В конце каждого года Госпожнадзор утвержает и опубликовывает ежегодный план проверок МЧС на следующий год. Графики проверок МЧС находятся в свободном доступе. В конце 2020 года будут опубликованы планы проверок МЧС на 2021 год.
Проверка МЧС России в 2019 году и в последующие года будет осуществляется по новым правилам в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
— для категории высокого риска — один раз в 3 года;- для категории значительного риска — один раз в 4 года;- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;- для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет;- в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска при проведении проверок МЧС России установлены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»
Все проверки МЧС России в 2020 году проводятся в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России N 644 от 30.11.2016.
- Северо-Кавказский федеральный округ
- Кто проводит
- Этапы
- Проверка документов
- Обследование территории и зданий
- Проверка противопожарного водоснабжения
- Обследование средств пожаротушения и систем противопожарной защиты
- Оформление результатов
- Вал по плану, план по валу
- Документарные и выездные
- Итак, какие документы могут потребовать проверяющие?
- Чтобы не было мучительно больно
- Немного об ответственности
- Типы пожарных проверок МЧС
- Периодичность проведения плановых проверок МЧС в 2021 году
- Категории пожарного риска
- Изменения в схеме проверок в 2021 году
- Подготовка к проверке
- Кто проверяет
- Когда приходит
- Что взять у инспектора
- Кого проверяют чаще, кого — реже
- Узнать категорию риска
- На что обращают внимание
- Кто отвечает за нарушения
- Что бывает за нарушения
- Что делать, если не согласны с проверкой
- Какие проверки проводят МЧС
- Кого не будут проверять во время пандемии
- Кого чаще всего выбирают для проверки
- Кем проводится проверка пожарной безопасности
Северо-Кавказский федеральный округ
Файлы плановых проверок МЧС отдельного субъекта федерации за предшествующие годы:
Проводят для оценки пожарной безопасности объектов, вне зависимости от форм собственности, чтобы определить возможность возникновения в них очагов возгорания, распространения огня и интенсивности выделения ядовитых дымовых продуктов в результате процессов горения; оценить организационную и техническую защищенность людей, недвижимости, имущества от опасного воздействия пожара.
Кто проводит
Вопрос: Какой орган уполномочен проверить предприятие, учреждение или организацию на предмет соответствия противопожарным требованиям безопасности – этим часто задаются собственники недвижимости и предприниматели, а также руководители объектов, ранее не сталкивавшиеся с этим важным, и в большинстве случаев, обязательным мероприятием.
Проведение проверок противопожарного состояния, пожарно-технических обследований объектов, вне зависимости от форм собственности, осуществляется на основании:
Подразделение органа пожарного надзора включает тот или иной объект на территории обслуживания, характеризующийся значительной пожарной нагрузкой, непрерывным производственным циклом; наличием зданий, участков, пожарных отсеков, помещений с высокими категориями по взрывопожарной опасности, сложным технологическим процессом, в котором обращаются легковоспламеняющиеся, горючие жидкости, в ежегодный план проведения проверок, утвержденный органами прокуратуры.
Предметом таких проверок/обследований является соблюдение противопожарных требований как на территории населенных пунктов, предприятий организаций, внутри строительных объектов, так и на транспортных средствах, земельных участках граждан, в лесных массивах.
Внеплановые проверки (обследования) проводятся в таких случаях:
- Когда вышел срок выполнения предписания об устранении нарушений требований ПБ, ранее полученного от органов надзора.
- При наличии постановления федеральных, муниципальных органов власти об установлении на территориях, где расположены объекты защиты, особого противопожарного режима.
- При поступлении сведений от собственников, руководства предприятий, организаций о сдаче объекта в эксплуатацию по окончании строительства, капитального ремонта или реконструкции.
- При поступлении сведений о нарушениях требований ПБ на объекте, непосредственно создающих угрозу появления пожара, жизни людей, находящихся в них; вреда окружающей среде, ущерба имуществу юридических, физических лиц.
- На основании требований органов прокуратуры о необходимости внеплановой проверки объекта, в связи с поступившими обращениями, жалобами, материалами.
Кроме органов пожарного надзора, организовывать и проводить пожарно-технические обследования имеют полное право:
- Члены пожарно-технической комиссии, ответственные за пожарную безопасность; представители подразделений, формирований ведомственного, корпоративного/частного пожарного надзора, что создаются для обеспечения безопасности, контроля за противопожарным режимом в крупных производственных, добывающих, перерабатывающих предприятиях, компаниях, концернах.
- Решение о создании пожарно-технических комиссий принимается руководителями таких организаций, понимающих, что невозможно самостоятельно решить проблему безопасности на объектах, опасных в плане возможности возникновения пожара, гибели людей; причинения крупного материального ущерба, остановки технологического, производственного процесса.
- Членами ПТК являются главные, ведущие специалисты, ответственные за ПБ филиалов, подразделений, цехов, зданий; инженеры по ТБ и ПБ.
- Специалисты организаций, занимающихся пожарным аудитом/аутсорсингом, проводящие экспертизу безопасности объекта, в том числе в рамках определения его состояния для оценки суммы возмещения возможного ущерба страховыми компаниями.
Пожарно-технические обследования начинается с подготовки к ним, что в зависимости от функционального назначения, сложности объекта может включать изучение технологического регламента процесса, отдельных производственных циклов, стадий, физико-химических свойств материалов пожарной нагрузки; причин пожаров на подобных предприятиях, в складских комплексах, а также ознакомление с актами, предписаниями, рекомендациями по результатам предыдущих проверок противопожарного состояния.
Этапы
Их несколько, порядок, методика обследования позволяют последовательно, внимательно оценить реальное положение дел с обеспечением ПБ на объекте защиты:
Проверка документов
О том, как на данном предприятии, в организации или в учреждении относятся к вопросам обеспечения ПБ, с большой долей достоверности, можно определить уже после ознакомления с пакетом документов по пожарной безопасности для объекта, куда входят:
- организационные приказы;
- распоряжения руководства;
- исполнительная документация;
- журналы учета инструктажей по ПБ;
- обучения ПТМ;
- учета, перезарядки, списания и утилизации огнетушителей.
Несомненный интерес также вызывает наличие или отсутствие договоров со специализированными предприятиями на осуществление регулярного технического сервиса стационарных систем пожаротушения, сигнализации, систем противодымной защиты, СОУЭ.
Проведения плановых работ по огнезащите металлических конструкций, огнезащитной пропитке древесины; актов проведения практической отработки персоналом объекта тренировок по эвакуации из зданий, действий при пожаре.
Обследование территории и зданий
Проводится внимательный и детальный осмотр, ведущийся на основании планировки земельного участка предприятия, учреждения или организации, для того чтобы посетить каждое помещение строительных объектов, находящихся на нем; а оценить также наличие, состояние противопожарных разрывов, пожарных проездов и подъездов к строениям.
Кроме того, в ходе обследования территории объекта визуально оценивается состояние , всех типов пожарных лестниц – вертикальных, маршевых и наружных эвакуационных, установленных/смонтированных на зданиях, промышленных или общественных сооружениях; наличие знаков, указывающих расположение крышек люков подземных пожарных гидрантов, водоемов, указателей направления движения к ним.
При проверке помещений в зданиях обращают внимание на состояние строительных капитальных преград на пути возможного распространения пламени, дымовых продуктов горения – противопожарных стен, перекрытий, перегородок; заполнений в них противопожарными воротами, дверями, люками; а также на наличие тамбур-шлюзов, противопожарных водяных завес для защиты технологических проемов в них. При этом важно чтобы все заполнения проемов были оборудованы противопожарными доводчиками, дверными ручками, а также противопожарными замками там, где они необходимы.
При пересечении противопожарных преград инженерными, технологическими коммуникациями все отверстия, проемы в них должны быть заделаны на всю толщину преграды негорючими материалами – огнестойкой пеной, огнезащитными штукатурками, базальтовым материалом.
Здания и сооружения, в которых размещены пожароопасные производственные участки, склады ЛВЖ, ГЖ, окрасочные камеры, подлежат наиболее тщательному обследованию. Особое внимание при проверке уделяется состоянию электрохозяйства – соответствию защиты оболочек корпусов оборудования; соединениям, правильности подключения кабелей, проводов к ним; наличию защитных герметичных плафонов на светильниках.
Проверка противопожарного водоснабжения
Обследуют как имеющееся на территории объекта наружное противопожарное водоснабжение – пожарные гидранты, установленные на кольцевых, тупиковых водоводах, пожарные резервуары, водоемы, так и внутреннее противопожарное водоснабжение – состояние, укомплектованность пожарных кранов в зданиях, насосных станций пожаротушения внутреннего водопровода.
в данной статье (ссылка).
Обследование средств пожаротушения и систем противопожарной защиты
Прежде всего проверяется наличие, сроки перезарядки, правильность расстановки водяных, воздушно-эмульсионных, воздушно-пенных, порошковых, хладоновых, углекислотных огнетушителей, имеющихся на балансе объекта.
Установки сигнализации, со смонтированными на их распределительных шлейфах, установленными в защищаемых помещениях извещателями пламени, дымовыми датчиками, тепловыми, газовыми, комбинированными пожарными извещателями; системы пожаротушения – водяные, пенные, газовые, порошковые, аэрозольные установки пожаротушения, системы тушения тонкораспыленной водой обследуются на предмет комплектности, исправности особенно тщательно.
Ведь от их реальной, а не «на бумаге», работоспособности зависит будет ли очаг возгорания обнаружен и ликвидирован на начальной стадии.
Оформление результатов
В зависимости от того, кто организовывал и проводил проверку/экспертизу противопожарного состояния объекта, подготавливаются и вручаются его руководителю следующие документы:
- Инспекторами федерального пожарного надзора по окончании пожарно-технического обследования, в ходе которого на злостных нарушителей требований ПБ могут быть составлены протоколы об административных правонарушениях, на совещании у руководства защищаемого объекта подводятся итоги.
- Составляется акт обследования (проверки) объекта, затем в десятидневный срок подготавливается и вручается руководителю предприятия один экземпляр предписания об устранении нарушений требований ПБ, второй бланк для контроля остается в надзорном органе.
В этих документах находят отражение все те недостатки, что установлены в ходе пожарно-технического обследования, а необходимость их выполнения подкрепляется конкретными ссылками на пункты противопожарных правил, норм. Указываются сроки, периоды выполнения мероприятий, с учетом потенциальной опасности каждого конкретного недостатка, в плане возможности возникновения очага возгорания, затруднения эвакуации людей; в том числе из-за отсутствия, неисправности оборудования автоматической противопожарной защиты в зданиях, строениях защищаемого объекта.
- Акт проверки противопожарного состояния объекта составляют члены ПТК, проводившие его, затем составляют и передают на утверждение руководителю своего предприятия, учреждения план устранения выявленных недостатков/выполнения противопожарных мероприятий, ранжируя их с учетом как опасности возникновения пожара, так и технических, финансовых, организационных возможностей данной организации в различные периоды.
- Специалисты организаций, проводящие пожарный аудит, экспертизу безопасности объекта по результатам собственной детальной проверки состояния объекта готовят и передают его руководству акты, заключения; а также рекомендации, планы по приведению зданий, территории в надлежащее состояние, требуемое законодательными актами, нормативными документами, действительными для данного объекта с учетом сроков его сдачи в эксплуатацию, проведенных реконструкций, изменений в технологическом процессе, назначении зданий и других важных параметров.
Организации, оказывающие услуги пожарного аутсорсинга, по результатам как собственного пожарно-технического обследования в рамках экспертизы/пожарного аудита, так и руководствуясь предписаниями надзорного органа; актами, составленными членами ПТК объекта, на основании договора об оказании услуг, заключенного с руководством объекта защиты, также готовят развернутые планы противопожарных мероприятий, выполнять которые они будут собственными силами или с привлечением сторонних субподрядных предприятий, по согласованным с заказчиком сметам, планам-графикам выполнения работ.
Привлечение аутсорсинговых организаций, занимающихся оказанием услуг, работ в сфере пожарной безопасности, позволяет руководству объектов, осознающему объем проблем, полученных по результатам пожарно-технического обследования, не только переложить на них большую часть задач по устранению выявленных недостатков, но и с учетом их опыта, знания нормативно-технической документальной базы значительно сэкономить на их решении, выполнив в сроки, установленные предписаниями федерального пожарного надзора.
Несоблюдение требований пожарной безопасности чревато для компании штрафными санкциями до 400 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Спрогнозировать возможные убытки в последнем случае достаточно проблематично, но в любом случае — не копейки. Следовательно, дешевле соблюдать, чем не соблюдать. А вот что и как — это мы вам расскажем.
Порядок прохождения проверок, в том числе пожарных, регламентированы, прежде всего, нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).
В соответствии со ст. 11. Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Законом № 294-ФЗ устанавливаются:
- порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
- права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
- права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Проверка органами государственного пожарного надзора также относится к сфере действия Закона № 294-ФЗ, организация же должна иметь внутренние документы, которые и будут проверяться инспекторами пожарного надзора по соблюдению требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной области.
Вал по плану, план по валу
Проверки организаций могут быть плановыми и внеплановыми.
В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В соответствии со ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами
- поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, без- опасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Документарные и выездные
Как указано в ст. 11 Закона № 294-ФЗ, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Следовательно, если проверка плановая, то у организации будет возможность к ней подготовиться, поскольку проводится она один раз в три года, план утверждается заранее.
Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру.
Руководителю следует помнить о том, что внеплановая проверка подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры.
Итак, какие документы могут потребовать проверяющие?
Правила противопожарного режима в Российской Федерации были утверждены в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».
Указанные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
На объекте с ночным пребыванием людей (в т. ч. в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.
На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
Чтобы не было мучительно больно
Следовательно, согласно указанным Правилам на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим.
На наш взгляд, указанный приказ должен определять порядок функционирования и обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение (в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»).
Кроме того, необходимо регулировать места хранения и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Это относится к обязательным документам.
Также, как указывалось выше, на предприятии (в организации) должен быть приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также о назначении ответственных за их проведение.
Также на предприятии (в организации) должны быть документы, регламентирующие вопросы о порядке действий работников при возникновении пожаров, о действиях при проведении осмотров помещений, должен быть утвержден порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.
Утверждать подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах.
На наш взгляд, разумнее иметь отдельные документы, чтобы быстрее ознакомить с ними сотрудников, и облегчить руководству контроль за исполнением.
Наконец, отдельным приказом нужно определить ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т. п.).
Вместе с этим следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.
Все документы, о которых речь шла выше, должны быть в каждой организации, но есть особенности, предусмотренные Правилами.
Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара.
Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению без- опасной и быстрой эвакуации. При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале.
Если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.
Если на предприятиях имеется оборудование с повышенной пожарной опасностью, то около каждого такого объекта необходимо повесить знаки безопасности.
На дверях производственных и складских помещений необходимо разместить информацию о категории пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок. Класс взрывоопасных и пожаро- опасных зон должны определять технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.
Если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.
Если в организации будут в наличии перечисленные документы, то, на наш взгляд, это значительно упростит общение между представителями этой организации и контролирующими органами.
Немного об ответственности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности регламентирована положениями ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 – 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 2 статьи 20.4 гласит, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
- на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной без- опасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
- на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста пяти- десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
- на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
- на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2334 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его территориальных подразделений.
Ольга Шибаева, эксперт журнала «Консультант»
МЧС России в 2021 году внедрило новшества в надзорной системе. В результате нововведений планируется минимизировать контакты инспекторов пожарного надзора с владельцами помещений.
Типы пожарных проверок МЧС
Существующие типы проверок пожарной безопасности:
- Плановые. Производятся по заранее разработанному графику с учетом категории риска, присвоенной объекту. Руководитель организации предупреждается о приезде инспекторов на ревизию за три дня до визита.
- Документарные. Подразумевают инспекционную ревизию документации, связанной с пожарной безопасностью. О проведении проверки также предупреждают за три дня до прибытия сотрудников МЧС.
- Выездные. Могут включать в себя различные виды экспертиз, расследований и испытаний и длиться свыше 20 дней.
- Внеплановые. Мероприятие бывает инициировано по жалобе. Также существует контрольная и оперативная проверка. Организация уведомляется о визите инспектора за сутки до него.
- Повторные. Такие проверки проводятся в случае, если в процессе выездной, документарной, плановой или внеплановой инспекции были выявлены нарушения с выдачей предписаний к их устранению. Повторный выезд инспектора производится с целью проверки выполнения выданных ранее предписаний. Повторное выявление нарушений может караться штрафом, налагаемым на руководителя и организацию.
Периодичность проведения плановых проверок МЧС в 2021 году
В 2021 году плановые проверки МЧС производятся согласно ежегодно составляемому в декабре графику, представленному на местном сайте ведомства в регионе. С 2021 года объявлено о применении рискоориентированного подхода, означающего, что объекты с высокой степенью риска возникновения пожара будут проверяться чаще.
Категории пожарного риска
В 2021 году выделено шесть категорий риска, влияющих на частоту проведения проверок.
Для каждого объекта степень риска будет определяться в индивидуальном порядке. На категорию влияют следующие факторы:
- наличие или отсутствие системы автоматической сигнализации;
- были ли в прошлом пожары на объекте;
- есть ли препятствия на путях эвакуации.
Чтобы самостоятельно оценить категорию риска объекта эксплуатации, можно воспользоваться специальным калькулятором на интернет-портале МЧС России.
Изменения в схеме проверок в 2021 году
В 2021 году МЧС внедряет дифференцированный подход к проверкам. Зоны риска и основные критерии их распределения сохраняться, но инспектор теперь вправе самостоятельно принимать решение о присвоении объекту той или иной зоны риска. Такой подход позволяет вносить коррективы в график проверок. При нарушении собственником объекта или его арендатором норм и правил пожарной безопасности контроль может быть усилен, а проверки будут проводиться чаще.
Ранее категория риска присваивалась группе объектов. Теперь же ее устанавливают для каждого из них в индивидуальном порядке, в зависимости от того, насколько тяжелыми могут оказаться возможные последствия пожара и от того, насколько добросовестно будут исполнять свои функции лица, ответственные за пожарную безопасность. Приоритетными в связи с новым подходом станут работы, связанные с профилактикой пожаров.
Пожарная безопасность будет контролироваться разными способами, включая осмотры, проводимые инспектором инкогнито под видом клиента или покупателя. Тайные визиты позволят оперативно выявлять наличие или отсутствие нарушений, в том числе и выявленных при предыдущих инспекциях.
Подготовка к проверке
При проведении документарной или плановой инспекции проверяющие запрашивают множество документов, содержащих данные компании и бумаг, отражающих текущее состояние систем пожарной безопасности организации.
Приблизительный перечень выглядит следующим образом:
По завершении проверки документации инспектор осмотрит все этажи здания. Проверяться будет наличие эвакуационных планов, средств пожаротушения, предупреждения и связи. Во избежание штрафа должны быть исправны средства оповещения, дымоудаления, пожаротушения, пожарная автоматика и пожарные водопроводы. Эвакуационные выходы и проходы к ним должны быть свободны от мусора, старой мебели прочего. Кроме того, должна быть очищена от легковоспламеняющихся и пожароопасных предметов прилегающая к зданию территория.
Кто проверяет
Всё о пожарной безопасности — в 69-ФЗ
Предприниматели должны соблюдать правила пожарной безопасности — защищать сотрудников, клиентов и имущество от пожаров. В законе прописано, как это сделать, и его нужно знать чуть ли не наизусть.
Все полномочия МЧС — в постановлении «О пожарном надзоре»
За соблюдением правил следит МЧС. Специалисты проверяют всё: торговые и офисные центры, небольшие магазинчики, кафе, клубы, причем не только помещения, но и территорию вокруг.
Когда приходит
План пожарных проверок на 2019 год в Москве
Проверки бывают плановые и внеплановые. Для плановых проверок МЧС составляет график, его можно посмотреть заранее. В каждом регионе план проверок свой.
Плановые проверки обычно проходят раз в три года. О них предупреждают не менее чем за три дня. О внеплановых — за сутки.
Иногда МЧС может и не предупредить. Так бывает, если:
- есть информация об угрозе жизни людей или животных;
- когда уже причинили вред людям, животным или окружающему миру.
Внеплановая проверка приходит и чтобы посмотреть, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли на плановой. Или в МЧС кто-то нажаловался, что компания нарушает правила пожарной безопасности. Или сам руководитель пожарного надзора вдруг решил проверить те или иные компании. Такое тоже бывает.
И плановая, и внеплановая проверка длится 20 дней.
Что взять у инспектора
Во время проверки у инспектора МЧС с собой должен быть приказ или уведомление. Вот как оно выглядит:
- название и реквизиты компании, которую проверяют;
- информацию о том, кто проверяет;
- цели и сроки проверки;
- какие документы нужно предоставить;
- на основании каких законов проходит проверка.
Предприниматель получает в руки копию этого приказа и расписывается в нем. Без приказа проверка считается незаконной.
Кого проверяют чаще, кого — реже
Плановые проверки не всегда проходят раз в три года: иногда чаще, иногда реже. Кого-то вообще не будут проверять до 2020 года, пока действуют надзорные каникулы.
Это зависит от категории риска, к которой относится работа предпринимателя или здание. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Если категорию риска присвоили, надзорные каникулы отменяются.
Категорию риска определяет МЧС. Она просчитывает, насколько тяжелыми могут быть последствия, если правила нарушат — например, сколько человек могут погибнуть. Детский лагерь в этом списке будет в первых строчках, а небольшое кафе — уже не настолько опасное предприятие.
Мы собрали таблицу, что проверяют чаще всего:
Сфера деятельности
Поликлиники, больницы, санатории
Раз в два года
Детские сады и школы
Один раз перед началом летних каникул
Социальные учреждения с проживанием. Например, пансионаты для пожилых людей
Всех остальных плановые проверки будут беспокоить реже:
Категория
Высокий риск. Это социальные учреждения из предыдущей таблицы
Раз в период из предыдущей таблицы
Значительный риск. Это кафе и рестораны, здания культурного наследия, вокзалы
Раз в четыре года
Средний риск. Это многоэтажные дома, магазины, мастерские
Раз в семь лет
Умеренный риск. Кафе и магазины, в которых умещается не более 50 человек; небольшие по площади банки, офисы
Раз в десять лет
Узнать категорию риска
Теперь о главном — как узнать свою категорию риска. В этом поможет калькулятор на сайте МЧС. Указываете высоту здания, его назначение и сколько в нем бывает людей — и калькулятор выдаст категорию риска, к которой относится бизнес.
Если снимаете офис в торговом или бизнес-центре, узнать информацию о здании можно у ответственного за пожарную безопасность. Его именем подписан план эвакуации на каждом этаже.
На что обращают внимание
Первое, на что обращают внимание инспекторы, — есть ли инструкция о пожарной безопасности. В ней пишут:
- по какой схеме будут эвакуировать людей;
- какие меры предпринимают, чтобы пожар не случился. Например, не разрешают зажигать спички рядом с горючими материалами. Список мер можно составить самостоятельно или ориентироваться на закон;
- как хранить и куда выкидывать пожароопасные вещества. Например, как хранить машинное масло на заправке. Поможет система стандартов безопасности труда;
- где курить;
- как вызывать пожарную охрану;
- как включать и выключать технику и пользоваться огнетушителем.
Журнал инструктажа по пожарной безопасности
Сотрудники должны расписаться в журнале инструктажа по пожарной безопасности. Такой журнал нужен в каждой компании. Инспектор может проверить, что в нем стоят подписи всех сотрудников.
Также инспекторы проверяют, чтобы на стенах висел план эвакуации и работал сигнал тревоги.
Если в здании работают больше 50 человек, инспектор проверит инструкцию для сотрудников по безопасной эвакуации.
Еще инспектор проверяет:
- есть ли таблички с номерами телефонов пожарной охраны;
- свободны ли двери на пути выхода из здания;
- работают ли огнетушители;
- свободны ли дороги и подъезды к зданиям, пожарным лестницам, источникам воды для пожаротушения, а зимой — очищены ли от снега.
Инспектор проверит всё это и даст заключение. Об этом дальше.
Кто отвечает за нарушения
После проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах. Один отдает предпринимателю. В акте указывает:
- информацию о компании, которую проверяли;
- когда и где проводилась проверка;
- кто проводил и на основании чего;
- что выяснили во время проверки;
- информацию, что предприниматель или ответственный за пожарную безопасность сотрудник видел акт проверки или отказался его признавать.
Если нашли нарушения, отвечает за них руководитель компании или ответственный за пожарную безопасность. Один из них пишет объяснительную, в которой поясняет, что пошло не так.
Что бывает за нарушения
О штрафах — в статье 20.4 Кодекса об административных правонарушениях
Если во время проверки инспектор нашел нарушения, он может:
- вынести предписание с требованием устранить нарушения и дать срок на это;
- выписать штраф до 500 тысяч рублей, если затем предписание не выполнили;
- приостановить работу до трех месяцев, если не исправили нарушения.
По моему опыту, предписания и штрафы выписывают чуть ли не на каждой проверке, а закрывают очень редко.
Нарушение требований пожарной безопасности — статья 219 Уголовного кодекса
Но это не так страшно, как случаи, когда предприниматель нарушил правила пожарной безопасности и из-за этого пострадали или даже погибли люди. Это уже уголовное преступление, за которое предусмотрен срок до семи лет.
Что делать, если не согласны с проверкой
После проверки предприниматель может решить, что инспектор слишком придирался, или не согласиться с размером штрафа. В таком случае молчать не стоит, а нужно обжаловать решение инспектора.
Для этого в свободной форме пишут жалобу в суд. В ней указывают, что пошло не так: инспектор пришел без приказа о проверке, составил акт с ошибками или написал то, с чем предприниматель не согласен.
Бывают случаи, когда предприниматель не согласен, но решил не обжаловать, а просто молча не выполнять решение инспектора. В таком случае его могут привлечь к административной ответственности за невыполнение предписания.
Малый бизнес освободили от проверок, но сотрудники МЧС могут прийти внепланово. Рассказываем, как проверяют бизнес на тему пожарной безопасности и как избежать крупных штрафов.
Какие проверки проводят МЧС
Проверки от МЧС делятся на 2 вида:
- Плановые. При такой проверке инспекторы выезжают в офис или на производство. О проверке сообщают за 3 рабочих дня бумажным письмом или по e-mail. Проверяющие смотрят документы о пожарной безопасности: правила действий при пожаре, инструкции о противопожарной безопасности, правила использования противопожарных систем. Календарь проверок обычно публикуют на сайте МЧС каждого региона.
- Внеплановые. О такой проверке сообщают за 1 рабочий день или инспекторы придут внезапно при угрозе несчастного случая. Обычно такие мероприятия проводят, чтобы проверить выполнения предыдущих предписаний, по жалобе в МЧС или по распоряжению прокуратуры.
1 июля 2021 года в МЧС определили все проверки, которые они имеют право проводить:
- Выездная проверка. Инспекторы проверяют документацию и сам объект. На это может уйти до 10 рабочих дней.
- Инспекционный визит. Облегченный вариант проверки. Обычно проходит в течение дня и сотрудники МЧС просто консультируют о правилах безопасности.
- Рейдовый осмотр. В этом случае инспекторы проверяют скопом предпринимателей одной сферы. Например, общепит или продавцов одежды. Эта проверка всегда проводится внепланово.
- Документарная проверка. Внеплановый запрос документов или объяснений от руководства.
- Выборочный контроль. Внеплановые мероприятия, когда берут пробы, образцы или используют специальные инструменты.
Кого не будут проверять во время пандемии
До 2022 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Поэтому инспекторы не придут к предпринимателям, которые выполняют ряд условий:
- Не более 100 человек в штате.
- Не более 800 миллионов прибыли за предыдущий год.
- Доля в компании крупного бизнеса не более 25%(для государственных учреждений) или 49% (для иностранных компаний).
Но мораторий не отменяет внеплановые проверки. Поэтому если есть жалоба или явные нарушения, то проверки будут. Плюс плановые мероприятия не отменили, а перенесли на следующий год и лучше контролировать календарь проверок, чтобы визит инспекторов не стал неожиданностью.
Кого чаще всего выбирают для проверки
У МЧС действует риск-ориентированный подход, то есть каждому объекту дают степень риска и от этого зависит, как часто проходят проверки. Раньше индикатора риска действовали для целых отраслей или ряда объектов, но с 2021 года инспекторы имеют право присваивать степень риска отдельным объектам. На сайте МЧС работает калькулятор, которые помогает определить категорию риска. Также рекомендуем посмотреть критерии, по которым оценивают объекты.
Если узнали о проверке, то подготовьте все регистрационные документы о бизнесе. Кроме этого, должны быть оформлены все документы о пожарной безопасности, приказы о назначении ответственных лиц, соглашения об обслуживании огнетушителей и другого противопожарного оборудования. На сайте МЧС есть чек-листы, которые помогут подготовиться к проверке.
Зачастую предприниматели получают штрафы из-за того, что проходы заполнены разным хламом, нет инструкций с действиями на случай пожара, неправильно используются электросети и нет оборудования для оповещения об экстренной ситуации.
Если инспекторы нашли нарушения, то чаще всего предпринимателям грозит административная ответственность. Все наказания прописаны в статье 20.4 КоАП РФ. Например, можно получить до 1 миллиона рублей или приостановления деятельности до 90 суток. Более того, если при пожаре погибли люди или произошли крупные финансовые потери, то могут возбудить уголовное дело по статье 219 УК РФ. За тяжкие последствия могут лишить свободы на 7 лет.
В этой статье попытаюсь рассказать о проверках пожарной безопасности проводимых МЧС России. Постараюсь обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые я надеюсь, могут стать для вас полезными. В статье не раскрываются вопросы проведения проверок государственных органов и саморегулируемых организаций.
Кем проводится проверка пожарной безопасности
Проверки пожарной безопасности в обязательном случае должны проводиться аттестованными государственными инспекторами по пожарному надзору МЧС. Что бы узнать, что сотрудник МЧС, который пришел к Вам с проверкой, является аттестованным государственным инспектором по пожарному надзору МЧС, необходимо проверить следующее:
- сотрудник должен быть в форме МЧС;
- на груди у сотрудника должен быть знак федерального государственного пожарного надзора;
- в удостоверении личности сотрудника, которое он обязан предоставить Вам должна быть отражена его должность;
- в распоряжении на проверку, копию которого заверенную печатью обязаны Вам вручить, указаны фамилия, имя и отчество сотрудника с указанием его должности.
Естественно, нужно сверить должность, фамилию, имя и отчество сотрудника в распоряжении и в удостоверении. Иногда в распоряжениях может быть указана группа сотрудников, назначенных для проведения проверки. Бывает так, что совместно с инспектором приходят стажеры, которых вы имеете полное право не допускать для проведения проверки. Также вы имеете полное право не допускать к проверке лиц, которые не указаны в распоряжении, даже если они являются государственными инспекторами.