Многие землепользователи часто задаются вопросом, в чем отличие муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора? Может ли случится такое, что одно и то же лицо может быть привлечено к административной ответственности дважды? Имеют ли право должностные лица органов муниципального земельного контроля привлекать нарушителей земельного законодательства к административной ответственности? Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан разъясняет, что в соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно установленному Правительством РФ порядку полномочия осуществления государственного земельного надзора закреплены за Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальными органами. Основным отличием муниципального земельного контроля является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности. Этими полномочиями наделены только органы, осуществляющие функции государственного земельного надзора. В связи с этим, акт проверки, составленный специалистом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, направляют в орган, осуществляющий функции государственного земельного надзора, где принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела, таким образом нарушитель земельного законодательства не может быть привлечен к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
- Новости соседних регионов по теме
- Прокуратурой Шпаковского района проведена проверка исполнения земельного законодательства
- По итогам проверки прокуратуры Окинского района устранены нарушения законодательства в сфере землепользования
- Некоторые итоги земельного надзора за май 2020 года в Калининградской области
- В Курганской области государственные земельные инспекторы возобновили проверки
- Итоги работы по осуществлению государственного земельного надзора на территории Республики Мордовия за май 2020 года
- Административное обследование земельного участка выявило признаки нарушения земельного законодательства
- Некоторые итоги работы Управления Россельхознадзора по профилактике нарушений земельного законодательства РФ в мае 2020 года
- Ответственность за самовольное занятие земельного участка
- Росреестр проведёт «горячую линию»
- Всё тайное становится явным
- Брянцам рассказали о штрафах за самозахват земель
- Информация для правообладателей земель сельскохозяйственного назначения
- Управлением Росреестра по Тульской области 17 июня 2020 года организована горячая линия
- О нарушениях земельного законодательства и ответственности за их совершение
- Выявлено зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения
- 15 гектаров плодородной земли в Братске покрылись сорняками в результате нарушения требований законодательства
- Землевладельца оштрафовали за заброшенный участок в Сандовском районе
- К сведению юридических и физических лиц
- Особенности общественного надзора
- Суть и функции общественного контроля
- Субъекты общественного надзора
- Особенности процедуры
- Результаты надзора
- Штрафы за нарушения земельного надзора
- Мониторинг земель
- Нарушения требований земельного законодательства
- Управление Росреестра- как орган государственного надзора
- Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
- Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ
- Объекты проверок
- Государственный земельный надзор в РФ
- Порядок проведения
- Уполномоченные органы и поднадзорные
- Виды земельного контроля
Новости соседних регионов по теме
Прокуратурой Шпаковского района проведена проверка исполнения земельного законодательства
Прокуратурой района установлены нарушения федерального законодательства при использовании земельного участка на территории Шпаковского района.14:50 11.06.2020 Прокуратура
По итогам проверки прокуратуры Окинского района устранены нарушения законодательства в сфере землепользования
Прокуратура Окинского района проверила соблюдение лесного законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Окинский район».19:52 11.06.2020 Прокуратура
Некоторые итоги земельного надзора за май 2020 года в Калининградской области
В мае 2020 года должностными лицами отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области проведено 2 административных обследования.13:45 11.06.2020 Россельхознадзор
В Курганской области государственные земельные инспекторы возобновили проверки
Но это касается пока только физических лиц
С 12 мая курганское Управление Росреестра снова проводит проверки соблюдения земельного законодательства физическими лицами.13:40 11.06.2020 Курган и курганцы
Итоги работы по осуществлению государственного земельного надзора на территории Республики Мордовия за май 2020 года
В рамках исполнения полномочий в сфере осуществления государственного земельного надзора на территории Республики Мордовия Управлением Россельхознадзора по РМ и Пензенской области в мае 2020 года проведено 79 плановых 09:07 11.06.2020 Россельхознадзор
Административное обследование земельного участка выявило признаки нарушения земельного законодательства
Должностным лицом отдела государственного земельного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области проведено административное обследование земельного участка сел09:07 11.06.2020 Россельхознадзор
Некоторые итоги работы Управления Россельхознадзора по профилактике нарушений земельного законодательства РФ в мае 2020 года
В мае 2020 года специалистами отдела земельного надзора проведено 13 плановых (рейдовых) осмотров земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 380 га.11:02 11.06.2020 Россельхознадзор
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Согласно законодательству Российской Федерации земельный участок предоставляется физическому или юридическому лицу в пользование в следующих вариантах: получение в собственность, взятие в аренду,09:54 11.06.2020 Кувандыкский городской округ
Росреестр проведёт «горячую линию»
17 июня 2020 года организована горячая линия по вопросам в сфере государственного земельного надзора, о нарушениях земельного законодательства и ответственности за их совершение.16:12 10.06.2020 Наследие
Всё тайное становится явным
Брянская область, 10 июня 2020 года, – сотрудники Управления Росреестра по Брянской области в рамках осуществления функций по государственному земельному надзору в постоянном режиме выявляют самовольное занятие земельных15:20 10.06.2020 Пламя Труда
Брянцам рассказали о штрафах за самозахват земель
Разъяснения дали специалисты Росреестра
Сотрудники Управления Росреестра по Брянской области в рамках осуществления функций по государственному земельному надзору в постоянном режиме выявляют самовольное занятие земел11:22 10.06.2020 БрянскToday.Ru
Информация для правообладателей земель сельскохозяйственного назначения
Управление Россельхознадзора по Калининградской области осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения,10:49 10.06.2020 Россельхознадзор
Управлением Росреестра по Тульской области 17 июня 2020 года организована горячая линия
Управлением Росреестра по Тульской области 17 июня 2020 года организована горячая линия по вопросам в сфере государственного земельного надзора, о нарушениях земельного законодательства и ответственности за их совершение.10:43 10.06.2020 Киреевский район
О нарушениях земельного законодательства и ответственности за их совершение
Управлением Росреестра по Тульской области 17 июня 2020 года организована горячая линия по вопросам в сфере государственного земельного надзора, о нарушениях земельного законодательства и ответственности за их совершение.10:38 10.06.2020 Знамя
Выявлено зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения
Государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области проведен рейдовый осмотр, обследование земельных участков, расположенных в Невьянском районе Свердловской области.12:31 10.06.2020 Россельхознадзор
15 гектаров плодородной земли в Братске покрылись сорняками в результате нарушения требований законодательства
Государственным инспектором земельного надзора Братского районного отдела Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия в ходе планового (рейдового) осмотра земельного участка площадью 149 361 кв.11:54 10.06.2020 Россельхознадзор
Землевладельца оштрафовали за заброшенный участок в Сандовском районе
В октябре 2019 года органами муниципального земельного контроля Сандовского района была проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственног18:08 09.06.2020 Афанасий-биржа
К сведению юридических и физических лиц
Администрация города Бахчисарая Республики Крым рекомендует привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации правоустанавливающие документы на земельные участки на территории муниципального об16:03 09.06.2020 Crimea-news.com
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев встретился с бойцами, которые прибыли из зоны спецоперации.
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев в очередной раз привел КБК в пример другим работодателям города.
Агаев Х.А. оглы и Сагеев А.И. в период с 2011 года по 23 ноября 2021 года, будучи осведомленными о том, что деятельность международного религиозного экстремистского объединения «Нур-джулар»,
Набережночелнинский городской суд
10 марта состоялось торжественное открытие кабинета паллиативной медицинской помощи в Верхнеуслонской ЦРБ.
Март — месяц распространения информации о колоректальном раке. Занимает 3 место по онкологическому заболеванию среди населения.
Главный санитарный врач города Ильгизяр бариев доложил, что в набережных Челнах зафиксировано 29 366 случаев лабораторно подтвержденной новой коронавирусной инфекции, показатель составляет 5 537 тыс.
Администрация г. Набережные Челны
Волжско-Камскую популяцию сокола-балобана, а в дальнейшем и соколиную охоту планируют возродить в Татарстане.
На площадке казанского музея Максима Горького и Федора Шаляпина стартовал всероссийский научный форум, приуроченный к юбилеям этих деятелей отечественной культуры и к 85-летию со дня основания музея.
В Центре детского творчества продолжается районный конкурс-фестиваль детского творчества «ТалантФест».
Особенности общественного надзора
В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.
На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.
Суть и функции общественного контроля
Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.
Такой надзор выполняет следующие функции:
- информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
- предупредительную. Предотвращает правонарушения;
- карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Субъекты общественного надзора
Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.
Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.
Особенности процедуры
Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.
В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.
Результаты надзора
В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.
Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.
Штрафы за нарушения земельного надзора
Как правило, за выявленные расхождения с требованием действующего законодательства нарушители привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 8.12 КоАП РФ. По ней назначается штраф, размер которого следующий:
- На физических лиц – не более 5 т.р.;
- На ответственных лиц – не более 50 т.р.;
- На организации – не более 300 т.р.
Кроме того, юридические лица могут принудительно приостанавливать работу за выявленные нарушения в сфере землепользования на срок до 3 месяцев. Если в ходе проверки установлено, что из-за несоблюдения земельного законодательства был причинен вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Мониторинг земель
Принятие адекватных и эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель. Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвен-но- геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Это — одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля. Его данные используются для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования и тем самым служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Постоянные обследования почв позволяют контролировать процесс землепользования и тем самым выполнять задачи текущего контроля. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, тем самым выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель, а данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.
Помимо задач по выявлению изменений состояния земель, оценки и прогноза мониторинг обеспечивает научно обоснованной информацией государственные органы и других заинтересованных лиц, которая затем используется для ведения государственного земельного кадастра, организации землепользования и проведения землеустройства. Сведения мониторинга также служат источником информации для граждан о состоянии окружающей среды в части состояния земель (ст. 67 ЗК).
Смысл мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов, происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.
Государственный мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории.
На федеральном уровне осуществление мониторинга земель возложено на Госземкадастр, Росгидромет и МНР России при участии заинтересованных министерств и ведомств.
Мониторинг земель — составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.
Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования. Это означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда, где и когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.
В содержание мониторинга входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям. В процессе мониторинга изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Наблюдение также ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.
Полученные результаты накапливаются в архивах и базах данных автоматизированной информационной системы, ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.
Нарушения требований земельного законодательства
В данном разделе статьи мы рассмотрим некоторые виды нарушений требований земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по размещению на нем строений, огораживании, принятии иных мер для воспрепятствования доступу на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. При использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю виновное лицо имеет либо имело некие правоудостоверяющие или правоустанавливающие документы, которые не соответствуют требованиям законодательства РФ. В силу ст. 7.1 КоАП РФ указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб., а на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков не в соответствии с их целевым назначением или разрешенным использованием либо бездействии – неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и пр. отходов производства и потребления или иных опасных веществ. Напомним, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”). К указанным нарушениям, в частности, можно отнести:
- сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Порча земель. Требования к проведению работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, установлены Приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 “Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы”. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., а на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ).
“Ревизии и проверки
Управление Росреестра- как орган государственного надзора
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:
- контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
- надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
- контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
- контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
- установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
- исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
- устранение правонарушений в данной сфере.
По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.
В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.
Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
Государственный
земельный надзор – это деятельность
уполномоченных федеральных
органовисполнительной
власти,
направленная на:
- предупреждение,
выявление и пресечение нарушений органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, а также
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, их уполномоченными
представителями игражданами требований,
установленных земельным законодательством,
посредством организации и проведения
проверок указанных лиц, принятия
предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, исистематическое
наблюдение за исполнением требований
земельного законодательства, анализ
и прогнозирование состояния
исполнения требований земельного
законодательства при осуществлении
органами государственной власти,
органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей
деятельности. - предупреждение,
выявление и пресечение нарушений органами
государственной власти, органами
местного самоуправления, а также
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, их уполномоченными
представителями игражданами требований,
установленных земельным законодательством,
посредством организации и проведения
проверок указанных лиц, принятия
предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, и - систематическое
наблюдение за исполнением требований
земельного законодательства, анализ
и прогнозирование состояния
исполнения требований земельного
законодательства при осуществлении
органами государственной власти,
органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей
деятельности.
См.
такжеПостановлениеПравительства
РФ от 02.01.2015 N 1“Об
утверждении Положения о государственном
земельном надзоре”.
Органами,
осуществляющими государственный
земельный надзор, являются:
- Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии и ее территориальные
органы (см. Положение);Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
и ее территориальные органы (см.Положение);Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и ее территориальные органы
(см.
Административный регламент). - Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии и ее территориальные
органы (см. Положение); - Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования
и ее территориальные органы (см.Положение); - Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и ее территориальные органы
(см.
Административный регламент).
Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ
Функции надзорных структур носят характер:
- предупредительный;
- информационный;
- карательный.
Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.
Надзор проводится в нескольких формах:
- в виде проверок планового и внепланового характера;
- непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
- устранения обнаруженных нарушений.
Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.
Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:
- Рекультивации земельных объектов.
- Улучшению земель.
- Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
- Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
- Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
- Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
- Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.
Объекты проверок
Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:
- земельных участков,
- частей земельных наделов;
- земли как природного объекта и ресурса.
Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные
К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.
Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.
Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земельили их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению
Сюда можно отнести, например, земли:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- водного, лесного фонда;
- другие категории, установленные российским законодательством.
Государственный земельный надзор в РФ
В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор.
Понятие надзора.
Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.
Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:
- организацию и проведение проверок;
- принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
- анализ текущей ситуации;
- прогнозирование их исполнения в дальнейшем.
Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения.
Порядок проведения
Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:
- регулярные осмотры земельных наделов;
- посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
- при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
- при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
- назначают штрафные санкции.
Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.
ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию
Уполномоченные органы и поднадзорные
Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц.
-Росреестр;
-Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
– Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.
Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится.
Государственный земельный контроль осуществляется в форме:
- Проведения плановых и внеплановых проверок.
- Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.
- Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.
Виды земельного контроля
Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:
- внешний мониторинг (надведомственный тип);
- внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).
По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:
- государственного уровня;
- муниципального типа;
- производственная разновидность;
- система контроля общественности.
На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.
СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.
Особенности государственного типа надзора:
- мониторинг касается всех категорий земельных участков;
- анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
- органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора. Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления
Задачами этого типа контроля являются:
Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:
- профилактическая работа с пользователями земель;
- обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
- ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
- организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
- налаживание эффективной схемы мониторинга.
Особенности контроля муниципального уровня:
- контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
- мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.
Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.
В роли контролеров могут выступать:
- территориальные структуры общественного самоуправления;
- отдельные граждане РФ;
- объединения общественности.
Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.