Библиографическое описание
Трухина, Е. А. Анализ системы государственного экологического контроля в Ямало-Ненецком автономном округе / Е. А. Трухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69846/ (дата обращения: 13.03.2023).
В данной статье рассматривается система экологического контроля, осуществляемого на государственном уровне в Ямало-Ненецком автономном округе. Приведены и проанализированы статистические данные государственного экологического контроля исследуемой территории.
Ключевые слова: экологическая ситуация, окружающая среда, отходы, попутный нефтяной газ, экологические проблемы.
Экологическая ситуация, с момента развития научно-технического прогресса, заметно ухудшилась. Работа для улучшения ситуации в мире проводиться практически каждым существующим государством. Российская Федерация не стала исключением. Решение экологических проблем и сохранение чистоты природы является одним из преимущественных направлений деятельности государства, и осуществляется на всех уровнях власти и территориальных единицах.
Конституция Российской Федерации устанавливает право ее граждан «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением».
Одной из основных гарантий экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и тенденциях окружающей среды.
Управление отходами производства и потребления продолжает оставаться одной из актуальных экологических проблем Ямало-Ненецкого автономного округа, которой уделяется пристальное внимание.
В структуре отходов производства и потребления, образующихся в автономном округе, преобладают отходы добывающих предприятий (добыча газа), на долю которых приходится 76,9 % всех образующихся отходов, отходов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства — 11,6 %, других отходов — 11,5 %.
В последние годы, благодаря реализации нескольких программ и исполнению майских указов Президента РФ, наблюдается положительная динамика в экологической ситуации региона.
В первую очередь это связанно с утилизацией и обезвреживанием отходов, а также сокращением объемов образующихся отходов разного происхождения, в том числе направляемых на захоронение.
На сегодняшний день наибольшую опасность для экологии ЯМАО представляют отходы промышленности. Т. к. регион богат природными ископаемыми, при добыче которых регулярно происходят геологические работы, которые не только являются источником бюджетных средств, но и наносят колоссальный ущерб экологической ситуации во всем регионе.
Решение экологических проблем в регионе осуществляется путем реализации региональных программ: «Охрана окружающей среды»; «Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными ЖКУ населения» и «Развитие лесного хозяйства». Кроме того, в результате научных исследований и экологического мониторинга создана Единая информационно-аналитическая система, позволяющая своевременно выявлять потенциальные угрозы окружающей среде.
Помимо реализации госпрограмм представители бизнеса также активно участвуют в улучшении экологической ситуации.
Однако несмотря на все проводимые меры по улучшению экологической обстановки на территории региона, по-прежнему остро обстоит ситуация с использованием попутного нефтяного газа — НПГ. На таблице 1 отображено количество добытого и использованного НПГ.
На основании вышеизложенной информации можно сказать, что, несмотря на существующие проблемы, в целом система государственного экологического контроля в Ямало-Ненецком автономном округе функционирует полноценно, выполняя поставленные Президентом РФ задачи.
- Закон Ямало-Ненецкого округа от 29 апреля 2014 года № 23-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Газета Комерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/3826760
- Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru/document/561734623
Основные термины (генерируются автоматически): Ямало-Ненецкий автономный округ, экологическая ситуация, окружающая среда, автономный округ, отход, государственный экологический контроль, дикий северный олень, попутный нефтяной газ, Российская Федерация, экологическая обстановка.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 22 ноября 2017 г. N 1410
О КРИТЕРИЯХОТНЕСЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ОБ ОСОБЕННОСТЯХОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО НАДЗОРА
Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора.2. Установить, что при осуществлении регионального государственного экологического надзора плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, утвержденными настоящим постановлением:для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года;для категории значительного риска проводятся один раз в 3 года;для категории среднего риска проводятся не чаще чем один раз в 4 года;для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;для категории низкого риска не проводятся.
Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииД.МЕДВЕДЕВ
Утвержденыпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 22 ноября 2017 г. N 1410
КРИТЕРИИОТНЕСЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
1. Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора в соответствии со следующими критериями:а) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — постановление N 1029);б) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 1029, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;в) к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 1029.2. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящего документа к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект регионального государственного экологического надзора размещается:а) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.3. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска:а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.6, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора, вынесенного должностными лицами органа государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта регионального государственного экологического надзора, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 — 255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;в) решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятого в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора;г) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами субъектов Российской Федерации, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;д) решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного экологического надзора.4. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 3 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.5. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.
Об уровне надзора за объектами НВОС, хотя бы один из которых подлежит федеральному экологическому надзору
26 ноября 2020 17:41
Группой компаний «Экологический центр» (далее — ГК «ЭКО ЦЕНТР») был направлен Запрос (Исх. № МСК-0920-1573 от 18.09.2020 г.) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о разъяснении применения п. 7.1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, введенного Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 298 «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в случае осуществления юридическим лицом или ИП хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС), хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору.
Ранее нами уже был получен ответ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на соответствующий запрос.
Официальный ответ Минприроды России в Письме от 20.10.2020 г. № 12-50/13530-ОГ.
Согласно Письму, Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 298 «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 248-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 10.02.2020 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон 7-ФЗ), согласно которым при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору (далее — ФГЭН), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только ФГЭН.
Таким образом, Законом № 248-ФЗ определяется орган исполнительной власти, который будет осуществлять государственной экологических надзор на указанных объектах.
В настоящее время подтверждение отнесения объекта НВОС к соответствующему уровню государственного экологического надзора в соответствии с критериями определения объектов, подлежащих ФГЭН, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 (далее — Критерии) осуществляется при постановке на государственный учет в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. № 572 (далее — Правила).
Учитывая, что согласно пункту 13 Правил оператором государственного реестра объектов НВОС является Росприроднадзор, по вопросам, связанным с ведением государственного реестра объектов НВОС, в том числе о необходимости включения объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору и не соответствующих Критериям, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим объекты, подлежащие ФГЭН, в федеральный реестр объектов НВОС, целесообразно обращаться в Росприроднадзор.
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2017 года № 1410
а) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Постановление № 1029);
б) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением № 1029, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта регионального государственного экологического надзора, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 – 255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 3 настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.
В 30 километрах от побережья Обской губы находится один из ценных даров Ямала – нефть Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения – ключевого проекта «Газпром нефти».
На Ямале появится служба государственного экологического контроля. Об этом во время поездки на полуостров заявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она считает – необходимо постоянно следить за территорией, где добывается львиная доля углеводородов в России.
В 30 километрах от побережья Обской губы находится один из ценных даров Ямала – нефть Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения – ключевого проекта «Газпром нефти». Добывать ресурсы в условиях арктических широт – вызов, и дело не только в экстремальных морозах, вечной мерзлоте, а значит, и крайне сложной геологии, но и в необходимости сохранить уникальную экосистему Ямала. Высокие стандарты компании в области охраны окружающей среды признаны главой Росприроднадзора.
«За моей спиной находится сооружение. Если говорить с точки зрения законодательства, это – искусственный остров, это нефтеналивной терминал, самый современный и не имеющий аналогов в мире. Мы видим, что мы совершенно четко готовы к эксплуатации такого оборудования. Мы можем себе позволить такие высокотехнологичные и лучшие в мире технологии и здесь применять. Поэтому, я думаю, что нам есть чем гордиться, и компания абсолютно четко в лидерах», – заявила Светлана Радионова.
О важности экологической повестки в рамках послания Федеральному Собранию говорил и президент. Принятие закона, устанавливающего ответственность предприятий за нанесение экологического вреда, сулит нарушителям многомиллионные штрафы. Абсолютная безопасность, как промышленная, так и экологическая, должна стать приоритетом для всех нефтяников. Сохранять хрупкую арктическую природу позволяют современные технологии. Выносной нефтеналивной терминал башенного типа «Ворота Арктики» оборудован автоматизированной системой безопасности и защитой от разливов и управляется дистанционно. Нулевой сброс гарантирует – ни капли нефтепродукта не попадет в акваторию Обской губы. На побережье нефть доставляется по напорному нефтепроводу, а затем уже – в современные танкеры.
«Очень знаковый для нас проект на полуострове Ямал реализует компания «Газпром нефть». Они открыли для Ямала новую страницу. Мы экспортируем свой сорт нефти «Новый порт». Сейчас это самая лучшая нефть в мире. Она добывается здесь, на Ямале. Вот так это все грандиозно выглядит. Бескрайние просторы, автоматически полностью станция подачи нефти и танкера – любая погода им не помеха», – рассказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.
Только за 2020-й год компания добыла на месторождении почти пятнадцать миллионов тонн нефтяного эквивалента, что на 5 процентов превышает показатель года предыдущего. Нефть по Северному морскому пути отправляется потребителям круглогодично. Для этого создан собственный флот. Современные ледоколы «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников» не боятся морозов, выдерживают температуру до -50 градусов по Цельсию и работают по принципу нулевого сброса, оставляя все отходы на борту. Утилизация осуществляется уже по прибытию на берег.
«В ходе визита руководителя службы, которая главная ответственная у нас в стране за экологию, за сохранение природы, понимаем, что вопросы есть всегда, но тот уровень, который сами компании перед собой ставят, он достаточно высокий, и они на этом не останавливаются», – отметил Дмитрий Артюхов.
Забота о природе здесь важна не меньше, чем сама добыча.
«Предприятием осуществляется масштабный экологический мониторинг не только Новопортовского месторождения, но и по всему следованию пути танкеров до Мурманска. Представляете, мы отбираем более шести тысяч проб земли, воды ежегодно для того, чтобы мониторить текущее состояние», – рассказал начальник департамента производственной безопасности разведки и добычи «Газпром нефти» Виктор Сорокин.
При строительстве нефтепроводов компания изучала пути миграции животных – вместе с представителями коренных народов севера были согласованы места оленьих переходов.
Немаловажная задача и восполнение водных биоресурсов – с 2015 года в акваторию Карского моря выпущено свыше 44 миллионов мальков ценной промысловой рыбы.
«Мы беспокоимся и об экологии окружающей среды, воздуха. Полезное использование газа у нас в этом году превысило уже 99 процентов», – уточнил Виктор Сорокин.
Величественный Ямал. Край вековых льдов и седого моря. Долгие годы Русский Север оставался суровым и неприступным для своих покорителей. От того столь ценно, что человек не только освоил Арктику, но и научился жить с ней в мире и согласии.