О текущих экологических проверках и проверках на июнь 2021 года

О текущих экологических проверках и проверках на июнь 2021 года ЕРВК

НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора

Изменения в федеральном законе об охране окружающей среды

Перечень оснований для КНМ: плановых, внеплановых и проводимых на основании программы проверок

Виды и описание КНМ: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование

Соблюдение экологического законодательства — одна из важнейших задач для любого объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Экологическая проверка неизбежна. Тогда как подготовиться к ней таким образом, чтобы пройти легко? Подробно рассказываем в статье перед вами.

Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]

С 01.01.2021 Федеральный закон № 248-ФЗ является основополагающим для организации и осуществления определенного вида государственного контроля (надзора), за рамки которого выходить запрещено. Однако федеральным законом о виде контроля и положением о виде федерального государственного контроля для конкретного вида контроля могут быть уточнены или ограничены те или иные положения Федерального закона № 248-ФЗ.

Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

Акт экологической проверки – что это такое?

Мы подошли к заключительному этапу. По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (в соответствии с ФЗ № 294). В акте проверки указываются:

  • Дата, время и место составления акта проверки;
  • Наименование органа надзора/контроля;
  • Дата и номер распоряжения или приказа о проверке;
  • ФИО и должности инспекторов;
  • Наименование (ФИО, должность) проверяемого лица;
  • Дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
  • Сведения об ознакомлении с актом проверки присутствовавшего лица, о наличии их подписей, а также о внесении в журнал учета проверок записи о проверке;
  • Подписи лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются заполненный проверочный лист и протоколы всех отборов проб, анализов, исследований, проведённых в ходе проверки, а также объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и т.д.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении. Или же направляется почтой, либо в электронном виде с ЭЦП.

Если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры. Копия акта проверки направляется в данный орган прокуратуры.

Если после проверки и предоставления копии акта проверяемое лицо не согласно с результатами проверки, то оно имеет право в течение 15 дней с даты получения акта предоставить возражения в отношении акта проверки. Акт проверки – это основа последующего предписания об устранении нарушений, поэтому нужно внимательно отнестись к его содержанию.

Получить помощь в прохождении экологической проверки по телефону — +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!

Так специалисты ЭкоПромЦентра смогут оказать вам бесплатную консультацию.

Административная ответственность по новым правилам

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.

П.В. Позднякова,
основатель бюро экологического комплаенса FUTUR,
эксперт Российского экологического общества

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №10, 2022

Новый приказ по производственному экологическому контролю

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №6, 2022

Госэконадзор в отношении строящихся, реконструируемых ОКС

Государственный экологический надзор в отношении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства имеет ряд особенностей, которые необходимо учесть контролируемому лицу. Рассмотрим эти особенности в статье.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Статья опубликована
в журнале «Справочник эколога» №4, 2022

Экологический надзор с 01.07.2021: виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий

Рассмотрим НПА, применяемые с 01.07.2021 в рамках госэконадзора. Статья-путеводитель поможет разобраться в различных контрольных (надзорных) мероприятиях (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование).

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №8, 2021

Права и обязанности при проведении проверок. Обзор нового Регламента Росприроднадзора

Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа при проведении проверок поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки. В статье вы найдете обзор нового Регламента Росприроднадзора по госэконадзору — просто, понятно, с реальными примерами из практики промышленного эколога.

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №6, 2021

Федеральный закон № 248-ФЗ: новые положения государственного надзора. Что изменится для предприятий?

С 01.07.2021 вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который призван устранить недостатки действующей системы государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.

Ю.В. Фирсов, эксперт в области государственного надзора

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №5, 2021

Экологические споры идут в госуслуги

Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи», заместитель председателя Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам Деловой России

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №2, 2021

Проверки и действие разрешительной документации в 2020 году

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №7, 2020

Правовые границы деятельности госорганов. Пересечение и дублирование полномочий — результативно или непродуктивно?

Н.Р. Соколова, председатель правления, научный руководитель АНО «Равноправие»
К.С. Махрова, ведущий специалист отдела регулирования обращения с отходами АНО «Равноправие»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №1, 2020

Как организовать внутреннюю проверку: опыт предприятия

А.Л. Сивков, кандидат технических наук, начальник отдела экологии Управления технического надзора АО «Татэнерго»

Статья опубликована
частично, полностью её можно прочитать в журнале «Справочник эколога» №11, 2018

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I–III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

• о фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

• об обращении с отходами производства и потребления;

• о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

О текущих экологических проверках и проверках на июнь 2021 года

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I–III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018, однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

Напомним, ГОСТы носят рекомендательный характер применения, но могут быть ориентиром и источником информации.

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

• положение о ПЭК;

• программа ПЭК;

• планы-графики ПЭАК;

• программа производственного экологического мониторинга;

• инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации.

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2017.

Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности»

Реализована норма Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которой в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, национальный орган по аккредитации принимает решение о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности.

Решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории принимается национальным органом по аккредитации, в том числе в случаях:

установления факта выдачи испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории без фактического проведения исследований (испытаний) и измерений, экспертизы или иных видов работ или факта отсутствия испытательной лаборатории по месту или местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц;

неисполнения аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица.

Постановление вступает в силу с 21 июня 2021 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2021 г., и действует до 21 июня 2027 г.

Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 947 «Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг»

Утверждены Правила, в соответствии с частью 3 статьи 28.6 и частью 2 статьи 30.8 КоАП РФ устанавливающие порядок направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием портала госуслуг.

Постановление Правительства РФ от 23.06.2021 N 970 «Об утверждении требований к техническим экспертам, перечня областей специализации технических экспертов, требований к экспертным организациям по аккредитации и перечня областей аттестации экспертов по аккредитации»

В частности, в качестве экспертной организации по аккредитации не могут выступать иностранные юридические лица, а также юридические лица, являющиеся аффилированными лицами в соответствии с законодательством РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках по отношению к органам по сертификации продукции, органам по сертификации систем менеджмента качества организаций, осуществляющих создание на различных стадиях продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, и (или) по отношению к испытательным лабораториям (центрам).

Приказ Минэкономразвития России от 28.05.2021 N 300 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц». Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2021 N 63917.

Перечень включает 8 позиций, среди которых:

непоступление в Росаккредитацию в течение 3 месяцев от органа по сертификации сведений о выданных им сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии, порядок и сроки представления которых с использованием ФГИС Росаккредитации предусмотрены в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;

непоступление в Росаккредитацию в течение 3 месяцев от аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра) сведений о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, порядок и сроки представления которых с использованием ФГИС Росаккредитации предусмотрены в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ;

наличие по месту осуществления деятельности одного аккредитованного лица места осуществления деятельности иного аккредитованного лица с аналогичной областью аккредитации.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2017 N 437.

Письмо Росаккредитации от 15.06.2021 N 14585-АС «О направлении информации»

В этой связи сообщается о необходимости перехода органов по сертификации на формирование областей аккредитации в электронном формате с помощью конфигуратора областей аккредитации.

Ссылка на конфигуратор, а также инструкция по работе органов по сертификации с конфигуратором размещены на официальном сайте Росаккредитации в сети «Интернет» в разделе «Новости» от 26.03.2021.

В территориальных управлениях Росаккредитации назначены ответственные исполнители для оказания разъяснений и поддержки по вопросам работы с конфигуратором.

Кроме того, в рамках сопровождения работы с конфигуратором для органов по сертификации два раза в месяц Федеральным автономным учреждением «Национальный институт аккредитации» будет проводиться соответствующее обучение.

Информация Росаккредитации «Президент России подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Сообщается, что 11 июня Президент РФ подписал закон, который направлен на цифровизацию всей деятельности системы аккредитации и аккредитованных лиц, оптимизацию процесса предоставления Росаккредитацией государственных услуг.

Законом вводится термин «свидетельская оценка» — наблюдение за выполнением аккредитованными лицами работ или оказанием ими услуг в соответствии с областью аккредитации.

Документом предусматривается возможность проведения выездной оценки и выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации дистанционно, в том числе с помощью аудио- и видео-конференц-связи. Введение удаленной оценки позволит бизнесу экономить на оплате командировочных расходов экспертных групп.

Документ упрощает процедуру сокращения области аккредитации, которая носит заявительный характер. Аккредитованное лицо сможет самостоятельно вносить соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц.

Законом определено, что Правительством РФ будут установлены порядок осуществления аккредитации, проведения процедуры подтверждения компетентности, внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, а также порядок прекращения деятельности аккредитованного лица по его заявлению.

Приказ Росаккредитации от 30.04.2021 N 64 «О возобновлении предоставления государственных услуг по подтверждению компетентности аккредитованных лиц»

Установлено, что до 31 декабря 2021 г. выездные оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации, осуществляемые в рамках предоставления государственных услуг по подтверждению компетентности аккредитованного лица, проводятся посредством использования дистанционных средств взаимодействия через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с использованием программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь.

В целях оказания указанных государственных услуг руководителем Росаккредитации ранее утверждено Руководство по проведению удаленной оценки.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах», требованиями положений приказа Минэкономразвития России от 15.04.2020 N 229 «Об особенностях рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, включая основания для их возврата, заявлений об аккредитации и расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности, в том числе об особенностях отбора экспертов по аккредитации, а также продлении действия свидетельств об аккредитации лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий» предоставление государственных услуг по подтверждению компетентности аккредитованных лиц было приостановлено.

1. Актуализированы полномочия Россельхознадзора и ФТС России

Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 938 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Положение о Федеральной таможенной службе»

Поправками во исполнение норм Федерального закона от 30.12.2020 N 522-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами», закреплены полномочия по контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами за Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службой.

Постановление вступает в силу с 29 июня 2021 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки их вступления в силу.

2. Регламентирован порядок проведения Ростехнадзором аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики

Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 459 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2021 N 63872

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), работники которых подлежат аттестации в территориальных аттестационных комиссиях в соответствии с пунктом 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 г. N 1365.

Приводится, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.

За направление выписки из протокола заседания территориальной аттестационной комиссии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленных статьями 333.18 и 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса РФ.

Совершение иных юридически значимых действий при предоставлении государственной услуги осуществляется Ростехнадзором бесплатно.

В приложениях приведены рекомендуемые образцы и формы необходимых документов.

3. Генпрокуратурой России утвержден порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, действующий с 1 июля 2021 года

Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Порядок разработан во исполнение положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, и определяет, в том числе, процедуру направления требований и подведомственность объектов проверки прокурорам разных уровней и специализаций.

Закреплена необходимость организации учета направленных требований в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, проведение на системной основе анализа их обоснованности.

Определено, что должны быть исключены случаи:

— направления требования в неуполномоченные органы и организации либо с целью уклонения от установленных законом ограничений на проведение контрольных мероприятий;

— направления требований руководителям федеральных органов контроля и их территориальных органов в федеральных округах прокурорами районов, городов, субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур, минуя Генпрокуратуру России.

Направление требования о проведении контрольного мероприятия в отношении одного и того же лица по одним и тем же основаниям не допускается. В каждом конкретном случае прокуроры, направившие требование, контролируют поступление информации о результатах контрольных мероприятий в прокуратуру, а также, оценивают достаточность и обоснованность принятых органом контроля мер.

Форма требования установлена в приложением к приказу.

Кроме того, утверждены:

— порядок рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования;

— порядок согласования контрольным органом с прокурором проведения внепланового контрольного мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения.

4. Утверждены типовые формы документов, используемых при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2021 N 63710.

С 1 июля 2021 года вступает в силу новый Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В целях реализации положений закона утверждены типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом при проведении соответствующих контрольных мероприятий, в том числе:

типовая форма решения о проведении контрольной закупки;

типовая форма решения о проведении выборочного контроля;

типовая форма решения о проведении инспекционного визита;

типовая форма акта контрольной закупки;

типовая форма акта документарной проверки;

типовую форму предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Полная версия измений на сайте //zharov.eco

Кто проверяет

Проверкой соблюдения экологических требований занимаются специальные ведомства – Росприроднадзор и региональные органы исполнительной власти (Министерства, Департаменты, Комитеты и т.д.). Чтобы определить, кто из них будет проверять ваше предприятие, нужно знать уровень поднадзорности.

Уровень надзора над вашим предприятием (или над одним из объектов НВОС вашего предприятия) можно определить с помощью Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.

В Постановлении № 1096 приведены критерии принадлежности объекта к федеральному уровню надзора. Среди них: категория объекта НВОС, подведомственность, отрасль промышленности, к которой относится объект. Те объекты, которые соответствуют критериям, относятся к федеральному уровню контроля. Все остальные – к региональному уровню.

Сроки проведения экологических проверок

Сроки определены Федеральным законом № 294-ФЗ. Срок проведения всех видов проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для малого предприятия срок не должен быть больше 50 часов, а для микропредприятия – 15 часов в год.

При этом экологическая проверка для малого бизнеса может быть приостановлена инспектором для межведомственного информационного взаимодействия на срок до 10 дней, а затем возобновлена, но только один раз. Конечно, руководство Росприроднадзора обладает полномочиями для продления всех указанных сроков в исключительных случаях.

Проверочные листы

Те, кто хоть раз проходил проверку Росприроднадзора, знают, что такое проверочные листы. Форма и содержание проверочных листов утверждены Приказом Росприроднадзора № 447 и Постановлением Правительства № 177. В удобном доступе проверочные листы есть на сайте РПН. Там они поделены по тематикам.

Проверочные листы включают:

  • общие опросники при осуществлении федерального государственного экологического надзора;
  • отдельные опросники для осуществления надзора за геологическим изучением недр, надзора по обращению с отходами, по охране атмосферного воздуха, по использованию и охране водных объектов и т.д.

Важно!

В ходе проверки по определённой тематике проверяющий ограничен списком вопросов из проверочного листа. Выходить за рамки опросников нельзя. Если это произошло, можно обжаловать результаты проверки.

Но стоит помнить, что при осмотре предприятия инспектор все равно будет обращать внимание на возможные нарушения требований природоохранного законодательства. Если таковые будут обнаружены, он обязан отреагировать и составить протокол.

Что будут смотреть в первую очередь?

В вышеупомянутом Постановлении № 1096 приведен список документов и требований, которые проверяются на предприятии в ходе государственного федерального или регионального экологического надзора. В том числе и перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).

Список разрешительной документации, которую будут проверять в первую очередь:

Главная гарантия успешного прохождения экологических проверок — проведение экологического аудита на предприятии.

Аудит — это комплексная независимая оценка, благодаря которой можно установить объективную картину соблюдения требований по защите окружающей среды на предприятии. Специалисты ЭкоПромЦентра прекрасно понимают, что организациям зачастую трудно самостоятельно отслеживать все актуальные изменения в законодательстве. Поэтому мы более 10 лет помогаем объектам НВОС привести свою деятельность и документацию в порядок, и тем самым проходить любые проверки надзорных органов и избегать получения штрафов в будущем.

Заказать экологический аудит

Госэконадзор с 01. 2021. Как не запутаться в применяемых НПА

• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;

• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,

особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.

Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.

Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):

• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, если проверка:

• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;

• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,

она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);

• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:

Рассмотрим данное положение на примере Московской области.

На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.

Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.

Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.

Виды экологических проверок

Экологическая проверка предприятий бывает плановой и внеплановой. Внеплановые проверки вызваны обращениями граждан или другими факторами. Плановые проверки имеют периодичность, обусловленную требованиями закона.

Помимо плановых и внеплановых проверок на федеральном уровне надзора возможны контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок (согласованной с прокуратурой).

При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Предприятия (объекты НВОС) делятся на несколько категорий риска:

  • Чрезвычайно высокий риск (плановые проверки 1 раз в год);
  • Высокий риск (плановые проверки 1 раз в 2 года);
  • Значительный риск (1 раз в 3 года);
  • Средний риск (1 раз в 4 года);
  • Умеренный риск (1 раз в 5 лет);
  • Низкий риск.

В Приложении к Постановлению № 1096 приведены критерии отнесения к одной из этих категорий. Отнесением объектов к категориям занимается Росприроднадзор. Свою категорию риска можно найти на сайте проверяющего органа.

Плановая экологическая проверка

Виды плановых проверок как в отношении действующих, так и в отношении строящихся/реконструируемых объектов:

  • Инспекционный визит;
  • Рейдовый осмотр;
  • Документарная проверка;
  • Выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия НЕ проводятся в отношении объектов НВОС IV категории и в отношении объектов низкого риска.

Внеплановая экологическая проверка

В отношении внеплановых проверок не установлены требования к периодичности, не предусмотрены ограничения по допустимому количеству внеплановых проверок. Подробно требования и основания к проведению внеплановых проверок см. статью 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

О проверках вас обязаны уведомить.

Так, приказ о назначении плановой проверки направляется не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. О внеплановой проверке уведомляют не менее чем за 24 часа до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа. Из этих правил есть исключения – например, не сообщают о проверке, если нанесен вред окружающей среде или возникла чрезвычайная ситуация.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля