Организация службы центров государственного санитарно эпидемиологического надзора

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Управления делами Президента Российской Федерации входит в единую централизованную систему органов  учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, основной целью деятельности которого является обеспечение проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственных Управлению делами объектах.

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Управления делами Президента Российской Федерации, как учреждение санитарной службы, был образован 18 февраля 1919 года, когда правительством Российской Федерации было учреждено Управление санитарного надзора Кремля. Именно в этот день были подписаны Народным комиссаром здравоохранения Н.А. Семашко Устав Управления санитарного надзора Кремля и план организации санитарного надзора Кремля.

В плане нашли отражение основные положения по организации санитарного дела, борьбе с заразными болезнями, организации профилактических прививок среди населения, дезинфекционному делу и пропаганде гигиенических знаний. Следует отметить, что в этот период в стране и, в частности, Москве сложилась чрезвычайная эпидемическая обстановка. Небывалая разруха, тяжелые материально-бытовые условия, слаборазвитая сеть медико-санитарных учреждений обуславливали высокую заболеваемость и смертность. Инфекционные заболевания носили массовый характер. Холера и тифы уносили огромное количество жизней. Каждый четвертый ребенок умирал на первом году жизни.

Зарождающиеся органы здравоохранения были еще в то время слабыми, а меры по оказанию медицинской помощи руководителям государства надо было принимать самые действенные и неотложные. Поэтому в Кремль для организации санитарного надзора по указанию управляющего делами Совнаркома М.А Бонч-Бруевича и первого народного комиссара здравоохранения Н.А. Семашко был направлен врач Я.Б. Левинсон, под непосредственным руководством которого в дальнейшем формировалась и работала санитарная служба Кремля.

Для наблюдения за санитарным состоянием обслуживаемых объектов был организован «Институт санитарных надзирателей», куда входили фельдшера-помощники санитарных врачей, санитарные инструкторы, а впоследствии и санитарные врачи. Дезбюро и Институт санитарных надзирателей были со временем реорганизованы в санитарный и дезинфекционный отделы. В 1921 году дезотряд был преобразован в санитарно-эпидемиологический отдел в составе 1 санитарного врача, 2 помощников санитарного врача, 1 дезинструктора и 15 дезинфекторов. Работа санэпидотдела была сосредоточена в направлении улучшения санитарного состояния Кремля, домов ВЦИК, гостиниц и других объектов. Было введено регулярное плановое обследование объектов надзора и проведение профилактических дезинфекционных работ.

Значение организации санитарно-противоэпидемических учреждений в Кремле чрезвычайно велико не только потому, что было спасено от инфекции кремлевское население, но еще и потому, что опыт успешной борьбы с эпидемиями в Кремле помогал при решении вопросов организации противоэпидемических мероприятий в целом по стране. Опыт санитарной службы Кремля был применен впоследствии на практике в других городах страны и в первую очередь в Москве.

Важным документом, определившим дальнейшее развитие санитарной службы Кремля, явилось подписанное Н.А Семашко 26 апреля 1921 года «Положение о санитарном управлении Кремля и домов ВЦИК» № 96 § 5. Уже в 20-е годы произошло расширение сети лечебно-профилактических учреждений, их реконструкция, развитие специализации и профилизации лечебных учреждений, укрепление их материально-технической базы. Все это потребовало и от санитарной службы управления перестройки своей деятельности, совершенствования методов работы, штатно-структурных изменений. Появились новые направления в работе, такие, как предупредительный санитарный надзор за строящимися и реконструируемыми объектами.

Увеличился объем работ по дезинфекции и дератизации, эпидемиологическая работа выделилась в самостоятельную область деятельности санитарной службы.

Основные усилия санитарной службы Кремля в этот период были направлены уже не на борьбу с эпидемиями, как это было ранее, а на профилактику распространения инфекционных заболеваний. 1925-1940 годы были периодом роста и совершенствования санитарной службы Крем¬ля, совершенствованием форм и методов профилактической работы. В период Великой Отечественной войны санэпидслужба санитарного управления Кремля обеспечивала санитарно-противоэпидемический надзор объектов, как расположенных в Москве, так и в городе Куйбышеве, куда была эвакуирована часть правительственных учреждений. Во многом благодаря четкой и оперативной организации работы всех звеньев санитарной службы удалось избежать возникновения эпидемий, распространения инфекционных заболеваний среди прикрепленного контингента в эти трудные для страны годы. Именно в этот период выявился основной недостаток в структуре санитарного отдела Лечебно-санитарного управления Кремля — отсутствие лабораторной базы, которая, как известно, является «клиникой» санитарного врача. Инструментальные методы гигиенических исследований для объективной оценки санитарного состояния объектов практически не применялись в связи с отсутствием необходимых приборов и аппаратов. Развитие санитарной службы и ее оснащение необходимым оборудованием, приборами, аппаратами осуществлялись крайне медленно.

К 1954 году санитарный отдел насчитывал 76 человек, из них: 29 врачей, 3 помощника санитарного врача, 2 химика, 23 дезинфектора и 19 административно-хозяйственных работников. В структуре санотдела были лишь санитарная группа и дезбюро. Лабораторную службу представляли так называемая пищевая лаборатория, где работали врач по гигиене питания и один лаборант, водно-воздушная лаборатория из двух химиков и 5 лаборантов. Три специалиста этой лаборатории размещались в Кремле, в помещении, называемом «подкачкой», где проводили краткие химические анализы питьевой воды. Бактериологические анализы производились в клинико-диагностической лаборатории Управления. Санитарные врачи отдела были слабо оснащены для проведения инструментальных исследований. Давая санитарные заключения, они полагались в основном на свои органы чувств, а не на объективные лабораторно-инструментальные данные. Такой уровень работы уже не мог удовлетворить в деле обеспечения санитарно-эпидемиологического обслуживания контингента. Требовалась коренная перестройка санитарной службы Управления.

25 декабря 1954 г. на основании решения Минздрава СССР приказом начальника Четвертого главного управления (№ 760-Л) санитарный отдел был реорганизован в Санитарно-эпидемиологическую станцию Управления.

Возглавляла ее в этот период вплоть до 1959 года Прасковья Константиновна Королькова, много сделавшая для ее развития. В частности, была создана лабораторная служба, которая постоянно развивалась и совершенствовалась. В основу построения структуры Санэпидстанции был положен  принцип единого отделения, который сохранен и сегодня.

Значительного развития Санэпидстанция достигла благодаря энергии и стараниям профессора, а затем члена-корреспондента РАМН Зарубина Георгия Петровича, возглавившего ее в 1962 году и бессменно руководившего ею до 1992 года. За это время были построены практически по типовому проекту два новых здания Санэпидстанции, основательно окрепла материально-техническая база, позволившая организовать ряд специализированных подразделений и построить работу по-новому, с учетом современных требований гигиенической науки. Впервые были созданы такие специализированные подразделения, как отделение эвакуации инфекционных больных, отделение токсико-химических исследований. В 1970 году был организован отдел особо опасных инфекций с лабораторией и прививочным пунктом. В 1975 году в штат санэпидстанции была передана так называемая контрольная лаборатория спецназначения. Проведенные в последующем реорганизация и переоснащение этого подразделения позволили поднять его работу на качественно более высокий уровень. В начале 1978 года в Санэпидстанции было организовано отделение питательных сред, обеспечивающее диагностические лаборатории всех ведомственных лечебно — профилактических учреждений питательными средами. В эти годы были организованы санэпидотделения в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, Кавказских Минеральных водах, на Волге, в задачу которых входит обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора за курортами. Проводилась планомерная работа по подбору, расстановке и обучению кадров.

С принятием в апреле 1991 года Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1992 году произошла очередная реорганизация Санэпидстанции в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Медицинского центра Управления делами Президента РФ.

С 1992 г. по 2005 г. учреждением руководил главный врач, кандидат медицинских наук, Заслуженный врач РФ Тулупов Василий Павлович. В этот период благодаря руководству Медицинского центра и при активном содействии Государственного комитета санэпиднадзора Российской Федерации ему удалось добиться правительственного распоряжения об отнесении нашего учреждения к единой системе органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы страны, оставаясь в составе учреждений ведомства.

Принятый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1999 году, Постановление Правительства № 554 от 24 июля 2000 года, утвердившее «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», окончательно закрепили статус нашего учреждения как государственной санитарно-эпидемиологической службы Управления делами Президента Российской Федерации.

Решение этого вопроса для нас было крайне важно и необходимо, так как впервые должностные лица и специалисты Центра получили права, предусмотренные Законом РФ, для успешного решения задач по осуществлению государственного санитарного надзора на объектах.

С 2005 года Центром руководил кандидат медицинских наук, доцент, Заслуженный врач РФ Чанков Сергей Васильевич. С марта 2014 года Центр возглавляет Мальцев Вадим Викторович.

За последние годы наше учреждение превратилось в крупное многопрофильное научно-практическое учреждение, способное успешно и на высоком уровне решать поставленные перед ним задачи. В настоящее время под контролем  Центра госсанэпиднадзора находится свыше  300 объектов санитарного надзора, в том числе, лечебно-профилактические учреждения (стационары и поликлиники), санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, детские и подростковые образовательные учреждения, предприятия пищевой промышленности, торговли, общественного питания, общественные здания и сооружения. Под наблюдением специалистов Центра сегодня находятся такие учреждения, как Дом Правительства Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд, Счётная палата, Центризбирком и многие другие объекты, требующие повышенного внимания. Ежедневно на объекты направляются бригады специалистов для проведения исследований воды, воздуха, пищи, освещенности и уровня шума, проверки строительных материалов строящихся и реконструируемых объектах. Ежегодно специалистами учреждения осуществляется не менее 900 выездов.

Центр успешно осуществляет не только государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью учреждений и организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, но и выполняет большой объём лабораторных исследований, направленных на определение всевозможных вредных для здоровья и жизни человека, веществ, содержащихся в окружающей среде. Проводятся диагностические лабораторные исследования по выявлению и идентификации возбудителей острых кишечных, воздушно-капельных инфекций, вирусных заболеваний, особо опасных и паразитарных заболеваний. Наши лаборатории являются лабораторной базой для  обследования контингента практически всех лечебно-профилактических учреждений Управления делами Президента РФ.

Лабораторные подразделения оснащены современным высокоэффективным лабораторным оборудованием, аналитическими приборами, аппаратами, инструментами, отвечающими требованиям передовых лабораторных технологий, такими как, автоматические иммуноферментные и микробиологические анализаторы,  термоциклеры, хромато-масс-спектрометры и др. Специалисты лабораторий ежегодно осваивают и внедряют в практику до 10 новых современных методов и методик лабораторно-инструментальных исследований и измерений, что позволяет значительно расширить спектр лабораторных исследований, а также отойти от классических, рутинных методов, занимающих большое количество  времени, к современным инновационным экспресс-методикам, особенно актуальным при возникновении экстренных эпидемиологических ситуаций на подведомственных объектах. Общее количество лабораторных исследований за год составляет около 250 тысяч единиц по более чем 500 наименованиям.

В санитарно-бактериологической лаборатории проводятся исследования по определению безопасности пищевых продуктов, питьевой воды, воздуха. Здесь также проводят исследования на стерильность хирургического, шовного материала, инструментов, используемых в подконтрольных нам медицинских учреждениях. Лаборатория оснащена всем необходимым для оперативной работы: современным аналитическим оборудованием, реактивами и средами. Каждое утро специалисты оперативных подразделений выезжают с проверками на контролируемые объекты и доставляют отобранные пробы для лабораторных исследований. Заключение по исследованиям выдается в течение 3-4 дней. Наша лаборатория имеет современный амплификатор для определения генно-модифицированных компонентов в продуктах питания.

В лаборатории гигиены питания изучается химический состав пищевых продуктов и полнота вложения жиров, белков, углеводов, сбалансированность пищевого рациона по необходимым ингредиентам, микроэлементам, витаминам и т.д., определяется также наличие солей тяжелых металлов в продуктах питания. Строгий контроль осуществляется и при проверке овощей, специалисты следят – не превышено ли в продукции содержание нитратов, других вредных для организма человека химических веществ.

Большая работа проводится нами по контролю за работой лечебно-профилактических учреждений, использующих в своей работы открытые и закрытые источники ионизирующего излучения. Основной задачей является контроль за состоянием радиационной безопасности пациентов и персонала, работающего с источниками излучения.

Наибольшее внимание в целях комплексной оценки степени облучения контингента уделяется определению радиационно-опасных факторов таких, как содержание радона в воздухе, содержание радионуклидов в строительных и отделочных материалах, в лечебной воде, а также в продуктах питания. Кроме того, за последние годы в 2,3 раза возросло количество инструментальных измерений физических факторов, среди них измерения параметров электромагнитного излучения радиоволнового диапазона, лазерного излучения, электростатических зарядов и др., в несколько раз увеличился объем лабораторных исследований по определению радионуклидов в объектах окружающей среды (атмосферный воздух и осадки, вода открытых водоемов, грунты и растительный слой почвы и др.).  На основании проведенных исследований нами не было зарегистрировано изменений радиационного фона в учреждениях и на территориях учреждений подведомственных Управлению делами и превышения показателей естественного радиационного фона.

Особое внимание специалистами Центра уделяется учету и анализу доз облучения пациентов и медперсонала при проведении рентгенорадиологических исследований.

На вооружении специалистов – радиологов состоит современное портативное переносное оборудование, позволяющее проводить в экстремально короткое время анализ всех объектов внешней среды (воздух, почва, осадки, пищевые продукты, вода питьевая и т.д.) на содержание радионуклидов с определением степени радиационной опасности для людей, разработку защитных и профилактических мероприятий (Мобильная система радиационного контроля фирмы «Канберра индастриз инк.»).

Этот мобильный комплекс радиационного контроля эффективно использовался для обеспечения санитарно-радиационной безопасности участников и гостей Саммита, он не имеет аналогов среди отечественных и зарубежных производителей и позволил в режиме он-лайн (с оперативностью 5-10 сек) регистрировать изменение радиационной обстановки с определением радиоизотопного состава как в атмосферном воздухе (в обычных условиях определение радиоактивных элементов происходит в течение 5 дней), пищевых продуктов (обычные условия – 3 дня), питьевой воды (обычные условия – 7 дней), регистрации индивидуальных доз облучения людей (не менее 6-12 рабочих дней) с расчетом внешнего и внутреннего облучения.

Специалисты отделения дезинфектологии и паразитологии ежегодно осуществляют дезинфекционно — дератизационных работы на площади более  чем в 1,5 млн. кв. м.  Подразделением камерной дезинфекции обрабатывается более 25 тонн постельных принадлежностей.

Сотрудники отделения питательных сред готовят по заказам лабораторий лечебно-профилактических учреждений более 7 000 л сред в год.

Специалисты Центра постоянно поддерживают связь с ведущими профильными НИИ страны. Многие специалисты Центра ведут педагогическую работу со студентами факультета фундаментальной медицины МГУ и слушателями Факультета последипломного профессионального образования Первого МГМУ им Сеченова.

Сегодня в Центре работают сертифицированные специалисты, более 80% из которых имеют квалификационные категории, в большинстве своем высшую, 7 кандидатов медицинских наук, 1 заслуженный врач РФ, 20 отличников здравоохранения, 4 отличника госсанэпидслужбы, 1 почетный работник госсанэпидслужбы, 7 человек награждены значком Медицинского центра УД Президента РФ «За добросовестный труд», 2 человека имеют ордена Знак почета и Дружбы.

Подводя итоги пройденного пути, можно с уверенностью утверждать, что развитие санитарной службы Кремля, а сегодня ФГБУ «Центр госсанэпиднадзора» Управления делами Президента РФ, происходило от небольшой примитивно оснащенной санитарно-эпидемиологической организации до крупного многопрофильного научно-практического учреждения, способного успешно решать возложенные на него задачи по санитарно-эпидемиологическому обеспечению работников высших органов Федеральной власти и управления страны.

Структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора должна составляться таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать целям и задачам учреждения, создавать условия для получения желаемых результатов в оптимальные сроки. Исходя из этого, структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора зависит от того, какие задачи стоят перед конкретным учреждением.

Перечень и полное наименование органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации определены Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N 52-ФЗ и «Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554.

В государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации в зависимости от выполняемых функций органы и учреждения разделяются на три группы (уровни управления).

Первый уровень — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сельских районах, межрайонные, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах), межрайонные в городах с районным (окружным) делением, в городах, в том числе в городах с районным (окружным) делением.

Второй уровень — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте.

Третий уровень — Министерство здравоохранения Российской Федерации (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора). Структура Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России в настоящих рекомендациях не приводится.

Специалисты центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора первого уровня непосредственно осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в объеме, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Перечисленные функции детализированы и дополнены в статье 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор) и статье 51 (Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей).

Для реализации полномочий, связанных с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также для обеспечения собственной деятельности в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора первого уровня, в зависимости от численности населения на территории деятельности учреждения образуются следующие подразделения:

В городах, районах с суммарным населением до 60 тысяч человек:

— отделение госсанэпиднадзора,

— отделение лабораторного контроля,

— бухгалтерия, хозяйственное отделение, другие подразделения вспомогательного назначения.

В городах, районах с суммарным населением от 60 до 200 тысяч человек:

— отдел госсанэпиднадзора с отделениями социально-гигиенического мониторинга, эпидемиологическим, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное отделение (пункт) — при наличии на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. При наличии в центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора не менее трех врачей-эпидемиологов (паразитологов) и не менее трех санитарных врачей вместо отдела госсанэпиднадзора могут быть образованы два отдела — отдел гигиены и отдел эпидемиологии с соответствующими отделениями;

-отдел лабораторного контроля с отделениями санитарно-гигиеническим, микробиологическим;

-бухгалтерия, отдел хозяйственного обеспечения, другие подразделения вспомогательного назначения.

Координацию деятельности структурных подразделений учреждения рекомендуется возложить на заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача по территории. При необходимости вместо отделений могут образовываться отделы с непосредственным подчинением главному врачу или его заместителю.

В городах, районах с суммарным населением более 200 тысяч человек:

— отдел эпидемиологии с отделениями — противоэпидемическим, паразитологическим;

— отдел гигиены с отделениями гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, при необходимости — отделения радиационной гигиены, гигиены лечебно-профилактических учреждений, при наличии на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации — санитарно-карантинное отделение (пункт);

— отдел социально-гигиенического мониторинга с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения;

-отдел лабораторного контроля с отделениями санитарно-гигиеническим, физических факторов, микробиологическим, физико-химических методов исследования;

— отдел хозяйственного обеспечения;

— другие подразделения вспомогательного назначения.

Координацию деятельности структурных подразделений учреждения осуществляют один или два заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача по территории.

Должность заместителя главного врача по административно-хозяйственной работе вводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора при суммарной численности населения более 500 тысяч человек.

Структура центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах с районным делением, имеющих центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах не приводится, так как в соответствии с Концепцией развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации указанные учреждения должны быть преобразованы путем присоединения к ним центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах города.

В случае создания в структуре межрайонного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора подразделений (отделов) для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в других районах зоны деятельности межрайонного ЦГСЭН, руководство этим подразделением следует возложить на заместителя главного врача ЦГСЭН — заместителя главного государственного санитарного врача.

Основным видом деятельности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте (второй уровень) является организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории субъекта Российской Федерации, региона на транспорте, методическое руководство и контроль за работой подчиненных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В отдельных случаях допускается выполнение этими учреждениями ряда функций учреждений первого уровня по осуществлению отдельных видов госсанэпиднадзора или его элементов, таких как рассмотрение материалов и подготовка санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам планировки и застройки населенных пунктов, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за применением источников ионизирующих излучений, условиями труда рабочих крупных промышленных предприятий.

В структуре центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте образуются следующие подразделения:

Подразделения информационно-аналитического профиля:

-отдел социально-гигиенического мониторинга с отделениями изучения здоровья населения, программно-аппаратного обеспечения;

-отдел организации госсанэпидслужбы с отделениями организации и планирования деятельности службы, подготовки и использования кадров, метрологии и стандартизации, гигиенического воспитания и обучения;

Подразделения организации госсанэпиднадзора:

— отдел гигиены с отделениями коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены труда, гигиены питания, гигиены лечебно-профилактических учреждений, радиационной гигиены;

— отдел эпидемиологии с отделениями эпидемиологическим, особо опасных инфекционных болезней, паразитологическим, санитарно-карантинным;

— отдел организации лабораторного контроля с лабораториями санитарно-гигиенической, микробиологической (включая отделения вирусологическое, паразитологическое, особо опасных инфекций), физических факторов, токсикологической, физико-химических методов исследования.

В составе этого отдела может быть образован территориальный орган по аккредитации, испытательный лабораторный центр.

Подразделения, обеспечивающие деятельность учреждений службы

— общий отдел,

— бухгалтерия с ревизионным отделом,

— планово-экономический отдел,

— транспортный отдел,

— отдел материально-технического обеспечения и строительства,

— отдел ГО и ЧС,

— юридический отдел,

— отдел общественных связей,

— другие подразделения.

В случае, если центр госсанэпиднадзора второго уровня непосредственно осуществляет функции госсанэпиднадзора по одному из разделов для этого могут создаваться специальные подразделения.

Координацию деятельности структурных подразделений учреждения по каждому из направлений осуществляют заместители главного врача ЦГСЭН — заместители главного государственного санитарного врача по территории.

Также в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионах на транспорте вводятся должности заместителя главного врача по административно-хозяйственной работе, заместителя главного врача по экономике.

Приведенные перечни и названия структурных подразделений носят рекомендательный характер и могут дополняться и уточняться с учетом конкретных условий деятельности учреждения, при этом введение дополнительных подразделений и должностей руководителей должно быть соответствующим образом обосновано.

В отдельных случаях для улучшения госсанэпиднадзора на отдельных территориях, рационального использования кадров и материально-технических ресурсов на один из ЦГСЭН в городе (районе) возлагаются функции по выполнению некоторых видов работ, как правило по лабораторному и инструментальному контролю для рядом расположенных ЦГСЭН — так называемые зональные ЦГСЭН. Как показывает практика, для того, чтобы эта задача выполнялась в полном объеме, требуется строгое административное регулирование — четкое, документальное распределение обязанностей, дополнительное финансирование «зонального» ЦГСЭН, регулярный контроль качества и количества выполняемой работы и т.д. Каких либо изменений в структуру «зонального» ЦГСЭН в таких случаях вносить как правило не требуется.

Структура центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора вводится приказом главного врача центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В случае если вновь вводимая структура предполагает изменения, которые влекут за собой временный или постоянный перевод работников на другую работу или их высвобождение, в приказе следует указать меры, предусмотренные соответствующими статьями Кодекса законов о труде Российской Федерации. Аналогичный порядок применяется и при внесении изменений, дополнений в структуру центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Также приказом главного врача центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждаются положения о структурных подразделениях. В положении указывается наименование структурного подразделения, место подразделения в общей структуре центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, перечисляются функции, выполнение которых возложено на подразделение, а также подчиненность, права, полномочия и ответственность руководителя структурного подразделения.

Методические рекомендации подготовлены в Департаменте госсанэпиднадзора Минздрава России (Шестопалов Н.В.) с учетом предложений центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, регионов на транспорте.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля