1.
Технические средства обучения:
учебно-мультимедийный комплекс,
компьютер.
В продолжение цикла интервью «о профессии без прикрас» мы побеседовали с двумя представителями профессии инспектора. Почему с двумя? Да потому что те, кого обыватели обычно именуют пожарным инспектором, на деле называются совсем иначе – это инспектор отделения профилактики пожаров и инспектор государственного надзора.
Разница между ними на первый взгляд не очень заметна – функции вроде похожи, но на деле – отличия порой существенны. Именно поэтому на наши вопросы отвечают оба. Итак, знакомьтесь – Борис, стаж в должности инспектора отделения профилактики пожаров – 8 лет, Андрей, стаж в должности старшего инспектора государственного пожарного надзора – 6 лет.
- Почему бизнес этого не понимает?
- Текст лекции Вводная часть
- Что означает «один на один с проблемами пожарной безопасности, пожарами и пожарным инспектором?»
- Почему пожарный инспектор непонятный и непредсказуемый?
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Действительно ли, что пожарный инспектор приходит для того, чтобы не было пожара?
- Вопросы для самоконтроля
- Имеется два варианта получения ППР
- Действительно ли, что пожарный инспектор в отличие, например, от налогового инспектора, ничего не отбирает?
- Будущее пожарного надзора
- Кого касается пожарная безопасность?
- Гпн как орган дознания.
- Что конкретно надо сделать для получения услуги ППР?
- Должностные обязанности
- Чего бизнес не понимает?
- Что самое сложное в работе
- Как стать инспектором
- Что предпринимателю делать для соблюдения требований ПБ?
Почему бизнес этого не понимает?
Первая причина. Государство не обеспечило ответственных должностных лиц стандартами и инструкциями: как эффективно и правильно выстроить противопожарную работу? Они путаются в море условий, запретов, ограничений. И не знают, с чего начинать, что является главным, что является критерием их деятельности.
Вторая причина. Если в соответствии с действующим законодательством ответственные должностные лица обязаны выявлять нарушения требований ПБ, то пожарный инспектор должен контролировать именно «выявление ими нарушений». Вместо этого пожарный инспектор сам выявляет нарушения. Этим самым он запутал должностных лиц, что от них требуется: самим выявлять нарушения или ждать, что это сделает инспектор при очередной проверке? Ответственные за ПБ лица «ждут» пожарного инспектора. И ничего не предпринимают для соблюдения требований ПБ.
Методы работы пожарного инспектора дезориентируют руководителей хозяйствующих субъектов: «Что конкретно надо делать по предупреждению пожаров и надо ли делать что-либо вообще?».
Текст лекции Вводная часть
В своей работе
дознаватели руководствуются требованиями
конституции, уголовного,
уголовно-процессуального, гражданского,
административного законодательства,
нормативными указами президента,
постановлениями Пленума Верховного
Суда, законами о пожарной безопасности,
о прокуратуре, соответствующих приказов
МЧС, Правил пожарной безопасности и др.
Однако, при проверке деятельности
отделов надзорной деятельности ГПН в
части соблюдения действующего
законодательства при производстве по
пожарам выявляются факты нарушений в
различных подразделениях, но они сходны
по своей сути. Не рассматривая преступные
и халатные действия сотрудников, тем
не менее, можно констатировать, что эти
нарушения аналогичны в самых разных
регионах России. Чем могут быть обусловлены
эти недостатки?
Во-первых, юридическое
образование имеют буквально единицы,
специальное, техническое образование
также имеется далеко не у каждого
дознавателя. Система повышения
квалификации дознавателей желает
лучшего.
Во-вторых, на низком
уровне находится обеспечение дознавателей
нормативными актами. Подразделения
практически не обеспечиваются
нормативно-технической литературой,
не имеют справочников, комментариев,
методических рекомендаций, нет новых
методических рекомендаций по расследованию
преступлений, связанных с пожарами, а
ведь законом к компетенции ГПН отнесено
и производство дознания в полном объеме
(ст.168 ,219 ч.1,261 ч. 1,2 УК РФ).
Что означает «один на один с проблемами пожарной безопасности, пожарами и пожарным инспектором?»
«Один на один» означает, что инспектор не разъясняет, не консультирует, не предлагает приемлемое, не дает достаточный срок, он превращен в буквоеда. «Один на один» означает, что суд не поможет. Судья руководствуется той же непонятной и запутанной системой требований ПБ, что и инспектор.
«Один на один» во взаимоотношениях со страховыми компаниями означает, что они не помощники предпринимателю. Страховые компании осуществляют страхование с любыми нарушениями требований ПБ. После пожара: «В возмещении убытков вам отказываем. Вы нарушили требования ПБ», которые страховщики до пожара видели «своими глазами».
«Один на один» в контексте расследования пожаров означает, что никакой адвокат не поможет. Картину пожара фиксируют правоохранительные органы. Они часто в качестве причины пожара выдвигают мало доказанные условия возникновения огня, потому что в большинстве случаев причину их возникновения точно установить невозможно, а у следствия задача — найти и причину пожара и виновника. Но дело рассматривается исходя из того, как предварительное расследование зафиксирует картину пожара.
В рамках составленных документов работает адвокат. А поскольку в стране отсутствует экспертный бизнес, который тут же, по следам пожара, фиксирует альтернативное (от следователя) мнение по «картине» пожара и дает свою оценку причины пожара, то адвокату не к кому обратиться за альтернативным мнением.
Органы дознания МЧС России Не всегда причина пожара лежит на поверхности. Установлением их занимаются сотрудники органов дознания Государственного пожарного надзора, которые сегодня отмечают очередную 91-ю годовщину со дня образования.Функция дознания появилась у Государственного пожарного надзора 23 января 1928 года, менее чем через год после создания самого ГПН. Именно с этого момента органы Госпожнадзора получили право самостоятельного производства дознания по делам о нарушениях правил пожарной безопасности. Это было необходимо для обеспечения наиболее точного и всестороннего производства расследований по фактам пожаров. В подразделениях появилась новая должность – пожарный дознаватель. С тех пор на каждом пожаре после огнеборцев работает сотрудник с ручкой, блокнотом, а в последнее время – с переносной криминалистической лабораторией.Дознание по пожарам является одним из самых сложных, если не самым сложным, направлением в расследовании происшествий и преступлений. Огонь уничтожает все следы, разрушает первоначальную обстановку на момент пожара, возможные улики. Задача дознавателя – найти причину пожара и виновных в его возникновении: по прогару в стене, степени обугливания мебели, по окалине на металлических деталях и конструкциях специалисту сделать выводы о продолжительности и температуре горения, месте очага возгорания. Нередко дознаватель должен вручную разгрести угли и головни, осмотреть сгоревшую бытовую технику, проанализировать степень деформации материалов, подвергшихся температурному воздействию. То, что на взгляд дилетанта является просто пепелищем и грудой горелых развалин, для опытного дознавателя – профессиональная задачка с клубком вопросов и противоречий.В своей деятельности сотрудники органов дознания используют переносные пожарно-криминалистические лаборатории экспресс-анализа и инструментальный комплект для работы на месте происшествия. С каждым годом на вооружении специалистов испытательной пожарной лаборатории появляется все более совершенное оборудование, эксперты осваивают новые методики и техники. Наличие оборудования, отвечающего последнему слову техники, позволяет проводить испытания по проверке качества огнезащитной обработки и пропитки строительных конструкций, а также оценивать работоспособность систем предотвращения пожара и противопожарной защиты объектов.Кроме того, для выяснения причин пожаров тесно взаимодействуют с экспертами испытательной пожарной лаборатории и правоохранительными органами.ОНД и ПР Бокситогорского района
Почему пожарный инспектор непонятный и непредсказуемый?
«На каком языке это написано? Отдельные перлы нужно прочитать по 6 раз, чтобы, читая седьмой раз, понять, что все равно ничего не поймешь!»
«Постоянно слышу одну и ту же фразу: «Сейчас специалист по пожарной безопасности нам это переведет»;
«Государственный пожарный надзор для меня уже давно не инструмент для достижения каких-либо целей, а скорее обезьяна с гранатой — иногда рванет там, где надо, а в основном рвет во вред нашему горемычному государству».
Непонятна логика инспектора, при которой ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от пожара, ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от штрафа. Получается замкнутый круг: не обеспечил ПБ — пожар, штраф, обеспечил ПБ — пожар, штраф.
Инспектор непонятен еще и потому, что налагает на собственника штраф, чтобы тот сохранял от пожара имущество, ему же и принадлежащее, как будто он сам этого не хочет. Непонятно, почему пожарный инспектор применяет двойное наказание: за одно и то же нарушение требований ПБ наказывает и руководителя, и юридическое лицо?
Инспектор непредсказуем. Зная сотни и тысячи требований ПБ, он сам не понимает, как их осуществить на практике. И требует от руководителя нести личную ответственность за работы, которые непосредственно не относятся к компетенции руководителя, а являются обязанностями других работников организации. Руководитель лично должен:
- обеспечить наличие табличек с номером телефона;
- обеспечить наличие на дверях помещений табличек — обозначения категорий помещений;
- обеспечить исправное состояние знаков пожарной безопасности;
- обеспечить наличие исправных электрических фонарей;
- обеспечить своевременную очистку от горючих отходов, мусора и тары;
- осуществлять проверку и ремонт печей и котельных, очистки дымоходов от сажи;
- обеспечить исправность клапанов мусоропроводов;
- организовать проведение работ по заделке образовавшихся отверстий и зазоров в противопожарных стенах;
- извещать пожарную охрану об уменьшении давления в водопроводной сети и многое другое, более ста.
Разве за это должен лично отвечать руководитель? Ясно, что нет. Но руководитель читает предписание пожарного инспектора и не может понять: «Что от меня хотят? Если я должен лично отвечать за „систему“, которая обеспечивает соблюдение всех требований ПБ, то это правильно. А если я должен лично отвечать за исправность клапана мусоропровода, то правительство, по-прежнему, не только кошмарит бизнес, но и перешло к мордованию руководителей».
Непредсказуем еще потому, что при каждой новой проверке предлагает все новые и новые мероприятия, цели которых непонятны. И список таких непонятностей и непредсказуемостей можно продолжать.
Во всех странах мира исполнительная власть, оно же государство, диктует правила пожарной безопасности и контролирует их выполнение. При этом все: граждане – владельцы частной или арендованной собственности, производственные объекты разного назначения являются одним из уровней системы пожарной безопасности страны. Именно им государство делегировало полномочия – предпринимать все меры по пожаротушению и проведение мероприятий по защите от возникновения пожаров. Но контролировать выполнение нормативных документов государство делегировало специальному органу, которое входит в состав МЧС. Это Государственный пожарный надзор или пожарная инспекция.Основная задача пожарной инспекции – проводить проверки по соблюдению гражданами и ответственными лицами объектов требований ПБ.Любая ревизия – дело неприятное. Это в полной мере относится и к проверкам со стороны инспекторов ГПД. Но если на объекте все нормы ПБ выполнены, требуемая документация в порядке, то волноваться нет причин.Пожарная ревизия проводится по специально утвержденному графику, обычно это один раз в 3 года. Если здание или другой объект эксплуатируются давно, то один раз в год. При этом инспекторы за 3 дня до проверки обязательно уведомляют заказным письмом или в любой другой форме, что они посетят объект с инспекцией. У руководителя есть три дня, чтобы проверить – все ли в порядке в плане пожарной безопасности.Инспекторы могут провести и внеплановую инспекцию. Причины таковы:перевооружение объекта (имеется в виду техническое), сюда входит реконструкция, капитальный ремонт с элементами замены технологического и дополнительного оборудования;если вышли сроки, установленные для устранения нарушений предыдущей проверки;если изменился класс пожарной защиты;изменение класса защиты ПБ.Уведомление о внеплановой проверке производится любым способом за 24 часа (не меньше) до ее начала. Обозначим, что в независимости от вида проводимой инспекции, она проводится только в выездной форме.Что касается пожарной инспекции в плане регламента (сроков проведения), то здесь учитывается, какое предприятие подлежит ревизии. Но общий срок – в течение 20 рабочих дней. Есть ограничения по малым предприятиям:малые предприятия можно проверять не больше 50 часов в год;микропроизводства – не более 15 ч/год.Если инспекция связана со сложными исследованиями и экспертизами, то проверку можно продлить еще на 20 дней. Что касается малых предприятий, то регламент ревизии можно продлить только на 15 часов.Пришедший на проверку инспектор должен предъявить проверяемому свое удостоверение и копию распоряжения, удостоверяющую, что инспекция проводится с уведомления руководства. Руководитель объекта должен эту копию подписать, что с ней ознакомлен. Если вышеобозначенных документов у инспектора в наличии нет (хотя бы одного из них), то до проверки на объекте его можно не допускать.Перечень проверяемых документовИнспекция противопожарного надзора – это в первую очередь проверка документации. Какие документы должен проверять инспектор:разработанная инструкция по мерам противопожарной безопасности;приказ, как надо и когда проводить инструктаж по правилам ПБ и занятия по пожарно-техническому минимуму;приказ о назначение сотрудника, как ответственного лица за пожарную безопасность всего объекта;приказ о средствах пожаротушения, расположения мест для курения;инструкции, что необходимо делать внутри помещения после окончания рабочего времени;инструкции, как действовать работникам объекта в процессе возникшего пожара;инструкция, как правильно пользоваться первичными средствами тушения очагов возгорания;журналы учета и контроля огнетушителей;журнал проводимых инспекций;журнал проведения инструктажей.Все выше обозначенные документы должны быть утверждены руководителем объекта и подписаны работниками. Хранить их надо в надежном месте.Как проходит проверкаВ основном противопожарная инспекция – это проверка зданий и сооружений на предмет соответствия мерам ПБ. Проверяющий в первую очередь осматривает план эвакуации и проверят – соответствует ли он реальной конфигурации здания, находятся ли значки, светящиеся табло или наклейки в требуемых местах. Обязательно будут по журналу сверяться огнетушители: их нумерация, место расположения, сроки проводимых проверок и освидетельствований. В проверку войдет и техническое состояние проходов, дверных и оконных проемов, которые попадают в маршрут эвакуации. Обязательно проверяются пожарные лестницы (внутренние и наружные) на предмет их технического состояния.Нередко проверке подвергаются и электросети. Если проводится инспекция производств, выпускающих взрыво- или пожароопасную продукцию, то инспекторы могут произвести ее отбор, чтобы провести лабораторные исследования на предмет соответствия ПБ. Рекомендуется лицам, отвечающим за противопожарную безопасность объекта, присутствовать во время инспекции. Основная их задача – выяснять, почему инспектор решил, что в помещениях есть нарушения и недочеты, и какие именно, и как их лучше устранить.Оформление результатов инспекцииВ конце проведенной ревизии инспектор пишет акт (в двух экземплярах), где указывает выявленные недочеты. Один оставляет на объекте. Свою проверку он должен обозначить в журнале учета проводимых инспекций. Если такового журнала нет, то это тоже считается нарушениям, что указывается в акте. Если нарушения ПБ обнаружены, то проверяющий пишет предписания, где указывает вся выявленные недочеты, а также сроки их устранения.Если нарушения оказались достаточно серьезными, например, отсутствие эвакуационных путей, то руководителя могут привлечь к административной ответственности. А это возбужденное дело, конечным результатом которого обязательно будет штраф. Если проведенная пожарная инспекция руководителя объекта не удовлетворила, то он может не подписывать акт и поставить отметку, что с ней не согласен.https://www.youtube.com/embed/RvL_jBIB5eA?feature=oembed
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Основные принципы
организации и планирования расследования.
2. Построение и
проверка следственных версий по причинам
пожара, виновникам.
Действительно ли, что пожарный инспектор приходит для того, чтобы не было пожара?
Чтобы не было пожара, необходимо, чтобы инспектор понимал полную картину положения дел. На самом деле выявленные инспектором нарушения — это далеко не полная картина противопожарного состояния, это менее 20 % нарушений от фактически имеющихся. Мало того что не полная картина, да еще к этому не проверяется техническая эффективность тех мер, которые предлагаются для устранения этих менее 20 % несоответствий. Очевидно, что деятельности пожарного инспектора недостаточно для того, чтобы не было пожара.
