Основы государственного ветеринарного надзора и государственного ветеринарного контроля. Его сущность, значение и методы наблюдения

Основы государственного ветеринарного надзора и государственного ветеринарного контроля. Его сущность, значение и методы наблюдения ЕРВК

Группы объектов ветеринарного контроля со стороны государственных органов

Объекты государственного ветеринарного надзора следующие:

  • предприятия, организации и прочие юридические лица;
  • предприниматели индивидуального типа;
  • граждане.

Указанные субъект входят в перечень объектов надзора, если они занимаются ввозом, вывозом или транзитом животных по территории страны, ведением животноводства в промышленных масштабах, содержанием животных, убоем, переработкой на мясо (мясопродукты), заготовкой, производством, хранением, перевозкой, реализацией, продажей животных продуктов, кормов, добавок, средств лекарственного типа.

Основы государственного ветеринарного надзора и государственного ветеринарного контроля. Его сущность, значение и методы наблюдения

Основное содержание надзора, осуществляемого ветеринарными государственными органами, — это профилактика заразных и незаразных массовых заболеваний животных, обеспечение сохранения в целостности продуктов животноводства с помощью обнаружения, предупреждения и пресечения нарушений законодательства в сфере ветеринарии.

Надзорные ветеринарные государственные органы

Основы государственного ветеринарного надзора и государственного ветеринарного контроля. Его сущность, значение и методы наблюдения

В перечень управленческих органов, осуществляющих государственный надзор в сфере ветеринарии, входят следующие субъекты:

  • Ветеринарный Департамент, относящийся к российскому Министерству продовольствия и сельского хозяйства.
  • Всероссийский научно-исследовательский институт при Министерстве, занимающийся контролем, стандартизацией и сертификацией препаратов ветеринарного типа.
  • Центральные научно-производственные и радиологические лаборатории, зональные управления, осуществляющие ветеринарный надзор на транспорте и государственной границе.
  • Ветеринарные управления, входящие в состав исполнительных органов власти в российских субъектах.
  • Ветеринарные отделы и управления в состав городских и районных администраций.
  • Станции, осуществляющие борьбу с заболеваниями у животных, ветеринарные специализированные лаборатории в городах, районах и субъектах страны.
  • Ветеринарные участковые лечебницы, пункты, участки.
  • Контрольные ветеринарные транспортные и пограничные пункты.
  • Экспертные ветеринарно-санитарные лаборатории на рынках.
  • Подразделения, осуществляющие надзор государственного типа на предприятиях по хранению и переработке животноводческих продуктов.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА В ГОРОДАХ

Система государственного ветеринарного надзора в городах включает подразделения территориального управления Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации, городскую госу­дарственную ветеринарную инспекцию, руководителей госу­дарственных ветеринарных учреждений (участковых лечебниц, ветучастков, станций по борьбе с болезнями животных, государ­ственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы и т. д.), подразделений госветнадзора на перерабатывающих пред­приятиях (рис. 4).

Объекты государственного ветеринарного надзора в крупных горо­дах.

сельскохозяйственные, домашние и дикие животные, находя­щиеся в собственности юридических лиц (сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, питомников собак, зоопарков, госцирков, вивариев, школ, институтов, техникумов и других об­разовательных учреждений, научно-исследовательских организа­ций, детских дошкольных учреждений и т.д.), индивидуальных предпринимателей и граждан;

предприятия по убою и переработке животных, заготовке, хра­нению, переработке и реализации продукции животного проис­хождения;

предприятия торговли и общественного питания;

предприятия, занятые производством, хранением и реализаци­ей кормов, кормовых добавок животного и растительного проис­хождения;

предприятия по производству лекарственных средств для жи­вотных;

продовольственные рынки, места торговли животными, про­дуктами животного и растительного происхождения;

объекты по сбору, хранению, утилизации и уничтожению био­логических отходов.

Рис. 4. Организационная структура государственного ветеринарного надзора в городах

В средних и малых городах значительно меньше предприятий и организаций, являющихся объектами государственного ветери­нарного надзора.

4.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОДУКТЫ

И СЫРЬЕ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Объекты государственного ветеринарного надзора на перераба­тывающих предприятиях:

проектная документация при строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятия;

разрешительная документация на осуществление деятельности;

технологическое оборудование, инвентарь, тара;

склады (базы) для хранения сырья и готовой продукции;

холодильники для хранения сырья и готовой продукции;

транспорт для перевозки сырья и готовой продукции;

процесс мойки и дезинфекции, дезинсекции и дератизации территории и объектов предприятия;

Главные государственные ветеринарные инспекторы городов, районов и другие уполномоченные лица на перерабатывающих предприятиях контролируют:

выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ветеринарных правил и норм, других требований нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъек­тов в области ветеринарии;

наличие и правильность оформления, подлинность ветеринар­ных сопроводительных документов, их соответствие поступившей партии животных, продукции животного происхождения;

наличие на мясе оттисков ветеринарных клейм, штампов и би­рок, достоверность факта проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;

соблюдение правил проведения ветеринарно-санитарной оцен­ки (ветсанэкспертизы) поступающей на переработку продукции животного происхождения;

соблюдение правил проведения ветсанэкспертизы безопасно­сти продукции, забракованной и не реализованной в установлен­ные сроки продукции, возвращаемой на предприятие-изготови­тель;

качество проведения ветсанэкспертизы выпускаемой с пред­приятия продукции;

соответствие маркировки и упаковки готовой продукции тре­бованиям нормативной документации;

состояние въездных и выездных дезбарьеров;

соответствие транспортных средств и тары, в которых осуще­ствляется транспортировка сырья и готовой продукции, требова­ниям ветеринарно-санитарных правил;

качество и периодичность проведения ветсанобработки транс­портных средств для доставки сырья и продукции;

наличие разрешений государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации на вывоз продукции с его терри­тории;

наличие разрешений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на ввоз на территорию России сырья импортного происхождения и прохождение госветконтроля в пун­ктах пропуска через государственную границу;

соблюдение правил проведения предубойного осмотра, клини­ческих обследований и термометрии скота, а также предубойного содержания и карантинирования убойных животных;

соблюдение правил при утилизации трупов павших животных и птицы;

результаты лабораторных исследований и правильность приня­тия решения о порядке использования продукции;

соблюдение ветеринарно-санитарных правил при направлении недоброкачественной продукции на особые режимы переработки, обеззараживание, утилизацию или уничтожение в соответствии с заключениями ветспециалистов;

соблюдение технологических процессов и технологических ре­жимов на всех этапах производства и их соответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил;

соответствие производственных и вспомогательных объектов, оборудования, инвентаря требованиям ветеринарно-санитарных правил;

соблюдение условий и режимов переработки импортного мяса;

соблюдение периодичности и порядка отбора проб, оформле­ния сопроводительных документов на вырабатываемую продук­цию для исследования в аккредитованной лаборатории;

соблюдение соответствия температурного, влажностного и све­тового режимов при хранении сырья и пищевых продуктов живот­ного происхождения;

соблюдение инструкции по применению и хранению нитрита натрия;

соблюдение порядка использования мясных продуктов, полу­ченных от вынужденно убитых животных;

соблюдение температурных режимов переработки; соблюдение ветеринарно-санитарных правил при использова­нии и уничтожении упаковки для сырых продуктов животного происхождения;

правильность оформления и выдачи ветеринарных сопроводи­тельных документов на выпускаемую продукцию;

соблюдение порядка ведения на предприятии журналов учета установленной формы, ветеринарной отчетности.

Для осуществления ветеринарного надзора на перерабатываю­щих предприятиях в составе городских (районных) станций по борьбе с болезнями животных организуется служба госветнадзора. Задачи службы госветнадзора:

осуществление ветеринарного надзора за соблюдением требо­ваний законодательства в области ветеринарии и ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства;

проведение ветсанэкспертизы мяса, продуктов, обеспечение безопасности пищевой, кормовой, технической продукции и сы­рья животного происхождения;

организация и контроль за проведением мероприятий, направ­ленных на диагностику, недопущение распространения и ликви­дацию заразных болезней животных;

пропаганда ветеринарных знаний среди работников предприя­тия.

Специалисты службы госветнадзора имеют право:

давать руководителям предприятия указания с целью поддер­жания надлежащей ветеринарно-санитарной обстановки и обес­печения выпуска доброкачественной продукции и сырья;

проводить отбор проб сырья, продукции и материалов для про­ведения ветеринарных исследований;

получать от администрации предприятия необходимые сведе­ния для выполнения своих задач;

беспрепятственно посещать все объекты предприятия;

сообщать главному госветинспектору района (города) о необхо­димости приостановления работы отдельных агрегатов, цехов или предприятия в целях недопущения выработки и реализации про­дукции с нарушением ветеринарно-санитарных правил;

принимать решения о возможности и условиях приема живот­ных для убоя, мяса, другой продукции для хранения и переработки;

требовать от ветслужб поставщиков информацию об их эпизоо­тическом и ветеринарно-санитарном состоянии.

4.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР НА МЯСОКОМБИНАТАХ

На мясокомбинатах плановые и внеплановые проверки прово­дят представители городской государственной ветеринарной инс­пекции, территориальных управлений Россельхознадзора, а также подразделения госветнадзора в составе городской станции по борьбе с болезнями животных.

Обследование мясокомбинатов проводят по схеме, утвержденной Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ.

При ветеринарной инспекторской проверке мясокомбината изу­чают:

общую характеристику мясокомбината (проектную мощность предприятия по выработке мяса, колбасных изделий, полуфабри­катов, мясокостной муки и другой продукции; фактический объем производства продукции и ее ассортимент; место размещения мя­сокомбината; санитарное состояние производственных цехов и прилежащей территории; обеспеченность водой, паром, холодом;

обеспеченность ветеринарно-санитарными объектами, соответ­ствие их требованиям; обеспеченность моющими, дезинфицирую­щими средствами, техникой для проведения санитарной обработ­ки; обеспеченность производственного персонала санитарной одеждой, спецобувью, средствами защиты; наличие необходимых условий для соблюдения правил личной гигиены, стирки и дезин­фекции спецодежды, обуви);

кадровое обеспечение ветеринарной службы, наличие должно­стных инструкций ветеринарных врачей, фельдшеров, лаборан­тов;

организацию входного ветеринарного контроля сырья, вспомо­гательных материалов;

делопроизводство по ветеринарным вопросам, правильность оформления документов, наличие нормативно-технической и правовой документации по ветеринарным вопросам.

На базах предубойного содержания животных проверяют:

вместимость базы, состояние ограждений, наличие твердого покрытия, кормушек, водопойных корыт;

состояние эстакады, разгрузочной рампы платформы при до­ставке животных железнодорожным транспортом, приемной пло­щадки с расколом для термометрии крупного рогатого скота, сви­ней и овец;

наличие санитарной бойни, изолятора, карантина, их располо­жение на территории базы;

порядок санитарной обработки транспортных средств, обуви, контроль за качеством санитарной обработки;

порядок обезвреживания сточных вод санитарной бойни, убой­ного цеха, дезинфекции загонов, производственных цехов;

правильность оформления ветеринарных сопроводительных

соблюдение правил транспортировки животных, состояние транспортных средств, биркование, нормы погрузки, учет и со­держание скота на базе;

состояние животных (выборочный клинический осмотр, тер­мометрия);

организацию ветеринарного контроля за поступающим скотом, подготовку животных для подачи на убой, оформление ветеринар­ных пропусков;

порядок утилизации трупов животных;

правила приемки, хранения и использования мяса животных, вынужденно убитых в хозяйствах, организацию исследования тако­го мяса, правильность оформления сопроводительных документов;

порядок приемки, содержания, убоя и переработки животных, больных туберкулезом, бруцеллезом, лейкозом и другими инфек­ционными болезнями.

На санитарной бойне проверяют:

правильность места размещения, набор помещений в соответ­ствии с установленными требованиями;

соблюдение Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветсанэкспертизы мяса и мясопродуктов;

порядок обезвреживания конфискатов, использования условно годного мяса;

лабораторный контроль качества продукции, полученной на санитарной бойне;

соблюдение ветеринарных требований по содержанию больных животных.

В убойном цехе проверяют:

оборудование рабочих мест ветеринарных врачей — ветсанэкспертов;

соблюдение санитарных требований при получении пищевой крови;

соблюдение ветеринарных требований при технической обра­ботке туш и органов животных;

соблюдение инструкции по клеймению мяса;

организацию трихинеллоскопии свиных туш;

соблюдение правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветсанэкспертизы мяса и мясопродуктов.

В цехе технических фабрикатов проверяют:

расположение цеха по отношению к другим объектам;

набор помещений, обеспечивающих соблюдение технологиче­ской инструкции и ветеринарно-санитарных требований;

наличие специальной бытовки для рабочих сырьевого отделения, способ доставки сырья и транспортировки готовой продукции, усло­вия и порядок обработки транспортных средств и тары, контроль за соблюдением транспортных режимов, ведение термических журналов;

организацию лабораторного контроля качества мясокостной муки.

В холодильнике проверяют:

соблюдение температурных режимов в камерах;

соблюдение правил закладки мясной продукции на хранение;

контроль за состоянием транспортных средств для перевозки мясопродуктов.

В колбасном цехе проверяют:

санитарное состояние сырья;

соблюдение производственным персоналом правил личной ги­гиены и инструкции по предупреждению попадания в продукцию посторонних предметов;

соблюдение правил хранения нитрита натрия, специй, вспомо­гательных материалов;

соблюдение температурных режимов в отделениях цеха;

правильность оформления качественных удостоверений;

санитарное состояние транспортных средств, перевозящих колбасные изделия.

При обнаружении на мясокомбинате инфекционных заболева­ний проводят мероприятия по предотвращению выноса возбуди­теля за пределы территории предприятия. Перечень мероприятий зависит от вида болезни. Например, при обнаружении сибирской язвы среди убойных животных на скотобазе мероприятия прово­дятся только на этой базе. Больных животных изолируют и лечат, территорию тщательно и многократно дезинфицируют. При обна­ружении животных, больных сибирской язвой, на конвейере туши, органы, шкуры, всю продукцию, контактировавшую с ними, сжигают. Туши от больных эмфизематозным карбункулом и злокачественным отеком животных сжигают полностью. При туберкулезе, ящуре, чуме свиней туши перерабатываются с соблю­дением особых условий, направленных на предотвращение выно­са возбудителей болезней с территории мясокомбината.

По результатам проверки составляют акт обследования пред­приятия.

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Понятие, сущность государственного ветеринарного надзора

В понятие надзора в сфере ветеринарии входят следующие аспекты: методы, объекты, должностные лица и органы, которые занимаются указанной деятельностью. Нормы законодательства, регулирующие рассматриваемый вопрос, содержатся в Федеральном законе «О ветеринарии» № 4979-1 от 14 мая 2003 года и актов других российских регионов.

Основы государственного ветеринарного надзора и государственного ветеринарного контроля. Его сущность, значение и методы наблюдения

Ветеринарный государственный надзор — это работа управленческих органов, цель которых – обеспечение сохранность животных и продуктов животноводческой деятельности.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕТЕРИНАРНОМ НАДЗОРЕ

Положение о государственном ветеринарном надзоре в Рос­сийской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. и дополнено постановлением Правитель­ства РФ от 16 апреля 2001 г.

Государственный ветеринарный надзор в Российской Федера­ции представляет собой систему контроля за соблюдением пред­приятиями, учреждениями, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридиче­скими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — предприятия, учреждения, организации и граждане):

планов противоэпизоотических мероприятий (включая меро­приятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), мероприятий по предупреждению и ликви­дации заболеваний животных заразными и незаразными болезня­ми, охране территории Российской Федерации от заноса из инос­транных государств заразных болезней животных;

ветеринарных правил при производстве, переработке, хране­нии и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, а также при производстве, примене­нии и реализации препаратов и технических средств ветеринар­ного назначения;

требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отноше­нии пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производ­ству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.

Государственный ветеринарный надзор в Российской Федера­ции также осуществляется:

при проектировании, строительстве и реконструкции животновод­ческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов и других предпри­ятий по производству и хранению продуктов животноводства;

при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан;

за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, ха­рактеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных.

Органы государственного ветеринарного надзора:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

территориальные управления Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации;

управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

управления (отделы) ветеринарии в составе администраций районов и городов;

станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лабо­ратории субъектов Российской Федерации, районов и городов;

участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки,

государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экс­пертизы на рынках, подразделения государственного ветеринар­ного надзора на предприятиях по переработке и хранению про­дуктов животноводства.

Государственный ветеринарный надзор осуществляют следую­щие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации:

заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору — Главный государственный ве­теринарный инспектор Российской Федерации;

заместители Главного государственного ветеринарного инспек­тора Российской Федерации;

главные и ведущие ветеринарные врачи подразделений Рос­сельхознадзора — государственные ветеринарные инспекторы Российской Федерации;

начальники органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в области ветеринарии — главные государствен­ные ветеринарные инспекторы субъектов РФ;

заместители главных государственных ветеринарных инспекто­ров и государственные ветеринарные инспекторы субъектов Рос­сийской Федерации;

начальники краевых, областных станций по борьбе с болезня­ми животных, ветеринарных лабораторий — заместители главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российс­кой Федерации;

начальники (директора) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, главные госветинспекторы райо­нов и городов, директора районных и городских ветеринарных ла­бораторий — заместители главных государственных ветеринарных инспекторов районов, городов;

директора (заведующие) участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, пунктов — государственные ветеринар­ные инспекторы обслуживаемых территорий.

Основным содержанием государственного ветеринарного над­зора является профилактика заразных и массовых незаразных бо­лезней животных и обеспечение безопасности продуктов живот­новодства в ветеринарно-санитарном отношении путем предуп­реждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется: на предприятиях по производству мяса, молока, яиц на про­мышленной основе, звероводческих, рыбоводческих и пчеловод­ческих фермах и подсобных хозяйствах независимо от их ведом­ственной подчиненности и форм собственности, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан; мясокомбинатах, рыбокомбинатах, молокозаводах, хладоком­бинатах и других предприятиях по переработке и хранению про­дуктов животноводства, а также на предприятиях по их заготовке и торговле, рынках, базарах, ярмарках, выставках и в других мес­тах торговли;

судах по лову (добыче) рыбы и морепродуктов, плавбазах и дру­гих рыбоперерабатывающих предприятиях, а также на предприя­тиях по производству рыбной муки и иных кормов из рыбы и мо­репродуктов;

биологических комбинатах и фабриках, в научно-исследова­тельских и опытно-производственных цехах, на базах и предприя­тиях ветеринарного снабжения, в ветеринарных аптеках и на дру­гих предприятиях по производству, хранению и реализации пре­паратов и технических средств ветеринарного назначения;

комбинатах, заводах и других предприятиях по производству кормов и кормовых добавок;

железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, в морских и речных портах, аэропортах и на аэродромах, в иных специально оборудованных местах для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, животных и продуктов животноводства;

основных железнодорожных, автомобильных и речных внутри­государственных направлениях перевозки животных и продуктов животноводства и маршрутах (трассах) перегона животных;

военно-морских базах и военных аэродромах, в других пунктах приема (пропуска через государственную границу) возвращаю­щихся из-за рубежа военных транспортных средств, на армейских (флотских) продовольственных базах и складах, предприятиях во­енной торговли, в подсобных хозяйствах воинских частей и воен­но-охотничьих хозяйствах.

Кроме того, государственный ветеринарный надзор осуществ­ляется:

за ветеринарно-санитарной аттестацией производства, каче­ством продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок и их сертификацией;

порядком приобретения, депонирования и использования в на­учно-исследовательских целях штаммов микроорганизмов и их ге­нетически измененных форм;

лицензированием ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из России возбудителей инфекционных болезней животных, вакцин­ных штаммов и диагностикумов, содержащих живые микроорга­низмы;

практической деятельностью специалистов в области ветерина­рии.

Государственный ветеринарный надзор за строительством, ре­конструкцией, модернизацией и вводом в эксплуатацию биологи­ческих комбинатов, других предприятий по производству вакцин и иных средств защиты животных от болезней, животноводческих комплексов, мясокомбинатов, хладокомбинатов, других предпри­ятий по производству, переработке и хранению продуктов живот­новодства, за организацией крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан осуществляется при разра­ботке федеральных норм технологического проектирования и на этапах отвода земельных участков под строительство, проекти­рования строительства и ввода в эксплуатацию построенных объектов.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется в виде проверок поднадзорных объектов, осуществляемых государствен­ными ветеринарными инспекторами. Цели, объем и периодич­ность проверок, порядок оформления соответствующих докумен­тов (актов, протоколов, постановлений, предписаний) и приня­тие решений, а также порядок осуществления мер по пресечению нарушений ветеринарного законодательства опреде­ляются правилами, инструкциями, указаниями и другими нор­мативными документами, издаваемыми и утверждаемыми в уста­новленном порядке.

Решения, требования и указания должностных лиц Государ­ственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуще­ствляющих государственный ветеринарный надзор по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Должностные лица государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие ветеринарный надзор, круг установленную законодательством ответственность за невы­полнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и функций.

Действия (бездействие) должностных лиц государственной ве­теринарной службы Российской Федерации, осуществляющих ве­теринарный надзор, могут быть обжалованы вышестоящему главному государственному ветеринарному инспектору, а также в судебном порядке.

Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители, государственные ветеринарные инспекторы территориальных управлений по ветеринарному надзору, глав-

‘ государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российс­кой Федерации, районов, городов и их заместители имеют право:

устанавливать причины, условия возникновения и распростра­нения заразных и массовых незаразных болезней животных и не­безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов жи­вотноводства;

предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и других мероприятий, об устранении на­рушений ветеринарных правил, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранений имеющихся нарушений ветеринарного законодатель­ства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, производство и примене­ние препаратов и технических средств ветеринарного назначения;

рассматривать дела о нарушениях федерального законодатель­ства в области ветеринарии и налагать в установленном порядке административные взыскания, вносить представления о лишении соответствующих лицензий, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел;

поручать проведение ветеринарно-санитарных экспертиз и по их результатам представлять федеральным органам исполнитель­ной власти и органам исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам основанные на действующих ветеринарных правилах заключения по: федеральным нормам технологического проекти­рования, нормативно-технической и технологической документа­ции на новые продукты животноводства, корма, кормовые добав­ки, препараты и технические средства ветеринарного назначения;

контрактной документации на поставку в Российскую Федерацию подконтрольных ветеринарной службе грузов;

вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления: о создании в установленном по­рядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий; введе­нии на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвида­цию очагов заразных и массовых незаразных болезней живот­ных;

временно запрещать деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридических лиц, предусмотренных статьями 10.6 и 10.8 Кодекса РФ об административных правонару­шениях;

принимать решения: о проведении диагностических исследова­ний и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям, де­зинфекции, дезинсекции и дератизации в эпизоотических очагах и на территориях, на которых имеются или сохраняются условия для возникновения и распространения заразных болезней живот­ных; о возможности, порядке ввоза в Российскую Федерацию и условиях внутригосударственной перевозки подконтрольных вете­ринарной службе грузов; об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

получать без каких-либо ограничений от предприятий, учреж­дений, организаций и граждан сведения и документы, необходи­мые для выполнения возложенных на органы надзора задач;

отбирать пробы подконтрольных ветеринарной службе грузов для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

Должностные лица государственной ветеринарной службы, осу­ществляющие государственный ветеринарный надзор, обязаны:

использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресече­нию нарушений федерального законодательства в области вете­ринарии;

не разглашать представляющие государственную, военную и коммерческую тайну сведения служебного и иного характера, ко­торые могут быть им известны при осуществлении надзора.

Государственные ветеринарные инспекторы, другие должност­ные лица государственной ветеринарной службы Российской Фе­дерации, осуществляющие ветеринарный надзор, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду и руководству­ются федеральным законодательством в области ветеринарии. Любое воздействие на этих лиц в какой бы то ни было форме, пре­пятствующее выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещаются.

2.2. ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, координацию и контроль дея­тельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Министерство сельского хозяйства РФ в сфере ветеринарии име­ет следующие полномочия:

вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ по вопросам ветеринарии;

• самостоятельно принимает: правила в области ветерина­рии; программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса, в том числе ветеринарии; перечень особо опасных и карантинных бо­лезней животных; нормативные правовые акты по другим вете­ринарным вопросам, за исключением вопросов, правовое регу­лирование которых осуществляется исключительно федераль­ными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правитель­ства РФ;

• проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области вете­ринарии;

• обобщает практику применения законодательства РФ, в том числе в области ветеринарии и проводит анализ реализации госу­дарственной политики в области ветеринарии;

• выполняет функции главного распределителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функ­ций, в том числе в сфере ветеринарии;

• осуществляет полномочия собственника в отношении феде­рального имущества, необходимого для исполнения функций ор­ганов государственной власти в сфере ветеринарии;

реализацию федеральных программ в сфере ветеринарии; проведение государственных закупочных и товарных интервен­ций в сфере ветеринарии;

организацию и проведение противоэпизоотических мероприя­тий, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных;

организацию регистрационных испытаний, экспертизы резуль­татов регистрационных испытаний лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, пестицидов;

функции государственного заказчика по размещению заказов на поставки продукции (ветеринарных товаров, работ, услуг) для государственных нужд;

организацию применения в ветеринарии биологических, хими­ческих и других препаратов;

реестр лекарственных средств для животных, кормовых доба­вок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы;

учет закупок для федеральных государственных нужд;

реестр федеральной собственности ветеринарного имущества, находящегося в ведении министерства;

государственный каталог пестицидов;

реестры и регистры в области ветеринарии;

• осуществляет экономический анализ деятельности подведом­ственных государственных ветеринарных предприятий, организа­ций и учреждений, утверждает экономические показатели их дея­тельности, проводит проверки финансово-хозяйственной деятель­ности и использование имущественного комплекса ветеринарных подведомственных организаций;

• осуществляет функции государственного заказчика федераль­ных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере ветеринарии;

• организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере ветеринарии;

• обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведе­ний, составляющих государственную тайну, в том числе в сфере ветеринарии;

• организует профессиональную подготовку работников мини­стерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажи­ровку, в том числе по ветеринарной специальности;

• взаимодействует с органами государственной власти иност­ранных государств в области ветеринарии и международными ве­теринарными организациями.

Министерство сельского хозяйства РФ в области ветеринарии имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений;

учреждать знаки отличия и награждать ими ветеринарных спе­циалистов, работающих в аппарате Минсельхоза России, феде­ральной службе и других сферах ветеринарной деятельности;

создавать координационные и совещательные организации (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведом­ственные, в сфере ветеринарной деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по воп­росам ветеринарии;

привлекать для проработки ветеринарных вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов;

учреждать печатные средства массовой информации для публи­кации нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по ветеринарным вопросам.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ

Полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) регламентированы по­становлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г., с изменениями и дополнениями.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти.

Она находится в ведении Министерства сельского хозяйства Рос­сийской Федерации и в пределах своей компетенции осуществляет контроль и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопро­сам государственного надзора в закрепленной сфере деятельности.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации на территории Российской Федерации.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному над­зору осуществляет следующие функции:

• проводит учет и анализ нарушений требований технических регламентов и других нормативных правовых документов в за­крепленной сфере деятельности;

• вносит предложения о введении и отмене на территории Рос­сийской Федерации, субъекта РФ карантина;

ветеринарные, карантинные и иные разрешения (сертифика­ты) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках;

Центральный аппарат Россельхознадзора

Территориальные управления
 
 
Ветеринарные лаборатории

Научно-исследовательские институты
 
 
Референтные центры

Пограничные пункты пропуска

Рис. 1. Общая схема Федеральной службы по ветеринарному ифитосанитарному надзору

разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории поднадзорных грузов;

• организует и осуществляет надзор на государственной грани­це Российской Федерации, а также на транспорте в закрепленной сфере деятельности;

• осуществляет надзор за соблюдением органами государствен­ной власти, органами местного самоуправления, их должностны­ми лицами, юридическими лицами и гражданами законодатель­ства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе:

надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения;

надзор за соблюдением ветеринарного законодательства Рос­сийской Федерации при организации строительства (реконструк­ции, модернизации) объектов по производству и хранению живот­новодческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию;

надзор за соблюдением законодательства Российской Федера­ции в отношении объектов животного мира, отнесенных к объек­там охоты; ветеринарный и фитосанитарный надзор за производ­ственной деятельностью в морских рыбных портах и на судах ры­бопромыслового флота;

надзор за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок (в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов) на всех стадиях про­изводства и обращения;

• издает индивидуальные правовые акты, касающиеся проведе­ния обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору имеет право:

организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления ветеринарного надзора; дать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам ветеринарного надзора;

привлекать для проработки ветеринарных вопросов научные или иные организации, ученых, специалистов;

применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных нарушением требований ветеринарного законодательства;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы;

разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверения государственных ветеринарных инспекторов и порядок ношения форменной одежды.

Деятельность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2004 г., в соответствии с которым созданы ее территориальные органы в 75 субъектах Российской Федерации.

2.4. УПРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА

Управление ветеринарного надзора является структурным подразделением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Его возглавляет начальник управления и три его заместителя.

В состав управления входят пять отделов:

государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте;

государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных;

регистрации и организационно-методической работы;

надзора за безопасностью продукции животного происхожде­ния и лабораторного контроля;

сотрудничества с ветеринарными службами зарубежных страны международными организациями.

В подчинении управления ветеринарного надзора находятся межобластные и центральные ветеринарные лаборатории, феде­ральный и национальный центры по ветеринарным вопросам.

Основные задачи управления ветеринарного надзора соответ­ствуют полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В соответствии с этим управление вы­полняет следующие функции:

дает юридическим и физическим лицам обязательные для ис­полнения указания об убое и уничтожении животных в случае

заболевания этих животных особо опасными заразными болезня­ми по Перечню, утвержденному федеральным органом исполни­тельной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии;

осуществляет государственный ветеринарный надзор за выпол­нением на территории Российской Федерации: законодательных актов Федерального собрания Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряже­ний Правительства Российской Федерации «О ветеринарии», ин­струкций, наставлений, технических регламентов и других доку­ментов по ветеринарии; ветеринарных правил при производстве, хранении, реализации продукции животного происхождения; ме­роприятий по охране территории Российской Федерации от зано­са из иностранных государств заразных болезней животных; пра­вил при экспортных, импортных, транзитных перевозках (перего­нах) животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, биологических и химико-фармацевтических препаратов, других подконтрольных грузов;

осуществляет мероприятия по совершенствованию лаборатор­ного дела;

осуществляет научно-техническое и экономическое сотрудниче­ство с зарубежными странами, представляет Российскую Федера­цию в Международном эпизоотическом бюро, участвует в работе других международных организаций, конгрессов, конференций, совещаний, на переговорах, при проведении других мероприятий, относящихся к компетенции Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору.

Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору является Главным государствен­ным ветеринарным инспектором Российской Федерации, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между руководящими ра­ботниками Управления ветеринарного надзора, назначает на дол­жность и освобождает от должности главных государственных ве­теринарных инспекторов субъектов Российской Федерации.

2.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О ка­честве и безопасности пищевых продуктов» Правительство РФ ут­вердило специальное Положение о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пище­вых продуктов (постановление от 21 декабря 2001 г.).

Государственный ветеринарный надзор и контроль в области обес­печения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляют органы государственной ветеринарной службы Российской Федера­ции. Они следят за соответствием ветеринарных правит и норм:

безопасности пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сырых яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства);

безопасности условий заготовки пищевых продуктов животно­го происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транс­портировки и поставок;

безопасности условий реализации на продовольственных рын­ках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления;

безопасности условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения;

организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвраще­ние болезней животных, общих для животных и человека.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения ка­чества и безопасности пищевых продуктов включает в себя:

• контроль за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации в области качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе:

за выполнением требований государственных стандартов, госу­дарственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и ги­гиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы (далее — нормативные доку­менты) при разработке новой продукции, подготовке ее к произ­водству, изготовлении, хранении, транспортировке и реализации, оказании услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, а также при утилизации или уничтожении некачественной, опас­ной продукции;

выполнением правил продажи отдельных видов товаров и пра­вил оказания услуг в сфере общественного питания;

выполнением санитарно-противоэпидемических (профилак­тических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекцион­ных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблени­ем (использованием) продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека (далее — болезни людей и жи­вотных);

• установление причин и условий возникновения болезней лю­дей и животных.

Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля при выполнении своих служебных обязанно­стей имеют права и несут ответственность в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль осуществляются посред­ством:

• проверок деятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по изготовлению и оборо­ту пишевой продукции, оказанию услуг в сферах торговли и обще­ственного питания, при необходимости включающих в себя:

обследование территорий, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств;

рассмотрение документов, необходимых для оценки качества безопасности продукции, условий ее изготовления и оборота;

проведение исследований (испытаний) продукции;

проведение экспертизы продукции (санитарно-эпидемиологи­ческой, токсикологической, ветеринарно-санитарной, товаровед­ческой и др.), проектов нормативных и технических документов, по которым предполагается осуществлять изготовление новой продукции;

• расследования и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопас­ности пищевых продуктов;

• анализа причин и условий возникновения и распространения болезней людей и животных, а также проведения мероприятий, направленных на их ликвидацию и профилактику.

Проверки и расследования осуществляются должностными ли­цами и специалистами органов государственного надзора и конт­роля по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответ­ствии с методическими и инструктивными документами, утверж­денными в установленном порядке органами государственного надзора и контроля.

Плановые проверки проводят, как правило, по комплексу воп­росов обеспечения качества и безопасности продукции. При необ­ходимости для проведения таких проверок образуют комиссии, в состав которых включают представителей заинтересованных орга­нов государственного надзора и контроля.

Внеплановые проверки проводят при получении органами го­сударственного надзора и контроля информации об аварийных ситуациях, изменениях или нарушениях технологических процес­сов изготовления, хранения, транспортировки и реализации про­дукции, связанных с ее употреблением (использованием), в случа­ях заболеваний (отравлений) людей и других нарушениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения каче­ства и безопасности пищевых продуктов.

Должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля могут посещать с целью проверки территории и помещения только во время исполнения ими служебных обязан­ностей и при предъявлении служебных удостоверений.

Результаты проверок и расследований оформляют документа­ми (актами, заключениями) установленного образца, оригиналы которых вручают гражданам, в том числе индивидуальным пред­принимателям, и руководителям проверяемых организаций.

В случае выявления нарушений в области обеспечения качества и безопасности продукции должностные лица и специалисты ор­ганов государственного надзора и контроля в пределах своей ком­петенции применяют меры административного пресечения и воз­действия в соответствии с законодательством Российской Федера­ции.

Отбор образцов продукции и иных материалов, необходимых для оценки ее качества, безопасности, условий изготовления и оборота, проведение исследований (испытаний) и оформление их результатов осуществляются в соответствии с нормативными до­кументами, устанавливающими требования к отбору, методам и методикам исследований (испытаний) продукции и оценки полу­ченных результатов.

Проведение исследований (испытаний) продукции и иных ма­териалов осуществляется в лабораториях (испытательных центрах) органов государственного надзора и контроля, а при необходимо­сти в других лабораториях (испытательных центрах), аккредито­ванных в установленном порядке.

Результаты проведенных исследований (испытаний) продук­ции своевременно доводят до сведения граждан, в том числе ин­дивидуальных предпринимателей, и юридических лиц. Действия должностных лиц и специалистов органов государственного над­зора и контроля могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

2.6. ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЙ НА ВВОЗ И ВЫВОЗ

ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТРАНЗИТ

ПО ЕЕ ТЕРРИТОРИИ ЖИВОТНЫХ,

И ДРУГОЙ ПОДКОНТРОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Способы осуществления контроля ветеринарного типа

Федеральный государственный ветеринарный надзор обеспечивается с нормативно-методической стороны путем осуществления следующий действий:

  • разработки, утверждения, пересмотра, реализации правил, касающихся проведения мероприятий в рамках ветеринарного надзора;
  • создания документов, в которых отражен порядок осуществления экспертиз ветеринарно-санитарного типа;
  • сертификационных исследований и испытаний;
  • расследований;
  • систематизации и регистрации правил, установленных документами ветеринарного типа;
  • ведения и формирования базы федерального уровня с информацией нормативного типа.

Основы государственного ветеринарного надзора и государственного ветеринарного контроля. Его сущность, значение и методы наблюдения

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственный ветеринарный надзор и контроль, вводят в действие ветеринарные правила. Эти документ вместе с порядком и методиками проведения экспертиз ветеринарно-санитарного типа, исследованиями, расследованиями, сертификационными испытаниями подлежат регистрации и опубликованию в официальном порядке.

Порядок издания нормативно-правовых актов устанавливается российским Правительством. Федеральные отделы управления в сфере ветеринарии осуществляют регистрацию и систематизацию федеральных баз данных по обеспечению нормативно-методическими методиками органов российского государственного ветеринарного надзора.

Ветеринарное российское законодательство регулирует правоотношения в области защиты животных от заболеваний, продуктов животноводства от порчи и населения от распространения эпидемий и заразных (массовых) болезней, опасных для зверей и людей. Полномочия уполномоченных органов, осуществляющих надзор и контроль, регулируются соответствующими нормативными правовыми актами, издаваемыми российским Правительством.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля