К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» ЕРВК

Статья
11. Предмет
общественного экологического контроля.

Общественный
экологический контроль — это осуществление
общественной проверки и оценки степени
соблюдения законодательства по охране
окружающей природной среды и экологической
безопасности населения всеми министерствами
и ведомствами, предприятиями, учреждениями
организациями, независимо от форм
собственности и подчиненности,
должностными лицами и гражданами.

Статья
12. Субъекты
общественного экологического контроля.

Общественный
экологический контроль осуществляется
гражданами, группами граждан, общественными
организациями, имеющими экологические
функции, организациями общественного
территориального самоуправления и
иными общественными объединениями.

Статья
13. Объекты
общественного экологического контроля.

В соответствии с
конституционными принципами участия
граждан и их объединений в управлении
государством общественный экологический
контроль осуществляется в отношении
любых актов и действий физических и
юридических лиц на территории РФ,
влияющих на состояние окружающей
природной среды и экологической
безопасности населения, в том числе в
отношении:

— процесса подготовки,
рассмотрения и принятия законодательных
и иных нормативных актов, введение
которых в действие может оказать
воздействие на окружающую среду или на
ущемление прав граждан на благоприятную
окружающую среду и иных прав и свобод;

— процесса подготовки,
рассмотрения и принятия проектов,
программ и планов, могущих оказать
воздействие на благоприятную окружающую
среду и здоровье населения;

— соблюдения
процедуры оценки воздействия на
окружающую среду намечаемой хозяйственной
деятельности и участия заинтересованной
общественности в этой процедуре;

— обязательности
государственной экологической экспертизы
всех проектов и программ, могущих оказать
влияние на окружающую среду;

— соблюдения
нормативов качества окружающей среды;

— применения мер
экономического стимулирования охраны
окружающей среды;

— формирования и
расходования экологических фондов и
бюджетных средств, направляемых на
реализацию природоохранных программ
и планов;


получения,
анализа и распространения среди населения
экологической информации;

— принятия решений
о проектировании, строительстве и вводу
в эксплуатацию объектов, влияющих на
состояние окружающей среды и здоровье
населения;

— применения
предусмотренных законодательством мер
ответственности по экологическим
правонарушениям;

— выполнения
природопользователями природоохранных
мероприятий и требований природоохранного
законодательства;

— эффективности
государственного и производственного
экологического контроля;

— рационального
использования природных ресурсов;

— мониторинга
окружающей природной среды;

— экологического
воспитания и образования;

— создания и
соблюдения режима особо охраняемых
природных территорий;

— иных сфер
производственной, общественной и
государственной деятельности, могущей
оказывать воздействие на окружающую
среду и здоровье населения.

Статья
14.Формы
осуществления общественного экологического
контроля.

Общественный
экологический контроль осуществляется
в соответствии с настоящим Законом,
Положением о порядке осуществления
общественного экологического контроля,
утверждаемом постановлением Правительства
РФ по представлению специально
уполномоченного органа по охране
окружающей среды, уставами общественных
объединений и может проводиться в
следующих формах:

— создание
общественных экологических инспекций
при общественных объединениях или при
специально уполномоченных государственных
органах, деятельность которых регулируется
положениями, утверждаемыми этими
организациями или специально
уполномоченными государственными
органами по охране окружающей природной
среды в соответствии с настоящим Законом
и Положением о порядке осуществления
общественного экологического контроля;

— участие
представителей общественных объединений
или граждан в проверках соблюдения
экологического законодательства
природопользователями при соблюдении
принципа максимальной открытости
проводимых специально уполномоченными
государственными органами проверок;

— участие
представителей общественных объединений
в осуществлении государственного
контроля за эффективностью природоохранной
работы специально уполномоченных
государственных органов по охране
окружающей среды и управлению природными
ресурсами, а также органов местного
самоуправления;

— проведение
общественными объединениями самостоятельных
проверок соблюдения природопользователями
законодательства об охране окружающей
среды и рациональном природопользовании;

— проведение
гражданами самостоятельных проверок
соблюдения экологического законодательства
в пределах административных территорий
или природных объектов;

— получение и оценка
информации о соблюдении экологического
законодательства от природопользователей,
органов местного самоуправления,
государственных органов и некоммерческих
организаций;

— принятие
предусмотренных законодательством мер
общественного реагирования по
установленным нарушениям экологического
законодательства;

— направление по
результатам общественных проверок
представлений о привлечении к
ответственности должностных лиц,
систематически не соблюдающих требования
экологического законодательства, в их
вышестоящие организации или вышестоящим
должностным лицам;

— получение и оценка
необходимой для проверки документации
в организациях природопользователях
и в специально уполномоченных
государственных органах;

— свободный доступ
уполномоченных представителей
общественных объединений или общественных
инспекторов на территорию, занимаемую
или используемую природопользователем,
при предъявлении удостоверения и
поручения о проверке (за исключением
объектов со специальным режимом);

— участие в
рассмотрении и принятии органами
государственной власти, органами
местного самоуправления экологически
значимых решений;

— иные, не запрещенные
действующим законодательством формы
общественного экологического контроля.

Статья
15. Общественный
экологический контроль при совместных
проверках соблюдения экологического
законодательства.

Специально
уполномоченные государственные органы
по охране окружающей среды и иные
контролирующие органы обязаны проводить
проверки соблюдения законодательства
по охране окружающей среды и рациональному
природопользованию, как правило, с
участием представителей общественных
формирований и обеспечивать доступность
для общественности полученной в
результате проверки информации.

При проведении
комплексных проверок природопользователей
или проверок по вопросам, имеющим
общественную значимость, администрация
города (района) или специально
уполномоченный государственный орган
издает распоряжение о создании комиссии
с включением в ее состав представителей
общественных организаций по представлению
органа управления каждой заявившей об
участии общественной организации.

Представитель
общественной организации пользуется
равными с государственными инспекторами
правами на доступ к информации и осмотр
объектов, за исключением случаев прямо
предусмотренного законодательством
ограниченного доступа.

Представитель
общественной организации вправе вносить
предложения по программе проверки, по
методике сбора и оценки данных, выводам
и предложениям комиссии, получать
пояснения от должностных лиц проверяемого
объекта, знакомиться с документацией,
подписывать или отказаться от подписи
акта проверки, излагать особое мнение
в акте проверки, вносить предложения
по применению мер ответственности за
обнаруженные нарушения или мер поощрения
за природоохранную работу.

Предложения
представителя общественности подлежат
обязательному рассмотрению и учитываются
при принятии решений по результатам
проверки.

Статья
16.Общественный
экологический контроль при самостоятельных
проверках соблюдения экологического
законодательства.

При проведении
общественными организациями самостоятельных
проверок соблюдения природопользователем
законодательства по охране окружающей
среды должен соблюдаться следующий
порядок:

— выносится решение
органа управления общественной
экологической организации о проведении
проверки и утверждается состав комиссии;

— в состав комиссии
могут быть включены представители
специально уполномоченных государственных
органов, научных учреждений, местного
самоуправления, правоохранительных
органов, народные депутаты;

— решение о проведении
проверки доводится до сведения
руководителя объекта- природопользователя
и до сведения администрации города
(района) с указанием цели и программы
проверки, места, времени и состава
комиссии;

— проверка
производится в присутствии представителя
проверяемого объекта с соблюдением мер
техники безопасности и правил технической
эксплуатации;

— в ходе проверки
члены комиссии производят осмотр
объектов, ознакомление с документацией,
заслушивают объяснения ответственных
лиц, при необходимости производят в
установленном порядке отбор проб
компонентов окружающей среды для
анализов;

— по результатам
проверки составляется акт, содержащий
вводную и констатирующую часть, выводы
и предложения, подписываемый членами
комиссии и представителем администрации
проверяемого объекта, в двух экземплярах,
один из которых передается под роспись
руководителю проверяемого объекта;

— при установлении
нарушений экологического законодательства
общественным экологическим инспектором
составляется протокол (протоколы) на
виновных должностных лиц и отбираются
их письменные объяснения по факту
нарушения;

— акт проверки
(протокол) в течение трех дней передается
в специально уполномоченный государственный
орган по территориальности для
рассмотрения и принятия мер;

— копии акта
(протокола) хранятся в общественной
организации, организовавшей проверку;

— должностное лицо
специально уполномоченного государственного
органа обязано в течение двух недель
со дня получения акта (протокола) сообщить
в письменной форме общественной
организации, проводившей проверку, о
результатах рассмотрения дела и принятых
мерах;

— информацию о
результатах проверки общественная
организация вправе направить в средства
массовой информации для опубликования;

— в случае несогласия
с должностным лицом, вынесшим решение
по результатам проверки, общественная
организация вправе обжаловать его
решение в вышестоящей организации,
направить мотивированные возражения
в органы прокуратуры или обжаловать
такое решение в суде.

Статья
17. Общественный
экологический контроль, осуществляемый
гражданами.

Граждане или группы
граждан вправе проводить проверки
соблюдения экологического законодательства
на объектах на основании разрешения
администрации этих объектов.

Проверка
экологического состояния административных
территорий или природных объектов,
находящихся в общем пользовании,
производится без каких-либо разрешений
и согласований.

Результаты проверки
оформляются актом, подписываемым не
менее чем тремя лицами, с последующей
передачей акта для принятия мер в
соответствующий специально уполномоченный
государственный орган по охране
окружающей среды.

Мотивированный
ответ по итогам рассмотрения акта
направляется заявителю в двухнедельный
срок со дня поступления акта на
рассмотрение.

Муниципальный экологический контроль- деятельность должностных лиц
администрации муниципального образования,
её структурных подразделений, направленная
на предотвращение, выявление и пресечение
нарушений законодательства в области
охраны окружающей среды, обеспечение
соблюдения субъектами хозяйственной
и иной деятельности требований в области
охраны окружающей среды на территории
муниципального образования.

Объектом муниципального экологического
контроля являются все земли, находящиеся
в границах муниципального образования,
независимо от принадлежности и формы
собственности.

Муниципальный экологический контроль
за использованием и охраной земель
направлен на обеспечение реализации
муниципальной политики в области
земельных отношений и предотвращение
правонарушений в области землепользования
и благоустройства, сохранение благоприятной
окружающей среды и природных ресурсов
на территории муниципального образования.

Основными задачами муниципального
экологического контроля на территории
муниципального образования являются:

— предотвращение вредного воздействия
на окружающую среду при использовании
земель в различных сферах хозяйственной
и иной деятельности;

-подготовка предложений по ограничению
или приостановлению хозяйственной или
иной деятельности, осуществляемой с
нарушением природоохранного
законодательства Российской
Федерации;
— защита муниципальных
и общественных интересов, а также прав
граждан и юридических лиц в области
использования земель;

— профилактика земельных и природоохранных
правонарушений;
— принятие мер по
устранению выявленных земельных и
природоохранных правонарушений;

Муниципальный экологический контроль
осуществляется во взаимодействии с
администрацией муниципального
образования, природоохранными,
правоохранительными и иными
заинтересованными территориальными
органами исполнительной власти Российской
Федерации, осуществляющими деятельность
на территории муниципального образования,
в соответствии с их компетенцией.

Для обеспечения координации в сфере
контроля за соблюдением природоохранного
законодательства, требований по
использованию и охране земель, могут
создаваться временные (по отдельным
направлениям деятельности) или постоянные
координационные органы (советы, комиссии)
по экологическому контролю.

Требования должностных лиц, осуществляющих
муниципальный экологический контроль
в соответствии с настоящим Положением
по вопросам, входящим в их компетенцию,
подлежат обязательному исполнению в
установленные сроки всеми юридическими,
физическими и должностными
лицами.
Неисполнение или несвоевременное
исполнение указанных требований влекут
за собой ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

В целях участия представителей органов
территориального общественного
самоуправления, организаций, общественных
объединений и граждан в работе по
обеспечению соблюдения требований
природоохранного законодательства
могут формироваться группы внештатных
общественных инспекторов по контролю
за использованием земель, осуществляющих
свою деятельность на общественных
началах и в порядке, установленном
нормативными актами муниципального
образования. Муниципальный экологический
контроль осуществляется администрацией
муниципального образования непосредственно,
а также через структурные подразделения.

Комитет при осуществлении муниципального
экологического контроля выполняет
следующие задачи:
— выявление фактов
загрязнения и захламления земельных
участков на территории муниципального
образования;
— предотвращение
вредного воздействия на окружающую
среду при использовании земель в
различных сферах хозяйственной и иной
деятельности;участие в проведении
расследований аварийных и чрезвычайных
ситуаций, в разработке мер по ликвидации
последствий аварийного загрязнения
земельных участков на территории
муниципального образования;
— выявление
случаев использования земель не в
соответствии с их целевым
назначением;
— принятие мер по
устранению выявленных земельных и
природоохранных нарушений;
— осуществление
контроля за выполнением иных требований
земельного и природоохранного
законодательства по вопросам использования
земель на территории муниципального
образования.

Федеральный закон РФ от 10 января 2002г.
№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ( в
редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ).

Ст.7. Полномочия органов местного
самоуправления в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды

Вопросы местного значения городского
округа:

-организация и осуществление экологического
контроля объектов производственного
и социального назначения на территории
городского округа, за исключением
объектов, экологический контроль которых
осуществляют федеральные органы
исполнительной власти.

Ст.10. Управление в области охраны
окружающей среды осуществляется органами
местного самоуправления в соответствии
с настоящим федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, уставами
муниципальных образований и нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления.

Статья 67. Производственный контроль
в области охраны окружающей среды
(производственный экологический
контроль)

1. Производственный контроль в области
охраны окружающей среды (производственный
экологический контроль) осуществляется
в целях обеспечения выполнения в процессе
хозяйственной и иной деятельности
мероприятий по охране окружающей среды,
рациональному использованию и
восстановлению природных ресурсов, а
также в целях соблюдения требований в
области охраны окружающей среды,
установленных законодательством в
области охраны окружающей среды.

2. Субъекты хозяйственной и иной
деятельности обязаны представлять
сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного
экологического контроля, об организации
экологических служб на объектах
хозяйственной и иной деятельности, а
также результаты производственного
экологического контроля в соответствующий
орган исполнительной власти, осуществляющий
государственный экологический контроль.

(п. 2 в ред. Федерального законаот 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Сферой производственного экологического
контроля служит производственно-хозяйственная
деятельность предприятий и иных
хозяйствующих субъектов.

В соответствие с требованиями федерального
закона «Об охране окружающей среды»,
природопользователи обеспечивают
соблюдение нормативов качества окружающей
среды на основе применения технических
средств и технологий обезвреживания и
безопасного размещения отходов
производства и потребления, обезвреживания
выбросов и сбросов загрязняющих веществ,
а также иных наилучших существующих
технологий. В целях обеспечения выполнения
в процессе хозяйственной и иной
деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных
ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных законодательством
в области охраны окружающей среды
природопользователи обязаны организовать
производственный экологический контроль.
Сведения об организации производственного
экологического контроля природопользователь
представляет в органы исполнительной
власти, осуществляющие государственный
экологический контроль.

Производственный экологический контроль
осуществляется как самостоятельно, так
и во взаимодействии с природоохранными
органами федерального и регионального
уровней на условиях и в порядке,
предусмотренном действующим
законодательством, заключенными
соглашениями, а также с привлечением
заинтересованных учреждений и организаций.

К объектам производственного экологического
контроля относятся:

– источники выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух — стационарные
и передвижные;

– источники образования отходов
производства;

– природные ресурсы;

– почвы, загрязненные по вине
_____________________;

— тало-дождевые воды.

2. Цели и задачи производственного
экологического контроля.

2.1. Производственный экологический
контроль осуществляется на территории
предприятия с целью обеспечения
экологической безопасности, получения
достоверной информации о состоянии
окружающей среды, с целью обеспечения
исполнения требований законодательства
и нормативов в области охраны окружающей
среды.

2.2. Задачами производственного
экологического контроля являются:

— контроль качества выполнения
природоохранных программ, планов
мероприятий по охране окружающей среды,
графиков контроля источников выбросов,
объектов переработки, размещения
отходов;

— контроль соблюдения законодательства
в области охраны окружающей среды на
территории завода;

— контроль соблюдения установленных
нормативов допустимого воздействия на
окружающую среду;

— разработка природоохранных мероприятий
с привлечением заинтересованных
подразделений завода и оформление
планов по охране окружающей природной
среды;

— контроль выполнения мероприятий по
охране окружающей природной среды;

— контроль выполнения требований
действующего природоохранного
законодательства, норм и правил,
инструкций, предписаний по вопросам
охраны окружающей природной среды;

— периодическое проведение анализа
результатов природоохранной деятельности
на заводе, принятие мер к устранению
выявленных нарушений;

— осуществление координации и контроля
природоохранной деятельности в
подразделениях предприятия, приведение
технической документации и технических
процессов в соответствие с нормами и
требованиями;

— проведение анализа технологических
процессов на заводе на соответствие
современным природоохранным требованиям
и представление соответствующих
предложений руководителю предприятия;

— осуществление руководства и обеспечение
работой бригад при проведении
инструментального контроля состояния
окружающей среды на предприятии, при
проведении инвентаризации источников
выбросов, при систематическом и выборочном
отборе и анализе проб атмосферного
воздуха;

— подготовка руководству предприятия
предложений по снижению вредного
воздействия на природу на основании
данных инструментальных замеров и
контроля за выбросами загрязняющих
веществ в атмосферу, состояния окружающей
природной среды в районе предприятия;

– иные задачи, вытекающие из необходимости
обеспечения экологической безопасности
на территории предприятия, определенные
действующим законодательством.

Общественный экологический контроль

Статья 68. Общественный контроль в
области охраны окружающей среды
(общественный экологический контроль)

(в ред. Федерального закона
от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

1. Общественный контроль в области
охраны окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется
в целях реализации права каждого на
благоприятную окружающую среду и
предотвращения нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды.

2. Общественный контроль в области охраны
окружающей среды (общественный
экологический контроль) осуществляется
общественными объединениями и иными
некоммерческими организациями в
соответствии с их уставами, а также
гражданами в соответствии с
законодательством.

3. Результаты общественного контроля в
области охраны окружающей среды
(общественного экологического контроля),
представленные в органы государственной
власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, подлежат обязательному
рассмотрению в порядке, установленном
законодательством.

Настоящее положение о производственном
экологическом контроле разработано во
исполнение требований Федерального
Закона Российской Федерации от 10.01.2002
г. №7-ФЗ «Об охране окружающей
среды».1.3. Производственный экологический
контроль проводится в соответствии с
природоохранными нормативными
документами, которыми являются:

– федеральные нормативные правовые
акты и стандарты в области охраны
окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности;

– федеральные нормативные и методические
документы, утвержденные или согласованные
специально уполномоченными государственными
органами в области охраны окружающей
среды, определяющие критерии и величины
предельно допустимых нормативов или
лимитов воздействия на компоненты
окружающей природной среды, лимитов
размещения отходов, порядок и методы
контроля соблюдения природоохранных
норм и нормативов, ответственность за
их нарушения;

– отраслевые нормативные и методические
документы в области охраны окружающей
среды и природных ресурсов;

– региональные нормативные и методические
документы, утвержденные или согласованные
с территориальными природоохранными
органами.

Вид экологического контроля, способствующий
реализации конституционных прав граждан
на благоприятную окружающую среду.
Общественный экологический контроль
осуществляется общественными
объединениями, органами жесткого
самоуправления, гражданами и имеет те
же задачи, что и иные формы экологического
контроля. Порядок общественного
экологического контроля регулируется
Законом об общественных объединениях,
иным законодательством, подзаконными
актами, уставами и другими основополагающими
актами общественных объединений.

Общественные контрольные функции по
проверке выполнения экологических
требований реализуются также в рамках
общественных слушаний по результатам
оценки воздействия планируемой
деятельности на окружающую среду. В
соответствующем разделе учебника мы
обращали внимание на дефекты нормативного
регулирования такой процедуры в
действующем законодательстве России
об окружающей среде. При адекватном
правовом регулировании общественных
слушаний граждане могут иметь сильные
позиции в контроле за подготовкой
экологически значимых решений.

Важной формой осуществления общественного
экологического контроля за деятельностью
предприятий и государственных органов
является затребование от них информации
о природоохранной деятельности и
состоянии окружающей среды, право на
которое предусмотрено рядом законов.
На основе полученной информации граждане
и общественные формирования вправе
обжаловать решения, действия и бездействие,
нарушающие их экологические права и
законные интересы, в суде. С проведением
общественного экологического контроля
может быть связано также обжалование
в суде заключения государственной
экологической экспертизы, если оно
противоречит требованиям законодательства,
экологическим правам и интересам граждан
и общественных формирований.

Государственный мониторинг окружающей
среды(государственный экологический
мониторинг) — мониторинг окружающей
среды, осуществляемый органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с их компетенцией;

Из положения об организации и
осуществлении государственного
мониторинга ОС:

1. Под государственным мониторингом
окружающей среды (государственным
экологическим мониторингом) понимается
комплексная система наблюдения за
состоянием окружающей среды, оценки и
прогноза изменений состояния окружающей
среды под воздействием природных и
антропогенных факторов (далее именуется
— экологический мониторинг).

Экологический мониторинг включает в
себя мониторинг атмосферного воздуха,
земель, лесов, водных объектов, объектов
животного мира, уникальной экологической
системы озера Байкал, континентального
шельфа Российской Федерации, состояния
недр, исключительной экономической
зоны Российской Федерации, внутренних
морских вод и территориального моря
Российской Федерации.

2. Организацию и осуществление
экологического мониторинга обеспечивают
в пределах своей компетенции в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской
Федерации специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной
власти — Министерство природных ресурсов
Российской Федерации, Федеральная
служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, Федеральная
служба земельного кадастра России,
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
рыболовству и другие органы исполнительной
власти.

3. Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и другие федеральные
органы исполнительной власти при
осуществлении в пределах своей компетенции
экологического мониторинга:

формируют государственную систему
наблюдения за состоянием окружающей
среды и обеспечивают функционирование
этой системы;

взаимодействуют с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
по вопросам организации и осуществления
экологического мониторинга, формирования
и обеспечения функционирования
территориальных систем наблюдения за
состоянием окружающей среды на территориях
субъектов Российской Федерации;

осуществляют с участием органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации сбор, хранение,
аналитическую обработку и формирование
государственных информационных ресурсов
о состоянии окружающей среды и
использовании природных ресурсов.

4. Министерство природных ресурсов
Российской Федерации:

координирует деятельность федеральных
органов исполнительной власти по
организации и осуществлению экологического
мониторинга;

согласовывает методические и
нормативно-технические документы
федеральных органов исполнительной
власти по вопросам организации и
осуществления экологического мониторинга;

обеспечивает с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
совместимость информационных систем
и баз данных о состоянии окружающей
среды, а также создает условия для
формирования и защиты государственных
информационных ресурсов в этой сфере.

5. Экологический мониторинг осуществляется
в целях:

наблюдения за состоянием окружающей
среды, в том числе за состоянием окружающей
среды в районах расположения источников
антропогенного воздействия и воздействием
этих источников на окружающую среду;

оценки и прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием
природных и антропогенных факторов;

обеспечения потребностей государства,
юридических и физических лиц в достоверной
информации о состоянии окружающей среды
и ее изменениях, необходимой для
предотвращения и (или) уменьшения
неблагоприятных последствий таких
изменений.

6. Информация, полученная при осуществлении
экологического мониторинга, используется
при:

разработке прогнозов социально-экономического
развития Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований и принятии соответствующих
решений;

разработке федеральных программ в
области экологического развития
Российской Федерации, целевых программ
в области охраны окружающей среды
субъектов Российской Федерации,
инвестиционных программ, а также
мероприятий по охране окружающей среды;

осуществлении контроля в области охраны
окружающей среды (экологического
контроля) и проведении экологической
экспертизы;

прогнозировании чрезвычайных ситуаций
и проведении мероприятий по их
предупреждению;

подготовке данных для ежегодного
государственного доклада о состоянии
и об охране окружающей среды.

7. При проведении экологического
мониторинга решаются следующие задачи:

организация и проведение наблюдения
за количественными и качественными
показателями (их совокупностью),
характеризующими состояние окружающей
среды, в том числе за состоянием окружающей
среды в районах расположения источников
антропогенного воздействия и воздействием
этих источников на окружающую среду;

оценка состояния окружающей среды,
своевременное выявление и прогноз
развития негативных процессов, влияющих
на состояние окружающей среды, выработка
рекомендаций по предотвращению вредных
воздействий на нее;

информационное обеспечение органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических и физических
лиц по вопросам состояния окружающей
среды;

формирование государственных
информационных ресурсов о состоянии
окружающей среды;

обеспечение участия Российской Федерации
в международных системах экологического
мониторинга.

8. Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и другие федеральные
органы исполнительной власти при
осуществлении в пределах своей компетенции
экологического мониторинга взаимодействуют:

с Министерством Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий — в рамках единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

с Министерством здравоохранения
Российской Федерации — в рамках ведения
социально-гигиенического мониторинга;

с Российским авиационно-космическим
агентством — при предоставлении и
использовании методов и средств
дистанционного зондирования Земли в
интересах обеспечения экологического
мониторинга.

29.Правовые основы информационного
обеспечения охраны окружающей среды.
Субъекты экологической информации.
Ограничение доступа к экологической
информации

Право каждого на достоверную информацию
о состоянии окружающей среды закреплено
ст.42 Конституции РФ.

Право гражданина на получение информации
о санитарно-эпидемиологической
обстановке, состоянии среды обитания,
качестве и безопасности продукции
закреплено ст.8 ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения».

Право гражданина на получение объективной
информации ото радиационной обстановке
и принимаемых мерах по обеспечению
радиационной безопасности закреплено
ст.23 ФЗ «О радиационной безопасности
населения».

Источники экологической информации:

-Ежегодный государственный доклад о
состоянии окружающей природной среды
(готовится Министерством природных
ресурсов).

-Отраслевые (ведомственные) доклады о
состоянии природных ресурсов.

-Данные государственных кадастров
природных ресурсов.

-Данные экологического мониторинга.

-Данные экологических экспертиз.

-Результаты общественных слушаний.

Принципы предоставления экологической
информации:

1. Полнота (насколько это входит в
компетенцию запрашиваемого лица).

2. Достоверность (данные должны быть
подтверждены документально).

3. Своевременность (информация должна
быть предоставлена в течение месяца с
момента запроса).

4. Доступность (все государственные
органы обязаны публиковать соответствующие
доклады, по возможности предоставлять
экологическую информацию гражданам
бесплатно).

Граждане и общественные организации
вправе требовать предоставления
экологической информации у должностных
лиц уполномоченных государственных
органов. Выдаются засвидетельствованные
копии документов.

В соответствии со ст.17 ФЗ «О
гидрометеорологической службе»,
информация о состоянии окружающей
природной среды, ее загрязнении и
информационная продукция предоставляются
пользователям бесплатно

В соответствии со ст.24 ФЗ «Об информации,
информатизации и защите информации»,
отказ в доступе к открытой информации,
предоставление пользователям заведомо
недостоверной информации могут быть
обжалованы в судебном порядке.

По общему правилу, все государственные
информационные ресурсы являются
открытыми и общедоступными, однако
особым образом выделяются государственная
тайна и конфиденциальная информация.

К конфиденциальной информации относятся
сведения, составляющие служебную
(коммерческую) тайну, врачебную тайну,
банковскую тайну, иные виды охраняемых
законом тайн. Перечень сведений, которые
не могут составлять коммерческую тайну
утвержден постановлением Правительства
РФ от 5 декабря 1991г. К таковым относятся,
в частности, сведения о загрязнении
окружающей среды, реализации продукции,
причиняющей вред здоровью населения,
размерах причиненного при этом ущерба.
К врачебной тайне относится информация
о факте обращения за медицинской помощью,
о состоянии здоровья гражданина, о
диагнозе заболевания гражданина, иные
сведения, полученные в ходе лечения. К
банковской тайне относятся сведения о
банковском счете, банковском вкладе,
операциях по банковскому счету, клиенте
банка.

Под государственным
экологическим надзором понимаются
деятельность уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение
нарушений органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями и
гражданами требований закона, посредством
организации и проведения проверок
указанных лиц, принятия предусмотренных
законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений, и
деятельность уполномоченных органов
государственной власти по систематическому
наблюдению за исполнением обязательных
требований.

Государственный
экологический надзор включает в себя:

-государственный
надзор за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной
недр;

-государственный
надзор в области обращения с отходами;

-государственный
надзор в области охраны атмосферного
воздуха;

-государственный
надзор в области охраны водных объектов;

-федеральный
государственный контроль (надзор) в
области рыболовства и сохранения водных
биоресурсов;

-федеральный
государственный охотничий надзор;

-государственный
надзор в области охраны и использования
особо охраняемых природных территорий.
И тд.

Государственный
экологический надзор осуществляется
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти (федеральный
государственный экологический надзор)
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Производственный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной и
иной деятельности мероприятий по охране
окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных
ресурсов, а также в целях соблюдения
требований в области охраны окружающей
среды, установленных законодательством
в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной
и иной деятельности обязаны представлять
сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного
экологического контроля, об организации
экологических служб на объектах
хозяйственной и иной деятельности, а
также результаты производственного
экологического контроля в соответствующий
орган государственного надзора.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды.

Общественный
контроль в области охраны окружающей
среды осуществляется общественными
объединениями и иными некоммерческими
организациями в соответствии с их
уставами, а также гражданами в соответствии
с законодательством.

Результаты
общественного контроля в области охраны
окружающей среды, представленные в
органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленном законодательством.

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

К объектам общественного экологического мониторинга относятся реализация и «При утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Предмет, объекты и задачи общественного экологического контроля.

В процессе общественного экологического контроля проверяется соблюдение юридическими и физическими лицами экологического законодательства РФ. Обязательным условием этого является наличие у общественного инспектора минимально необходимого уровня юридических знаний.

Объекты общественного экологического контроля можно разделить на несколько категорий:

1.Хозяйственные объекты (или хозяйствующие субъекты);

2.Природная среда, ее состояние и изменения (в том числе природные или природно–техногенные объекты);

3.Деятельность физических и юридических лиц по использованию и охране окружающей среды и природных ресурсов.

При этом следует иметь в виду, что во многих случаях общественный контроль деятельности хозяйствующих субъектов затруднен, в силу того, что общественникам непросто на законных основаниях попасть на их территорию, отсутствия у них специальных знаний, а также необходимого контрольно–измерительного оборудования. Даже при наличии такого оборудования, для того, чтобы данные инструментального контроля можно было использовать, например, в суде, требуется отбор проб и проведение исследований только в аккредитованной лаборатории.

В связи с этим наиболее перспективными направлениями общественного экологического контроля являются:

– состояние природных объектов, природной среды (несанкционированные свалки; незаконные порубки зеленых насаждений; несанкционированные карьеры и пр.);

– состояние компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле);

– деятельность физических и юридических лиц по использованию и охране окружающей среды и природных ресурсов (мытье автомобилей на природных водоемах; рубка деревьев; складирование отходов в местах, не предназначенных для таких целей; сжигание мусора в населенных пунктах).

Следует отметить, что общественный экологический мониторинг и контроль не может рассматриваться как инструмент для изучения глобальных проблем. Причина этого носит практический характер, т.к. рычаги воздействия на глобальные процессы (кроме образовательных в широком смысле этого слова) в большинстве случаев находятся вне досягаемости конкретного сообщества, живущего в данной местности. Общественный мониторинг оказывается эффективным лишь тогда, когда люди думают глобально(или в границах региона в целом), но действуют локально. Характерным примером таких локальных объектов общественного мониторинга являются малые реки или другие объекты местного масштаба (относящиеся к локальному мониторингу).

Именно в отношении малых водных объектов местное население имеет достаточно рычагов, чтобы реально повлиять на принятие контрольных мер и этим способствовать улучшению их состояния.

Санэпидемнадзор и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Они не располагают сведениями о качестве воды на выходе, у потребителя. При сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным накоплением загрязнений в застойных зонах, отсутствием герметичности, коррозией водопроводов и т.п.) Подобные ситуации предоставляют широкое поле для организации результативного общественного мониторинга и контроля.

В таких случаях серьезную роль могут сыграть также наблюдения, организованные вузами, школами, детскими общественными организациями. Конечно, речь не идет о точных измерениях. Но приемы изучения сред, накапливающих вредные вещества, и методы биологического мониторинга (оценка запыленности, загрязненности снежного покрова, изменений в состоянии растительности, оценка состояния водоема) с успехом могут быть использованы.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Об уровне надзора за объектами НВОС, хотя бы один из которых подлежит федеральному экологическому надзору

26 ноября 2020 17:41

Группой компаний «Экологический центр» (далее — ГК «ЭКО ЦЕНТР») был направлен Запрос (Исх. № МСК-0920-1573 от 18.09.2020 г.) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о разъяснении применения п. 7.1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, введенного Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 298 «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в случае осуществления юридическим лицом или ИП хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС), хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору.

Ранее нами уже был получен ответ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на соответствующий запрос.

Официальный ответ Минприроды России в Письме от 20.10.2020 г. № 12-50/13530-ОГ.

Согласно Письму, Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 298 «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 248-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 10.02.2020 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон 7-ФЗ), согласно которым при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору (далее — ФГЭН), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только ФГЭН.

Таким образом, Законом № 248-ФЗ определяется орган исполнительной власти, который будет осуществлять государственной экологических надзор на указанных объектах.

В настоящее время подтверждение отнесения объекта НВОС к соответствующему уровню государственного экологического надзора в соответствии с критериями определения объектов, подлежащих ФГЭН, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 (далее — Критерии) осуществляется при постановке на государственный учет в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. № 572 (далее — Правила).

Учитывая, что согласно пункту 13 Правил оператором государственного реестра объектов НВОС является Росприроднадзор, по вопросам, связанным с ведением государственного реестра объектов НВОС, в том числе о необходимости включения объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору и не соответствующих Критериям, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим объекты, подлежащие ФГЭН, в федеральный реестр объектов НВОС, целесообразно обращаться в Росприроднадзор.

19 октября 2020 14:10

Группой компаний «Экологический центр» (далее — ГК
«ЭКО ЦЕНТР») был направлен Запрос (Исх. № МСК-0920-1574) в Федеральную службу по
надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) о разъяснении применения п. 7.1 ст. 65
Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, введенного Федеральным законом от
31.07.2020 г. № 298 «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона «Об
охране окружающей среды», в случае осуществления юридическим лицом или ИП
хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду (далее — объекты НВОС), хотя бы один из которых подлежит
федеральному государственному экологическому надзору.

Официальный ответ Росприроднадзора в Письме от 15.10.2020 г. № МК-02-02-32/34869.

В соответствии с данным Письмом изменения,
внесенные в Федеральный Закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 298 «О
внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
(далее — Закон № 298-ФЗ) не предусматривает необходимости перевода объектов
НВОС, поставленных на государственный учет в региональных государственных
реестрах, в федеральный государственный реестр, не затрагивает Критерии
определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому
надзору, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903, а
также Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 23.06.2016 г. № 572.

Изменения, внесенные в статью 65 Закона № 7-ФЗ
Законом № 298-ФЗ, не указаны в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ как основания
для актуализации сведений об объектах НВОС.

Согласно пункту 1 Порядка отчет об организации и о
результатах осуществления производственного экологического контроля
предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II, III
категорий ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля