Государственный
пожарный надзор (ГПН) —
специальный вид государственной
надзорной деятельности, осуществляемый
должностными лицами органов управления
и подразделений Государственной
противопожарной службы в целях контроля
за соблюдением требований пожарной
безопасности и пресечения их нарушений
Основной
задачей государственного пожарного
надзора
является осуществление в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации, деятельности по
проведению проверки соблюдения
организациями и гражданами требований
пожарной безопасности и принятие мер
по результатам этой проверки.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ
БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
слушатель группы
№
факультета переподготовки
и
ФГБОУ ВПО ВИ ГПС
МЧС РОССИИ
1.Контрольная
работа по дисциплине «Государственный
пожарный надзор»;
2.Вариант №: 30
;
3.Задание для
выполнения контрольной работы:
;
4.Содержание контрольной
работы, используемая литература:
;
5.Ф.И.О., должность,
звание слушателя выполнившего
контрольную работу
Контрольная работа
оформляется в соответствии с требованиями:
1. ГОСТ Р 6.30-2003 « Унифицированная
система. Требования к оформлению
документов».
2. Приказ МЧС России
№ 735 от 01.12.2008 г. « Об утверждении временной инструкции по делопроизводству
в территориальных органах, соединениях
и войск ГО, организациях системы МЧС России».
Государственный пожарный надзор
– осуществляемая в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, деятельность по
проверке соблюдения организациями и
гражданами требований пожарной безопасности
и принятие мер по результатам проверки.
Организация эффективной системы
профессиональной подготовки государственных
инспекторов по пожарному надзору
и ее методическое обеспечение является
важным элементом пожарного надзора.
Цель контрольной работы по
дисциплине «Государственный пожарный
надзор» — приобретение теоретический
знаний, формирование умений и навыков
в области организации и осуществлению
государственного пожарного надзора,
а также других контрольных функций по обеспечению пожарной
безопасности.
Задачи данной контрольной
работы:
— изучение основных направлений,
современных форм и методов
осуществления государственного
надзора в области пожарной
безопасности;
— изучение порядка
организации и проведения мероприятий по надзору
в области пожарной безопасности;
Управление надзорной деятельности и профилактической работы МЧС
Новосибирская область / Новосибирск
8 (383) 217-68-78
630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 86
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по г. Новосибирску
8 (383) 278-00-25
630015, г. Новосибирск, ул. Комбинатская, 8
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Баганскому району
Новосибирская область / Баганский
632770, Новосибирская область, с. Баган, ул. Ленина, 53
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Болотнинскому району
Новосибирская область / Болотнинский
633340, Новосибирская область, г. Болотное, ул. Московская, 60
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Венгеровскому району
Новосибирская область / Венгеровский
632241, Новосибирская область, с. Венгерово, ул. Ленина, 4
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Доволенскому району
Новосибирская область / Доволенский
632450, Новосибирская область, с. Довольное, ул. Мичурина, 16
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по г. Искитим и Искитимскому району
Новосибирская область / Искитимский
8 (38343) 2-60-15
8 (38343) 4-60-83
633205, Новосибирская область, г. Искитим, ул. Гагарина, 18
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Карасукскому району
Новосибирская область / Карасукский
632862, Новосибирская область, г. Карасук, ул. Коммунистическая, 58
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Каргатскому и Убинскому району
Новосибирская область / Убинский
632520, Новосибирская область, с. Убинское, ул. Ленина, 27
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Колыванскому району
Новосибирская область / Колыванский
8 (38352) 51-958
633160, Новосибирская область, р.п. Колывань, ул. Кирова, 88
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Коченевскому и Чулымскому району
Новосибирская область / Коченевский
632640, Новосибирская область, р.п. Коченево, ул. Ипподромская, 4
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Краснозерскому району
Новосибирская область / Краснозерский
8 (38357) 41-273
632902, Новосибирская область, р.п. Краснозерское, ул. Почтовая, 5
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Куйбышевскому и Северному районам
Новосибирская область / Куйбышев
8 (38362) 53-301
632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Здвинского, 2
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Купинскому району
Новосибирская область / Купинский
8 (38368) 97-416
632733, Новосибирская обл., г. Купино, ул. Максима Горького, 21
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Чистоозерному району
Новосибирская область / Чистоозерный
632720, Новосибирская обл., р.п. Чистоозерное, ул. Победы, 9
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Кыштовскому району
Новосибирская область / Кыштовский
632270, Новосибирская область, с. Кыштовка, ул. Октябрьская, 66
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Мошковскому району
Новосибирская область / Мошковский
633131, Новосибирская область, р.п. Мошково, ул. Народная, 52
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Новосибирскому району
8 (383) 221-29-47
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по г. Обь
Новосибирская область / Обь
8 (38373) 295-21
633101, Новосибирская область, г. Обь, ул. Олега Кошевого, 26
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Ордынскому и Кочковскому районам
Новосибирская область / Ордынский
633261, Новосибирская область, р. п. Ордынское, пер. Школьный, 8
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Сузунскому району
Новосибирская область / Сузунский
633623, Новосибирская область, р.п. Сузун, ул. Юбилейная, 1
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Татарскому и Усть-Таркскому районам
Новосибирская область / Татарск
632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Закриевского, 47
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Тогучинскому району
Новосибирская область / Тогучинский
633456, Новосибирская обл., г. Тогучин, ул. Комсомольская, 65
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Чановскому району
Новосибирская область / Чановский
632201, Новосибирская область, р.п. Чаны, ул. Ленина, 106
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Черепановскому и Маслянинскому районам
Новосибирская область / Черепановский
633520, Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Партизанская, 25
Входящий в состав МЧС государственный пожарный надзор является специальной службой. Она отвечает за такие функции, как предотвращение ситуаций, связанных с пожарами в любых населенных пунктах, предприятиях разного назначения и организациях. Центральный орган, который отвечает за контролем, управлением территориальными органами, выступает государственный департамент пожарной безопасности.Основные задачи Госпожнадзора – обеспечение пожарного надзора, организовать все территориальные органы ПБ по обеспечению защиты городов, поселков, других населенных пунктов, а также субъектов хозяйственной деятельности от пожаров, проводить работу по усовершенствованию мероприятий, связанных с тушением очагов возгорания. В задачи можно добавить – проведение мероприятий по повышению эффективности работы местных органов ПБ, проводить полный контроль над выполнением профилактики требований ПБ.В функции контроля пожарного надзора входят:Контролировать проектные и строительные организации и компании, чтобы они проводили все работы строго с учетом требований правил пожарной безопасности. Это касается любых зданий и сооружения, различного назначения.Представители должны участвовать в приемке строительных объектов.Проводить экспертизы строящихся и эксплуатируемых объектов.Проводить проверки пожарных служб городов, поселков и субъектов хозяйственной деятельности, в независимости от их назначения.Участвовать в разработке проектно-сметной документации в разделах пожарной безопасности. Следить за эксплуатируемыми зданиями в плане требований ПБ.Участвовать в обследованиях предприятий, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных.Разрабатывать правила ПБ.Участвовать в разработках государственных стандартов, а также отраслевых, связанных со строительством.Разрабатывать нормативно-техническую документацию, связанную с правилами ПБ.Участвовать в испытаниях новых образцов различного оборудования.Проводить проверку профилактических мероприятий на объектах любого назначения.Обязанности инспекторов ГоспожнадзораИнспекторы Государственного пожарного надзора обязаны:разрабатывать мероприятия (в установленном порядке), связанные с оснащением подразделений разного уровня техническими средствами пожаротушения;проводить мероприятия по улучшению эффективности исследований, связанных с разработкой новых технологий пожаротушения и техники;внедрять новые технологии и технику, связанную не только с тушением очагов возгорания, но и с обнаружением огня;участвовать в мероприятиях, касающихся организации противопожарных мер в населенных пунктах и объектах хозяйственной деятельности;разрабатывать рекомендации по усилению требований ПБ;помогать отдельным производственным объектам в обучении по ПБ сотрудников и работников;проведение учета количества пожаров по стране, проводят их анализ, и на основе все этого разрабатываются меры, которые помогают не допускать их снова;инспекторы пожарного надзора проводят расследования возникновения пожаров, а также грубых нарушения правил и требований ПБ.Основная же обязанность инспекторов пожарного надзора – инспектировать объекты разного назначения на предмет выявления недостатков. Если таковые были обнаружены, то они составляют предписания на их устранение с указанием недостатков и сроками исправления. Если в предписанные сроки недостатки не были устранены, то руководители или собственники объектов подвергаются административным или уголовным наказаниям.Чаще всего инспекторы накладывают штрафы. Причинами могут быть не только невыполнение предписаний, но и грубые нарушения требований противопожарной безопасности: неисправность средств пожаротушения, использование их и техники не по назначению (например, пожарные шланги используют для полива призаводской территории), несоответствие реального количества средств и техники с паспортной.К уголовной ответственности руководители объектов привлекаются не часто. Обычно такое происходит на основе заключения комиссии после пожара. Если возгорание повлекло за собой человеческие жертвы, то это усугубляет положение.Внимание! Если требования и правила пожарной безопасности на объектах нарушаются постоянно, то инспекторы могут приостановить деятельность компании до ликвидации всех нарушений. Это касается эксплуатации не только зданий и оборудования, могут выявиться причины недостаточного количества первичных средств тушения огня или пожарной техники.Государственный пожарный надзор – независимый орган. Он не подчиняется никому кроме руководства МЧС. Ни политические партии, ни общественные организации или объединения, ни депутатский корпус не вправе влиять на его работу, а тем более, на проводимые им мероприятия по правилам ПБ.Полномочия инспекторов ГоспожнадзораПолномочия и обязанности инспекторов органов пожарного надзора взаимосвязаны. Многие пункты дублируют друг друга. Итак, в обязанности инспекторов входят:осуществлять надзор над местными органами пожарной безопасности, а также представителями исполнительной власти и органами местного самоуправления в плане контроля над соблюдениями правил ПБ;разрабатывать самостоятельно или с представителями исполнительной власти нормативной документации, касающейся противопожарной безопасности;разрабатывать нормативы производства оборудования, техники и средств, которые касаются пожарно-технической продукции;обследовать объекты разного назначения (и их территорию) в любое время (даже в нерабочее) в плане проверки соблюдения норм пожарной безопасности;инспекторам позволяется входить беспрепятственно в частные строения, в квартиры и дома, если у них на руках есть достоверные сведения, что в этих помещениях нарушаются правила ПБ;давать предписания не только руководителям объектов хозяйственной деятельности, но и представителям исполнительной власти, в которых указываются нарушения и недостатки;останавливать деятельность компаний, если неоднократно обнаруживаются одни и те же нарушения;останавливать производства, если выпуск товаров и изделий происходит с нарушениями ПБ;вызывать в свои кабинеты руководителей объектов и граждан для дознания, при этом инспектора вправе требовать от них любую документацию, проясняющую ситуацию, связанную с нарушениями;налагать административные взыскания в виде штрафов, это касается лиц, работающих на любых объектах (производство, торговля и прочее), которые не только не выполняют требования ПБ, но и не реагируют на предписания.Обеспечение пожарной безопасностиОрганы Государственного пожарного надзора в основном следят, чтобы выполнялось нормативное регулирование в области пожарной безопасности. В состав нормативной документации входят: стандарты, правила и нормы, инструкции и прочие документы, в которых содержаться требования ПБ.При этом Госпожнадзор контролирует документы, которые утверждаются и принимаются органами (федеральными) исполнительной власти, касающиеся ПБ. Основная их обязанность в этом случае, передать эти документы на утверждение в МЧС после полного их исследования на соблюдения правил и соответствие законодательству. Представители Госпожнадзора должны обязательно участвовать в разработках этих документов. Необходимо обозначить, что субъекты федерации сами могут разрабатывать нормативные документы, но они не должны противоречить федеральным нормативам. И федеральные, и местные нормативные документы должны быть зарегистрированы и преданы всеобщему опубликованию.Госпожнадзор обязан следить за выпуском продукции, которая попадает под категорию пожароопасной. Инспектора обязаны на таких производствах просто «прописаться». Но в независимости от типа промышленных объектов в них необходимо помочь организовать разработку нормативной документации, касающейся предотвращения возгорания, проведения профилактических мероприятий, разработке планов тушения пожаров, путей эвакуации людей и материальных ценностей.Государственный пожарный надзор – это основной орган, контролирующий пожарную ситуацию в стране. Он отвечает перед министром МЧС о проделанной работе, о пожарной ситуации, о нововведениях, плюс полная финансовая зависимость от финансовых органов МЧС.https://www.youtube.com/embed/PZGonOazXbs?feature=oembed
- 155Паспортная система.
- Органы государственного пожарного надзора
- Взаимодействие органов государственного пожарного надзора с другими надзорными органами. Обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору. Составление сводок правил по увеличению показателей пожаробезопасности в государстве.
155Паспортная система.
Паспортная
система
РФ представляет собой совокупность
правовых норм, устанавливающих паспорт
гражданина РФ в качестве основного
документа, удостоверяющего его личность
на территории РФ, а также определяющая
порядок выдачи, замены паспортов,
регистрации граждан РФ и снятия их с
регистрационного учета по месту
пребывания и месту жительства.
Паспортная
система предназначена для решения
целого ряда задач. Наиболее значимыми
среди них являются: создание необходимых
условий для реализации гражданами их
прав и свобод, а также исполнения
обязанностей перед другими членами
общества и государством; государственный
учет населения; обеспечение общественной
и государственной безопасности. Одна
из основных задач П.с. — охрана правопорядка.
паспортная
система состоит из отдельных элементов
(групп правовых норм:
- правовые
нормы, устанавливающие содержание
паспорта; - нормы,
определяющие порядок его выдачи и
замены; - правовые
нормы, регулирующие порядок регистрации
граждан РФ по месту пребывания и месту
жительства и снятия их с регистрационного
учета.
Правовую
основу паспортной системы в настоящее
время составляет целый ряд нормативных
актов. В Конституции РФ закреплено право
свободно передвигаться, а также выбирать
место пребывания и жительства каждому,
кто законно находится на территории
России. Данное положение детализировано
в Законе РФ. «О праве граждан РФ на
свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах РФ»
. В нем введены понятия места пребывания
и места жительства, указаны цели
осуществления регистрационного учета;
основные правила регистрации и снятия
граждан РФ с регистрационного учета по
месту пребывания и месту жительства, а
также установлены некоторые другие
важные положения.
З-н
«О праве на свободу передвижения,
выбора места жительства и пребывание
в пределах РФ» отменяет институт
прописки и выписки граждан, заменив его
регистрационным учетом. Главное отличие
прописки от регистрации состоит в том.
что прописка носила характер разрешительный,
а регистрация несет чисто уведомительную
функцию.
Постановление
Правительства РФ «Об
утверждении Правил регистрации и снятия
граждан РФ с регистрационного учета
по месту пребывания и по месту жительства
в пределах РФ и перечня должностных
лиц, ответственных за регистрацию».
Настоящие
Правила
регулируют
порядок регистрации и снятия граждан
РФ с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в
пределах РФ .
Регистрационный
учет устанавливается в целях обеспечения
необходимых условий для реализации
гражданами своих прав и свобод, а также
исполнения ими обязанностей перед
другими гражданами, государством и
обществом.
Граждане
обязаны регистрироваться по месту
пребывания и по месту жительства в
органах регистрационного учета и
соблюдать настоящие Правила.
Гр-н,
изменивший место жительства обязан не
позднее 7 дней обратиться к должностному
лицу, ответственному за регистрацию.
Орган регистрации учета обязан
зарегистрировать гр-на не позд. 3-х дней
со дня предъявленных им документов.
Контроль
за соблюдением гражданами и должностными
лицами настоящих Правил возлагается
на Федеральную миграционную службу, ее
территориальные органы и органы
внутренних дел.
Граждане,
прибывшие для временного проживания в
жилых помещениях, не являющихся их
местом жительства, на срок свыше 90 дней,
обязаны по истечении указанного срока
обратиться к должностным лицам,
ответственным за регистрацию.
Регистрация
граждан по месту пребывания в жилых
помещениях, не являющихся местом их
жительства, осуществляется на срок,
определенный по взаимному соглашению.
Соседние файлы в папке Шпоры_и_ТД
Органы государственного пожарного надзора
- федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
на решение задач в области пожарной
безопасности, в лице структурного
подразделения его центрального аппарата,
в сферу ведения которого входят вопросы
организации и осуществления
государственного пожарного надзора; - структурные
подразделения региональных центров
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, созданные для
организации и осуществления
государственного пожарного надзора
на территориях федеральных округов; - структурные
подразделения территориальных органов
управления федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области пожарной
безопасности; - подразделения
федеральной противопожарной службы,
созданные в закрытых
административно-территориальных
образованиях.
Государственная
противопожарная служба —
является основным видом пожарной
охраны
и входит в состав Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС
РФ)
в качестве единой самостоятельной
оперативной службы.
В
Государственную противопожарную службу
входят:
Федеральный
закон “О
пожарной безопасности”. Статья 6.
Государственный
пожарный надзор.
Должностные
лица органов управления и подразделений
Государственной противопожарной службы
при осуществлении государственного
надзора имеют право:
осуществлять государственный пожарный
надзор за соблюдением требований
пожарной безопасности
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, предприятиями,
а также должностными лицами и гражданами.
Взаимодействие органов государственного пожарного надзора с другими надзорными органами. Обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору. Составление сводок правил по увеличению показателей пожаробезопасности в государстве.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В наше время ни единое государство не может существовать без разработанных и четко сформулированных правил безопасности при пожаре. Именно они могут обеспечить защиту жизни человека. В этом контексте пожарный надзор определяется как особый подвид надзорной деятельности того или иного государства. пожарный надзор государство правило
Государственный пожарный надзор (ГПН) — это особый подвид надзорной деятельности любого государства. В свою очередь, надзор выполняется должностными лицами управленческих органов. Также весомый вклад вносят неисчислимые количества подразделений, которые занимаются организацией мероприятий по пожарной безопасности. Главной обязанностью пожарного надзора является обеспечение пожаробезопасности в том или ином населенном пункте, организации, на предприятии. Происходит это за счет систематических проверок и различных обследований на выявление пожароопасных факторов. Основная деятельность заключается в составлении сводок правил по увеличению показателей пожаробезопасности в государстве.
Статистика по количеству случаев возгорания в бытовых условиях и по причине стихийных воздействий в настоящее время чрезвычайно велика. Только в месяц на территории Российской Федерации происходят около 30 000 пожаров. А за год эта цифра превышает отметку в 400 000 случаев возгорания. По сравнению с другими развитыми странами ситуация выглядит плачевно. Если сопоставить затраты на компенсацию урона от пожара и всех стихийных бедствий, то в денежном эквиваленте стихийные бедствия обходятся намного дешевле. Подытожив все вышесказанное, вопрос о том, нужен ли пожарный надзор, отпадает сам по себе. Эта надзорная деятельность крайне необходима для увеличения уровня пожаробезопасности в стране.
Взаимодействие органов ГПН с другими надзорными органами
Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:
— информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
— определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
— информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
— подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
— принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
— повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля взаимодействуют с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.
Деятельность органов ГПН во взаимодействии с другими органами государственного контроля (надзора) по вопросам обеспечения пожарной безопасности рекомендуется организовывать и осуществлять, как правило, на основе двухсторонних соглашений (договоров) о сотрудничестве (взаимодействии) только в рамках полномочий, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Например, взаимодействие по вопросам обеспечения пожарной безопасности может осуществляться с органами по надзору в области промышленной безопасности, государственного строительного надзора, в сфере транспорта, образования, здравоохранения, страховой деятельности, налоговыми органами, органами по лицензированию отдельных видов деятельности, аккредитации, сертификации и др. (1)
Федеральный ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор).
Деятельность Ростехнадзора регламентируется «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401. (2)
Ростехнадзор осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В рамках установленных полномочий Ростехнадзор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах использования атомной энергии, на подземных объектах и при ведении взрывных работ.
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
При осуществлении совместной надзорной деятельности на объектах, подконтрольных органам ГПН и Ростехнадзора рекомендуется:
— осуществление правового и нормативного регулирования, обеспечивая согласованные действия при подготовке нормативных правовых актов и выработке нормативных требований на проектирование, изготовление и эксплуатацию взрывопожароопасных производств и технологий, направленные на внедрение прогрессивных средств защиты и автоматики;
— проведение выборочных совместных проверок взрывопожароопасных производственных объектов;
— проведение совещаний, семинаров, сборов и других мероприятий по вопросам обеспечения промышленной, экологической и пожарной безопасности объектов и территорий;
— проведение совместных мероприятий по пропаганде мер промышленной, экологической и пожарной безопасности, подготовка совместной информации по этим вопросам;
— проведение учебных занятий и тренировок по отработке планов ликвидации аварий в случаях возможного их перехода в пожары или при условии, что авария может явиться следствием пожара;
— осуществление в установленном порядке лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов;
— обмен информацией по фактам обнаружения нарушений правил безопасного ведения работ и пожарной безопасности либо отсутствия сертификатов соответствия (сертификатов пожарной безопасности) и обеспечение правоприменительной практики по полученной информации;
— участие в расследовании аварий, связанных с пожарами.
Должностными лицами органов Ростехнадзора и органов ГПН по результатам совместных проверок оценивается эффективность деятельности организаций по обеспечению пожаровзрывобезопасности, могут выдаваться их руководителям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений требований технических регламентов, стандартов, норм и правил пожарной безопасности.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства не допускается осуществление иных видов государственного надзора, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В области обеспечения пожарной безопасности градостроительной деятельности органам ГПН следует осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами государственного строительного надзора.
Законодательством о градостроительной деятельности установлено, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе, либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Деятельность по контролю и надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах транспорта осуществляется органами ГПН и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Порядок ее организации и деятельности регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта». (3)
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в рамках полномочий в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава.
По вопросам обеспечения пожарной безопасности Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами ГПН.
Органы ГПН по вопросам обеспечения пожарной безопасности осуществляют свою деятельность при взаимодействии с органами государственного контроля (надзора) в сферах градостроительства, торговли, образования, здравоохранения, социального обеспечения, страховой деятельности, жилищной сфере, налоговыми органами, органами по лицензированию отдельных видов деятельности и др.
Проведение внеплановых мероприятий по надзору
Исполнение государственной функции по надзору органами государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с «Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности», утвержденном Приказом МЧС России 01.10.2007 г. № 517 и зарегистрированного Министерством Юстиции Российской Федерации 31.10.2007г. за № 10424.(4)
Мероприятия по надзору проводятся на территориях, технологических установках, оборудовании, агрегатах, в зданиях, сооружениях, в отношении изделий, продукции и иного имущества, для которых установлены требования пожарной безопасности (далее — объекты надзора).
Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях возникновения следующих юридических фактов:
истечение срока исполнения законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства;
получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими требований пожарной безопасности, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;
письменное обращение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении в отношении их мероприятия по надзору.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по надзору.
Внеплановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа ГПН.
Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований пожарной безопасности на критически важных объектах и объектах с круглосуточным массовым пребыванием людей, за исключением объектов жилого сектора высотой менее 75 метров, осуществляются в течение десяти рабочих дней, в остальных случаях — в течение месяца.
При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.
Контроль исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений осуществляется в течение срока, установленного предписанием.
Контроль исполнения ранее выданных предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности осуществляется в период проведения внепланового мероприятия по надзору, который определяется с учетом сроков, установленных для устранения нарушений требований пожарной безопасности
При установлении факта неисполнения в срок законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства государственный инспектор по пожарному надзору, осуществляющий, осуществляющее внеплановое мероприятие по надзору, составляет акт проверки, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
При непосредственном обнаружении в ходе внепланового мероприятия по надзору вновь выявленных нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдаются предписания об устранении нарушений и (или) предписание по снятию с производства в порядке, установленном п. 72 Административного регламента.
Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.
Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления государственным инспектором по пожарному надзору, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения, либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора по пожарному надзору, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
Мероприятие по надзору должно проводиться только тем государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, который (которые) указан (указаны) в распоряжении.
При проведении мероприятий по надзору государственный инспектор по пожарному надзору не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;
осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.
В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:
визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;
установление уровня знаний требований пожарной безопасности;
иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.
Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица.
В ходе визуального осмотра фиксируются:
общая характеристика пожарной опасности объекта;
факты нарушений требований пожарной безопасности.
Впоследствии, результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки.
Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Государственный инспектор по пожарному надзору вправе потребовать для ознакомления следующую документацию, необходимую для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности:
правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя;
документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора и т. д.);
техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т. д.);
технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;
договоры аренды помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;
лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;
сертификаты соответствия на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
иную документацию, характеризующую пожарную безопасность объекта.
При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки. (5)
Обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору.
Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, обязаны:
обеспечить присутствие руководителей или своих уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;
предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции. (6)
Пожарный надзор, помимо ряда прав и обязанностей, имеет основные функции и задачи, которые обязан выполнять в любых случаях. Именно инспектор пожарного надзора должен обеспечивать защиту жизнедеятельности каждого гражданина страны, равно как и его имущества. Также он обязан защищать имущество муниципалитета и организаций. В обязанности инспектора также входит подведение статистики и составления отчета по пожарам и их последствиям. Помимо этого, в обязательном порядке должны быть рассмотрены жалобы граждан и различных организаций.
Ряд вышеперечисленных задач должен исполняться беспрекословно каждым работником органов пожарного надзора.
Список использованной литературы
1. http://studopedia.su/9_84819_vzaimodeystvie-organov-gpn-s-drugimi-organami-gosudarstvennogo-kontrolya.html (25.12.16)
2. http://www.zakonprost.ru/content/base/172363 (25.12.16)
3. http://docs.cntd.ru/document/901904704 (25.12.16)
4. http://07.mchs.gov.ru/document/903926 (25.12.16)
5. http://www.mchs.gov.ru/activities/methodological_materials/Rekomendacii_po_organizacii_vzaimodejstv (25.12.16)
6. http://base.garant.ru/70201578/ (25.12.16)
7. Приказ МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375
8. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
Размещено на Allbest.ru