Органы государственного строительного надзора субъектов федерации

Органы государственного строительного надзора субъектов федерации ЕРВК

Весь
процесс строительства находится под
контролем соответствующих государственных
органов. Глава 2 Градостроительного
кодекса РФ определяет основные полномочия
органов государственной власти РФ,
субъектов федерации и местного значения
в области градостроительной деятельности,
включая вопросы строительного надзора.
Так, к компетенции федеральной власти
относится:

— установление
порядка осуществления государственного
строительного надзора и организация
научно-методического обеспечения такого
надзора;


осуществление государственного
строительного надзора в случаях,
предусмотренных Градостроительным
Кодексом.

1. Органы, осуществляющие государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5, статьей 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный строительный надзор, их заместители;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

3.1) утверждение положения о региональном государственном строительном надзоре;

4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;

7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов;

9) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

10) формирование и ведение региональных реестров незавершенных объектов капитального строительства.

Судебная практика по статье 23. 56 КоАП РФ

  • Решение Верховного суда: Постановление N 302-АД15-18484, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
  • Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД15-17648, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
  • Решение Верховного суда: Постановление N 305-АД15-7383, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Система контроля градостроительной деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование строительного контроля

К
компетенции соответствующих государственных
органов субъектов федерации относится
осуществление надзора в случаях,
предусмотренных Градостроительным
Кодексом.

Органы
местного самоуправления не имеют
полномочий в области государственного
строительного надзора.

В
соответствии со статьей 54 Градостроительного
кодекса РФ
Государственный строительный надзор
осуществляется:

  • при
    строительстве объектов капитального
    строительства, проектная документация
    которых подлежит государственной
    экспертизе в соответствии со статьей
    49 Градостроительного кодекса либо
    является типовой проектной документацией
    или ее модификацией;
  • при
    реконструкции, капитальном ремонте
    объектов капитального строительства,
    если проектная документация на
    осуществление реконструкции, капитального
    ремонта объектов капитального
    строительства подлежит государственной
    экспертизе в соответствии со статьей
    49 Градостроительного кодекса.

Предметом
государственного строительного надзора
является проверка:

  • соответствия
    выполнения работ и применяемых
    строительных материалов в процессе
    строительства, реконструкции объекта
    капитального строительства, а также
    результатов таких работ требованиям
    технических регламентов, проектной
    документации, в том числе требованиям
    энергетической эффективности и
    требованиям оснащенности объекта
    капитального строительства приборами
    учета используемых энергетических
    ресурсов (в ред. Федеральных законов
    от 23.11.2009 №261-ФЗ, от 18.07.2011 №243-ФЗ);
  • наличия разрешения
    на строительство;
  • выполнения
    требований Градостроительного
    кодекса (часть вторая в ред. Федерального
    закона от 22.07.2008 №148-ФЗ).

Качество
строительной продукции
– основной фактор, влияющий на стоимость
строительства, экономичность и
долговечность объектов. Недостаточное
внимание к качеству приводит к удорожанию
строительства, увеличению эксплуатационных
расходов для поддержания требуемого
технического состояния построенного
объекта, ухудшению необходимых удобств
и комфорта для проживающих, а в отдельных
случаях – к авариям недоброкачественно
построенных зданий и сооружений.

Контролем
качества строительной продукции
считается проверка соответствия
показателей качества продукции
установленным требованиям, которые
зафиксированы в проекте, стандартах и
технических условиях, договорах о
поставке, паспортах на изделия и других
документах. Задачи контроля состоят в
предупреждении дефектов и брака в работе
и обеспечении требуемого качества
продукции.

Контроль
качества строительно-монтажных работ

и соблюдения
нормативных документов

Контроль
качества строительства и соблюдения
обязательных требований нормативных
документов существовал в нашей стране
всегда, но имел различные формы. До 1991
г. существенное влияние на систему
контроля качества строительства
оказывало явное превалирование спроса
над предложением в этой отрасли. В
условиях острого дефицита строительной
продукции проблемы «освоения»
капиталовложений и своевременного
ввода объектов в эксплуатацию часто
оттесняли на второй план проблемы
качества строительства, особенно
отделочных работ. На достаточно высоком
уровне обычно решались лишь главные
вопросы качества, связанные с надежностью
и безопасностью строительства.

В связи
с переходом на рыночную систему
строительные организации оказались в
совершенно иных условиях, когда вместо
проблем дефицита строительной продукции
возникли проблемы поиска заказчика и
выживания в конкурентной борьбе. Это
повлияло на систему контроля качества
строительной продукции, которая приняла
формы, характерные для рыночных условий.
Тем не менее определенная часть
существовавшей системы оказалась
пригодной и для новых условий, где она
стала использоваться даже более
эффективно. В частности, основная часть
обязательных требований СНиП 3.01.01-85,
касающихся обеспечения качества
строительно-монтажных работ, сохраняла
свою силу.

Система
контроля качества строительства и
соблюдения строительных норм (рисунок)
включала ранее и включает в настоящее
время две формы:

  • систему
    внутреннего (производственного)
    контроля;
  • систему
    внешнего контроля.

Органы государственного строительного надзора субъектов федерации

Рисунок.
Структура строительного контроля

Внутренний
контроль
выполняется персоналом самих организаций,
производящих строительную продукцию
(строительно-монтажных, проектно-изыскательских,
предприятий стройиндустрии). Предприятия
стройиндустрии составляют паспорта на
свою продукцию (изделия, конструкции,
материалы), в которых отмечается ее
соответствие стандартам. Паспорт
продукции является обязательным
сопроводительным документом при поставке
этой продукции.

Система внутреннего
контроля разделяется на входной и
операционный контроль.

При
входном контроле доставляемых строительных
конструкций и изделий проводится их
внешний осмотр, наличие и содержание
паспортов и других сопроводительных
документов.

Для
повышения эффективности контроля
используются специальные службы —
геодезическая, строительные лаборатории,
технические инспекции и т.д., которые
обычно подчинены техническому руководителю
(главному инженеру). Главный инженер
руководит системой контроля качества
через упомянутые службы.

Переход
на рыночную систему в РФ существенно
не изменил принципов внутреннего
контроля качества строительства, но
повысил заинтересованность строительных
организаций в обеспечении высокого
качества работ. Это положительно
отразилось как на архитектурных решениях
зданий и планировочных комплексов, так
и на качестве строительно-монтажных
работ, особенно на стадии отделки зданий.
Однако международная практика показывает,
что такая организация контроля качества
— пройденный этап, и имеются более
совершенные ее формы. Таковыми являются
системы качества, сущность которых
состоит в объединении всех средств
обеспечения качества продукции в единую
эффективную систему, включающую:

  • систему
    ответственности и материальной
    заинтересованности всех исполнителей
    в высоком качестве продукции,
    регламентируемую специальным внутренним
    документом «Руководством по качеству”,
    имеющим статус стандарта предприятия;
  • систему рабочих
    инструкций на конкретные трудовые
    процессы;
  • оснащение
    высокотехнологичным оборудованием,
    машинами, механизмами;
  • высокую квалификацию
    персонала.

Внешний
контроль
качества строительства проводится
различными надзорами, не зависящими от
самой организации, по отношению к которой
он проводится. Традиционными формами
внешнего контроля качества и соблюдения
нормативных документов на стройке
являются:

  • технический
    надзор заказчика;
  • авторский
    надзор проектировщика;
  • контроль
    со стороны приемочных комиссий при
    сдаче объектов в эксплуатацию;

    Государственный
    пожарный надзор (Госпожнадзор);

    Государственный
    санитарно-эпидемиологический надзор
    (Госсанэпиднадзор);

    Техническая
    инспекция труда ФНПР (профсоюзов);

    Государственный
    экологический, технологический и
    атомный надзор (Ростехнадзор РФ);

  • Государственный
    пожарный надзор (Госпожнадзор);
  • Государственный
    санитарно-эпидемиологический надзор
    (Госсанэпиднадзор);
  • Техническая
    инспекция труда ФНПР (профсоюзов);
  • Государственный
    экологический, технологический и
    атомный надзор (Ростехнадзор РФ);
  • Государственный
    архитектурно-строительный надзор
    (ГАСН);
  • В условиях рыночной
    экономики появились еще две формы
    контроля:
  • сертификация
    строительной продукции и услуг;
  • лицензирование
    строительной, в том числе
    проектно-изыскательской деятельности.

Технический
надзор
заказчика ведется постоянно в течение
всего срока строительства. Он включает
обязательное участие заказчика в
освидетельствовании всех скрытых работ,
в промежуточной приемке ответственных
конструкций, в приемочных комиссиях.
При отсутствии актов, подтверждающих
такие освидетельствования, т.е. без
одобрения заказчика, проведение,
последующих работ запрещается.

Сотрудники
технадзора заказчика имеют право
приостанавливать строительство, не
принимать к оплате работы, выполненные
с нарушениями технологии и проектных
решений.

Работники
технадзора заказчика несут ответственность
за плохое качество работ, несвоевременное
оформление производственной документации,
фиксируют в журналах работ свои замечания.

Без подписи
заказчика «К производству работ» рабочие
чертежи считаются недействительными.

Авторский
надзор
проектировщика ведется также в течение
всего периода строительства. Он должен
обеспечивать точное выполнение проекта
и требований нормативных документов.
В отличие от контроля заказчика и ГСН,
носящих чисто административный характер,
этот вид контроля проводится по
специальному денежному договору между
заказчиком и проектировщиком, т.е.
авторский контроль является платной
услугой. При заключении договора
представитель авторского надзора
приобретает большие права: с ним должны
согласовываться любые изменения проекта,
предлагаемые рационализаторами или
научными учреждениями, его участие
обязательно при промежуточной приемке
конструкций, при освидетельствовании
скрытых работ. На стройке ведется
специальный журнал авторского надзора.

Представители
авторского надзора обязаны своевременно
решать все возникающие в процессе
строительства вопросы по проектно-сметной
документации, фиксировать в журнале
авторского надзора все выявленные в
процессе строительства отступления от
нормативов, следить за своевременным
выполнением замечаний, зафиксированных
в журнале авторского надзора. Журнал
авторского надзора передается заказчику
в сроки, установленные планом-графиком.

Государственный
строительный надзор
(ГСН), ранее называвшийся
«архитектурно-строительным контролем»
(ГАСК) осуществляет общий контроль всех
звеньев строительного комплекса
(изыскания, проектирование, строительство)
на всех этапах. Он проверяет правильность
выполнения предпроектных работ и выдает
разрешение на любое строительство,
контролирует правильность его ведения
— может проводить проверки любой стройки
в любое время, требовать предъявления
любого исполнительного документа, ГАСН
имеет право останавливать строительство,
штрафовать, возбуждать уголовные дела
и т.д.

Сертификацией
называется
деятельность по установлению соответствия
качества продукции требованиям стандартов
или других нормативов. Существуют
специальные организации, которые
занимаются оценкой этого соответствия
и выдают специальный документ –
«сертификат соответствия» и право на
использование «знака соответствия».
Например, в строительном комплексе

Существуют две
формы сертификации:

  • добровольная
  • обязательная

Добровольная
сертификация
делается по инициативе изготовителя,
который таким способом убеждает своих
потребителей, что его продукция обладает
высоким качеством.

Обязательная
сертификация
должна проводиться независимо от желания
производителя для продукции, низкое
качество которой опасно для здоровья
людей или сохранения их имущества.

Все формы сертификации
проводятся за счет заявителя (производителя
или продавца), т.е. являются платными
услугами.

Лицензирование

это установление компетентности
организации и предоставление ей права
заниматься соответствующей деятельностью
(в данном случае — строительством,
проектированием или изысканиями), т.е.
выдача лицензии. Без лицензии организация
не может предлагать свои услуги никаким
заказчикам. Для получения лицензии
организация или физическое лицо должны
представить специальному органу
документы, подтверждающие их компетентность,
в том числе образцы своей продукции
(фотографии, натурные образцы, проекты,
отчеты по изысканиям и т.д.). Специальные
комиссии рассматривают представленные
документы, оценивают технический уровень
работ соискателя лицензии, соблюдение
нормативных документов и принимают
решение о выдаче лицензии. Сначала
лицензия дается на короткий срок (1 год),
затем на более длительный (3-5 лет), всякий
раз по истечении срока лицензии процедура
подтверждения компетентности повторяется
полностью.

В
соответствии с п. 3 и 4 статьи 54
Градостроительного кодекса РФ
Государственный строительный надзор
осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
на его осуществление, при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте
всех объектов, указанных в пункте 5.1*
статьи 6 Градостроительного Кодекса,
если иное не установлено Федеральным
законом о введении в действие
Градостроительного Кодекса.

Государственный
строительный надзор осуществляется
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, уполномоченными
на осуществление государственного
строительного надзора, за строительством,
реконструкцией, капитальным ремонтом
объектов капитального строительства,
если при их строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте предусмотрено
осуществление государственного
строительного надзора.

В
настоящее время уполномоченным
федеральным органом
исполнительной власти (осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию) в области строительства
является
Министерство
регионального развития РФ

соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 28.09.2004 г. № 501 «Вопросы
Министерства регионального развития
Российской Федерации»).

Кроме
того, Положение об осуществлении
государственного строительного надзора
в Российской Федерации, утверждённое
Постановлением Правительства РФ от
01.02.2006 г. № 54, наделяет (в оговорённых
случаях) полномочиями на осуществление
государственного строительного надзора:

  • Федеральную
    службу по экологическому, технологическому
    и атомному надзору,
  • Министерство
    обороны Российской Федерации,
  • Федеральную службу
    безопасности Российской Федерации,
  • Федеральную службу
    охраны Российской Федерации.

Градостроительный
кодекс РФ
относит
к полномочиям
органов государственной власти субъектов
РФ
в области градостроительной деятельности:

  • подготовку и
    утверждение документов территориального
    планирования субъектов РФ;
  • утверждение
    документации по планировке территории
    для размещения объектов капитального
    строительства регионального значения
    в случаях, предусмотренных
    ГСК
    РФ;
  • утверждение
    региональных нормативов градостроительного
    проектирования;
  • осуществление
    государственного строительного надзора
    в случаях, предусмотренных
    ГСК
    РФ.

Градостроительный
кодекс РФ
относит
к полномочиям
органов
местного самоуправления
в
области градостроительной деятельности:

  • подготовку
    и утверждение документов территориального
    планирования
    местного
    самоуправления;
  • утверждение
    местных нормативов градостроительного
    проектирования
    местного
    самоуправления;
  • утверждение
    правил землепользования и застройки
    местного
    самоуправления;
  • утверждение
    подготовленной на основе документов
    территориального планирования
    местного
    самоуправления
    документации
    по планировке территории, за исключением
    случаев, предусмотренных
    Градостроительным
    кодексом РФ;
  • выдачу
    разрешений на строительство, разрешений
    на ввод объектов в эксплуатацию при
    осуществлении строительства,
    реконструкции, капитального ремонта
    объектов капитального строительства,
    расположенных на территориях местного
    самоуправления;
  • ведение
    информационных систем обеспечения
    градостроительной деятельности,
    осуществляемой на территориях
    местного самоуправления;
  • принятие
    органами
    местного самоуправления городских
    округов решений о развитии застроенных
    территорий.

Органы
государственного контроля (надзора)
выполняют оценку соответствия процесса
строительства конкретного объекта по
получении от застройщика (заказчика)
извещения о начале строительных работ.

Оценка
соответствия зданий и сооружений
обязательным требованиям безопасности
как продукции, представляющей опасность
для жизни, здоровья и имущества
пользователей, окружающего населения,
а также окружающей природной среды, и
как продукции, производимой без испытаний
типового образца в единственном
экземпляре на месте эксплуатации и не
достигающей окончательных функциональных
характеристик до ввода в эксплуатацию,
выполняется в формах:

  • инспекционных
    проверок полноты, состава, своевременности,
    достоверности и документирования
    производственного контроля;
  • инспекционных
    проверок полноты, состава, достоверности
    и документирования процедур
    освидетельствования скрытых работ,
    промежуточной приемки выполненных
    конструкций, сооружений, а также несущих
    конструкций зданий и сооружений в
    случаях, когда эти испытания предусмотрены
    проектной документацией.

Главной
задачей управления государственного
строительного надзора была и остается
организация строительного надзора в
свете Федерального закона от 18 декабря
2006 г. № 232 «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации».

При
этом особое внимание обращается на
организацию и осуществление единого
государственного строительного надзора
при строительстве, реконструкции и
капитальном ремонте объектов капитального
строительства с учетом того, что в его
состав включены иные виды государственного
надзора, такие как санитарно-эпидемиологический,
пожарный надзор и экологический контроль.

Управление
государственного строительного надзора
совместно с управлением государственного
экологического надзора обеспечивает
обязательность включения в состав
документации при проведении государственной
экспертизы материалов оценки воздействия
на окружающую среду, подготавливаемых
с учетом соответствующих требований.

Надзорные
функции Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору начиная с 2007 г.
распространяются на объекты, строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт
которых предполагается осуществлять
на территориях двух и более субъектов
Российской Федерации, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации,
на континентальном шельфе Российской
Федерации, во внутренних морских водах,
в территориальном море Российской
Федерации; на объекты обороны и
безопасности, иные объекты, сведения о
которых составляют государственную
тайну, объекты культурного наследия
(памятники истории и культуры) федерального
значения (при проведении капитального
ремонта в целях их сохранения), а также
дополнительные особо опасные, технически
сложные и уникальные объекты,
предусмотренные новой редакцией
Градостроительного кодекса Российской
Федерации.

В
соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 6 июня 2005 г. №
723-р Ростехнадзор участвует в подготовке
и согласовании проектов постановлений
Правительства Российской Федерации,
необходимых для реализации Градостроительного
кодекса Российской Федерации. К таким
документам в первую очередь следует
отнести «Порядок выдачи разрешения на
строительство» и «Порядок ввода в
эксплуатацию объекта капитального
строительства», которые предусматривают
упрощение процедур оформления
соответствующих разрешений и повышение
ответственности за принимаемые решения.

Руководители
и заместители руководителей органов
государственного архитектурно-строительного
надзора рассматривают административные
дела о нарушениях требований нормативных
документов в области строительства, а
также установленного порядка строительства
объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию
(статьи 9.4 и 9.5 Кодекса РФ об административных
правонарушениях).

Указанные
статьи предусматривают административную
ответственность индивидуальных
предпринимателей и руководителей
юридических лиц:

  • за
    нарушение обязательных требований
    государственных стандартов, технических
    условий, строительных норм и правил,
    утвержденных проектов, других нормативных
    документов в области строительства
    при выполнении инженерных изысканий,
    проектных, СМР, а также при производстве
    строительных материалов, конструкций
    и изделий;
  • за
    строительство без разрешения зданий
    и сооружений;
  • за
    нарушение правил приемки и ввода
    объектов в эксплуатацию;
  • за
    нарушение порядка выдачи
    архитектурно-планировочных заданий и
    разрешений на строительство.

Возмещение
вреда, причиненного жизни или здоровью
физических лиц, имуществу физических
или юридических лиц в результате
несоответствия построенных,
реконструированных, отремонтированных
объектов капитального строительства
требованиям технических регламентов,
проектной документации, осуществляется
в полном объеме лицом, осуществляющим
строительство.

В
случае ненадлежащего осуществления
государственного строительного надзора
федеральным органом исполнительной
власти или органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации,
уполномоченными на осуществление
государственного строительного надзора,
субсидиарную (то есть дополнительную)
ответственность за причинение указанного
вреда несут соответственно Российская
Федерация и субъект Российской Федерации.

С 1
января 2007 года не допускается осуществление
иных видов государственного надзора
при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов капитального
строительства, кроме государственного
строительного надзора, предусмотренного
Градостроительным кодексом РФ.

Согласно
статье 6 Федерального закона от 21 декабря
1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
государственный пожарный надзор в
Российской Федерации осуществляется
должностными лицами органов государственного
пожарного надзора, находящихся в ведении
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного на решение
задач в области пожарной безопасности.
Таким органом на сегодняшний день
является Министерство РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.

Постановлением
Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. №820
утверждено Положение о государственном
пожарном надзоре.

Органы государственного
пожарного надзора в рамках своей
компетенции:

  • организуют
    и осуществляют надзор за соблюдением
    требований пожарной безопасности
    федеральными органами исполнительной
    власти, органами исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации, органами
    местного самоуправления, организациями,
    а также должностными лицами и гражданами;
  • проводят
    в соответствии с законодательством
    Российской Федерации дознание по делам
    о пожарах и по делам о нарушениях
    требований пожарной безопасности;
  • ведут
    в установленном порядке производство
    по делам об административных
    правонарушениях в области пожарной
    безопасности;
  • определяют
    должностных лиц органов государственного
    пожарного надзора для проведения
    мероприятий по контролю и для включения
    в состав комиссий по выбору площадок
    (трасс) строительства, а также комиссий
    по приемке завершенных строительством
    (реконструкцией) объектов.

Ответственность
за нарушение требований пожарной
безопасности в соответствии с действующим
законодательством несут собственники
имущества, лица, уполномоченные владеть,
пользоваться или распоряжаться
имуществом, в том числе руководители
предприятий, лица, в установленном
порядке назначенные ответственными за
обеспечение пожарной безопасности,
должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований
пожарной безопасности, а также за иные
правонарушения в области пожарной
безопасности могут быть привлечены к
административной или уголовной
ответственности.

Основным
законодательным актом, регулирующим
вопросы санитарно-эпидемиологического
контроля, является закон РФ от 30 марта
1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», согласно
которому государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
осуществляют органы и учреждения,
представляющие собой единую федеральную
централизованную систему.

Система
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора включает в себя:

  • федеральный
    орган исполнительной власти, уполномоченный
    осуществлять государственный
    санитарно-эпидемиологический надзор
    в Российской Федерации (Федеральная
    служба по надзору в сфере защиты прав
    потребителей и благополучия человека);
  • территориальные
    органы, созданные в установленном
    законодательством РФ порядке для
    осуществления государственного
    санитарно-эпидемиологического надзора
    в субъектах РФ, муниципальных образованиях
    и на транспорте;
  • учреждения,
    структурные подразделения федеральных
    органов исполнительной власти по
    вопросам обороны, внутренних дел,
    безопасности, юстиции, контроля за
    оборотом наркотических средств и
    психотропных веществ, осуществляющие
    государственный санитарно-эпидемиологический
    надзор соответственно в Вооруженных
    силах РФ, других войсках, воинских
    формированиях, на объектах обороны и
    оборонного производства, безопасности
    и иного специального назначения.

Положение об
осуществлении в РФ государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
утверждено постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569.

2.2. Основные
элементы строительного контроля.

Система менеджмента
качества строительного контроля.

Методология
проведения строительного контроля.

Нормативные
требования к инструментальной базе.

Требования к
строительной лаборатории

В
соответствии с «Положением о проведении
строительного контроля при осуществлении
строительства, реконструкции и
капитального ремонта объектов капитального
строительства», утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации
№468 от 21 июня 2010 г., строительный
контроль, осуществляемый подрядчиком,
включает проведение следующих контрольных
мероприятий:

а)
проверка качества строительных
материалов, изделий, конструкций и
оборудования, поставленных для
строительства объекта капитального
строительства (далее соответственно —
продукция, входной контроль);

б) проверка
соблюдения установленных норм и правил
складирования и хранения применяемой
продукции;

в)
проверка соблюдения последовательности
и состава технологических операций при
осуществлении строительства объекта
капитального строительства;

г)
совместно с заказчиком освидетельствование
работ, скрываемых последующими работами
(далее — скрытые работы), и промежуточная
приемка возведенных строительных
конструкций, влияющих на безопасность
объекта капитального строительства,
участков сетей инженерно-технического
обеспечения;

д) приемка законченных
видов (этапов) работ;

е)
проверка совместно с заказчиком
соответствия законченного строительством
объекта требованиям проектной и
подготовленной на ее основе рабочей
документации, результатам инженерных
изысканий, требованиям градостроительного
плана земельного участка, технических
регламентов.

Строительный
контроль, осуществляемый заказчиком,
включает проведение следующих контрольных
мероприятий:

а)
проверка полноты и соблюдения установленных
сроков выполнения подрядчиком входного
контроля и достоверности документирования
его результатов;

б)
проверка выполнения подрядчиком
контрольных мероприятий по соблюдению
правил складирования и хранения
применяемой продукции и достоверности
документирования его результатов;

в)
проверка полноты и соблюдения установленных
сроков выполнения подрядчиком контроля
последовательности и состава
технологических операций по осуществлению
строительства объектов капитального
строительства и достоверности
документирования его результатов;

г)
совместно с подрядчиком освидетельствование
скрытых работ и промежуточная приемка
возведенных строительных конструкций,
влияющих на безопасность объекта
капитального строительства, участков
сетей инженерно-технического обеспечения;

д)
проверка
совместно с подрядчиком соответствия
законченного строительством объекта
требованиям проектной и подготовленной
на ее основе рабочей документации,
результатам инженерных изысканий,
требованиям градостроительного плана
земельного участка, требованиям
технических регламентов;

е) иные
мероприятия в целях осуществления
строительного контроля, предусмотренные
законодательством Российской Федерации
и (или) заключенным договором.

Подрядчик
осуществляет производственный контроль
за соблюдением в процессе строительства
требований, установленных в проектной
документации. Застройщик (заказчик)
имеет право осуществлять контроль
(технический надзор) за ходом и качеством
выполняемых работ, соблюдением их
сроков, качеством и правильностью
использования применяемых материалов,
изделий, оборудования, не вмешиваясь в
оперативно-хозяйственную деятельность
исполнителя работ.

При
строительстве опасных производственных
объектов разработчик проектной
документации должен осуществлять
авторский
надзор за
соблюдением требований, обеспечивающих
безопасность объекта (этот пункт
необходимо включать в договор с
застройщиком). Авторский надзор в других
случаях может проводиться по усмотрению
застройщика (заказчика).

Строительство
должно вестись под контролем органов
местного самоуправления и государственного
контроля (надзора). Для обеспечения
такой возможности застройщику (заказчику)
следует заблаговременно извещать
упомянутые органы о сроках начала работ
на строительной площадке, о приостановке,
консервации и (или) прекращении
строительства, о готовности объекта к
вводу в эксплуатацию.

Для
обеспечения установленного законодательством
принципа единства правил и методов
испытаний и измерений методы и средства
контроля, проводимого всеми участниками
строительства, должны быть стандартными
или аттестованными в установленном
порядке, а контрольные испытания и
измерения должны выполняться
квалифицированным персоналом.

По
завершении строительства выполняется
оценка соответствия законченного
строительством объекта требованиям
действующего законодательства, проектной
и нормативной документации, а также его
приемка согласно условиям договора при
подрядном способе строительства.

СНиП
12-01-2004 «Организация строительства»
производственный контроль качества
строительства выполняется исполнителем
работ
и включает в себя:

  • входной
    контроль проектной документации,
    предоставленной застройщиком
    (заказчиком);
  • приемку вынесенной
    в натуру геодезической разбивочной
    основы;
  • входной контроль
    применяемых материалов, изделий;
  • операционный
    контроль в процессе выполнения и по
    завершении операций;
  • оценку
    соответствия выполненных работ,
    результаты которых становятся
    недоступными для контроля после начала
    выполнения последующих работ.

При входном контроле
проектной документации следует
проанализировать всю представленную
документацию, включая ПОС и рабочую
документацию, проверив при этом:

  • ее комплектность;
  • соответствие
    проектных осевых размеров и геодезической
    основы;
  • наличие согласований
    и утверждений;
  • наличие ссылок
    на материалы и изделия;
  • соответствие
    границ стройплощадки на стройгенплане
    установленным сервитутам;
  • наличие перечня
    работ и конструкций, показатели качества
    которых влияют на безопасность объекта
    и подлежат оценке соответствия в
    процессе строительства;
  • наличие
    предельных значений контролируемых
    по указанному перечню параметров,
    допускаемых уровней несоответствия
    по каждому из них;
  • наличие
    указаний о методах контроля и измерений,
    в том числе в виде ссылок на соответствующие
    нормативные документы.

Производственный
контроль качества строительства
выполняется исполнителем работ и
включает в себя:

  • входной
    контроль проектной документации,
    предоставленной застройщиком
    (заказчиком), а также применяемых
    материалов и изделий;
  • приемку вынесенной
    в натуру геодезической разбивочной
    основы;
  • операционный
    контроль в процессе выполнения и по
    завершении операций;
  • оценку
    соответствия выполненных работ,
    результаты которых становятся
    недоступными для контроля после начала
    выполнения последующих работ.

Технический
надзор застройщика (заказчика)

Технический
надзор застройщика (заказчика) за
строительством подразумевает:

  • проверку
    наличия у исполнителя работ документов
    о качестве (сертификатов в установленных
    случаях) на применяемые им материалы,
    изделия и оборудование, документированных
    результатов входного, операционного
    контроля и лабораторных испытаний;
  • проверку
    соответствия осуществляемого исполнителем
    работ операционного контроля требованиям
    к его проведению;
  • контроль соблюдения
    исполнителем работ правил складирования
    и хранения применяемых материалов,
    изделий и оборудования. При выявлении
    нарушений этих правил представитель
    технадзора может запретить применение
    неправильно складированных и хранящихся
    материалов;
  • контроль
    наличия и правильности ведения
    исполнителем работ исполнительной
    документации, в том числе оценку
    достоверности геодезических исполнительных
    схем выполненных конструкций с выборочным
    контролем точности положения элементов;
  • контроль
    за устранением дефектов в проектной
    документации, выявленных в процессе
    строительства, документированный
    возврат дефектной документации
    проектировщику, контроль и документированную
    приемку исправленной документации,
    передачу ее исполнителю работ;
  • контроль
    выполнения исполнителем работ предписаний
    органов государственного надзора и
    местного самоуправления;
  • извещение
    органов государственного надзора обо
    всех случаях аварийного состояния на
    объекте строительства;
  • контроль соответствия
    объемов и сроков выполнения работ
    условиям договора и календарному плану
    строительства;
  • оценку
    (совместно с исполнителем работ)
    соответствия выполненных работ,
    конструкций, участков инженерных сетей,
    подписание двусторонних актов,
    подтверждающих соответствие; контроль
    соблюдения исполнителем работ требований
    о недопустимости производства последующих
    работ до подписания указанных актов;
  • заключительную
    оценку (совместно с исполнителем работ)
    соответствия законченного строительством
    объекта требованиям законодательства,
    проектной и нормативной документации.

Для
осуществления технического надзора
застройщик (заказчик) при необходимости
формирует службу технического надзора,
обеспечивая ее проектной и необходимой
нормативной документацией, а также
контрольно-измерительными приборами
и инструментами.

В
соответствии с положениями СП
48-13330-2011 «Организация строительства»,
авторский
надзор архитектора осуществляется
автором-архитектором в инициативном
порядке независимо от решения застройщика
(заказчика) и наличия договора на
авторский надзор по объекту. Территориальный
орган по архитектуре и градостроительству
по заявлению автора, удостоверившись
в его авторстве, может выдать застройщику
(заказчику) распоряжение об обеспечении
допуска автора на объект строительства,
возможности внесения им записей в журнал
авторского надзора. Претензии
автора-архитектора по реализации
архитектурных проектных решений могут
рассматриваться органом по градостроительству
и архитектуре, решение которого является
обязательным для застройщика (заказчика).

Органы
государственного контроля (надзора)
выполняют оценку соответствия процесса
строительства и возводимого объекта
требованиям законодательства, технических
регламентов, проектной и нормативной
документации, назначенным из условия
обеспечения безопасности объекта в
процессе строительства и после ввода
его в эксплуатацию согласно действующему
законодательству. При этом органы
государственного контроля (надзора)
выполняют оценку соответствия процесса
строительства конкретного объекта по
получении от застройщика (заказчика)
извещения о начале строительных работ.

При
выявлении несоответствий органы
государственного контроля (надзора)
применяют санкции, предусмотренные
действующим законодательством.

Административный
контроль строительства в целях ограничения
неблагоприятного воздействия
строительно-монтажных работ на население
и территорию в зоне влияния ведущегося
строительства ведется органами местного
самоуправления или уполномоченными
ими организациями (административными
инспекциями и т.п.) в порядке, установленном
действующим законодательством.

Надзор
заключается в предварительном установлении
условий ведения строительства (размеры
ограждения стройплощадки, временной
режим работ, удаление мусора, поддержание
порядка на прилегающей территории и т.
п.) и в контроле соблюдения этих условий
в ходе строительства. Ответственным
перед органом местного самоуправления
является застройщик, если иное не
установлено договорами.

Менеджмент
качества в строительстве

Под
управлением качеством строительства
понимается разработка и выполнение
комплекса технических, экономических
и организационных мероприятий на всех
этапах создания, функционирования
конечной продукции строительства и
уровнях управления, направленных на
установление, обеспечение и поддержание
необходимого уровня качества,
осуществляемых путем систематического
контроля, строгое выполнение других
функций управления и целенаправленного
воздействия на условия и факторы,
влияющие на качество этой продукции.

Комплексная
системы управления качеством строительной
продукции должна строиться на следующих
основных принципах: системного подхода,
стандартизации, комплексного решения
задач рационального ограничения, прямой
и обратной связи, динамичности,
оптимальности, интеграции и модульного
построения, автоматизации и новых задач.

Принцип
системного подхода
предусматривает: необходимость управления
качеством на всех уровнях; распределение
процессов управления качеством на все
стадии жизненного цикла; охват всех
функций управления по отношению к
управляемому объекту.

Принцип
стандартизации указывает
на то, что все основные требования к
качеству продукции и функции комплексной
системы управления качеством должны
регламентироваться или обеспечиваться
стандартами и нормативно-технической
документацией.

Принцип
комплексного решения предусматривает
комплексный подход к проблеме качества
конечной продукции строительства, в
частности, выделение задач по управлению
качеством промежуточной и конечной
продукции строительства по уровням
управления (по вертикали и по горизонтали).
А это в свою очередь предполагает
разработку и осуществление комплекса
взаимосвязанных мероприятий (технических,
экономических, юридических, воспитательных
организационных и др.) на всех этапах
цикла качества строительной продукции.

Принцип
рационального ограничения
предполагает постоянную реализацию
эффекта фильтрации информации для
рассмотрения из всей совокупности лишь
тех явлений, условий и факторов, которые
в наибольшей степени влияют на качество
конечной продукции строительства.

Принцип
прямой и обратной связи
предполагает постоянное взаимодействие
субъекта и объекта в системе управления
на стадиях: «контроль 
получение информации 
критическая оценка 
принятие и реализация решений», наличие
связи между всеми элементами комплексной
системы управления качеством.

Принцип
динамичности
предусматривает непрерывный процесс
совершенствования комплексной системы
управления качеством в процессе ее
функционирования с учетом научно-технического
прогресса, изменений требований
нормативно-технической документации
и накопительского опыта. Принцип
предполагает несколько этапов развития
системы 
от самой несовершенной до автоматизированной
вначале на отраслевом, а за тем на
общегосударственном уровнях, рассматривая
ее как открытую систему, подлежащую
расширению по мере развития производства
и управления.

Принцип
оптимальности
предусматривает обеспечение решения
поставленных задач на основе выбора
наилучшего варианта и при минимальных
затратах на разработку системы и ее
функционирования.

Принцип
интеграции и модульного построения
указывает на то, что комплексная система
управления качеством должна состоять
из отдельных модулей, которые могут
рассматриваться как самостоятельные
системы, действующие на различных
уровнях управления и жизненного цикла.

Принцип
автоматизации и новых задач
ориентирует на автоматизированное
решение задач на основе применения
вычислительной техники. Для этого
необходимо сформулировать новые задачи
и методы их решения с учетом последних
достижений науки и техники.

Имеется
серия
международных стандартов
по системам качества (ИСО 9000). Для
выполнения своих функций по строительному
контролю, а также для взаимодействия с
органами государственного строительного
надзора и местного самоуправления
застройщик (заказчик) может привлечь в
качестве подрядной организации
инспекционную организацию, аккредитованную
в Единой системе оценки соответствия.
Передача застройщиком (заказчиком)
своих функций и соответствующей
ответственности привлеченной организации
оформляется договором между ними.

Система
менеджмента качества
(СМК) – это система менеджмента для
руководства и управления организацией
применительно к качеству (ГОСТ Р ИСО
9001–2008).

Система
менеджмента качества является частью
системы менеджмента организации и
направлена на достижение результатов
в соответствии с установленными целями
в области качества для того, чтобы
удовлетворить требования всех
заинтересованных сторон, в первую
очередь потребителей организации.

Требования к
системе менеджмента качества установлены
стандартом ГОСТ Р ИСО 9001–2008 «Системы
менеджмента качества. Требования».

Лабораторный
контроль выполняют испытательные
(строительные) лаборатории лиц,
осуществляющих строительство, либо
испытательные (строительные) лаборатории
подрядных организаций. Испытательные
(строительные) лаборатории проходят
аккредитацию в Единой системе оценки
соответствия.

Испытательные
лаборатории лиц, осуществляющих
строительство, либо испытательные
лаборатории подрядных организаций
обязаны вести журналы регистрации
осуществленного контроля и испытаний,
подбора различных составов, растворов
и смесей, подготавливать акты о
соответствии (несоответствии) строительных
материалов, поступающих на объект
капитального строительства, требованиям
проекта, стандартам и техническим
условиям.

Нормативные
требования к строительной лаборатории
и к инструментальной базе строительного
контроля устанавливаются положениями
РДС
10-234-94 «Требования к испытательным
лабораториям (центрам) в строительстве
и порядок проведения их аккредитации»,
утвержденными
и введенными в действие Постановлением
Минстроя России №18-24 от 27 октября 1994 г.

Организация,
претендующая на аккредитацию и
функционирование в Системе сертификации
ГОСТ Р в качестве испытательной
лаборатории (центра), должна быть
компетентной, независимой от изготовителей
и потребителей испытываемой продукции,
располагать необходимыми средствами
и документированными процедурами,
позволяющими проводить испытания
продукции в строительстве для целей
сертификации, в том числе сертификационные
испытания сертифицируемой продукции
и испытания сертифицированной продукции
при инспекционном контроле, включая:

  • испытательное
    оборудование и средства измерений,
    помещения и т.п.;
  • квалифицированный
    и прошедший специальную подготовку
    персонал;
  • правовые
    и организационно-методические документы,
    устанавливающие порядок и правила
    проведения испытаний закрепленной
    продукции и обеспечение качества их
    проведения;
  • фонд
    нормативных документов на продукцию
    и методы ее испытаний.

Испытательная
лаборатория (центр) должна иметь систему
регистрации и протоколирования, которые
должны показывать, каким образом была
выполнена каждая процедура проведения
испытаний и т.п.

Кроме
того, испытательная лаборатория (центр)
должна иметь систему контроля нормативной
документации, включающую своевременное
внесение изменений в действующую
документацию, изъятие устаревшей
документации, обеспечение вновь
разработанной документацией и т.п., а
также наличие документации на рабочих
местах;

  • систему приема и
    рассмотрения решений органа по
    сертификации о проведении испытаний
    или заявок на испытания продукции и
    выдачи результатов по ним;
  • порядок взаимодействия
    подразделений испытательной лаборатории
    при проведении испытаний, оформлении
    и выдаче их результатов:
  • порядок
    взаимодействия с органами по сертификации
    по своевременной корректировке качества
    продукции при изменении требований
    нормативных документов;
  • порядок сбора,
    хранения, анализа и систематизации
    информации об уровне качества
    отечественной и зарубежной продукции.

При
нарушении требований, установленных
Системой сертификации ГОСТ Р, в том
числе объективности и качества выполнения
функций испытательной лаборатории
(центра) в строительстве, Минстрой России
может приостановить, а в случае грубых
нарушений отменить действие аттестата
аккредитации и исключить испытательную
лабораторию (центр) из Государственного
реестра Системы сертификации ГОСТ Р.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля