяются на проведение конкурентных тендеров и работы с единственным поставщиком.
Допустим, на 2000 год строительство должно было обойтись в сумму не менее 30 миллионов рублей. Тогда на контрольные необходимо отвести 2,14 %. При общих затратах на возведение здания в пределах 300–400 миллионов рублей стоимость данных услуг составляет 1,28 %.
Расходы на строительный контроль обычно фиксируют в сводном сметном расчете, а именно в десятой главе сводной сметы.
Выбрать способ проведения тендера
Стоит сразу уточнить, что для муниципальных образований Крыма до конца 2022 года предусмотрены особые правила выбора способа определения исполнителя: способ закупки должен пройти согласование с Минфином и быть закреплен местным нормативным актом.
Закупать услуги по строительному контролю можно конкурентными и неконкурентными способами в соответствии с ситуацией:
- Электронный аукцион. Победитель в конкурентной закупке определяется на основании предложенной минимальной цены.
- Открытый конкурс в электронном виде. Оценивается не только цена, но и опыт, квалификация потенциального исполнителя.
- Электронный запрос котировок. Осуществляется на основании 44-ФЗ при начальной максимальной цене контракта в пределах 30 миллионов рублей. При этом заказчик не может превысить лимит закупок, проводимых в данном формате.
- Запрос предложений. Подход необходим, если исполнитель уже был выбран, но контракт с ним расторгнут в одностороннем порядке либо электронный аукцион признан несостоявшимся.
При стоимости контракта до 600 000 рублей он может быть подписан с единственным поставщиком, без конкурентной процедуры. Данная возможность зафиксирована п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Используя этот подход, заказчик не должен забывать про лимит закупок таким методом, установленный на год.
Оформить извещение, сформулировать требования к потенциальным исполнителям
Чтобы подготовить извещение о проведении тендера, используют электронную форму в Единой информационной системе. Документ должно содержать в себе общие требования к участникам.
При подготовке к торгам важно не забывать, что строительный контроль могут осуществлять члены саморегулируемых организаций, то есть претендентам необходимо предоставить выписку из реестра СРО.
Автоматизация строительного контроля
На данный момент в сфере строительного контроля наблюдаются такие тенденции:
- использование Национального реестра специалистов;
- отмена свидетельств СРО;
- переход на законодательном уровне на BIM-технологии или технологии информационного моделирования;
- применение электронного документооборота;
- использование информационных систем ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ, ИСОГД;
- задействование мобильных приложений;
- переход к технологиям штрих-кодирования, RFID, маркировке;
- отслеживание хода работ на стройплощадке посредством дронов и роботов.
Если оценивать ситуацию в целом, то наблюдается тенденция перехода интересующей нас сферы на цифровые технологии, цифровизации бизнес-процессов.
Автоматизация строительного контроля предполагает следующие шаги:
- подготовка актов приемки и освидетельствования в один клик;
- автоматизированное ведение общего и специальных журналов работы с электронной цифровой подписью;
- создание любого аналитического отчета;
- получение исчерпывающего объема данных по любым операциям на объекте без продолжительного ручного ввода;
- оперативная работа с подрядчиком и субподрядчиком;
- планирование деятельности специалистов строительного контроля;
- своевременное автоматическое напоминание о завершении сроков, выделенных на выполнение предписаний;
- нумерация любых записей в автоматическом режиме;
- фиксация всех несоответствий при помощи фотосъемки;
- проверка наличия у пользователей прав для доступа к данным;
- контроль исполнения предписаний.
Целью проведения строительного контроля является выполнение норм законов, финансовая защита заказчика и обеспечение его спокойствия. Проведение подобных проверок на регулярной основе оказывается более выгодным и эффективным, чем исправление ошибок, которые могут проявить себя на более поздних этапах строительства или после сдачи объекта в эксплуатацию.
Не у всякого заказчика есть необходимый уровень знаний, чтобы самостоятельно следить за ходом работы, поэтому в большинстве случаев для этих нужд рекомендуется заключить договор со сторонней специализированной компанией.
Дорогие читатели, на блоге «Строймир наизнанку» много статей по оформлению исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Сегодня начнем новую рубрику по вопросам осуществления строительного контроля. Все мы на стройке сталкивались с представителями технадзоров, но не многие представляют кто они такие и даже как правильно они называются.
Технадзор или строительный контроль
По сути это одно и тоже. Раньше было понятие технадзор, которое до сих пор осталось в обиходе строителей. Но сейчас технадзоры это инженера по вопросам строительного контроля. Сейчас это четко установлено в градостроительном законодательстве. Поэтому будет правильно называть именно инженер по строительному контролю, а не технадзор.
Что это такое
Строительный контроль — это проверка выполненных работ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Нормативные документы
Основной документ, который регламентирует необходимость осуществления строительного контроля, это Градостроительный кодекс Российской Федерации, а именно ст. 53 ГрК РФ. Порядок осуществления СК установлено Правительством РФ и утверждено постановлением от 21 июня 2010 года №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Также необходимость проведения строительного контроля прослеживается и в сводах правил, в национальных стандартах и технических регламентах в области строительства.
Постановление Правительства от 21. 2010 №468
Порядок осуществления строительного контроля в РФ
Статья 53 ГрК РФ «Строительный контроль»
Статья 53 ГрК РФ
Кто должен осуществлять СК
Согласно ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль должен проводить: лицо, осуществляющее строительство; застройщик, либо технический заказчик; лицо, ответственное за эксплуатацию здания или региональный оператор. Но основной СК осуществляет лицо, осуществляющее строительство. Более подробно ниже на скрине:
Отличие строительного контроля от государственного строительного надзора
Строительный контроль осуществляется самими строителями и застройщиком объекта. Регламентируется 53 статьей ГрК РФ. Представители строительного контроля подписывают акты скрытых работ, акты ответственных конструкций, исполнительные схемы, акты приемки объекта, акты выполненных работ и т.д. То есть они постоянно присутствуют на объекте. Строительный контроль осуществляется на всех объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Государственный строительный надзор осуществляется независимым органом исполнительной власти. Фактически государственный надзор следит за порядком осуществления строительного контроля, но только на тех объектах, которые подлежат надзору согласно ст. 54 ГрК РФ. ГСН не участвует в подписании исполнительной документации, но проверяет его оформление. На объекте бывает редко, в основном на приемке ответственных работ согласно программе проверок. О государственном строительном надзоре я писал в статье «Государственный строительный надзор: что это такое и стоит ли его бояться«.
СК заказчика и СК подрядчика
Строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. В случае осуществления строительства по договору, то есть генподрядчик и застройщик разные лица, то строительный контроль также осуществляет и застройщик.
В СП 48.13330.2019 установлены требования к строительному контролю застройщика и лица, осуществляющего строительство:
в. п. 9.3 СП указаны требования (функции) СК лица, осуществляющего строительство:
в п. 9.4 и 9.5 СП указаны требования (функции) к СК застройщика:
Как я и писал выше строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. А застройщик лишь проверяет порядок осуществления строительного контроля лицом, осуществляющим строительство.
Требования к специалисту СК
Есть определенные требования к специалисту строительного контроля. Не все строители имеют право проводить контроль. Представители лица, осуществляющего строительство и застройщика по вопросам строительного контроля должны состоять в национальном реестре специалистов . Чтобы вступить в этот реестр есть установленные требования, которые указаны в ч.6 ст. 55.5-1:
По результатам вступления в реестр специалистов присваивается идентификационный номер специалиста, который указывается в актах АОСР, АООК и т.д.
Пример уведомления о включении в реестр Нострой
Что должен знать инженер по строительному контролю
Данная должность очень ответственная. На первый взгляд инженера строительного контроля (технадзоры) ничем не занимаются, лишь ходят и докапываются до честных прорабов. Но это совсем не так. Строительный контроль отвечает за качество выполненных работ и безопасность построенного объекта всю жизнь. В том числе и за освоение бюджета строительства. Ведь представители строительного контроля подписывают не только в исполнительной документации, но и в актах выполненных работ.
При аварийных или иных ситуациях на объекте в процессе строительства или в процессе эксплуатации в первую очередь допрашивают инженеров по вопросам строительного контроля. Это надо иметь ввиду если вы собираетесь идти работать инженером СК.
Инженер по вопросам строительного контроля должен знать все нормативные документы в области строительства, разбираться в технологии строительства, уметь читать проектную и рабочую документацию, разбираться в составлении исполнительной документации, быть жестким и настойчивым, ответственным. Главное инженер строительного контроля должен иметь большой опыт строительства и видеть скрытые и возможные дефекты строительных конструкций и материалов. Держать всех подрядчиков в «ежовых» рукавицах задачка не из легких.
Организации осуществляющие строительный контроль
СК можно осуществлять собственными силами при наличии соответствующих специалистов и всех иных документов. Но также можно передать функции по осуществлению строительного контроля сторонней организации по договору. Практически на все стройки, финансируемые из государственного бюджета, нанимают в качестве СК стороннюю организацию. Ведь не все имеют возможность и опыт проведения строительного контроля.
Нужно ли СРО для осуществления СК
Кому необходимо вступить в СРО установлено в ч. 3.1 ст.52 ГрК РФ. Для иных лиц вступление в членство СРО не установлено. Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.