Отделения санитарного государственного эпидемиологического надзора

Деятельность
санитарно-эпидемиологической службы
России регламентируется Федеральным
Законом «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (12
марта 1999 г.)

Государственная
санитарно-эпидемиологическая служба
Российской Федерации — единая Федеральная
централизованная система органов и
учреждений,
осуществляющих
государственный
санитарно-эпидемиологический
надзор в Российской Федерации.

Система государственной
санитарно-эпидемиологической агужбы
Рос­сийской Федерации включает в
себя:

федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
осу­ществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в Российской Федерации;

органы и учреждения
государственной, санитарно-эпидемиоло­гической
службы Российской Федерации, созданные
в установлен­ном законодательством
Российской Федерации порядке для
осуще­ствления государственного
санитарно-эпидемиологического надзо­ра
в субъектах Российской Федерации,
городах, районах и на транс­порте.

Организацию
деятельности системы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации осуществляет
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, а также
главные государственные санитарные
врачи субъектов Российской Федерации,
горо­дов, районов, на транспорте,
главные государствешгые санитарные
врачи федеральных органов.

Основной
задачей государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ является обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благопо­лучия населения, предупреждение,
выявление и ликвидация опасного и
вредного влияния среды обитания на
организм человека.

Основной
структурной единицей государственной
санитарно-эпидемиологической службы
является центр
государственного санитар­ного надзора
(ГСЭН).

ГСЭН является
организатором проведения комплекса
санитарно-оздоровительных мероприятий
среди населения, осуществляет руководство
работой по пропаганде гигиенических
знаний среди населения и формиро­ванию
здорового образа жизни.

Центр
ГСЭН может обслуживать городское и
сельское население, чис­ленностью до
100 тыс. человек. Включает следующие
подразделения: I.
Управление Госсанэпиднадзора

отдел коммунальной
гигиены и санитарной экологии отделение
гигиены труда; отделение гигиены питания;
отделение гигиены детей и подростков;
отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел
эпидемиологического надзора

1.3. Отделение
профилактической дезинфекции

1.4. Отдел лабораторного
обеспечения:

санитарно-гигиеническое
отделение (физико-химических,
ток­сикологических, аналитических
методов исследования; исследова­ние
радиационных и физических факторов);

санитарно-бактериологическое
отделение (бактериологических,
вирусологических и наразитологических
исследований).

Управление информационно-аналитического обеспечения

2.1 Отдел социальной
гигиены и социально-гигиенического
мони­торинга

2.2
Отделение организационно-методической
работы с функциями маркетинга.

2.3 Отделение
вычислительной техники и программного
обеспечения

2.4 Отделение ме1рологии
и стандартизации.

2.5
Отделение комплексных профамм (формируется
на основе ком-плексирования деятельности
специалистов для решения конкретных
проблем).

Соседние файлы в предмете Общественное здоровье и здравоохранение

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:

1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;

2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;

3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;

4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;

5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);

6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.

В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.

Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:

1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;

2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;

3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;

5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;

6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;

7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;

9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;

10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;

11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:

1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;

2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;

3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;

5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);

6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.

Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.

В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.

Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.

Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.

В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.

На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:

1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;

2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;

3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;

4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;

5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».

Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.

Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.

Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.

В
соответствии со статьей 46 Федерального
закона в Российской Федерации действует
единая государственная централизованная
система органов и учреждений, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор (Государственная
санитарно-эпидемиологическая служба
Российской Федерации). В систему службы
входят : федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в стране; органы и учреждения
государственной санитарно-эпидемиологической
службы, созданные в установленном
законодательством порядке для
осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах Российской Федерации,
городах, районах, на воздушном и водном
транспорте; структурные подразделения,
учреждения федеральных органов
исполнительной власти по вопросам
обороны, внутренних дел, безопасности,
пограничной службы, юстиции и налоговой
полиции; государственные
научно-исследовательские и иные
учреждения, осуществляющие свою
деятельность в целях обеспечения
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора. Органы и учреждения государственной
санитарно- эпидемиологической службы
действуют на основе подчинения нижестоящих
вышестоящим и главному государственному
санитарному врачу Российской Федерации.

