Об органах государственного строительного надзора республики беларусь

Государственный строительный надзор

Государственный строительный надзор (далее – Госстройнадзор) – это один из видов системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

Государственный надзор в отрасли строительства осуществляется органами Госстройнадзора в пределах их компетенции, определяемой Президентом, а также в соответствии с Положением об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совмина от 29.11.1999 № 1860.

Не осуществляется государственный строительный надзор за объектами:

  • дачного и садоводческого строительства;
  • для которых не требуется разрешение на производство СМР;
  • подконтрольными другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Специализированная инспекция Департамента, инспекции Департамента по областям и г. Минску финансируются за счет:

  • целевых отчислений, производимых заказчиками, застройщиками – юридическими лицами и ИП от стоимости СМР по объектам строительства;
  • средств из иных источников – по решению Президента Республики Беларусь.

С 2017 г. в нашей стране действует уведомительный принцип начала выполнения строительных работ. Для начала строительства объекта заказчик (уполномоченное им лицо) при наличии предусмотренных законодательством документов (решения о разрешении строительства, заключения государственной экспертизы, договоров и т. п.) должен заполнить форму уведомления и направить его в одну из территориальных инспекций Госстройнадзора. Оплата целевых отчислений производится заказчиками до направления уведомления в органы Госстройнадзора, а в форме уведомления предусмотрена ссылка на сумму произведенных целевых отчислений и платежное поручение.

Согласно ч. 3 ст. 22.3 КоАП строительство объекта с нарушением установленного порядка направления уведомления о производстве СМР влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на ИП – от 4 до 70 БВ, а на юридическое лицо – от 20 до 300 БВ.

  • Положение об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совмина от 29.11.1999 № 1860.
  • ТКП 45-1.02-104-2008 «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования», утвержденный приказом Минстройархитектуры от 27.11.2008 № 433.
  • Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
  • Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450.
  • Указ от 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора».
  • Указ от 01.08.2013 № 336 «О некоторых вопросах органов государственного строительного надзора».
  • Положение о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, утвержденное постановлением Совмина от 09.08.2013 № 704.
  • Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716.
  • КоАП.
  • Инструкция о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденная постановлением Минстройархитектуры от 04.08.2020 №40.
  • Постановление Совмина от 19.10.2006 № 1387 «Об утверждении перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ».

Для полноценной работы с порталом:

Авторизуйтесь, если у вас уже есть полный, либо демо доступ

Оформите бесплатный демодоступ

Постановления СМ РБ

Постановления других органов Республики Беларусь

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29. 1999 № 1860 «Об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь»

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

Зарегистрировано в НРПА РБ 8 декабря 1999 г. N 5/2148

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 5 октября 1999 г. N 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь.

3. Министерству архитектуры и строительства, Комитету государственного строительного надзора при Министерстве архитектуры и строительства, облисполкомам и Минскому горисполкому в месячный срок реорганизовать в установленном порядке управления, инспекции, предприятия, осуществляющие функции государственного строительного надзора, в инспекции Комитета государственного строительного надзора по областям и г.Минску с передачей им по остаточной стоимости основных средств, другого имущества реорганизуемых юридических лиц, а также имеющихся на их счетах денежных средств.

4. Численность работников инспекций Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г. Минску и специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации устанавливается данным Комитетом по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

5. Комитету государственного строительного надзора при Министерстве архитектуры и строительства утвердить в установленном порядке положение об инспекциях Комитета по областям и г.Минску.

6. Министерству архитектуры и строительства по согласованию с Министерством финансов в месячный срок установить порядок перечисления органам государственного строительного надзора средств на их содержание и на осуществление надзора, а также определить условия использования этих средств.

7. Министерству труда по согласованию с Министерством финансов в месячный срок утвердить по представлению Министерства архитектуры и строительства условия оплаты труда работников органов государственного строительного надзора.

8. Утратил силу.

9. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1991 г. N 455 «Об организации Государственного строительного надзора в Республике Беларусь» (СП Республики Беларусь, 1991 г., N 34, ст. 419);

постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 марта 1996 г. N 215 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1991 г. N 455» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 9, ст. 244);

пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997 г. N 993 «О внесении дополнений и изменения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., N 21, ст. 783).

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.11.1999 N 1860

1. Настоящее Положение определяет компетенцию органов государственного строительного надзора Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 октября 1999 г. N 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 77, 1/694) и Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 109, 2/1049).

2. Главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в том числе технических нормативных правовых актов, а также утвержденной проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, реконструкции, расширения, реставрации, капитального ремонта (далее — строительство), соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.

Органы государственного строительного надзора являются составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь и осуществляют государственный строительный надзор за объектами строительства независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства, а также объектами, являющимися собственностью Республики Беларусь, строящимися на территории других государств, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, объектов, для которых не требуется разрешение на производство строительно-монтажных работ, объектов, подконтрольных другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. В структуру органов государственного строительного надзора входят:

Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации (далее — Департамент), возглавляемый директором Департамента — Главным государственным строительным инспектором Республики Беларусь;

инспекции Департамента по областям и г.Минску, возглавляемые начальниками инспекций Департамента — главными государственными строительными инспекторами по областям и г.Минску;

специализированная инспекция Департамента, возглавляемая начальником специализированной инспекции Департамента — главным государственным строительным инспектором объектов специального назначения и линейных объектов (автомобильные и железные дороги, магистральные трубопроводы, высоковольтные линии электропередач, сети связи).

4. Органы государственного строительного надзора в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, иным законодательством Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением.

5. Органы государственного строительного надзора в соответствии с возложенной на них главной задачей:

5.1. проверяют на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

5.2. выдают в установленном порядке заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ, регистрируют объекты строительства и ведут их учет;

5.3. осуществляют контроль за соблюдением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

5.5. выдают в пределах своей компетенции заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности;

5.7. вносят в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о вводе в эксплуатацию объектов строительства в случае нарушения порядка их приемки в эксплуатацию;

5.8. участвуют в работе комиссий по расследованию причин строительных аварий, а также разрушений зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;

5.14. организуют повышение квалификации работников органов государственного строительного надзора, их аттестацию;

5.15. вносят в квалификационные комиссии, осуществляющие аттестацию работников технического надзора, других работников, занятых в строительстве, предложения о лишении этих работников квалификационных сертификатов и аттестатов;

5.16. участвуют в разработке технических нормативных правовых актов и методических документов в области строительства;

5.17. дают заключения по проектам технических регламентов и иных технических нормативных правовых актов;

5.18. рассматривают обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;

5.19. при решении входящих в их компетенцию вопросов взаимодействуют при необходимости с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями.

6. Органы государственного строительного надзора при реализации своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением участниками строительной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов, утвержденной проектной документации, имеют право:

6.1. беспрепятственного доступа на все объекты, в отношении которых осуществляется контроль, независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки, а в отношении объектов, доступ на которые ограничен в соответствии с законодательством, — также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на такие объекты;

6.2. получать безвозмездно и без ограничений от заказчиков, застройщиков, подрядчиков, разработчиков проектной документации проектную, технологическую и исполнительную документацию, необходимую для осуществления возложенных на них полномочий;

6.3. давать заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации обязательные для выполнения предписания об устранении допущенных при строительстве нарушений, о проведении за их счет выборочных вскрытий для осмотра, освидетельствования отдельных узлов и элементов зданий, сооружений и конструкций, проведения дополнительных испытаний грунтов, материалов, инженерных систем, выполнения съемок, замеров;

6.4. производить отбор образцов материалов и изделий для проведения лабораторных испытаний и экспертизы;

6.5. привлекать на платной основе специалистов научно-исследовательских и проектных организаций для участия в проведении контроля за соблюдением участниками строительной деятельности обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, а также в проведении строительно-технических экспертиз;

6.6. приостанавливать и запрещать производство работ на объектах строительства в случаях:

выявления дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций;

осуществления самовольного строительства или строительства с отступлением от утвержденной проектной документации;

6.7. вносить заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию, представления:

о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство в области строительной деятельности и не выполняющих предписания органов государственного строительного надзора;

об отстранении от работы на объектах строительства должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих проведение контроля за качеством работ, технический надзор и авторский надзор за строительством;

о несоответствии строительных материалов и оборудования обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов и требованиям о запрете их использования в строительстве;

6.8. направлять в установленном законодательством порядке материалы о правонарушениях в строительстве в правоохранительные органы;

6.9. в случаях, предусмотренных законодательными актами, составлять протоколы об административных правонарушениях;

6.10. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

7. Государственные строительные инспекторы проводят проверки на объектах строительства с участием представителей подрядчиков и заказчиков, застройщиков. Для этой цели могут привлекаться специалисты проектных и других организаций.

Подрядчики и заказчики, застройщики обеспечивают необходимые условия для проведения этих проверок.

По результатам проверок делаются записи в журналах производства работ, при необходимости выдаются предписания и составляются акты, которые подписываются государственными строительными инспекторами и другими участниками проверок.

8. Государственные строительные инспекторы допускаются к осуществлению надзора после прохождения ими профессиональной аттестации в установленном порядке.

9. Работники органов государственного строительного надзора имеют служебное удостоверение установленной формы.

10. Государственные строительные инспекторы являются представителями государственных органов и находятся под защитой государства. Противодействие выполнению возложенных на них функций со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительную деятельность, недопустимо. Органы внутренних дел при необходимости в установленном порядке оказывают помощь государственным строительным инспекторам при выполнении ими своих служебных обязанностей.

11. Действия работников органов государственного строительного надзора могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством. Подача жалобы не влечет приостановление выполнения решений этих органов.

12. Государственные строительные инспекторы несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за ненадлежащие выполнение возложенных на них обязанностей и использование предоставленных им прав.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля