Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраны, охраны и использования земель и статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Особенности организации и проведения проверок на соответствие требованиям земельного законодательства (действующая редакция)

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689, государственный земельный надзор осуществляется 3 уполномоченными органами: Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (Росреестр) осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного  об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения  о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного  по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Росприроднадзор) осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

д) выполнения иных требований земельного  по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (Россельхознадзор) осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:

а) выполнения в соответствии с Федеральным  «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

в) выполнения иных требований земельного  по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Какие органы осуществляют государственный земельный надзор?

Контроль
и надзор за использованием и охраной
земель – деятельность
компетентных органов по проведению
мероприятий
по контролю за соблюдением земельного
законодательства, требований охраны и
использования земель организациями,
их руководителями, должностными лицами,
а также гражданами.

Виды
контроля за использованием и охраной
земель:


государственный земельный надзор;


муниципальный земельный контроль;


общественный земельный контроль;


производственный земельный контроль.

Государственный
земельный надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти согласно их
компетенции в соответствии с
законодательством РФ.

Органы,
уполномоченные на осуществление
государственного земельного контроля:


Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования и ее территориальные
органы;


Федеральная служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору и ее территориальные
органы.

Предметом
государственного
земельного контроля является соблюдение
земельного законодательства, требований
охраны и использования земель организациями
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, их руководителями,
должностными лицами, а так же гражданами
в части:

1) выполнения
требований земельного законодательства
о недопущении самовольного занятия
земельных участков, самовольного обмена
земельными участками и использования
земельных участков без оформленных на
них в установленном порядке
правоустанавливающих документов, а так
же без документов разрешающих осуществление
хозяйственной деятельности;

2) соблюдения
порядка переуступки права пользования
землёй;

3) выполнения
требований земельного законодательства
об использовании земель по целевому
назначению и выполнении обязанностей
по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому
назначению;

4) выполнения
требований о наличии и сохранности
межевых знаков границ земельных участков;

5) соблюдения
порядка предоставления сведений о
состоянии земель;

6) исполнения
предписаний по вопросам соблюдения
земельного законодательства и устранения
нарушений в области земельных отношений;

7) выполнения
иных требований земельного законодательства
по вопросам использования и охраны
земель в пределах установленной сферы
деятельности Росреестра.

Конечным
результатом
исполнения государственной функции
является выявление и пресечение нарушений
организациями независимо от их
организационно-правовых форм собственности,
их руководителями, должностными лицами,
а так же гражданами нормативных правовых
актов Российской Федерации, контроль
за соблюдением которых входит в
компетенцию Росреестра (его территориальных
органов) путем применения мер,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.

Муниципальный
земельный контроль:
за использованием земель на территории
муниципального образования осуществляется
органами местного самоуправления или
уполномоченными ими органами.

Муниципальный
земельный контроль за использованием
земель на территории муниципального
образования осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и в порядке, установленном нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления

Общественный
земельный контроль:
осуществляется органами территориального
общественного самоуправления, другими
общественными организациями
(объединениями), гражданами за соблюдением
установленного порядка подготовки и
принятия исполнительными органами
государственной власти и органами
местного самоуправления, решений,
затрагивающих права и законные интересы
граждан и юридических лиц, а также за
соблюдением требований использования
и охраны земель.

Производственный
земельный контроль:
осуществляется собственником земельного
участка, землепользователем,
землевладельцем, арендатором земельного
участка в ходе осуществления хозяйственной
деятельности на земельном участке.

Задача
производственного земельного контроля
— обеспечение исполнения действующего
земельного и иных отраслей законодательства,
соблюдение установленных требований
по использованию и охране земель,
выполнения соответствующих программ
и мероприятий в деятельности конкретной
организации, т.е. с учетом конкретных
условий (состояния земель, цели и
технологии их использования и т.п.).

Контроль
за использованием и охраной земель
осно­ван на ЗК РФ и Положении о
государственном земель­ном контроле
(утв. постановлением Правительства РФ
от 15 ноября 2006 г. № 689).

Контроль
за использованием и охраной земель
включа­ет
деятельность органов государственной
власти и орга­нов местного самоуправления,
которая заключается в осу­ществлении
проверок состояния земель, выполнении
мероприятий по рациональному использованию
и охра­не земельных участков и
соблюдении земельного законо­дательства,
а также в принятии мер по предотвращению
и пресечению нарушений земельного
законодательства.

Осуществляют
государственный земельный контроль за
охраной и использованием любых земель
независимо от це­левого назначения
и форм собственности Росреестр и его
территориальные органы. При осуществлении
контроля они взаимодействуют с
Министерством природных ресурсов и
экологии РФ, Министерством сельского
хозяйства РФ и дру­гими органами
исполнительной власти на уровне РФ,
субъек­тов РФ, муниципальных образований,
а также с организаци­ями, общественными
объединениями и гражданами.

Положением
о государственном земельном контроле
определяются полномочия
контролирующих
органов. Они заключаются:

  • получении
    информации, касающейся состояния
    зе­мель;
  • привлечении
    специалистов при необходимости
    за­ключения компетентных органов
    управления;
  • вынесении
    предписаний об устранении допущенного
    правонарушения и др.

Росреестром
и его органами осуществляется
государ­ственный контроль за соблюдением
предприятиями, учреж­дениями,
организациями и гражданами земельного
законода­тельства, а также установленного
режима использования земельных участков
в соответствии с их целевым назначени­ем.
Земельный контроль не допускает
самовольного занятия земельных участков,
а также предусматривает предоставле­ние
сведений о наличии, состоянии и
использовании земель­ных угодий.

  • контроль
    (в соответствии со своей компетенцией);
  • проверка
    и экспертиза изменения качественного
    со­стояния земель и функционального
    зонирования го­родов и других
    поселений;
  • устранение
    нарушений земельного законодательства;
  • внесение
    предложений о консервации деградирован­ных
    и загрязненных земель;
  • информирование
    населения о состоянии земельного фонда.

При
решении вопросов земельного контроля
функции специально уполномоченных
органов строго разграничены, чтобы не
происходило дублирование в работе и
обеспечива­лась согласованность
контрольных действий и мероприятий.

Процесс
контроля заключается
в проверках, проводимых в соответствии
с планами, утвержденными в установленном
порядке, на основании предписания или
распоряжения ру­ководителя органа,
осуществляющего государственный
зе­мельный контроль, с соблюдением
прав и законных интере­сов граждан и
организаций.

Государственный
земельный контроль осуществ­ляется
в форме проверок, проводимых в соответствии
с планами, утвержденными в установленном
порядке, на основании предписания или
распоряжения руководителя органа,
осуществляющего государственный
земельный контроль.

Плановые
проверки в отношении каждого земельного
уча­стка принято проводить не чаще
одного раза в два года. Вне­плановые
проверки проводятся для проверки
исполнения предписаний об устранении
ранее выявленных нарушений земельного
законодательства, если государственными
ин­спекторами по использованию и
охране земель обнаружива­ется
достаточно данных, указывающих на
наличие земельных правонарушений, или
в случае получения от органов
госу­дарственной власти, органов
местного самоуправления, юри­дических
лиц и граждан документов и иных
доказательств, свидетельствующих о
наличии признаков нарушений земель­ного
законодательства.

Государственный
земельный контроль проводят
властные органы:

  • органы
    исполнительной власти субъектов РФ,
    веда­ющие вопросами земельного
    контроля;
  • территориальные
    органы Федерального агентства по
    управлению федеральным имуществом;
  • территориальные
    органы Федеральной службы по надзору
    в сфере здравоохранения и социального
    раз­вития;
  • территориальные
    органы Федеральной службы по надзору
    в сфере природопользования;
  • территориальные
    органы Федеральной службы по ве­теринарному
    и фитосанитарному надзору;
  • иные
    заинтересованные федеральные органы
    испол­нительной власти.

Государственный
правовой контроль проводят:

  • Росреестр
    осуществляет контроль за состоянием
    всех земель независимо от форм
    собственности и целево­го использования;
  • Федеральная
    служба по надзору в сфере природо­пользования
    осуществляет соблюдение экологичес­ких
    норм при использовании земельных
    участков;
  • Федеральная
    служба по ветеринарному и фитосани­тарному
    надзору осуществляет надзор за
    соблюдени­ем санитарно-гигиенических
    норм при использовании земельных
    участков.

Полномочия
контролирующих
органов определены Положением о
государственном земельном контроле:

  • получение
    информации, касающейся состояния
    зе­мель;
  • привлечение
    специалистов при необходимости
    заклю­чения компетентных органов
    управления;
  • вынесение
    предписаний об устранении допущенно­го
    правонарушения и др.

Производственный
земельный
контроль могут проводить собственники
земельного участка, землепользователи,
земле­владельцы, арендаторы земельных
участков в процессе хозяй­ственной
деятельности на земельном участке.
Контроль испол­нения требований
производственного контроля осуществляется
путем запросов сведений о мероприятиях
по повышению пло­дородия и качества
земли. Пользователь земельного участка
обязан предоставить сведения об
организации производствен­ного
земельного контроля в специально
уполномоченный на это орган государственного
земельного контроля.

Муниципальный
контроль
за использованием земель на территории
муниципального образования осуществ­ляют
органы местного самоуправления или
уполномо­ченные ими органы в соответствии
с земельным законодатель­ством. Данный
контроль осуществляется в соответствии
с российским законодательством и в
порядке, который уста­навливается
нормативными правовыми актами органов
мест­ного самоуправления.

Органами
местного самоуправления считаются как
выбор­ные органы, так и выборные
должностные лица местного са­моуправления,
избираемые гражданами на территориях,
где осуществляется местное самоуправление
в соответствии с действующим
законодательством.

При
осуществлении муниципального земельного
контро­ля должны выполняться задачи:

  • выявление
    и предупреждение земельных правонару­шений,
    предусмотренных действующими законами;
  • осуществление
    контроля за исполнением действующих
    нормативных правовых актов органов
    местного само­управления, регулирующих
    земельные отношения;
  • осуществление
    контроля за исполнением условий
    до­говоров аренды земельных участков,
    безвозмездного срочного использования,
    заключенных с юридиче­скими и
    физическими лицами на основании решений
    органа местного самоуправления.

Муниципальный
земельный контроль осуществляется по
направлениям:

  • принятие
    мер к устранению этих нарушений в части
    эффективного использования земель;
  • участие
    в подготовке нормативных актов,
    касающих­ся использования земель;
  • внесение
    в установленном порядке предложений
    о консервации деградированных и
    загрязненных зе­мель, использование
    которых может привести к угро­зе
    жизни и здоровью человека, чрезвычайным
    ситуа­циям и т.п.;
  • информирование
    населения об эффективности ис­пользования
    и принимаемых мерах по контролю за
    ис­пользованием земель.

Общественный
земельный контроль —
это контроль за соблюдением установленного
порядка подготовки и приня­тия решений
исполнительными органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
затрагива­ющих права и законные
интересы граждан и юридических лиц, а
также за соблюдением требований
использования и охраны земель, который
осуществляют органы терри­ториального
общественного самоуправления, другие
об­щественные организации или
объединения, граждане.

Задача
общественного
контроля за использованием и охраной
земель — проверка исполнения
законода­тельства, а также обеспечение
реализации прав тру­довых коллективов
предприятий и граждан на участие в
уп­равлении государственными и
общественными делами в области
использования и охраны природных
ресурсов и кон­ституционных прав
граждан на благоприятную окружающую
среду. Общественный контроль за
использованием и охраной земель следует
проводить на стадиях планирования и
террито­риального зонирования
использования земель, проектирова­ния
и согласования места размещения различных
объектов, использования земельных
участков юридическими и физи­ческими
лицами.

Общественные
инспекторы осуществляют свою работу
под руководством соответствующих
комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству и обеспечиваются
законода­тельными актами, инструкциями,
рекомендациями, разъясне­ниями и
прочими нормативно-методическими
документами по организационному
осуществлению государственного
земель­ного контроля.

Инспекторы
имеют право беспрепятственно обследовать
использование земельных участков
независимо от их ведом­ственной
принадлежности и форм собственности;
при необ­ходимости составлять протоколы
о выявленных нарушениях земельного
законодательства и направлять эти
протоколы в Комиссию по контролю за
использованием и охраной земель
соответствующего комитета по земельным
ресурсам и зем­леустройству для
решения вопроса о привлечении виновных
лиц к ответственности.

Производственный
земельный контроль —
это контроль, который проводится в ходе
осуществления хозяйствен­ной
деятельности на земельном участке
собственниками земельных участков,
землевладельцами, землепользова­телями,
арендаторами земельных участков.

Обычно
такой контроль в той или иной отрасли
хозяйства осуществляют соответствующие
должностные лица. Также осуществляется
контроль и в земледелии, поскольку
долж­ностные лица всегда заинтересованы
в культурном ведении сельскохозяйственного
производства.

Лицо,
использующее земельный участок, обязано
в поряд­ке, установленном Правительством
РФ, предоставить сведе­ния об организации
производственного земельного контро­ля
в специально уполномоченный орган
государственного земельного контроля.

Государственные
инспекторы по
использованию и охране земель при
выполнении возложенных на них служебных
обязанностей вправе:

  • предъявляя
    служебные удостоверения, посещать
    организации и объекты, обследовать
    земельные участки, находящиеся в
    собственности, владении, пользо­вании
    и аренде, а также земельные участки,
    занятые военными, оборонными и другими
    специализирован­ными объектами с
    учетом установленного режима по­сещения;
  • выносить
    обязательные для исполнения предписания
    по вопросам соблюдения требований
    земельного за­конодательства, а также
    об устранении нарушений, выявленных в
    ходе проведения проверок;
  • составлять
    по результатам проверок акты с
    обязатель­ным ознакомлением с данными
    актами собственников, владельцев,
    пользователей, арендаторов земельных
    участков;
  • в
    порядке, установленном законодательством
    об ад­министративных правонарушениях,
    составлять про­токолы о нарушениях
    земельного законодательства и направлять
    их соответствующим должностным лицам
    для рассмотрения дел об административных
    правона­рушениях с целью привлечения
    виновников к ответ­ственности;
  • безвозмездно
    получать сведения и материалы о
    состо­янии, использовании и охране
    земель, в том числе необходимые для
    осуществления государственного
    земельного контроля документы,
    удостоверяющие право на землю;
  • обращаться
    в органы внутренних дел за содействием
    в предотвращении или пресечении
    действий, пре­пятствующих осуществлению
    инспекторами их закон­ной деятельности,
    а также в установлении личности граждан,
    виновных в нарушении земельного
    законо­дательства;

Государственные
земельные инспекторы имеют бланки
документов с Государственным гербом
РФ и служебное удо­стоверение по
форме, установленной Росреестром.

Главный
государственный инспектор РФ по
использованию и охране земель и его
заместители, главные государственные
инспекторы субъектов РФ, городов, районов
и их заместители — это лица, призванные
осуще­ствлять государственный
земельный контроль. Они наделены правами:

  • в
    пределах своей компетенции рассматривать
    дела об административных правонарушениях,
    налагать штра­фы на лиц, нарушивших
    земельное законодательство, а также
    выносить предупреждения о допущенных
    зе­мельных правонарушениях по форме
    согласно при­ложению с уведомлением
    об этом соответствующих органов,
    осуществляющих предоставление земельных
    участков;
  • выдавать
    предписания о приостановлении
    промышлен­ного, гражданско-жилищного
    и других видов строи­тельства,
    разработок месторождений полезных
    иско­паемых и торфа, эксплуатации
    объектов, проведения агрохимических,
    лесомелиоративных, геологоразве­дочных,
    поисковых, геодезических и иных работ,
    ко­торые ведутся с нарушением права
    юридических лиц и граждан на землю или
    создают угрозу их наруше­ния;
  • информировать
    соответствующие органы о нарушени­ях
    земельного законодательства для
    рассмотрения во­проса о привлечении
    виновных лиц к ответственности;
  • направлять
    в государственные органы исполнитель­ной
    власти или в органы местного самоуправления
    материалы о принудительном прекращении
    права на земельные участки по причине
    их ненадлежащего ис­пользования в
    случаях, которые предусмотрены зе­мельным
    законодательством;
  • в
    установленном порядке вносить предложения
    о при­ведении актов субъектов РФ и
    органов местного самоуправления,
    касающихся вопросов земельных отношений,
    в соответствие с земельным
    законода­тельством.
Оцените статью
Единый реестр видов контроля