О контроле и мониторинге окружающей среды в Российской Федерации см. главу 11 Закона об охране окружающей среды

Тема №5. Государственный экологический надзор.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор.

Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ.

Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

-Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности;

— Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды и др.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

— отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;

— отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;

— отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;

— отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;

— отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Виды государственного экологического надзора:

— земельный надзор;

— надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— надзор за обращением с отходами;

— надзор в области охраны атмосферного воздуха;

— надзор в области охраны водных объектов;

— экологический надзор на континентальном шельфе РФ;

— экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;

— надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

— надзор в области охраны озера Байкал;

— федеральный лесной надзор;

— экологический надзор в особой экономической зоне РФ;

— надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

— надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора.

Основная задача государственного экологического надзора — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику.

Периодичность их проведения – раз в 3 года.

Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой.

Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.

Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства, или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

— Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.

— Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.

— Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

— Составление протоколов при выявлении нарушений.

— Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.

— Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

— Причинение вреда окружающей среде;

— Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;

— Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

— При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи.

Экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Экологическому контролю посвящена глава XI статьи 64-69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002г.).

Закон предусматривает осуществление экологического контроля на следующих уровнях:

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Общегосударственную службу мониторинга ООС возглавляет федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Эта служба осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства. Росгидромет собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства, ведомства, население, составляет прогнозы изменений окружающей среды и вероятные последствия таких изменений.

Служба государственного контроля работает на трёх уровнях:

— посты и станции наблюдения по регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации;

— территориальные, региональные, ведомственные центры работки информации;

— органы мониторинга по отдельным природным объектам (заповедники).

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения требований ООС.

Хозяйствующие субъекты обязаны организовать производственный экологический контроль и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о результатах контроля.

Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, предотвращения нарушения законодательства в области ООС.

Он осуществляется общественными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами.

Результаты общественного контроля передаются в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и обязательно рассматриваются.

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.

Общественный экологический контроль в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» проводится с целью независимой проверки исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами. При этом граждане имеют право:

  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Понятие, формы, виды и система экологического контроля.

Экологические права и обязанности граждан.

Функции организационно-правового механизма охраны окружающей среды.

Экологический контроль — это определенный вид управленческой деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.

Экологический контроль — составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства. Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний

Основная задача экологического контроля — обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Что касается государственного экологического контроля, то он носит надведомственный характер.

По своим формам экологический контроль с определенной долей условности можно подразделить на:

— предупредительный и карательный.

Информационная форма контроля выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Предупредительная форма контроля, направлена на предупреждение экологических правонарушений и, следовательно, на недопущение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть.

Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения, как к физическим, так и юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.

В ст. 64 Закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Различаются следующие видыэкологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный контрольв области охраны окружающей среды.

Государственный контроль. Статья 65 вышеназванного закона закрепляет, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

— посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

— проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

— проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

— проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

— приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

— привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей среды».

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Экологический контроль возможно понимать в нескольких вариациях: как систему методов экологического контроля, опцию экологического управления, гарантию, юридический вид экологической деятельности

В роли системы экологический контроль представляет собой совокупностью методов контроля. Как опция управления деятельностью экологический надзор есть система по сбору, обработке, оценке и передаче информации об управляемых объектах, для принятия оптимальных решений управления в целях определенных заранее. Если же рассматривать его в ипостаси гарантии, он представляет метод обслуживания функционирования остальных опций экологического управления и часть механизма экономики направленного на решение экологических проблем.

Этот же экологический контроль в роли юридического вида экологической деятельности это систематизированный набор действий по обеспечению соблюдения законов о безопасности экологии, охране природной окружающей среды, урегулировании обращения с природными ресурсами, употреблению предусмотренным законодательством мер государственного принуждения и формированию законодательства, соразмерного происходящим в этой области изменениям.

Соблюдение экологического законодательства и природоохранных правил субъектами вне зависимости от рода их деятельности, оказывающими неблагоприятное влияние на окружающую среду – основная цель экологического надзора.

Виды экологического контроля (надзора)

Государственный, общественный и производственный три модели экологического контроля которые прописаны в законодательстве. В Земельном кодексе и Лесном кодексе прописаны также муниципальный лесной контроль и муниципальный земельный контроль. Также существуют и иные классификации экологического контроля (надзора) соразмерные другим основаниям. Есть предупредительный, текущий и последующий экономический надзор, зависящие от стадии контрольной деятельности.

Предупредительный, текущий и последующий контроль

Надзор предваряющий начало любой деятельности называется предупредительным экологическим надзором. Осуществление производится посредством согласования документации по проекту, оформления разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, решаются вопросы относительно размещения отходов оставшихся в результате производства или потребления. Во время какого-либо рода деятельности осуществляют текущий экологический надзор, чаще всего, во время производственного экологического надзора. Также текущий экологический контроль возможен к осуществлению контролирующими органами в течение инспекционного контроля (надзора). И наконец последующий экологический контроль производится по результатам, итогам любого рода деятельности. Проводится посредством анализа отчетов, статистики, итогов запросов и иных данных которые содержат в себе сведения по охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Формы и методы экологического контроля (надзора)

Присутствует также информационный экологический надзор. Таковой вид контроля используется через мониторинг экологии и статистическое наблюдение государства состоящее в одной системе. Карательный же экологический контроль состоит в использовании мер государственного принуждения в отношении лиц нарушивших законы относительно экологии, вне зависимости от того юридические ли они, должностные или физические.

В зависимости от способа, регламента осуществления контрольных действий выделяют инспекционный, аналитический, инструментальный (лабораторный) экологический контроль. Инспекционный экологический контроль характеризуется посещением элементов деятельности вне зависимости от формы собственности, ознакомлением с качеством охраны природы на контролируемом объекте, проверке оборудования, ознакомлением с документацией касающейся технической и нормативной сторон.

Аналитический же экологический контроль состоит в анализе информации полученной, допустим, по итогам инспекционного контроля, отчетов, которые предоставляются субъектами той или иной деятельности. А в свою очередь Инструментальный (лабораторный) экологический контроль заключается в разборе проб, произведении анализов и сопоставлении итоговых результатов с нормальными показателями, которые предусмотрены в полученных лицом разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Преподаватель гражданского права

Оцените статью
Единый реестр видов контроля