Организационной структуры государственного санитарно эпидемиологического надзора

Организационной структуры государственного санитарно эпидемиологического надзора ЕРВК

Организационной структуры государственного санитарно эпидемиологического надзора

Полное наименование:Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.

В соответствии с данным Постановлением Роспотребнадзор рассматривается, как орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит, во-первых, претворение в жизнь положений закона о защите прав потребителей с соответствующими функциями надзора, а во-вторых — разработка и утверждение правил и нормативов в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Официальный сайт — https://rospotrebnadzor.ru

Телефон горячей линии: 8-800-555-49-43

Единый консультационный центр Роспотребнадзора: https://rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline.php

Приём обращений граждан: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/

Краткие сведения

Попова Анна Юрьевна

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Структура службы

Роспотребнадзор — одна из самых разветвленных иерархических структур в Российской Федерации.

Центральный аппарат Роспотребнадзора находится в Москве и возглавляется главным государственным санитарным врачом РФ. В настоящее время этот пост занимает А.Ю. Попова.

В состав центрального аппарата входят:

  • руководство и помощники;
  • пресс-служба Роспотребнадзора;
  • управления санитарного и эпидемиологического надзора, управление защиты прав потребителей, управления организации деятельности, управления научного обеспечения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, управление по международным связям, управление кадров, управление правового обеспечения, управления по субъектам РФ, управление по ЖД-транспорту  и иные административные структуры;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации;
  • НИИ и иные научные организации;
  • противочумные учреждения;
  • санитарно-эпидемиологические службы различных министерств и ведомств.

Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам РФ в целом повторяют структуру центрального аппарата.

Компетенция

Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.

К полномочиям Роспотребнадзора относится осуществление надзора и контроля:

  • за исполнением закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
  • за исполнением закона по защите прав потребителей.

Во исполнение надзорных и контрольных функций Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор и контроль:

  • за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
  • за соблюдением требований по правилам продажи некоторых видов товаров;
  • за качеством муки и изделий из нее при осуществлении закупок указанной продукции для нужд государства;
  • за качеством муки и изделий из нее, ввозимых и вывозимых на территорию или с территории РФ;
  • за соблюдением положений закона об информировании потребителя о классе энергоэффективности товара, а также о внесении в техдокументацию на товар иной обязательной информации;
  • за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям закона в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями:

  • по лицензированию определенных законом отдельных видов деятельности;
  • по приему и учету уведомлений о начале деятельности юридических лиц и ИП, связанной с некоторыми видами работ и услуг;
  • по установке критериев для определения существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, а равно установке показателей, по которым проводится проверка и отбор проб питьевой и горячей воды;
  • по регистрации внедряемых в производство новых химических и биологических веществ и препаратов (кроме лекарственных средств), приготовляемых на их основе, которые могут быть потенциально опасны для населения;
  • по регистрации отдельных видов продукции (кроме лекарств), которые могут быть потенциально опасны для человека;
  • по регистрации пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ;
  • по регистрации лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов;
  • по выявлению причин возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • по подготовке и внесению предложений о введении карантина или об его отмене на территории РФ или любого из ее субъектов;
  • иные полномочия, перечисленные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

История создания

Закон РФ «О защите прав потребителей» был одним из первых законом, принятых Российской Федерацией, как вновь созданным государством.

Аналогичного закона в СССР и на ранних этапах развития Российской Федерации не существовало, хотя в середине 80-х годов была попытка разработать проект закона, который регламентировал бы право потребителей на получение качественных товаров и услуг.

Несмотря на отсутствие прямого закона, который защищал бы права потребителей, органами, которые de facto осуществляли функции защиты, являлись:

  • санитарно-эпидемиологический надзор, действовавший в рамках Положения о Госсаннадзоре в СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР в 1963 году, Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1991 года и одноименного Закона РФ, принятого в 1999 году;
  • Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, образованная в 1993 году при Комитете по торговле. Одной из задач инспекции являлось недопущение в оборот некачественных товаров.

С принятием в 1993 году Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были впервые установлены на законодательном уровне:

  • принципы и понятие санитарного и эпидемиологического благополучия населения;
  • права и обязанности предприятий и граждан в рамках, относящихся к сфере потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • ответственность за неисполнение норм, относящихся к социально-эпидемиологическому благополучию населения.

Таким образом сложилась ситуация, при которой были, по сути, разобщены полномочия государственных органов в сфере санэпидемиологии и в сфере контроля за соблюдением правил торговли и общепита, ценообразования, качеством и безопасностью товаров и т.д.

По сути санитарно-эпидемиологический надзор и Госинспекция по торговле и качеству товаров действовали раздельно.

Унификация произошла в 2004 году на основании Указа № 314 Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», во исполнение которого была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор.

Проверки Роспотребнадзора

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы страны составляют единую систему санитарно-эпидемиологического надзора с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, Москве, в Санкт-Петербурге, региональные
на транспорте

Учреждения федерального подчинения

Противочумные центр и станции

Прочие учреждения и предприятия

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах, районах, на транспорте

Рис. 1.Структура Государственной санитарно-эпидемиологической службы

В систему органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы входят соответствующие управления Министерства здравоохранения Российской Федерации, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, автономных областях и автономных округах, в краях, областях, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку соответствующих специалистов и повышение их квалификации, другие санитарно-профилактические учреждения (рис. 1).

Основные задачи и функции санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба выполняет следующие основные функции:

— подготавливает и вносит предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органы государственной власти Российской Федерации, в органы власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления;

— разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также программы по вопросам охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

— разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;

— проводит социально-гигиенический мониторинг (оценка состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания);

— выявляет причины возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды;

— осуществляет контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, планировке и застройке населенных пунктов, реконструкции предприятий и зданий, размещение инженерных сетей и коммуникаций и т.д.;

— координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в проведении контроля за соблюдением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, осуществляет методическое руководство по этим вопросам;

— проводит работу по гигиеническому воспитанию и образованию граждан;

— проводит научные исследования в соответствующей области.

Уровни государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы составляли единую систему 3 уровней.

К учреждениям 1-го уровняотносятся центры Госсанэпиднадзора в сельских районах, межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора; центры Госсанэпиднадзора в городских районах (округах) и межрайонные (зональные) центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением; центры Госсанэпиднадзора в городах без районного деления; центры Госсанэпиднадзора в городах с районным делением, не имеющих районных центров Госсанэпиднадзора; Объединяющей функцией учреждений первого уровня является непосредственное осуществление госсанэпиднадзора на территории своей деятельности. Учреждения 1-го уровня выполняют следующие основные функции:

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии здоровья населения и уровне воздействия неблагоприятных факторов среды обитания;

— контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями и гражданами;

— административно-хозяйственное обеспечение деятельности центров Госсанэпиднадзора.

К учреждениям 2-го уровняотносятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в республиках, краях, областях, городах федерального подчинения, автономной области, автономных округах, регионах на транспорте (водном и воздушном). Ведущей функцией учреждений 2-го уровня является организация госсанэпиднадзора на территории республики, края, области, округа, региона. Центры Госсанэпиднадзора 2-го уровня выполняют функции госсанэпиднадзора более высокого порядка, анализируя информацию о состоянии здоровья, среде обитания, выявляя влияние отдельных факторов и их комплексов на здоровье и т.д.  Для всех указанных видов деятельности ведущим является организация и контроль за единым и эффективным функционированием имеющихся систем и подсистем.

На 3-м уровнеосуществляется руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, организация госсанэпиднадзора в стране. С августа 1996 г. эти задачи возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации и его подразделение — Департамент госсанэпиднадзора.

В 2005 году после проведения административной реформы Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», была преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Ей приданы функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России, ее полномочия

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 внесены изменения, в том числе, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (п.2).

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и отражает правила организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность в соответствии с годовыми и квартальными планами управлений. Формирование годового плана и контроль его исполнения осуществляет Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРИМЕРНОГО УСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕЗИНФЕКЦИОННОГО ПРОФИЛЯ

В соответствии с Положением о Государственной санитарно — эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625, в целях упорядочения номенклатуры организаций системы Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации и приведения документов, определяющих организационно — правовые формы учреждений и предприятий, в соответствие с законодательством Российской Федерации приказываю:

— Номенклатуру организаций системы Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации;

— Типовое положение о центре государственного санитарно — эпидемиологического надзора;

— Примерный устав государственного унитарного предприятия дезинфекционного профиля.

Руководителям учреждений, организаций и предприятий системы Госсанэпидслужбы России:

Принять к руководству и использованию в работе утвержденные настоящим Приказом Номенклатуру организаций системы Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации, Типовое положение о центре государственного санитарно — эпидемиологического надзора и Примерный устав государственного унитарного предприятия дезинфекционного профиля.

В трехмесячный срок привести наименования учреждений, организаций и предприятий в соответствие с утвержденной Номенклатурой, внести изменения в официальные бланки, печати, штампы и вывески.

Главным врачам центров госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях, регионах на транспорте в трехмесячный срок:

Внести изменения и дополнения в положения о центрах госсанэпиднадзора в соответствии с утвержденным Типовым положением и представить их для утверждения в Госкомсанэпиднадзор России.

Привести в соответствие с утвержденным Примерным уставом действующие уставы предприятий дезинфекционного профиля, провести их перерегистрацию в установленном порядке.

Организовать и провести работу по пересмотру положений о подчиненных центрах госсанэпиднадзора в соответствии с Типовым положением.

Включить по согласованию с Федеральным управлением медико — биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России (Рева В.Д.) в Номенклатуру организаций, утвержденную настоящим Приказом, центры госсанэпиднадзора, подведомственные указанному Федеральному управлению.

Переименовать Российский республиканский информационно — аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России в Российский информационно — аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России (РИАЦ).

Главному врачу РИАЦ Подуновой Л.Г. в месячный срок представить в Госкомитет предложения о внесении изменений и дополнений в Положение о РОСРИАЦ от 1992 г.

Управлению госсанэпидслужбы (Шестопалов Н.В.) провести совместно с Минтрудом России, Минюстом России работу по внесению изменений в общефедеральный классификатор предприятий, организаций согласно утвержденной настоящим Приказом Номенклатуре организаций системы Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации.

Управлению кадров (Потехин Е.В.), Управлению госсанэпидслужбы (Шестопалов Н.В.) в месячный срок завершить разработку номенклатуры должностей и специальностей в системе Госсанэпидслужбы России.

Управлению санитарного законодательства (Мельникова Л.С.), Управлению экономики (Данилина М.Д.), Производственному объединению «Санэпидпром» (Зацепин Ю.К.) в месячный срок разработать Примерный устав государственного унитарного предприятия по производству иммунобиологических препаратов и диагностических средств.

Считать утратившей силу в системе Госсанэпидслужбы России утвержденную Приказом Минздрава СССР от 23.10.78 N 1000 номенклатуру санитарно — профилактических учреждений (раздел 2, п. 1а).

Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Госкомитета Онищенко Г.Г., Управление делами (Марчук Л.М.).

Председатель Госкомитета Е.Н.БЕЛЯЕВ

Утверждена Приказом Госкомсанэпиднадзора России от 28 декабря 1995 г. N 138

Оцените статью
Единый реестр видов контроля