Служба
разрабатывает и утверждает в установленном
порядке санитарные правила, нормы и
гигиенические нормативы, что составляет
основу для санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. Разновидности
этих норм определяет Положение о
Государственной санитарно-эпидемиологической
службе, оно также конкретизирует сферы
действия этих норм, правил и нормативов,
например, они устанавливают гигиенические
и эпидемиологические критерии безопасности
и безвредности для человека
продовольственного сырья, пищевых
продуктов и питьевой воды, товаров
народного потребления и объектов
окружающей природной среды. Они
обязательны для выполнения на всей
территории страны всеми государственными
и негосударственными органами,
организациями, должностными лицами и
гражданами и могут включать в себя
санитарные правила, устанавливающие
гигиенические и противоэпидемические
требования по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, санитарные
нормы, устанавливающие оптимальные и
предельно допустимые уровни влияния
комплекса факторов среды обитания
человека на его организм, гигиенические
нормативы, закрепляющие критерии
безопасности и безвредности отдельных
факторов среды обитания человека для
его здоровья, санитарные правила и
нормы, объединяющие требования отдельных
санитарных правил, норм и гигиенических
нормативов.

Должностные
лица государственной санитарно-эпидемиологической
службы для эффективного выполнения
задач, на них возложенных, имеют широкий
ряд полномочий:

1)
полномочия, обеспечивающие необходимые
условия для осуществления надзора;

2)
беспрепятственно посещать и обследовать
поднадзорные объекты;

3)
получать от организаций и граждан
сведения и документы, необходимые для
выполнения возложенных на них задач;

4)
изымать образцы(пробы) материалов,
веществ, изделий, пищевых продуктов,
воздуха, воды и почвы для лабораторных
исследований и проведения гигиенической
экспертизы;

5)
требовать проведения гигиенических и
противоэпидемических мероприятий;

6)
выявлять и устранять причины и условия
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и др.

Полномочия
по пресечению нарушений санитарного
законодательства могут быть различными.
Это и приостановление либо пресечение
работ по проектированию и строительству,
а также введения в эксплуатацию
законченных объектов; эксплуатация
действующих предприятий, организаций,
транспортных средств и других объектов.

Также
это могут быть решения по применению
административного принуждения в виде
мер пресечения: о временном отстранении
от работы граждан, являющихся носителями
возбудителей инфекционных болезней и
могущих быть источниками их распространения
в связи с особенностями выполняемой
работы или производства, в которых они
заняты; решения об обязательной
госпитализации инфекционных больных;
о проведении дезинфекции, дезинсекции
в очагах инфекционных заболеваний; о
проведении профилактических прививок
населению или отдельным группам граждан
по эпидемиологическим показаниям.

В
отдельную группу следует выделить
полномочия по применению административных
взысканий к лицам, виновным в нарушении
санитарных правил. Главные санитарные
врачи и их заместители имеют право
рассматривать материалы и дела о
нарушениях санитарного законодательства
и налагать за такие правонарушения
административные взыскания в виде
предупреждения и штрафа. Они также
вправе направлять в правоохранительные
органы материалы о нарушениях санитарного
законодательства для решения вопросов
о возбуждении уголовных дел (статья 51
Федерального закона от 30 марта 1999 года).

Также
необходимо выделить полномочия требовать
возмещения вреда, причиненного здоровью
граждан, а также расходов
лечебно-профилактических и
санитарно-профилактических учреждений
на проведение ими гигиенических,
противоэпидемических и медицинских
мероприятий при возникновении массовых
заболеваний и отравлении людей.

(слайд
22) Должностные
лица государственной санитарно-эпидемиологической
службы для эффективного выполнения
задач, на них возложенных, имеют широкий
ряд полномочий:

Современные направления в  деятельности ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА» УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Санитарно-гигиеническая лаборатория:

Санитарно-гигиеническая лаборатория оснащена  современным  оборудованием и аналитическими приборами:

  • Хроматограф газовый «Хьюлетт-Паккард»
  • Хромато-масс-спектрометрFocus GC c Polaris Q
  • Хроматограф газовый «Кристалл-2000М»
  • Атомно-абсорбционный спектрометр: «КВАНТ 2А» с гидридной установкой , «nov AA 350»
  • Аналитик JENA, спектрометр «КВАНТ Z” с электротермической атомизацией;
  • Хроматограф газовый «Кристалл-5000.2» ;
  • Анализатор жидкости «Флюорат».

Санитарно-гигиеническая лаборатория проводит:

  • идентификацию пищевых продуктов, сырья на соответствие Технического регламента Таможенного союза, Федерального закона «О техническом регулировании», государственным стандартам  (ГОСТам), техническим условиям;
  • лабораторные исследования по показателям безопасности, в соответствие с принятыми техническими регламентами Таможенного союза (остаточные количества пестицидов, нитраты, нитрозамины, гистамин, соли тяжелых металлов, микотоксины и т.д.);
  • анализ вино-водочной продукции на содержание микропримесей,  на соответствие подлинности; минеральной, питьевой воды, расфасованной в емкости;
  • углубленные исследования  воды открытых водоемов, купально- плавательных бассейнов, сточных вод,
  • оценку эффективности очистительных бытовых фильтров (катионный состав, анионный состав, металлы, азотная группа, ХПК, БПК, органические соединения – хлорсодержащие пестициды, фенол, летучие галогенсодержащие углеводороды и др.);
  • исследования синтетических материалов и изделий из них, конструктивных, отделочных, теплозвукоизоляционных строительных материалов. Товаров народного потребления: посуда, ткани и изделия из них, материалы контактирующие с пищевыми продуктами (фенол, формальдегид, окисляемость, бромирующие вещества, стирол, винилацетат, летучие органические соединения, токсичные элементы, металлы) в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам;
  • экспресс методы токсикологических исследований по оценке безопасности продукции и объектов окружающей среды (моющие средства, полимеры, спирты, питьевая вода и т.д.) на альтернативных моделях – культуре подвижных клеток – спермы крупного рогатого скота.

2. Лаборатория радиационного контроля:

Лаборатория радиационного контроля оснащена  уникальным современным оборудованием не имеющих отечественных аналогов, позволяющая проводить анализ с использованием высокотехнологического оборудования:

  • Сверхнизкофоновый лабораторный гамма-спектрометр с германиевым блоком детектирования и цифровым анализатором фирмы Canberra (США)- предназначен для сверхточного определения радионуклидов и их идентификации в любых объектах исследования по встроенной библиотеке;
  • Альфа-спектрометрическая система Alpha Analyst (США) — радиометрический анализ загрязнения рабочих поверхностей альфа-излучающими радионуклидами (отделения радиоизотопной диагностики, радиоиммунологические лаборатории и т.д.);
  • Портативный идентификатор радионуклидов Falcon 5000 (Франция)-
  • гамма-спектральный анализ территории объектов с целью оценки и поиска аномальных радиоактивных участков. Имеет встроенный приемник системы определения координат GPS, информация с которого фиксируется на карте местности с данными о мощности дозы излучения;
  • Гамма-спектрометрический водный монитор gGamma Canberra (США) – для оперативного контроля за содержанием радионуклидов в воде открытых водоемов, колодцев и сточных вод;
  • Низкофоновый альфа-, бета- радиометр  iSolo Canberra (США) — специально для анализа фильтров, мазков, сухого остатка на содержание радионуклидов с коротким периодом полураспада (радиоактивный йод и т.д.). Отличается ускоренным определением и идентификацией изотопа.;
  • Портативный гамма-спектрометр inSpector-1000 Canberra (США) — гамма-спектрометрический анализ пищевых продуктов, сырья и питьевой воды. Позволяет проводить выездной контроль на объектах (продскладах, комбинатах питания) без отбора проб, в нативном (реальном) виде.  Процесс измерения занимает от нескольких секунд до нескольких минут, общее количество исследованных проб за рабочий день (6 часов) составляет 500 проб.
  • Лаборатория радиационного контроля располагает высоко- квалифицированным персоналом, огромным опытом в области исследований и измерений ионизирующего излучения, вредных производственных физфакторов.

Специалисты Лаборатории радиационного контроля осуществляют:

— в рамках производственного контроля на рабочих местах оборудованных источниками ионизирующего излучения, в том числе и в рентгеновских кабинетах, проводят санитарно-дозиметрический контроль за организацией защиты, а также индивидуальный дозиметрический контроль внешнего облучения персонала и  контроль индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгено-радиологических исследований,

— гамма-спектрометрический анализ продуктов питания, питьевой воды, строительных материалов, объектов внгешней среды,

— инженерно — экологические изыскания и санитарно-экологические исследования на объектах строительства и экологии:

  • радиационное обследования участка строительства (МЭД, гамма-съемка, ЕРН грунта и измерение плотности потока радона из почвы);
  • исследования участка застройки на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели;
  • измерение мощности эквивалентной дозы (МЭД) от строительных конструкций на стадиях строительства и приемки зданий в эксплуатацию;
  • гамма-спектрометрический анализ  строительных материалов, изделий и конструкций;
  • измерение радона в воздухе (ЭРОА) закрытых помещений;
  • измерений уровней шума и вибрации от инженерного оборудования;
  • исследования воздуха на фенол, формальдегид, стирол и аммиак;
  • измерение электромагнитных полей; измерение микроклимата и освещенности;
  • химические исследования почв и завезенного грунта для благоустройства территорий.

3. Бактериологическая лаборатория

Специалисты бактериологической лаборатории владеют современными методами анализа:

Микробиологические исследования мочи на аэробные и   факультативно-анаэробные условно-патогенные микроорганизмы

  • В бактериологической лаборатории используется хромогенный агар (страна производитель – Испания) для идентификации уропатогенных бактерий. Результаты посева можно наблюдать через 24 часа. Применение данного агара позволяет сократить сроки исследования мочи на 24 часа.
  • Микробиологические исследование биологического материала на кандида (Сandida spp.) с использованием фунгитеста.
  • Используются дифференцирующий селективный хромогенный агар для кандид (производство – Испания), который позволяет выделять 3 вида этих микроорганизмов: Сandida albicans, Сandida tropicalis, Сandida crusei. Для определения чувствительности к антибактериальным препаратам выделенных грибов используются фунгитесты.
  • Микробиологическое исследование отделяемого из уретры на микоплазмы (Mycoplasma genitalium) и уреаплазму (Ureaplasma urealiticum)
  • Микробиологическое исследование отделяемого женских половых органов  на микоплазмы (Mycoplasma genitalium) и уреаплазму (Ureaplasma urealiticum). Для данных исследований применяется набор «Микоплазма ДУО» ( фирмы «Био Рад»), который позволяет провести культивирование, идентификацию и количественную оценку урогенитальных микоплазм.
  • Исследования микробиоценоза кишечника (дисбактериоз). Проводится исследование  как по сокращенной, так и по  расширенной схеме     (по 22 позициям: патогенная и условно-патогенная флора, протей, грибы и дрожжеподобные грибы, энтерококки гемолитические и негемолитические, стафилококки, клостридии, бифидобактерии, лактобактерии, и др).
  • В лаборатории проводится исследования пищевых продуктов на содержание ГМО   ПЦР — методом.

4. Вирусологическая лаборатория Вирусологическая лаборатория единственная в городе Москва проводит такие исследования как:

  • Определение антител к Rotavirus
  • Определение антител к Coxsacki virus (Коксаки А-9)
  • Оределение антител к Coxsacki virus (Коксаки А-9+ В 1-6 пул)
  • Определение антител к ЭСНО virus (пул 6,9,14,24,30)
  • Определение антител к энтеровирусам (вирусы Коксаки А9, Коксаки В 1-6, ЭСНО4,6,9,14,24,30 пул)
  • Данные исследования проводятся РСК-методом, а так же ИФА – методом  с использованием прибора «Сhorus» (Испания).

Вирусологическая лаборатория проводит такие  востребованные у клиницистов исследования, но  мало, где проводимые, как:

  • п.5.2.6   Определение Ig M антител к Adenovirus
  • п.5.2.7    Определение Ig M антител к Respiratory syncytial virus (РС – вирус)
  • п.5.2.31  Определение Ig M антител к вирусу гриппа А
  • п.5.2.32  Определение Ig M антител к вирусу гриппа В
  • п.5.2.33  Определение Ig M антител к вирусам парагриппа (1,2,3,4 тип)
  • Данные исследования проводятся ИФА – методом , который позволяет выдавать результаты в течении 3 часов.

5. Лаборатория особо опасных инфекций

Лаборатория особо опасных инфекций проводит:

Данное исследование проводится РСК – методом, который позволяет выявлять 3 вида рикеттсий: Провачека, Сибирикус и Музера. Результат выдается в течение 3 часов.

6. Отделение питательных сред

Отделение питательных сред производит   широкий ассортимент питательных сред, добавок для лабораторных исследований, оказывает услуги по розливу питательных сред и стерилизации посуды. Все среды имеют паспорта и регулярно проходят внутренний производственный контроль качества.

7. Паразитологическая лаборатория

В лаборатории проводятся исследования биологического материала  на гельминтозы, в том числе тропические, на энтеробиоз, на шистосомоз.

Лабораторному контролю подлежат овощи, зелень, ягоды, вода, почва, песок на гельминтозы и кишечные протозоозы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Управления делами Президента Российской Федерации входит в единую централизованную систему органов  учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, основной целью деятельности которого является обеспечение проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственных Управлению делами объектах.

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Управления делами Президента Российской Федерации, как учреждение санитарной службы, был образован 18 февраля 1919 года, когда правительством Российской Федерации было учреждено Управление санитарного надзора Кремля. Именно в этот день были подписаны Народным комиссаром здравоохранения Н.А. Семашко Устав Управления санитарного надзора Кремля и план организации санитарного надзора Кремля.

В плане нашли отражение основные положения по организации санитарного дела, борьбе с заразными болезнями, организации профилактических прививок среди населения, дезинфекционному делу и пропаганде гигиенических знаний. Следует отметить, что в этот период в стране и, в частности, Москве сложилась чрезвычайная эпидемическая обстановка. Небывалая разруха, тяжелые материально-бытовые условия, слаборазвитая сеть медико-санитарных учреждений обуславливали высокую заболеваемость и смертность. Инфекционные заболевания носили массовый характер. Холера и тифы уносили огромное количество жизней. Каждый четвертый ребенок умирал на первом году жизни.

Зарождающиеся органы здравоохранения были еще в то время слабыми, а меры по оказанию медицинской помощи руководителям государства надо было принимать самые действенные и неотложные. Поэтому в Кремль для организации санитарного надзора по указанию управляющего делами Совнаркома М.А Бонч-Бруевича и первого народного комиссара здравоохранения Н.А. Семашко был направлен врач Я.Б. Левинсон, под непосредственным руководством которого в дальнейшем формировалась и работала санитарная служба Кремля.

Для наблюдения за санитарным состоянием обслуживаемых объектов был организован «Институт санитарных надзирателей», куда входили фельдшера-помощники санитарных врачей, санитарные инструкторы, а впоследствии и санитарные врачи. Дезбюро и Институт санитарных надзирателей были со временем реорганизованы в санитарный и дезинфекционный отделы. В 1921 году дезотряд был преобразован в санитарно-эпидемиологический отдел в составе 1 санитарного врача, 2 помощников санитарного врача, 1 дезинструктора и 15 дезинфекторов. Работа санэпидотдела была сосредоточена в направлении улучшения санитарного состояния Кремля, домов ВЦИК, гостиниц и других объектов. Было введено регулярное плановое обследование объектов надзора и проведение профилактических дезинфекционных работ.

Значение организации санитарно-противоэпидемических учреждений в Кремле чрезвычайно велико не только потому, что было спасено от инфекции кремлевское население, но еще и потому, что опыт успешной борьбы с эпидемиями в Кремле помогал при решении вопросов организации противоэпидемических мероприятий в целом по стране. Опыт санитарной службы Кремля был применен впоследствии на практике в других городах страны и в первую очередь в Москве.

Важным документом, определившим дальнейшее развитие санитарной службы Кремля, явилось подписанное Н.А Семашко 26 апреля 1921 года «Положение о санитарном управлении Кремля и домов ВЦИК» № 96 § 5. Уже в 20-е годы произошло расширение сети лечебно-профилактических учреждений, их реконструкция, развитие специализации и профилизации лечебных учреждений, укрепление их материально-технической базы. Все это потребовало и от санитарной службы управления перестройки своей деятельности, совершенствования методов работы, штатно-структурных изменений. Появились новые направления в работе, такие, как предупредительный санитарный надзор за строящимися и реконструируемыми объектами.

Увеличился объем работ по дезинфекции и дератизации, эпидемиологическая работа выделилась в самостоятельную область деятельности санитарной службы.

Основные усилия санитарной службы Кремля в этот период были направлены уже не на борьбу с эпидемиями, как это было ранее, а на профилактику распространения инфекционных заболеваний. 1925-1940 годы были периодом роста и совершенствования санитарной службы Крем¬ля, совершенствованием форм и методов профилактической работы. В период Великой Отечественной войны санэпидслужба санитарного управления Кремля обеспечивала санитарно-противоэпидемический надзор объектов, как расположенных в Москве, так и в городе Куйбышеве, куда была эвакуирована часть правительственных учреждений. Во многом благодаря четкой и оперативной организации работы всех звеньев санитарной службы удалось избежать возникновения эпидемий, распространения инфекционных заболеваний среди прикрепленного контингента в эти трудные для страны годы. Именно в этот период выявился основной недостаток в структуре санитарного отдела Лечебно-санитарного управления Кремля — отсутствие лабораторной базы, которая, как известно, является «клиникой» санитарного врача. Инструментальные методы гигиенических исследований для объективной оценки санитарного состояния объектов практически не применялись в связи с отсутствием необходимых приборов и аппаратов. Развитие санитарной службы и ее оснащение необходимым оборудованием, приборами, аппаратами осуществлялись крайне медленно.

К 1954 году санитарный отдел насчитывал 76 человек, из них: 29 врачей, 3 помощника санитарного врача, 2 химика, 23 дезинфектора и 19 административно-хозяйственных работников. В структуре санотдела были лишь санитарная группа и дезбюро. Лабораторную службу представляли так называемая пищевая лаборатория, где работали врач по гигиене питания и один лаборант, водно-воздушная лаборатория из двух химиков и 5 лаборантов. Три специалиста этой лаборатории размещались в Кремле, в помещении, называемом «подкачкой», где проводили краткие химические анализы питьевой воды. Бактериологические анализы производились в клинико-диагностической лаборатории Управления. Санитарные врачи отдела были слабо оснащены для проведения инструментальных исследований. Давая санитарные заключения, они полагались в основном на свои органы чувств, а не на объективные лабораторно-инструментальные данные. Такой уровень работы уже не мог удовлетворить в деле обеспечения санитарно-эпидемиологического обслуживания контингента. Требовалась коренная перестройка санитарной службы Управления.

25 декабря 1954 г. на основании решения Минздрава СССР приказом начальника Четвертого главного управления (№ 760-Л) санитарный отдел был реорганизован в Санитарно-эпидемиологическую станцию Управления.

Возглавляла ее в этот период вплоть до 1959 года Прасковья Константиновна Королькова, много сделавшая для ее развития. В частности, была создана лабораторная служба, которая постоянно развивалась и совершенствовалась. В основу построения структуры Санэпидстанции был положен  принцип единого отделения, который сохранен и сегодня.

Значительного развития Санэпидстанция достигла благодаря энергии и стараниям профессора, а затем члена-корреспондента РАМН Зарубина Георгия Петровича, возглавившего ее в 1962 году и бессменно руководившего ею до 1992 года. За это время были построены практически по типовому проекту два новых здания Санэпидстанции, основательно окрепла материально-техническая база, позволившая организовать ряд специализированных подразделений и построить работу по-новому, с учетом современных требований гигиенической науки. Впервые были созданы такие специализированные подразделения, как отделение эвакуации инфекционных больных, отделение токсико-химических исследований. В 1970 году был организован отдел особо опасных инфекций с лабораторией и прививочным пунктом. В 1975 году в штат санэпидстанции была передана так называемая контрольная лаборатория спецназначения. Проведенные в последующем реорганизация и переоснащение этого подразделения позволили поднять его работу на качественно более высокий уровень. В начале 1978 года в Санэпидстанции было организовано отделение питательных сред, обеспечивающее диагностические лаборатории всех ведомственных лечебно — профилактических учреждений питательными средами. В эти годы были организованы санэпидотделения в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, Кавказских Минеральных водах, на Волге, в задачу которых входит обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора за курортами. Проводилась планомерная работа по подбору, расстановке и обучению кадров.

С принятием в апреле 1991 года Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1992 году произошла очередная реорганизация Санэпидстанции в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Медицинского центра Управления делами Президента РФ.

С 1992 г. по 2005 г. учреждением руководил главный врач, кандидат медицинских наук, Заслуженный врач РФ Тулупов Василий Павлович. В этот период благодаря руководству Медицинского центра и при активном содействии Государственного комитета санэпиднадзора Российской Федерации ему удалось добиться правительственного распоряжения об отнесении нашего учреждения к единой системе органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы страны, оставаясь в составе учреждений ведомства.

Принятый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1999 году, Постановление Правительства № 554 от 24 июля 2000 года, утвердившее «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», окончательно закрепили статус нашего учреждения как государственной санитарно-эпидемиологической службы Управления делами Президента Российской Федерации.

Решение этого вопроса для нас было крайне важно и необходимо, так как впервые должностные лица и специалисты Центра получили права, предусмотренные Законом РФ, для успешного решения задач по осуществлению государственного санитарного надзора на объектах.

С 2005 года Центром руководил кандидат медицинских наук, доцент, Заслуженный врач РФ Чанков Сергей Васильевич. С марта 2014 года Центр возглавляет Мальцев Вадим Викторович.

За последние годы наше учреждение превратилось в крупное многопрофильное научно-практическое учреждение, способное успешно и на высоком уровне решать поставленные перед ним задачи. В настоящее время под контролем  Центра госсанэпиднадзора находится свыше  300 объектов санитарного надзора, в том числе, лечебно-профилактические учреждения (стационары и поликлиники), санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, детские и подростковые образовательные учреждения, предприятия пищевой промышленности, торговли, общественного питания, общественные здания и сооружения. Под наблюдением специалистов Центра сегодня находятся такие учреждения, как Дом Правительства Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд, Счётная палата, Центризбирком и многие другие объекты, требующие повышенного внимания. Ежедневно на объекты направляются бригады специалистов для проведения исследований воды, воздуха, пищи, освещенности и уровня шума, проверки строительных материалов строящихся и реконструируемых объектах. Ежегодно специалистами учреждения осуществляется не менее 900 выездов.

Центр успешно осуществляет не только государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью учреждений и организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, но и выполняет большой объём лабораторных исследований, направленных на определение всевозможных вредных для здоровья и жизни человека, веществ, содержащихся в окружающей среде. Проводятся диагностические лабораторные исследования по выявлению и идентификации возбудителей острых кишечных, воздушно-капельных инфекций, вирусных заболеваний, особо опасных и паразитарных заболеваний. Наши лаборатории являются лабораторной базой для  обследования контингента практически всех лечебно-профилактических учреждений Управления делами Президента РФ.

Лабораторные подразделения оснащены современным высокоэффективным лабораторным оборудованием, аналитическими приборами, аппаратами, инструментами, отвечающими требованиям передовых лабораторных технологий, такими как, автоматические иммуноферментные и микробиологические анализаторы,  термоциклеры, хромато-масс-спектрометры и др. Специалисты лабораторий ежегодно осваивают и внедряют в практику до 10 новых современных методов и методик лабораторно-инструментальных исследований и измерений, что позволяет значительно расширить спектр лабораторных исследований, а также отойти от классических, рутинных методов, занимающих большое количество  времени, к современным инновационным экспресс-методикам, особенно актуальным при возникновении экстренных эпидемиологических ситуаций на подведомственных объектах. Общее количество лабораторных исследований за год составляет около 250 тысяч единиц по более чем 500 наименованиям.

В санитарно-бактериологической лаборатории проводятся исследования по определению безопасности пищевых продуктов, питьевой воды, воздуха. Здесь также проводят исследования на стерильность хирургического, шовного материала, инструментов, используемых в подконтрольных нам медицинских учреждениях. Лаборатория оснащена всем необходимым для оперативной работы: современным аналитическим оборудованием, реактивами и средами. Каждое утро специалисты оперативных подразделений выезжают с проверками на контролируемые объекты и доставляют отобранные пробы для лабораторных исследований. Заключение по исследованиям выдается в течение 3-4 дней. Наша лаборатория имеет современный амплификатор для определения генно-модифицированных компонентов в продуктах питания.

В лаборатории гигиены питания изучается химический состав пищевых продуктов и полнота вложения жиров, белков, углеводов, сбалансированность пищевого рациона по необходимым ингредиентам, микроэлементам, витаминам и т.д., определяется также наличие солей тяжелых металлов в продуктах питания. Строгий контроль осуществляется и при проверке овощей, специалисты следят – не превышено ли в продукции содержание нитратов, других вредных для организма человека химических веществ.

Большая работа проводится нами по контролю за работой лечебно-профилактических учреждений, использующих в своей работы открытые и закрытые источники ионизирующего излучения. Основной задачей является контроль за состоянием радиационной безопасности пациентов и персонала, работающего с источниками излучения.

Наибольшее внимание в целях комплексной оценки степени облучения контингента уделяется определению радиационно-опасных факторов таких, как содержание радона в воздухе, содержание радионуклидов в строительных и отделочных материалах, в лечебной воде, а также в продуктах питания. Кроме того, за последние годы в 2,3 раза возросло количество инструментальных измерений физических факторов, среди них измерения параметров электромагнитного излучения радиоволнового диапазона, лазерного излучения, электростатических зарядов и др., в несколько раз увеличился объем лабораторных исследований по определению радионуклидов в объектах окружающей среды (атмосферный воздух и осадки, вода открытых водоемов, грунты и растительный слой почвы и др.).  На основании проведенных исследований нами не было зарегистрировано изменений радиационного фона в учреждениях и на территориях учреждений подведомственных Управлению делами и превышения показателей естественного радиационного фона.

Особое внимание специалистами Центра уделяется учету и анализу доз облучения пациентов и медперсонала при проведении рентгенорадиологических исследований.

На вооружении специалистов – радиологов состоит современное портативное переносное оборудование, позволяющее проводить в экстремально короткое время анализ всех объектов внешней среды (воздух, почва, осадки, пищевые продукты, вода питьевая и т.д.) на содержание радионуклидов с определением степени радиационной опасности для людей, разработку защитных и профилактических мероприятий (Мобильная система радиационного контроля фирмы «Канберра индастриз инк.»).

Этот мобильный комплекс радиационного контроля эффективно использовался для обеспечения санитарно-радиационной безопасности участников и гостей Саммита, он не имеет аналогов среди отечественных и зарубежных производителей и позволил в режиме он-лайн (с оперативностью 5-10 сек) регистрировать изменение радиационной обстановки с определением радиоизотопного состава как в атмосферном воздухе (в обычных условиях определение радиоактивных элементов происходит в течение 5 дней), пищевых продуктов (обычные условия – 3 дня), питьевой воды (обычные условия – 7 дней), регистрации индивидуальных доз облучения людей (не менее 6-12 рабочих дней) с расчетом внешнего и внутреннего облучения.

Специалисты отделения дезинфектологии и паразитологии ежегодно осуществляют дезинфекционно — дератизационных работы на площади более  чем в 1,5 млн. кв. м.  Подразделением камерной дезинфекции обрабатывается более 25 тонн постельных принадлежностей.

Сотрудники отделения питательных сред готовят по заказам лабораторий лечебно-профилактических учреждений более 7 000 л сред в год.

Специалисты Центра постоянно поддерживают связь с ведущими профильными НИИ страны. Многие специалисты Центра ведут педагогическую работу со студентами факультета фундаментальной медицины МГУ и слушателями Факультета последипломного профессионального образования Первого МГМУ им Сеченова.

Сегодня в Центре работают сертифицированные специалисты, более 80% из которых имеют квалификационные категории, в большинстве своем высшую, 7 кандидатов медицинских наук, 1 заслуженный врач РФ, 20 отличников здравоохранения, 4 отличника госсанэпидслужбы, 1 почетный работник госсанэпидслужбы, 7 человек награждены значком Медицинского центра УД Президента РФ «За добросовестный труд», 2 человека имеют ордена Знак почета и Дружбы.

Подводя итоги пройденного пути, можно с уверенностью утверждать, что развитие санитарной службы Кремля, а сегодня ФГБУ «Центр госсанэпиднадзора» Управления делами Президента РФ, происходило от небольшой примитивно оснащенной санитарно-эпидемиологической организации до крупного многопрофильного научно-практического учреждения, способного успешно решать возложенные на него задачи по санитарно-эпидемиологическому обеспечению работников высших органов Федеральной власти и управления страны.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля