Как получить Государственный сертификат пожарной безопасности от Государственного пожарного надзора? как им пользоваться и где скачать интерактивную форму заявки на противопожарную защиту

Как получить Государственный сертификат пожарной безопасности от Государственного пожарного надзора? как им пользоваться и где скачать интерактивную форму заявки на противопожарную защиту ЕРВК

Дата актуализации статьи: 26.10.2020

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН) вправе возбудить дело об административном правонарушении. По результатам его рассмотрения, в случае установления причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, должностные лица органов ГПН вправе внести в проверяемую организацию или соответствующему должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее — представление). В данной статье мы расскажем о том, как правильно реагировать на подобные представления.

Возможность вносить представления определена статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В части 2 той же статьи сказано, что организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В итоге, что мы имеем. Если нам поступило представление, то нужно рассмотреть его, принять соответствующие меры и сообщить о них должностному лицу органа ГПН, которое внесло представление.

Текст представления, как правило, условно можно разделить на три части. В первой части говорится о том, кто и какие нарушения допустил и к какой ответственности за это привлечен. Во второй указываются причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а также какие меры необходимо принять по недопущению впредь подобных нарушений. В третьей части говорится об ответственности за непринятие мер, указанных в представлении.

Для того чтобы подготовить ответ на представление, необходимо на бланке организации изложить результаты проделанной работы, именно в части, касающейся устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Самой распространённой ошибкой является то, что лица, получившие и ознакомившиеся с представлением, обращают свое внимание только на выявленные нарушения, и в ответе на представление указывают результаты проделанной работы по устранению нарушений, что в корне неверно.

Задачей представления является не устранение нарушений (для этого есть предписание), а устранение причин и условий, способствующих их совершению.

К примеру, если во второй части представления должностным лицом органа ГПН установлено, что причиной совершения административного правонарушения явилось снижение контроля со стороны руководства организации за соблюдением требований пожарной безопасности, то в ответе на представление так и нужно написать, что контроль усилен, проведены дополнительные инструктажи и беседы, актуализирован приказ о лицах, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности и т. п.

То есть в представлении ключевой является, именно вторая часть. По ней необходимо в течение месяца принять меры и сообщить о них в орган ГПН.

В завершении хотелось бы напомнить нашим читателям, что помимо представления, органы ГПН могут выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности. О том, как правильно на них реагировать, мы подробно разъяснили здесь.

В сервис онлайн-консультирования нашего портал часто приходят похожие вопросы с просьбой разъяснить статус тех или иных документов, связанных как с вопросами пожарной безопасности, так и с вопросами обеспечения безопасности зданий и сооружений в целом. Мы решили объединить все поступившие вопросы и ответить на них в данной статье.

Безопасная эвакуация людей при пожаре является одним из способов их защиты от воздействия опасных факторов пожара, предусмотренных статьей 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В целях организации безопасной эвакуации на объектах защиты изготавливаются и размещаются планы эвакуации. О них мы и поговорим в этой статье.

Все мы многократно видели яркие таблички с различными, порой не всегда понятными символами, которые располагаются на стенах и дверях внутри зданий, на сооружениях и территориях предприятий. Это знаки безопасности. Часть из них используется для обозначения противопожарного инвентаря, первичных средств пожаротушения, водоисточников, телефонов и т.п. Такие знаки являются знаками пожарной безопасности.

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.

Как и где можно воспользоваться интерактивными формами заявлений и уведомлений, необходимых для осуществления деятельности и выполнения работ в области пожарной безопасности по лицензии МЧС России

Дата актуализации статьи: 20.04.2022 08:00:00

В данной статье мы постарались собрать всю актуальную на сегодняшний день информацию, связанную с доступом к интерактивным формам заявлений и уведомлений, предусмотренных на основании новых требований для осуществления деятельности и выполнения работ в области пожарной безопасности по лицензии МЧС России.

Как известно, для того чтобы получить «пожарную» лицензию (лицензию МЧС России), необходимо заполнить соответствующее заявление и приложить к нему определенный пакет документов, отвечающий лицензионным требованиям, установленным в соответствующем постановлении Правительства РФ:

  • для деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений — постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128;
  • для деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры — постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131.

Также для действующих лицензиатов с 1 марта 2022 года появилась новая обязанность: подавать уведомления о начале и об окончании выполнения работ, которые составляют лицензируемый вид деятельности.

Срок подачи таких уведомлений установлен все теми же постановлениями Правительства РФ и составляет:

  • о начале выполнения работ — пять рабочих дней с даты подписания соответствующего контракта, а при его отсутствии — до начала фактического выполнения таких работ;
  • об окончании выполнения работ —
    пять рабочих дней с момента окончания.

Помимо этого, с 1 марта 2022 года все заявления (о предоставлении лицензии или о внесении изменений в реестр лицензий), а также уведомления о начале/окончании выполнения работ допустимо подавать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в электронной форме с использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» («Госуслуги»).

Подача таких документов осуществляется посредством заполнения специальных интерактивных форм с последующим их подписанием электронной цифровой подписью, для этого:

  • у руководителя организации или индивидуальных предпринимателей должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись;
  • у иного лица, подписывающего документ на основании, например, доверенности, должна быть усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Как получить Государственный сертификат пожарной безопасности от Государственного пожарного надзора? как им пользоваться и где скачать интерактивную форму заявки на противопожарную защиту

к заполнению соответствующих форм можно получить по следующим адресам портала «Госуслуги»:

Заявление о предоставлении лицензии для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Заявление о предоставлении лицензии для осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Заявление о прекращении действия лицензии в области пожарной безопасности.

Заявление о получении выписки из реестров лицензий в области пожарной безопасности.

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий — в настоящее время дорабатывается и будет актуализирована в ближайшее время.

Уведомление о начале/окончании выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Уведомление о начале/окончании выполнения работ по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Обратите внимание, что получить доступ к заполнению таких форм могут только организации и индивидуальные предприниматели. Это означает, что у вас должен быть на портале «Госуслуги» личный кабинет, зарегистрированный именно на руководителя организации или индивидуального предпринимателя. При входе из личного кабинета физического лица вы увидите вот такое информационное окно и заполнить формы не сможете:

Как получить Государственный сертификат пожарной безопасности от Государственного пожарного надзора? как им пользоваться и где скачать интерактивную форму заявки на противопожарную защиту

Напомним, указанные требования вступили в силу с 1 марта 2022 года!

Что понимается под подтверждением лицензии МЧС, и какова ее периодичность? В чем заключаются новые полномочия МЧС по приостановлению и аннулированию лицензий? Как изменились требования к местам осуществления лицензируемых видов деятельности? Почему необходимо уведомлять МЧС о выполнении работ, предусмотренных лицензией МЧС, и когда необходимо начинать это делать? Об этом, а также об иных изменениях, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2021 № 168-ФЗ, в части, касающейся лицензий МЧС, вы узнаете, прочитав данную статью.

Мы подготовили подробную пошаговую инструкцию о порядке заполнения и направления интерактивных форм уведомлений о начале и об окончании выполнения работ в области пожарной безопасности с использованием портала «Госуслуги».

Ранее в статье «Изменения в процедуре получения/переоформления лицензии с 01.01.2021 (Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» 99-ФЗ от 04.05.2011) мы уже рассмотрели изменения в Федеральном законе № 99-ФЗ, которые были утверждены на законодательном уровне и вступят в силу с 01.01.2021. Но сейчас на рассмотрении находится очередной законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», разработчиком которого является Минэкономразвития России. Данным законопроектом предполагается внести изменения в более чем 100 законодательных актов, в том числе и вновь в Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».  А теперь давайте разберемся, какие же основные изменения нам предлагает указанный законопроект, вносимые с 01.07.2021.

По большому счету, положительное заключение Государственного пожарного надзора МЧС РФ (или коротко ГосПожНадзор, ГПН) – это уверенность владельца предприятия в том, что его объект надежно защищен от пожара и соответствует всем нормативным требованиям в области пожарной безопасности.

Когда необходимо заключение ГосПожНадзора

Заключение ГПН – это документ, свидетельствующий о соответствии здания нормам пожарной безопасности, который выдает инспектор МЧС.

Такое заключение обязательно требуется в таких случаях:

  • Оформление разрешительных документов – лицензий, свидетельств о регистрации и т. д.
  • Согласование проектов при перепланировке (переоборудовании) зданий или помещений.
  • Перевод жилой недвижимости в нежилую.
  • Организация деятельности, связанной со сбором / использованием / обезвреживанием / размещением / транспортировкой опасных отходов.

При получении прав на реализацию алкогольных товаров в розницу (в магазинах или заведениях общепита) получать заключение ГПН не нужно!

Что нужно для получения заключения ГПН

Для того чтобы получить заключение ГПН, необходимо подготовить перечень документов. Этот список утвержден нормативными документами МЧС России и отступления от него не допускаются.

Итак, при получении заключения пожарного надзора потребуются документы:

  • устав;
  • ОГРН – свидетельство о регистрации юр. лица;
  • выписка из госреестра юр. лиц (ЕГРЮЛ);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговую (ИФНС);
  • свидетельство о владении объектом (либо его аренде);
  • справки из БТИ;
  • договор на монтаж и ТО АПС (пожарной сигнализации).

Кроме того, инспектор может затребовать сведения о том, кто именно назначен ответственным за пожарную безопасность на объекте, и проверить наличие у него документа, подтверждающего успешную сдачу пож.-тех. минимума.

Владелец должен быть готов предоставить в пожарный надзор план эвакуации, информацию о первичных средствах пожаротушения, расчет категории пожароопасности объекта и помещений.

На каждое здание или строение выдается одно заключение ГосПожНадзора, с указанием точного адреса объекта в соответствии с тем, который указан в свидетельстве о госрегистрации права на него.

Все документы для ГПН должны быть грамотно оформлены и тщательно выверены. Лучше, если интересы владельца будет представлять ответственный и хорошо подготовленный сотрудник. Получение заключения пройдет быстро и без проблем, если обратиться в специализированную компанию – их сотрудники возьмут все заботы и хлопоты на себя, в итоге предоставив заказчику полностью готовый документ.

Особенности получения заключения ГосПожНадзора

Если все документы подготовлены верно, и не требуют переделки, заключение ГПН можно получить за 2 недели. Но в каждом конкретном случае могут быть свои особенности, например, необходимость устранения недочетов на объекте, чтобы соответствовать требованиям ПБ; повторная подготовка некоторых документов и т. п.

Зато преодолев все бюрократические препятствия на пути к получению заветного документа, Вы сможете быть уверены в том, что Ваш объект надежно защищен от опасной ситуации, а инспекция ГПН не потревожит Вас в течение, как минимум, полугода.

С 2017 года у органов федерального государственного пожарного надзора (далее — органов ГПН) появилась возможность выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Что это за документ и как на него реагировать, мы расскажем в данной статье.

Что такое предостережение ФГПН и в каких случаях оно выносится

Предостережение — это одна из форм профилактического воздействия, предусмотренного Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Оно заключается в официальном информировании (объявлении) лица, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности, о следующем:

  • об обязательном для исполнения требовании о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений;
  • о недопустимости продолжения антиобщественного поведения и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, об обязательном для исполнения требовании уведомить в установленный в предостережении срок о принятии мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 45 Положения ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – положение о ГПН), объявление предостережения является одним из видов профилактических мероприятий, которые имеют право осуществлять органы ГПН.

В случае наличия у органа ГПН сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган ГПН объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Указанное основание, при которых орган ГПН может объявлять предостережения, изложено в статье 49 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248).

Также в статье 60 ФЗ № 248 сказано, при отсутствии подтверждения достоверности поступивших на рассмотрение сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

А теперь давайте попробуем изложить все вышесказанное более понятными языком.

Сотрудники органа ГПН выносят предостережение если:

а) к ним поступила информация (обращение, заявление, жалоба) о нарушениях на каком-либо объекте требований пожарной безопасности, но в ходе проверки достоверности поступившей информации сотрудники ГПН не усмотрели в ней сведений о нарушениях требований пожарной безопасности, причинивших вред или создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

б) если по поступившей в орган ГПН информации невозможно определить ее соответствие установленным параметрам индикаторов риска нарушения обязательных требования (подробную статью об индикаторах риска нарушения обязательных требований читайте по ссылке, закрепленной ниже).

Как получить Государственный сертификат пожарной безопасности от Государственного пожарного надзора? как им пользоваться и где скачать интерактивную форму заявки на противопожарную защиту

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Как правильно реагировать на полученное предостережение

Порядок действий при получении предостережения прописан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (далее — Правила).

Отвечать на предостережения допускается в двух формах:

  • в форме возражения (оформленного в соответствии с пунктом 8 Правил) в случае несогласия с фактами, изложенными в предостережении;
  • в форме уведомления об исполнении предостережения (оформленного в соответствии с пунктом 12 Правил) в случае согласия с фактами, изложенными в предостережении.

