1. Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.
10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.
19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
Органы государственного архитектурно-строительного надзора
—PAGE_BREAK— госархстройнадзора проходят в порядке, установленном Госстроем России, профессиональную аттестацию, по результатам которой им присваивается звание «Государственный строительный инспектор Российской Федерации», выдается нагрудный знак, удостоверение и квалификационный аттестат по установленной форме.(8)
Государственный архитектурно-строительный надзор распространяется на все возводимые на территории Российской Федерации объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты военной инфраструктуры, на предприятия (производства), осуществляющие выпуск строительных материалов, конструкций и изделий, независимо от источников финансирования и назначения строящихся зданий и сооружений, а также от гражданства, государственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм участников строительства.(6)
Инспекции госархстройнадзора осуществляют выборочные проверки за качеством строительства работ, строительных материалов, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций. Сама же проверка проводится в следующих случаях: строительство завершено и требуется провести проверку и удостовериться в том, что данная работа (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) были проведены должным образом, без нарушения строительных норм и правил; органы госархстройнадзора получают извещение от лица, осуществляющего строительство в случае возникновения аварийной ситуации, извещение о завершении работ, также если срок окончания работ не совпадает с указанным в программе проведения проверок; в случае обращения граждан (физических, юридических лиц, органов местного самоуправления) о необходимости проведения проверки на объекте. (1, с 53-55)
Если строительство, либо производство строительных материалов на территории Российской Федерации ведёт иностранная фирма или предприятие, инспекции Госархстройнадзора используют всю полноту предоставленных им полномочий и функций, как для российских предприятий. Но существуют исключения в действиях госархстройнадзора, если иные пункты предусмотрены и прописаны в международном договоре.(3)
Инспекции госархстройнадзора имеют право применять установленные законодательством меры административного воздействия, например штрафные санкции за нарушения норм и государственных стандартов в области строительства; на беспрепятственный доступ на все подконтрольные объекты строительства и предприятия по выпуску строительных материалов, на территории Российской Федерации. Также органы госархстройнадзора могут привлекать независимых экспертов, хозрасчетные центры, посреднические фирмы, другие организации для получения заключений по вопросам, находящимся в компетенции инспекций госархстройнадзора; приостанавливать выпуск, реализацию, а также применение потребителями строительных материалов, изделий и конструкций при выявлении нарушений государственных стандартов и технических условий или поврежденных в процессе транспортировки, хранения, монтажа. Производство строительно-монтажных работ с грубыми нарушениями норм и правил, а также утвержденных проектных решений, которые влекут за собой снижение характеристик прочности и устойчивости, а также в случае угрозы аварий зданий и сооружений будет приостановлено, либо произойдёт аннулирование лицензии: в установленном порядке будут направлены в соответствующие лицензионные центры представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление строительной деятельности предприятий, которые систематически допускают грубые нарушения требований проектов и нормативно-технической документации. Органы госархстройнадзора участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов, сообщать в соответствующие органы о фактах нарушения установленного организационно-правового порядка строительства, в том числе правил приемки объектов в эксплуатацию, вносить предложения по совершенствованию проектно-сметной документации, а также давать обязательные для исполнения предписания по исправлению допущенных в проектных решениях ошибок и нарушений.(6)
Главными задачами органов Госархстройнадзора являются: обеспечение участниками строительства соответствия возводимых зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий и конструкций нормативно-технической и проектной документации; организационно-правового порядка осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных объектов.(1,61-62)
При проведении проверки органы госархстройнадзора осуществляют следующие действия:
1) Ознакамливаются с документами, связанными с выполнением работ, которые им предоставляет лицо, осуществляющее строительство;
2) Проводят визуальный осмотр выполненных работ;
3) Оформляют результаты проведения проверки;
4) В случаях обнаружения вышеперечисленных нарушений, осуществляют действия направленные на привлечение лица к административной ответственности.(9)
Из истории развития органов государственного архитектурно-строительного надзора можно понять, что контроль в области строительства был востребован во все времена и это обоснованно. Строительство-это большая самостоятельная, быстро развивающаяся отрасль, от которой зависят и жизнь людей и развитие страны, и даже просто облик, ведь мы очень часто приезжая из других стран восхищаемся именно архитектурой, а также много других факторов. Ели не будет органов государственного архитектурно-строительного надзора, что же это получится за беспорядок? Все начнут строить, где захотят и как захотят, и далеко не все смогут быть привлечены к ответственности за нарушение норм и правил строительства. Просто будет некому осуществлять контроль в данной области. Грубые ошибки строительства будут выявлены, либо в результате жалоб граждан, либо после обрушения здания. Также не будет чёткого зонирования, в городах с таким активным развитием строительства возникнет просто хаос, соблюдение норм и правил отойдёт на второй план и в суде даже грамотному, разностороннему, но далёкому от строительства юристу будет трудно доказать нарушение. Можно сделать вывод, что значение для городов, областей, страны и даже жизни простых граждан таких органов, как госархстройнадзор велико и должно играть значительную роль в строительной отрасли.
2.3.Структура и функции органов государственного архитектурно-строительного надзора.
Система государственного архитектурно-строительного надзора, как и любой орган управления федерального значения имеет свою структуру.
Структура государственного архитектурно-строительного надзора включает в себя:
1) Инспекции госархстройнадзора соответствующих органов государственного управления республик в составе Российской Федерации;
2) Инспекции Госархстройнадзора соответствующих органов государственного управления автономных республик, областей и округов;
3) Инспекции госархстройнадзора соответствующих органов государственного управления краев, областей, городах Москва и Санкт-Петербург;
4) Инспекции госархстройнадзора соответствующих органов управления городов и районов.(7)
По согласованию с местными органами власти инспекции госархстройнадзора в городах и районах могут являться подразделениями соответствующих вышестоящих инспекций госархстройнадзора.
В городах и других поселениях, где не созданы местные органы архитектурно-строительного надзора, их функции выполняют соответствующие органы архитектуры и градостроительства.(2)
Основными задачами органов госархнадзора московской области являются: осуществление государственного надзора за соблюдением строительных норм и правил, градостроительной и другой нормативно — технической документации в области строительства и промышленности строительных материалов, а также за организационно — правовым порядком строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Органы госархнадзора Московской области имеют следующие права:
— посещать все объекты строительства и предприятия по производству строительных материалов, изделий и конструкций; давать обязательные для исполнения участниками строительства и изготовителями строительных материалов, изделий конструкций предписания об устранении допущенных нарушений организационно — правового порядка, градостроительных регламентов, архитектурной, проектной и нормативно — технической документации.
-привлекать установленным порядком любые независимые организации для подготовки заключений и принятия решений по вопросам, находящимся в компетенции госархстройнадзора.
— требовать от подрядчика, заказчика, изготовителя строительных материалов изделий и конструкций выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений проведения необходимых лабораторных и других испытаний съемок и замеров.
— приостанавливать выпуск и применение строительных материалов, изделий и конструкций при выявлении нарушений государственных стандартов и другой нормативно — технической документации, допущенных при производстве, или повреждений, полученных в процессе их транспортировки и хранения.
— приостанавливать производство строительно — монтажных работ при обнаружении нарушений организационно — правового порядка, градостроительных регламентов, архитектурных и проектных решений, строительных норм и правил, других нормативных документов.
— направлять в соответствующие лицензионные органы (организации) представления о приостановлении действия лицензии на осуществление строительной деятельности.
— давать участникам строительства обязательные для исполнения предписания по исправлению допущенных в рабочей документации и при строительстве объекта недвижимости ошибок и отступлений от утвержденного проекта, градостроительных регламентов,
архитектурно — планировочного задания, а также вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектной документации.
— проводить учебу, совещания, семинары, конференции по вопросам госархстройнадзора.
— участвовать в разработке и согласовании технических условий и нормативных актов, относящихся к компетенции госархстройнадзора, вносить предложения по совершенствованию нормативных требований, методических и других руководящих материалов по строительной деятельности.
— осуществлять в установленном порядке регистрацию и выдачу разрешений на строительно — монтажные работы всех объектов.
— Осуществлять выборочные проверки выполняемых
строительно- монтажных работ и изготовляемых строительных материалов, изделий и конструкций на соответствие их утвержденной нормативно —
технической и проектной документации, проведения участниками строительства своевременных и качественных испытаний, съемок изамеров, ведения необходимой исполнительной документации.
— готовить заключения о готовности объектов к приемке в эксплуатацию и участвовать в работе приемочных комиссий.
— рассматривать дела и привлекать к административной ответственности должностных и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности за правонарушения в области строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций в порядке и пределах, установленных законами Российской Федерации и Московской области.
— участвовать в работе комиссий по расследованию причин аварий строящихся и законченных строительством зданий и сооружений согласно действующему порядку.
— представлять в установленном порядке соответствующие отчетные данные и информацию, относящуюся к деятельности госархстройнадзора.(3,4)
Основными задачами органов госархстройнадзора области являются:
обеспечение надзора за соблюдением участниками строительства обязательных требований строительных норм и правил, государственных стандартов и территориальных строительных норм, выполнением градостроительной и другой нормативно-технической документации в области строительства и промышленности строительных материалов с целью защиты прав и интересов потребителей строительной продукции и продукции промышленности строительных материалов, а также обеспечение надзора за выполнением участниками строительства организационно-правового порядка строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Основные права и обязанности органов госархстройнадзора области являются:
— посещать в установленном законом порядке объекты строительства и предприятия по производству строительных материалов, изделий и конструкций на территории области.
— давать заключения о готовности законченных строительством объектов к приемке в эксплуатацию и участвовать в работе приемочных комиссий.
— выдавать обязательные для исполнения всеми участниками строительства объектов недвижимости и производителями строительных материалов, изделий и конструкций предписания об устранении допущенных нарушений проектной или другой нормативно-технической документации, организационно — правового порядка строительства.
— привлекать любые независимые организации для подготовки заключений по вопросам, находящимся в компетенции госархстройнадзора.
— требовать от подрядчика, заказчика, изготовителя строительных материалов, изделий и конструкций выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов, проведения необходимых лабораторных и других испытаний, съемок и замеров.
— приостанавливать выпуск, реализацию и применение строительных материалов, изделий и конструкций при выявлении нарушений обязательных требований государственных стандартов и другой нормативно-технической документации, допущенных при их производстве, или повреждений, полученных в процессе их транспортировки и (или) хранения.
— приостанавливать производство строительно-монтажных работ при обнаружении нарушений организационно-правового порядка строительства, обязательных требований проектных решений, строительных норм и правил, других нормативных документов.
— направлять в лицензионные органы представления с соответствующим обоснованием о приостановлении или аннулировании действия лицензий на осуществление строительной деятельности.
— вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-сметной документации, а также давать обязательные для исполнения предписания по исправлению допущенных в проектах ошибок.
— составлять протоколы о правонарушениях в области строительства в соответствии с действующим законодательством.
— рассматривать дела о правонарушениях в области строительства и налагать штрафы на юридических и физических лиц независимо от форм собственности, а также привлекать к административной ответственности должностных лиц за нарушения в области строительства и градостроительства, промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством области в которой осуществляется проверка.
— запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для исполнения должностных обязанностей и принятия решений информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, должностных, юридических и физических лиц.
— получать от участников строительства при проведении выборочных проверок всю необходимую производственную, исполнительную, проектную и технологическую документацию. продолжение
—PAGE_BREAK—