Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора является получение объективной информации в объеме, достаточном для обеспечения рационального планирования, осуществления и корректировки мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями.
Санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
- контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
- контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
Основными принципами системы санитарно-эпидемиологического надзора являются:
- активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации;
- разграничение задач и функций различных уровней надзора;
- использование единых методических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;
- унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации, в частности, унификация соответствующих нормативно-методических документов;
- открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпиднадзора, а также информирование пострадавшего населения;
- осуществление санэпиднадзора за инфекционными (паразитарными) болезнями во взаимодействии с другими службами и ведомствами.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, он же руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации являются руководителями Территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.
Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
- органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);
- структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);
- государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
С категорией государственного санитарно-эпидемиологического надзора тесно связано государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, основной задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в России государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, являющейся единой федеральной централизованной системой органов и учреждений, осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является действующая в системе Министерства здравоохранения социального развития РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы и их должностные лица, перечисленные в ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.
Санитарно-эпидемиологический надзор является разновидностью административного надзора и представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленную на профилактику заболевания людей, состояния окружающей среды, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности путём предупреждения распространения и ликвидацию инфекционных, иных заболеваний и отравлений, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РФ.
Санитарные правила являются общеобязательными, их обязаны соблюдать все граждане и организации. Специализированный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Основной документ, регламентирующий её деятельность – это ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 года. Однако норы, регулирующие санитарно-эпидемиологический надзор, содержатся и во многих других нормативных актах.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которому подведомственна Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В субъектах РФ, городах и районах действуют центры госсаннадзора. Их руководители по должности являются главными государственными врачами. Эти центры отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы. В систему органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.
Различается государственный и ведомственный специализированный санитарно-эпидемиологический надзор.
В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечения к ответственности лиц, их совершивших.
Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам. Он обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности и др.
- В деятельности госсаннадзора можно выделить следующие направления работы
- Определение контролирующих служб
- Руководящий состав государственного контролирующего органа
- Обязанности главврача Госсанэпидслужбы
- Службы госнадзора
- Задачи государственного надзора
- Ведомственный надзор
- Федеральный госсанэпиднадзор
- Направления работы Госнадзора
- Категории риска
- Какие решения могут принимать
- Деятельность Государственного надзора
- Требования надзора
- Как осуществляется контроль
- Защита потребителей
- Санитарные требования к товарам
- Список продукции, подлежащей Госсанэпидемнадзору
В деятельности госсаннадзора можно выделить следующие направления работы
1) он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издаёт их, разрабатывает формы отчётности, выполнение противоэпидемических мероприятий и др.;
2) осуществление предупредительной деятельности органов госсаннадзора (санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учёт и анализ санитарных нарушений. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.
Они могут принимать решения:
- — о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и являющихся источниками их распространения;
- — о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, имевшими контакт с инфекционными больными;
- — об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;
- — о проведении дезинфекции (комплекса мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней человека и животных), дезинсекции (комплекса мер по уничтожению насекомых – клещей, мух, вшей) и дератизации (комплекса мер по борьбе с грызунами) в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
- — о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показателям.
3) в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль (это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений и др. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя осуществлять указанную деятельность и др.);
4) в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли и пищевых предприятий (при обследовании должностные лица госсанэпидемнадзора вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; запрашивать у организаций и граждан сведения и документы, изымать образцы материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;
5) органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил (предписания о проведении противоэпидемиологических мероприятий и устранении санитарных нарушений, а в случае невозможности их соблюдения – прекращать);
6) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности.
Главные санитарные врачи вправе также направлять в компетентные органы материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба выполняет следующие основные функции:
— подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;
— разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
— разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;
— проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);
— выявляет причины возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды;
— осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;
— координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;
— проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;
— проводит научные исследования в соответствующей области.
Уровни государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляли единую систему 3 уровней.
К учреждениям 1-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора в сельских районах, межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора; центры Госсанэпиднадзора в городских районах (округах) и межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением; центры Госсанэпиднадзора в городах без районного деления; центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением, не имеющих районных центров Госсанэпиднадзора; Объединяющей функцией учреждений первого уровня является непосредственное осуществление госсанэпиднадзора на территории своей деятельности. Учреждения 1-го уровня выполняют следующие основные функции:
— сбор, обработка и анализ информации о состоянии здоровья населения и уровне воздействия неблагоприятных факторов среды обитания;
— контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями и гражданами;
— административно-хозяйственное обеспечение деятельности центров Госсанэпиднадзора.
К учреждениям 2-го уровня относятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях, городах федерального подчинения, автономной области, автономных округах, регионах на транспорте (водном и воздушном). Ведущей функцией учреждений 2-го уровня является организация госсанэпиднадзора на территории республики, края, области, округа, региона. Центры Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора более высокого порядка, анализируя информацию о состоянии здоровья, среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на здоровье и т.д. Для всех указанных видов деятельности ведущим является организация и контроль за единым и эффективным функционированием имеющихся систем и подсистем.
На 3-м уровне осуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа 1996 г. эти задачи возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации и его подразделение — Департамент госсанэпиднадзора.
В 2005 году после проведения административной реформы Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», была преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Ей приданы функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Организация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России, ее полномочия
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 внесены изменения, в том числе, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (п.2).
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и отражает правила организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность в соответствии с годовыми и квартальными планами управлений. Формирование годового плана и контроль его исполнения осуществляет Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Безопасность всегда стоит на первом месте для человека. Это касается прежде всего санитарно-эпидемиологической обстановки. Особенно в период эпидемий, обострения инфекционных заболеваний. Для того чтобы чрезвычайная обстановка не угрожала безопасности населения, созданы специальные контролирующие органы. Именно эти инстанции отвечают за предупреждение распространения эпидемий. Массовые отравления также в зоне особого внимания. Далее рассмотрим особенности и требования Санитарно-эпидемиологического надзора.
Определение контролирующих служб
Государственная служба по контролю утверждена постановлением Правительства РФ.
Санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью охраны здоровья и среды обитания человека.
Контроль проводится органами государственной эпидемиологической службы РФ. Существует специальный закон, который регламентирует действия этого органа.
В каждой области есть центр санитарно-эпидемиологического надзора. Он может быть ведомственным или государственным. Рассмотрим, кто руководит этой структурой.
Руководящий состав государственного контролирующего органа
За организацию санитарно-эпидемиологического надзора отвечают:
- Главный государственный доктор России.
- Руководители лечебных учреждений субъектов РФ в районах и городах.
- Директора служб, защищающих права потребителей.
- Главврач федеральной медико-биологической службы.
- Главный врач Минобороны РФ.
- Главврач МВД РФ.
- Главврач ФСИН.
- Главный медик ГУСПП РФ.
- Руководитель управления делами президента РФ.
- Главврач врач ФСБ РФ.
- Главный врач ФС охраны РФ.
- Врач ФСВНГ Российской Федерации.
Работу всех руководителей контролирует главный врач РФ. Они же могут выступать в роли заместителей. Рассмотрим, кто является руководителем центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эта должность назначается вышестоящим органом по согласованию с учреждением Госсанэпидслужбы России.
Обязанности главврача Госсанэпидслужбы
Его должностные обязанности заключаются в следующем:
- Организует работу по изучению санитарно-эпидемиологической обстановки.
- Изучает действие и влияние негативных факторов на состояние здоровья населения.
- Осуществляет контроль и принимает меры для улучшения состояния санитарной обстановки.
- Налаживает совместную работу с общественными организациями и государственными органами в связи с гарантиями санитарно-эпидемиологического обеспечения граждан.
- Предлагает новые пути по реализации улучшению и обеспечению санитарной обстановки.
- Улучшает организацию и управление, а также планирование форм и методов работы контролирующих органов.
- Контролирует подбор персонала с учетом их специальности, а также создает условия для повышения квалификации.
- Следит за исполнением сотрудникам своих обязанностей и за соблюдением внутреннего режима работы.
В городах и крупных населенных пунктах существуют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Их главные врачи являются руководителями.
Службы госнадзора
Следует указать, какие службы относятся к органам санитарно-эпидемиологического надзора.
- Центры санитарно-эпидемиологического надзора.
- Дезинфекционные станции и лаборатории.
- НИИ и лаборатории по эпидемиологии.
- Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток.
- Дома санитарного просвещения.
Все эти службы носят характер и выполняют функции контроля и надзора. Далее рассмотрим, какие стоят перед ними задачи.
Задачи государственного надзора
Рассмотрим направление работы государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
- Мониторинг состояния здоровья населения и оценивание ситуации на будущее время с учетом состояния окружающей среды.
- Установление причин и обстоятельств массовых заболеваний.
- Создание обязательств к исполнению, которые будут гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность для жителей.
- Осуществление контроля за населением по поводу соблюдения всех норм и правил законодательства.
- Проведение и контроль мероприятий, направленных на борьбу и профилактику эпидемий.
- Принятие мер по прекращению санитарных нарушений.
- Имеют право привлечь к ответственности за несоблюдение санитарных норм.
Ведомственный надзор
Это один из видов государственного органа. Направление деятельности следующее: осуществлять контроль за соблюдением санитарных норм на объектах отдельных министерств и ведомств.
К таким объектам относятся:
- Войска.
- Объекты Министерства обороны РФ.
- МВД РФ.
- ФСБ.
- Министерство путей сообщения.
В задачи таких ведомств входит:
- Организация профилактических мероприятий, которые преследуют цель предупредить массовые отравления, инфекционные и неинфекционные заболевания в коллективах, их семьях, а также среди уволенных в запас, на пенсию, среди курсантов, служащих в системе Министерства внутренних дел России.
- Предотвращение негативного воздействия опасных факторов окружающей среды.
- Обучение и контроль за соблюдением гигиенических санитарных норм.
- Проведение профилактических мероприятий, предупреждающих массовые отравления и распространения различного генеза заболеваний среди лиц, которые содержатся в специальных условиях.
Федеральный госсанэпиднадзор
Рассмотрим, какие службы относятся к этому виду надзора.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют такие органы:
- ФС по надзору соблюдения прав потребителей, а также территориальные органы.
- ФМБА и ее местные подразделения.
- Структурные подразделения специального назначения.
Госорганы контроля и подчиняющиеся им ведомственные и федеральные учреждения проводят работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на государственном уровне и образовывают глобальную федеральную централизованную систему Госнадзора.
Направления работы Госнадзора
Выделим основные направления работы Центра санэпидемконтроля. Его специалисты:
- Создают систему норм санитарно-эпидемиологического надзора.
- Регулируют создание нормативной базы.
- Разрабатывают нормативы для федеральных санитарных и гигиенических служб. Утверждает и издает их.
- Занимаются созданием форм отчетности.
- Осуществляют проведение противоэпидемиологических мероприятий.
- Проводят санитарное обучение.
- Выявляют причины распространения и появления инфекционных, профессиональных, массовых заболеваний и отравлений.
- Учитывают и анализируют выявленные нарушения.
Категории риска
Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере защиты прав потребителей при выполнении проверки деятельности физических и юридических лиц, а также производственных объектов относит последние к определенной группе риска. Воплощается в жизнь это согласно существующему законодательству.
Решение о том, к какой группе риска отнести объект, принимают:
- Главный врач РФ. Если объект чрезвычайно высокого риска.
- Главврач субъектов РФ или руководителями местных органов. Если объект относят к группе высокого или значительного риска.
- Руководитель по месту расположения объекта госнадзора. Объект среднего или умеренного риска.
Плановые проверки в этом случае зависят от того, к какой категории риска относится объект:
- Чрезвычайно высокого риска. Проверка 1 раз в году.
- Высокого риска. 1 раз в 2 года.
- Группа значительного риска. 1 раз в 3 года.
- При установлении среднего уровня риска проверка рекомендуется один раз в 4 года.
- При умеренном риске через каждые 6 лет.
На предприятиях, входящих в группу объектов с низким риском, не совершаются плановые проверки.
Какие решения могут принимать
Очень важно знать, какими полномочиями наделены органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Они:
- Имеют право отстранить от выполнения своих обязанностей временно работника, который является носителем или источником возбудителя инфекционного заболевания.
- Имеют право обследовать лабораторным путем граждан, которые имели контакт с инфицированным больным, и устанавливать за ними медицинское наблюдение.
- В случае если гражданин является инфекционным больным и представляет угрозу для населения, могут провести обязательную госпитализацию.
Также они проводят:
- Комплекс мер по уничтожению инфекционных возбудителей заболеваний человека и животных на территориях, где существует риск распространения и возникновения инфекционных патологий.
- Профилактические меры по дезинсекции и дератизации в местах инфекционных болезней.
- Профилактическое прививание граждан.
- Осуществление предварительного контроля.
- Систематическое обследование граждан, торговли и пищевых предприятий с целью предупредить появление и распространение различных, в том числе инфекционных заболеваний.
- Работы по устранению санитарных нарушений.
- Санитарная служба может привлечь к ответственности нарушителя санитарных норм (как физическое лицо, так и юридическое).
- При выполнении проверки госслужащие имеют право на проведение: обследований, санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, испытаний, могут давать оценку соблюдений норм и требований.
Для проведения проверки Госсанэпиднадзор имеет право привлекать экспертные организации и экспертов. Проведение проверок устанавливается административными регламентами, которые соответствуют постановлению Правительства РФ.
Заключения, сделанные в результате проверки, а также поведение лиц, которые проводили проверку, могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Деятельность Государственного надзора
Перечислим, в чем еще заключается деятельность Госнадзора:
- Организовывать проверки и осуществлять их по поводу выполнения норм санитарного законодательства и противоэпидемиологических требований.
- Контролировать деятельность, проводить проверки юридических и физических по поводу соблюдения технических и санитарных норм в сфере прав защиты потребителей и благополучия человека.
- Осуществлять санитарный контроль в пунктах пропуска через границу РФ.
- Пресекать выявленные нарушения и устранять их, а также выдавать предписания об устранении нарушений. Осуществлять наказание ответственных лиц.
- Имеют право проводить контрольную закупку в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля».
- Издают распоряжения о проведении противоэпидемиологических мероприятий.
- Ведут наблюдение за исполнением норм, за анализом и прогнозом, за выполнением требований санитарного законодательства.
- Способствуют формированию общедоступных информационных источников в сфере эпидемиологической безопасности для населения страны или отдельного региона.
- Ежегодно проводят оценку и анализ эффективности Госнадзора.
Требования надзора
Правила, которые установлены и утверждены правовыми актами, можно назвать требованиями Санитарно-гигиенического и эпидемиологического надзора. Сюда относятся:
- Санитарные нормы и правила.
- Гигиенические нормативы.
- Противоэпидемиологические требования.
- Оптимальные и допустимые нормы состояния окружающей среды, влияющей на организм человека.
- Показатели экологической безопасности для человека среды его проживания.
- Необходимые качественные и количественные показатели нормы для безопасности граждан.
- Гигиенические требования.
- Профилактические мероприятия по укреплению здоровья населения.
- Правила питания и ведения быта с целью сбережения и укрепления здоровья.
Как осуществляется контроль
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем выполнения следующих действий:
1. Проводятся проверки физических, юридических, а также гражданских лиц по:
- Производству и обороту пищевых продуктов.
- Оказанию услуг в торговли.
- Сферы общественного питания.
2. Служба санитарно-эпидемиологического надзора выполняет следующие действия:
- Осмотр территорий, транспорта, помещений, зданий.
- Лабораторные исследования продукции.
- Экспертиза продукции: санитарно-эпидемиологическая, токсикологическая, ветеринарно-санитарная.
- Анализ документации об оценки безопасности продукции и ее качества. А также об условиях ее изготовления и оборота.
- Экспертиза нормативной и технической документации по изготовлению новых товаров.
3. Проводятся расследования по поводу нарушения законодательства РФ, по фактам нарушения качества и безопасности пищевых продуктов.
4. Пресекаются любые нарушения санитарно-эпидемиологических законов.
5. Проводится анализ причин и условий появления заболеваний.
6. Проводятся мероприятия по ликвидации и профилактике заболеваний.
Руководящие лица и специалисты санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют проверки и ведут следующие расследования:
- Проводятся плановые проверки по качеству и безопасности продуктов питания.
- Внеплановые проверки в аварийных ситуациях при изменении или нарушении технологического процесса, хранения, транспортировки или изготовления, при заболеваниях или отравлениях людей, а также при иных нарушениях законодательства.
- Работники надзорных органов имеют право обследовать и проводить контроль только во время выполнения служебных обязанностей. При этом обязаны предъявить служебное удостоверение.
- Итоги проверки оформляются документально. Оригинал передается проверяемому.
- При обнаружении нарушений принимаются административные меры по их пресечению.
- При взятии образцов продукции для оценки качества или безопасности оформляется соответствующая документация.
- Анализ продукции производится в лабораториях органов государственного надзора и контроля.
- О результатах анализа своевременно оповещают граждан.
Все действия проверяющих лиц могут быть обжалованы в суде согласно законодательству Российской Федерации.
Защита потребителей
Права и безопасность потребителей защищены на законодательном уровне. Осуществляет это Роспотребнадзор. Находится он в ведении правительства.
Федеральный орган организовывает и реализует государственную политику и регулирует соблюдение норм и правил в сфере прав потребителей. Также Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет очень важную деятельность, которая заключается в следующем:
- Надсмотр и контроль выполнения требований законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
- Защита прав в сфере потребительского рынка.
- Отвечает за соответствие информации о реализуемой продукции.
- Защита детей от информации, которая может оказать негативное влияние на их развитие и здоровье.
- Указание информации о классификации продукции и соблюдение технических требований, а также ее соответствие.
- Выдача лицензий на право заниматься определенными видами деятельности.
Санитарные требования к товарам
Перечислим некоторые общие санитарно-эпидемиологические требования безопасности товаров:
- Не должны причинять вред здоровью граждан, а также имуществу.
- На товаре должна содержаться информация, которая позволит идентифицировать товар, его изготовителя. Соответствовать маркировке и требованиям, указанным в нормативных правовых документах.
Стоит отметить, что санитарно-эпидемиологические требования существуют к различным видам товаров. К пищевой продукции и к промышленным товарам, а также к строительной продукции и многим другим объектам. Об этом — далее.
Список продукции, подлежащей Госсанэпидемнадзору
Перечислим товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору:
- Продукты питания. Переработанные и натуральные.
- Товары для детей. Школьные принадлежности, игрушки, игры, одежда, обувь, постельное белье, канцелярия, а также материалы, используемые для изготовления детской продукции.
- Товары для хозяйственного и питьевого водоснабжения. Оборудование, материалы для плавательных бассейнов.
- Продукты нефтепереработки и химическая продукция, лакокрасочные изделия, товары бытовой химии.
- Товары и материалы для строительства, для изготовления мебели. Материалы из искусственной и синтетической кожи для изготовления мебели и одежды. Трикотажные и текстильные материалы.
- Продукция медицинского и бытового назначения, а также приборостроения и машиностроения.
- Учебные издания, общеобразовательная и вспомогательная литература, книжная продукция для детей и подростков.
- Продукция, выполненная из натурального сырья, которая подвергалась обработке химическими продуктами.
- Сырье для изделий, которые имеют контакт с кожей человека.
- Продукция, содержащая радиоактивные вещества или являющаяся источником ионизирующего излучения.
- Строительная продукция или отходы, в составе которых присутствуют радиоактивные вещества.
- Табачное сырье и табачные изделия.
- Индивидуальные средства защиты.
- Оборудование, предметы, которые имеют контакт с пищевой продукцией.
- Материалы и оборудование для очистки воздуха и для воздухоподготовки.
- Антигололедные вещества.
- Иные товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору в обязательном порядке.
От работников, служащих в таком серьезном государственно органе, требуется серьезный подход к выполнению своих обязанностей и ответственность. От их исполнительности и профессионализма может зависеть жизнь людей.