Министр санитарно эпидемиологического надзора

Министр санитарно эпидемиологического надзора ЕРВК

История санитарно-эпидемиологической службы

Врачебно-санитарное дело в России зародилось в начале XIX века и подчинялось Медицинскому департаменту Министерства полиции /впоследствии департамент МВД/. Губернские врачебные управления /городские и уездные врачи/ осуществляли судебно-медицинскую работу, борьбу с инфекционными болезнями и примитивный санитарный надзор.

В последствии встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации. Так родилась земская и городская медицина, одним из элементов которой в ряде губерний и крупных городов стали общественные санитарные организации.

Первая городская общественная санитарная организация в России возникла в Москве в 1866 году в составе 17 санитарных врачей — временная санитарная комиссия, а в 1884 году — постоянная. В Санкт-Петербурге такая комиссия была создана в 1896 году. Подобные санитарно-эпидемиологические службы формировались и в других городах России. Единой санитарно-эпидемиологической службы в дореволюционной России не было. В 1913-1914 годах в 73 городах и 40 губерниях в системе органов самоуправления имелись санитарные комиссии или санитарные бюро, занимавшиеся преимущественно статистической работой.

В становлении и развитии врачебно-санитарного дела большую роль сыграли ведущие представители отечественной медицины С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников.

С первых лет существования Советской России предпринимались попытки создания сети санэпидслужбы. С 1919 года на всей территории страны в составе отделов здравоохранения исполкомов местных Советов образовывались санитарно-эпидемиологические подотделы, методическое руководство которыми осуществляла санитарно- эпидемиологическая секция Наркомздрава РСФСР.

15 сентября 1922 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно- эпидемиологической службы.

В 1933 году постановлением ЦИК и СНК СССР в составе центральных и местных органов здравоохранения союзных республик была организована государственная санитарная инспекция, возглавляемая в каждой республике государственным санитарным инспектором — заместителем наркома здравоохранения. В 1935 году постановлением СНК СССР было утверждено положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции при СНК СССР, возглавляемой главным государственным санитарным инспектором СССР.

С 1973 года при Минздраве СССР существовали Главное санитарно-эпидемиологическое управление и Главное управление карантинных инфекций, аналогичные санитарно- эпидемиологические управления действовали в союзных республиках. Санитарно-эпидемиологическую службу возглавлял главный государственный санитарный врач СССР — заместитель министра здравоохранения СССР.

С 1991 года надзор в этой области осуществлял Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при президенте РСФСР. В 1993 году он был преобразован в Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, который просуществовал до августа 1996 года. Функции упраздненного госкомитета были переданы Минздраву, где был образован Департамент государственного санитарно- эпидемиологического надзора России.

Ныне существующая Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована 9 марта 2004 года в соответствии с указом президента РФ. Служба, помимо санитарно-эпидемиологического надзора, была наделена надзором на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Эти функции перешли к ней от Министерства здравоохранения, Министерства экономического развития и торговли и Министерства по антимонопольной политике. Изначально Роспотребнадзор был в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития, а с мая 2012 года указом президента был передан в непосредственное ведение правительства России.

Свою деятельность Роспотренадзор осуществляет непосредственно и через территориальные органы — 84 территориальных управления и 84 центра гигиены и эпидемиологии. Санитарно-карантинный контроль ведется в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 речных, 39 — на пограничных железнодорожных станциях. Кроме того, в ведении федеральной службы находятся 29 НИИ, 12 противочумных станций и более 100 организаций дезинфекционного профиля. Всего в органах и организациях Роспотребнадзора работают около 110 тыс. специалистов.

В период с 12 марта 2004 года по 23 октября 2013 года службу возглавлял Геннадий Онищенко. С 23 октября временное исполнение обязанностей главы Роспотребнадзора возложено на заместителя руководителя службы Анну Попову.

15 сентября 2022, четверг

15 сентября 2022, Санитарно-эпидемиологическая безопасность

В России появится День федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Распоряжение от 14 сентября 2022 года №2606-р

15 сентября 2022, Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Михаил Мишустин поздравил сотрудников Роспотребнадзора со 100-летием образования санитарно-эпидемиологической службы России

Видеообращение Председателя Правительства к коллективу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

19 июня 2022, воскресенье

19 июня 2022, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

Правительство продлило правила распределения тест-систем для диагностики коронавируса

Постановление от 15 июня 2022 года №1065

6 июня 2022, понедельник

6 июня 2022, Малое и среднее предпринимательство

Михаил Мишустин дал поручения по итогам заседания Правкомиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства

17 мая 2022, вторник

17 мая 2022, Экологическая безопасность. Обращение с отходами

О решениях по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления

Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко утвердила перечень поручений Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления.

12 февраля 2022, суббота

12 февраля 2022, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

Правительство выделило более 400 млн рублей на изучение генома штамма коронавируса «Омикрон»

Распоряжение от 10 февраля 2022 года №212-р

26 января 2022, среда

26 января 2022, COVID-19. Защита здоровья и безопасность граждан

Правительство утвердило постановление о возможности получения результатов экспресс-тестов на коронавирус на портале госуслуг

Постановление от 25 января 2022 года №42

21 декабря 2021, вторник

21 декабря 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Правительство направит дополнительное финансирование на расшифровку геномов коронавируса

Распоряжения от 17 декабря 2021 года №3659-р, от 21 декабря 2021 года №3743-р.

5 декабря 2021, воскресенье

5 декабря 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Правительство утвердило положение об информационной системе санитарно-эпидемиологических сведений

Постановление от 2 декабря 2021 года №2178

17 ноября 2021, среда

17 ноября 2021, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

Правительство утвердило распоряжение о проведении Международной конференции по вопросам противодействия коронавирусу

Распоряжение от 16 ноября 2021 года №3205-р

12 октября 2021, вторник

12 октября 2021, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

Правительство утвердило правила поощрения регионов, свободных от COVID-19

Постановление от 12 октября 2021 года №1730

4 октября 2021, понедельник

4 октября 2021, COVID-19. Защита здоровья и безопасность граждан

Утверждены постановления для создания в России национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов

Постановления от 30 сентября 2021 года №1668 и №1669

21 сентября 2021, вторник

21 сентября 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Правительство утвердило распоряжение о проведении международных учений по реагированию на ЧС санитарно-эпидемиологического характера

Распоряжение от 18 сентября 2021 года №2609-р

7 августа 2021, суббота

7 августа 2021

О решениях по итогам совещания о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Дальнего Востока

7 июля 2021, среда

7 июля 2021, COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции

5 мая 2021, среда

5 мая 2021

О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года

15 апреля 2021, четверг

15 апреля 2021, COVID-19. Защита здоровья и безопасность граждан

Правительство продлило временный порядок распределения тест-систем для диагностики коронавируса

Постановление от 14 апреля 2021 года №586

28 марта 2021, воскресенье

28 марта 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Правительство утвердило алгоритм межведомственного взаимодействия на случай распространения опасных инфекций

Распоряжение от 27 марта 2021 года №741-р

26 марта 2021, пятница

26 марта 2021, Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Правительство утвердило порядок предоставления данных о новых штаммах коронавируса

Постановление от 23 марта 2021 года №448

Родился 20 ноября 1950 г. в пос. Чаргын-Таш Сузакского района Ошской области Киргизской ССР (ныне Киргизская Республика).

В 1973 г. окончил санитарно-гигиенический факультет Донецкого государственного медицинского института им. М. Горького (г. Донецк, Украина; ныне Донецкий национальный медицинский университет, г. Краматорск, Украина) по специальности «гигиена, санитария и эпидемиология» (санитарный врач).

Доктор медицинских наук. Кандидатская диссертация (1995) на тему «Особенности эпидемиологии гепатита Е в климатогеографической зоне высокого риска инфицирования» была написана на материалах вспышки гепатита в 1987 г. в Ошской области Киргизии. Докторская диссертация основывалась на исследованиях и анализе массированной вспышки холеры в Дагестане в 1994 г.
Член-корреспондент Российской академии медицинских наук (РАМН; в 2013 г. объединена с Российской академией наук) с 1999 г., академик РАМН с 2002 г.
Академик Российской академии наук (2013, отделение медицинских наук). Профессор. Специалист в области эпидемиологии инфекционных болезней и особо опасных инфекций.

Трудовую деятельность начал в 1973 г. в системе Министерства путей сообщения СССР (МПС СССР) врачом-эпидемиологом, затем был главным врачом линейной санэпидстанции (СЭС) Ясиноватая Донецкой железной дороги. В 1976 г. назначен главным врачом транспортной СЭС ст. Красноармейск Донецкой железной дороги.
В 1982-1983 гг. — главный санитарный врач Московского метрополитена им В. И. Ленина.
В 1983-1987 гг. — начальник центральной санэпидстанции МПС СССР. В 1986 г. лично принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (проводил дезактивацию железнодорожной техники).
В 1987-1988 гг. — советник в отделе здравоохранения и соцобеспечения Совета министров РСФСР.
В 1988-1991 гг. — заместитель начальника Главного управления карантинных инфекций Министерства здравоохранения СССР.
С 28 декабря 1991 г. по 11 января 1993 г. занимал должность заместителя председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора при президенте РСФСР — заместителя главного государственного санитарного врача РСФСР.
С 11 января 1993 г. по 25 октября 1996 г. — заместитель председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ — заместитель главного государственного санитарного врача РФ. Пост руководителя Госкомитета в 1991-1996 г. занимал Евгений Беляев. С 1 июня по 25 октября 1996 г. Геннадий Онищенко временно исполнял обязанности председателя Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
С 25 октября 1996 г. по 12 марта 2004 г. — первый заместитель министра здравоохранения РФ — главный государственный санитарный врач РФ. Занимался вопросами окружающей среды и природопользования, экологической безопасности, генно-инженерной деятельности, государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.
В январе 2000 г. возглавил штаб, сформированный Минздравом России для воссоздания системы здравоохранения и медицинской помощи населению Чечни. Занимался контролем за расходованием бюджетных средств. В июне того же года вошел в состав Федеральной антитеррористической комиссии.
В августе 2002 г. Геннадий Онищенко был назначен координатором от Российской Федерации по выполнению программы неотложных мер государств — участников СНГ по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД.
С 12 марта 2004 г. по 23 октября 2013 г. — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), главный государственный санитарный врач РФ. Стал известен благодаря инициативам ведомства по запрету на ввоз зарубежных продовольственных товаров, ужесточению ограничительных мер в области продажи алкоголя, табака и др.
C 2005 г. по н. в. — заведующий кафедрой экологии человека и гигиены окружающей среды медико-профилактического факультета Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова (Сеченовского университета).
23 октября 2013 г. был назначен помощником председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Занимал должность до 6 октября 2016 г., покинул ее в связи с избранием в Госдуму РФ.
26 февраля 2016 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил выговор Геннадию Онищенко за нарушение закона о государственной гражданской службе в части требования к служебному поведению гражданского служащего. 21 мая того же года глава правительства снял дисциплинарное взыскание с Геннадия Онищенко.
С 2016 по 2021 г. — депутат Государственной думы РФ VII созыва. Был избран в нижнюю палату парламента 18 сентября 2016 г. от партии «Единая Россия» по Тушинскому одномандатному избирательному округу №206 (Москва). На выборах набрал 25,20% голосов, второе место в округе занял кандидат от «Яблока» Дмитрий Гудков (19,74%). С 5 октября 2016 г. был первым заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке. Входил в комиссию по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ. Член фракции «Единая Россия».
В сентябре 2022 г. в ходе выборов руководства Российской академии наук был избран членом президиума РАН (на пять лет).

Действительный государственный советник РФ I класса (1999).

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005), орденом Почета (2010), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (2006), медалью П. А. Столыпина II степени (2018). Также имеет орден Почета Республики Южная Осетия (2008).

Заслуженный врач РФ (1998). Заслуженный врач Киргизской Республики.
Лауреат Государственной премии РФ 2002 г. в области науки и техники (за разработку и внедрение в медицинскую практику новых средств специфической профилактики, диагностики и лечения сибирской язвы), премии правительства РФ 2005 г. в области науки и техники (за научное обоснование, разработку и внедрение системы защиты населения России от новых биологических угроз).

Автор и соавтор более 700 научных публикаций и пособий, в т. ч. «Сибирская язва: актуальные проблемы разработки и внедрения медицинских средств защиты», «Биологическая безопасность», «Обеспечение биологической, химической и радиационной безопасности при террористических актах», «Проблемы ликвидации полиомиелита» и др.

В студенческие годы занимался тяжелой атлетикой, кандидат в мастера спорта в полутяжелом весе.

  • Бух. отчётность
  • Тест фирм
  • Квиз:узнайте,кто вы в мире ЭДО

досье №1027700484107 от 17.03.2023

Краткое досье

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ)» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обратите внимание

Полное наименование организации: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ)» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Место нахождения: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2 к. б

Вид деятельности: Деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы (код по ОКВЭД 86.90.1)

Статус организации: некоммерческая унитарная, действующая

Организационно-правовая форма: Федеральные государственные казенные учреждения (код 75104 по ОКОПФ)

Регистрация в Российской Федерации

Организация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ)» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц 20 лет назад 23 мая 2002.

Средний возраст юридических лиц для вида деятельности 86.90.1 «Деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы» составляет 15 лет. Данная организация уже существует дольше.

Обратите внимание, ФГКУ «ГЦ ГСЭН (СПН)» МИНОБОРОНЫ РОССИИ является некоммерческой организацией, то есть извлечение прибыли для нее не является основной целью.

Также следует обратить внимание, что организация меняла название, до 05.03.2018 она называлась ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «736 ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Налоговый орган, в котором юридическое лицо состоит на учёте: Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по г.Москве (код инспекции – 7701).

Регистрационный номер в ПФР: 087108128041 от 15 июля 2014 г.

Регистрационный номер в ФСС: 773900177677201 от 16 апреля 2015 г.

Чем занимается организация, виды деятельности

Основной вид деятельности организации: Деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы (код по ОКВЭД 86.90.1).

ФГКУ «ГЦ ГСЭН (СПН)» МИНОБОРОНЫ РОССИИ имеет лицензии на право заниматься следующими видами деятельности:

Где находится ФГКУ «ГЦ ГСЭН (СПН)» МИНОБОРОНЫ РОССИИ, юридический адрес

Руководителем организации (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) с 10 февраля 2023 г. является начальник главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора специального назначения министерства обороны российской федерации Пищугин Дмитрий Юрьевич (ИНН: 753406376723).

Ранее организацией руководили:

  • (начальник главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора специального назначения министерства обороны российской федерации с 22.04.2022 до 10.02.2023 г.*)
  • (начальник центра с 27.08.2018 до 22.04.2022 г.*)
  • (начальник центра с 21.02.2014 до 27.08.2018 г.*)

Кем руководит и владеет организация (числится учредителем)

ФГКУ «ГЦ ГСЭН (СПН)» МИНОБОРОНЫ РОССИИ не значится учредителем каких-либо российских юридических лиц.

Финансы организации

Организация не применяет специальных режимов налогообложения (находится на общем режиме).

На основе данных единого государственного реестра юридических лиц прослеживаются следующие взаимосвязи лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к организации:

Хронология основных событий

Сменился руководитель: на .

Наименование организации изменено с ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «736 ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ)» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Юридический адрес – г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2 к. б.

Руководитель – .

Внесены сведения об учредителе – МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ.

Последние изменения в ЕГРЮЛ

  • 10.02.2023. Изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • 13.11.2022. Представление сведений о регистрации физического лица по месту жительства.
  • 06.06.2022. Представление лицензирующим органом сведений о предоставлении лицензии.
  • 22.04.2022. Изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • 02.04.2019. Внесение сведений о регистрации в ФСС РФ.
  • 27.08.2018. Изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • 27.07.2018. Представление лицензирующим органом сведений о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии (сведений о продлении срока действия лицензии).
  • 05.03.2018. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании заявления.
  • 20.10.2016. Представление лицензирующим органом сведений о признании лицензии утратившей силу.
  • 13.10.2016. Представление лицензирующим органом сведений о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии (сведений о продлении срока действия лицензии).

Контактная информация ФГКУ «ГЦ ГСЭН (СПН)» МИНОБОРОНЫ РОССИИ

ЕГРЮЛ не содержит в открытом доступе контактные данные организации. Если вы имеете отношение к данной фирме, мы можем добавить здесь координаты для связи с организацией – пришлите нам письмо от имени юридического лица (в такой форме).

Указана дата изменения в ЕГРЮЛ (может не совпадать с фактической).

Представленные на этой странице данные получены из официальных источников: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО), с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и Росстата. Указанные данные подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ.

Разработкой программного обеспечения и обработкой информации занимается ООО «Профсофт» (ИНН 3906992381). Используется информация только из официальных открытых источников. Если вы заметили ошибку или некорректную информацию, пожалуйста, свяжитесь с разработчиком.

Печать
MS Word

Отключить мобильную версию

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) последние полтора года находится на передовой борьбы с пандемией коронавируса. COVID-19 заставил специалистов задуматься о необходимости серьёзной модернизации всей системы предупреждения инфекционных угроз и борьбы с ними. Так, сейчас планируется внедрить в России систему анализа эпидемиологической ситуации на основе искусственного интеллекта. Новые лаборатории должны будут расшифровывать любую неизвестную инфекцию за 24 часа, а современные генетические технологии позволят создавать вакцину против новой инфекции за четыре месяца. Как изменились условия работы специалистов Роспотребнадзора, как помогает в борьбе с пандемией сотрудничество с депутатским корпусом, рассказывает глава службы Анна Попова.

— Анна Юрьевна, ваша служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России. Но захлестнувшая планету ковидная волна нанесла, прямо скажем, удар по этому благополучию. Всё ли возможное Роспотребнадзор делает для сбережения жизни и здоровья граждан страны в этих небывалых условиях?

— Сотрудники Роспотребнадзора, мои коллеги, отдавали и продолжают отдавать все свои силы и время ради сохранения самого важного на земле — человеческой жизни и здоровья. Оглядываясь назад, понимаешь, какой колоссальный путь мы прошли вместе с вами, уважаемые коллеги!

С самого начала пандемии в России мы взяли курс на реализацию стратегии опережающего реагирования. С 31 декабря 2019 года система санитарно-эпидемиологической службы работает в круглосуточном режиме. Во всех принадлежащих Федеральной службе 85 территориальных управлениях и 86 центрах гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации люди не просто работали не покладая рук, но действительно сражались с напастью, не жалея себя.

Мы выставили санитарный щит на границах страны. Не допустили завоза нового патогена из Китая. Подготовили наши организации здравоохранения. Специалисты Службы осуществляют сегодня санитарно-карантинный контроль в более чем 280 пунктах пропуска, в том числе на автомобильном транспорте, в аэропортах, на морских и речных пунктах пропуска, а также на пограничных железнодорожных станциях.

Последние два года стали беспрецедентными для развития российской науки. Учёные институтов Роспотребнадзора — а нам подведомственны 28 научно-исследовательских институтов — с первых дней пандемии обеспечивают мониторинг всех научных публикаций. Ведут масштабные национальные исследования коллективного иммунитета к новой инфекции. Наши учреждения разработали несколько тест-систем разного типа и, конечно, вакцины. В том числе созданную в новосибирском «Векторе» «ЭпиВакКорону».

В системе службы 13 противочумных станций и 39 организаций дезинфекционного профиля — на их плечи тоже легла повышенная нагрузка.

Всего в органах и организациях федеральной службы работают около 67 тысяч специалистов, и я не покривлю душою, назвав их всех героями нашего времени. Тем более что ещё несколько лет назад нас было больше 100 тысяч, но мы последовательно выполняли требования по сокращению штата.

Отдельная благодарность специалистам-практикам, которые работали в очагах, проводя эпидрасследования всех случаев инфицирования и, можно сказать, за руку вели все отрасли экономики — от малых предприятий до крупнейших градообразующих промышленных гигантов — через вызовы пандемии.

— Оглядываясь назад, какие достижения вы могли бы назвать главным успехом своего ведомства?

— Заслуженно благодаря моих коллег — эпидемиологов, инфекционистов, вирусологов и микробиологов — нельзя забывать и о труде тех, кто защищает права наших потребителей. Защиту прав потребителей считаю важнейшим направлением нашей работы.

Министр санитарно эпидемиологического надзора

Ряд отраслей — туризм, транспортные услуги, частные образовательные услуги — особенно в это пандемийное время оказались очень уязвимыми с потребительской точки зрения. В 2020 году нами как уполномоченной службой было подано почти шесть тысяч исков в защиту прав потребителей. Доля удовлетворённых исков от общего количества рассмотренных составила 95 процентов. Мои коллеги обработали свыше четырёх миллионов звонков и почти полмиллиона письменных обращений по потребительской тематике.

Министр санитарно эпидемиологического надзора

Чтобы избавить добросовестный бизнес от проверок и обеспечить при этом надлежащий уровень защиты прав потребителей на безопасный и качественный товар, уже сегодня мы используем новые инструменты. Они позволяют отслеживать движение каждой маркированной единицы от производителя до покупателя и проводить проверки только там, где есть нарушения. Маркировка является инструментом профилактики правонарушений, и уже сегодня мы видим её эффективность для снижения оборота фальсифицированной продукции.

— Это так и есть: вся работа Роспотребнадзора выстроена вокруг одной ценности — заботы о благополучии человека, его здоровье и жизни.

Но отдельная категория россиян, которая всегда в фокусе нашего внимания, — наши дети. У нас высочайшие санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения и детей, в особенности школьников.

Мои коллеги провели оценку около 37 тысяч меню школьных завтраков и обедов. В результате меню для детей откорректированы с учётом принципов здорового питания. По сравнению с прошлым учебным годом сократилось число необоснованных замен блюд в меню школьников, случаев исключения из питания детей отдельных видов продукции.

В 2020-2021 учебном году было проведено около 200 тысяч мероприятий, в том числе с оценкой несъедаемости блюд. Когда продукция готовится для детей и идёт отчёт, что 100 процентов школьников охвачены, как принято говорить, горячим питанием, потом оказывается, что значительная часть этой продукции не съедается, она выбрасывается. Выбрасываются бюджетные деньги, а дети остаются голодными, и здоровья это им не прибавляет. Поэтому мы ввели новый показатель — показатель несъедаемой школьниками пищи.

Так вот, самый лучший по стране показатель несъедаемой пищи на начало учебного года составлял 15 процентов, а в худших регионах — до 80%. То есть 8 из 10 блюд просто отправлялись в утилизацию, дети это не хотели есть.

Благодаря совместной работе, которую мы проводим с родительским сообществом, депутатским корпусом, общественными организациями, и совместным действиям в течение одного учебного года удалось сократить средние показатели объёмов несъедаемых детьми завтраков в два раза.

Министр санитарно эпидемиологического надзора

Всё это прямое влияние на жизнь и здоровье будущих поколений. Но ещё многое предстоит сделать. И очень важно, чтобы кроме контроля государственного был контроль общественный. Вот как раз совместно с депутатским корпусом мы и ведём работу по общественному контролю школьного питания.

— Кстати, о сотрудничестве с депутатским корпусом. Как бы вы оценили взаимодействие с уходящим составом Государственной Думы в разработке и принятии необходимых норм и законопроектов? Всё ли удалось сделать, что хотелось?

— Пандемия вынудила нас начать формировать для противодействия коронавирусу абсолютно новую нормативную базу. И это нам удалось сделать — благодаря усилиям моих коллег, сотрудников Роспотребнадзора, и деятельной помощи законодательной власти России.

В этих невероятно сложных условиях были приняты важнейшие документы. Роспотребнадзор издал более 500 нормативных, методических и рекомендательных документов. Для организаций различных отраслей (агропромышленный комплекс, предприятия торговли и общепита, транспорта и транспортных предприятий, строительная отрасль) разработано более 50 рекомендаций по организации работы в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

• Российские дети растолстели на удалёнке

Все медицинские организации страны работают по нашим методическим рекомендациям по лабораторной диагностике, дезинфекционным мероприятиям, противоэпидемическому режиму.

Знаковым событием для снижения угроз национальной безопасности стало принятие федерального закона о биологической безопасности. Он был принят в конце прошедшего года и уже учёл опыт реагирования на пандемию. В нём определён комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков.

Один из важнейших законов, который был принят в прошедшем году, регулирует вопросы, связанные с качеством пищевых продуктов. Он закрепляет принципы здорового питания. В развитие этого закона созданы все подзаконные акты, вся подзаконная нормативная база, и Роспотребнадзором приняты и вступили в силу с 1 января 2021 года санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения. В них также определены особенности организации питания детей — впервые снижены рекомендуемые нормы потребления соли и сахара. Ограничено применение в питании детей в организованных коллективах кондитерских и колбасных изделий как источников повышенного содержания добавленных соли и сахара. Введено требование об обязательном использовании в питании детей йодированной соли.

Ещё один масштабный блок работы — актуализация всей нормативной базы санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Роспотребнадзор с привлечением научного и практического звена провёл громадную работу по систематизации, кодификации и сокращению количества санитарных правил и гигиенических нормативов почти в 40 раз — с 414 до 11. При этом наш принцип —  здоровье человека является безусловным приоритетом — остаётся незыблемым. Более того он стал более совершенным в реализации.

Проведённая работа позволила уйти от фрагментарности разрозненных актов по узким вопросам, сформировать научно обоснованные, гармонизированные с международным опытом санитарно-эпидемиологические требования. Впервые санитарные правила дополнены специальными методическими рекомендациями, разъясняющими, как лучше всего выполнить требования санитарных правил. А для отраслей, где зачастую работают люди без специального, без гигиенического образования, — и специализированные иллюстрированные пособия.

— Это всё, безусловно, ценные и очень полезные для страны достижения. А как чувствуют себя собственно сотрудники службы? О них проявляется забота, их как-то поощряют, повышается ли как-то их мотивация, особенно в этих беспрецедентных условиях?

— Как руководитель службы с коллективом в несколько десятков тысяч человек, я понимаю, что главное — люди. Именно от их грамотности, квалификации, степени эмпатии зависит качество жизни каждого гражданина нашей страны.

За работу в пандемию государственными наградами и наградами Президента Российской Федерации отмечено больше 1600 сотрудников органов и организаций Роспотребнадзора. От всей души поздравляю тех, кто получил награды, и всем остальным хочу сообщить — ваш труд также непременно будет оценён по достоинству.

Министр санитарно эпидемиологического надзора

Уровень же зарплат примерно соответствует уровню доходов сотрудников федеральных гражданских служб. Но мы постоянно держим эту тематику в центре внимания, работаем над тем, чтобы уровень материального вознаграждения наших сотрудников рос.

— Приближаются новые выборы в Государственную Думу. Причём у будущих депутатов будет добавлено полномочий, включая в том числе и право участвовать в формировании персонального состава Правительства. А какие задачи вы планируете решать с новым составом Думы? Какую работу с депутатским корпусом считаете приоритетной, не терпящей отлагательств?

— Пандемия показала, как важно развивать санитарный щит страны. Нам нужно модернизировать инфраструктуру санитарно-эпидемиологической службы, причём как в Российской Федерации, так и в странах-партнёрах. Нужно обеспечить цифровую трансформацию процессов и сервисов, развивать современные информационно-аналитические возможности для оперативного санитарно-эпидемиологического и социально-гигиенического мониторинга.

Министр санитарно эпидемиологического надзора

В проект «Санитарный щит» мы включаем четыре взаимосвязанных направления. Они обеспечивают, во-первых, эффективное предупреждение, во-вторых — раннее выявление, в-третьих — оперативное реагирование на возникающие вызовы, в-четвёртых — плотный, эффективный контроль за всеми объектами и факторами окружающей среды.

При реализации проекта будут усовершенствованы подходы к мониторингу и анализу санитарной обстановки. Планируем внедрить информационную систему анализа эпидемиологической ситуации на основе искусственного интеллекта.

В числе инициатив «санитарного щита» — новая модель санитарно-эпидемиологического поведения и её составляющая, а именно — знания и навыки людей. Прошедший год показал, насколько актуальны коммуникации с людьми. Как важно подавать правильную, чёткую, выверенную информацию, к которой у граждан есть доверие. И огромную роль здесь играет правильная коммуникация — таргетированная, направленная на формирование нового санитарно-эпидемиологического поведения.

Крайне высок запрос россиян на информацию о безопасности среды обитания. Все результаты проводимых исследований безопасности качества воды, воздуха, мониторинга эпидемиологической обстановки и других факторов будут аккумулироваться в единой базе и станут доступны пользователям в режиме онлайн. Наша задача — создать информационный объём «на ладошке» — через смартфон.

Ещё один урок пандемии — недостаток медицинских кадров, компетентных в вопросах биологической безопасности. Для повышения качества подготовки мы планируем внедрить новые подходы к образованию в области санитарно-эпидемиологической безопасности.

Для оперативного выявления возбудителей инфекций будет развиваться национальная лабораторная инфраструктура. А наличие новых лабораторий должно позволить расшифровывать любую неизвестную инфекцию за 24 часа и начинать её исследование для скорейшей разработки средств диагностики и профилактики. И в этом же блоке мы предполагаем наконец освободиться от тех недостроенных объектов, более половины которых приходится на прошлый век. Это тоже одна из наших задач.

Пандемии неизбежны. Поэтому нужно быть готовыми к отражению угроз, и это четвёртая составляющая «санитарного щита». Мы сократим время разработки тест-систем против любой новой инфекции до четырёх дней.

В случае эпидемиологических рисков массовое тестирование любой инфекции будет достигаться за счёт созданных резервных лабораторных мощностей и мобильных лабораторий. На основе современных генетических технологий будут разработаны инструменты, которые позволят создавать вакцину против новой инфекции за четыре месяца. Реализация подходов «санитарного щита» позволит выстроить глубоко эшелонированную систему ответных мер на современные угрозы и вызовы.

Предлагаемые нами решения — это система мониторинга и реагирования на инфекционные угрозы. В центре «санитарного щита» — человек и его ожидания. И главная задача — чтобы каждый мог сказать: «Я живу в стране, свободной от эпидемий».

Пандемия не только показала правильность подходов по защите здоровья населения от эпидемических угроз, используемых в Российской Федерации, но и стала катализатором решений по дальнейшему развитию и укреплению единой вертикально интегрированной санитарно-эпидемиологической службы. Опыт Роспотребнадзора по реагированию на новую коронавирусную инфекцию был полностью учтён и при разработке Федерального закона «О биологической безопасности», подписанного президентом страны 30 декабря 2020 года.

По поручению главы государства разработана и утверждена Правительством «дорожная карта» по развитию и укреплению системы федерального санитарно-эпидемиологического надзора на 2021—2028 годы, которая включает развитие научных исследований, инфраструктуры, лабораторной сети и, конечно, кадров. Мы будем вкладываться в развитие людей, образование начиная с университетской скамьи.

Этот масштабный проект — санитарный щит — потребует актуализации множества нормативных документов, и без поддержки парламента нам не обойтись.

— Вот этот парламент нам всем и предстоит выбрать в сентябре. Будете ли сами голосовать?

— Да, как и всегда. Это не только мой долг как гражданина, но и, как Вы верно заметили, моё право повлиять напрямую на состав парламента. В том числе для максимально эффективной совместной работы. Ведь это нам, избирателям, определять, с каким депутатским корпусом предстоит работать в ближайшие годы.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля