В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.
В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.
Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.
В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.
Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.
В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.
Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.
Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.
После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.
Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:
- наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
- президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
- прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.
Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.
Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.
В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).
Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.
Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).
По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.
Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.
В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.
Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.
- Жалоба на застройщика в инспекцию строительного надзора
- В какие инстанции следует обращаться с жалобой на застройщика
- В каких случаях обращаться с жалобой на застройщика в инспекцию государственного строительного надзора
- Правила оформления жалобы на строительную компанию
- Процедура рассмотрения жалобы на застройщика
Жалоба на застройщика в инспекцию строительного надзора
На сегодняшний день нередки случаи, когда граждане сталкиваются с проблемой невыполнения застройщиком своим обязательств. Попав в такую ситуацию, для начала необходимо попытаться урегулировать все мирным путём, а уже потом, согласно Закону «О защите прав потребителя» и Закону «О долевом участии», составлять жалобу на застройщика в компетентные органы с целью отстоять свои конституционные права.
В какие инстанции следует обращаться с жалобой на застройщика
Если конфликт с застройщиком не удалось урегулировать мирным путем, следует разобраться, в чьей зоне ответственности находится дальнейшее разрешение данной проблемы.
- В государственную жилищную инспекцию с жалобой на застройщика следует обращаться, если им не предоставляются ключи от квартиры и акт приема-передами, но уже взымается оплата за коммунальные услуги.
- В полицию следует обращаться, если присутствует факт мошенничества, к примеру, дом строится на участке, на котором запрещено строительство.
- В региональный департамент строительства обращаются с претензиями о нарушении срока ввода дома в эксплуатацию, а также в случае, если строительство заморожено.
- Урегулирование споров между дольщиками, выплата компенсации за несоблюдение строительных сроков, возмещение затрат на ликвидацию строительных недочетов – разрешением подобных вопросов вправе заниматься только суд.
- Роспотребнадзор занимается контролем в сфере прав потребителя. Если необходимо составить исковое заявление в суд, за помощью следует обратиться в эту государственную структуру.
Если возведение здания осуществляется без соответствующего разрешения, если дом возводят вразрез с проектом, подать жалобу на застройщика с требованием безвозмездного ликвидирования недостатков строительства или снижения стоимости объекта следует в инспекцию государственного строительного надзора.
В каких случаях обращаться с жалобой на застройщика в инспекцию государственного строительного надзора
В данный орган, чьи полномочия действуют на уровне региона, обращаются с жалобами на строительные компании о нарушение им законов о градостроительстве, игнорировании технических регламентов, проектной документации и махинации с деньгами.
Согласно ч. 2 ст. 23 закона № 214, контролирующим органом является уполномоченный орган власти субъекта РФ, на территории которого ведется стройка. Инспекция государственного строительного надзора вправе:
- контролировать привлечение денежных вкладов застройщиком;
- направлять обязательные предписания;
- привлекать к ответственности за несоблюдение буквы закона;
- обращаться в судебные инстанции от имени дольщиков для защиты их прав;
- направлять материалы в компетентные органы для возбуждения уголовных дел в адрес застройщиков.
Правила оформления жалобы на строительную компанию
Не рассматриваются в большинстве случаев также жалобы, в которых присутствуют угрозы в адрес должностного лица и ненормативная лексика.
Согласно ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», электронные обращения после регистрации, в зависимости от их содержания, будут направлены в соответствующие компетентные органы.
В письменном виде заявителю приходит ответ на электронное обращение.
Грамотное указание реквизитов и четкая формулировка жалобы значительно ускорят процесс ее рассмотрения и последующие меры реагирования.
Написание официальной претензии застройщику является обязательным моментом, так как без предшествующего досудебного разбирательства будет невозможно подать судебный иск.
Шаблон жалобы на застройщика:
- В шапке необходимо указать название организации и Ф.И.О. ее руководителя.
- В следующем пункте указываются реквизиты заявителя.
- Далее излагается суть нарушение и краткое описание выявленных недостатков.
- Обязательным является ссылка на законодательную базу!
- Далее следует описание требований согласно законодательству.
- Прикрепляется сопутствующая документация.
- Проставляется дата подпись на заявлении.
Претензия должна составляться в двух экземплярах. В том случае, если жалоба на застройщика коллективная, то в шапке и графе «подпись» указываются все лица, чьи права были нарушены.
В случае, если в жалобе указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные на ее рассмотрение, могут быть взысканы с самого заявителя.
Процедура рассмотрения жалобы на застройщика
После того, как инспекцией госстройнадзора рассмотрена жалоба на застройщика, следуют соответствующие меры. При выявлении нарушений составляется акт, обязующий застройщика их ликвидировать. В акте описываются нарушения, делается ссылка на технический регламент, иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Если заключение проверки не удовлетворяет заявителя, его можно обжаловать в прокуратуре, которая вправе провести собственную проверку, исходя из результатов которой либо применяются меры к виновным, либо обращение перенаправляют в более компетентный орган. Если государственные органы не предпринимают мер для решения сложившейся ситуации, с жалобой на такого рода бездействие также следует обратиться в прокуратуру.
Следует помнить — в случае неудовлетворения ходатайства заявителю должны быть разъяснены причины такого решения и процедура дальнейшего обжалования, а также упомянуто его право обращения в суд с иском.