Объекты не поднадзорные государственному строительному надзору

Доклад «Проблемы правоприменения положений  ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ»

Проблемы правоприменения положений ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации

1. Изменения градостроительного законодательства в части уведомлений (п.1 ч.12 ст.51_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) органов местного самоуправления о планируемых, завершенных строительством/реконструкцией объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, а также о сносе объектов капитального строительства. 1

2. Проведение проверок инспекцией по ч.1.1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 3

3. Взаимодействие органов местного самоуправления и инспекции по выявлению, и привидению в соответствие с действующим законодательством. 6

С 1 октября 2018 года инспекция государственного строительного надзора Новгородской области (далее инспекция) была выделена в отдельный орган исполнительной власти Новгородской области, осуществляющий региональный государственный строительный надзор и контроль за долевым строительством на территории Новгородской области.

Федеральным законом N 340-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены дополнительные основания проведения государственного строительного надзора (статья 54 дополнена частью 1.1.) и определены особенности его осуществления (статья 54 дополнена частями 6.1. — 6.3.);

Указанные изменения вступили в силу с 4 августа 2018 года.

Рассмотрим условия и порядок осуществление государственного строительного надзора, проводимого в отношении объектов капитального строительства, указанных в ч.1.1. ст.54.

В отличие от части 1, часть 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса предусматривает иные условия и иные объекты, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор.

Так, в соответствии с ч.1.1. ст.54 Градостроительного кодекса РФ можно выделить следующие основания для осуществления государственного строительного надзора:

1) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, в отношении которых государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки и только при наличии определенных частью 1.1. ст.54 оснований для ее проведения;

2) завершение работ по строительству, по реконструкции (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, в отношении которых государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки и только при наличии определенных частью 1.1. ст.54 оснований для ее проведения.

Государственный строительный надзор по основаниям, определенным частью 1.1. статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, осуществляется при одновременном наличии следующих условий:

во-первых, при проведении одного из следующих видов деятельности — строительства, реконструкции, завершения работ по строительству (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) или завершения работ по реконструкции (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию);

во-вторых, в отношении следующих объектов — объектов капитального строительства, не указанных в ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса РФ;

На основании обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, ОМС, из СМИ только при наличии определенных частью 1.1. ст.54 оснований для ее проведения:

1. О фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда (подп.»б» п.2 ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса РФ);

2. О нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч.1 ст.54, установленных ПЗЗ (правилами землепользования и застройки), документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом РФ.

Как видим, не все объекты строительства и реконструкции подлежат государственному строительному надзору.

Так, государственный строительный надзор не проводится при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте некапитальных строений, сооружений (т.е. всех тех объектов, которые не подпадают под категорию «объекты капитального строительства»).

Не проводится государственный строительный надзор и при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Кроме того, Градостроительный кодекс РФ определяет ограниченные основания для осуществления государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч.1 ст.54.

Проведение проверок инспекцией по ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Особенности организации и проведения проверок установлены ч. 6.1 и 6.2 ст. 54 ГрК РФ.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в ч. 1.1 статьи 54 ГрК РФ, являются:

— проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство;

— проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами — в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

В случае если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство,

а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами,

орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 ГрК РФ  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства – Министерством строительства Российской Федерации (далее  Минстрой России) (ч. 3 ст. 55_32 ГрК РФ).

На 15.04.2019 такая форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки Минстроем России не утверждена.

При этом Минстрой России в ответе комитету государственного строительного надзора города Москвы  от 08.10.2018 № 41019-ЮГ/02 отметил, что «до утверждения формы уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, допускается направление таких уведомлений в письменной форме, содержащих определенные частью 6.2 статьи 54 ГрК РФ факты, с приложением документов, подтверждающих согласно части 2 статьи 55.32 ГрК РФ наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Результаты проведенной проверки, указанные в ч. 6.2 статьи 54 ГрК РФ, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.

Застройщиком согласно положениям п. 16 ст. 1 ГрК РФ является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство или реконструкцию ОКС.

Как показала практика, все внеплановые выездные проверки по указанной категории объектов проводятся в отношении физических лиц, присутствие которых при проверках является обязательным, а фактически неисполнимым. При этом штатным расписанием инспекции дополнительные полномочия не были учтены.

Таким образом, по объективным причинам осуществление инспекцией регионального государственного строительного надзора  в отношении ранее не поднадзорных объектов невозможно в полном объеме.

Аналогичная ситуация сложилась в других регионах, которыми направлены запросы от регионов:

1. в Минстрой России;

2. в прокуратуру.

1. Направлено обращение в прокуратуру Новгородской области с информацией по проведённым визуальным осмотрам, изложена позиция и вопросы.

2. Обсудили сложившуюся ситуацию на общественном совете. От имени общественного совета направлено обращение в адрес Губернатора Новгородской области с предложениями по взаимодействию инспекции с органами местного самоуправления.

3. Проведены выездные проверки (осмотры) по уведомлениям из ОМС о несоответствии построенных ИЖС.

4. Рассмотрены материалы с актами осмотров ОМС, возбуждены административные дела.

Инспекция направила обращение в прокуратуру Новгородской области, изложив свою позицию, а именно: разъяснить возможность проведения проверок (правомерность действий инспекции) в отсутствии федерального порядка согласно ч. 8 ст. 54 ГрК РФ для осуществления надзорных функции в рамках частей 1.1, 6.1, 6.2 статьи 54 ГрК РФ.

Взаимодействие органов местного самоуправления и инспекции по выявлению, и привидению в соответствие с действующим законодательством.

Статья 54 ГрК РФ дополнена частями 1.1, 6.1, 6.2 в соответствии с которыми на Инспекцию возложены дополнительные полномочия по осуществлению проверок объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 ст. 54 ГрК РФ, а также направление по результатам таких проверок в орган местного самоуправления (далее ОМС) уведомлений о выявлении самовольной постройки, с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

При поступлении обращений или непосредственном выявлении ОМС фактов строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, рассматриваем направленные ОМС в Инспекцию материалы, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При поступлении соответствующих материалов, Инспекцией возбуждается и рассматривается дело об административном правонарушении.

В настоящее время о результатах рассмотрения дела об административных правонарушениях Инспекция соответствующую информацию направляет в ОМС (постановление о привлечении к административной ответственности).

Полагаем, что при непосредственном выявлении ОМС признаков самовольного строительства, предусмотренных ч. 1 ст. 222 ГК РФ, а также поступлении обращений и постановлений Инспекции о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ орган местного самоуправления должен предъявить в публичных интересах в суд иск о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями либо самостоятельно принять соответствующее решение в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 222 ГК РФ.

В период с ноября по март 2019 года в инспекцию поступило 88 уведомлений от ОМС, из них уведомлений:

1) о несоответствии построенного объекта предельным параметрам разрешенного строительства — 47

2) о несоответствии планируемых объектов капитального строительства отступам от границ земельного участка — 41

Кроме того, о сносе – 46 уведомлений.

Как показала практика, все внеплановые выездные проверки на основании поступивших в инспекцию уведомлений, необходимо проводить в отношении физических лиц.

В целях осуществления государственного строительного надзора на основании информации, поступившей от органов МСУ, в 2019 году инспекцией был осуществлен выезд на 21 объект капитального строительства.

В результате инспекцией визуально осмотрено 13 объектов ИЖС, садовых домов. При этом установить факт соответствия или несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства не представляется возможным, поскольку для этого необходим кадастровый инженер со специальными контрольно-измерительными приборами. В штате инспекции специалист со знанием кадастровых работ отсутствует.

Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с подпунктом б) пункта 11 РД 11-04-2006, утвержденным приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129, при проведении проверки должностное лицо инспекции вправе проводить только визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование) и примененных строительных материалов (изделий).

В некоторых случаях сотрудникам инспекции не был обеспечен доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки, ввиду отсутствия собственников на объектах ИЖС или садовых домах.

Кроме того, в 8 случаях не удалось определить точное местоположение объекта ИЖС или садового дома по причине отсутствия межевания территорий населенных пунктов, а также в связи со сложностями идентификации объекта – отсутствием адресных табличек, нумерации домов, особенно на территории садово-огороднических товариществ.

Результат по осмотрам ИЖС — нулевой.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения уведомлений составлены и направлены информационные письма в адрес застройщиков и органы местного самоуправления.

По материалам ОМС возбуждены производства по КоАП:

в отношении трёх объектов капитального строительства составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (строительство без разрешения на строительство).

По итогам рассмотрения двух дел об административном правонарушении оштрафованы 3 застройщика, штраф в размере по две тысячи рублей назначен каждому.

Проблемы организации и проведения проверок ИЖС и садовых домов:

1. Проведение проверок возможно только в период строительства, реконструкции ИЖС. В этой связи, уведомление органа местного самоуправления муниципального образования о несогласовании строительства ИЖС не является само по себе основанием для организации и проведения проверки.

2. Не ясна процедура проверки установленных в ПЗЗ параметров, которые определяют расстояния от строящегося объекта ИЖС до других объектов, расположенных на других смежных участках, доступ на которые ограничен.

3. Граница ограждения земельного участка (забор), на котором строится ИЖС, не может являться подтверждением установленных границ земельного участка, поставленных на кадастровый учет в Росреестре, в связи, с чем обеспечить замеры отступов от границ земельного участка до строящегося здания без участия кадастрового инженера невозможно.

При этом органы местного самоуправления муниципальных образований вправе направить материалы таких проверок в инспекцию для привлечения нарушителей к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП.

Необходимые достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) информация о собственнике и (или) ином правообладателе земельного участка;

3) разрешительные документы: ГПЗУ, разрешения на строительство, уведомление о начале строительствареконструкции;

4) вид разрешенного использования земельных участков;

5) акт визуального осмотра ОКС — фотофиксация фактического строительства объекта капитального строительства с привязкой к местности (акт муниципального контроля);

6) выводы о нарушении требований ч. 2 ст. 51 ГрК РФ, необходимости получения разрешения на строительство и указание на привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Считаем, что необходимо отладить «обратную связь» между инспекцией и органами местного самоуправления, после выявления инспекцией самовольной постройки хотелось бы «отслеживать» ее дальнейшую судьбу.

Дата создания: 17-04-2019Дата последнего изменения: 17-04-2019

Оцените статью
Единый реестр видов контроля