Органы государственного строительного надзора российской федерации

Органы государственного строительного надзора российской федерации ЕРВК

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, от 10.03.2009 N 204, от 04.02.2011 N 48, от 25.04.2011 N 318, от 03.02.2012 N 80, от 05.06.2013 N 476, от 20.07.2013 N 610, от 29.04.2014 N 387, от 12.11.2016 N 1159, от 25.10.2017 N 1294, от 13.02.2018 N 152, от 28.02.2018 N 205, от 16.02.2019 N 152, от 18.07.2019 N 926)

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, являются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 80)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2012 N 80, от 29.04.2014 N 387)

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 204)

Государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Постановления, осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 03.02.2012 N 80, от 13.02.2018 N 152)

Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2014 N 387)

Установить, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 204)

Председатель Правительства Российской Федерации М. ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, от 10.03.2009 N 204, от 04.02.2011 N 48, от 25.04.2011 N 318, от 03.02.2012 N 80, от 05.06.2013 N 476, от 20.07.2013 N 610, от 29.04.2014 N 387, от 12.11.2016 N 1159, от 25.10.2017 N 1294, от 28.02.2018 N 205, от 16.02.2019 N 152, от 18.07.2019 N 926)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 80)

2. Государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159, от 28.02.2018 N 205, от 18.07.2019 N 926)

б) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

в) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, является проверка: (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2011 N 318, от 03.02.2012 N 80, от 18.07.2019 N 926)

б) наличия разрешения на строительство;

в) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 28.02.2018 N 205)

4.1. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

4.2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, — проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

4.3. В случае если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

5. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее — органы государственного строительного надзора). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2012 N 80, от 29.04.2014 N 387)

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 25.04.2011 N 318, от 03.02.2012 N 80, от 05.06.2013 N 476)

6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов федеральных ядерных организаций. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 03.02.2012 N 80, от 29.04.2014 N 387)

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.04.2014 N 387)

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее — органы регионального государственного строительного надзора), осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2012 N 80, от 25.10.2017 N 1294)

При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

8. Государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — заключение о соответствии). (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

Государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктами «б» или «в» пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

Орган государственного строительного надзора проводит проверки с привлечением экспертов, экспертных организаций. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 04.02.2011 N 48)

8.1. В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

8.2. Орган регионального государственного строительного надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается следующая информация: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя застройщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

г) категория риска объекта капитального строительства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 16.02.2019 N 152)

10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям проектной документации подлежит соблюдение: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 03.02.2012 N 80, от 18.07.2019 N 926)

а) при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 80)

в) подпункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 80)

11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее — должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2012 N 80, от 18.07.2019 N 926)

12.1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

а) для категории высокого риска — не более 12 проверок; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

б) для категории значительного риска — не более 10 проверок; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

в) для категории умеренного риска — не более 7 проверок. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

12.2. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства категории риска и количество проверок определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294, от 18.07.2019 N 926)

12.3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией); (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией); (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

12.4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, — до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, — до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, — до 14 проверок в случаях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 6.3, 8.1 и 9.4, частями 1 — 3 статьи 9.5, статьей 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и 19.33 и частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

12.5. Решение об увеличении количества проверок в случаях, предусмотренных пунктами 12.3 и 12.4 настоящего Положения, оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)

13. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям проектной и рабочей документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, от 25.04.2011 N 318, от 18.07.2019 N 926)

а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее — общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Состав и порядок ведения исполнительной документации, а также форма и порядок ведения общего и (или) специальных журналов устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 04.02.2011 N 48, от 16.02.2019 N 152)

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям проектной документации (далее — нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений; (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных проектной документацией, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2011 N 318, от 18.07.2019 N 926)

Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

14. При выявлении нарушений в результате проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

14.1. В случае если по результатам проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт проверки в 3 экземплярах. Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории — в орган местного самоуправления муниципального района. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

15. Акт, составленный по результатам проверки в отношении объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.02.2012 N 80, от 05.06.2013 N 476)

17. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты окончания проверки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

18. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты окончания проверки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

19. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или техническому заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или технического заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на проектную документацию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку, и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или техническому заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

21. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

21.1. Заключение о соответствии отзывается выдавшим его органом государственного строительного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2018 N 205)

22. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений осуществляется в комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности указанных объектов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 N 204, от 03.02.2012 N 80)

23. Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.

24. Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

б) требуют от технического заказчика, застройщика или лица, осуществляющего строительство, представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

в) требуют от технического заказчика, застройщика или лица, осуществляющего строительство, проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено; (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

г) составляют по результатам проведенных проверок акт, на основании которого дают предписание об устранении выявленных нарушений; (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 N 926)

д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

25. Органы государственного строительного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ — Утратило силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10. 2009 N 204)

ПРИЛОЖЕНИЕ к Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ СТРОЯЩИХСЯ, РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.

В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:

высокий риск — общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;

значительный риск — производственные здания;

умеренный риск — объекты капитального строительства, не указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего документа.

Градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением не только архитектурных и строительных регламентов, но и установленных законодательных норм. С целью предупреждения, выявления и предотвращения нарушений со стороны застройщиков, заказчиков, подрядчиков функционирует государственный строительный надзор. Органы стройнадзора контролируют процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений, регулируют исполнение застройщиками возложенных на них обязательств и законодательных требований.

Функции и задачи государственного стройнадзора

Государственный стройнадзор представляет собой комплекс мероприятий по инспектированию, аудиту, проверке разрешительной документации на строительство и реконструкцию капитальных объектов.

В сферу деятельности органов государственного строительного надзора входит осуществление контроля процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений. Надзорные функции возложены на федеральные и региональные органы исполнительной власти. Мероприятия по инспектированию и контролю осуществляются в следующих случаях:

  • Возведение объектов капитального строительства, проектная документация которых требует проведения экспертизы согласно ГрК Российской Федерации (кроме отдельных случаев).
  • Реконструкция ОКС, включая работы по восстановлению объектов культурного наследия, проведение которых оказывает воздействие на конструктивные характеристики, влияет на надежность и безопасность.
  • Строительно-восстановительные работы в отношении других объектов, если для этого есть основания, утвержденные в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

https://youtube.com/watch?v=XG9OkagrOgw%3Ffeature%3Doembed

Проведение строительного надзора позволяет решать важные задачи:

  • предотвращать нарушения законодательных требований о градостроительной деятельности;
  • выявлять несоблюдение технических регламентов и проектной документации;
  • пресекать нарушения, допускаемые компаниями-застройщиками, подрядчиками, заказчиками строительных работ и т.д.

Органы государственного строительного надзора российской федерации

Выполнять строительные работы в отношении ОКС и ОКН разрешается после проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществленных для разработки такой документации. Экспертизу проводят в форме государственной или негосударственной проверки. Если в законе не указано, что заказчик обязан инициировать только государственную экспертизу проектной документации и результатов допроекнтых изысканий, он вправе выбирать организацию для проведения экспертизы. В противном случае необходимо направить запрос в соответствующий государственный орган. Процедура, порядок, правила назначения и проведения госэкспертизы закреплены в Постановлении №145 (ред. от 22.10.2018 г.) Правительства Российской Федерации.

За негосударственной экспертизой обращайтесь в компанию «Независимое Экспертное Партнерство». Наши эксперты имеют все необходимые допуски и компетенция для оказания данной услуги.

Объекты, не подлежащие экспертизе

В ряде случаев экспертиза проектной документации и результатов изысканий не проводится. К ним относятся работы в отношении следующих объектов:

  • здания и сооружения, отнесенные к объектам индивидуального жилищного строительства;
  • отдельно стоящие ОКС не выше двух этажей, занимающие общую площадь не более 1500 кв.м., если объекты не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (исключение – особо опасные, уникальные, технически сложные ОКС);
  • садовые дома;
  • жилые дома, этажность которых не превышает трех этажей, состоящие из 10 и менее блоков и отвечающие другим установленным требованиям, если строительные работы или реконструкцию осуществляют без привлечения бюджетных средств;
  • объекты, в отношении которых не нужно получать разрешительную документацию на выполнение строительства или реконструкции;
  • экспертиза не проводится в отношении разделов, разработанных для проведения капитального ремонта объектов.

Проведение государственного стройнадзора не инициируется, если конкретный случай относится к исключениям из законодательно установленных требований.

Предмет государственного строительного надзора

В августе 2018 года в градостроительное законодательство был внесен ряд изменений. Согласно данным изменениям предметом государственного строительного надзора выступает проверка на предмет отсутствия нарушений по следующим пунктам:

  • соблюдение проводимых работ и стройматериалов, используемых в ходе строительства или реконструкции, результатов строительных мероприятий требованиям проектной документации, включая соответствие требованиям энергоэффективности (кроме ОКС, на которые такие требования не распространяются) и оснащенности приборами учета расходуемых энергоресурсов;
  • проверка наличия разрешительной документации на проведение строительных и работ по реконструкции;
  • соблюдение выполнения требований, зафиксированных в положениях ст. 52 ГрК РФ.

В ходе проверки на соответствие законодательным требованиям надзорные органы устанавливают следующие моменты:

  • кто выступает контрагентом застройщика, технического заказчика, регионального оператора или ответственного за эксплуатацию объекта лица – с кем заключен договор;
  • имеет ли право компания или индивидуальный предприниматель вести работы по договорам строительного подряда – вести такие работы разрешается членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС;
  • может ли ИП или компания, не состоящая в СРО, на законных основаниях выполнять работы по договору строительного подряда – разрешено осуществлять такую деятельность, если сумма каждого контракта не превышает 3 млн. руб.

Застройщик имеет право самостоятельно выполнять строительные работы, если закон не предусматривает иное, а сам застройщик является членом СРО. В противном случае компании-застройщику необходимо привлекать стороннюю организацию – соответствующих контрагентов для выполнения договоров строительного подряда.

Стоит заметить, что наличие декларации промышленной безопасности не является предметом государственного строительного контроля.

Уточнения в отношении экспертизы и стройнадзора

21.03.2019 г. Правительство РФ внесло Постановление №296, которое расширяет состав сведений, включаемых в ЕГРЗ в отношении объектов капитального строительства. Это связано с тем, что в судебной практике увеличилось количество случаев судебных разбирательств в отношении правовой природы земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости. Подраздел реестра, отражающий заключение экспертизы, теперь дополняют следующими сведениями:

  • кадастровый номер земельного участка или участков, на территории которых находится объект, или запланировано строительство нового здания;
  • номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка, а также номер и дата документа, утверждающего документацию по планировке территорий, при подготовке проектной документации по линейному объекту;
  • дата включения в реестр данных о заключении экспертизы.

В связи с внесенными изменениями, дополнительную информацию также указывают в подразделе о документации, предоставленной для проведения экспертизы. Фиксируют данные о сметной стоимости строительства объекта – стоимость на дату начала экспертизы и стоимость на дату утверждения заключения. Дополнительно вносят сведения о проверке достоверности рассчитанной стоимости, если сметная стоимость объекта такой проверке подлежит по закону.

Законодательные нюансы и разнообразные регламенты усложняют взаимодействие с государственного строительного надзора для застройщика. Чтобы максимально упростить процедуру, нужно заранее проверить правовой статус земельного участка, его границы и координаты, а также разрешенный вид использования. Проведение строительных работ без соответствующего заключения экспертизы запрещено по закону.

Дополнения по поводу предмета строительного надзора

Постановлением №54 в ред. от 19.02.2019 г. Правительство Российской Федерации внесло ряд дополнений. Они затронули следующие вопросы в части соблюдения на предмет соответствия строительных работ, строительных материалов и результатов работ определенным нормам и правилам:

  • требованиям охраны окружающей среды, пожарной безопасности, энергетической эффективности, оснащенности приборам учета использования энергоресурсов;
  • нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, инженерно-технических мероприятий ГО, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;
  • требованиям государственной охраны ОКН и сохранения таких объектов;
  • требованиям промышленной безопасности, надежности и безопасности в электроэнергетике;
  • другим правилам безопасности и государственным стандартам, требованиям прочих НПА РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти.

Перечисленные требования являются обязательными для исполнения в случае проведения строительных работ или реконструкции объектов капитального строительства.

Органы, осуществляющие государственный стройнадзор

Полномочия по выполнению надзорных и контролирующих функций в области строительства и реконструкции ОКС и ОКН возложены на следующие органы:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному надзору при проведении работ в отношении объектов, перечисленных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба охраны;
  • Министерство обороны;
  • иные федеральные исполнительные органы с соответствующими полномочиями.

Основным критерием для разграничения сферы поднадзоных объектов выступает специфика самого ОКС. Так, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение стройнадзора в России. Контроль на объектах ядерных организаций федерального значения вправе осуществлять государственная корпорация «Росатом». На территории г. Москвы надзор за строительными и восстановительными работами на уникальных объектах выполняет орган исполнительной власти субъекта РФ – Комитет государственного строительного надзора. Также контрольно-надзорные функции исполняют:

  • Главное управление государственного строительного надзора в Московской области;
  • Служба государственного строительного надзора и экспертизы в Санкт-Петербурге;
  • Главное управление государственного стройнадзора и госэкспертизы в Омской области;
  • Департамент строительного контроля при Министерстве регионального контроля в Калининграде.

На объектах военной инфраструктуры контроль осуществляет Министерство обороны РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует процессы строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов использования атомной энергии, линий связи, включая линейно-кабельные сооружения, опасных производственных объектов и т.д. Работы на ОКС, которые не попадают в ведение Минобороны и Ростехнадзора, контролируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разграничение полномочий в части осуществления контрольно-надзорных функций соответствующими органами (федеральными по горизонтали власти и региональными по вертикали власти) происходит с учетом специфики ОКС. Принимается во внимание стратегическая важность объекта для оборонных целей, промышленной безопасности страны. Учитывается техническая сложность, уникальность, культурная ценность здания или сооружения.

Предметом надзорной деятельности федеральных и региональных исполнительных органов выступает проверка законности действий поднадзорного объекта. Это достигается путем наблюдения, проверки соблюдения норм, выявления и пресечения правонарушений с применением в случае необходимости принуждения в качестве меры наказания в рамках административной ответственности.

Категории рисков объектов капитального строительства

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806, при организации государственного стройнадзора объектам, которые строят или реконструируют, присваивают определенные категории риска. Присвоение категории происходит после поступления извещения о начале работ на ОКС. Во внимание принимают сведения проектной документации с положительным экспертным заключением. Категорию риска присваивают на основе приказа или распоряжения руководителя контролирующего органа или его заместителя. В программе проверок фиксируют сведения о присвоении категории риска.

Ведением реестра подконтрольных объектов и размещением информации об ОКС и присвоенных категориях занимаются органы регионального строительного надзора. Данные размещают в информационных системах регионального государственного стройнадзора и на сайтах этих органов. Публикации на официальных интернет-ресурсах подлежат следующие сведения:

  • наименование, адрес, этап работ на объекте;
  • дату и номер (реквизиты) разрешения на строительство;
  • сведения о застройщике (наименование юрлица или ФИО ИП);
  • информацию о категории риска по объекту капитального строительства.

Программу проверок в сфере регионального государственного строительного надзора составляют с учетом категории риска и устанавливают количество проверок:

  • не более 12 проверок для категории высокого риска;
  • не более 10 проверок для категории значительного риска;
  • не более 7 проверок для категории умеренного риска (Постановление №806 в ред. от 25.10.2017 г.).

Если работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений проводят в условиях стесненной городской застройки, на объектах с площадью больше 20000 кв. м или при работах в сложных инженерно-геологических условиях, количество проверок может быть увеличено на две. Проверку проводит должностное лицо надзорного органа согласно утвержденной программе или в случае получения специальных извещений (ч. 6 ст. 52, ч. 3 ст. 53 ГрК РФ).

Проверка может быть инициирована на основании обращений физических и юридических лиц, а также по запросам, поступившим от государственных и органов местного самоуправления. Застройщик имеет право оспорить постановление проверяющего органа при наличии объективных оснований для судебного разбирательства. В судебной практике существуют случаи, когда требования компании к службе надзора были удовлетворены. В частности суд признал:

  • недействительность акта проверки, предписания об устранении нарушений;
  • незаконность постановления о привлечении общества к административной ответственности.

В спорном распоряжении была указана внеплановая проверка организационно-правового порядка. Суд указал, что контролирующий орган имеет право провести проверку на основании обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также по запросам госорганов и органов местного самоуправления. В этом случае выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры и без предварительного уведомления компании. Но в рассматриваемом случае не было достаточных оснований и требуемой информации для приведения внеплановой проверки. Судебное разбирательство было решено в пользу компании.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля