Основные задачи федерального санитарно эпидемиологического надзора

Надзор за коммунальными объектами

1. организация и осуществление федерального государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на обеспечение безопасности среды обитания для здоровья человека.

2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

3. профилактика и предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями проживания населения;

4. предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в части надзора за факторами среды обитания с целью предотвращения негативного влияния на среду обитания и здоровье человека.

5. предупреждение нарушений в области защиты прав потребителей ив сфере потребительского рынка при предоставлении гражданам жилищно-коммунальных услуг, в части, права на информацию, права на безопасность и др. (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» и платных медицинских услуг.

6. совершенствование форм и методов контроля в сфере защиты прав потребителей, повышение его эффективности;

7. организация и осуществление государственного надзора за соответствием товаров, требованиям безопасности, установленным техническими регламентами; .

8. исполнение государственной услуги по государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений на производство (виды деятельности, работы, услуги и на проектную документацию;

9. исполнение государственной услуги по государственной регистрации отдельных видов продукции, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза;

10. профилактика коррупционных и иных правонарушений внутри отдела при исполнении государственной услуги.

Основные функции отдела

В соответствии с возложенными задачами отдел выполняет следующие функции:

1.осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

2. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и Iраспространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

3. осуществляет деятельность по организации проведения  необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том  числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в пределах компетенции отдела;

4. участвует в оказании государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотренных санитарным законодательством;

5. готовит проекты решений главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу об установлении санитарно-защитных зон;

6. готовит предложения о введении и об отмене на территории города Санкт-Петербурга ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7. вносит предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных федеральными органами исполнительной власти проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей среды, проектов федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8. участвует в установленном порядке в информировании Федеральной службы, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти города Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах компетенции отдела;

9. участвует в установленном порядке в ведении социально-гигиенического мониторинга в пределах компетенции отдела;

10. участвует в разработке предложений для национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения в пределах компетенции отдела;

11. участвует в профилактике инфекционных заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами; .

12. привлекается для участия в проведении мониторинга опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей на территории Российской Федерации и принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды в пределах компетенции отдела;

13. участвует в работе по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;

14. привлекается к участию в оперативном реагировании на внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и неэндемичных для территории Российской Федерации патогенов в пределах компетенции отдела;

15. проводит работу по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;

16. участвует во взаимодействии с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

17. участвует в подготовке заключений на проекты региональных строительных норм и правил и иных нормативно-правовых актов города Санкт-Петербурга при планировке и застройке о соответствии требованиям действующих санитарных норм и правил в части, не противоречащей действующему законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

18. осуществляет формирование и верификацию базы данных о размерах и границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий, сооружении и иных объектов (действующих и проектируемых), радиопередающих объектах и зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

19. разрабатывает проекты соглашений о взаимодействии с органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в сфере планировки и застройки территории;

20.   осуществляет   федеральный   государственный   надзор   в

области защиты прав потребителей;

21.   участвует  в   осуществлении     государственной  регистрации

раздельных видов продукции, впервые ввозимой на таможенную территориюТаможенного союза;

22.  участвует  в     предъявлении  исков  в  суды  о  прекращении противоправных      действий      изготовителя      (исполнителя,      продавца, уполномоченной    организации    или   уполномоченного    индивидуального предпринимателя,    импортера)    в    отношении    неопределенного  круга потребителей.

23. возбуждает дела о нарушениях санитарного законодательства и законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей;

24. готовит предложения о внесении  в  лицензирующие органы предложения   об   аннулировании,   отзыве   лицензий   на   осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими санитарное законодательство и законодательство,  регулирующее   отношения   в   области   защиты   прав потребителей или о приостановлении действия таких лицензий;

25. участвует в подготовке государственных докладов;

26. участвует в подготовке Управлением ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

27. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

28. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

29. рассматривает обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,   запросы   органов   государственной   власти,   органов  местного   самоуправления,   обеспечивает   своевременное   и   полное   их рассмотрение, готовит по ним ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

30.  участвует   в   осуществлении   координации   деятельности   и организации        работы        территориальных отделов        Управления Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», обеспечивающих деятельность Управления, в пределах компетенции отдела;

31. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

ФункцииПравить

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Ведомственные наградыПравить

  • Памятные медали «90 лет Госсанэпидслужбе России». «95 лет Госсанэпидслужбе России»
  • Почётная грамота Роспотребнадзора
  • Благодарность руководителя Роспотребнадзора
  • Нагрудный знак «Почётный работник Роспотребнадзора»

ИсторияПравить

1933 — Государ­ственная санитарная инспекция (ГСИ) РСФСР;
1935 — Всесоюзная Государственная санитарная инспекция (ВГСИ) при Совнаркоме СССР;
1936 — в составе Наркомздрава СССР;

  • 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР (воссоздаётся отдельная независимая от лечебных учреждений централизованная структура);
  • 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
  • 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).

XIX — начало XX века

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.

Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.

Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Научно-исследовательские организации РоспотребнадзораПравить

  • в санитарном законодательстве РФ — ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Санитарно-эпидемиологический надзор Архивная копия от 22 декабря 2016 на Wayback Machine // feldsherstvo.ru
  • Государственная регистрация продукции, веществ, материалов на территории Таможенного союза. Санитарно-эпидемиологический контроль. Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано из оригинала 18 января 2017 года.

СсылкиПравить

  • Профилактическая медицина
  • Гигиена
  • Эпидемиология
  • Centers for Disease Control and Prevention (CDC) — структура в Министерстве здравоохранения и социальных служб США, родственная Роспотребнадзору
  • Chinese Center for Disease Control and Prevention (CCDC) — схожая структура в Национальной комиссии здравоохранения КНР
  • Inspectie Gezondheidszorg en Jeugd (IGJ) — Инспекция по охране здоровья и молодёжи Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Санитарно-эпидемиологические правила
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
  • День работников санитарно-эпидемиологической службы

Политическая рольПравить

  • Грузинское вино, 2008 г. — Конфликт в Южной Осетии
  • Молдавское вино и коньяк, 2013 — переговоры Молдовы о вступлении в ЕС
  • Шоколадные конфеты с Украины, 2013 г. — конфликт в Донбассе
  • Вино из Черногории, 2017 — вступление Черногории в НАТО
  • — официальный сайт Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Официальный сайт ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
  • Официальный сайт ФБУН Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора
  • История образования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
  • Официальный сайт Санитарно-Эпидемиологической Службы г Москвы
  • «Санкционный смотритель» о запретах на ОНТ

Интересные фактыПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 ноября 2020 года; проверки требуют 56 правок.

Руководитель Роспотребнадзора имеет равнозначное специальное название должности — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологический контроль

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 марта 2021 года; проверки требуют 6 правок.

Также, надзор государства за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, осуществляемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По итогам проверки (экспертизы) выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
    центры гигиенического и санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
  • центры гигиенического и санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
  • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

Структура службыПравить

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • Научно-исследовательские институты и центры гигиенического и эпидемиологического профиля
  • Противочумные учреждения
  • Санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.
Оцените статью
Единый реестр видов контроля