В этой статье попытаюсь рассказать о проверках пожарной безопасности проводимых МЧС России. Постараюсь обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые я надеюсь, могут стать для вас полезными. В статье не раскрываются вопросы проведения проверок государственных органов и саморегулируемых организаций.
- Кем проводится проверка пожарной безопасности
- Когда и какие пожарные проверки проводятся
- Сроки проведения проверок
- Ваши права при проведении проверки пожарным инспектором
- Ваши обязанности при проведении проверки пожарным инспектором
- На что имеет право пожарный инспектор
- Обязанности инспектора при проверке пожарной безопасности
- Какие документы проверяются при проверке
- Что чаще всего проверяют при пожарной проверке
- Какие противопожарные мероприятия нужно периодически выполнять
- Как заканчивается проверка по пожарной безопасности
- За что предусмотрена административная ответственность
- Как обжаловать решение пожарного инспектора
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кем проводится проверка пожарной безопасности
Проверки пожарной безопасности в обязательном случае должны проводиться аттестованными государственными инспекторами по пожарному надзору МЧС. Что бы узнать, что сотрудник МЧС, который пришел к Вам с проверкой, является аттестованным государственным инспектором по пожарному надзору МЧС, необходимо проверить следующее:
- сотрудник должен быть в форме МЧС;
- на груди у сотрудника должен быть знак федерального государственного пожарного надзора;
- в удостоверении личности сотрудника, которое он обязан предоставить Вам должна быть отражена его должность;
- в распоряжении на проверку, копию которого заверенную печатью обязаны Вам вручить, указаны фамилия, имя и отчество сотрудника с указанием его должности.
Естественно, нужно сверить должность, фамилию, имя и отчество сотрудника в распоряжении и в удостоверении. Иногда в распоряжениях может быть указана группа сотрудников, назначенных для проведения проверки. Бывает так, что совместно с инспектором приходят стажеры, которых вы имеете полное право не допускать для проведения проверки. Также вы имеете полное право не допускать к проверке лиц, которые не указаны в распоряжении, даже если они являются государственными инспекторами.
Когда и какие пожарные проверки проводятся
Инспектор проводит проверку
Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Как видно из названия проверок, проверить могут по плану и без такового. Разберемся с этим.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые в обязательном случае согласуются с органами прокуратуры. Это делается для того, чтобы одновременно к Вам с проверками не пришли проверяющие лица разных ведомств (Ростехнадзор, СЭС и т.п.). Узнать о том, будет ли у Вас проверка в этом году, можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации после первого января текущего года.
В ежегодный план поверок включаются проверки объектов по истечении:
- 3-х лет со дня ввода объекта в эксплуатацию или изменения его функционального назначения;
- 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки (если таковая была);
- 1-го года со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта, на котором осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования или в социальной сфере.
Кроме этого проверки планируются с учетом риска возникновения пожаров на объектах, то есть с применением риск-ориентированного подхода. Все объекты предусматривается отнести к шести категориям опасности:
с 2021 года изменяется периодичность проведения плановых проверок по категориям риска. Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 N 1303
- Объекты категории высокого риска – один раз в 2 года (сейчас – один раз в 3 года);
- Значительного риска – один раз в 3 года (сейчас – один раз в 4 года);
- Среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет (сейчас – не чаще чем один раз в 7 лет);
- Умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет (сейчас – не чаще чем один раз в 10 лет).
- Появится новая категория – чрезвычайно высокого риска. Плановые проверки объектов этой категории будут проводить один раз в год.
- В отношении объектов категории низкого риска правило не изменится: их проверять не будут.
до декабря 2020 года МЧС должно будет разработать и представить в Правительство новые критерии отнесения объектов к определенной категории риска. Они начнут действовать с 2021 года.
Рассмотрим примеры объектов и категории риска к которым они будут относиться
Ниже приведены примеры категорий риска согласно старых норм. Как только появятся новые данные (декабрь 2020 года), текст будет заменен.
К первой категории относятся следующие объекты:
- особо опасные, технически сложные и уникальные;
- критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации;
- здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
- гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
- театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
- музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
- здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
- здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования;
- опасные производственные объекты I – III классов опасности;
- складские здания Госрезерва, книгохранилища и архивы федерального значения, таможенные терминалы;
- здания элеваторов;
- здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них 200 и более человек единовременно;
- здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой 28 метров и более.
Ко второй категории относятся следующие объекты:
- жилые многофункциональные комплексы, для которых разрабатывались специальные технические условия;
- здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них от 50 до 200 человек единовременно;
- здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой от 15 до 28 метров;
- производственные или складские здания, сооружения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
- наружные установки категорий АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
- территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров;
- садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками.
К третьей категории относятся следующие объекты:
- здания организаций по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них менее 50 человек;
- здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой от 6 до 15 метров;
- производственные или складские здания, сооружения категории В по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
- наружные установки категории ВН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
- органы власти;
- территории населенных пунктов, не относящиеся к третьей категории (средняя степень риска);
- садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, не относящиеся к третьей категории (средняя степень риска).
К четвертой категории относятся следующие объекты:
- многоквартирные жилые дома, не относящиеся ко второй категории;
- одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
- театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе;
- музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
- здания пожарных депо;
- здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов высотой до 6 метров;
- производственные или складские здания, сооружения категорий Г и Д по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска);
- наружные установки категорий ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности, не относящиеся к первой категории (высокая степень риска).
К пятой категории относятся следующие объекты:
- здания и сооружения, отнесенные к пониженному уровню ответственности в соответствии с Федеральным законом “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”;
- временные постройки;
- киоски;
- навесы;
- другие подобные постройки.
Для отдельных объектов может быть установлена иная периодичность проверок или установлены надзорные каникулы, то есть период времени в течение которого проверки проводится не будут. Надзорные каникулы установлены для субъектов малого предпринимательства, если они соответствуют условиям “надзорных каникул”, установленным статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Внеплановые проверки проводятся несколько по другому принципу. Внеплановые проверки проводятся если:
- истек срок исполнения ранее выданного Вам предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
- от Вас в орган государственного пожарного надзора поступили сведения о вводе Вашего объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его функционального назначения;
- на Вас или на Ваш объект пожаловались соседи, средства массовой информации, государственные или муниципальные органы, ну или просто сторонние граждане, о том, что Вы или на Вашем объекте нарушаются требования пожарной безопасности, которые могут привести к пожару;
- органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решения об установлении особого противопожарного режима.
- есть требование органов прокуратуры;
- есть поручение Президента Российской Федерации;
О предстоящей плановой проверке Вы также узнаете, получив на почте заказным письмом или другим способом копию распоряжения о проверке. Такое уведомление направляется Вам не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки. О проведении внеплановой проверки Вас уведомят не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, но если была жалоба, Вас не уведомят.
Пожарная проверка на объекте
Сроки проведения проверок
Необходимо помнить, что общая продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Если проверка проводится в отношении малого предприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов в год.
Если проверка проводится в отношении микропредприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятнадцать часов в год.
В редких случаях, связанных с необходимостью проведения исследований, испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.
Ваши права при проведении проверки пожарным инспектором
При проведении в отношении Вас проверки имеете право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
- получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки;
- указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
- обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
- на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.
Остановимся на некоторых моментах:
- проверка не может быть проведена в Ваше отсутствие, если вы о ней не уведомлены;
- давать объяснения Вы не обязаны, это Ваше право;
- можете задавать любые вопросы проверяющему лицу, связанные с обеспечением пожарной безопасности (в пределах разумного), тем самым сокращая время самой проверки;
- знакомиться с результатами проверки нужно сразу после ее окончания, время на ознакомление не ограничено;
- если не согласны с отдельными нарушениями отразите это в акте проверки во всех экземплярах;
- в случае нарушения ваших прав отразите это в акте проверки (например: не представил удостоверение личности; проверяющий не дал ответов на интересующие меня вопросы по пожарной безопасности и т.п.);
- если Вы уверены в том, что проверяющий нарушил Ваши права, оформите жалобу в орган государственного пожарного надзора с указанием обстоятельств и существа нарушения Ваших прав или причиненного вреда.
Ваши обязанности при проведении проверки пожарным инспектором
При проведении проверки Вы обязаны:
- присутствовать при проверке или вместо Вас должен быть Ваш представитель;
- дать проверяющему лицу проверить территории, здания, сооружения, помещения и строения;
- по требованию инспектора представить документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции.
Лучше всего в качестве оппонента использовать другого специалиста в области пожарной безопасности, представив его как уполномоченное лицо. Так большинство вопросов может разрешиться до оформления результатов проверки.
О том, какие документы могут требовать проверяющие, мы остановимся подробнее позже в отдельной главе.
На что имеет право пожарный инспектор
Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при проверке имеют право:
- запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
- беспрепятственно посещать территорию и объекты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
- выдавать предписания об устранении нарушений;
- составлять административные протоколы, рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.
- Если коротко инспектор имеет право проверить и принять меры, а вот, что не вправе перечень намного длиннее. Итак, проверяющий при проведении проверки не вправе:
- проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
- осуществлять проверку в случае Вашего отсутствия при ее проведении;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.
Обязанности инспектора при проверке пожарной безопасности
Проверяющий, при проверке обязан:
Как видите обязанностей у инспектора намного больше, чем у Вас и каждое отклонение от исполнения этих обязанностей является нарушением порядка проведения проверки, которое может быть обжаловано.
Какие документы проверяются при проверке
При проверке обычно проверяют наличие следующих документов:
Написали отдельную статью:
Документы по пожарной безопасности для организаций
Что чаще всего проверяют при пожарной проверке
В большинстве случаев инспектор проверяет соблюдение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, но это зависит от квалификации инспектора.
В период проверки инспектор может проверить следующее:
Соответствие плана эвакуации
Кроме требований Правил противопожарного режима также могут быть проверено соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Вот здесь необходимо разобраться, какие требования Технического регламента распространяются на ваш объект, а какие нет.
Если Ваш объект был введен в эксплуатацию, либо проектная документация на него была направлена на экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Технического регламента), то на Ваш объект распространяются требования следующих документов:
- статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента о требования пожарной безопасности;
- нормативных документов по пожарной безопасности, действовавших до принятия Технического регламента;
- правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Если Ваш объект был введен в эксплуатацию, либо проектная документация на него была направлена на экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Технического регламента), то на Ваш объект распространяются требования:
- технического регламента о требования пожарной безопасности (в полном объеме);
- правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что иногда инспектора ссылаются на требования сводов правил, таких как СП 1.13130, СП 2.13130, СП 3.13130, СП 4.13130, СП 5.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130. Это не совсем правильно, так как эти документы распространяются исключительно на проектирование и соответственно применяются при проектировании и строительстве. На это нужно обратить внимание!
Какие противопожарные мероприятия нужно периодически выполнять
Все требования пожарной безопасности не могут быть выполнены один раз и потом забыты. Существуют текущие противопожарные мероприятия, которые необходимо выполнять с определенной периодичностью, а именно:
Как заканчивается проверка по пожарной безопасности
После того как инспектор проверил Ваш объект оформляется акт проверки в двух экземплярах. В акте указываются:
В предписании указываются:
- кому выдано предписание;
- перечень нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- сведения о Вашем ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием;
- сведения о наличии Вашей подписи или об отказе от совершения подписи;
- подписи инспектора, проводившего проверку.
Подпись инспектора, проводившего проверку, также заверяется печатью.
Проверка установок АПС
Сроки устранения нарушений устанавливаются инспектором с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение. Затем, когда истекает установленный срок устранения нарушений, проводится внеплановая проверка.
В случае если вы не успели или не смогли, в силу каких-либо обстоятельств, устранить нарушения, и это было установлено при внеплановой проверке, инспектор выдаст новое предписание об устранении нарушений, установит новый срок и привлечет вас к административной ответственности.
Необходимо отметить, что если характер выявленных нарушений свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, то привлечение к ответственности может повлечь временный запрет деятельности Вашего объекта.
За что предусмотрена административная ответственность
Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:
Как обжаловать решение пожарного инспектора
Если с чем-то не согласны Вы имеете право обжаловать:
- действия инспектора;
- вынесенные в отношении Вас решения проверки;
- содержание документов.
Срок обжалования в любом случае будет составлять – пятнадцать дней с момента события.
Вы можете обжаловать действия инспектора или его бездействие. Для этого необходимо изложить в жалобе, какие обязанности он не выполнил, когда и как.
Вы также можете обжаловать решения принимаемые инспектором. Например, в отношении сроков устранения нарушений. Так если Вы уверены, что не можете в установленный срок выявленное нарушение, смело обращайтесь в орган государственного пожарного надзора с просьбой пересмотреть указанный срок с учетом Ваших доводов.
Вы можете подать возражения в письменной форме в отношении акта проверки или предписания в целом или его отдельных положений, а также приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
Жалобу можно направить письменной или электронной форме.
В направляемой жалобе должно быть указано:
- наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
- фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;
- свою фамилию, имя, отчество;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
- суть жалобы;
- личная подпись и дата.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:
- руководителю органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных;
- руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.
В течение трех дней с момента поступления жалоба регистрируется. Затем в течение пятнадцати рабочих дней жалоба рассматривается. Подготовленный ответ направляется Вам в письменной или электронной форме на адрес электронной почты.
Ответ на жалобу должен содержать один из двух вариантов:
- признание обжалуемого решения или действие (бездействие) должностного лица правомерным;
- признание обжалуемого решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным.
Распространённые нарушения требований ППР в РФ
Зарегистрировано в Минюсте России 13 января 2017 г. N 45228
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Признать утратившими силу приказы МЧС России от 28.06.2012 N 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2012 г., регистрационный N 24901), от 27.12.2013 N 844 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2014 г., регистрационный N 31579) и пункт 5 приложения к приказу МЧС России от 21.04.2014 N 199 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2014 г., регистрационный N 32193).
Министр В.А. ПУЧКОВ
УТВЕРЖДАЮ приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644