Государственный пожарный надзор (ГПН) – осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о пожарной безопасности, должностными лицами органов ГПН, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (ПБ). Основной задачей ГПН является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
Органами ГПН являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ПБ, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН; структурные подразделения региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления ГПН на территориях федеральных округов; структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности; подразделения ФПС, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.
Руководители соответствующих органов ГПН по должности одновременно являются: главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору; главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению ГПН определяется Правительством РФ. Должностные лица органов ГПН при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством РФ. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов ГПН.
Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по ПБ, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции; осуществлять ГПН за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и др. объектов, в т.ч. в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований ПБ, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований ПБ; вызывать в органы управления и в подразделения ГПН должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области ПБ, в т.ч. за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПН.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН определяются Положением о государственном пожарном надзоре (с апреля 2012 «О федеральном государственном пожарном надзоре»), утверждаемым в установленном порядке. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О пожарной безопасности», если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, ГПН осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ с градостроительной деятельности.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Дата актуализации статьи: 22.07.2021
В этой статье мы постараемся разобраться, что же такое федеральный государственный пожарный надзор (ГПН), какие задачи он решает и какими нормативными правовыми актами руководствуется в своей деятельности.
Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248), Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69) и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.
В соответствии со статьей 1 ФЗ № 248 под государственным контролем (надзором) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Статьей 6 ФЗ № 69 установлено, что предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
- соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляют органы государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении МЧС России. При этом на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, государственный пожарный надзор осуществляется подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.
В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
Органы ГПН
в рамках своей компетенции наделены следующими полномочиями:
- обеспечивать учет объектов надзора, организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия, принимать соответствующие решения;
- осуществлять официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- рассматривать обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- осуществлять профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;
- рассматривать в установленном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;
- участвовать в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», давать пояснения и представлять информацию в рамках своей компетенции, готовить мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получать для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры;
- оказывать государственные услуги и осуществлять разрешительные функции в рамках предоставленных полномочий.
Должностными лицами государственного пожарного надзора могут осуществляться следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
Профилактика пожаров осуществляется органами государственного пожарного надзора с использованием таких видов профилактических мероприятий как: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.
Таким образом, проведённый обзор законодательства свидетельствует о том, что органы государственного пожарного надзора
имеют достаточно широкий спектр полномочий, позволяющий им обеспечивать предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Узнать, какие документы по пожарной безопасности нужны на Вашем объекте.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, призванный поддерживать высокий уровень пожарной безопасности в стране путем проведения обследований и проверок противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий и организаций.
Началом развития государственного пожарного надзора считается «Положение об органах государственного пожарного надзора», утвержденное 18 июля 1927 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.
Положение стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе — проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности.
За 90 лет пожарный надзор претерпел множественные изменения. В начале был в составе НКВД, затем подчинялся МВД, а с 2001 года государственный пожарный надзор в составе пожарной охраны вошел в систему МЧС России.
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлением правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Органами государственного пожарного надзора являются: структурное подразделение центрального аппарата МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора; территориальные органы МЧС, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ; объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы; территориальные подразделения федеральной противопожарной службы.
Сегодня деятельности надзорных органов страны осуществляется в рамках Приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденной президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным направлениям в декабре 2016 года. Основной задачей реформы является принципиальное изменение подходов в осуществлении надзорной деятельности. В первую очередь, это уход от тотального надзора к риск-ориентированному, снижение административной нагрузки и предупреждение нарушений обязательных требований преимущественно профилактическими мерами.
В рамках программы в МЧС разработан и утвержден паспорт «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России», реализация которого предусмотрена в три этапа: первый — 2017 год; второй — 2018 год и третий — 2019-2025 годы. Ключевыми направлениями реформирования определены: внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности; внедрение системы оценки результативности и эффективности; систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований; внедрение системы комплексной профилактики нарушений; внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов; внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений; автоматизация контрольно-надзорной деятельности.
По данным МЧС РФ, ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 миллиона мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, они предлагают к исполнению до 7,5 миллиона противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тысяч пожаров, сохраняется материальных ценностей на 35-45 миллиардов рублей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Органы государственного пожарного надзора – структурные подразделения ФПС, созданные в целях организации и осуществления в порядке, установленном законодательством РФ, деятельности по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки.
К органам ГПН относятся:структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН;УГПН территориальных органов МЧС – региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;управления (отделы, отделения) ГПН территориальных органов МЧС России – органов, специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);отделы (отделения, инспекции, группы) ГПН подразделений ФПС, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.
Деятельность органов ГПН осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов ГПН вышестоящим.
Другие разделы портала
МЧС, противопожарная безопасность в Екатеринбурге
- Госучреждения
МЧС, противопожарная безопасностьИсполнительные органы властиОрганы внутренних делПрокуратурыАдминистрации городов и районовВоенные учрежденияСудебно-правовые органыОрганы соц. защиты населения
Показать еще - МЧС, противопожарная безопасность
- Исполнительные органы власти
- Органы внутренних дел
- Прокуратуры
- Администрации городов и районов
- Военные учреждения
- Судебно-правовые органы
- Органы соц. защиты населения
- Показать еще
МЧС, противопожарная безопасность — каталог в Екатеринбурге
В разделе МЧС, противопожарная безопасность содержится полезная деловая информация о компаниях, которые ведут деятельность в данном направлении.
Портал охватывает большинство городов России. С помощью Qlaster.ru можно посмотреть полный список компаний категории МЧС, противопожарная безопасность во всех регионах, либо выбрать интересующий город и получить подборку компаний с нужным географическим положением.
Для удобства пользователей список раздела МЧС, противопожарная безопасность включает не только название компании, но также краткое описание деятельности, адрес, номер телефона и режим работы. Кликнув на название, пользователь может перейти в карточку компании, где размещена более подробная информация о фирме и отзывы клиентов.
Qlaster.ru – это площадка, на которой покупатели и продавцы находят друг друга. Сервис позволяет экономить финансовые и временные ресурсы всех игроков рынка: без крупных затрат на рекламу компании-продавцы получают приток клиентов, а покупатели легко и быстро узнают о самых выгодных предложениях на рынке.
Рис. Работа инспектора государственного пожарного надзора
·структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
·территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
·структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
· главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;
·главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы (см. ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ) по пожарному надзору;
· главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными законодательством Российской Федерации. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
·беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
·вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
·вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
·осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;
·производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
· для категории высокого риска — один раз в 3 года;
· для категории значительного риска — один раз в 4 года;
· для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;
· для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
· ввода объекта защиты в эксплуатацию;
· окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется:
а) решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
б) решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к иным категориям риска;
в) решениями главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации и профилактики тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в пределах установленной компетенции по месту нахождения объекта защиты — при отнесении к категории риска: высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого.
В случае пересмотра решения об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска, то решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.
Как узнать о пожарной проверке? — см. статью.
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
3. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2007. – 416 с.: ил.
4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 23 сентября 2020 года)
85 лет назад, 18 июля 1927 года, органами власти РСФСР было утверждено «Положение о государственном пожарном надзоре». Этот день считается днем образования госпожнадзора России.
«Положение» 1927 года — первый документ, давший начало развитию принципиально новой в мировой практике структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья граждан, сохранение материальных ценностей.
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций установлены постановлениями правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года «О федеральном государственном пожарном надзоре», от 21 мая 2007 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», от 1 декабря 2005 года «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Согласно законодательству, федеральный пожарный надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор находится в ведении МЧС России, за исключением госпожнадзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, а также при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
Структура федерального государственного пожарного надзора состоит из четырех уровней:
Федеральный уровень — Департамент надзорной деятельности МЧС России.
Региональный уровень — управления надзорной деятельности региональных центров МЧС России.
Уровень субъекта Российской Федерации — управления надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Уровень муниципального образования — территориальные подразделения государственного пожарного надзора управлений надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
По данным МЧС РФ, в органах федерального государственного пожарного надзора России проходят службу более 14 тысяч сотрудников, из них около двух с половиной тысяч — дознаватели. Ежегодно инспекторским составом проводится более 750 тысяч мероприятий по контролю, предлагается к устранению около пяти миллионов нарушений требований пожарной безопасности.
С 2004 года государственный пожарный надзор возглавляет генерал‑полковник Геннадий Кириллов.
Органы пожарного надзора и их права
Структура органов обеспечивающих пожарную безопасность и отношения между ними и юридическими лицами определяются Федеральным законом РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г и Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290
Должностные лица органов государственного пожарного надзора, имеют право:
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование. Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора.
- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
- для категории высокого риска — один раз в 2 года;
- для категории значительного риска — один раз в 3 года;
- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.
* Большинство офисов относятся к категории среднего риска
Для отдельных объектов может быть установлена иная периодичность проверок или установлены надзорные каникулы, то есть период времени, в течение которого проверки проводиться не будут. Надзорные каникулы установлены для субъектов малого предпринимательства, если они соответствуют условиям “надзорных каникул”, установленным статьей 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Основанием для проведения внеплановой проверки может являться:
- истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
- наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка.
Перечень необходимой документации по пожарной безопасности
Пожарная безопасность — ответственные лица
Категории помещений с точки зрения пожарной безопасности
План эвакуации и знаки безопасности
Пути эвакуации людей при пожаре
Система обеспечения пожарной безопасности
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»
Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Новости on-line
10:20
Фермерам возместят 50% расходов на маркировку молочной продукции
10:16
Уплатить фиксированные страховые взносы без заявлений или авансовые платежи без уведомлений можно через сервис «Уплата налогов и пошлин»
10:13
Лишь 4 из 10 компаний в Уфе готовы рассматривать пенсионеров наравне с более молодыми кандидатами
10:12
Президент РФ поручил дополнительно повысить МРОТ на 10% с 1 января 2024 года
10:11
Названы самые распространённые виды аллергии среди россиян
10:05
В 25 городах и районах Башкирии с 17 по 19 марта состоятся сельхозярмарки
10:03
В Роспотребнадзоре по Башкирии сообщили, на что чаще всего жалуются потребители в республике
09:55
Названа ускоряющая работу Windows настройка
16:37
Для интернет-расчетов можно использовать ККТ, которую применяют в стационарном торговом объекте
16:35
22 марта в Уфе состоится ярмарка вакансий агропромышленной сферы
Другие новости бизнеса
Новости компаний РБ
Добавить свою новость
Финансы
Заявка на кредит
Заявка на лизинг
Ваша компания
Добавить свою компанию
Добавить товары и услуги
Оставить отзыв о компании
Зарегистрируйтесь и о Вас узнают потенциальные клиенты!