Несвоевременно оплаченные штрафы ограничат возможности распоряжения имуществом или выезд на отдых
Управление Росреестра по Пермскому краю осуществляет государственный земельный надзор за использованием земельных участков на территории Пермского края.
В случае выявления нарушений земельного законодательства, таких как самовольное занятие земельного участка или использование участка не по целевому назначению, должностные лица Управления вправе возбудить дело об административном правонарушении. В этом случае может быть наложен административный штраф в размере от 5000 до 10000 рублей. Поскольку сумма штрафа исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка, размер штрафа может быть гораздо выше указанных сумм.
В случае неоплаты штрафа в добровольном порядке в течение 60 дней со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу, должностные лица Управления направляют постановление о наложении штрафа в Службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Ограничения на распоряжение имуществом должника накладываются судебным приставом-исполнителем с помощью электронных каналов связи, что не требует значительного времени, так как ограничения накладываются в автоматизированном режиме.
Кроме того, согласно ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель или Управление вправе обратиться в суд с заявлением об установлении временного ограничении для должника на выезд из Российской Федерации при сумме задолженности по уплате штрафов свыше 10000 рублей.
В случае, если ограничение на распоряжение имуществом должника наложено, то необходимо безотлагательно исполнить требования исполнительного документа и сообщить об этом судебному приставу-исполнителю.
Судебный пристав-исполнитель окончит исполнительное производство фактическим исполнением и отменит при этом все ранее наложенные ограничения.
Управление рекомендует своевременно оплачивать административные штрафы во избежание установления ограничений на распоряжение имуществом, регистрационные действия с транспортными средствами, выезд за границу и доведения сведений до работодателя.
Об Управлении Росреестра по Пермскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра — филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.
В настоящее время Управление Росреестра по Пермскому краю (далее – Управление) исполняет следующие полномочия в области землеустройства и мониторинга земель: ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; федеральный государственный надзор в области землеустройства; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
До мая 2010 года эти полномочия исполняло Управление Роснедвижимости по Пермскому краю, а еще ранее они были возложены на земельные комитеты по землеустройству.
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – ГФДЗ), формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Документы ГФДЗ предназначены для органов государственной власти и местного самоуправления для принятия управленческих решений при распоряжении земельными ресурсами, кадастровых инженеров – для проведения кадастровых работ, граждан и юридических лиц – для подтверждения своих прав на земельные участки в судебном порядке.
Документы и сведения ГФДЗ являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к сведениям ограниченного использования, предоставляются по заявлению любого заинтересованного лица в срок, не превышающий 3 рабочих дня при личном обращении, и в срок, не превышающий 15 календарных дней — при обращении по почте.
Землеустроительная документация, включенная в ГФДЗ, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Федеральный государственный надзор в области землеустройства осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.
Проведение государственной экспертизы землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения качества выполненных на территории Пермского края землеустроительных работ. Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
Государственная экспертиза проверяет соответствие землеустроительной документации техническими условиями и требованиями проведения землеустройства, регламентирующими ее состав и правила оформления.
Экспертиза не должна допустить внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, в части пересечения границ земельных участков с границами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется постоянно действующей экспертной комиссией, созданной при Управлении.
Проведение надзорных мероприятий и государственной экспертизы землеустроительной документации позволяет повысить качество вносимых в ЕГРН сведений.
Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Это система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленные на получение достоверной информации о состоянии всех земель в Российской Федерации, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.
На основании данных мониторинга земель ежегодно готовится Региональный доклад о наличии земель в Пермском крае, материалы которого входят в Национальный доклад о наличии земель в Российской Федерации для Президента РФ.
Задачи государственного мониторинга земель:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга. Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.
На заметку. Федеральный государственный надзор в области землеустройства осуществляется в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О землеустройстве» (от 18.06.2001 № 78-ФЗ), положением о контроле за проведением землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ (от 29.12.2008 № 1061), Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Проведение государственной экспертизы землеустроительной документации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» (от 18.06.2001 № 78-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» (от 04.04.2002 № 214).
Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852.
Термин «землеустройство», по данным профессора Ф.Г. Некрасова, появился в русском лексиконе в 1906 году. До этого при осуществлении землеустроительных действий употребляли слова «землемерие», «землемерство», «межевание», позже – «геодезия» (как высшее землемерие), «поземельное устройство». При этом под межеванием понимался установленный законом процесс, направленный на разграничение земельной собственности, под землемерием – комплекс работ по определению и разделению площадей технико-геодезическими методами. К землеустройству причислялись все действия по перераспределению земель и обустройству территорий дающих землевладельцу экономические выгоды.
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю
+7 (342) 205-95-58 (доб. 0214, 0216)
Чем занимаются органы земельного надзора?
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы подлежат использованию и охране. В системе госуправления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Его проведение предусмотрено ст.71 Земельного кодекса РФ. Цель земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса.
В компетенцию органов земельного надзора входит решение таких проблем, как:
- захват соседями части земельного участка, принадлежащего другому собственнику;
- размещение хозпостроек за границами участка;
- открытие на территории СНТ объектов предпринимательской деятельности (авторазборов, шиномонтажей);
- препятствие доступу спецслужб, проходу и проезду граждан по землям общего пользования;
- нарушение правил благоустройства территорий и т.д
За подобные нарушения органы земельного надзора уполномочены штрафовать нарушителей в соответствии с КоАП РФ.
Так, за самовольное занятие участка или его части предусмотрен штраф (ст. 7.1. КоАП РФ):
- на граждан от 1%-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 000 руб.;
- на должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб.;
- на юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб.
За другие нарушения предусмотрены не менее солидные штрафы.
Что изменится с 01. 2021
В перечень органов земельного надзора официально войдут:
- Росреестр;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
- Федеральная служба по надзору в сфере землепользования;
- ФСБ.
Росреестр будет рассматривать жалобы касательно:
- самовольного занятия участков;
- использования земель не по целевому назначению;
- исполнения обязательных требований, связанных с целевым назначением участков (строительство, садоводство, ЛПХ и т.д.);
- выполнения администрациями требований Земельного кодекса РФ;
- проверка ранее выданных предписаний по устранению нарушений.
Россельхознадзор будет рассматривать вопросы:
- уничтожения плодородного слоя;
- охраны и улучшения почв.
Также законом будет установлена:
- категория риска нарушения в использовании земель;
- частота плановых проверок в зависимости от категории установленного риска.
Органы земельного надзора смогут проводить:
- профилактические мероприятия;
- контрольные мероприятия;
- надзорные мероприятия.
В том числе проверка может быть проведена без участия проверяемого лица.
Также в законе будет закреплен срок оформления предостережения, которое органы земельного надзора будут объявлять контролируемому лицу – не позднее 30 дней с даты получения органами сведений о готовящихся или возможных нарушениях лицом установленных требований. Предостережение будет направляться в виде:
- бумажного документа;
- по электронной почте.
О том, что грядет профилактический визит, контролируемого лица уведомят не позднее 5 рабочих дней до даты проверки.
Граждане, желающие поучаствовать в обсуждении законопроекта, смогут подать свои замечания до 01.06.2021 на портале проектов.
Все о проведении земельного контроля есть в системе КонсультантПлюс. Вы можете ознакомиться с ним совершенно бесплатно, получив пробный доступ к К+.
Итоги
О том, как производится налогообложение земельных участков, узнайте в нашей рубрике «Земельный налог».
Перечень обязательных требований законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом проверок соблюдения земельного законодательства, а также меры, применяемые к нарушителям земельного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
— своевременно производить платежи за землю;
— соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
— не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
— выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;
г) требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);
д) требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
ж) требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
з) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Согласно статье 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) Росреестр и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП:
статья 7.1 КоАП – в части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю — влечет наложение административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка: граждане в размере от 1 до 1,5 % кс зу, но не менее 5000 руб (согласно ч.3 ст.3.5 КоАП РФ — не более 100 000 рублей); должностные лица — от 1,5 до 2 % кс зу, но не менее 20 000 руб (согласно ч.3 ст.3.5 КоАП РФ — не более 300 000 рублей); юридические лица — от 2 до 3 % кс зу, но не менее 100 000 руб (согласно ч.3 ст.3.5 КоАП РФ — не более 700 000 рублей),а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:граждане в размере от 5000-10 000 руб;должностные лица — от 20 000-50 000 руб;юридические лица — от 100 000-200 000 руб. ;
часть 1 статьи 7.2 КоАП — утратил силу;
статья 7.34 КоАП — использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность
Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, -влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей;
Статья 8.8. КоАП — использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
часть 1 статьи 8.8 — использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Часть 1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Часть 4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей;
Положения Федерального закона «№» 6-ФЗ также расширили круг ведомств, имеющих полномочия по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения. Наряду с Росреестром такими полномочиями наделены должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В целях устранения правонарушений Росреестром (его территориальными органами) выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии Росреестром (его территориальными органами) контролируется.
В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.
В ходе осуществления государственного земельного надзора выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.
К нарушителям земельного законодательства применяются меры в строгом соответствии с требованиями:
— Конституции Российской Федерации;
— Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
— Земельного кодекса Российской Федерации;
— Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);
— Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1«Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре;
— Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. N 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора»;
— иных нормативных правовых актов.
Результаты внеплановых административных обследований;
Информация о проведенных плановых и внеплановых проверках соблюдения земельного законодательства органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления за 1 квартал 2019г.