Для объектов, которые негативно воздействуют на окружающую среду (НВОС) разработаны новые критерии для присвоения категории. Новые критерии для объектов НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) действуют с 1 января 2021 года — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Больше всего «пострадали» II и IV категория, но в I и III также есть дополнения или исключения. Разбираемся, что делать природопользователям, если категория по новым критериям изменилась, но объекты НВОС уже стоят на учете.
- Что изменилось в категорировании НВОС?
- I категория
- II категория
- III категория
- IV категория
- Что делать природопользователям, если объект НВОС уже поставлен на учет?
- Проект новых правил учета НВОС
- Перечень основных видов природоохранной документации, которую необходимо разработать предприятиям в зависимости от их категории негативного воздействия на окружающую среду
- Понятие, задачи и виды надзора (контроля) в области охраны окружающей среды (экологического надзора (контроля)).
Что изменилось в категорировании НВОС?
Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.
- выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы
- объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории
- упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.
Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.
Рассмотрим изменения подробнее.
I категория
1. Дополнена объектами:
- по добыче или подготовке руд титана
- размещения отходов I и (или) II классов опасности, III класса (500 т и более в год)
2. Исключены объекты:
- производства фармацевтических субстанций (перевод во II категорию)
- упаковки пищевых продуктов
- выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения.
3. Уточнены количественные критерии по объектам:
- производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий
- обращения с отходами I — III классов опасности
- производства продукции из сахарной свеклы
II категория
- обеспечения электроэнергией, газом и паром с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт — на твердом или жидком топливе, менее 500 МВт и более 7 МВт — на газообразном топливе
- по добыче полезных ископаемых, если объект не отнесен к I категории и общераспространенным полезным ископаемым
- обеспечения тепловой энергией со сжиганием топлива, с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час; более 3,5 Гкал/час — на твердом и жидком топливе; более 7 Гкал/час — на газообразном топливе
- по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит
- по транспортированию с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, их сливу (наливу) на сливоналивных железнодорожных путях
- по производству резиновых изделий из резиновых смесей
- утилизации отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (с проектной мощностью менее 3 т/час)
- утилизации и обезвреживания отходов I — III классов на установках небольшой мощности, в т. ч., мобильных установках
- обработки отходов I — III классов
- утилизации отходов IV и V классов (кроме применения термических способов)
- по производству бетонного раствора и асфальтобетонной смеси
- выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения
- по производству фармацевтических субстанций
- инфраструктуры портов, морских портов, железнодорожного транспорта, которые не соответствуют критериям для IV категории.
2. Уточнены количественные критерии по объектам:
- производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий
- производства продукции из сахарной свеклы
- складирования и хранения нефти, нефтепродуктов, агрохимикатов
- производства изделий из бетона.
Обратите внимание, что теперь почти вся деятельность по обращению с отходами отнесена к I или II категории. Исключение: обработка отходов IV и V классов.
III категория
- размещения отходов, после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с учета
- обработки отходов IV и V классов
- работ на участках недр, использования водных объектов, если объекты не отнесены к другим категориям
- по добыче подземных вод, если объект не соответствует критериям для IV категории
- строительства капитальных объектов продолжительностью более полугода.
IV категория
Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Другие дополнения по объектам:
- производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ
- добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)
- строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.
Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.
Что делать природопользователям, если объект НВОС уже поставлен на учет?
Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.
1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.
2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.
Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.
2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:
- замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС
- реорганизация ЮЛ в форме присоединения
- изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП
- смена адреса объекта НВОС
- изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.
2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.
Проект новых правил учета НВОС
Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.
Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.
Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.
Постановка на учет по негативному воздействию на окружающую среду
Постановка на учет объектов негативного воздействия (далее — НВОС) – одно из главных требований природоохранного законодательства, от которого зависит необходимость разработки предприятием той или иной эологической документации, в т.ч. комплексного экологического разрешения (КЭР), проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), программы экологического контроля (ПЭК), сдачи экологической отчётности (2-ТП отходы, 2-ТП воздух, декларация о платежах за негативное воздействие и т.д.
Для постановки на учет по НВОС и присвоения соответствующей категории НВОС (I-IV) требуются следующие документы:
- Выписка из единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) egrul.nalog.ru
- Уведомление о кодах статистики websbor.gks.ru/online/info
- Кадастровый номер земельного участка, на котором находится объект НВОС
- Проект предельно-допустимых сбросов (проект ПДВ) (или инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ)
- Решение о предоставлении водного объекта в пользование (в случае наличия выпуска сточных вод)
- Проект нормативно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект (проект НДС) (в случае наличия выпуска сточных вод)
- Инвентаризационная карточка объекта размещения отходов (ОРО) сведения о кодах, объемах производимой продукции, проектной мощности (в случае наличия объекта размещения отходов на балансе предприятия)
Категории объектов, оказывающих НВОС:
- Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
- Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории:
I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС. - I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
- II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются:
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ) представлены в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности.
К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории.
К категории незначительного НВОС относятся небольшие и средние предприятия, в выбросах которых присутствуют вещества I-II класса опасности (например, предприятия, на которых осуществляются сварочные работы, пайка, зарядка аккумуляторов и т.д.), а также котельные, мощностью от 1 до 3,5 МВт или от 2 до 3 Гкал/ч.
IV категория НВОС присваивается предприятиям, на которых масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год, а в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества. Также к IV категории НВОС относятся маломощные котельные и бани (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час).
Перечень основных видов природоохранной документации, которую необходимо разработать предприятиям в зависимости от их категории негативного воздействия на окружающую среду
Примеры предприятий разных категорий НВОС:
Важно отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» периодичность проведения плановых проверок определяется в первую очередь категорией НВОС.
- для категории чрезвычайно высокого риска (I категория НВОС) – 1 раз в год;
- для категории высокого риска (I категория НВОС) – 1 раз в 2 года;
- для категории значительного риска – 1 раз в 3 года;
- для категории среднего риска – 1 раз в 4 года;
- для категории умеренного риска – 1 раз в 5 лет.
IV категория НВОС позволяет разрабатывать минимальный пакет природоохранной документации, а также даёт возможность не вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду!
Результатом оказания услуг является:
За непостановку или несвоевременную постановку на учет объектов НВОС ст. 8.46 КоАП РФ предусматривается штраф 5-20 тысяч рублей – для должностных лиц и 30-100 тысяч рублей – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановка на учет по негативному воздействию с присвоением советующей категории (I-IV)
регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 69.2.)
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398 (ред. от 07.10.2021) «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»
Постановление от 28 августа 2015 года №903. Позволит повысить эффективность проведения федерального государственного экологического контроля.
Федеральный закон №7-ФЗ был дополнен статьёй 4.2, в соответствии с которой введено деление объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, на четыре категории. При этом учитываются уровни воздействия: значительное, умеренное, незначительное, минимальное.
Также были внесены изменения в статью 65 Федерального закона №7-ФЗ, в соответствии с которыми перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – федеральный экологический надзор), определяется на основании критериев, установленных Правительством.
В связи с этим подписанным постановлением утверждены такие критерии.
В соответствии с критериями федеральному экологическому надзору подлежат объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, то есть объекты I категории. Также федеральному экологическому надзору подлежат объекты II категории, на которые выданы комплексные экологические разрешения.
Кроме того, федеральному экологическому надзору подлежат объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, в том числе в пределах российской части Каспийского моря, водно-болотных угодий международного значения.
Также федеральный надзор применяется к объектам, расположенным в границах объектов культурного наследия, отнесённых к особо цененным объектам культурного наследия народов России, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включённых в список Всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального и местного значения.
На основании критериев к объектам федерального экологического надзора относятся объекты, подлежащие государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, земельному надзору.
Федеральному экологическому надзору также подлежат объекты, обеспечивающие космическую деятельность, приём и отправку воздушных судов, внутренние водные порты, морские порты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, пункты хранения ядерных и радиоактивных веществ, объекты, обеспечивающие хранение и (или) уничтожение химического оружия.
Кроме того, к критериям отнесена деятельность объектов по утилизации пестицидов и агрохимикатов, выращиванию крупного рогатого скота, а также виды хозяйственной деятельности с использованием оборудования для газификации, производства твёрдых топлив, асбестовых волокон, силикатного кирпича, расплава минеральных веществ.
1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:
федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;
регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:
1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении:
следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:
поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;
водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;
водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;
внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;
производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:
в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;
в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;
в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;
производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;
производственных объектов, являющихся:
пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;
морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;
объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);
объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;
объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;
производственных объектов, на которых эксплуатируются:
ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;
радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:
к объектам I категории;
к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;
производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:
вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);
классификации промышленных объектов и производств;
соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).
В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).
4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).
8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;
2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.
10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.
11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Под мониторингом (от
лат. «монитор» — напоминающий, надзирающий)
понимают систему наблюдений, оценки и
прогноза состояния окружающей среды.
Основной принцип мониторинга
— непрерывное слежение.
Мониторинг
является важнейшей частью экологического
контроля, которое осуществляет
государство. Главная цель мониторинга
— наблюдение за состоянием окружающей
природной среды и уровнем ее
загрязнения. Но мониторинг — это не
только слежение и оценка фактов, но
и экспериментальное моделирование,
прогноз и рекомендации по управлению
состоянием окружающей природной
среды.
Единая
система государственного экологического
мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды) включает в себя
подсистемы:
Государственный
фонд данных является федеральной
информационной системой, обеспечивающей
сбор, обработку, анализ данных и включающей
в себя:
- информацию, содержащуюся в базах данных
подсистем единой системы государственного
экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей
среды); - результаты производственного контроля
в области охраны окружающей среды и
государственного экологического
надзора; - данные государственного учета объектов,
оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду.
Федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные на осуществление
государственного экологического
мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды), а также органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, участвующие в
осуществлении государственного
экологического мониторинга (государственного
мониторинга окружающей среды), обязаны
направлять получаемую в ходе
осуществления соответствующего
мониторинга информацию в государственный
фонд данных.
4. Порядок создания
и эксплуатации государственного фонда
данных, перечень видов включаемой в
него информации, порядок и условия ее
представления, а также порядок обмена
такой информацией устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Понятие, задачи и виды надзора (контроля) в области охраны окружающей среды (экологического надзора (контроля)).
Государственный
экологический надзор — это деятельность,
специально уполномоченная государственных
органов, направленная на проверку
соблюдения поднадзорными объектами,
требований экологического законодательства.
Государственный экологический
осуществляется на федеральном и
региональных уровнях.
Государственный
экологический надзор включает в себя:
- государственный земельный надзор;
- государственный надзор в
области обращения с отходами; - государственный надзор в области охраны
атмосферного воздуха; - государственный надзор в области
использования и охраны водных объектов; - федеральный государственный
лесной надзор (лесную охрану); - федеральный государственный надзор в
области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира
и среды их обитания; - федеральный государственный контроль
(надзор) в области рыболовства и
сохранения водных биоресурсов;
Производственный
контроль в области охраны окружающей
среды (производственный экологический
контроль) осуществляется в целях
обеспечения выполнения в процессе
хозяйственной и иной деятельности
мероприятий по охране окружающей среды,
рациональному использованию и
восстановлению природных ресурсов, а
также в целях соблюдения требований в
области охраны окружающей среды,
установленных законодательством в
области охраны окружающей среды.
Программа
производственного экологического
контроля содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и их
источников; - об инвентаризации сбросов загрязняющих
веществ в окружающую среду и их
источников; - об инвентаризации отходов производства
и потребления и объектов их размещения; - о подразделениях и (или) должностных
лицах, отвечающих за осуществление
производственного экологического
контроля; - о периодичности и методах осуществления
производственного экологического
контроля, местах отбора проб и методиках
(методах) измерений.
Требования к
содержанию программы производственного
экологического контроля, сроки представления
отчета об организации и о результатах
осуществления производственного
экологического контроля определяются
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти с учетом категорий
объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду.
Общественный контроль в области охраны
окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется
в целях реализации права каждого на
благоприятную окружающую среду и
предотвращения нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны
окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется
общественными объединениями и иными
некоммерческими организациями в
соответствии с их уставами, а также
гражданами в соответствии с
законодательством.
Результаты общественного контроля в
области охраны окружающей среды
(общественного экологического контроля),
представленные в органы государственной
власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, подлежат обязательному
рассмотрению в порядке, установленном
законодательством.
По своей
воле граждане могут помогать в этом в
качестве общественных инспекторов (
это бесплатно).