В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.
В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.
Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.
В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.
Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.
В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.
Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.
Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.
После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.
Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:
- наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
- президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
- прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.
Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.
Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.
В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).
Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.
Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).
По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.
Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.
В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.
Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.
Ростехнадзор опубликовал приказ №539 от 19.12.2020 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности».
В документ включено семь перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках:
государственного контроля (надзора) при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности;
государственного строительного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности;
федерального государственного энергетического надзора, привлечения к административной ответственности;
федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, привлечения к административной ответственности;
государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (за исключением технических регламентов, соблюдение требований которых оценивается при осуществлении иных видов государственного контроля/надзора), привлечения к административной ответственности;
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, привлечения к административной ответственности.
Каждый из перечней поделен на разделы:
Раздел I. Международные договоры РФ и акты органов Евразийского экономического союза.
Раздел II. Федеральные законы.
Раздел III. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Раздел IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти.
Разделы поделены на графы:
Наименование и реквизиты акта.
Сведения об утверждении.
Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.
Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.
Ссылки на положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Напомним, что с 01.11.2020 вступил в силу 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Портал ЕРЗ.РФ рассказывал об основных положениях этого документа. В ч.5 ст.8 данного закона предусмотрена обязанность органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), размещать на официальных сайтах перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках госнадзора.
Опубликование данных требований поможет строителям подготовиться к проверкам Ростехнадзора, а также защитить свои права, в случае привлечения к административной ответственности.
Приказ вступил в силу с 17 декабря 2020 года.
Другие публикации по теме:
Застройщики смогут взаимодействовать с Госстройнадзором через портал госуслуг
Как изменится государственный строительный надзор
Правительство в рамках «регуляторной гильотины» отменило ряд неактуальных актов в сфере строительства и ЖКХ
Основа для «регуляторной гильотины» принята Госдумой
Чем вызвана реорганизация госстройнадзора в Крыму
Ростехнадзор: для принятия решения о выдаче займов членам СРО необходимо организовать общее собрание
Контроль за региональными стройнадзорами передадут Ростехнадзору
1. Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
2. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:
1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.
10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.
12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
13. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного строительного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.
19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.