Орган государственного строительного надзора в беларуси

Разрешение на строительство

1. Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе в течение срока, установленного законодательством, заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 N 134-З, от 30.11.2010 N 196-З)

2. Решение органа государственного строительного надзора об отказе в выдаче разрешения на производство строительно-монтажных работ может быть обжаловано в вышестоящий орган и (или) суд.

3. Срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта.

Срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ может быть продлен на основании заявления, поданного заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора, выдавший такое разрешение, с обоснованием необходимости его продления.

4. Совет Министров Республики Беларусь устанавливает перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 29.06.2006 N 134-З)

5. При переходе права собственности на объект строительства разрешение на производство строительно-монтажных работ подлежит перерегистрации.

6. Заказчик, застройщик представляют физическим и юридическим лицам в соответствии с требованиями, установленными территориальными подразделениями архитектуры и градостроительства, информацию о наличии разрешения на производство строительно-монтажных работ.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.11.2010 N 196-З)

7. Заказчик, застройщик обязаны представить в органы государственного строительного надзора и территориальные подразделения архитектуры и градостроительства информацию о сроках начала строительства.

(ст. 23, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 30.11.2010) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (c изм. и доп., вступающими в силу с 09.06.2011))

Государственный строительный надзор

Государственный строительный надзор (далее – Госстройнадзор) – это один из видов системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

Государственный надзор в отрасли строительства осуществляется органами Госстройнадзора в пределах их компетенции, определяемой Президентом, а также в соответствии с Положением об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совмина от 29.11.1999 № 1860.

Не осуществляется государственный строительный надзор за объектами:

  • дачного и садоводческого строительства;
  • для которых не требуется разрешение на производство СМР;
  • подконтрольными другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Специализированная инспекция Департамента, инспекции Департамента по областям и г. Минску финансируются за счет:

  • целевых отчислений, производимых заказчиками, застройщиками – юридическими лицами и ИП от стоимости СМР по объектам строительства;
  • средств из иных источников – по решению Президента Республики Беларусь.

С 2017 г. в нашей стране действует уведомительный принцип начала выполнения строительных работ. Для начала строительства объекта заказчик (уполномоченное им лицо) при наличии предусмотренных законодательством документов (решения о разрешении строительства, заключения государственной экспертизы, договоров и т. п.) должен заполнить форму уведомления и направить его в одну из территориальных инспекций Госстройнадзора. Оплата целевых отчислений производится заказчиками до направления уведомления в органы Госстройнадзора, а в форме уведомления предусмотрена ссылка на сумму произведенных целевых отчислений и платежное поручение.

Согласно ч. 3 ст. 22.3 КоАП строительство объекта с нарушением установленного порядка направления уведомления о производстве СМР влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на ИП – от 4 до 70 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 300 БВ.

  • Положение об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совмина от 29.11.1999 № 1860.
  • ТКП 45-1.02-104-2008 «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования», утвержденный приказом Минстройархитектуры от 27.11.2008 № 433.
  • Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
  • Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450.
  • Указ от 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора».
  • Указ от 01.08.2013 № 336 «О некоторых вопросах органов государственного строительного надзора».
  • Положение о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, утвержденное постановлением Совмина от 09.08.2013 № 704.
  • Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716.
  • КоАП.
  • Инструкция о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденная постановлением Минстройархитектуры от 04.08.2020 №40.
  • Постановление Совмина от 19.10.2006 № 1387 «Об утверждении перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ».

Для полноценной работы с порталом:

Авторизуйтесь, если у вас уже есть полный, либо демо доступ

Оформите бесплатный демодоступ

Статья 37. Технический надзор

1. Заказчик, застройщик или уполномоченные ими лица вправе осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ.

Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством.

2. В зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию).

3. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора имеют право:

приостанавливать производство строительных работ в случае невыполнения подрядчиком указаний разработчика проектной документации и (или) указаний либо предписаний органов государственного строительного надзора по устранению выявленных дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, а также угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;

вносить предложения подрядчику о привлечении к ответственности должностных лиц подрядчика, систематически нарушающих обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов и требования проектной документации на строительство и не выполняющих указаний, данных при осуществлении технического надзора.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З)

4. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора обязаны:

осуществлять надзор за целевым и рациональным использованием средств и вводом в эксплуатацию объектов строительства в установленный срок;

проверять соответствие границ объекта строительства границам отведенного для него земельного участка;

участвовать в приемке и передаче подрядчику геодезической разбивочной основы, а также проводить контроль за обеспечением ее сохранности подрядчиком до завершения строительства;

проверять сроки, объемы и качество строительных работ, качество применяемых строительных материалов и оборудования, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество;

производить освидетельствование скрытых работ, приемку выполненных строительных работ и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы;

участвовать в проверках, проводимых разработчиком проектной документации при осуществлении авторского надзора и (или) органами государственного строительного надзора, и проводить контроль за выполнением подрядчиком их указаний;

проверять наличие исполнительной документации, оформленной подрядчиком в порядке, установленном законодательством.

(ст. 37, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)

Статья 38. Авторский надзор за строительством

1. Авторский надзор за строительством осуществляется разработчиком архитектурного или строительного проекта в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям.

2. Авторский надзор за строительством осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком, застройщиком и разработчиком архитектурного или строительного проекта.

(ст. 38, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)

5. Задачами Департамента являются:

(в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)

5.1. осуществление эффективного надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;

5.2. методическое руководство деятельностью органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;

5.3. подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях повышения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства;

5.4. осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в строительстве.

(пп. 5.4 введен постановлением Совмина от 12.02.2009 N 188)

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами:

6.1. осуществляет в установленном порядке надзор в строительстве и контроль соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;

6.2. обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам органами государственного строительного надзора и государственными организациями, осуществляющими государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;

6.3. организует, координирует и контролирует деятельность органов государственного строительного надзора по выполнению ими функций надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;

6.4. организует и осуществляет контроль за соблюдением порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства, в случае нарушения порядка их приемки вносит в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о приемке в эксплуатацию объектов строительства;

6.5. организует и осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, обобщает и доводит до соответствующих организаций сведения о причинах, вызвавших эти аварии и разрушения;

6.6. участвует в соответствии с законодательством в работе комиссий по расследованию обстоятельств строительной аварии;

6.7. проверяет на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством;

6.8. проводит контроль за соблюдением участниками строительной деятельности лицензионных требований и условий;

6.9. вносит в соответствующие государственные органы и организации представления о приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий), выданных участникам строительной деятельности, в случае нарушения ими законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;

6.10. анализирует и обобщает материалы осуществляемых органами государственного строительного надзора проверок;

6.11. разрабатывает методические документы по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также участвует в разработке проектов нормативов и стандартов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

6.12. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам на территории административно-территориальной единицы, и иными организациями по вопросам, отнесенным к их компетенции;

(пп. 6.12 в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)

6.12-1. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта, в том числе представляет интересы Госстандарта в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

(пп. 6.12-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)

6.13. организует повышение квалификации работников органов государственного строительного надзора, их аттестацию;

6.14. рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;

6.14-1. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;

(пп. 6.14-1 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.14-2. осуществляет проверки соблюдения в органах государственного строительного надзора и государственных организациях, подчиненных Госстандарту и осуществляющих деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;

(пп. 6.14-2 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.14-3. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

(пп. 6.14-3 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.15. осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного строительного надзора, подготовку предложений по совершенствованию соответствующих нормативов и стандартов;

6.16. обеспечивает проведение в установленном порядке государственной экспертизы архитектурных, градостроительных и строительных проектов;

6.17. оказывает государственным организациям, осуществляющим государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов, консультационно-методическую помощь в работе;

6.18. обобщает результаты государственной экспертизы с информированием о них всех заинтересованных заказчиков и проектных организаций;

6.18-1. распоряжается в порядке, установленном для Госстандарта, имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за органами государственного строительного надзора или хозяйственного ведения за государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент;

(пп. 6.18-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.18-2. осуществляет ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства;

(пп. 6.18-2 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)

6.19. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 01.04.2011) «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь» (вместе с «Положением о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь», «Положением о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь», «Положением о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь»))

Статья 33. Органы, осуществляющие проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Государственный контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности проводится Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного строительного надзора, территориальными органами архитектуры и градостроительства и иными государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

(ст. 33, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам

Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее — Департамент) с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции по надзору в строительстве и контролю соответствия проектов и смет нормативам и стандартам.

Департамент контроля и надзора за строительством Республики Беларусь осуществляет свою деятельность на основании ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Оцените статью
Единый реестр видов контроля