Ответить на предостережение необходимо в срок не менее 60 дней со дня его направления в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Возражение и уведомление об исполнении предостережения направляется юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в бумажном виде почтовым отправлением в орган ФГПН.

Также возможно предоставить ответ в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа ГПН либо иными указанными в предостережении способами.

Порядок и сроки рассмотрения органами ГПН возражения на предостережение установлены пунктом 58 положения о ГПН и идентичны требования к рассмотрению жалоб.

Возможные последствия за непредставление ответа на предостережение

В случае непредставления ответа (возражения или уведомления об исполнении предостережения) или несвоевременного представления ответа, ответа в неполном объеме или искаженном виде органом ГПН будут приняты меры по привлечению юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также в соответствии с положением о ГПН вышеуказанные действия будут учтены органами ГПН при отнесении объекта защиты Нажмите для перехода на ПожВики к определенной категории риска, так как являются критериями добросовестности, характеризующими вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности. Данный критерий оказывает влияние на отнесение объекта защиты в сторону более высокой категории риска, а чем выше категория, тем чаще проводятся контрольные (надзорные) мероприятия.

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.

В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.

С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.

Опубликовано постановление Правительства РФ от 11.07.2020 № 1034, которое отменяет Правила Противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, и многие другие акты по ГПН.

Полное название документа

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1034 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации».

Дата вступления — 1 января 2021 года.

Как получить Государственный сертификат пожарной безопасности от Государственного пожарного надзора? как им пользоваться и где скачать интерактивную форму заявки на противопожарную защиту

(постановление Правительства Российской Федерации «О противопожарном режиме»).

Планируется, что они заменят ППР №390, в тексте проекта определены на данный момент следующие изменения:

  • Добавлена необходимость хранения инструкции о мерах пожарной безопасности на объекте защиты (п.2);
  • Противопожарный инструктаж работников организаций должен осуществляться уполномоченным должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность (и прошедшим обучение по ПТМ);
  • Планы эвакуации выполняются в соответствии нормативными документами по пожарной безопасности. На них обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения, ручных пожарных извещателей, СИЗОД, эвакуационные выходы и направление эвакуации людей (п.6);
  • Информация о количестве людей в ночное время передается в ПЧ с объектов: социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, гостиниц и хостелов (п.9);
  • Убрали необходимость разработки отдельной инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре. Периодичность учебных тренировок по эвакуации сохранена (п.12);
  • Добавлен запрет использования подвальных и цокольных этажей для организации предприятий детского досуга (п.11);
  • Руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности и определение класса зон по ТРоТПБ (п.20);
  • Восстановлен запрет на установку глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами (п.23 «г»);
  • Восстановлено требование о необходимости закрытия на замок чердаков, подвалов, техэтажей с вывешиванием таблички о месте хранения ключей (п.25);
  • Все двери эвакуационных выходов должны быть оборудованы доводчиками и уплотнениями (кроме дверей, ведущих в квартиры, коридор, вестибюль и непосредственно наружу (п.30);
  • На объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности для отделки фактически примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них (п.31);
  • В учреждениях социального обеспечения (в том числе школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома) дежурный должен постоянно иметь при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов (п.32);
  • Восстановлено требование о негорючих пожарных шкафах (п.55);
  • Установлены требования к шлагбаумам в местах проездов пожарной техники (п.71);
  • Определены минимально допустимые расстояния между кроватями в больничных палатах — не менее 0,8 м, а центральный основной проход – не менее 1,2 м (п.117)

Есть ряд других изменений, добавлены новые разделы. Ознакомьтесь с полным текстом проекта:

Когда будут официально утверждены новые правила, появится необходимость внести изменения и в документацию по охране труда.Например, нужно будет переработать инструкции о мерах пожарной безопасности.Например, нужно будет переработать инструкции о мерах пожарной безопасности.

Кроме того,  Постановление № 1034 упраздняет и многие другие НПА, среди которых:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».

Как мы уже сообщали ранее в наших новостях, 1 июля 2021 года на интернет-портале
правовой информации официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

Настоящий нормативный акт разработан с целью приведения Положения ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), в соответствие с нормами нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248).

Новое Положение вступило в силу с 1 июля 2021 года и направлено на урегулирование отношений, связанных ‎с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора, в основу которого положены принципы соразмерности вмешательства ‎в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Далее рассмотрим основные новеллы нового Положения, которые вносят изменения в порядок организации и осуществления ГПН.

1. Введено понятие «предмета федерального государственного пожарного надзора»

Данное изменение полностью соотносится со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

  • соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
  • соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2. Вводится новый термин

В целях реализации настоящего Положения вводится новый термин — «контролируемое лицо», под которым понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых, либо объекты надзора, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат федеральному государственному пожарному надзору.

3. Конкретизируется перечень органов государственного пожарного надзора

Конкретизировали перечень органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН), имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, в сфере обороны, обеспечения безопасности, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации и в войсках национальной гвардии РФ.

4. В Положении обновлены компетенции органов ГПН

Органам ГПН добавлены компетенции, которые ранее не были отражены в Положении, в том числе:

  • по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;
  • по рассмотрению в установленном порядке жалоб на решения, действия (бездействия) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;
  • по даче мотивированных предложений о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры;
  • по осуществлению профилактических мероприятий в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

Все права должностных лиц органов ГПН в зависимости от вида противопожарной службы удобно разделены по соответствующим пунктам Положения.

5. Уточнены и расширены обязанности должностных лиц органов ГПН

В отношении должностных лиц органов ГПН и их подразделений уточнены и добавлены новые обязанности при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Добавились некоторые специфические обязанности, такие как:

  • не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
  • не препятствовать с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Некоторые обязанности убрали из старой редакции Положения, а именно:

  • перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

6. В органах ГПН будут по-новому вести учет объектов надзора

Обязательный учет объектов надзора будет осуществляться посредством сбора сведений об объектах и их включения в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (knd.igps.ru).

Органы ГПН ежегодно к 15 августа обеспечивают актуализацию сведений об объектах надзора и их закрепление за соответствующими должностными лицами по территориальному либо функциональному признаку.

Как получить Государственный сертификат пожарной безопасности от Государственного пожарного надзора? как им пользоваться и где скачать интерактивную форму заявки на противопожарную защиту

7. В Положении появились новые виды контрольных (надзорных) мероприятий

Все виды контрольных (надзорных) мероприятий, которые нашли свое отражение в главе 12 ФЗ № 248, упорядочены в Положении в зависимости от формы их проведения на следующие:

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

В ходе проведения указанных контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом ГПН также могут проводиться иные контрольно-надзорные действия, например, такие как: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, отбор проб (образцов), испытание, экспертиза.

8. Закреплена возможность отсрочки проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Возможность отсрочить проведение контрольного (надзорного) мероприятия появляется в случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия в связи с временной нетрудоспособностью и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующими доказательствами (п. 38 Положения).

9. Доказательства нарушений требований пожарной безопасности могут быть зафиксированы средствами фотосъемки, аудио- и видеозаписи

Для фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности должностными лицами органов ГПН могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований пожарной безопасности осуществляется в следующих случаях:

  • при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, где ранее собственником объекта создавались или создаются препятствия в их проведении;
  • в случае если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности или проводится осмотр;
  • при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется непрерывно с обязательным уведомлением контролируемого лица.

10. Появилась зависимость видов контрольных (надзорных) мероприятий от категорий риска объектов защиты

Теперь в Положении отражены виды и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска. Например:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — выездная проверка один раз в год;
  • для категории высокого риска — выездная проверка один раз в два года;
  • для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка не чаще чем один раз в пять лет.

Например, о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала (ст. 73 ФЗ № 248).

Напомним, что некоторые виды контроля могут проводиться без предварительного уведомления контролируемого лица. Речь идет об инспекционном визите, выборочном контроле, мониторинговой закупке, контрольной закупке.

Уведомления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляются контролируемому лицу в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Допускаются иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование вручения уведомления контролируемому лицу.

11. Закреплен приоритет профилактической работы перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями

В Положении отражена концепция нового ФЗ № 248, показывающая приоритет профилактической работы органов ГПН перед остальными контрольными (надзорными) мероприятиями.

К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.

12. Положение частично дополнено функционалом приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644

В связи с утратой силы с 12.07.2021 Приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 некоторая часть пунктов указанного приказа с учетом изменений действующего законодательства перекочевала в настоящее Положение.

Например, это касается порядка проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае предоставления в органы ГПН расчета по оценке пожарного риска (п. 43, 44 Положения).

13. Отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН

В Положении отражен новый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН, который полностью соотносится с нормами главы 9 ФЗ № 248.

Напомним, что досудебное обжалование будет обеспечиваться с помощью ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (knd.gov.ru).

При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года (ч. 2 ст. 39 ФЗ № 248).

Таким образом, мы рассмотрели основные изменения в Положении ‎о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

В целом, указанные изменения видятся нам важным и своевременным шагом в области регулирования обеспечения на объектах защиты.

В дальнейшем мы планируем более подробно осветить все
аспекты организации и осуществления ГПН в обновленных условиях. Следите за
нашими публикациями.

Подразделения и должностные лица МЧС осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе при строительстве, ремонте или эксплуатации объектов. По итогам плановых и внеплановых проверок могут составлять акты и предписания о выявленных нарушениям, мерах по их устранению. В отношении зданий и сооружений предписания могут выдаваться при нарушении регламента Закона № 123-ФЗ, Закона № 384-ФЗ. В предписании будут описаны все нарушения в пожарной безопасности объекта, которые нужно устранить виновному лицу.

Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь

Читайте в этом материале, как назначаются и проходят проверки МЧС, по каким нарушениям могут выноситься предписания, как соблюсти требования пожарной безопасности в зданиях и сооружениях.

Что такое предписание МЧС для зданий и сооружений

Предписание МЧС является официальным документом с требованиями об устранении нарушения в пожарной безопасности объекта. Составляется предписание по итогам проверок, проводимых в плановом и внеочередном порядке. Если в ходе проверки выявлены нарушения норм пожарной безопасности, в отношении собственника, арендатора или иного владельца объекта будет составлен акт. Одновременно выдается предписание об устранении нарушений, сроками.

Нормативные акты

Основным нормативным актом, по которому проводятся проверки и выносится предписание об устранении нарушений, является Приказ МЧС от 30.11.2016 № 644. Им утвержден административный регламент по проведению проверок в сфере пожарной безопасности, указаны основания для вынесения предписаний.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Пожнадзор осуществляется за объектами и участками, действиями и решениями организаций, физических лиц.

Нормы пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, указаны в следующих нормативных актах:

Также нужно учитывать разъяснения МЧС, которые периодически публикуются на сайте ведомства. В частности разъяснения МЧС могут касаться полномочий инспекторов, требованиям в контрольных (проверочных) листах.

Требования к обеспечению пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании строительства, реконструкции, капремонта и перепланировки, т.е. в разрабатываемых документах на будущие работы. Также их обязаны соблюдать подрядчики, собственники, арендаторы и управляющие компании при текущей эксплуатации объекта, возведении или ремонте здания. Все нарушения в пожарной безопасности объекта нужно незамедлительно устранять, иначе возникнут проблемы при взаимодействии с МЧС.

Простым языком

При проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации объектов необходимо соблюдать нормы об исключении возможности возникновения пожара, предотвращении или ограничении опасности задымления, обеспечении защиты людей и имущества от опасных факторов возгорания. Нормы и требования пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, утверждены по следующим группам:

  • меры по обеспечению и сохранению устойчивости здания, прочности несущих конструкций на период эвакуации людей, выполнения иных мероприятий по ликвидации возгораний;
  • ограничение и локализация опасных факторов в пределах очага пожара, недопущение их распространения на другие части здания и прилегающей территории;
  • комплекс мер, препятствующий распространению огня на соседние здания и сооружения;
  • нормы об эвакуации в безопасную зону граждан, в том числе инвалидов и иных маломобильных групп;
  • обеспечение объекта средствами пожаротушения, возможности доступа пожарных и доставки средств тушения огня в любое помещение объекта;
  • составление и соблюдение расчетов пожарных рисков, если это предусмотрено законом.

Эти общие нормы конкретизируются в регламенте Закона № 123-ФЗ, НПБ 110-03 и СНиП 21-01-97. Если в ходе проверки МЧС выявлено отступление от требований пожарной безопасности, либо прямое нарушение нормативных актов, будет составлен акт, выдано предписание об устранении нарушений. Выполнение предписания является обязанность руководителя компании. владельца объекта.

Специалист МЧС изучает состояние стен и перекрытий на предмет пожарной безопасности

Виды проверок и штрафов МЧС

Проверки МЧС могут проводиться в соответствии с утвержденным планом (графиков), во внеочередном порядке, либо в ходе согласования проектной документации, приемки объекта в эксплуатацию. Основанием для проверок является распоряжение, форма которого утверждена Приказом МЭР России № 141. Административный регламент по пожарной безопасности распространяется на плановые и внеочередные проверки.

Плановые и внеплановые проверки

Административный регламент по пожарной безопасности предусматривает, что план проверок составляется на каждый календарный год. Для соблюдения интересов правообладателей, план размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры. Постановлением № 1479 утверждена периодичность плановых проверок:

Не предусмотрено плановых проверок для объектов, отнесенных к категории низкого пожарного риска. Но на них также обеспечивается организация пожарного надзора.Также административный регламент по пожарной безопасности предусматривает разные виды проверочных листов на объекты всех типов.

Оформление, изменение документов по пожарной безопасности

Разработка проекта на системы защиты

Ремонт, техническое обслуживание систем защиты

Сопровождение проверок МЧС

Внеплановая проверка МЧС может проводиться в любое время, если возникают следующие основания:

  • истек срок исполнения предписания, ранее выданного специалистом МЧС;
  • получение информации или документов о фактах нарушения норм пожарной безопасности (обращения граждан и организаций, публикации в СМИ, иные источники);
  • поручение Президента РФ. Правительства РФ или требование прокурора о проведении внеплановой проверки объекта;

Внеплановая проверка МЧС может назначаться по инициативе пожнадзора, по обращениям граждан и организаций. Отметим, что внеплановая проверка МЧС может проводиться по отдельным нарушениям. Если вы хотите уточнить основания для внеплановой проверки, получите разъяснения МЧС по запросу. Выполнение предписания должно осуществляться точно в срок, указанный инспектором. Организация пожарного надзора после устранения нарушений осуществляется по общим правилам.

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок указываются в распоряжении. Если распоряжение издается вне плана, сразу после издания распоряжения инспекторы пожнадзора вправе приступить к проверке незамедлительно. Независимо от оснований для назначения проверки, она всегда носит выездной характер, т.е. непосредственно на объекте. Исключение составляет только согласование проектной документации, на которую Приказ № 644 не распространяется.

Плановые и внеплановые проверки МЧС проводятся в отношении документации, планов эвакуации. оборудования здания

Порядок проведения проверок в 2023 году

Административный регламент по пожарной безопасности описывается все этапы проведения проверок. Распоряжение о проверки пожарной безопасности регистрируется в специальном журнале МЧС, вручается собственнику или иному владельцу объекта. В распоряжении будут указаны даты начала и окончания инспекции, состав комиссии, основание для проведения проверок. Когда выполнение предписания будет завершено, нужно уведомить об этом отдел МЧС. Процедура проходит по следующим этапам:

  • в соответствии с распоряжением владелец объекта должен представить для проверки необходимые документы (их перечень определяется инспектором, зависит от вида объекта и оснований проверки);
  • выездная инспекция проходит с заполнением проверочных листов (их формы отличаются для разных видов учреждений и объектов);
  • при необходимости, могут назначаться экспертизы и испытания;
  • по итогам проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные нарушения, описывается ненадлежащая организация пожарного надзора;
  • владелец объекта вправе давать пояснения и возражения по акту, представлять дополнительные документы;
  • если в акте указаны нарушения пожарной безопасности, составляется предписание МЧС об их устранении;
  • в срок, указанный в предписании, собственник должен устранить все нарушения, либо оспорить претензии МЧС.

В некоторых случаях вместо предписания оформляется предупреждение о пожарной безопасности. Этим документом предписывается воздержаться от определенных действий, которые могут повлечь пожарные риски. Предупреждение о пожарной безопасности носит рекомендательный характер.

Невыполнение предписания инспектора всегда повлечет наложение штрафа. После получения информации об устранении нарушений назначается еще одна внеплановая проверка. Также в ходе проверок может устанавливаться основание для привлечения к ответственности по КоАП РФ. Рассмотрение административных дел может происходить одновременно с вынесением и устранением предписаний МЧС.

Планы проверок государственного пожарного надзора на 2023 год

Можно избежать плановой проверки, если заказать независимую оценку рисков (НОР) и зарегистрировать в МЧС заключение о соответствии по пожарной безопасности. В данном случае аттестованные эксперты подтвердят, что на объекте соблюдены все нормы законодательства. Отметим, что проведение НОР эффективно не для всех категорий объектов, так как это достаточно длительная и дорогостоящая процедура.

В зависимости от типа и месторасположения объекта, видов деятельности организации, проверки может проводить федеральный или региональный пожнадзор. Это несущественно влияет на перечень мероприятий, так как нормы пожарной безопасности едины для всех юридических лиц и предпринимателей.

Инспекторы МЧС проверяют соответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля