Какие федеральные агентства могут инспектировать природоохранную организацию? Какие госорганы и региональные управления имеют право требовать от организации экологического надзора

Какие федеральные агентства могут инспектировать природоохранную организацию? Какие госорганы и региональные управления имеют право требовать от организации экологического надзора ЕРВК

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Государственный общий экологический
контроль проводится Президентом России,
Правительством РФ, правительствами
субъектов РФ, администрацией субъектов
РФ и органами местного самоуправления.

Полномочия Президента Россиикак
главы государства по проведению
экологического контроля регулируютсяКонституциейРФ, другими актами. Такой контроль
проводится в форме непосредственного
контроля Президента и опосредованного
— через подразделения его администрации.
Непосредственный контроль Президент
РФ осуществляет через подбор и расстановку
на федеральном уровне кадров, имеющих
отношение к решению экологических
проблем в стране. По представлению
Председателя Правительства РФ он
назначает на должности министров,
председателей государственных комитетов,
руководителей федеральных служб.

Президентский контроль реализуется
через Контрольное управление Президента
РФ и его территориальные подразделения
(окружные инспекции), полномочных
представителей Президента РФ в субъектах
Федерации.

Государственный общий экологический
контроль осуществляют также органы
исполнительной власти общей компетенции- Правительство РФ, правительства
(администрации) субъектов Федерации.
Экологический контроль проводится ими
путем заслушивания на своих заседаниях
отчетов и докладов руководителей
государственных структур исполнительной
власти в области природопользования и
охраны окружающей среды; контроля за
исполнением законов, иных нормативных
правовых актов в данной сфере
соответствующими органами исполнительной
власти; отмены принимаемых министерствами
и ведомствами актов, если они противоречатКонституцииРФ, конституциям (уставам) субъектов
РФ, указам Президента РФ, постановлениям
правительств.

Правительства (администрации) субъектов
РФ осуществляют контроль за использованием
природных ресурсов и охраной окружающей
среды, соблюдением утвержденных проектов
строительства, состоянием учета и
отчетности в организациях.

У многих организаций возникает вопрос о том, какие органы могут проверять их по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Попробуем разобраться.

Сначала нужно определиться, какому виду экологического контроля (надзора) подлежит организация — федеральному или региональному.

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, прописаны в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096. Остальные объекты подлежат региональному экологическому надзору.

Готовитесь к проверке МЧС?

Также уровень поднадзорности прописывается в свидетельстве о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Если объект относится к категории федеральных, то соответственно региональный орган государственного экологического контроля (надзора) проверять его не имеет права.

Какие федеральные агентства могут инспектировать природоохранную организацию? Какие госорганы и региональные управления имеют право требовать от организации экологического надзора

Федеральный орган государственного экологического надзора — это Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы.

Название регионального органа может незначительно отличаться в разных субъектах и областях, но чаще всего это Министерство экологии и природных ресурсов соответствующего субъекта или области.

Основной перечень вопросов, касающихся охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, проверяют упомянутые выше органы федерального и регионального экологического контроля (надзора).

Но есть еще органы, которые при проверке также могут затронуть вопросы экологии.

Так, например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) проверяет, организована ли у предприятия санитарно-защитная зона и проводится ли контроль на ее границе, соответствуют ли места временного хранения (накопления) отходов установленным требованиям, организованы ли зоны санитарной охраны артезианских скважин, проведен ли в полном объеме контроль за качеством воды.

Документация по пожарной безопасности для аудиторской компании: инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы и акты, графики и методички, регламенты — пакет документов

В этой статье мы рассмотрим особенности разработки документации по пожарной безопасности для аудиторской компании и предложим полный перечень локальных нормативных актов и документов, среди которых инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы, регламенты и акты, актуальные в 2023 году.

Документация по пожарной безопасности для ателье: инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы и акты, графики и методички, регламенты — пакет документов

В этой статье мы рассмотрим особенности разработки документации по пожарной безопасности для ателье и предложим полный перечень локальных нормативных актов и документов, среди которых инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы, регламенты и акты, актуальные в 2023 году.

Документация по пожарной безопасности для администрации: инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы и акты, графики и методички, регламенты — пакет документов

В этой статье мы рассмотрим особенности разработки документации по пожарной безопасности для администрации и предложим полный перечень локальных нормативных актов и документов, среди которых инструкции, журналы, приказы, планы и программы, памятки, протоколы, регламенты и акты, актуальные в 2023 году.

1. Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОГВ, ОМС, а также ЮЛ, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законамии иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный экологический надзор включает в себя:

— государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— государственный земельный надзор;

— государственный надзор в области обращения с отходами;

— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

— государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

— государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море

— государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

— федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);

— федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

— федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

— федеральный государственный охотничий надзор;

— государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

— государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

4. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке.

Задачи государственного экологического надзора:

-наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

-проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды,

-соблюдение требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

+ ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП ПРИ ОСУЩЕСТВЕЛЕНИИ ГОС И МУНИЦИП НАДЗОРА»

1. Государственный экологический надзор проводится в форме предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного надзора является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой надзор на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический надзор осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

2. Общий и специальный экологический надзор.

Общий экологический надзор осуществляется органами общей компетенции, специальный — органами специальной компетенции.

— Плановые проверки. Не чаще 1 раза в 3 года. Не согласовываются с природопользователем. Осуществляет Росприроднадзор. Уведомление о проверке контролирующий орган должен представить за 3 дня заказным письмом проверяемому. План проверок утверждается Росприроднадзором до начала года и согласуется с прокуратурой;

— Внеплановые проверки. Не чаще, 1 раза в 3 года. Не согласовываются с природопользователем. Осуществляет Росприроднадзор. Уведомление о проверке контролирующий орган должен представить за 3 дня заказным письмом проверяемому. План проверок утверждается Росприроднадзором до начала года и согласуется с прокуратурой;

Внеплановая бывает выездная и документарная.

— Комплексные и целевые проверки. Комплексные проверки проводятся с целью контроля соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды по основным направлениям деятельности в целом по административно — территориальному образованию или в отношении деятельности отдельных природопользователей. Целевые проверки проводятся по отраслевому принципу или по отдельным вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в целом по административно — территориальным образованиям или группе природопользователей, занимающихся однородной хозяйственной деятельностью, или в отношении деятельности отдельных природопользователей;

— Проверки по жалобам и заявлениям, поступившим от организаций и граждан;

— Проверки, проводимые по поручению Правительства Москвы, а также по предложениям органов исполнительной власти города Москвы;

— Анализ данных экологического мониторинга в целях планирования мероприятий по осуществлению государственного экологического контроля;

— Анализ данных экологического аудита, проводимого по инициативе специально уполномоченного органа;

— Участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов.

На основании его принимается решение о применении мер воздействия, например: о наложении штрафа за административное правонарушение, постановление о возмещении вреда, причинённого ОС.

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

— выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

— предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Исполнение государственного экологического наздора осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

1) формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) организация и проведение проверки;

3) привлечение к административной ответственности;

4) контроль за устранением нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Вопросы и ответы юристов

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Какие федеральные агентства могут инспектировать природоохранную организацию? Какие госорганы и региональные управления имеют право требовать от организации экологического надзора

Куренкова Елена Владимировна

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Имеет ли право гос. экол. надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт

Гос.экол.надзор приехал на мой дачный участок без моего ведома, сфотографировали мешки с битым кирпичом, завезенный крунт (док.на него имеются) и выписали протокол , потом постановление по ст. 8.2 (несоблюдение экологических норм) . Имеют ли право они посещать дачный частный участок?

Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  • Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  • Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  • Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  • Составление протоколов при выявлении нарушений.
  • Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  • Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Автор статьи

Какие федеральные агентства могут инспектировать природоохранную организацию? Какие госорганы и региональные управления имеют право требовать от организации экологического надзора

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • надзор за обращением с отходами;
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный лесной надзор;
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный охотничий надзор.

Понятие государственного экологического надзора

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Государственный специальный экологический контроль

Государственный специальный экологический
контроль проводится преимущественно
органами надведомственной компетенции.
Данный вид контроля характеризуется,
во-первых, тем, что эти органы в пределах
своей компетенции контролируют
деятельность органов исполнительной
власти, предприятий, граждан по вопросам
природопользования и охраны окружающей
среды. Во-вторых, между субъектами и
объектами этого контроля отсутствует
организационная подчиненность.

Детальное регулирование такого контроля
осуществляется Положениемо государственном земельном контроле,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 19 ноября 2002 г. N 833;Положениемо государственном контроле за геологическим
изучением, рациональным использованием
и охраной недр, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293;Положениемоб осуществлении государственного
контроля за использованием, охраной,
защитой и воспроизводством лесов,
расположенных на территориях режимных
военных и оборонных объектов, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 24
января 1998 г.;Положениемоб осуществлении государственного
контроля и надзора за использованием
и охраной водных объектов, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 25
декабря 2006 г. N 801;Положениемо государственном контроле за охраной
атмосферного воздуха, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 15
января 2001 г.; другими актами.

Важные положения, касающиеся организации
и проведения мероприятий по контролю,
предусмотрены Федеральным законом»О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля
(надзора)».

Круг органов, уполномоченных на проведение
государственного надведомственного
экологического контроля, широк. В систему
таких органов входят как специально
уполномоченные государственные органы
в области охраны окружающей среды,
использования и охраны отдельных
природных ресурсов, так и министерства
и ведомства РФ, выполняющие определенные
задачи в данной сфере, включая:

— Федеральную службу по экологическому,
технологическому и атомному надзору;

— Федеральную службу по надзору в сфере
природопользования;

— Федеральную службу по ветеринарному
и фитосанитарному надзору;

— Министерство природных ресурсов РФ;

— иные министерства и ведомства РФ
(Министерство внутренних дел РФ,
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека и др.).

Специально уполномоченные органы
проводят государственный экологический
контроль в форме предупредительного и
текущего. При этом предупредительный
контроль осуществляется применительно
к различным видам экологически значимой
деятельности и различными способами.
Основными из них являются согласования
с природоохранительными органами, дача
ими заключений на проекты решений. Так,
в соответствии с Федеральным законом
«О рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов» размещение,
проектирование, строительство,
реконструкция и ввод в эксплуатацию
хозяйственных и иных объектов, а также
внедрение новых технологических
процессов согласовываются с федеральным
органом исполнительной власти в области
рыболовства (ст.
50).

Текущий государственный экологический
контроль осуществляется специально
уполномоченными органами на стадии
эксплуатации предприятий и иных
экологически значимых объектов, в
процессе природопользования. Текущий
контроль может быть плановымивнеплановым.

Важнейшим условием решения задач,
возложенных на органы государственного
экологического контроля, служит наличие
достаточного объема правомочий
государственных инспекторов по охране
природы и использованию природных
ресурсов. При осуществлении государственного
экологического контроля инспекторы в
пределах своей компетенции имеют право:

— посещать в целях проверки организации,
объекты хозяйственной и иной деятельности
независимо от форм собственности, в том
числе объекты, подлежащие государственной
охране, оборонные объекты, объекты
гражданской обороны, знакомиться с
документами и иными необходимыми для
осуществления государственного
экологического контроля материалами;

— проверять соблюдение нормативов,
государственных стандартов и иных
нормативных документов в области охраны
окружающей среды, работу очистных
сооружений и других обезвреживающих
устройств, средств контроля, а также
выполнение планов и мероприятий по
охране окружающей среды;

— проверять соблюдение требований, норм
и правил в области охраны окружающей
среды при размещении, эксплуатации и
выводе из эксплуатации производственных
и других объектов;

— проверять выполнение требований,
указанных в заключении государственной
экологической экспертизы, и вносить
предложения о ее проведении;

— предъявлять требования и выдавать
предписания юридическим и физическим
лицам об устранении нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды и нарушений природоохранных
требований, выявленных при осуществлении
государственного экологического
контроля;

— привлекать к административной
ответственности лиц, допустивших
нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды;

— осуществлять иные определенные
законодательством полномочия.

Некоторые существенные полномочия
государственных инспекторов по охране
природы законодательством установлены
применительно к иным сферам. Так, согласно
Федеральному закону»Об охране атмосферного воздуха»
они вправе аннулировать разрешения на
выбросы вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и на вредные
физические воздействия на него или
приостанавливать действие таких
разрешений на определенный срок, если
условия таких разрешений не соблюдаются;
давать предписания, обязательные для
физических и юридических лиц, об
ограничении, о приостановлении или о
прекращении выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и вредных
физических воздействий на него.

Приведенный перечень прав убеждает в
том, что государственные инспекторы по
охране природы и использованию природных
ресурсов обладают необходимым объемом
правомочий для эффективного выполнения
возложенных на них задач и обязанностей.

Для обеспечения защиты законных интересов
субъектов экологического права
Федеральным законом»О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля
(надзора)» установлены требования о
порядке проведения контроля. В частности,
для проведения контроля органом
государственного контроля (надзора)
издается распоряжение (приказ). В
распоряжении (приказе) указываются лицо
(лица), уполномоченное на проведение
контроля, и должность; цели, задачи и
предмет проводимого мероприятия по
контролю; правовые основания проведения
контроля, в том числе нормативные
правовые акты, обязательные требования
которых подлежат проверке; срок проведения
контроля.

Контроль может проводиться только тем
должностным лицом (лицами), которое
указано в распоряжении (приказе). Его
продолжительность не должна превышать
один месяц. В исключительных случаях,
определенных Законом,
срок проведения контроля может быть
продлен, но не более чем на один месяц.

Контроль за выполнением юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
обязательных экологических требований
должен быть плановым. При этом в отношении
одного юридического лица или индивидуального
предпринимателя каждым органом
государственного контроля (надзора)
плановое мероприятие по контролю может
быть проведено не более чем один раз в
два года.

Одновременно Законпредусматривает проведение внепланового
контроля. Так, внеплановые проверки
проводятся для контроля исполнения
предписаний об устранении выявленных
нарушений в деятельности юридического
лица или индивидуального предпринимателя,
выявленных в результате планового
контроля.

Внеплановый контроль проводится также
в случаях:

— получения информации от юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей,
органов государственной власти о
возникновении аварийных ситуаций, об
изменениях или о нарушениях технологических
процессов, а также о выходе из строя
сооружений, оборудования, которые могут
непосредственно причинить вред жизни,
здоровью людей, окружающей среде и
имуществу граждан, юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;

— возникновения угрозы здоровью и жизни
граждан, загрязнения окружающей среды,
повреждения имущества, в том числе в
отношении однородных товаров (работ,
услуг) других юридических лиц и (или)
индивидуальных предпринимателей;

— обращения граждан, юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей с
жалобами на нарушения их экологических
прав и законных интересов действиями
(бездействием) иных юридических лиц и
(или) индивидуальных предпринимателей,
связанные с невыполнением ими обязательных
требований, а также получения иной
информации, подтверждаемой документами
и иными доказательствами, свидетельствующими
о наличии признаков таких нарушений.

При этом решение органа государственного
контроля (надзора) о проведении
внепланового контроля должно быть
мотивированным.

Экологическим законодательством
установлены некоторые особенности
проведения государственного экологического
контроля. О некоторых таких особенностях
выше уже говорилось.

Федеральным законом «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)»
установлен ряд ограничений при проведении
контроля (ст.
8). Так, должностные лица органов
государственного контроля (надзора) не
вправе:

— проверять выполнение обязательных
требований, не относящихся к компетенции
органа государственного контроля
(надзора);

— осуществлять плановые проверки в
случае отсутствия при проведении
контроля должностных лиц или работников
проверяемых юридических лиц или
индивидуальных предпринимателей либо
их представителей;

— требовать представление документов,
информации, образцов (проб) продукции,
если они не являются объектами мероприятий
по контролю и не относятся к предмету
проверки, а также изымать оригиналы
документов, относящихся к предмету
проверки;

— требовать образцы (пробы) продукции
для проведения их исследований
(испытаний), экспертизы без оформления
акта об отборе образцов (проб) продукции
в установленной форме и в количестве,
превышающем нормы, установленные
государственными стандартами или иными
нормативными документами;

— распространять информацию, составляющую
охраняемую законом тайну и полученную
в результате проведения мероприятий
по контролю, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством РФ;

— превышать установленные сроки проведения
мероприятий по контролю.

Закономпредусмотрены требования по оформлению
результатов проведения контроля. По
результатам проведения контроля
должностным лицом (лицами) органа
государственного контроля (надзора),
осуществляющим проверку, составляется
акт установленной формы. Акт составляется
в двух экземплярах. Помимо таких данных,
как дата, время и место составления
акта; наименования органа государственного
контроля (надзора); фамилии и должности
лица (лиц), проводившего мероприятие по
контролю; даты проведения контроля, в
нем указываются: сведения о результатах
мероприятия по контролю, в том числе о
выявленных нарушениях, об их характере,
о лицах, на которых возлагается
ответственность за совершение этих
нарушений; сведения об ознакомлении
или об отказе в ознакомлении с актом
представителя юридического лица или
индивидуального предпринимателя, а
также лиц, присутствовавших при проведении
мероприятия по контролю, их подписи или
отказ от подписи.

К акту прилагаются акты об отборе
образцов (проб) продукции, обследовании
объектов окружающей среды, протоколы
(заключения) проведенных исследований
(испытаний) и экспертиз, объяснения
должностных лиц органов государственного
контроля (надзора), работников, на которых
возлагается ответственность за нарушения
обязательных требований, и другие
документы или их копии, связанные с
результатами контроля.

Один экземпляр акта с копиями приложений
вручается руководителю юридического
лица или его заместителю и индивидуальному
предпринимателю или их представителям
под расписку либо направляется посредством
почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате
мероприятия по контролю административного
правонарушения должностным лицом органа
государственного контроля (надзора)
составляется протокол в порядке,
установленном законодательством РФ об
административных правонарушениях, и
даются предписания об устранении
выявленных нарушений.

При выявлении в результате проведения
мероприятия по контролю нарушений
юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем обязательных
экологических требований должностные
лица органов государственного контроля
(надзора) в пределах своих полномочий,
предусмотренных законодательством РФ,
обязаны принять меры по устранению
выявленных нарушений, их предупреждению,
предотвращению возможного причинения
вреда жизни, здоровью людей, окружающей
среде и имуществу, а также меры по
привлечению лиц, допустивших нарушения,
к ответственности.

В случае если при проведении контроля
будет установлено, что товар (работа,
услуга) может причинить вред жизни,
здоровью, окружающей среде и имуществу
потребителей, орган государственного
контроля (надзора) обязан довести до
сведения потребителей информацию об
опасном товаре (работе, услуге), о способах
предотвращения возможного вреда, принять
меры к недопущению причинения вреда, в
том числе путем приостановления
производства (реализации, выполнения)
товара (работы, услуги) и (или) отзыва
товара с рынка в порядке, установленном
законодательством РФ, с последующим
возмещением затрат за счет виновного
лица.

При этом орган государственного контроля
(надзора) может обращаться в суд с
требованием о возмещении расходов на
проведение исследований (испытаний) и
экспертиз, в результате которых выявлены
нарушения обязательных требований.

Федеральным законом «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)»
установлены конкретные обязанности
должностных лиц органов государственного
контроля (надзора) при проведении
мероприятий по контролю (ст.
11). В частности, ониобязаны:

— своевременно и в полной мере исполнять
предоставленные в соответствии с
законодательством РФ полномочия по
предупреждению, выявлению и пресечению
нарушений обязательных требований;

— соблюдать законодательство РФ, права
и законные интересы юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;

— посещать объекты (территории и помещения)
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в целях проведения
мероприятия по контролю только во время
исполнения служебных обязанностей при
предъявлении служебного удостоверения
и распоряжения органов государственного
контроля (надзора) о проведении мероприятия
по контролю;

— не препятствовать представителям
юридического лица или индивидуального
предпринимателя присутствовать при
проведении контроля, давать разъяснения
по вопросам, относящимся к предмету
проверки;

— предоставлять должностным лицам
юридического лица или индивидуальным
предпринимателям либо их представителям,
присутствующим при проведении контроля,
относящуюся к предмету проверки
необходимую информацию;

— знакомить должностных лиц юридического
лица или индивидуального предпринимателя
либо их представителей с результатами
контроля;

— при определении мер, принимаемых по
фактам выявленных нарушений, учитывать
соответствие указанных мер тяжести
нарушений, их потенциальной опасности
для жизни, здоровья людей, окружающей
среды и имущества, а также не допускать
необоснованные ограничения прав и
законных интересов граждан, юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.

Некоторые из этих обязанностей
предусмотрены также в ст.
66Федерального закона «Об охране
окружающей среды».

Реализация названных положений позволяет
органам государственного экологического
контроля с необходимой степенью
эффективности осуществлять данную
функцию государственного управления.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля