Как осуществляется санитарно эпидемиологическому надзору контролю

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор — это деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства РФ в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.
Данный вид контрольно-надзорной
деятельности представляет собой
конкретную разновидность надведомственного
контроля.

Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор имеет ряд особенностей, а именно:

1) согласно п. 1 ст. 51 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» от 30 марта 1999 г. № 52 (в ред.
от 31 декабря 2005 г.)12
данный вид надзора осуществляется во
внесудебном порядке. Государственные
санитарные врачи и их заместители в
соответствии с компетенцией рассматривают
материалы и дела о нарушениях санитарного
законодательства;

2) в порядке государственного надзора
осуществляется проверка исполнения
общеобязательных правил специального
характера (например: проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода в
эксплуатацию; эксплуатацию объектов
производства, реализацию и применение
продукции; использование водных объектов
в целях питьевого, хозяйственно-бытового
водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и т.д.). Такая целевая направленность
отличает государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
от общего и ведомственного контроля, в
задачи которых входит наблюдение за
всеми сторонами деятельности подчиненных
объектов и проверка исполнения ими
общего законодательства;

3) предметом государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
является оценка деятельности поднадзорных
объектов, включающих в себя различные
факторы среды обитания человека;

4) государственный санитарно-эпидемиологический
надзор распространяется на всех, кто
обязан соблюдать общеобязательные
правила, т.е. и на граждан, и на
государственные, и на негосударственные
организации;

5) субъекты государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
применяют к поднадзорным объектам
средства административного принуждения
(предупреждение, пресечение, наказание,
предусмотренные ст. 50, 51 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» и гл. 6 КоАП РФ);

6) для реализации задач государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
созданы специальные органы — Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия населения
и ее территориальные органы.

В соответствии с «Положением об
осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации»13,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, основными
задачами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в Российской Федерации являются
профилактика инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний населения
РФ, предупреждение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, а
также гигиеническое воспитание и
обучение граждан.

Основные направления деятельности
органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:

1) профилактика заболеваний в соответствии
с создавшейся санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения;

2) контроль за выполнением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами,
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами санитарных правил
как составной части осуществляемой ими
деятельности;

3) создание экономической заинтересованности
граждан, индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц в соблюдении санитарного
законодательства;

5) сертификация продукции, работ и услуг,
представляющих потенциальную опасность
для человека;

6) спецификация продукции, работ и услуг
и лицензирование видов деятельности,
представляющих потенциальную опасность
для здоровья человека;

7) государственная регистрация опасных
веществ и отдельных видов продукции;

9) информирование
населения о возникновении инфекционных
заболеваний;

10)
гигиеническое воспитание и обучение
населения;

11)
привлечение к ответственности за
нарушение санитарно-гигиенического
законодательства.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
согласно ст. 44 Закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» включает в себя:

1)
контроль выполнения санитарного
законодательства, санитарно-
противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, предписаний и постановлений
должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;

2)
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
РФ;

3) меры
пресечения нарушений санитарного
законодательства, выдачу предписаний
и вынесение постановлений о фактах
нарушения санитарного законодательства,
а также привлечение к ответственности
лиц, их совершивших;

5)
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);

6)
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

7)
статистическое наблюдение в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) в связи с
вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования
государственных информационных ресурсов.

Федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, является Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, а также ее
территориальные органы, созданные в
установленном законодательством РФ
порядке для осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в субъектах РФ, муниципальных образованиях
и на транспорте.

В
соответствующих сферах деятельности
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляют: Министерство
внутренних дел РФ, Министерство обороны
РФ, Федеральная служба исполнения
наказаний, Главное управление специальных
программ Президента РФ, Управление
делами Президента РФ, Федеральная служба
безопасности РФ, Федеральная служба
охраны РФ, Федеральная служба РФ по
контролю за оборотом наркотиков и
Федеральное медико-биологическое
агентство.

Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
и ее территориальные органы, структурные
подразделения, центры гигиены и
эпидемиологии и другие учреждения,
осуществляющие свою деятельность в
целях обеспечения государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
в РФ, составляют единую федеральную
централизованную систему государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательной
базой деятельности Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека является
санитарное законодательство, которое
основывается на Конституции РФ и состоит
из ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» от
2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 30 декабря 2001
г. № 196-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30
июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. №
122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 199-ФЗ, от 31 марта 2006 г. № 45-ФЗ)14,
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред.
ФЗ от 13 марта 2002 г. № 28-ФЗ, от 21 марта 2002
г. № 31-ФЗ, от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ, от 10
января 2003 г. № 17-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. №
29-ФЗ, от 11 марта 2003 г. № 32-ФЗ, от 26 марта
2003 г. № 36-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ,
от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г.
№ 20-ФЗ, от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, от 31 декабря
2005 г. № 200-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ)15,
«О радиационной безопасности населения»
от 9 января 1996 г. (в ред.
ФЗ от 22 августа 2004 г.)16,
а также принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых
актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.

Органами
и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ проводятся санитарно-эпидемиологические
экспертизы, расследования, обследования,
исследования, испытания, а также
токсикологические, гигиенические и
иные виды оценок.

В
соответствии с требованиями Закона
государственная санитарно-эпидемиологическая
служба РФ осуществляет надзор за ввозом,
производством, применением продукции
производственно-технического назначения,
товаров народного потребления и другой,
потенциально опасной для здоровья
населения продукции.

На
основании вышеизложенного следует
отметить, что государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
является самостоятельным видом
контрольно-надзорной деятельности по
обеспечению законности и дисциплины в
процессе реализации исполнительной
власти и обладает следующими признаками:

1)
отсутствие организационной подчиненности
субъектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
и поднадзорных объектов;

2)
оценка деятельности поднадзорных
субъектов по вопросам
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;

3)
невозможность вмешательства в
оперативно-хозяйственную деятельность
поднадзорного объекта;

4)
наличие специального объекта надзорной
деятельности — санитарных норм и правил,
требований санитарно-эпидемиологического
законодательства;

5)
возможность применения мер административного
принуждения, предусмотренных КоАП РФ
и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».

Организацию
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в РФ осуществляют: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ, а также руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ; главные
государственные санитарные врачи по
городам, районам и на транспорте; главный
государственный санитарный врач
Министерства внутренних дел РФ; главный
государственный санитарный врач
Министерства обороны РФ; главный
государственный санитарный врач
Федеральной службы исполнения наказаний;
главный государственный санитарный
врач Главного управления специальных
программ Президента РФ и др.

Должностными
лицами, уполномоченными осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор в РФ, являются: руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека — главный государственный
санитарный врач РФ; заместители
руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека — заместители
главного государственного санитарного
врача РФ; заместители главного
государственного санитарного врача РФ
— главные государственные санитарные
врачи федеральных органов исполнительной
власти и их заместители; руководители
территориальных органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
— главные государственные санитарные
врачи по субъектам РФ и их заместители;
руководители структурных подразделений
и их заместители, специалисты федеральных
органов исполнительной власти и др.

Должностные
лица, осуществляющие государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
в РФ, обладают полномочиями, установленными
ст. 50, 51 и 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», и несут
ответственность за ненадлежащее
исполнение своих служебных обязанностей,
а также за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, в порядке,
установленном законодательством РФ.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор —
деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях охраны
здоровья населения и среды обитания.

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
включает в себя: контроль за выполнением
санитарного законодательства,
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
предписаний и постановлений должностных
лиц, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации; меры пресечения
нарушений санитарного законодательства,
выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения
санитарного законодательства, а также
привлечение к ответственности лиц, их
совершивших; контроль за
санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических
расследований, направленных на
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на федеральном
уровне, государственный учет инфекционных
заболеваний, профессиональных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием
факторов среды обитания в целях
формирования государственных
информационных ресурсов.

С категорией
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора тесно связано государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование,
основной задачей которого является
установление санитарно-эпидемиологических
требований, обеспечивающих безопасность
для здоровья человека среды его обитания.

Нормативными
правовыми актами, устанавливающими
санитарно-эпидемиологические требования,
являются государственные
санитарно-эпидемиологические правила
(санитарные правила, санитарные правила
и нормы, санитарные нормы, гигиенические
нормативы), содержащие: гигиенические
и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания, труда, быта,
отдыха, обучения и питания, а также
сохранению и укреплению его здоровья;
оптимальные и предельно допустимые
уровни влияния на организм человека
факторов среды его обитания; максимально
или минимально допустимое количественное
и (или) качественное значение показателя,
характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека
тот или иной фактор среды его обитания.

В целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия в России государственной
санитарно-эпидемиологической службой
Российской Федерации, являющейся единой
федеральной централизованной системой
органов и учреждений, осуществляется
санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, является действующая
в системе Министерства здравоохранения
социального развития РФ Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.

Органы государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и их должностные лица, перечисленные в
ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом
привлекать к административной
ответственности физических и юридических
лиц, виновных в совершении административных
правонарушений, предусмотренных
ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
— деятельность
по предупреждению, обнаружению и
пресечению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в целях
охраны здоровья населения и среды
обитания.

Госсанэпиднадзор
включает в себя:

  • контроль
    за выполнением санитарного законодательства,
    санитарно-противоэпидемических
    (профилактических) мероприятий,
    предписаний
    и постановлений должностных лиц,
    осуществляющих
    Госсанэпиднадзор;
  • меры
    пресечения нарушений санитарного
    законодательства, выдачу
    предписаний и вынесение постановлений
    о фактах нарушения
    санитарного законодательства, а также
    привлечение к ответственности
    лиц, их совершивших;
  • контроль за
    санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • проведение
    санитарно-эпидемиологических
    расследований, направленных
    на установление причин и выявление
    условий возникновения
    и распространения инфекционных и
    массовых неинфекционных
    заболеваний (отравлений);
  • разработку
    предложений о проведении
    санитарно-противоэпидемических
    (профилактических) мероприятий;
  • статистическое
    наблюдение, государственный учет
    инфекционных,
    профессиональных заболеваний, массовых
    неинфекционных заболеваний
    (отравлений).

Государственный
надзор и контроль за исполнением
обязательных
требований законодательства Российской
Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения,
защиты прав потребителей и в области
потребительского рынка осуществляется
Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).

Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Должностные
лица, уполномоченные осуществлять
государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
при исполнении своих служебных
обязанностей и по предъявлении служебного
удостоверения
имеют
право:

  • получать
    от индивидуальных предпринимателей и
    юридических лиц документированную
    информацию по вопросам обеспечения
    санитарно-эпидемиологического
    благополучия населения;
  • беспрепятственно
    посещать территории и помещения
    объектов, подлежащих
    надзору, в целях проверки соблюдения
    санитарного законодательства, а также
    выполнения санитарно-противоэпидемических
    (профилактических) мероприятий;
  • посещать
    с согласия граждан их жилые помещения
    в целях обследования
    их жилищных условий;
  • проводить
    отбор для исследований проб воздуха,
    воды, почвы, проб
    и образцов продукции, в том числе
    продовольственного сырья и пищевых
    продуктов;
  • проводить
    досмотр транспортных средств и
    перевозимых ими грузов,
    в том числе продовольственного сырья
    и пищевых продуктов,
    в целях установления соответствия
    транспортных средств и перевозимых
    ими грузов санитарным правилам;
  • проводить
    измерения факторов среды обитания в
    целях установления
    соответствия таких факторов санитарным
    правилам;
  • составлять
    протоколы об административных
    правонарушениях.

При
выявлении нарушения санитарного
законодательства, а также при угрозе
возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений)
давать
гражданам и юридическим лицам предписания,
обязательные для
исполнения ими в установленные сроки:

  • об устранении
    выявленных нарушений санитарных правил;
  • о
    прекращении реализации не соответствующей
    санитарным правилам
    или не имеющей санитарно-эпидемиологического
    заключения
    продукции, в том числе продовольственного
    сырья, пищевых
    продуктов и пищевых добавок;
  • о
    проведении лабораторного обследования
    граждан, контактировавших
    с больными инфекционными заболеваниями,
    и медицинского
    наблюдения за такими гражданами;
  • о
    выполнении работ по дезинфекции,
    дезинсекции и дератизации
    в очагах инфекционных заболеваний, а
    также на территориях и
    в помещениях, где имеются и сохраняются
    условия для возникновения
    или распространения инфекционных
    заболеваний. Главные государственные
    санитарные врачи и их заместители в
    соответствии
    со статьей 51 Федерального закона от
    30.03.1999 №52-ФЗ
    имеют право при выявлении нарушений
    санитарного законодательства
    выносить мотивированные постановления
    о приостановлении
    или запрещении строительства,
    реконструкции, эксплуатации объектов.

При
угрозе возникновения и распространения
инфекционных заболеваний,
представляющих опасность для окружающих,
главные государственные санитарные
врачи и их заместители имеют право
выносить
мотивированные постановления о:

  • госпитализации
    для обследования или об изоляции больных
    инфекционными заболеваниями,
    представляющими опасность для окружающих,
    и лиц с подозрением на такие заболевания;
  • проведении
    обязательного медицинского осмотра,
    госпитализации
    или об изоляции граждан, находившихся
    в контакте с больными инфекционными
    заболеваниями, представляющими опасность
    для окружающих;
  • временном
    отстранении от работы лиц, которые
    являются носителями
    возбудителей инфекционных заболеваний
    и могут являться
    источниками распространения инфекционных
    заболеваний в связи
    с особенностями выполняемых ими работ
    или производства;
  • проведении
    профилактических прививок гражданам
    или отдельным
    группам граждан по эпидемическим
    показаниям;
  • введении
    (отмене) ограничительных мероприятий
    (карантина) в организациях
    и на объектах.

К
обязанностям
должностных
лиц, уполномоченных осуществлять
государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
относятся:

  • рассмотрение
    обращений граждан и юридических лиц;
  • информирование
    органов государственной власти, органов
    местного
    самоуправления и населения о
    санитарно-эпидемиологической
    обстановке;
  • оказание
    содействия общественным объединениям
    в вопросах обеспечения
    санитарно-эпидемиологического
    благополучия населения
    и другие обязанности.

Действия
должностных лиц, уполномоченных
осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
могут быть обжалованы
в вышестоящий орган, главному
государственному санитарному
врачу или в суд. Подача жалобы не
приостанавливает обжалуемых
действий, если исполнение их не
приостанавливается решением
суда.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 ноября 2020 года; проверки требуют 56 правок.

Руководитель Роспотребнадзора имеет равнозначное специальное название должности — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

ИсторияПравить

1933 — Государ­ственная санитарная инспекция (ГСИ) РСФСР;
1935 — Всесоюзная Государственная санитарная инспекция (ВГСИ) при Совнаркоме СССР;
1936 — в составе Наркомздрава СССР;

  • 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР (воссоздаётся отдельная независимая от лечебных учреждений централизованная структура);
  • 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
  • 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).

XIX — начало XX века

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.

Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.

Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

ФункцииПравить

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службыПравить

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • Научно-исследовательские институты и центры гигиенического и эпидемиологического профиля
  • Противочумные учреждения
  • Санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины и форменная одеждаПравить

  • Грузинское вино, 2008 г. — Конфликт в Южной Осетии
  • Молдавское вино и коньяк, 2013 — переговоры Молдовы о вступлении в ЕС
  • Шоколадные конфеты с Украины, 2013 г. — конфликт в Донбассе
  • Вино из Черногории, 2017 — вступление Черногории в НАТО

Ведомственные наградыПравить

  • Памятные медали «90 лет Госсанэпидслужбе России». «95 лет Госсанэпидслужбе России»
  • Почётная грамота Роспотребнадзора
  • Благодарность руководителя Роспотребнадзора
  • Нагрудный знак «Почётный работник Роспотребнадзора»

Интересные фактыПравить

  • Профилактическая медицина
  • Гигиена
  • Эпидемиология
  • Centers for Disease Control and Prevention (CDC) — структура в Министерстве здравоохранения и социальных служб США, родственная Роспотребнадзору
  • Chinese Center for Disease Control and Prevention (CCDC) — схожая структура в Национальной комиссии здравоохранения КНР
  • Inspectie Gezondheidszorg en Jeugd (IGJ) — Инспекция по охране здоровья и молодёжи Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта Нидерландов
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Санитарно-эпидемиологические правила
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
  • День работников санитарно-эпидемиологической службы

ЛитератураПравить

  • Ковшило В. Е., Зайченко А. И., Кошелев Н. Ф., Стан В. В. Санитарный надзор // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
  • Бургасов П. Н., Сумароков А. А. Санитарно-эпидемиологическая служба // Большая медицинская энциклопедия, 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 22.
  • Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
  • Приказ Роспотребнадзора от 31.01.2007 г. № 23 «Об утверждении Правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора».
Оцените статью
Единый реестр видов контроля