Как ответить санитарно эпидемиологическому надзору

Как ответить санитарно эпидемиологическому надзору ЕРВК

Аудиоверсия этой статьи

Роспотребнадзор проверяет все, что связано с защитой прав потребителей, качеством товаров, санитарно-эпидемиологических правил. Как правило в поле зрения Роспотребнадзора розничные точки, кафе и рестораны, салоны красоты и парикмахерские

Какие виды бизнеса проверяет РоспотребнадзорКакие бывают проверки и контрольные мероприятияКак подготовитьсяКак проходит проверка РоспотребнадзораКакие возможны штрафы за нарушенияЧто делать, если не согласен с результатами

Telegram Деловой среды

Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале

Полное название этой организации говорит о ее функциях – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Деятельность Роспотребнадзора регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в июле 2021 года в него были внесены изменения).

Роспотребнадзор выполняет несколько задач:

  • разрабатывает и утверждает государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормы;
  • контролирует выполнение требований СанПиН, наличие санкнижек, допусков и т.п.;
  • осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • защищает права потребителей – покупателей или получателей услуг;
  • участвует в формировании политики государства в подведомственной области.

Какие виды бизнеса проверяет Роспотребнадзор

Чаще всего проверке Роспотребнадзором подвергаются следующие организации:

  • Гостиницы, хостелы, кемпинги.
  • Организации по оказанию бытовых услуг: например, ремонт обуви, ателье, автомастерские и т.п.
  • Парикмахерские и салоны красоты.
  • Организации общественного питания: рестораны, кафе, кондитерские.
  • Торговые точки по продаже продуктов, косметики, игрушек, одежды, стройматериалов.
  • Транспортные компании по перевозке пассажиров и грузов.
  • Предприятия по пошиву одежды.
  • Организации по производству обуви, изделий из кожи.
  • Фирмы по изготовлению изделий из дерева, изготовлению мебели.
  • Компании по ремонту и обслуживанию газового оборудования, лифтов.

Полный перечень бизнесов, подлежащих проверке Роспотребнадзором, указан в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

Роспотребнадзор вправе проводить:

В этом случае Роспотребнадзор проводит проверку юридической основы работы компании: наличие устава, разрешительных бумаг, обязательных свидетельств, соответствующего оборудования и т.п.

❗ ВниманиеОб открытии определенных видов деятельности нужно уведомлять Роспотребнадзор. Например, при открытии ресторана, пекарни, гостиницы. Полный перечень видов деятельности вы найдете в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

В течение 10 дней с момента получения уведомления о документарной проверке Роспотребнадзором нужно направить затребованные бумаги в региональное отделение Службы по охране прав потребителей. Нотариально заверять копии не требуется; достаточно подписи лица, ответственного за ревизию.

Проверка органами Роспотребнадзора происходит в течение 20 рабочих дней. Инспектирующие лица не имеют права требовать сведения, находящиеся в государственных реестрах. Они могут получить эти данные самостоятельно (см. статью 11 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Плановая выездная проверка

Периодичность проверок. Выездную плановую проверку Роспотребнадзор вправе проводить не чаще одного раза в года. При этом о проверке можно узнать заранее – список организаций, которых проверяет Роспотребнадзор в ближайшем периоде, находится на официальном сайте службы. Нужно зайти по этой ссылке и выбрать соответствующий год. Далее в открывшемся окне забить ОГРН или ИНН, вы увидите:

❗ ВниманиеНекоторые виды бизнеса проверяют чаще, чем один раз в 3 года. Например, это касается сферы образования и сферы здравоохранения – тут проверки возможно более двух раз за 3 года. В целом к бизнесу применяют риск-ориентированный подход. Те из них, к которым предъявляются более высокие санитарно-гигиенические требования, контролируются чаще. Иными словами, чем выше риски, тем часе контролируют. Узнать периодичность проверок Роспотребнадзором в зависимости от вида деятельности можно в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

Руководителя проверяемой организации предупреждают за 3 рабочих дня до начала плановой проверки.

Анализ деятельности юридических лиц в части соблюдения требований Роспотребнадзора проводят в течение 20 дней. Ревизию представителей малого бизнеса допускается производить каждый год, но не более 50 часов в общей сложности. ИП и компании с численностью работников 15 человек и менее, проверяют не более 15 часов.

❗ ВниманиеРоспотребнадзор вправе продлить проверку еще на 20 часов, а малых и микропредприятий – на 15 часов. Это требуется для выполнения экспертизы, замеров и т.п.Если результатом документарной проверки Роспотребнадзора стала внеплановая выездная инспекция, то срок ее проведения тоже увеличивается на 20 суток.Когда фирма имеет филиалы в других населенных пунктах, для ревизии каждого из них отводится 60 рабочих дней.

Для отдельных видов деятельности установлены свои сроки плановых проверок. Наиболее пристальное внимание оказывается организациям общественного питания, детским и оздоровительным учреждениям.

В связи с коронавирусом Федеральным законом № 480-ФЗ от 25.12.2018 объявлен мораторий на проведение плановых проверок Роспотребнадзора. Он распространяется на большинство категорий малых предприятий. Действие закона продлено до окончания 2021 года. Он не касается организаций, занимающихся особо опасной деятельностью, а также лиц, совершивших преступления. В тексте закона можно посмотреть полный список исключений.

Внеплановая проверка происходит, если поступила жалоба от потребителей, нанесен вреда здоровью людей, окружающей природе или безопасности государства. О проведении такой инспекции предупреждают не позднее чем за сутки.

В случаях, представляющих опасность населению, проверку осуществляют внезапно, не предупреждая заранее. Инспектирование согласуют с прокуратурой.

Часто Роспотребнадзор проверяет вне утвержденного плана ранее проинспектированные предприятия. Тогда основной задачей службы является анализ выполнения предыдущего предписания. В акте обследования указаны сроки для устранения обнаруженных недостатков. По истечении установленного промежутка времени выполнение предписания может быть проверено.

Иногда внеплановая проверка бывает обусловлена требованием прокуратуры. Чаще всего она вызвана ревизией деятельности предприятия правоохранительными органами.

1 июля 2021 года вступил в действие Закон о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который ввел такие виды контрольных мероприятий:

Если контрольные закупки проводили и ранее, то три других вида являются новыми. В рамках выполнения этих действий представители Роспотребнадзора могут приобрести товар, не предупреждая продавца, отдать продукцию на экспертизу, провести внезапный осмотр, запросить документы.

Контрольная закупка. Суть в том, что инспектор под видом покупателя, что-то приобретает (онлайн или офлайн). Покупку совершают в присутствии двух свидетелей или записывают на видео. После покупки инспектор предъявляет удостоверение. Если контроль происходит через интернет, то решение по результатам закупки и акт нужно будет искать в Едином реестре контрольных мероприятий. В обоих случаях после совершения покупки нужно будет вернуть деньги контроллеру.

Выборочный контроль. Цель – проверка условий хранения товара. В ходе такой проверки могут брать товары на экспертизу. Саму проверку должны проводить в присутствии представителя компании, также ведется запись видео.

Инспекционный визит. В ходе такого визита проводят осмотр, опрос, получают письменные объяснения.

Рейдовый осмотр. Цель – проверка соблюдения обязательных требований по использованию производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории.

Чтобы быть готовым к проверке сотрудниками Роспотребнадзора, в первую очередь нужно иметь наготове все основные бумаги: уведомление Роспотребнадзора о создании бизнеса, устав, лицензии, допуски, санитарные книжки т.п.

Лучше всего воспользоваться проверочными листами, утвержденными приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860. Они находятся на сайте rospotrebnadzor.ru в разделе «Приказы». Там можно найти список контрольных вопросов и нормативные акты, которые требуют выполнения требований.

Чтобы в соответствии с законодательством удовлетворительно ответить на все вопросы, задаваемые Роспотребнадзором, нужно:

  • расположить организацию согласно установленным нормам;
  • решить вопросы водоснабжения и канализации;
  • обеспечить соблюдение условий труда;
  • удостовериться в наличии тары и оборудования;
  • организовать правильные хранение, транспортировку и реализацию сырья;
  • проверить наличие разрешительных бумаг как у фирмы, так и у сотрудников (лицензий, санкнижек, допусков) и сроки их действия.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами РПН. Руководителя проверяемой организации знакомят с приказом о проведении ревизии и полномочиями должностных лиц.

Представители Роспотребнадзора должны объяснить цели и задачи выездной проверки Роспотребнадзора, основания для ее проведения. Они определяют вид и объем мероприятий по контролю, состав экспертов, привлекаемых к выездной ревизии. Инспекторы сообщают о сроках и условиях анализа работы на предприятии. Если возникают сомнения в правомерности проводимого мероприятия, нужно обращаться на горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8 (800) 555-49-43.

Представители инспектируемой организации предоставляют должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с бумагами.

Необходимо обеспечить доступ должностным лицам Роспотребнадзора и представителям экспертных организаций к предмету анализа: на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, а также к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Создание препятствий инспекторам для посещения каких-либо мест может повлечь за собой наложение взыскания.

При проведении ревизии учитывают режим работы лиц, подлежащих проверке.

По результатам анализа представители Роспотребнадзора составляют акт, в котором изложены выявленные факты и указано предписание для устранения замечаний. Его подписывают представители обеих сторон. Если предприниматель не согласен с актом проверки, при формировании предписания нужно это указать.

Для фиксации ревизий заводят отдельный журнал, в котором указывают, когда и каким органом осуществлялся анализ деятельности предприятия.

Информация о проверке Роспотребнадзором появляется на официальном сайте Службы по защите прав потребителей в течение 5 дней со дня подписания акта.

Чем может закончиться проверка При обнаружении нарушений контролер вправе провести следующие действия:1. Оштрафовать бизнес.2. Приостановить работу бизнеса до устранения недостатков.3. Передать заключение в суд для принятия мер правоохранительными органами.4. Выдать предписание об устранении нарушений.Если инспекторы не нашли никаких недостатков, они указывают это в акте.

Какие возможны штрафы за нарушения

Перечень штрафов можно найти в главе 6 и главе 14 КоАП РФ. Для каждого нарушения предусмотрена своя статья. В таблице перечислены некоторые виды нарушений и штрафов.

Что делать, если не согласен с результатами

Если вы не согласны с актом, составленным Роспотребнадзором, его можно обжаловать. Даже если штраф не отменят, то его могут значительно снизить. Всегда можно аппелировать к тому, что нарушение было совершено впервые или что нарушение не повлекло каких-либо серьезных последствий.

Жалобу на действия инспекторов или претензию к полученному предписанию подают в региональный орган Роспотребнадзора в течение 15 дней с момента получения акта проверки. К обращению прикладывают подтверждающие бумаги.

Претензию можно подать лично, по почте или дистанционно. В электронном виде возражения направляют на портале Госуслуг. На странице knd.gosuslugi.ru находятся формы заявления для жалоб по различным поводам.

Срок рассмотрения претензий в Роспотребнадзоре составляет 30 дней. Если проверка в отношении заявителя была проведена не по правилам, указанные факты не соответствуют действительности, может быть принято решение об отмене ее результатов.

Грубые нарушения в работе Роспотребнадзора могут служить основанием для обращения в прокуратуру. При этом обязательно нужно приложить свидетельства, подтверждающие указанные факты.

Если разногласия не разрешаются после обращения в территориальный орган РПН, можно обратиться в суд.

Порядокорганизации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224)

С изменениями и дополнениями от

1 декабря 2017 г., 16 ноября 2018 г.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).

2. В Порядке используются следующие термины и определения:

— деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее — органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 — 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

— деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

— деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

— установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;

— действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

— документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;

— документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам;

Протокол исследования, испытания — документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты;

Метод исследований (испытаний) и измерений — правила применения определенных принципов и средств исследований, испытаний и измерений;

Методика исследований (испытаний) и измерений — организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

3. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

— предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

5. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п. 4 настоящего Порядка.

В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.

6. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»(1) (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ, Объект) требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней.

7. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

8. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

— проведение экспертизы представленных документов;

— проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

— обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

10. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:

Для отечественной продукции:

— нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;

— санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);

— санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

— протоколы исследований (испытаний) продукции (при их наличии);

— образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

— потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;

— акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Для импортной продукции:

— документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;

— документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;

— протоколы испытаний (исследований) продукции (при их наличии);

— образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

— техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;

— контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции (при необходимости).

11. Документы на иностранных языках, предоставляемые для цели проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, должны быть переведены на русский язык, копии документов и их переводы должны быть заверены в установленном порядке.

12. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации представляются заявление и проектная документация с ее обоснованием.

Информация об изменениях

Раздел II дополнен пунктом 12.1 с 29 декабря 2017 г. — Приказ Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 г. N 1117

12.1. В целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения Объекта предоставляются следующие документы:

1) заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (при наличии), и сведений о функциональном назначении Объекта с указанием его основных технико-экономических параметров — предельной высоты, площади застройки (для объектов социального и жилищного назначения), типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности(2) (при наличии);

2) градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории, на которой размещается Объект), с информацией о расположении данного земельного участка (территории) в пределах границ, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ;

3) экспертное заключение о соответствии (несоответствии) размещения Объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В случае если санитарно-защитная зона аэродрома не установлена либо санитарно-защитная зона аэродрома установлена, но земельный участок, на котором предусматривается размещение Объекта, не входит в границы данной зоны, к экспертному заключению прилагаются протоколы исследований (испытаний) качества атмосферного воздуха, уровней шума и электромагнитного излучения, выполненных аккредитованной организацией.

13. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг) представляются заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы или иные основания, указанные в п. 4 настоящего Порядка, правоустанавливающие документы или их копии.

14. Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Жалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932

(2) В соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, зарегистрированным Минюстом России 25.01.2008, регистрационный номер 10995, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2008 N 25 (зарегистрировано Минюстом России 07.05.2008, регистрационный N 11637); от 06.10.2009 N 61 (зарегистрировано Минюстом России 27.10.2009, регистрационный N 15115); от 09.09.2010 N 122 (зарегистрировано Минюстом России 12.10.2010, регистрационный N 18699); от 25.04.2014 N 31 (зарегистрировано Минюстом России 20.05.2014, регистрационный N 32330)

Контрольные мероприятия Роспотребнадзора

26 марта 2021

В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе «Сводный план проверок»). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий.

Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор. Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; далее – Закон № 52-ФЗ). Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД «Коммерсантъ» онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами «антиковидных» требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2019 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.

В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП. Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (п. 8 Постановления № 1969).

Часть особенностей проведения плановых проверок в 2021 году обусловлена принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), соответственно, действовать они начнут с момента вступления его в силу – с 1 июля текущего года.

Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.

Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (п. 17-22 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.

Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки (ч. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы утверждены для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.

Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 5.1 ст. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:

  • превышение в воздухе на территории жилой застройки концентрации вещества, специфического для деятельности нескольких предприятий, в зоне влияния которых находится эта территория;
  • несоответствие качества воды, проба которой взята из крана в квартире, нормативному уровню железа. Это может свидетельствовать как о неисправности системы водоснабжения в доме или районе, так и сантехники в квартире;
  • несоответствие качества воды в зоне рекреации утвержденным параметрам. Оно может быть следствием неисполнения балансодержателем обязательных требований по осуществлению производственного контроля, очистке дна, своевременному сбору и вывозу отходов либо же природных факторов;
  • выявление в ходе обследования, проводимого на основании жалобы, источника шума, субъективное ощущение запаха близи нормируемых территорий (жилых кварталов, лечебно-профилактических учреждений, детских, спортивных площадок и т. п.) без лабораторного подтверждения.

Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством. Однако в ряде случаев ее применение невозможно. Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). «Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки», – подчеркнул Алексей Худобородов.

При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие «критические точки».

  • Санитарное состояние помещений, проведение уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
  • Осуществление дезинфекционных мероприятий, в том числе условия хранения, приготовления и использования растворов дезинфицирующих средств, наличие обученного персонала, наличие СИЗ.
  • Проведение медицинских осмотров: декретированного контингента (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), «профвредников», деятельность которых предполагает возможность получения профессиональных заболеваний (например, в связи с вредными или опасными условиями труда), и остального персонала (в части проведения диспансеризации). Стоит отметить, что 1 апреля вступают в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами и иных работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, и непосредственно перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н).
  • Проведение профилактической вакцинации: для всех – в соответствии с национальным календарем прививок, для отдельных категорий работников – с учетом профессии (например, сотрудники предприятий общественного питания должны прививаться от кори), а также гигиенической аттестации (для декретированного контингента).
  • Водоснабжение: качество и безопасность питьевой воды, объективные методы контроля качества воды, подача горячей воды с нормативной температурой.
  • Состояние внутренней среды и условия труда: параметры микроклимата, электромагнитные поля и аэроионный состав воздуха (зависят от количества, мощности и правильности установки техники, разведения электропроводки), уровни шума и вибрации на рабочих местах, содержание в воздухе пыли и химических веществ (зависит от качества отделочных материалов, эффективности вентиляции и уборки).
  • Организация питания сотрудников и посетителей (если речь идет о предприятиях общепита).
  • Обращение с отходами: оценка классов опасности, правильность оборудования мест для сбора отходов, своевременность сбора и вывоза.
  • Реализация требований антитабачного законодательства: контроль за соблюдением запретов курения в определенных местах, наличие запрещающих знаков установленного образца.
  • Соблюдение уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности – если такой порядок предусмотрен для реализуемых работ и услуг.
  • Осуществление производственного контроля.

В заключение напомним, что под действие Закона № 294-ФЗ не подпадают (и, соответственно, не будут подпадать под действие Закона № 248-ФЗ):

  • административные расследования, которые проводятся в случае необходимости осуществления после выявления нарушения длительных процессуальных действий: экспертизы, истребования материалов, получения пояснений, осмотра территорий, зданий, помещений и др. (ст. 28.7 КоАП РФ);
  • проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности (ч. 3, ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ);
  • эпидемиологические расследования, которые проводятся в связи с официально зарегистрированными случаями инфекционных заболеваний на основании Закона № 52-ФЗ.

2020,
2021,
административная ответственность,
государственный контроль (надзор),
коронавирус,
практические ситуации,
проверки организаций и ИП,
юрлица,
Генеральная прокуратура РФ,
Правительство РФ,
Роспотребнадзор,
Алексей Худобородов

Документы по теме:

Как ответить санитарно эпидемиологическому надзору

Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год. Подробности – в колонке Светланы Петропольской, сооснователя юридической компании URVISTA.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля