История и современность развития государственной ветеринарной службы, надзора (надзора) в Российской Федерации

История и современность развития государственной ветеринарной службы, надзора (надзора) в Российской Федерации ЕРВК

Россельхознадзор, или служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, образована президентским указом за №314 от 9/03/04 г. Подчиняется эта федеральная служба Минсельхозу.  Поднадзорная структуре сфера широка, как следует из ее наименования. Россельхознадзор (РСН) нередко путают с Роспотребнадзором. Обе эти структуры зачастую проводят свои проверки в один и тот же период, чем вводят предпринимателей, руководителей в еще большее замешательство. Разберемся, какими функциями наделен Россельхознадзор, какова сфера его полномочий.

Россельхознадзор и его функции

Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:

  • в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
  • в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.

РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:

  • в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
  • в продуктовых складах различного назначения;
  • на пищевых предприятиях;
  • в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
  • в медучреждениях.

Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.

РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.

В реестре указывают:

  • наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
  • цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
  • дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
  • дату начала актуальной плановой проверки;
  • продолжительность;
  • характер проверки (выездная, документарная).

Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.

Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.

Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:

  • о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
  • о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
  • о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.

Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.

На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г., ст. 10 п.16).

Какие документы могут потребовать при проверке

Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.

Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.

Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.

Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):

  • сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
  • фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
  • документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.

Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.

Нюансы

Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.

Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.

Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.

Ключевые моменты

  • Сферой проверки Россельхознадзора является вся «сырая» животная и растительная продукция.
  • Объектом проверки может стать любое юрлицо и ИП, имеющие эти продукты.
  • Исчерпывающего списка документов, который следует предъявить при проверке, законодательство не содержит. Документы на каждую поставку «сырого» товара полным пакетом должны быть доступны к предъявлению в любой момент.
  • Проверки, проведенные с нарушением действующего законодательства, можно признать незаконными через суд, оспорив их результаты.
  • Нарушения в сфере, подконтрольной Россельхознадзору, носят административный характер и караются штрафами по КоАП РФ.

История и современность развития государственной ветеринарной службы, надзора (надзора) в Российской Федерации

Полное наименование:Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) — государственная структура, выполняющая контрольные и надзорные функции в сфере ветеринарии и сельского хозяйства в области защиты человека, растений и животных от заболеваний, а также регулирует вопросы применения агрохимикатов и проведения селекции с целью повышения качества зерна.

Служба находится в подчинении Министерства сельского хозяйства РФ.

Официальный сайт — https://fsvps.gov.ru

Телефон: (495) 607-81-81

Краткие сведения

Данкверт Сергей Алексеевич

Руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Структура органа

В действующей на настоящий момент структуре Россельхознадзора можно выделить следующие подразделения:

  • Управление ветеринарного надзора;
  • Управление фитосанитарного надзора;
  • Управление надзора по охране, воспроизводству и использованию водных биологических ресурсов;
  • Управление надзора по охране, воспроизводству и использованию объектов охоты;
  • Управление делами.

В регионах ведомство представляют Государственные инспекции ветеринарного надзора. В структуру службы входят также (подведомственны ей):

  • Федеральный центр охраны здоровья животных;
  • Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов;
  • Всероссийский центр карантина растений;
  • Федеральный центр оценки качества зерна.

Руководителя службы назначает Правительство РФ. Представляет кандидатуру на этот пост Министр сельского хозяйства.

Функции и полномочия

В рамках возложенных на Россельхознадзор задач он выполняет следующие основные функции:

  • Лицензирование отдельных видов деятельности в сфере компетенции службы.
  • Проведение мероприятий по контролю исследований медицинских препаратов для применения в области животноводства, мониторинг качества препаратов, наблюдение за правильностью их хранения и ввоза на территорию страны, применением лекарств и их уничтожением.
  • Госрегистрацию медицинских препаратов для применения в ветеринарии, обновление единого реестра этих средств.
  • Проведение проверок ветеринарных аптек и других субъектов обращения с ветеринарными медикаментами с целью контроля соблюдения требований по производству, хранению, отпуску и так далее.
  • Анализ фитосанитарного риска.
  • Установление, изменение и прекращение экстренных карантинных фитосанитарных мер.
  • Взаимодействие с национальными организациями или уполномоченными организациями других стран с целью получения информации об обращении с агрохимикатами.
  • Обеспечение защитных мер в отношении продукции, находящейся на карантине.
  • Установление и отмена карантинных фитосанитарных зон на территории РФ, проведение обследования растений и растительной продукции в соответствии с требованиями законодательства.
  • Проведение проверок иностранных организаций в соответствии с требованиями международного законодательства.
  • Принятие решения о приостановлении продажи, обращения и применения лекарственных ветеринарных препаратов.
  • Оформление документации, подтверждающей право ветеринарного лекарственного средства применяться на территории РФ и установление порядка выдачи такого документа.
  • Госрегистрация кормовых добавок.
  • Осуществление контроля в области предупреждения завоза на территорию РФ заболеваний животных, растительных карантинных объектов.
  • Установление требований к проведению исследований и вакцинации животных в целях предупреждения распространения заболеваний.

ФГИС «Меркурий»

Единая государственная информационная система «Меркурий», оператором которой является ведомство, представляет собой базу данных о грузах, подлежащих электронной сертификации вследствие того, что за ними установлен ветеринарный госконтроль.

  • оформить документы на груз;
  • проконтролировать его движение.

График проверок

В рамках выполнения надзорных и контрольных функций Россельхознадзор осуществляет проверки объектов, включенных в перечень подлежащих надзору и контролю. С графиком проверок можно ознакомиться на официальном ресурсе службы.

Обращения граждан

Обратиться в Россельхознадзор можно как устно, так и письменно (в том числе через форму обратной связи на сайте). При этом:

  • если вы решили обратиться в территориальный или главный офис службы лично, необходимо узнать о графике приема конкретного должностного лица и предварительно записаться к нему на прием;
  • при направлении письма почтой России рекомендуется оформить его как заказное письмо с уведомлением о вручении.

Проверки Россельхознадзора

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 декабря 2020 года; проверки требуют 29 правок.

Находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Образован 30 июня 2004 года в результате реорганизации «Государственной ветеринарной службы России», «Государственной службы по карантину растений (Госкарантин)», имеет свой флаг Россельхознадзора.

Руководитель службы — Данкверт Сергей Алексеевич.

ФункцииПравить

Служба осуществляет функции по контролю в селекционных достижений; в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Государственная инспекция ветеринарного надзора

В структуру Россельхознадзора входят три научно-исследовательских института и научно-методическая лаборатория, располагающиеся в Центральном федеральном округе:

  • Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ», г. Владимир)
  • Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГБУ «ВГНКИ», г. Москва)

Федеральные казённые предприятия

  • ФГБУ «Калининградская межобластная ветеринарная лаборатория»
  • ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория»

Южный федеральный округ

  • ФГБУ «Национальный центр безопасности продукции водного промысла и аквакультуры»
  • ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки»
  • ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора»

Уральский федеральный округ

  • ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Забайкальский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Хабаровский референтный центр Россельхознадзора»
  • ФГБУ «Амурский референтный центр Россельхознадзора»

Ведомственные наградыПравить

Статья 8. Государственный ветеринарный надзор.

Государственный ветеринарный надзор — это деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.

Государственный ветеринарный надзор включает:

  • выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
  • организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и контроль за их выполнением;
  • разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
  • контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил;
  • установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
  • осуществление мер по пресечению нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации и применение санкций, установленных настоящим Законом.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5настоящего Закона, а также другими должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Права главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов национально-государственных, административно-территориальных образований и их заместителей.

Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и их заместители имеют право:

  • беспрепятственно посещать и обследовать предприятия, учреждения и организации с целью проверки исполнения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;
  • предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий, об устранении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
  • устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;
  • вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления: 
    а) о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий; 
    б) о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
    в) о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов государственного ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности; 
    г) об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;
  • принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;
  • приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства;
  • привлекать к ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.
  • Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров по вопросам ветеринарии с участием Российской Федерации.

Статья 10. Гарантии деятельности должностных лиц, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.

Главные государственные ветеринарные инспектора, другие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, являются представителями органов федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства.

В своей деятельности они независимы и руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с производством, хранением, перевозкой и реализацией животных, продуктов животноводства и кормов, обязаны предоставлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям Государственной ветеринарной службы (в том числе зональным управлениям государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, пограничным и транспортным ветеринарным контрольным пунктам, лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках) служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.

Статья 11. Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор.

Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор на объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, а также на объектах Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляется ведомственными ветеринарно-санитарными службами, действующими согласно положению о ветеринарно-санитарном надзоре, разрабатываемому в соответствии с настоящим Законом и утверждаемому указанными министерствами по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

Статья 5. Организация Государственной ветеринарной службы Российской Федерации

Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются:

  • предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
  • обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;
  • защита населения от болезней, общих для человека и животных;
  • охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

В систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят:

  • Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент ветеринарии), управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов;
  • ветеринарные научно-исследовательские и научно — производственные учреждения;
  • ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов;
  • подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля.

Руководитель Департамента ветеринарии, руководители управлений (отделов) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов по должности одновременно являются соответственно главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, главными государственными ветеринарными инспекторами указанных национально-государственных и административно-территориальных образований.

Руководитель Департамента ветеринарии назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров — Правительством Российской Федерации по представлению Министра сельского хозяйства Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей других органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации производится соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с руководителями вышестоящих в порядке подчиненности органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Руководитель Департамента ветеринарии по должности представляет Российскую Федерацию в Международном эпизоотическом бюро, во Всемирной ветеринарной ассоциации, в других международных организациях.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно- территориальных образований, а также из других источников финансирования, устанавливаемых Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

Финансирование противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней животных, осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

Статья 6. Социальная защита специалистов Государственной ветеринарной службы

Российской Федерации Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.

Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации — пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.

Статья 7. Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы

Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством безопасности Российской Федерации создаются ведомственные ветеринарно-санитарные службы, организационная структура и порядок финансирования которых определяются указанными министерствами.

Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут создавать производственные ветеринарные службы.

Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы осуществляют свою деятельность под методическим руководством главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации

История и современность развития государственной ветеринарной службы и государственного ветеринарного контроля (надзора) в Российской Федерации

В основе статьи первое юридическое исследование на ветеринарную тему, которое было отличной дипломной работой «Организация и финансирование ветеринарной службы в Российской Федерации» в СПбГУ. Тема интересная, хотя требует знаний в области ветеринарии.
Исследуются предпосылки возникновения и развития ветеринарии в России, ее взаимосвязь с другими науками, причины создания и полномочия государственной ветеринарной службы, проблемы государственного ветеринарного надзора (контроля) при использовании ГИС «Меркурий» и внедрении риск-ориентированного подхода в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Предлагается в целях снижения административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности, учитывая международные конвенции в области ветеринарии, ограничить область правового регулирования деятельности государственной ветеринарной службы и государственного ветеринарного надзора вопросами здоровья животных и обеспечения эпизоотического благополучия на территории РФ.

  • ссылка
  • 30.08.2022
Оцените статью
Единый реестр видов контроля