Вот поэтому в предписании пожарный инспектор пишет одно, а страна горит от другого. Если так, то и штраф бессмысленный, потому что накладывается «за одно, а горит от другого». Поэтому-то мы и говорим: «Пожарный инспектор думает, что он приходит «чтобы не было пожара». А на самом деле он приходит, чтобы написать оторванное от жизни предписание и для галочки оштрафовать. Вот мнения пожарных инспекторов и предпринимателей:
• «Вообще никак наличие органов пожарного надзора на количестве пожаров не отражается»;
• «Сейчас ИП и юрлица выполняют требования предписаний не для того, чтобы от пожаров спастись, а для того, чтобы от пожарных инспекторов спастись.
Вопросы для самоконтроля
- ГПН и его
структура. - Дознаватель и
его компетенция. - Начальник
подразделения дознания и его
компетенция. - Нормативные
документы, регламентирующие деятельность
дознавателя по пожарам. - Контроль за
административно-правовой деятельностью. - Взаимодействие
с другими органами. - Порядок приема
информации о пожарах. - Учетная
документация и отчетность.
Имеется два варианта получения ППР
Первый — когда хозяйствующий субъект берет в качестве работника соответствующего специалиста. В одних случаях ППР выполняет специально освобожденный работник. Но тут есть проблемы. Специалист уволился — ищи нового. В других случаях такие работы выполняют специалисты, совмещая несколько функций.
Например, инженер по охране труда выполняет и работы по пожарной профилактике. Или руководитель службы безопасности осуществляет противопожарные контрольные меры.
При совместительстве, как правило, — хороший специалист в вопросах охраны труда или в вопросах охранной безопасности, но недостаточно квалифицированный в противопожарных вопросах. У многих организаций объем ППР составляет менее ежедневной восьмичасовой занятости. Но специалисты предлагают себя на полный рабочий день — то есть опасность переплаты незаработанного.
Второй вариант получения ППР.
Когда с экспертной организацией заключается договор на аутсорсинг (аренду) специалиста ПБ. Более выгодно взять в аренду специалиста, чем содержать соответствующего работника в штате. Потому что:
- предоставленный экспертной организацией работник — это квалифицированный специалист, обучение и переподготовка которого лежит на плечах экспертной организации;
- при отпуске, болезни, учебе, увольнении направляется другой работник;
- услуги предоставляются организациям, у которых объем профилактических работ меньше чем восьмичасовой рабочий день, в объеме фактических потребностей;
- экспертная организация может выполнять пожарно-профилактическое обслуживание в пределах суток;
- экспертная организация имеет больший опыт взаимодействия с государственными органами (делает это чаще, практически каждый день), чем хозяйствующий субъект (от проверки к проверке).
Другими словами, экспертная организация берет на себя выполнение всех обязанностей руководителя. Она выступает скорой пожарной помощью, консультантом, круглосуточным помощником, защитником от бюрократии чиновников, исключая ситуацию «один на один с инспектором».
Действительно ли, что пожарный инспектор в отличие, например, от налогового инспектора, ничего не отбирает?
Проблема в том, что пожарный инспектор требует применять экономически не обоснованные противопожарные системы и средства „где надо и где не надо“. Стоимость этих систем и средств не по карману российскому бизнесу и бюджету. Размер затрат на ПБ уже достигает 10 % стоимости гражданских зданий и 15 % стоимости промышленных и высотных зданий. Плюс немалые управленческие и эксплуатационные расходы. В целом затраты на ПБ страны достигли сотен миллиардов долларов, являются одними из самых высоких среди развитых стран. Власть все наращивает и наращивает непомерные и неэффективные затраты на ПБ. Вот мнения специалистов:
• „Пожнадзор“: в мозгах прописано это — только противопожарные мероприятия, требующие значительных материальных, денежных и физических затрат»;
• «А у меня в районе наш доблестный пожарный надзор нагнул муниципальный детский центр в общей сложности более чем на 600 тысяч рублей. И все это при наличии исправной пожарной автоматики»;
• «В большинстве случаев эти меры просто памятник неадекватности потраченных финансовых средств»;
• «Главная задача — кого-нибудь нагнуть на выполнение противопожарных работ и услуг в аффилированной компании или выполнить „политический“ заказ».
От неподъемной стоимости невозможно выполнить дорогостоящие предписания, что влечет бессмысленные и огромные штрафы: на граждан до 5000 рублей; на должностных лиц до 30000 рублей; на ИП до 50000 рублей; на юридических лиц — до 500 000 рублей. При пожаре до 1 миллиона рублей; приостановление на срок до 90 суток деятельности юридических лиц и ИП.
Появилась новая форма наказания инспектором: «Не нравится — идите в суд».
Вне зависимости от результата рассмотрения дела судом соответствующие необоснованные расходы на участие — это уже наказание. Потому что, чтобы чего-то добиться, надо «ходить по судам». А это огромные управленческие затраты.
Все эти бессмысленные расходы и бессмысленные штрафы — это выбрасывание денег на ветер. «На ветер» еще хуже, чем налоговый инспектор отбирает деньги в бюджет.
Будущее пожарного надзора
Как складывается судьба государственного надзора контроля за соблюдением требований ПБ? Государственный надзор на стадии проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений (зона ответственности Ростехнадзора) усиливается. Т.е. количество проверок и количество принятых мер, в том числе штрафов, увеличивается.
Государственный контроль на стадии эксплуатации зданий и сооружений, контроль за организациями (зона ответственности органов Госпожнадзора МЧС РФ).
Здесь МЧС РФ внесло предложение не осуществлять контроль за небольшими организациями, если они продекларируют свою безопасность. По остальным объектам надзор МЧС РФ по-прежнему останется жестким.
Кого касается пожарная безопасность?
Законодательством установлен круг лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности (далее-ПБ). Это руководители организаций и должностные лица, лица, назначенные ответственными за обеспечение ПБ, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.
Таких ответственных должностных лиц (не считая граждан и рядовых работников) в экономике и социальной сфере около 4 миллионов человек. Не со всеми из перечисленных лиц контактируют пожарные инспектора. Но ПБ, в той или иной форме, касается всех 4 миллионов. Возникает вопрос: понимают ли все они, как соблюдать требования ПБ? Что конкретно надо делать?
Как показывает практика, смысла такой задачи они не понимают.
Гпн как орган дознания.
В
ПОЛОЖЕНИИ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
говорится о том,
1. В целях обеспечения
пожарной безопасности в Российской
Федерации должностные лица органов
государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы
(далее — органы государственного пожарного
надзора), являющиеся государственными
инспекторами по пожарному надзору, в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, осуществляют
деятельность по проверке соблюдения
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
(далее — организации), гражданами
Российской Федерации, иностранными
гражданами и лицами без гражданства
(далее — граждане), а также должностными
лицами требований пожарной безопасности.
Таким
образом: Государственный
пожарный надзор
(далее — ГПН) — осуществляемая в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации, деятельность по
проверке соблюдения организациями и
гражданами требований пожарной
безопасности и принятие мер по результатам
проверки;
2.
Основной
задачей государственного пожарного
надзора является
защита жизни и здоровья граждан, их
имущества, государственного и
муниципального имущества, а также
имущества организаций от пожаров и
ограничение их последствий.
3.
К органам
государственного пожарного надзора
относятся:
1) структурное
подразделение центрального аппарата
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, в сферу ведения
которого входят вопросы организации и
осуществления государственного пожарного
надзора;
2) управления
государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий — региональных центров по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
3) управления
(отделы, отделения) государственного
пожарного надзора территориальных
органов Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий — органов,
специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской
Федерации, и их территориальные отделы
(отделения, инспекции);
4)
отделы (отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в закрытых
административно-территориальных
образованиях (ЗАТО).
4. Деятельность
органов государственного пожарного
надзора осуществляется на основе
подчинения нижестоящих органов
государственного пожарного надзора
вышестоящим.
5.
Органы государственного пожарного
надзора руководствуются в своей
деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
6.
Органы государственного пожарного
надзора в рамках своей компетенции (в
том числе):
2) проводят в
соответствии с законодательством
Российской Федерации дознание по делам
о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;
3) ведут в установленном
порядке производство по делам об
административных правонарушениях в
области пожарной безопасности;
4) осуществляют
официальный статистический учет и
ведение государственной статистической
отчетности по пожарам и их последствиям;
Управления (отделы,
отделения) государственного пожарного
надзора главных управлений МЧС России:
° организуют
работу по проведению проверок по делам
о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;
° координируют
и контролируют производство по делам
об административных правонарушениях;
Территориальные
отделы (отделения, инспекции)
государственного пожарного надзора
управлений (отделов, отделений)
государственного пожарного надзора
главных управлений МЧС России по
субъектам Российской Федерации, отделы
(отделения, инспекции, группы)
государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в ЗАТО:
° обеспечивают
проведение расследований по делам о
пожарах и по делам о нарушениях требований
пожарной безопасности;
° ведут
учет пожаров и их последствий на
обслуживаемой территории, а также другие
виды учетов.
Под
дознанием в
российском уголовном процессе
подразумевается форма
предварительного расследования,
осуществляемого дознавателем, по
уголовному делу, по которому производство
предварительного следствия необязательно.
Оно, как и предварительное следствие,
призвано решать задачи уголовного
судопроизводства, и носит процессуальный
характер.
Это означает, что порядок производства
расследования органами дознания строго
и четко регламентируется
уголовно-процессуальным законом, а
фактические данные, полученные в ходе
дознания, имеют доказательное значение
по уголовному делу.
На
основании п.
4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ
органы
Государственного пожарного надзора
федеральной противопожарной службы
относятся к органам дознания.
Полномочия по проведению дознания по
делам, связанным с пожарами возлагаются
на дознавателя начальником органа
дознания или его заместителем. От имени
органа дознания выступает его руководитель.
Руководитель принимает решения по
принципиальным вопросам — о продлении
сроков проверки, утверждении постановления
о возбуждении уголовного дела (в случае,
если предварительное следствие
обязательно), утверждении обвинительного
акта, постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела. Уголовно-процессуальные
действия, направленные на собирание
доказательств, применение мер
уголовно-процессуального принуждения,
осуществляет дознаватель.
Статья 40.1.
Начальник подразделения дознания
1.
Начальник подразделения дознания по
отношению к находящимся в его подчинении
дознавателям уполномочен:
1) поручать
дознавателю проверку сообщения о
преступлении, принятие по нему решения
в порядке, установленном статьей 145
настоящего Кодекса, выполнение неотложных
следственных действий либо производство
дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное
дело у дознавателя и передавать его
другому дознавателю с обязательным
указанием оснований такой передачи;
3) отменять
необоснованные постановления дознавателя
о приостановлении производства дознания
по уголовному делу;
4) вносить прокурору
ходатайство об отмене незаконных или
необоснованных постановлений дознавателя
об отказе в возбуждении уголовного
дела.
2. Начальник
подразделения дознания вправе возбудить
уголовное дело в порядке, установленном
настоящим Кодексом, принять уголовное
дело к своему производству и произвести
дознание в полном объеме, обладая при
этом полномочиями дознавателя, а в
случаях, если для расследования уголовного
дела была создана группа дознавателей,
— полномочиями руководителя этой группы.
3. При осуществлении
полномочий, предусмотренных настоящей
статьей, начальник подразделения
дознания вправе:
1) проверять
материалы уголовного дела;
2) давать дознавателю
указания о направлении расследования,
производстве отдельных следственных
действий, об избрании в отношении
подозреваемого меры пресечения, о
квалификации преступления и об объеме
обвинения.
4. Указания начальника
подразделения дознания по уголовному
делу даются в письменном виде и обязательны
для исполнения дознавателем, но могут
быть обжалованы им начальнику органа
дознания или прокурору. Обжалование
указаний не приостанавливает их
исполнения. При этом дознаватель вправе
представить начальнику органа дознания
или прокурору материалы уголовного
дела и письменные возражения на указания
начальника подразделения дознания.
1. Полномочия органа
дознания, предусмотренные пунктом 1
части второй статьи 40 настоящего Кодекса,
возлагаются на дознавателя начальником
органа дознания или его заместителем.
2. Не допускается
возложение полномочий по проведению
дознания на то лицо, которое проводило
или проводит по данному уголовному делу
оперативно-розыскные мероприятия.
1) самостоятельно
производить следственные и иные
процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, за исключением
случаев, когда в соответствии с настоящим
Кодексом на это требуются согласие
начальника органа дознания, согласие
прокурора и (или) судебное решение;
2) осуществлять
иные полномочия, предусмотренные
настоящим Кодексом.
4. Указания прокурора
и начальника органа дознания, данные в
соответствии с настоящим Кодексом,
обязательны для дознавателя. При этом
дознаватель вправе обжаловать указания
начальника органа дознания прокурору,
а указания прокурора — вышестоящему
прокурору. Обжалование данных указаний
не приостанавливает их исполнения.
Принимая
сообщение о пожаре, либо получив
соответствующее распоряжение вышестоящего
руководителя, сотрудник ГПН приступает
к осуществлению деятельности,
регламентируемой УПК.
До возбуждения
уголовного дела такой сотрудник обладает
правовым статусом должностного лица
органа дознания. В связи с чем (ст.144 УПК
РФ) правомочен лишь на: принятие сообщения;
предварительную их проверку; принятие
мер к предотвращению и пресечению
преступлений: производство осмотра
места происшествия (на момент осмотра
он обладает правами лица, производящего
дознание). В ст.144 УПК РФ установлена
обязательность рассмотрения всех
заявлений и сообщений в трехдневный
срок; начальник органа дознания, по
ходатайству дознавателя вправе продлить
срок до 10 суток, а при необходимости
проведения документальных проверок
или ревизий прокурор вправе по ходатайству
дознавателя продлить этот срок до 30
суток.
По результатам
рассмотрения сообщения о преступлении
в соответствии с ч.1 ст.145 УПК РФ орган
дознания, дознаватель в зависимости от
этих результатов принимает одно из
следующих решений:
— о возбуждении
уголовного дела в порядке, установленном
ст.146 УПК РФ;
— об отказе в
возбуждении уголовного дела (ст.148 УПК
РФ);
— о передаче
сообщения по подследственности в
соответствии со ст.151 УПК РФ.
Что конкретно надо сделать для получения услуги ППР?
В связи с отсутствием общероссийских стандартов по технологии проведения ППР, хозяйствующий субъект издает приказ, который выделит (отделит, обособит) от других функций управления организацией функцию «Пожарно-профилактическая работа». Выделение ППР в самостоятельную функцию позволяет увидеть ее предмет. Это дает возможность передавать выполнение профилактических работ по приказу своему работнику или по договору арендованному специалисту (экспертной организации).
Вот что надо включить в приказ:
Пожарно-профилактическая работа — это управленческие работы, направленные на организацию соблюдения структурными подразделениями, службами и должностными лицами требований пожарной безопасности.
Лица, выполняющие пожарно-профилактическую работу, — должностные лица, структурные подразделения или экспертные организации должны знать:
- пожарную опасность объектов организации: зданий, сооружений, помещений, оборудования, технологических процессов, территории, наружных установок, хранения материалов, транспортных средств, перевозки и др. (далее — объекты пожарно-профилактического обслуживания);
- требования пожарной безопасности к объектам пожарно-профилактического обслуживания.
- готовить и представлять руководителю организации на утверждение организационно-распорядительные и пожарно-технические документы по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить контроль за соответствием объектов пожарно-профилактического обслуживания всем установленным требованиям пожарной безопасности. В том числе согласовывать условия производства временных пожароопасных работ в каждом случае их проведения;
- разрабатывать обоснованные по стоимости противопожарные мероприятия, формирующие технически рациональную систему пожарной безопасности, которая обеспечит соответствие объектов пожарно-профилактического обслуживания всем установленным требованиям пожарной безопасности;
- планировать меры обеспечения пожарной безопасности и организовывать выполнение этих планов.
Это минимально необходимый объем работ, который приглашенные специалисты ПБ разовьют и расширят (планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление и др.).
Рекомендуем заключать договор и на то, что экспертная организация «тут же», по следам пожара, осуществит техническое исследование и установление причин его возникновения. Осталось пригласить специалиста в качестве своего работника или экспертную организацию. Обсудить эти функции в качестве обязанностей, договориться о цене и заключить договор.
По мнению специалистов в западных экономиках, например в США, после пожара 44 % предприятий не могут возобновить свою деятельность и исчезают с рынка, 28 % предприятий восстанавливаются лишь в течение трех лет, и только 23 % продолжают функционировать непосредственно после пожара.
Желаем вам не гореть!
Должностные обязанности
Андрей: В должностные обязанности инспектора входит ряд функций:
- своевременное исполнение предоставленных полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
- знание и соблюдение законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. Необходимо досконально знать требования нормативных актов и уметь их применять;
- проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на закрепленном участке на основании и в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Посещать объекты инспектор обязан только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и соответствующих распоряжений;
- при проведении мероприятий по контролю давать разъяснения по возникающим вопросам и всю необходимую информацию представителям проверяемых объектов;
- ознакомление руководителей проверяемых объектов либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
- принятие мер по фактам выявленных нарушений с учетом:соответствия указанных мер тяжести нарушений и потенциальной опасности нарушений для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
- недопущение необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
- проведение в ходе мероприятий по контролю разъяснительной работы по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
- соблюдение коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Борис: Но помимо обязанностей, у инспектора как у должностного лица, существуют еще и права.
Заключаются они в следующем:
- организация разработки, утверждение совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- внесение предложений о выполнении мер пожарной безопасности в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
- проведение обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения нарушений вышеуказанных требований;
- при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, инспектор имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан;
- выдача обязательных для исполнения предписаний руководителям организаций, должностным лицам и гражданам по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
- производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
- наложение административных взысканий на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
С таким перечнем прав и обязанностей вам, скорее всего, не приходится рассчитывать на любовь и благодарность ваших подопечных?
Ну почему же? Я понимаю, о чем вы, но не соглашусь. Да, напрямую связать нашу деятельность со спасением человеческой жизни обычно никому в голову не приходит, между тем, это ведь и есть наша основная задача пожарной профилактики. Здесь как в медицине – болезнь легче предупредить, чем лечить.
Пожар тем более – легче предупредить, чем тушить. И вы знаете, мне приходилось слышать в свой адрес слова: «Спасибо, капитан. Хана бы нам, если б не твоя дотошность». Это было, когда я не дал разрешение на сварочные работы из-за неисправного состояния сварочного аппарата. Неисправность на первый взгляд была пустяковая, как они ругались и уговаривали, что всегда так работают и все было нормально, что времени у них мало, что техника простаивает. А когда принялись за устранение неисправности, оказалось, что несерьезные с виду нарушения могли обернуться бедой.
Видим мы и благодарность за нашу работу. Возможно, реже, чем представители других профессий в системе МЧС, но видим. Особенно при проведении мероприятий пропаганды в школах и детских садах. Дети – благодарные слушатели, им все интересно, задают массу вопросов, порой недетских и каверзных, но я радуюсь этим вопросам – это значит, что не зря мы проводим эти беседы, значит есть в них смысл и толк.
Есть в пожарной охране профессии сугубо мужские. Инспектор к ним относится?
Борис: Пожалуй, нет. Руководство не любит брать представительниц прекрасного пола в инспекцию, женщин здесь существенно меньше, чем мужчин, но все же есть. На заводе им, конечно, сложнее. Каждый день, в любую погоду идешь на участок. Порой приходится лезть на крышу, порой спускаться в подвал, ну и контингент, с которым приходится общаться, очень разный. Но ничего, справляются. За всех не скажу, но у нас в части давно принято – участки, которые полегче, поспокойнее, считаются женскими. Однако взаимозаменяемость никто не отменял, поэтому приходится им изредка брать на себя и наши участки, повышенной сложности. Ничего, справляются, не жалуются.
Андрей: Соглашусь, чисто мужской профессию инспектора считать, наверное, не стоит. Есть женщины, которые лучше мужчин справляются со своими обязанностями именно в силу того, что они женщины. Иногда очень важны чисто женские качества – умение найти общий язык с собеседником, избегать конфликтных ситуаций обходя «острые углы», эмоциональная гибкость, способность быстро расположить к себе человека. Есть аспекты, в которых мужчине легче, и намного, но считать должность инспектора сугубо мужской – неправильно.
Чего бизнес не понимает?
Ответственные должностные лица не понимают, что система ПБ представляет собой совокупность сложных противопожарных мероприятий: инженерно-технических, архитектурно-конструктивных, объемно-планировочных систем и средств, а также организационных методов управления противопожарным поведением людей.
ПБ является «круглосуточной» и «круглогодичной» системой. Даже на небольшом предприятии или в организации она состоит как минимум из 1200–1700 параметров. Соответственно мест и участков, где должны соблюдаться и где могут быть нарушены требования ПБ, — несколько тысяч.
Должностные лица не понимают, что для соблюдения требований ПБ им необходимо:
- знать тысячи требований ПБ;
- распределить среди подчиненных работников обязанности по соблюдению тысяч требований ПБ;
- организовать контроль за соблюдением требований ПБ в нескольких тысячах мест и участков предприятия, организации.
И многие другие работы: планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление.
Что самое сложное в работе
Борис: Кому как. Мне очень сложно было первое время наказывать нарушителей, ибо на моем участке оказался цех, в котором я начинал работать. Ну как – я с ним за одним станком стоял, а теперь ловить и наказывать. Было сложно поначалу, но ничего, привыкли потом к своим новым отношениям – и они, и я.
Сложно бывает вникнуть в особенности объекта, если речь о производственном объекте – нужно знать технологический процесс, особенности используемых веществ и материалов, требования всех нормативных документов. Поначалу сложно всем, но со временем все постигаешь. У нас новый сотрудник – девушка, звонит недавно мне: «Боря, я очень глупый вопрос задам – а как пахнет при сварочных работах?» Объяснила – зашла в помещение, где работают сварщики, а там накурено. Никто не курит, никаких следов, но запах очень сильный. Сварщики принялись уверять, что это сварка так пахнет. Инспектор растерялась – может правда? Объяснил, конечно, что запах сигарет и сварки никак нельзя спутать, но вот свидетельство того, какие неожиданные вопросы могут возникать в процессе работы.
Оформление результатов проверки после его обследования
Андрей: Сложно бороться с таким явлением, которое у нас условно называются «звонками сверху». Я объясню. Я выявил нарушение, принял соответствующие меры. Меры эти, конечно, означают определенные неудобства для тех, к кому я их применяю. И эти нарушители порой применяют по отношению ко мне контрмеры – просто-напросто поступает указание «не трогать» данный объект или ограничиться менее серьезными мерами, которые должного результата все равно не приносят. Получается, что на какие-то нарушения мне нужно просто «закрыть глаза», не заметить их и не реагировать.
Получается, с одной стороны наносится определенный урон моему авторитету на охраняемом объекте, когда я вынужден менять свои решения. А с другой – я беру на себя немалую ответственность. Случись что – моментально выяснится, что было нарушение, работу по которому я не провел и кроме меня нести ответственность за это никто не будет. Поэтому приходится искать компромиссы, быть абсолютно беспристрастным не удается, постоянно необходимо оценивать степень тяжести нарушения с точки зрения возможных последствий. Вот это балансирование для меня, пожалуй, и есть самое сложное в профессии.
Как стать инспектором
Инспектор Государственного пожарного надзора МЧС России
Традиционно первый вопрос – как Вы стали инспектором ГПН?
Борис: Не буду говорить, что мечтал быть инспектором с детства. Нет, тут скорее случай. Я родом из маленького городка. Отучился в Новосибирске, но оставаться там не захотел – вернулся к себе. А работу найти не мог довольно долго. Не очень ждут работодатели вчерашнего студента, пусть и с новеньким дипломом, но без опыта работы. Походил пару месяцев по собеседованиям, пооббивал пороги разных организаций и понял, что диплом можно положить на полку вместе со своими амбициями до лучших времен. Пошел и устроился на завод, обычным работягой, на конвейер. Не сидеть же дома здоровому лбу на шее родителей. Включили в состав добровольной пожарной дружины, а тут как раз соревнования.
В процессе подготовки к ним приходилось часто обращаться в пожарную часть, она прямо на территории завода находится. Разговорились с тамошним инспектором, он и посоветовал попробовать устроиться к ним, народу не хватает, а у меня образование высшее – главное комиссию пройти.
Тогда не было настолько строгих требований к образованию, как сейчас, с любым высшим брали. Устроился, не зная толком, куда иду и имея очень смутные представления о профессии, но оказалось, что попал в точку – это оказалось мое дело.
Проверка соблюдения требований пожарной безопасности в организации
Так чем все-таки отличаются ваши должности?
Андрей: основная функция у нас одна – это профилактика и предотвращение возникновения пожаров на объекте, но методы и способы достижения этой цели несколько отличаются. У надзорных органов больше полномочий было до недавнего времени, а сейчас начался процесс передачи полномочий ГПН профилактикам, поэтому различия будут нивелированы.
Ну и инспектор отделения профилактики пожаров – это чаще всего объектовые подразделения, в основном части по охране отдельного объекта – заводов, фабрик и прочее. Инспектор государственного пожарного надзора инспектирует объекты на территории населенного пункта. Магазины, школы, различные учреждения и здания, находящиеся на территории курируемого района. В обоих случаях своя специфика, свои тонкости и сложности.
Что предпринимателю делать для соблюдения требований ПБ?
Эти предложения о том, что экспертная организация показывает хозяйствующему субъекту, какие имеются у него несоответствия. Но проблема в том, что такая оценка способна показать только часть из имеющихся несоответствий и только на определенный момент времени. Через какой-то период времени она «устареет». И главное — она не является механизмом, который меняет состояние, не устраняет недостатков. Такой услуги недостаточно для соблюдения всех установленных требований ПБ.
Вторая группа экспертных услуг — это осуществление «пожарно-профилактической работы» (далее — ППР).
Когда специалист ПБ, за руководителя, выполняет его функции: формирует проекты противопожарных инструкций и приказов, осуществляет контроль за соблюдением требований ПБ, обосновывает выделение финансовых средств и т. п. За исключением «непередаваемых начальственных» функций: утверждение руководителем инструкций и приказов, принятие решений по результатам контроля за соблюдением требований ПБ, выделение руководителем финансовых средств и т. п.
Разумеется, ППР выполняет и задачи предыдущей услуги — оценки соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудита ПБ).