Органы государственного пожарного надзора – структурные подразделения ФПС, созданные в целях организации и осуществления в порядке, установленном законодательством РФ, деятельности по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки.
К органам ГПН относятся:структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН;УГПН территориальных органов МЧС – региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;управления (отделы, отделения) ГПН территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);отделы (отделения, инспекции, группы) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.
Деятельность органов ГПН осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов ГПН вышестоящим.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
85 лет назад, 18 июля 1927 года, органами власти РСФСР было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре». Этот день считается днем образования госпожнадзора России.
«Положение» 1927 года — первый документ, давший начало развитию принципиально новой в мировой практике структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья граждан, сохранение материальных ценностей.
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлениями правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года «О федеральном государственном пожарном надзоре», от 21 мая 2007 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», от 1 декабря 2005 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Согласно законодательству, федеральный пожарный надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России, за исключением госпожнадзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
Структура федерального государственного пожарного надзора состоит из четырех уровней:
Федеральный уровень — Департамент надзорной деятельности МЧС России.
Региональный уровень — управления надзорной деятельности региональных центров МЧС России.
Уровень субъекта Российской Федерации — управления надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Уровень муниципального образования — территориальные подразделения государственного пожарного надзора управлений надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
По данным МЧС РФ, в органах федерального государственного пожарного надзора России проходят службу более 14 тысяч сотрудников, из них около двух с половиной тысяч — дознаватели. Ежегодно инспекторским составом проводится более 750 тысяч мероприятий по контролю, предлагается к устранению около пяти миллионов нарушений требований пожарной безопасности.
С 2004 года государственный пожарный надзор возглавляет генерал‑полковник Геннадий Кириллов.
Профессиональный праздник — День ведомственной пожарной охраны МВД России отмечается 28 мая.
В этот день в 2002 году был издан приказ МВД России № 505 «Вопросы ведомственной пожарной охраны МВД России», согласованный с МЧС России и утвердивший Положение о ведомственной пожарной охране.
28 мая 2022 года ВПО МВД России отмечает свой двадцатый день рождения.
Выражаю искреннюю благодарность всем сотрудникам ВПО ГУ МВД России по г. Москве за добросовестный труд, профессионализм и готовность решать поставленные задачи.
Сердечно поздравляю всех сотрудников ведомственной пожарной охраны ГУ МВД России по г. Москве с праздником. Желаю вам и вашим близким всего самого наилучшего — благополучия, крепкого здоровья, успехов в вашей службе на благо Отечества, исполнения всего задуманного. Желаю держать на контроле каждую вспышку, каждую искорку, любой огонёк, желаю получать невероятное счастье и верный успех за каждый прожитый день.
Не сомневаюсь, что ваш коллектив всегда будет на высоте решения стоящих перед вами задач.
В России пожарная служба является одной из самых старых государственных служб. Ещё в 1504 году, во времена правления Ивана III, в Москве была сформирована пожарносторожевая охрана.
Иван Грозный издал указ, касавшийся пожарной безопасности. Этот документ обязывал обывателей иметь в каждом жилище средства для тушения пожаров.
17 апреля (30 апреля по новому стилю) 1649 года царь Алексей Михайлович подписал указ «О Градском благочинии», который и заложил основы создания первой российской противопожарной службы. В документе был установлен строгий порядок при тушении пожаров в Москве, а пожарным дозорам было предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил обращения с огнём.
Впервые в нашей стране устанавливались нормы для должностных лиц, которые несли ответственность за обеспечение пожарной безопасности. Вторым подобным документом являлось «Уложение царя Алексея Михайловича», в котором были подробно расписаны правила обращения с огнём. За поджоги была введена уголовная ответственность. Кроме того, в нём были определены различия между умышленным поджогом и фактом неосторожного обращения с огнём.
В годы правления царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра I, были приняты важные документы — «Соборное уложение» и «Наказ о градском благочинии», которые регламентировали правила обращения с огнём, устанавливали ответственность за поджоги, организовывали наблюдение за противопожарным состоянием в городах и фактически заложили основы профессиональной пожарной охраны.
«Наказ» предусматривал также меры запретительного характера (первые противопожарные правила). Они предписывали обывателям не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости (обязательное запечатывание на лето), не держать по вечерам в доме огня, кузнецам и ремесленникам, которым нужен огонь, заниматься своими делами вдали от строений, обязательно устанавливать на крышах домов кадки с водой. «Наказ» принуждал домохозяев, живших далеко от водоёмов, копать колодцы. Объездная пожарная служба, невзирая на протесты и вопли домохозяев, ломала любые пожароопасные строения, добивалась переноса кузниц и складов с огнеопасными материалами. За неисправные печи в домах «подлые» домохозяева подлежали телесным наказаниям.
В 1907 году в Москве была установлена первая пожарная сигнализация.
Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года декретом «Об организации мер борьбы с огнём».
Часто огонь из доброй услуги превращается в сурового судью человеческой беспечности. Пожары стоят в одном ряду с такими стихийными бедствиями, как землетрясения, наводнения, ураганы, селевые потоки, лавины, оползни.
Многие, к сожалению, упорно продолжают считать пожар случайностью, которую нельзя предвидеть. Но пожар — не случайность, а скорее закономерность. Его можно и предвидеть, и предотвратить.
До 1965 года пожарная охрана являлась одной из задач вневедомственной охраны МВД СССР. Затем пожарная охрана была выведена из этой структуры.
После распада Союза ССР, в начале 90х годов, система МВД России претерпела значительные изменения. Они коснулись и пожарной охраны.
Ухудшение экономической обстановки в стране, политическая нестабильность ослабили внимание всех звеньев госаппарата и хозяйственных руководителей к проблемам пожарной безопасности. Реальные потери от пожаров резко возросли. Изза ослабления противопожарной пропаганды у многих притупилась бдительность. Люди растеряли накопленный опыт и умение ориентироваться в элементарных ситуациях, не говоря уже о более сложных проблемах — например, при пожарах в многоэтажных зданиях.
На многих предприятиях (организациях) отсутствовали первичные средства пожаротушения, пожарные извещатели. В условиях рыночных отношений значительно ухудшилось материальнотехническое обеспечение подразделений пожарной охраны.
9 ноября 2001 года по Указу Президента РФ № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба была передана в состав МЧС России. Однако необходимость содержания объектов ГУВД в надлежащем противопожарном состоянии с целью предупреждения возникновения пожаров осталась.
Приказом МВД России от 01 августа 2002 года № 718 создаются инспекции пожарной безопасности (ИПБ) в подразделениях системы МВД России.
ИПБ были созданы в каждом УВД по административным округам г. Москвы, в которых в разное время трудились сотрудники — В.Н. Ануфриева, М.В. Афанасьев, Д.Б. Бороновский, И.А. Бортникова, Ю.С. Бортняк (Гвоздева), Д. Грачёв, Е.В. Дейков, Д.И. Егоров, А.Д. Ергашев, А.С. Ефремушкин, В.А. Жинжик, В.В. Зверев, Г.М. Игнатов, П.О. Каплевский, А.А. Квардаков, Е.В. Коваленко, А.В. Козлов, С.К. Кузнецов, А.Н. Кутявин, Н.С. Лазарева, А.В. Литов, Л.И. Мартысюк, Д.А. Меллер, Д.А. Мисяутов, А.В. Михайловский, А.В. Мишустин, Р.В. Молчанов, А.Н. Пилипенко, С.В. Поликанин, А.М. Пономарёв, Д.В. Рогов, Т.Ю. Старкова, М.Г. Тасалов, В.В. Толкунов, А.Н. Фатькин, В.А. Харченко, А.Г. Чичеров, В.И. Шевчук, А.А. Юрковский и другие.
Приказом ГУВД Москвы от 16 октября 2002 года № 515 утверждено штатное расписание Инспекции пожарной безопасности ГУВД Москвы.
Общая численность сотрудников ВПО МВД России в ГУВД г. Москвы в год создания составляла 36 человек.
При формировании ВПО МВД России в ГУ МВД России по г. Москве возглавлял Александр Михайлович Жидков.
После А.М. Жидкова на протяжении более 10 лет начальником Инспекции пожарной безопасности был Валерий Анатольевич Гордиенко, который ранее работал в 3м РОГПН УГПС ЦАО г. Москвы и курировал вопросы пожарной безопасности ГУВД г. Москвы.
У истоков создания ИПБ ГУВД г. Москвы стояли Евгений Викторович Иванов, Инна Александровна Бортникова, Сергей Викторович Поликанин.
При формировании ИПБ ГУВД г. Москвы сотрудникам пришлось начинать «с чистого листа». Нормативной базы не было. Многие формы и образцы документов приходилось копировать в УГПС г. Москвы. Компьютеров в достаточном количестве в подразделениях ГУВД не имелось. Документы разрабатывались и печатались на пишущих машинках.
С момента создания ВПО МВД России в ГУ МВД России по г. Москве не раз меняла своё название и организационноштатную структуру: с октября 2002 по апрель 2015 года — Инспекция пожарной безопасности (ИПБ), с апреля 2015 по февраль 2016 года — 8й отдел (по обеспечению пожарной безопасности), с февраля 2016 года по настоящее время — 8й отдел (по организации и контролю за соблюдением требований пожарной безопасности).
В первые годы ИПБ подчинялась начальнику главка, затем вошла в состав ЦМТиХО. В результате инспектирования Министерством внутренних дел РФ в 2014 году ИПБ вошла в структуру УОТО и в дальнейшем была переименована в 8й отдел.
Наконец, в год 20летия создания ведомственной пожарной охраны МВД России в целях организационноштатного обеспечения федерального государственного пожарного надзора образовывается Инспекция пожарного надзора ГУ МВД России по г. Москве с подчинением начальнику главка.
Сотрудники ВПО МВД России в ГУ МВД России по г. Москве осуществляют надзор за противопожарным состоянием более чем 1500 объектов: структурных подразделений главка, подразделений УВД по АО столицы, УВД на Московском метрополитене, участковых пунктов полиции. Наряду с этим они контролируют соблюдение обязательных требований пожарной безопасности на строящихся и реконструируемых объектах ГУ МВД России по г. Москве, в служебном автотранспорте.
А в 2016 году в состав ГУ МВД России по г. Москве вошли и новые объекты Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы РФ, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 были упразднены.
Необходимо подчеркнуть, что решение вопросов пожарной безопасности на объектах системы ГУ МВД России по г. Москве связано не только с обеспечением безопасности повседневной деятельности сотрудников (работников, федеральных государственных гражданских служащих) органов внутренних дел, но также посетителей, доставленных, задержанных и т. д., то есть широкого круга граждан, которые по тем или иным причинам оказались на территории подведомственных объектов.
В настоящее время подразделением ВПО МВД России с системе ГУ МВД России по г. Москве является 8й отдел (по организации и контролю за соблюдением требований пожарной безопасности) Управления организации тылового обеспечения, в котором служат Алексей Сергеевич Бердников, Юрий Игоревич Гармаш, Дарья Анатольевна Кочнева, Владимир Алексеевич Митрюхин, Артём Владимирович Саликов, Алексей Витальевич Улановский, Олег Анатольевич Хрусталёв, Наталья Ивановна Шутова.
С целью повышения квалификации для осуществления ведомственного пожарного надзора на объектах системы ГУ МВД России по г. Москве сотрудники 8го отдела УОТО проходят обучение в ФГКОУ ВО «ВосточноСибирский институт МВД России» (г. Иркутск).
Совместно с ГУ МЧС России по г. Москве систематически проводятся пожарнотактические учения с привлечением специальной техники на зданиях системы ГУ МВД России по г. Москве.
За 20летний отрезок времени проведена огромная работа по содержанию объектов системы ГУ МВД России по г. Москве в надлежащем противопожарном состоянии. Практически ушли в историю нарушения режима курения. В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака, предупреждения возникновения пожара от курения в неустановленных местах установлен запрет курения табака и использование курительных изделий на отдельных территориях, в зданиях, помещениях (в том числе в участковых пунктах полиции), в автотранспорте системы ГУ МВД России по г. Москве.
Личный состав ведомственной пожарной охраны ГУ МВД России по г. Москве широко применяет методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных норм и правил устраняются в ходе обследований и проверок. Большое внимание при этом обращается на выполнение режимных мероприятий, не требующих больших материальных затрат. Характерно, что в последние годы отмечается отсутствие количества пожаров, происходящих по вине сотрудников (работников, федеральных государственных гражданских служащих). Это свидетельство активной работы ВПО МВД России в ГУ МВД России по г. Москве.
Анатолий ТИХАНОВ, фото из архива автора
МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/. МВД России разработало документ о пожарном надзоре после изменений в постановление правительства о федеральном государственном пожарном надзоре, которые обязывают МВД и Росгвардию осуществлять контроль исключительно за своими объектами. Об этом ТАСС сообщили в пресс-центре МВД России.
«В 2018 году внесены изменения в постановление правительства РФ «О федеральном государственном пожарном надзоре», регулирующие вопросы организации и осуществления отдельными федеральными органами исполнительной власти государственного пожарного надзора на подведомственных объектах. Таким образом, подготавливаемые изменения в положение о Министерстве внутренних дел РФ позволят МВД России организовать федеральный государственный пожарный надзор на объектах, находящихся в ведении МВД», — сказал собеседник.
Продолжение истории после рекламы
По его словам, изменения не затрагивают вопросов пожарного надзора на объектах, не входящих в систему МВД.
Ранее сообщалось, что МВД России с сентября 2019 года будет заниматься надзором за противопожарным состоянием своих объектов. Согласно этим же изменениям, у Росгвардии также будут функции пожарного надзора исключительно на своих объектах.
Общий государственный пожарный надзор за объектами в РФ осуществляет МЧС России.
Введение. Статистика, причины и последствия пожаров. Основные причины пожаров. Задачи пожарной профилактики. Законодательная база в области пожарной безопасности. Основные положения.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»). Система обеспечения пожарной безопасности. Права, обязанности, ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности.
Виды пожарной охраны. Федеральная противопожарная служба. Государственный пожарный надзор, структура. Права и обязанности, виды административно-правового воздействия за нарушение и невыполнение правил и норм пожарной безопасности.
ВНИМАНИЕ! При изучении данной темы следует учитывать, что деятельность по обеспечению пожарной безопасности детально регламентируется действующим законодательством, которое в рамках проводимых реформ активно изменяется, поэтому рекомендуется положения нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности уточнять в актуальных редакциях.
Введение
Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.
В Российской Федерации в ежегодно фиксируют более 130 тысяч пожаров, в результате которых гибнут более 8 тысяч человек, общие потери составляют более 100 млрд. рублей. Основные причины и объекты пожаров представлены на рисунке ниже.
Наиболее важной и очевидной проблемой пожарной безопасности, подлежащей разрешению, наряду с повышением эффективности действий подразделений пожарной охраны различных видов, является также повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара. Правильная и своевременная работа в этом направлении должна иметь важный социально-экономический эффект в виде добровольного и всестороннего соблюдения требований пожарной безопасности как лично гражданами, так и предприятиями, учреждениями и организациями в рамках служебной или общественной деятельности.
Особая роль в этом процессе отводится руководителям и лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности организаций, которые не только формируют политику организации в области обеспечения пожарной безопасности, разрабатывают и реализуют меры пожарной безопасности для конкретного предприятия, но также имеют право самостоятельно обучать остальных работников этого предприятия мерам пожарной безопасности в рамках противопожарных инструктажей.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Удовлетворение потребности в самосохранении, в защите от пожарной опасности реализуется путем осуществления комплекса различных мер, адекватных угрозе, которые составляют систему обеспечения пожарной безопасности.
Существуют различные определения термина «Система» (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение; сочетание), согласно одному из них — это «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство». В СОПБ такими элементами являются:
— органы государственной власти,
— органы местного самоуправления,
— граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
— Президент Российской Федерации,
— Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
— Правительство Российской Федерации,
— суды Российской Федерации.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Полномочия (права) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Организация в рассматриваемом контексте — это, как правило, группа людей, работающих совместно (осуществляющих деятельность), во главе с руководителем и выполняющих определенные планы. К сожалению, не существует четких определения и классификации организаций, они могут быть государственными, частными, общественными, коммерческими и некоммерческими, производственными, военными, культурными, страховыми и т.п.
Последними в перечне элементов СОПБ названы граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таковым, несомненно, относятся:
— руководители и должностные лица органов государственной власти,
— руководители и должностные лица органов местного самоуправления,
— руководители и должностные лица организаций,
— граждане, осуществляющие деятельность без образования юридического лица,
— сотрудники (работники) пожарной охраны,
— работники организаций, осуществляющих производство пожарно-технической продукции, продукции общего назначения, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в области пожарной безопасности,
— работники организаций, осуществляющих работы (оказывающих услуги) в области пожарной безопасности,
— сотрудники (работники) научно-исследовательских и образовательных учреждений пожарно-технического профиля и т.д.
Очевидно, что представленный перечень граждан, принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, далеко не полон. По нашему мнению, речь должна идти обо всех гражданах Российской Федерации, равно как и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как каждый из них обязан применять (исполнять) требования пожарной безопасности, что фактически относит их к элементам СОПБ.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности
Одним из важнейших свойств любой системы является ее целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов. Для СОПБ в Российской Федерации такой целью (что следует из определения) является обеспечение пожарной безопасности, то есть обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 2 № 69-ФЗ).
Цель СОПБ определяет ее функции, к основным из которых относятся (ст. 3 № 69-ФЗ):
— нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
— создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
— разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
— реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
— проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
— содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
— научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
— информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
— осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
— производство пожарно-технической продукции;
— выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
— лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — подтверждение соответствия);
— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
— учет пожаров и их последствий;
— установление особого противопожарного режима;
— организация и осуществление профилактики пожаров.
Полномочия основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности
Осуществление функций СОПБ реализуется через наделение элементов системы специальными полномочиями (помимо прочих), правами и обязанностями. При этом полномочиями наделены органы государственной власти, правами и обязанностями – организации и граждане.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся (ст. 16 № 69-ФЗ):
— разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;
— разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;
— участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
— формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;
— создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;
— организация и проведение федерального государственного пожарного надзора;
— организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;
— утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;
— установление общих принципов подтверждения соответствия;
— создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;
-осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
— организация ведомственного пожарного надзора на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
— подготовка утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;
— разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
В 2012 году правительство Российской Федерации утвердило такой правовой акт (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390) — Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в связи с чем утратили силу Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03).
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности, предусмотренные № 69-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указами Президента Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся (ст. 18 № 69-ФЗ):
— нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
— организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
— разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
— организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
— разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
— осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними;
— осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
— создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
— организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
— утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации;
— оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся (ст. 19 № 69-ФЗ):
— создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
— создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
— оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
— организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
— принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
— включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
— оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
— установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся (ст. 19 № 69-ФЗ):
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные № 69-ФЗ, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.
В области пожарной безопасности граждане (ст. 34 № 69-ФЗ):
— имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны;
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности (ст. 37 № 69-ФЗ):
Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».