Неотъемлемой частью на 2020 год предусмотрен единый реестр плановых проверок. Для формирования и ведения единого чек-листа следует руководствоваться указанными правилами

Неотъемлемой частью на 2020 год предусмотрен единый реестр плановых проверок. Для формирования и ведения единого чек-листа следует руководствоваться указанными правилами ЕРВК

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрены обращения заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Бударина А.В. от 29.06.2022 N АБ-4-200/8112, от 06.07.2022 N АБ-4-20/8603 о необходимости доработки федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее — ЕРКНМ).

Обозначенные ФНС России проблемы невозможности внесения в ЕРКНМ сведений о дате контрольной закупки, проведенной в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон N 248-ФЗ), и сохранения паспорта контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) без заполнения разделов об уведомлении контролируемого лица о проведении КНМ при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (пункт 2.2 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации») заслуживают внимания.

Сообщаем, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации в настоящее время заключен государственный контракт от 15.07.2022 N 105-168-22 на выполнение работ по развитию ЕРКНМ.

Указанные предложения будут включены в техническое задание к последующему государственному контракту на доработку ЕРКНМ, планируемому к заключению в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Относительно выбора атрибутивного состава в качестве «основания проведения КНМ» при выявлении признаков нарушения обязательных требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники в ходе проведения выездного обследования по части 7 статьи 75 Закона N 248-ФЗ сообщаем, что это поле заполняется в ЕРКНМ посредством справочника Единого реестра видов контроля (далее — ЕРВК), оператором которого является Минэкономразвития России.

Из представленной данным ведомством информации следует, что в настоящее время осуществляются работы по технической доработке ЕРВК в части возможности формирования сведений об основаниях проведения КНМ в карточках видов контроля с целью передачи указанных справочных значений в ЕРКНМ. До окончания реализации указанных доработок при формировании сведений в ЕРКНМ о проведении контрольной закупки, предусмотренной частью 7 статьи 75 Закона N 248-ФЗ, Минэкономразвития России рекомендовано в поле «Основания проведения КНМ» указывать имеющееся значение «Решение руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей».

По вопросу правильного выбора в ЕРКНМ значения необходимости согласования контрольной закупки, предусмотренной частью 7 статьи 75 Закона N 248-ФЗ, сообщаем следующее.

Положениями части 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ регулируется общий порядок проведения внеплановых КНМ в случае, если основанием их проведения являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом в указанном случае предусматривается уведомление органов прокуратуры о проведении внепланового КНМ.

Вместе с тем частью 7 статьи 75 Закона N 248-ФЗ допускается в случае выявления в рамках выездного обследования признаков нарушений обязательных требований незамедлительное проведение контрольной закупки.

Таким образом, при формировании сведений в ЕРКНМ о проведении контрольной закупки, предусмотренной частью 7 статьи 75 Закона N 248-ФЗ, полагаем возможным в поле «Необходимость согласования» указывать значение «Не требует согласования».

Разъяснены особенности внесения сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Речь идет в т. ч. об отражении информации о контрольной закупке. Так, в поле «Необходимость согласования» возможно указывать значение «Не требует согласования».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Дата актуализации статьи: 17.03.2022 09:30:00

На фоне всем известных событий Правительством РФ принято решение установить особый порядок и частично наложить мораторий на проведение проверок в 2022 году, в том числе проверок среднего и малого бизнеса. В результате 10 марта 2022 года было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление), которое в тот же день вступило в силу. Данным законодательным актом наложен запрет на проведение с 10 марта 2022 года большинства плановых проверок на всех объектах, включая средний и малый бизнес, а также предусмотрена отмена внеплановых проверок.

Поскольку данное Постановление напрямую затрагивает деятельность органов государственного пожарного надзора (далее – органы ГПН), мы решили подготовили отдельную статью, в которой расскажем, как изменился порядок проведения органами ГПН проверок или, как их сейчас принято называть, контрольных (надзорных) мероприятий, а также профилактических мероприятий с 10 марта 2022 года.
То есть мы убрали из текста Постановления все позиции, не относящиеся к деятельности органов ГПН при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля, а также не относящиеся к проведению проверок и профилактических мероприятий. Все, что осталось поместили в данную статью, дополнив текст нашими комментариями.

Какие плановые проверки допускается проводить в 2022 году

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления в рамках федерального государственного пожарного надзора допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий только в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска:

  • дошкольное и начальное общее образование;
  • основное общее и среднее (полное) общее образование;
  • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
  • деятельность детских лагерей на время каникул;
  • родильные дома, перинатальные центры;
  • социальные услуги с обеспечением проживания.

Как видите, в основном проверять будут те объекты, в которых могут находиться дети.

Как будут проводиться внеплановые проверки в 2022 году

С внеплановыми проверками все немного сложнее. Их разбили на три группы: те, которые проводятся при условии их согласования с органами прокуратуры, без согласования и с извещением органов прокуратуры.

Итак, в соответствии с пунктом 3 Постановления внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

  • при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
  • при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении органа ГПН информации.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия без согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:

  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с извещением органов прокуратуры проводятся исключительно в отношении некоммерческих организаций по основанию, установленным подпунктом 2 пункта 42 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также в отношении религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера орган ГПН вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Неотъемлемой частью на 2020 год предусмотрен единый реестр плановых проверок. Для формирования и ведения единого чек-листа следует руководствоваться указанными правилами

Что будет с проверками, которые уже начались

Постановлением предусмотрен и порядок действий в отношении проверок, которые уже начались или которые должны были начаться после вступления в силу Постановления, то есть после 10 марта 2022 года.

Так в соответствии с пунктом 5 Постановления в отношении контрольных (надзорных) мероприятий дата начала, которых наступает после вступления в силу Постановления и проведение которых, в соответствии с ним не допускается, органом ГПН должно быть принято единое решение об их отмене в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу Постановления.

В свою очередь на основании пункта 7 Постановления контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых не допускается в соответствии с Постановлением и не завершенные на день вступления в силу Постановления, подлежат завершению в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, с внесением в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, соответствующих сведений.

При этом в пункте 6 Постановления, сказано, что проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий не завершенных на момент вступления в силу Постановления, не допускается до момента осуществления действий, предусмотренных пунктом 7 Постановления (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления, то есть тех внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий проведение которых допускается Постановлением (о них мы рассказали выше)).

Теперь постараемся изложить все то же самое, только в более сжатой форме и простым языком.

Все проверки, на которые было вынесено решение о начале их проведения после 10 марта, и проведение которых, в соответствии с Постановлением не допускается, должны быть отменены.

Все проверки, которые были начаты до 10 марта включительно, но не завершены и проведение которых, в соответствии с Постановлением, не допускается, должны быть завершены в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу Постановления (за исключением внеплановых проверок, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 Постановления).

Также нельзя не упомянуть о том, что согласно пункта 7 Постановления, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью.

Насколько нам известно органами ГПН было принято решение в случаях необходимости завершения проверок по основанию, указанному в пункте 7 Постановления, отражать в актах и предписаниях нарушения требований пожарной безопасности, выявленные по состоянию на 10 марта 2022 года.

Что изменится в продлении исполнения сроков предписания, выданных органами ГПН

Правительство РФ не оставило без внимания возможность продления сроков исполнения предписаний (в том числе предписаний органов ГПН). Так на основании пункта 8 Постановления срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу Постановления и действующих на день вступления в силу Постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Но это еще не все. Также контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в орган ГПН не позднее предпоследнего дня срока, указанного выше (то есть срока продления исполнения предписания на 90 календарных дней). Данное ходатайство (заявление) должно рассматриваться в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации.

Эти послабления похожи на те, которые применялись в 2020 году из-за эпидемии коронавируса, но только тогда не было автоматического продления срока исполнения предписания.

Можно ли будет проводить профилактические мероприятия в 2022 году

Что касается профилактических мероприятий, то их ограничения никак не затронули. В пункте 10 Постановления сказано, что допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Напомним, что в соответствии с пунктом 47 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, органами ГПН проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

Более того, соответствии с пунктом 2 Постановления, орган ГПН вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного в отношении указанных в данном пункте объектов, профилактический визит. Если такое решение будет принято, то контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита.

На этом все. Надеемся, что данная статья поможет разобраться в новом порядке проведения проверок, который начал действовать с 10 марта 2022 года.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.

В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.

С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

В связи с беспрецедентными санкциями и ограничительными мерами в отношении России было решено ввести мораторий на проверки бизнеса в 2022 году. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 установило соответствующие правила и исключения.

Общий подход к проверкам

Постановление кабмина от 10 марта 2022 года № 336 (далее – Постановление № 336) закрепило особенности организации и проведения государственного контроля и надзора, муниципального контроля. Тем самым оно ввело с 10.03.2022 мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей в рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций.

Мораторий на плановые проверки бизнеса будет действовать в России до конца 2022 года.

При этом плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля в рамках:

  • санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля;
  • надзора в области промышленной безопасности.

В Постановлении № 336 отмечено, что проведение внеплановых контрольных мероприятий допустимо лишь в исключительных случаях при угрозе:

  • жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
  • обороне страны и безопасности государства;
  • возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

При этом такие проверки должны быть согласованы с прокуратурой.

Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента и Правительства России.

Теперь подробнее обо всём этом.

Какие плановые проверки не проводят

В 2022 году не проводят плановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки при осуществлении видов госконтроля (надзора), муниципального контроля, которые регулируют следующие федеральные законы:

Но есть исключения.

Причём контролёры вправе вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки сделать профилактический визит. И контролируемое лицо не вправе отказаться от него.

Также см. «Как инспекторы органа контроля (надзора) проводят профилактический визит».

Особенности внеплановых проверок

В 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки проводят исключительно по следующим основаниям – в зависимости от степени участия прокуратуры:

Контрольный орган вправе незамедлительно приступить к внеплановой проверке с извещением прокуратуры, если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса стали факты:

  • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • вреда обороне страны и безопасности государства;
  • возникновение ЧС природного и/или техногенного характера.

Как видно, абсолютное большинство внеплановых проверок в обязательном порядке должно быть согласовано с прокуратурой. Например, когда в рамках системы управления рисками выявлены факты причинения вреда. Теперь нельзя будет провести проверку из-за небольших нарушений.

Порядок отмены назначенных проверок

Если дата начала контрольных (надзорных) мероприятий/проверок наступает после вступления в силу Постановления № 336 (10.03.2022) и их проведение недопустимо в рамках моратория, контрольный (надзорный) орган принимает единое решение об их отмене – в течение 3-х рабочих дней со дня вступления в силу указанного постановления.

Сведения о завершении таких контрольных (надзорных) мероприятий и проверок по причине их отмены в течение 10 дней внесут в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

При этом орган контроля дополнительно не издаёт приказы, решения.

Незавершённые проверки

Если на 10.03.2022 внеплановая проверка не завершена, её проведение недопустимо до момента составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок (см. далее). За исключением внеплановых мероприятий и проверок, проведение которых разрешено в рамках моратория (см. всю таблицу выше).

Проверки, проведение которых недопустимо в силу моратория и они не завершены на 10.03.2022, должны быть окончены в течение 5 рабочих дней с этой даты путем составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

Предписание об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу выдадут исключительно в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:

  • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
  • возникновения ЧС природного и техногенного характера;
  • ущерба обороне страны и безопасности государства.

Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на этот день, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. То есть ходатайство или заявление от контролируемого лица не нужно.

Контролируемое лицо вправе направить просить о дополнительном продлении срока исполнения предписания не позднее предпоследнего дня его срока. Такое ходатайство или заявление рассматривают в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Также см. «Что нужно знать про предписание органа контроля (надзора) и его исполнение с 2021 года».

Когда могут завести административное дело

Только при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения (п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ) могут возбудить дело об административном правонарушении, если состав включает нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых – предмет госконтроля (надзора), муниципального контроля (кроме как за деятельностью органов госвласти и местного самоуправления).

Если же по закону положена такая мера как временный запрет деятельности, административку не заводят.

По сути установлен запрет на привлечение к административной ответственности, если нарушение было выявлено вне рамок контроля (кроме ряда сфер, например, нарушений ПДД). Дело в том, что в 2020 году бизнес обратил внимание, что контролеры обходят мораторий через административное расследование. Теперь же это стало невозможно.

Профилактику никто не отменял

Несмотря на мораторий 2022, в отношении контролируемых лиц разрешено проведение профилактических мероприятий и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.

Это, в частности:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Также см. «Какие виды профилактических мероприятий могут проводить контрольно-надзорные органы с 2021 года».

Когда мораторий не действует

Ограничения, установленные Постановлением № 336, не распространяются на организацию и проведение:

  • специальных режимов государственного контроля (надзора) – мониторинг и постоянный рейд;
  • режима постоянного государственного контроля (надзора).

Также см. «Что такое постоянный госконтроль (надзор) как специальным режим».

Заключение

Таким образом, Правительство РФ для поддержки российского бизнеса ввело мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок (кроме некоторых соцобъектов и объектов с большой долей риска) и ограничения на внеплановые.

Мораторий затронет 100 видов федерального контроля, 33 регионального и 7 муниципального. Он не касается налоговых, валютных и таможенных проверок: в этих сферах Правительство РФ готовит отдельные решения.

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

1. В единый реестр видов контроля включаются:

1) сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях;

2) сведения по вопросам осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля и соблюдения обязательных требований, предусмотренные частью 3 статьи 46 настоящего Федерального закона;

3) иные сведения, предусмотренные правилами формирования и ведения единого реестра видов контроля.

2. Правила формирования и ведения единого реестра видов контроля, в том числе в части размещения содержащихся в нем общедоступных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Оператором единого реестра видов контроля является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля