- История становления государственной санитарно-эпидемиологической службы России
- История образования государственной санитарно-эпидемиологической службы
- Поздравления
- Владимир Владимирович Путин
- Михаил Владимирович Мишустин
- Валентина Ивановна Матвиенко
- Вячеслав Викторович Володин
- Дмитрий Анатольевич Медведев
- Татьяна Алексеевна Голикова
- Cергей Викторович Лавров
- Сергей Викторович Чемезов
История становления государственной санитарно-эпидемиологической службы России
В сентябре 2012 года государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации исполнилось 90 лет, это одна из немногих структур, сохранившихся в системе органов государственной власти Российской Федерации после распада СССР, несмотря на происходящие последующие реформы и преобразования государственного обустройства России. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба с момента её создания обладает ярко выраженной особенностью: на всех этапах развития ей присуща исключительная организационно-методологическая и функциональная динамичность, что позволяет ей в течение 90 лет наиболее полно и органично отвечать потребностям общества и государства в эффективной охране и укреплении здоровья населения.
Историческими предпосылками создания службы в стране являлись, в первую очередь, многочисленные эпидемии инфекционных болезней, которые уносили тысячи жизней. Низкий уровень коммунального обустройства населенных пунктов, проблемы с питьевым водоснабжением, отсутствие гигиенически безопасных условий труда на предприятиях, низкая санитарная культура населения являлись основными неблагоприятными факторами, влияющими на состояние здоровья населения. Наиболее остро проблемы массовых инфекций и их широкое распространение возникли в начале XX века в период первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны.
В числе важнейших Декретов, принятых в те годы, стал Декрет о создании народного комиссариата здравоохранения РСФСР от 11 июля 1918 года. С самого начала создания Наркомздрава в его составе была образована санитарно-эпидемиологическая секция, которая обеспечивала организационное и практическое единство санитарных и противоэпидемических мероприятий. Соответствующие подразделения стали появляться в губерниях и городах России.
Точкой отсчета образования санитарно-эпидемиологической службы как самостоятельного государственного органа в России является Декрет Совнаркома РСФСР от 15 сентября 1922 года«О санитарных органах Республики». С его принятием в стране начинается формирование государственных санитарных органов, основной задачей которых определялась борьба с эпидемиями, профилактика инфекционных болезней, формирование санитарного дела, внедрение санитарно – гигиенических принципов в жизнь населения.
К концу 30-х годов в России формируется сеть учреждений нового типа – санитарно-противоэпидемические станции.
Великая Отечественная война затормозила развитие здравоохранения и становление санэпидслужбы в стране, однако, с 1943 года, несмотря на продолжавшиеся военные действия, началось восстановление разрушенного здравоохранения.
Огромный вклад в дальнейшее развитие санэпидслужбы внесло принятое в 1963 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР», в результате восстановлена прежняя структура и функции государственной санитарной службы, создан скелет и фундамент, а также основа ее дальнейшего развития.
Вышедшее в дальнейшем в 1973 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» расширило и конкретизировало задачи, цели, функции и полномочия госсанэпидслужбы.
Началась новая эпоха развития службы, совершенствование качества и эффективности ее работы.
Наиболее значимой вехой в предании государственного статуса санитарно-эпидемиологическому надзору явились 90-годы прошлого века. В 1991 году принят первый закон Российской Федерации«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который значительно поднял статус госсанэпидслужбы и ее роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом же году был образован Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации как самостоятельный орган федеральной исполнительной власти, была выстроена четкая вертикаль руководства. Учреждения санэпидслужбы в субъектах страны были выведены из ведомственного подчинения органам здравоохранения и переведены на централизованное управление и финансирование из федерального бюджета. Это позволило усилить надзорные функции, повысить требовательность к должностным лицам, предприятиям, организациям, гражданам.
В 1998 году Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации был реорганизован в Департамент Госсанэпиднадзора Российской Федерации, вошедший в структуру министерства здравоохранения Российской Федерации. В 1999 году принят второй федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепивший позиции госсанэпидслужбы.
Значительных изменений в структуре территориальных органов не произошло. В этот период проводилась большая работа по организации более эффективного финансирования службы с привлечением средств местных бюджетов, что позволяло в полном объеме проводить все мероприятия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Совершенствовалась нормативно-правовая база по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В 2004 году начался новый этап в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. В рамках проводимой Административной реформы федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1024-р от 30 июня 2004 года проведена реорганизация государственной санитарно-эпидемиологической службы путем слияния с государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и созданием нового органа федерального контроля – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), вошедшей в состав Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации создана структура отличная от ранее функционирующих органов госсанэпидслужбы и представлена органом, осуществляющим контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей – Управление Роспотребнадзора и учреждения, обеспечивающее деятельность Управления – Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии». Новые органы на уровне субъектов Российской Федерации созданы в начале 2005 года.
В течение 2012г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012г. № 636 проводилось реформирование федеральных органов исполнительной власти. Роспотребнадзор перешёл в прямое подчинение Правительства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ за Федеральной службой оставлены функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. При этом, на Службу возложены новые полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей.
История образования государственной санитарно-эпидемиологической службы
Реформы, принятые в 50-х годах ХVI века в царствование Ивана Грозного – попытка возложить на государство часть забот о здоровье людей. Первым государственным учреждением, ведающим медицинским делом, стал Аптекарский приказ, который пытался бороться с «моровыми поветриями» — эпидемиями.
В 1592 г. во Ржеве была учреждена пограничная застава «для предохранения от заразных болезней». В 1655 г. Алексей Михайлович издал Указ о борьбе с чумой. В период реформ Петра I высшим государственным органом управления медициной стала Медицинская канцелярия.
Большое значение для охраны здоровья населения России имел труд М.В.Ломоносова «О размножении и сохранении Российского народа».
А.Ф. Шафонский «Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год
Указом Екатерины II в 1763 г. была создана Медицинская коллегия, которая осуществляла наблюдение за медицинской и лекарственной помощью населению, руководила подготовкой медицинских кадров, контролировала деятельность казенных (государственных) и вольных (частных) аптек, а также рассматривала и оценивала научные труды российских врачей.
Созданные в губерниях в 1775 г. Приказы общественного призрения выполняли функции государственных и общественных учреждений и стали универсальными органами государственной поддержки социально-незащищенных слоев населения.
В 1797 г. Указом Сената во всех губерниях Российского государства были образованы губернские врачебные управы, в ведении которых находились городские и уездные лекари, хирурги, повивальные бабки – акушерки. Управы осуществляли судебно-медицинскую работу, борьбу с эпидемиями и инфекционными болезнями, санитарный надзор.
Портрет Екатерины II , Ф.С. Рокотов, 1763, Третьяковская галерея
Манифестом императора Александра I в 1802 г. Медицинская коллегия была включена в состав Министерства внутренних дел, в котором вопросами организации врачебно-санитарного дела ведала Экспедиция государственной медицинской управы, преобразованная в 1811 г. в Медицинский департамент.
Важнейшими направлениями деятельности Медицинского департамента МВД были: руководство местными органами управления здравоохранением; организация борьбы с эпидемиями; проведение бесплатного оспопрививания; руководство учебными заведениями; кадровое и лекарственное обеспечение учреждений здравоохранения; управление минеральными водами; разработка законодательных актов; организация судебной экспертизы; развитие фармации и аптечного дела.
После проведения земельной реформы 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в жизнь российского государства вошло всесословное местное самоуправление – земство. Вместе с земствами появилась земская медицина – оригинальная, не имевшая аналогов в мире организация медицинской помощи.
Сфера деятельности земской медицины включала: оказание медицинской помощи сельскому населению в губерниях и уездах; родовспоможение; борьбу с заразными заболеваниями, особенно с сифилисом и оспой (оспопрививание); санитарный надзор и практические санитарные мероприятия; ведение санитарной статистики; распространение гигиенических знаний.
Развитие санитарного направления в земской медицине обусловило введение в ряде губерний и уездов должностей санитарных врачей, а также земских санитарных бюро, комиссий, санитарно-химических и бактериологических лабораторий и институтов.
Гелинг К.К. Опыт гражданской медицинской полиции, примененной к законам Российской империи
В 1872 г. Пермское земство учредило должность санитарного врача, на которую был приглашен И. И. Моллесон — первый санитарный врач в России. Почти полвека он отдал самоотверженному служению общественной медицине, оставив заметный след в истории развития санитарной организации. В 1873 г. учреждается должность санитарного врача в Вятской губернии, на которую был назначен В.О. Португалов. В том же году Московским земством была создана санитарная комиссия, на должность губернского санитарного врача был приглашен один из активнейших санитарных деятелей того времени Е.А. Осипов.
13 июня 1886 г. в Одессе открылась первая в Российской империи и вторая в мире бактериологическая станция.
Бактериологическая станция в г. Одессе, 1886 г.
Именно в этот период формировались воззрения выдающихся отечественных гигиенистов нашей страны А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана.
В 1871 г. А.П. Доброславин возглавил первую кафедру гигиены в Медико-хирургической академии в Петербурге, при которой в 1880 г. была создана гигиеническая лаборатория для исследований пищевых продуктов и обучения студентов и врачей.
В 1872 г. вышло первое трехтомное руководство по гигиене Ф.Ф. Эрисмана.
В становлении и развитии врачебно-санитарного дела большую роль сыграли ведущие представители отечественной медицины С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников.
В начале ХХ века санитарно-эпидемиологические организации сформировались в большинстве городов России, однако единой санитарно-эпидемиологической службы в дореволюционной России сформировано не было.
11 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения». Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.
За период 1918-1920 гг. Советом Народных Комиссаров были приняты более 100 важнейших декретов по здравоохранению, направленных на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний.
Особое место среди них занимает Декрет «О санитарных органах Республики», 15 сентября 1922 г., который определил круг задач и права санитарно-эпидемиологической службы как государственного санитарно-контрольного органа. Этот день является днем образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России.
Н.А. Семашко — первый народный комиссар здравоохранения РСФСР
В период до 1932 г. санитарно-эпидемиологической деятельностью в стране руководил А.Н. Сысин. Непосредственное участие в организации здравоохранения и особенно санитарно-эпидемиологической службы принимали такие выдающиеся ученые, как Н.А. Семашко, 3.П. Соловьев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Ф. Гамалея, Е.И. Марциновский.
Принципы построения санитарно-эпидемиологической службы были одобрены I Всероссийским съездом медико-санитарных отделов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который состоялся 15-18 июня 1918 г. в Москве, где была определена структура санитарных органов, их функции и задачи.
Для разработки мероприятий по борьбе с эпидемиями, обобщения опыта этой борьбы и создания соответствующей научной базы для решения практических вопросов Наркомздравом РСФСР в период с 1918 по 1928 гг. было созвано 11 Всероссийских съездов бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей.
К 1920 г. было создано 6 научно-исследовательских институтов гигиенического и эпидемиологического профиля.
В связи с крайне высокой заболеваемостью населения паразитарными тифами на всех узловых железнодорожных станциях были открыты врачебно-изоляционные пункты, число которых в 1920 г. превышало 350.
Было создано 100 летучих санитарных отрядов, специальные дезинфекционные поезда, оборудованные дезинфекционными камерами, банями и прачечными, сформировано 14 прививочно-эпидемиологических отрядов, широкая сеть изоляционно-пропускных и санитарно-пропускных пунктов.
Снижение заболеваемости оспой стало возможным в связи с принятыми мерами по осуществлению массового оспопрививания. На время проведения прививочной кампании в губерниях была введена специальная врачебная должность по организации оспопрививания, вакцинация осуществлялась через оспопрививательные пункты и путем подворных обходов. Результатом явилась ликвидация натуральной оспы на территории РСФСР к 1937 году. В связи с переходом экономики страны на мирные рельсы и с учетом неудовлетворительной санитарно-эпидемиологической обстановки после окончания Гражданской войны 1917-1922 гг., первоочередными задачами санитарно-эпидемиологической службы стали санитарное оздоровление страны и улучшение санитарных условий жизни населения.
Вакцинация от оспы
Постановлениями СНК РСФСР от 19 февраля 1927 г. «О санитарных органах Республики» и от 8 октября 1927 г. «Об утверждении Положения о санитарных органах Республики» были установлены дифференцированные нормы санитарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного значения и определены функции санитарных органов, права и обязанности санитарных врачей.
Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на X Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемиологов в 1926 г. и на VII Всероссийском съезде здравотделов в 1930 г.
Были приняты меры по улучшению подготовки врачей по гигиене. В учебный план медицинских факультетов введены социальная гигиена, гигиена труда и гигиена воспитания. Для подготовки санитарных врачей с начала 1930/31 учебного года в ряде медицинских институтов были организованы санитарно-профилактические факультеты; в 1930 г. был открыт санитарно-гигиенический факультет I Московского медицинского института имени И.М. Сеченова.
В связи с строительством более 600 новых городов в годы первых пятилеток особенно остро встал вопрос урбанизации. В августе 1929 г. правительство обсудило вопрос «О санитарном состоянии республики».
В 1931 г. правительство утвердило положение «О санитарном Совете при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР».
В 1930-е годы работа санитарной службы стала проводиться на основе планирования: в первом пятилетнем плане развития здравоохранения были предусмотрены основные санитарно-оздоровительные и противоэпидемические мероприятия.
В разработке основ перспективного развития санитарного дела большую роль сыграла I Всесоюзная конференция по планированию здравоохранения и рабочего отдыха, созванная в 1932 г. Госпланом страны, результатом которой стало решение об организации санитарно-эпидемиологических станций.
Постановлениями ЦИК СССР № 85 и СНК СССР № 2740 от 23 декабря 1933 г. «Об организации Государственной санитарной инспекции» и СНК РСФСР от 2 октября 1934 г. «О нормах Государственной санитарной инспекции в АССР, краях (областях), городах и районах» были определены направления реорганизации санитарно-эпидемиологической службы.
В постановлении ЦИК СССР № 70, СНК СССР № 1219 от 27.06.1933 «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест Союза ССР» были законодательно определены санитарно-гигиенические нормы и требования, разработанные научно-гигиеническими институтами и санитарными органами республики.
Наряду с созданием Государственной санитарной инспекции продолжала укрепляться и расширяться сеть санитарно-эпидемиологических станций, выполнявших работу по текущему санитарному надзору.
К 1940 г. в стране уже действовало 1958 санитарно-эпидемиологических станций, из них в 1150 функционировали санитарно-бактериологические лаборатории; 787 дезинфекционных и 1929 малярийных станций, пунктов и отрядов; 47 бруцеллезных станций и 49 противочумных учреждений.
В санитарно-эпидемиологической службе работало 11 120 врачей.
В период 1930-1940 гг. были достигнуты большие успехи в научно-исследовательской работе в области гигиены, эпидемиологии, микробиологии иммунопрофилактики и иммунодиагностики многих инфекционных болезней, осуществлены научные открытия мирового значения: в 1931 г. П.Ф. Здродовским осуществлена разработка и последующее производство противодифтерийной сыворотки; Л.А. Зильбер в 1937 г. открыл ранее неизвестный вирус клещевого энцефалита и разработал систему профилактики этого тяжелого заболевания; академик Е.Н. Павловский в 1940 г. сформулировал учение о природной очаговости болезней, которое развивали его ученики Г.А. Петрищева, Н.Г. Олсуфьев; в 1940 г. Н.Н. Гинсбург и А.Л. Тамарин получили бескапсульные штаммы сибирской язвы СТИ, которые были использованы в качестве живой вакцины.
После образования 20 июля 1936 г. Наркомздрава СССР началось формирование Всесоюзной санитарно-эпидемиологической службы.
Война и связанная с нею миграция огромных масс населения, опустошение обширной территории, оккупированной противником и охваченной военными действиями, привела к распространению острых кишечных инфекций, сыпного тифа, малярии, вирусного гепатита и других инфекций.
30 июня 1941 г. Наркомздравом СССР совместно с Народным комиссариатом путей сообщения издано «Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов», а 2 февраля 1942г. — постановление Государственного Комитета Обороны «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии».
В этих программных документах были определены меры по предупреждению распространения инфекционных заболеваний в стране и армии, предусматривалось проведение поголовной иммунизации против острых кишечных инфекций населения крупных городов, призывных контингентов, а также своевременная диагностика и быстрая госпитализация инфекционных больных.
Для этой цели при районных здравотделах предлагалось создание подвижных эпидотрядов, организация института общественных санитарных инструкторов, полевых прачечных отрядов.
В годы Великой Отечественной войны в армии сформировалась стройная система полевых подвижных противоэпидемических подразделений, частей и учреждений войскового и армейского районов — санитарно-эпидемиологические отряды, инфекционные госпитали и обмывочно-дезинфекционные роты, в медсанбатах — санитарные взводы, а также санитарно-контрольные пункты, санитарно-эпидемиологические лаборатории, инфекционные полевые подвижные госпитали, обмывочно-дезинфекционные роты, гарнизонные банно-дезинфекционно-прачечные отряды.
Большое место в борьбе с инфекционными болезнями занимала иммунизация. В годы войны для профилактики кишечных инфекций использовалась формоловая вакцина в виде ассоциированного препарата (тривакцина — тиф, паратифы А и В, или пентовакцина — те же компоненты в сочетании с двумя дизентерийными антигенами) и предложенная в 1941 г. Н.И. Александровым и Н.Е. Гефен химическая ассоциированная вакцина.
В 1942 г. Н. А. Гайский и Б. Я. Эльберт разработали технологию приготовления живой противотуляремийной вакцины. Применялась вакцина против сыпного тифа, приготовленная из легких зараженных белых мышей (М.М. Маевский и М.К. Кронтовская), живая сибиреязвенная вакцина (Н.Н. Гинсбург), живая противочумная вакцина (Н.Н. Жуков-Вережников, М.П. Покровская, Е.И. Коробкова и М.М. Файбич).
Санитарно-эпидемиологическое обеспечении охраны здоровья населения страны осуществляла военно-медицинская служба, которой, наряду с лечебной работой, приходилось заниматься и проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий. В течение всей войны военные врачи-гигиенисты осуществляли контроль за питанием и водоснабжением и размещением войск в населенных пунктах и в полевых условиях, проводили санитарную разведку населенных мест и санитарное обеспечение войск при их передвижении на различных видах транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), контроль за соблюдением личной гигиены солдатами и офицерами, вели санитарно-просветительскую работу по вопросам, связанным с профилактикой инфекционных заболеваний.
Своим развитием военная эпидемиология была обязана многочисленной армии врачей, руководителям медицинской службы соединений, объединений и особенно дивизионным, армейским эпидемиологам и главным эпидемиологам фронтов, в числе которых были С.В. Висковский, Л.В. Громашевский, И.И. Елкин и другие.
Активно участвовали в работе по профилактике инфекционных заболеваний санэпидстанции. В период 1941 по 1943 гг. число санитарно-эпидемиологических станций увеличивается с 1760 до 2400. К профилактической работе широко привлекается санитарный актив — общественные санитарные инспекторы и активисты общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
С началом освобождения оккупированных территорий возникла прямая угроза распространения паразитарных тифов и других инфекционных заболеваний, поэтому широко использовался институт чрезвычайных противоэпидемических комиссий, большую работу на освобожденных территориях проводила и военно-медицинская служба.
Одним из важных условий сохранения здоровья личного состава армии и ее боеспособности было качественное калорийное питание. Решение этого вопроса возлагало особую ответственность на военных санитарных врачей, которые должны были осуществлять повседневный контроль за калорийностью пищи, ее витаминной ценностью, а также за обработкой продуктов в целях профилактики пищевых токсикоинфекций.
Приготовление пищи в полевой кухне на одном из участков Западного фронта.
Об эпидемиологическом благополучии в войсках свидетельствовал тот факт, что на долю инфекционных болезней в общей заболеваемости приходилось только 9,0%. Во время войны было возвращено в строй 72,3% раненых и более 90% больных. В этом заслуга и отечественной медицинской науки. Как отмечал Н.Н. Бурденко, ни одна армия в мире ни в прошлом, ни в настоящем не имела в своем составе такого количества ученых, работавших непосредственно на фронте.
Новые научные исследования были направлены на повышение эффективности лечения раненых и больных, предотвращение эпидемий инфекционных болезней, решение ряда вопросов санитарно-гигиенического обеспечения. В 1944 г. в целях более успешного развития медицинской науки решением правительства была учреждена Академия медицинских наук СССР, которая объединила крупнейших ученых страны. Первым ее президентом стал Н.Н. Бурденко.
В 1950-х г. в основном завершилась ликвидация последствий войны, здравоохранение страны вступило в новый этап. В январе 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР», в котором ставились задачи по расширению и укреплению материальной базы здравоохранения, указывалось на необходимость строительства крупных больниц, расширения сети лечебно-профилактических учреждений. Особо подчеркивалась важность проведения мероприятий по ликвидации и предупреждению загрязнения водоемов, почвы, атмосферного воздуха городов и промышленных центров вредными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами; необходимость улучшения водоснабжения, канализации и санитарной очистки населенных мест.
Интенсивное развитие новых отраслей народного хозяйства, расширение и углубление научных исследований в области гигиены привели к развитию принципиально новых направлений гигиенической науки: радиационной гигиены, гигиены и токсикологии пестицидов.
По инициативе академиков АМН СССР А.А. Летавета и Ф.Г. Кроткова в 1957 г. в системе учреждений санитарно-эпидемиологической службы была создана сеть радиологических лабораторий. В РСФСР научное руководство этой работой было возложено на радиологический отдел НИИ гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана и на вновь созданный Ленинградский институт радиационной гигиены. Весной 1957 г. в Центральном институте усовершенствования врачей была образована первая кафедра радиационной гигиены, которую возглавил академик АМН СССР Ф.Г. Кротков. Была создана система нормативных актов, организован государственный санитарный надзор за использованием источников ионизирующих излучений в народном хозяйстве.
Развитие сельскохозяйственного производства в 1950-е г., укрупнение сельских районов, механизация и химизация сельскохозяйственных работ потребовали, совершенствования организационных основ построения системы здравоохранения. В 1956 г. были упразднены районные отделы здравоохранения, функции которого возлагались на главного врача центральной районной больницы — главного врача района. Одновременно были ликвидированы районные санитарно-эпидемиологические станции как самостоятельные учреждения, они были преобразованы в санитарно-эпидемиологические отделы центральных районных больниц.
Серьезным недостатком такой реорганизации стала потеря автономности санитарно-эпидемиологического учреждения в выполнении государственных надзорных функций, сократилось число штатных должностей, часть специалистов перешли на работу в другие учреждения здравоохранения, ухудшилась материально-техническая база санитарно-эпидемиологических подразделений, сократилось выделение транспортных средств.
Состоявшийся в 1962 г. XIV Всесоюзный съезд гигиенистов и санитарных врачей, уделив особое внимание проблемам гигиены села, подверг критике проведенную в 1950-е г. реорганизацию санитарно-эпидемиологической службы в сельских районах.
Шагом в дальнейшем развитии санитарно-эпидемиологической службы стало постановление Совета Министров СССР от 29 октября 1963 г. № 1107 «О Государственном санитарном надзоре в СССР», утвердившее новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР». В этих документах был определен государственный характер санитарно-эпидемиологического надзора, установлена структура службы, номенклатура ее учреждений и должностных лиц.
Главному санитарно-эпидемиологическому управлению Минздрава СССР были предоставлены права по разработке и утверждению гигиенических норм, санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил, обязательных для исполнения на всей территории страны. Огромную роль в дальнейшем совершенствовании деятельности учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и улучшении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах народного хозяйства сыграли министры здравоохранения СССР и РСФСР Б.В. Петровский и В.В. Трофимов, Главные государственные санитарные врачи СССР и РСФСР П.Н. Бургасов и К.И. Акулов, Г.Н. Хлябич, А.И. Кондрусев.
В этот период осуществлены меры, завершившие организационное построение санитарно-эпидемиологической службы. Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. № 361 «О Государственном санитарном надзоре в СССР» было утверждено новое «Положение о государственном санитарном надзоре в СССР», которым в качестве основного учреждения системы санитарно-эпидемиологической службы принята санитарно-эпидемиологическая станция союзной и автономной республики, края, области, округа, города, района, а также бассейна, порта и линейного участка на водном транспорте. Положением также введено новое наименование должностных лиц, возглавляющих санитарно-эпидемиологическую службу: Главные государственные санитарные врачи.
Основой дальнейшего укрепления санитарно-эпидемиологической службы явилось постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», которым были определены задачи санитарно-эпидемиологической службы на перспективу, намечены основные направления развития ее лабораторной базы.
В 1969 г. Минздрав СССР утвердил новую структуру санитарно-эпидемиологических станций и штатное нормирование должностей специалистов, категории учреждений в зависимости от численности населения в городах и районах.
Важную роль в охране здоровья населения страны сыграли законы о здравоохранении, принятые Верховным Советом СССР и союзных республик в 1971 г., в которых было определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплексных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора, а нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и(или) уголовную ответственность.
В период 1970-1980-е гг. большое внимание уделялось охране окружающей среды, устранению действия на организм неблагоприятных факторов, имеющих непосредственное отношение к здоровью человека. Необходимым условием защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды явилась разработка предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ. К середине 1980-х г. в стране были разработаны и утверждены 1050 величин ПДК в воздухе рабочей зоны, 600 — химических загрязнителей атмосферного воздуха, 214 — для воды водоемов, 50 — для почвы.
В 1980-е г. санитарно-противоэпидемическая служба принимала участие в разработке и оценке генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов.
В этот период в стране была создана эффективная система вакцинопрофилактики, разработаны и внедрены в практику здравоохранения вакцины против дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа.
В.М. Жданов выступает на заседании исполкома ВОЗВ 1966 г. ВОЗ была принята резолюция об интенсификации противооспенной кампании на 10-летний период. В это большой вклад внесли российские ученые-эпидемиологи, микробиологи и руководители санитарно-эпидемиологической службы страны: В.М. Жданов, О.В. Бароян, О.Г. Анджапаридзе, С.С. Маренникова, И.Д. Ладный и другие.
Наша страна, став инициатором программы ликвидации оспы, оказывала постоянную поддержку в ее выполнении: в 1958 г. СССР предоставил ВОЗ для использования в программе 25 млн. доз противооспенной вакцины, в последующие годы регулярно передавали ВОЗ большие партии вакцины, а также снабжали вакциной на основе двусторонних соглашений Индию, Ирак, Иран, Афганистан, Бирму и другие страны. Передача оспы от человека к человеку прекратилась 26 октября 1977 г., когда в г. Мерке (Сомали) был зарегистрирован последний больной оспой, в 1980 г. ВОЗ провозгласила ликвидацию оспы на земном шаре.
Результаты выполненных в 1970-х г. целенаправленных иммунологических исследований здоровья детей позволили в 1980 г. утвердить новый календарь профилактических прививок — приказ Минздрава СССР от 14 января 1980 г. № 50 «О календаре профилактических прививок и основных положениях об их организации и проведении».
Важным направлением работы санитарно-эпидемиологической службы было предупреждение заноса и распространения в нашей стране особо опасных инфекций и, в частности, меры по санитарной охране границ. Еще в 1929 г. правительством была ратифицирована Международная санитарная конвенция, принятая в Париже в 1926 г., и на ее основе изданы правительственные постановления от 23 августа 1931 г. «О санитарной охране границ СССР» и от 25 ноября 1931 г. «Правила по санитарной охране границ СССР», действовавшие до 20 сентября 1940 г. В дальнейшем в связи с развитием международных воздушных сообщений, повышением роли авиатранспорта в экономических и культурных связях нашей страны были введены дополнительные меры по санитарной охране границ. Так, в мае 1945 г. были приняты «Правила по санитарной охране воздушных границ СССР», разработанные Наркомздравом и Главным управлением воздушного флота.
Разработанные ВОЗ первые Международные санитарные правила были утверждены на 4-ой сессии Всемирной ассамблеей здравоохранения 25 мая 1951 г.
В 1956 г. в соответствии с Международными санитарными правилами в нашей стране принимаются «Правила по санитарной охране сухопутных, воздушных и водных границ». Мероприятия по санитарной охране границ осуществлялись Министерством здравоохранения СССР через сеть территориальных и ведомственных СЭС, а также специализированных (противочумных) учреждений.
В конце 1960-х г. в связи с изменением эпидемиологической ситуации в мире, накопленным опытом проведения международных кампаний борьбы с особо опасными инфекциями, разрабатывается концепция международного эпидемиологического надзора.
В 1969 г. 22-я сессия ВОЗ приняла Международные медико-санитарные правила, в которых определила 6 карантинных инфекций, контроль за распространением которых имеет особое значение: чума, холера, натуральная оспа, жёлтая лихорадка, сыпной и возвратный тифы. В 1973 г. из Правил были исключены тифы, признанные менее опасными, чем другие карантинные инфекции, а в 1981 г. натуральная оспа — первое заболевание, побеждённое глобальной вакцинацией человечества.
В 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят Закон РСФСР от 19.04.1991 № 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которым на законодательном уровне введено государственное регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическая служба была выведена из подчинения Министерства здравоохранения РСФСР, переведена на уровень централизованного управления с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим и централизованного финансирования из федерального бюджета; изменено наименование учреждений — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В систему органов и учреждений вошли научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля и другие санитарно-профилактические учреждения. Органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы составили единую систему, возглавляемую Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора.
В 1996 г. Указом Президента Российской Федерации от 14.08.1996 № 1177 Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора был присоединен к Министерству здравоохранения Российской Федерации, в составе которого был создан Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., статьи 37, 41 и 42 определили права и обязанности граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
В период 1990-2000-х гг. в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации были приняты федеральные законы:
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержден Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1;
- «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 № 38-ФЗ;
- «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ;
- «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ;
- «Об уничтожении химического оружия» от 02.05.1997 № 76-ФЗ;
- «Об иммунопрофилактике населения» от 17.09.1998 № 157-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;
- «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ;
- «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от 18.06.2001 № 77-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке — Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей — Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, которым утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Новым направлением деятельности службы явилось принятие Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р была утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004 — 2006 годы, определено финансирование и перечень 74 технических регламентов, в том числе по обеспечению безопасности в различных сферах деятельности.
В связи с созданием в 2007 г. Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия), был принят Федеральный закон от 27.06.2011 № 152-ФЗ «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации».
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установил новый порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 утверждены правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определены типы учреждений: автономные, бюджетные или казенные.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2005 № 32-р (ред. от 27.02.2021) утвержден перечень подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий.
Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразованы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была выведена из подчинения Минздравсоцразвития России и отнесена к федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 г. № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере защиты прав потребителей» в целях обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей, данные функции возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Положением определены обязанности должностных лиц органов государственного надзора; перечень функций и мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей; сроки и последовательность административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, которые устанавливаются Административным регламентом, а также права должностных лиц.
В апреле 2016 г. Роспотребнадзором проведена Международная научно-практическая конференция «Чернобыль – 30 лет спустя. Радиационно-гигиенические аспекты преодоления последствий аварии на ЧАЭС», посвященная этой трагической дате, подписано соглашение Роспотребнадзора и МАГАТЭ, определены основные направления для сотрудничества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, которым определено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Одним из важных направлений деятельности Роспотребнадзора является развитие сотрудничества по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей с международными организациями, агентствами системы ООН, межправительственными объединениями, профильными ведомствами зарубежных государств. Ключевые партнеры Роспотребнадзора — государства – участники ЕАЭС, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИКС. Значительно активизировалось сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе по линии форума АСЕАН и Восточноазиатского саммита (ВАС).
Упрочилось взаимодействие Роспотребнадзора с профильными международными организациями: Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной Торговой организацией (ВТО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И, как следствие, возросло участие службы в формировании повестки дня по вопросам решения глобальных проблем борьбы с инфекциями, обеспечения безопасности и качества продуктов питания, радиационной защиты населения, оборота опасных химических веществ, защиты прав потребителей.
В рамках реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию Роспотребнадзор осуществляет оказание помощи зарубежным странам в противодействии угрозам инфекционных болезней и их трансграничного распространения. Одиннадцать государств Восточной Европы и Центральной Азии, Африки и Юго-Восточной Азии стали прямыми получателями помощи в виде лабораторного оборудования, тест-систем и иммунобиологических препаратов российского производства, получили организационно-методическую поддержку, безвозмездную помощь в подготовке кадров и проведении научных исследований.
Среди реализованных Роспотребнадзором программ: содействие Армении и Киргизии в рамках присоединения к ЕАЭС; Гвинейской Республике в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия; помощь государствам–членам СНГ во внедрении Международных медико-санитарных правил ВОЗ; поддержка служб в профилактике и диагностике ВИЧ/СПИД и других инфекционных болезней на территории стран Восточной Европы и Центральной Азии; содействие сопредельным странам для снижения рисков распространения чумы из трансграничных очагов.
Передача мобильной клиники в дар Киргизии в рамках программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, 2015 г., г. Москва.
Кроме того, по программам помощи силами Роспотребнадзора за десятилетний период было обучено около 3000 зарубежных специалистов по вопросам лабораторной диагностики, эпидемиологии, организации противоэпидемических мероприятий и обеспечения биологической безопасности. В Армению, Киргизию и Таджикистан передано 6 мобильных лабораторий российского производства для проведения эпидразведки и мониторинга природных очагов инфекционных болезней, что вместе с 4 мобильными лабораториями, переданными Роспотребнадзором в 2015 г. в Белоруссию и Казахстан, существенно улучшит евразийский региональный потенциал по мониторингу и прогнозированию распространения опасных инфекций.
В рамках участия Российской Федерации в глобальных усилиях по снижению рисков возникновения эпидемий опасных инфекций, подобных лихорадке Эбола, Роспотребнадзором в 2017 г. создан Российско-Гвинейский научно-исследовательский центр эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней в г. Киндия Гвинейской Республики.
Поступательно развивается сотрудничество со странами Восточной Европы и Центральной Азии в деле борьбы с ВИЧ/СПИД и сопутствующими инфекциями. 22-24 марта 2016 г. в Москве совместно с ЮНЭЙДС организована Пятая международная конференция по ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии, собравшая около 2500 делегатов из более чем 70 стран.
Учитывая эпидемическую значимость стран Азиатско-Тихоокеанского региона, по инициативе Роспотребнадзора вопросы повышения противоэпидемической готовности и взаимодействия в борьбе с инфекционными болезнями внесены в Комплексный план сотрудничества России и АСЕАН на 2016–2020 гг., принятый лидерами на саммите Россия–АСЕАН в мае 2016 г. Продолжена работа по созданию в рамках Восточноазиатского саммита механизма сотрудничества служб, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Упрочилось сотрудничество Роспотребнадзора с Совместной программой ФАО/ВОЗ по стандартам на пищевые продукты, Комиссией «Кодекс Алиментариус» (ККА) не только в части участия в разработке и утверждении международных требований и рекомендаций по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов, но и решение глобальных вопросов охраны здоровья. Одним из важных этапов сотрудничества с ККА стало усовершенствование языковой политики организации.
В целом поступательно развивающееся сотрудничество Роспотребнадзора с зарубежными странами и международными организациями способствует укреплению лидирующей роли Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на евразийском пространстве, а также росту российского влияния на формирование глобальной повестки дня в области борьбы с инфекционными болезнями, обеспечения безопасной среды обитания человека, безопасного, полноценного и качественного питания и других актуальных вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия.
Передача опыта гвинейским специалистам учеными Роспотребнадзора, 2017 г., Гвинейская Республика
Поздравления
Владимир Владимирович Путин
Президент Российской Федерации
Михаил Владимирович Мишустин
Председатель Правительства Российской Федерации
Валентина Ивановна Матвиенко
Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
Вячеслав Викторович Володин
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Дмитрий Анатольевич Медведев
Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации
Татьяна Алексеевна Голикова
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Cергей Викторович Лавров
Министр иностранных дел Российской Федерации
Сергей Викторович Чемезов
Генеральный директор госкорпорации «Ростех»