Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689, государственный земельный надзор осуществляется 3 уполномоченными органами: Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (Росреестр) осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
б) порядка переуступки права пользования землей;
в) выполнения требований земельного об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
г) выполнения о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;
е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
ж) выполнения иных требований земельного по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Росприроднадзор) осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
д) выполнения иных требований земельного по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (Россельхознадзор) осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Какие органы осуществляют государственный земельный надзор?
Контроль
и надзор за использованием и охраной
земель – деятельность
компетентных органов по проведению
мероприятий
по контролю за соблюдением земельного
законодательства, требований охраны и
использования земель организациями,
их руководителями, должностными лицами,
а также гражданами.
Виды
контроля за использованием и охраной
земель:
—
государственный земельный надзор;
—
муниципальный земельный контроль;
—
общественный земельный контроль;
—
производственный земельный контроль.
Государственный
земельный надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти согласно их
компетенции в соответствии с
законодательством РФ.
Органы,
уполномоченные на осуществление
государственного земельного контроля:
—
Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования и ее территориальные
органы;
—
Федеральная служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору и ее территориальные
органы.
Предметом
государственного
земельного контроля является соблюдение
земельного законодательства, требований
охраны и использования земель организациями
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, их руководителями,
должностными лицами, а так же гражданами
в части:
1) выполнения
требований земельного законодательства
о недопущении самовольного занятия
земельных участков, самовольного обмена
земельными участками и использования
земельных участков без оформленных на
них в установленном порядке
правоустанавливающих документов, а так
же без документов разрешающих осуществление
хозяйственной деятельности;
2) соблюдения
порядка переуступки права пользования
землёй;
3) выполнения
требований земельного законодательства
об использовании земель по целевому
назначению и выполнении обязанностей
по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому
назначению;
4) выполнения
требований о наличии и сохранности
межевых знаков границ земельных участков;
5) соблюдения
порядка предоставления сведений о
состоянии земель;
6) исполнения
предписаний по вопросам соблюдения
земельного законодательства и устранения
нарушений в области земельных отношений;
7) выполнения
иных требований земельного законодательства
по вопросам использования и охраны
земель в пределах установленной сферы
деятельности Росреестра.
Конечным
результатом
исполнения государственной функции
является выявление и пресечение нарушений
организациями независимо от их
организационно-правовых форм собственности,
их руководителями, должностными лицами,
а так же гражданами нормативных правовых
актов Российской Федерации, контроль
за соблюдением которых входит в
компетенцию Росреестра (его территориальных
органов) путем применения мер,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
Муниципальный
земельный контроль:
за использованием земель на территории
муниципального образования осуществляется
органами местного самоуправления или
уполномоченными ими органами.
Муниципальный
земельный контроль за использованием
земель на территории муниципального
образования осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и в порядке, установленном нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления
Общественный
земельный контроль:
осуществляется органами территориального
общественного самоуправления, другими
общественными организациями
(объединениями), гражданами за соблюдением
установленного порядка подготовки и
принятия исполнительными органами
государственной власти и органами
местного самоуправления, решений,
затрагивающих права и законные интересы
граждан и юридических лиц, а также за
соблюдением требований использования
и охраны земель.
Производственный
земельный контроль:
осуществляется собственником земельного
участка, землепользователем,
землевладельцем, арендатором земельного
участка в ходе осуществления хозяйственной
деятельности на земельном участке.
Задача
производственного земельного контроля
— обеспечение исполнения действующего
земельного и иных отраслей законодательства,
соблюдение установленных требований
по использованию и охране земель,
выполнения соответствующих программ
и мероприятий в деятельности конкретной
организации, т.е. с учетом конкретных
условий (состояния земель, цели и
технологии их использования и т.п.).
Контроль
за использованием и охраной земель
основан на ЗК РФ и Положении о
государственном земельном контроле
(утв. постановлением Правительства РФ
от 15 ноября 2006 г. № 689).
Контроль
за использованием и охраной земель
включает
деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
которая заключается в осуществлении
проверок состояния земель, выполнении
мероприятий по рациональному использованию
и охране земельных участков и
соблюдении земельного законодательства,
а также в принятии мер по предотвращению
и пресечению нарушений земельного
законодательства.
Осуществляют
государственный земельный контроль за
охраной и использованием любых земель
независимо от целевого назначения
и форм собственности Росреестр и его
территориальные органы. При осуществлении
контроля они взаимодействуют с
Министерством природных ресурсов и
экологии РФ, Министерством сельского
хозяйства РФ и другими органами
исполнительной власти на уровне РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований,
а также с организациями, общественными
объединениями и гражданами.
Положением
о государственном земельном контроле
определяются полномочия
контролирующих
органов. Они заключаются:
- получении
информации, касающейся состояния
земель; - привлечении
специалистов при необходимости
заключения компетентных органов
управления; - вынесении
предписаний об устранении допущенного
правонарушения и др.
Росреестром
и его органами осуществляется
государственный контроль за соблюдением
предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами земельного
законодательства, а также установленного
режима использования земельных участков
в соответствии с их целевым назначением.
Земельный контроль не допускает
самовольного занятия земельных участков,
а также предусматривает предоставление
сведений о наличии, состоянии и
использовании земельных угодий.
- контроль
(в соответствии со своей компетенцией); - проверка
и экспертиза изменения качественного
состояния земель и функционального
зонирования городов и других
поселений; - устранение
нарушений земельного законодательства; - внесение
предложений о консервации деградированных
и загрязненных земель; - информирование
населения о состоянии земельного фонда.
При
решении вопросов земельного контроля
функции специально уполномоченных
органов строго разграничены, чтобы не
происходило дублирование в работе и
обеспечивалась согласованность
контрольных действий и мероприятий.
Процесс
контроля заключается
в проверках, проводимых в соответствии
с планами, утвержденными в установленном
порядке, на основании предписания или
распоряжения руководителя органа,
осуществляющего государственный
земельный контроль, с соблюдением
прав и законных интересов граждан и
организаций.
Государственный
земельный контроль осуществляется
в форме проверок, проводимых в соответствии
с планами, утвержденными в установленном
порядке, на основании предписания или
распоряжения руководителя органа,
осуществляющего государственный
земельный контроль.
Плановые
проверки в отношении каждого земельного
участка принято проводить не чаще
одного раза в два года. Внеплановые
проверки проводятся для проверки
исполнения предписаний об устранении
ранее выявленных нарушений земельного
законодательства, если государственными
инспекторами по использованию и
охране земель обнаруживается
достаточно данных, указывающих на
наличие земельных правонарушений, или
в случае получения от органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, юридических
лиц и граждан документов и иных
доказательств, свидетельствующих о
наличии признаков нарушений земельного
законодательства.
Государственный
земельный контроль проводят
властные органы:
- органы
исполнительной власти субъектов РФ,
ведающие вопросами земельного
контроля; - территориальные
органы Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом; - территориальные
органы Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития; - территориальные
органы Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования; - территориальные
органы Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору; - иные
заинтересованные федеральные органы
исполнительной власти.
Государственный
правовой контроль проводят:
- Росреестр
осуществляет контроль за состоянием
всех земель независимо от форм
собственности и целевого использования; - Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
осуществляет соблюдение экологических
норм при использовании земельных
участков; - Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору осуществляет надзор за
соблюдением санитарно-гигиенических
норм при использовании земельных
участков.
Полномочия
контролирующих
органов определены Положением о
государственном земельном контроле:
- получение
информации, касающейся состояния
земель; - привлечение
специалистов при необходимости
заключения компетентных органов
управления; - вынесение
предписаний об устранении допущенного
правонарушения и др.
Производственный
земельный
контроль могут проводить собственники
земельного участка, землепользователи,
землевладельцы, арендаторы земельных
участков в процессе хозяйственной
деятельности на земельном участке.
Контроль исполнения требований
производственного контроля осуществляется
путем запросов сведений о мероприятиях
по повышению плодородия и качества
земли. Пользователь земельного участка
обязан предоставить сведения об
организации производственного
земельного контроля в специально
уполномоченный на это орган государственного
земельного контроля.
Муниципальный
контроль
за использованием земель на территории
муниципального образования осуществляют
органы местного самоуправления или
уполномоченные ими органы в соответствии
с земельным законодательством. Данный
контроль осуществляется в соответствии
с российским законодательством и в
порядке, который устанавливается
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
Органами
местного самоуправления считаются как
выборные органы, так и выборные
должностные лица местного самоуправления,
избираемые гражданами на территориях,
где осуществляется местное самоуправление
в соответствии с действующим
законодательством.
При
осуществлении муниципального земельного
контроля должны выполняться задачи:
- выявление
и предупреждение земельных правонарушений,
предусмотренных действующими законами; - осуществление
контроля за исполнением действующих
нормативных правовых актов органов
местного самоуправления, регулирующих
земельные отношения; - осуществление
контроля за исполнением условий
договоров аренды земельных участков,
безвозмездного срочного использования,
заключенных с юридическими и
физическими лицами на основании решений
органа местного самоуправления.
Муниципальный
земельный контроль осуществляется по
направлениям:
- принятие
мер к устранению этих нарушений в части
эффективного использования земель; - участие
в подготовке нормативных актов,
касающихся использования земель; - внесение
в установленном порядке предложений
о консервации деградированных и
загрязненных земель, использование
которых может привести к угрозе
жизни и здоровью человека, чрезвычайным
ситуациям и т.п.; - информирование
населения об эффективности использования
и принимаемых мерах по контролю за
использованием земель.
Общественный
земельный контроль —
это контроль за соблюдением установленного
порядка подготовки и принятия решений
исполнительными органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
затрагивающих права и законные
интересы граждан и юридических лиц, а
также за соблюдением требований
использования и охраны земель, который
осуществляют органы территориального
общественного самоуправления, другие
общественные организации или
объединения, граждане.
Задача
общественного
контроля за использованием и охраной
земель — проверка исполнения
законодательства, а также обеспечение
реализации прав трудовых коллективов
предприятий и граждан на участие в
управлении государственными и
общественными делами в области
использования и охраны природных
ресурсов и конституционных прав
граждан на благоприятную окружающую
среду. Общественный контроль за
использованием и охраной земель следует
проводить на стадиях планирования и
территориального зонирования
использования земель, проектирования
и согласования места размещения различных
объектов, использования земельных
участков юридическими и физическими
лицами.
Общественные
инспекторы осуществляют свою работу
под руководством соответствующих
комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству и обеспечиваются
законодательными актами, инструкциями,
рекомендациями, разъяснениями и
прочими нормативно-методическими
документами по организационному
осуществлению государственного
земельного контроля.
Инспекторы
имеют право беспрепятственно обследовать
использование земельных участков
независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности;
при необходимости составлять протоколы
о выявленных нарушениях земельного
законодательства и направлять эти
протоколы в Комиссию по контролю за
использованием и охраной земель
соответствующего комитета по земельным
ресурсам и землеустройству для
решения вопроса о привлечении виновных
лиц к ответственности.
Производственный
земельный контроль —
это контроль, который проводится в ходе
осуществления хозяйственной
деятельности на земельном участке
собственниками земельных участков,
землевладельцами, землепользователями,
арендаторами земельных участков.
Обычно
такой контроль в той или иной отрасли
хозяйства осуществляют соответствующие
должностные лица. Также осуществляется
контроль и в земледелии, поскольку
должностные лица всегда заинтересованы
в культурном ведении сельскохозяйственного
производства.
Лицо,
использующее земельный участок, обязано
в порядке, установленном Правительством
РФ, предоставить сведения об организации
производственного земельного контроля
в специально уполномоченный орган
государственного земельного контроля.
Государственные
инспекторы по
использованию и охране земель при
выполнении возложенных на них служебных
обязанностей вправе:
- предъявляя
служебные удостоверения, посещать
организации и объекты, обследовать
земельные участки, находящиеся в
собственности, владении, пользовании
и аренде, а также земельные участки,
занятые военными, оборонными и другими
специализированными объектами с
учетом установленного режима посещения; - выносить
обязательные для исполнения предписания
по вопросам соблюдения требований
земельного законодательства, а также
об устранении нарушений, выявленных в
ходе проведения проверок; - составлять
по результатам проверок акты с
обязательным ознакомлением с данными
актами собственников, владельцев,
пользователей, арендаторов земельных
участков; - в
порядке, установленном законодательством
об административных правонарушениях,
составлять протоколы о нарушениях
земельного законодательства и направлять
их соответствующим должностным лицам
для рассмотрения дел об административных
правонарушениях с целью привлечения
виновников к ответственности; - безвозмездно
получать сведения и материалы о
состоянии, использовании и охране
земель, в том числе необходимые для
осуществления государственного
земельного контроля документы,
удостоверяющие право на землю; - обращаться
в органы внутренних дел за содействием
в предотвращении или пресечении
действий, препятствующих осуществлению
инспекторами их законной деятельности,
а также в установлении личности граждан,
виновных в нарушении земельного
законодательства;
Государственные
земельные инспекторы имеют бланки
документов с Государственным гербом
РФ и служебное удостоверение по
форме, установленной Росреестром.
Главный
государственный инспектор РФ по
использованию и охране земель и его
заместители, главные государственные
инспекторы субъектов РФ, городов, районов
и их заместители — это лица, призванные
осуществлять государственный
земельный контроль. Они наделены правами:
- в
пределах своей компетенции рассматривать
дела об административных правонарушениях,
налагать штрафы на лиц, нарушивших
земельное законодательство, а также
выносить предупреждения о допущенных
земельных правонарушениях по форме
согласно приложению с уведомлением
об этом соответствующих органов,
осуществляющих предоставление земельных
участков; - выдавать
предписания о приостановлении
промышленного, гражданско-жилищного
и других видов строительства,
разработок месторождений полезных
ископаемых и торфа, эксплуатации
объектов, проведения агрохимических,
лесомелиоративных, геологоразведочных,
поисковых, геодезических и иных работ,
которые ведутся с нарушением права
юридических лиц и граждан на землю или
создают угрозу их нарушения; - информировать
соответствующие органы о нарушениях
земельного законодательства для
рассмотрения вопроса о привлечении
виновных лиц к ответственности; - направлять
в государственные органы исполнительной
власти или в органы местного самоуправления
материалы о принудительном прекращении
права на земельные участки по причине
их ненадлежащего использования в
случаях, которые предусмотрены земельным
законодательством; - в
установленном порядке вносить предложения
о приведении актов субъектов РФ и
органов местного самоуправления,
касающихся вопросов земельных отношений,
в соответствие с земельным
законодательством.