Объекты государственного санитарно эпидемиологического надзора

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:

1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;

2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;

3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;

4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;

5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);

6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.

В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.

Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:

1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;

2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;

3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;

5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;

6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;

7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;

9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;

10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;

11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:

1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;

2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;

3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;

5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);

6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.

Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.

В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.

Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.

Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.

В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.

На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:

1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;

2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;

3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;

4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;

5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».

Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.

Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.

Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор —
деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя: контроль за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации; меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц, их
совершивших; контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, профессиональных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием
факторов среды обитания в целях
формирования государственных
информационных ресурсов.

С категорией
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора тесно связано государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование,
основной задачей которого является
установление санитарно-эпидемиологических
требований, обеспечивающих безопасность
для здоровья человека среды его обитания.

Нормативными
правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования,
являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила
(санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы), содержащие: гигиенические
и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания, труда, быта,
отдыха, обучения и питания, а также
сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые
уровни влияния на организм человека
факторов среды его обитания; максимально
или минимально допустимое количественное
и (или) качественное значение показателя,
характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека
тот или иной фактор среды его обитания.

В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия в России государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, являющейся единой
федеральной централизованной системой
органов и учреждений, осуществляется
санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, является действующая
в системе Министерства здравоохранения
социального развития РФ Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.

Органы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и их должностные лица, перечисленные в
ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом
привлекать к административной
ответственности физических и юридических
лиц, виновных в совершении административных
правонарушений, предусмотренных
ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.

В
соответствии с п. 5 Положения о Федеральной
службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
утвержденного постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322
(далее – Положение), Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека осуществляет
следующие полномочия:

осуществляет
надзор и контроль за исполнением
обязательных требований законодательства
Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав
потребителей и в области потребительского
рынка, в том числе (п. 5.1 Положения):


государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за соблюдением санитарного
законодательства
(п. 5.1.1
Положения);


государственный контроль за соблюдением
законов
и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав
потребителей (п. 5.1.2 Положения);


контроль за соблюдением правил продажи
отдельных предусмотренных законодательством
видов товаров, выполнения работ, оказания
услуг (п. 5.1.3 Положения);


санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через государственную границу
Российской Федерации (п. 5.1.4 Положения).


организует деятельность системы
государственной санитарно-эпиде-миологической
службы Российской Федерации (п. 5.8
Положения);


осуществляет в установленном порядке
проверку деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и
граждан по выполнению требований
санитарного законодательства,
законодательства
Российской Федерации в области защиты
прав потребителей, правил продажи
отдельных видов товаров (п. 5.9 Положения).

В
п. 1 ст. 44 Федерального
закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» (далее – Федеральный закон
№ 52-ФЗ) государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя:

контроль
за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный
контроль
в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации;

проведение
санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку
предложений о проведении
санитарно-противоэпидемиче-ских
(профилактических) мероприятий;

статистическое
наблюдение в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
на федеральном уровне, государственный
учет инфекционных заболеваний,
профессиональных заболеваний, массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений)
в связи с вредным воздействием факторов
среды обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.

На
основании п. 1 ст. 50 Федерального
закона № 52-ФЗ должностные лица,
осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
при исполнении своих служебных
обязанностей и по предъявлении служебного
удостоверения имеют право:

получать
от федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц
документированную информацию по вопросам
обеспечения санитарно-эпиде-миологического
благополучия населения;

беспрепятственно
посещать территории и помещения объектов,
подлежащих государственному
санитарно-эпидемиологическому надзору,
в целях проверки соблюдения индивидуальными
предпринимателями, лицами, осуществляющими
управленческие функции в коммерческих
или иных организациях, и должностными
лицами санитарного законодательства
и выполнения на указанных объектах
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

посещать
с согласия граждан их жилые помещения
в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор
для исследований проб и образцов
продукции, в том числе продовольственного
сырья и пищевых продуктов;

проводить
досмотр транспортных средств и перевозимых
ими грузов, в том числе продовольственного
сырья и пищевых продуктов, в целях
установления соответствия транспортных
средств и перевозимых ими грузов
санитарным правилам;

проводить отбор
для исследований проб воздуха, воды и
почвы;

проводить
измерения факторов
среды обитания
в целях
установления соответствия таких факторов
санитарным правилам;

составлять протокол
о нарушении санитарного законодательства.

В
соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального
закона № 52-ФЗ при выявлении нарушения
санитарного законодательства, а также
при угрозе возникновения и распространения
инфекционных
заболеваний
и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) должностные лица,
осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
имеют право давать гражданам и юридическим
лицам предписания, обязательные для
исполнения ими в установленные сроки:

об устранении
выявленных нарушений санитарных правил;

о
прекращении реализации не соответствующей
санитарным
правилам
или не имеющей санитарно-эпидемиологического
заключения продукции, в том числе
продовольственного сырья и пищевых
продуктов;

о
проведении дополнительных
санитарно-противоэпидемических
(про-филактических) мероприятий;

о
проведении лабораторного обследования
граждан, контактировавших с больными
инфекционными заболеваниями, и
медицинского наблюдения за такими
гражданами;

о
выполнении работ по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации в очагах
инфекционных заболеваний, а также на
территориях и в помещениях, где имеются
и сохраняются условия для возникновения
или распространения инфекционных
заболеваний.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля