Полное наименование:Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
В соответствии с данным Постановлением Роспотребнадзор рассматривается, как орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит, во-первых, претворение в жизнь положений закона о защите прав потребителей с соответствующими функциями надзора, а во-вторых — разработка и утверждение правил и нормативов в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Официальный сайт — https://rospotrebnadzor.ru
Телефон горячей линии: 8-800-555-49-43
Единый консультационный центр Роспотребнадзора: https://rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline.php
Приём обращений граждан: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
Краткие сведения
Попова Анна Юрьевна
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Структура службы
Роспотребнадзор — одна из самых разветвленных иерархических структур в Российской Федерации.
Центральный аппарат Роспотребнадзора находится в Москве и возглавляется главным государственным санитарным врачом РФ. В настоящее время этот пост занимает А.Ю. Попова.
В состав центрального аппарата входят:
- руководство и помощники;
- пресс-служба Роспотребнадзора;
- управления санитарного и эпидемиологического надзора, управление защиты прав потребителей, управления организации деятельности, управления научного обеспечения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, управление по международным связям, управление кадров, управление правового обеспечения, управления по субъектам РФ, управление по ЖД-транспорту и иные административные структуры;
- центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации;
- НИИ и иные научные организации;
- противочумные учреждения;
- санитарно-эпидемиологические службы различных министерств и ведомств.
Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам РФ в целом повторяют структуру центрального аппарата.
Компетенция
Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
К полномочиям Роспотребнадзора относится осуществление надзора и контроля:
- за исполнением закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- за исполнением закона по защите прав потребителей.
Во исполнение надзорных и контрольных функций Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор и контроль:
- за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- за соблюдением требований по правилам продажи некоторых видов товаров;
- за качеством муки и изделий из нее при осуществлении закупок указанной продукции для нужд государства;
- за качеством муки и изделий из нее, ввозимых и вывозимых на территорию или с территории РФ;
- за соблюдением положений закона об информировании потребителя о классе энергоэффективности товара, а также о внесении в техдокументацию на товар иной обязательной информации;
- за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям закона в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями:
- по лицензированию определенных законом отдельных видов деятельности;
- по приему и учету уведомлений о начале деятельности юридических лиц и ИП, связанной с некоторыми видами работ и услуг;
- по установке критериев для определения существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, а равно установке показателей, по которым проводится проверка и отбор проб питьевой и горячей воды;
- по регистрации внедряемых в производство новых химических и биологических веществ и препаратов (кроме лекарственных средств), приготовляемых на их основе, которые могут быть потенциально опасны для населения;
- по регистрации отдельных видов продукции (кроме лекарств), которые могут быть потенциально опасны для человека;
- по регистрации пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ;
- по регистрации лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов;
- по выявлению причин возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- по подготовке и внесению предложений о введении карантина или об его отмене на территории РФ или любого из ее субъектов;
- иные полномочия, перечисленные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
История создания
Закон РФ «О защите прав потребителей» был одним из первых законом, принятых Российской Федерацией, как вновь созданным государством.
Аналогичного закона в СССР и на ранних этапах развития Российской Федерации не существовало, хотя в середине 80-х годов была попытка разработать проект закона, который регламентировал бы право потребителей на получение качественных товаров и услуг.
Несмотря на отсутствие прямого закона, который защищал бы права потребителей, органами, которые de facto осуществляли функции защиты, являлись:
- санитарно-эпидемиологический надзор, действовавший в рамках Положения о Госсаннадзоре в СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР в 1963 году, Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1991 года и одноименного Закона РФ, принятого в 1999 году;
- Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, образованная в 1993 году при Комитете по торговле. Одной из задач инспекции являлось недопущение в оборот некачественных товаров.
С принятием в 1993 году Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были впервые установлены на законодательном уровне:
- принципы и понятие санитарного и эпидемиологического благополучия населения;
- права и обязанности предприятий и граждан в рамках, относящихся к сфере потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия;
- ответственность за неисполнение норм, относящихся к социально-эпидемиологическому благополучию населения.
Таким образом сложилась ситуация, при которой были, по сути, разобщены полномочия государственных органов в сфере санэпидемиологии и в сфере контроля за соблюдением правил торговли и общепита, ценообразования, качеством и безопасностью товаров и т.д.
По сути санитарно-эпидемиологический надзор и Госинспекция по торговле и качеству товаров действовали раздельно.
Унификация произошла в 2004 году на основании Указа № 314 Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», во исполнение которого была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор.
Проверки Роспотребнадзора
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба
федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
справки, россия, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Первые управления, которые занимались поиском причин и предупреждением болезней, возникли в начале XIX века. Они наблюдали за соблюдением чистоты в городах, количеством и качеством съестных запасов, а также условиями работы на заводах, фабриках. В 1882 году была сформирована концепция гигиены как отдельной науки.
С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно-эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР.
15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений – санитарно-эпидемиологических станций.
Первые шаги санитарно-эпидемиологической службы были нелегки. Важнейшими задачами, поставленными реальной действительностью перед службой в условиях последствий гражданской войны, были борьба с небывалыми эпидемиями холеры и брюшного тифа, широким распространением сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций, с тяжелейшими антисанитарными условиями жизни населения, и без того страдавшего от голода и холода. Именно в эти годы были определены и сформулированы основные принципы построения санитарной организации.
К началу 1930-х годов санитарная служба перешла от интенсивной борьбы с эпидемиями к плановой оздоровительной деятельности условий жизни населения. Рост промышленности, развитие сельского хозяйства требовали расширения санитарно-оздоровительных мероприятий. Была увеличена сеть санитарных учреждений и количество санитарных врачей-гигиенистов, эпидемиологов, расширены их права и обязанности.
Постановлениями СНК РСФСР от 19 февраля 1927 года «О санитарных органах Республики» и от 8 октября 1927 года «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» были установлены дифференцированные нормы санитарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного значения и определены функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.
Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на десятом Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемиологов в 1926 году и на седьмом Всероссийском съезде здравотделов в 1930 году.
Были приняты меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. В учебный план медицинских факультетов введены социальная гигиена, гигиена труда и гигиена воспитания. Для подготовки санитарных врачей с начала 1930/31 учебного года в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты; в 1930 году был открыт санитарно-профилактический факультет (в настоящее время – медико-профилактический) Первого Московского медицинского института (ныне университет) имени И.М. Сеченова.
К 1940 году в стране уже действовало около двух тысяч санитарно-эпидемиологических станций, из них в 1150 функционировали санитарно-бактериологические лаборатории; 787 дезинфекционных и 1929 малярийных станций, пунктов и отрядов; 47 бруцеллезных станций и 49 противочумных учреждений. В санитарно-эпидемиологической службе работало более 11 тысяч врачей.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) государственная санитарная служба выполняла свой долг и в тылу, и на фронте, сдерживая, а нередко и предупреждая, развитие эпидемий тифа, кишечных инфекций. В первые послевоенные годы деятельность санитарных врачей была брошена на ликвидацию последствий войны и нормализацию санитарно-эпидемической обстановки.
Развитие службы в период 1946-1976 годов характеризовалось регламентацией организационных форм санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.
Важную роль в охране здоровья населения страны сыграли законы о здравоохранении, принятые Верховным Советом СССР и союзных республик в 1971 году, в которых было определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора, а нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и(или) уголовную ответственность.
В 1980-е годы санитарно-противоэпидемическая служба принимала участие в разработке и оценке генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов. В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики, разработаны и внедрены в практику здравоохранения вакцины против дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа.
В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.
С 9 марта 2004 года в составе санитарно-эпидемиологической службы произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.
Согласно действующему Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2004), федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 85 территориальных управлений и 85 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации. Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в составе Роспотребнадзора находятся 21 научно-исследовательский институт, 18 противочумных станций, организации дезинфекционного профиля.
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации.
С октября 2013 года в статусе исполняющей обязанности, с апреля 2014 года – в статусе руководителя эту должность занимает Анна Попова.