Органы проводящие санитарно эпидемиологического надзора

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:

1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;

2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;

3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;

4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;

5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);

6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.

В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.

Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:

1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;

2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;

3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;

5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;

6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;

7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;

9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;

10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;

11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:

1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;

2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;

3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;

5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);

6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.

Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.

В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.

Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.

Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.

В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.

На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:

1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;

2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;

3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;

4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;

5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».

Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.

Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.

Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.

Деятельность
санитарно-эпидемиологической службы
России регламентируется Федеральным
Законом «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (12
марта 1999 г.)

Государственная
санитарно-эпидемиологическая служба
Российской Федерации — единая Федеральная
централизованная система органов и
учреждений,
осуществляющих
государственный
санитарно-эпидемиологический
надзор в Российской Федерации.

Система государственной
санитарно-эпидемиологической агужбы
Рос­сийской Федерации включает в
себя:

федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
осу­ществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в Российской Федерации;

органы и учреждения
государственной, санитарно-эпидемиоло­гической
службы Российской Федерации, созданные
в установлен­ном законодательством
Российской Федерации порядке для
осуще­ствления государственного
санитарно-эпидемиологического надзо­ра
в субъектах Российской Федерации,
городах, районах и на транс­порте.

Организацию
деятельности системы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации осуществляет
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации, а также
главные государственные санитарные
врачи субъектов Российской Федерации,
горо­дов, районов, на транспорте,
главные государствешгые санитарные
врачи федеральных органов.

Основной
задачей государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ является обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благопо­лучия населения, предупреждение,
выявление и ликвидация опасного и
вредного влияния среды обитания на
организм человека.

Основной
структурной единицей государственной
санитарно-эпидемиологической службы
является центр
государственного санитар­ного надзора
(ГСЭН).

ГСЭН является
организатором проведения комплекса
санитарно-оздоровительных мероприятий
среди населения, осуществляет руководство
работой по пропаганде гигиенических
знаний среди населения и формиро­ванию
здорового образа жизни.

Центр
ГСЭН может обслуживать городское и
сельское население, чис­ленностью до
100 тыс. человек. Включает следующие
подразделения: I.
Управление Госсанэпиднадзора

отдел коммунальной
гигиены и санитарной экологии отделение
гигиены труда; отделение гигиены питания;
отделение гигиены детей и подростков;
отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел
эпидемиологического надзора

1.3. Отделение
профилактической дезинфекции

1.4. Отдел лабораторного
обеспечения:

санитарно-гигиеническое
отделение (физико-химических,
ток­сикологических, аналитических
методов исследования; исследова­ние
радиационных и физических факторов);

санитарно-бактериологическое
отделение (бактериологических,
вирусологических и наразитологических
исследований).

Управление информационно-аналитического обеспечения

2.1 Отдел социальной
гигиены и социально-гигиенического
мони­торинга

2.2
Отделение организационно-методической
работы с функциями маркетинга.

2.3 Отделение
вычислительной техники и программного
обеспечения

2.4 Отделение ме1рологии
и стандартизации.

2.5
Отделение комплексных профамм (формируется
на основе ком-плексирования деятельности
специалистов для решения конкретных
проблем).

Соседние файлы в предмете Общественное здоровье и здравоохранение

В
2004 г. Указом Президента РФ была образована
Федеральная служба в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор), которая является
правопреемником Государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ, а также выполняет дополнительные
функции, которые ранее были вменены
другим министерствам и ведомствам
(Минздравсоцразвия, Минэкономразвития,
Министерства по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства). Таким
образом, Роспотребнадзор сегодня
осуществляет 2 основные функции:

► контроль
и надзор в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия;

► защиту
прав потребителей на потребительском
рынке.

На
рисунке 13.1 представлена структура этой
службы по уровням управления: федеральный,
региональный и муниципальный.

Из
этого рисунка видно, что управление
службой централизовано и осуществляется
на федеральном уровне Федеральной
службой, которая руководит Управлениями
Роспотребнадзора в регионах (субъектах
РФ), а те, в свою очередь, управляют
Территориальными отделами в муниципальных
образованиях субъектов РФ.

Федеральную
службу по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор) возглавляет руково-

Рис.
13.1. Организационно-функциональная
структура Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по уровням
управления

дитель,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Правительством Российской
Федерации по представлению министра
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации. Руководитель
является главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации,
несет персональную ответственность за
осуществление возложенных на службу
функций.

Руководитель
Роспотребнадзора имеет заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых
от должности министром здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации по представлению руководителя
службы. Заместители, выполняющие функции
по организации и осуществлению
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора, являются заместителями главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации. Количество
заместителей руководителя устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Финансирование
и материально-техническое обеспечение
службы осуществляется из бюджетов
(федерального, регионального и
муниципального) и внебюджетных средств.
В правовом отношении весьма важно, что
главные государственные санитарные
врачи (главный и в территориях), другие
должностные лица и специалисты,
осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
являются представителями органов
государственного управления и находятся
под защитой государства. Они независимы
в своей деятельности и руководствуются
только действующим санитарным
законодательством Российской Федерации.

Федеральная
служба осуществляет
свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и иными организациями.
Всего в Федеральной службе образовано
89 территориальных управлений и 90 Центров
гигиены и эпидемиологии в субъектах
Российской Федерации. Специалисты
Федеральной службы осуществляют
санитарно-карантинный контроль в 285
пунктах пропуска, в том числе в 102 — на
автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах,
64 — морских, 13 речных, 39 — на пограничных
железнодорожных станциях. Кроме того,
в подведомственности Федеральной службы
находятся 28 научно-исследовательских
институтов, 14 противочумных станций,
более 100 организаций
дезинфекционного
профиля. Всего в органах и организациях
Федеральной службы работает около 110
тыс. специалистов.

Основными
учреждениями службы являются Федеральные
государственные учреждения здравоохранения
(ФГУЗ) «Центры
гигиены и эпидемиологии в субъектах
РФ», которые
имеют филиалы в муниципальных образованиях.
Эти центры осуществляют следующие
функции:

► проведение
необходимых исследований, испытаний,
экспертиз;

► осуществление
государственного учета инфекционных,
паразитарных, профессиональных
заболеваний, отравлений и других
заболеваний, связанных с воздействием
неблагоприятных факторов среды обитания
человека;

► осуществление
статистического наблюдения в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия.

В
систему органов и учреждений
Роспотребнадзора входят также
научно-исследовательские учреждения
гигиенического и эпидемиологического
профиля, высшие и средние специальные
учебные заведения, осуществляющие
подготовку соответствующих специалистов
и повышение их квалификации, другие
санитарно-профилактические учреждения.

Среди
важнейших направлений деятельности
службы — организация, проведение и
контроль за осуществлением текущей и
профилактической дезинфекции, которую
проводят
дезинфекционные
станции. Большинство
из них сегодня преобразованы в
государственные унитарные предприятия
дезинфекционного профиля или
самостоятельные некоммерческие
организации, учреждаемые центрами
гигиены и эпидемиологии в субъектах
Российской Федерации и работающие под
их руководством и контролем. Они проводят
профилактические дезинфекционные
мероприятия — дезинфекцию, дезинсекцию,
дератизацию как по заявкам предприятий,
так и для населения.

Предупреждением
возникновения и распространения особо
опасных инфекционных заболеваний —
чумы, холеры, сибирской язвы —
занимаются противочумные
станции. Их
число и дислокация соответствуют в
основном ареалам наиболее вероятного
возникновения особо опасных инфекционных
заболеваний. Противочумные
станции
наблюдают за циркуляцией возбудителей
указанных заболеваний в природных
очагах, участвуют в неотложных мероприятиях
при появлении случаев особо опасных
заболеваний людей, проводят специальные
противоэпидемические мероприятия в
зонах чрезвычайных ситуаций, готовят
специалистов по вопросам эпидемиологии
и лабораторной диагностики особо опасных
инфекционных заболеваний и др.

Информационно-аналитические
центры службы
обеспечивают сбор, обработку и анализ
информации, поступающей из подчиненных
центров, а также от других организаций,
располагающих данными, необходимыми
для анализа состояния здоровья населения
и среды его обитания. Система информационного
обеспечения в Роспотребнадзоре — это
разветвленная, многоуровневая
автоматизированная информационная
система АИС «Санэпид», созданная
и функционирующая с целью:

► сбора,
обработки, анализа информации о состоянии
здоровья населения и среды его обитания;

► прогнозирования
и моделирования ситуаций, связанных с
изменением в показателях здоровья в
зависимости от изменения факторов среды
обитания;

► сбора,
обработки, анализа информации о
деятельности учреждений службы.

Соседние файлы в папке Лисицын 2013_1

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 ноября 2020 года; проверки требуют 56 правок.

Руководитель Роспотребнадзора имеет равнозначное специальное название должности — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

ИсторияПравить

1933 — Государ­ственная санитарная инспекция (ГСИ) РСФСР;
1935 — Всесоюзная Государственная санитарная инспекция (ВГСИ) при Совнаркоме СССР;
1936 — в составе Наркомздрава СССР;

  • 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР (воссоздаётся отдельная независимая от лечебных учреждений централизованная структура);
  • 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
  • 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).

XIX — начало XX века

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.

Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.

Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

ФункцииПравить

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службыПравить

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • Научно-исследовательские институты и центры гигиенического и эпидемиологического профиля
  • Противочумные учреждения
  • Санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины и форменная одеждаПравить

  • Грузинское вино, 2008 г. — Конфликт в Южной Осетии
  • Молдавское вино и коньяк, 2013 — переговоры Молдовы о вступлении в ЕС
  • Шоколадные конфеты с Украины, 2013 г. — конфликт в Донбассе
  • Вино из Черногории, 2017 — вступление Черногории в НАТО

Ведомственные наградыПравить

  • Памятные медали «90 лет Госсанэпидслужбе России». «95 лет Госсанэпидслужбе России»
  • Почётная грамота Роспотребнадзора
  • Благодарность руководителя Роспотребнадзора
  • Нагрудный знак «Почётный работник Роспотребнадзора»

Интересные фактыПравить

  • Профилактическая медицина
  • Гигиена
  • Эпидемиология
  • Centers for Disease Control and Prevention (CDC) — структура в Министерстве здравоохранения и социальных служб США, родственная Роспотребнадзору
  • Chinese Center for Disease Control and Prevention (CCDC) — схожая структура в Национальной комиссии здравоохранения КНР
  • Inspectie Gezondheidszorg en Jeugd (IGJ) — Инспекция по охране здоровья и молодёжи Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Санитарно-эпидемиологические правила
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
  • День работников санитарно-эпидемиологической службы
Оцените статью
Единый реестр видов контроля