- Госуслуги сейчас откроются
- Обратная связь
- В Едином реестре видов контроля стали доступны описания каждого вида контроля всем желающим
- Что такое ЕСИА
- Как работает ЕСИА
- Предупреждает ли Минкомсвязи о регламентных работах
- Кто может подключиться к ЕСИА
- Где можно найти дополнительную информацию о ЕСИА
- Кисельнинское сельское поселение
- Как подключить сайт организации или другую IT-систему к ЕСИА
- Какой протокол использовать для подключения к ЕСИА и чем он отличается от стандартов
- Какой сертификат нужен для регистрации системы в ЕСИА и обязательно ли использовать ГОСТ-криптографию?
- Какие готовые решения можно использовать для подключения
- Можно ли подключить к ЕСИА мобильное приложение
- Сколько времени уходит на подключение к ЕСИА
- Сколько стоит подключение
- Как зарегистрировать организацию в ЕСИА
- Для чего ЕСИА коммерческим компаниям
- Расширение доступа
- Сколько пользователей в ЕСИА
- Какие данные можно получать из ЕСИА
- Какие бывают учетные записи в ЕСИА
- Ответы на частые вопросы о подключении организации к ЕСИА
Госуслуги сейчас откроются
Портал работает в прежнем режиме.
Подождите пару секунд
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
Единый реестр видов услуг
Портал помощи ЕРВК
- ЕРВК Госуслуги
- Вход в ЕРВК
Обратная связь
Если остались вопросы, напишите в форму обратной связи:
Поделиться с друзьями
В Едином реестре видов контроля стали доступны описания каждого вида контроля всем желающим
Ранее доступ был только у руководителей контрольных органов и самих контролеров. Теперь на сайте ervk.gov.ru можно найти описание интересующего вида контроля и получить подробную информацию о всех видах.
Выбрав интересующий вид контроля и контролируемое лицо (юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, иностранные юридическое или физическое лицо), можно узнать, кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть.
Кроме того, в реестре можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска (что нужно сделать, чтобы проверки проводились реже), какие индикаторы риска применяются в рамках вида контроля и какие контакты контрольного органа.
Перейти в текст документа »
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Дата публикации на сайте: 28.04.2022
По адресу https://ervk.gov.ru открыт публичный доступ к Единому реестру видов контроля (ЕРВК)
По федеральному закону №248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на базе ЕРВК должно функционировать «Типовое облачное решение» (ГИС ТОР КНД), предназначенное для общей оптимизации контрольной и унификации надзорной деятельности в стране. Ключевой формой задуманного практического применения этих систем является электронное досудебное обжалование выносимых решений.
К сожалению, удобным и понятным интерфейс не назовешь, поиск неудобен, да и в целом, это сложноструктурированный классификатор для построения информационных систем, так что для реально использовать его для получения практической информации сложно. К тому же по каждому виду надзора (контроля) дублируется информация для отдельных субъектов федерации и муниципальных образований.
Некоторые примеры разделов по контролю (надзору) для Москвы:
Заметим, что параллельно существует «Реестр обязательных требований» для бизнеса (https://ot.gov.ru), в котором можно посмотреть подборку по выбранному коду ОКВЭД.
Также одновременно под управлением Генеральной прокуратуры РФ на основе «Единого реестра проверок» работает «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (https://proverki.gov.ru), в котором можно запросить информацию по реквизитам организации или ИП.
Атаманов, С. А., Григорьев, С. А. Единый реестр видов контроля / С. А. Атаманов, С. А. Григорьев. – Текст : электронный // Учет недвижимости : электронный журнал : сайт «Кадастр.Москва». – Москва, 2022. – URL: http://кадастр.москва/news/822. – Дата публикации: 11.05.2022
В Едином реестре видов контроля стали доступны описания каждого вида контроля всем желающим. Ранее доступ был только у руководителей контрольных органов и самих контролеров. Теперь любой человек может зайти на сайт ervk.gov.ru и найти описание интересующего его вида контроля и получить подробную информацию о всех видах.
«Важно, что теперь каждый может посмотреть понятное описание любого вида контроля, без долгого поиска необходимой информации в официальных актах. Это существенно повысит информированность бизнеса и граждан о своих правах при осуществлении контроля», – отметил директор департамента лицензирования, КНД, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.
В реестре указаны все категории видов контроля: экология, социальное обслуживание; промышленность; информационные технологии; связь; медицина; бизнес; безопасность; сельское хозяйство; транспорт; коммунальные услуги; малый бизнес; военная промышленность; охрана труда; образование; космос и авиация; культура. Выбрав интересующий вид контроля и контролируемое лицо (юридические или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, иностранные юридическое или физическое лицо) можно узнать кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, можно посмотреть в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, какие мероприятия контролеры вправе проводить, а какие нет. Например, земельный, охотничий осуществляется в отношении физических лиц, а контроль в сфере промышленной безопасности или оборота спиртосодержащей продукции не может. Кроме того, в ЕРВК можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска (что нужно сделать, чтобы тебя проверяли реже), какие индикаторы риска применяются в рамках вида контроля, какие контакты у непосредственно вашего контрольного органа.
Кроме того, прямо на сайте содержатся ссылки на официально опубликованные нормативные акты, регулирующие тот или иной вид контроля.
Всего на сайте доступно 100 видов контроля, например, такие федеральные виды контроля как:
- Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
- Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Государственный автодорожный надзор;
- Ветеринарный надзор;
- Экологический надзор;
- Санитарно-эпидемиологический надзор;
- Федеральный государственный энергетический контроль (надзор) в сфере теплоснабжения;
- Федеральный государственный земельный контроль (надзор);
- Федеральный государственный пожарный надзор;
- Государственный строительный надзор.
Что такое ЕСИА
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже больше десяти лет разрабатывает и совершенствует безопасный сервис авторизации для различных государственных сервисов и сайтов. Он получил название «Единая система идентификации и аутентификации» — ЕСИА. Это универсальный ключ доступа к ресурсам электронного правительства РФ.
Если вначале ЕСИА применялась для авторизации на портале Госуслуг, то по мере выполнения Федерального проекта «Цифровое государственное управление» и появления новых суперсервисов, ее сфера применения расширилась.
ЕСИА применяется для взаимодействия с органами власти и за пределами государственного сектора. К сервису подключаются порталы и IT-системы частных компаний из числа тех, для которых точная и безошибочная идентификация пользователей — приоритет.
Доверие к ЕСИА обеспечено продуманной криптографической защитой и тем фактом, что учетная запись пользователя этой системы содержит подтвержденную государством информацию, начиная с фамилии и заканчивая номером пенсионного свидетельства.
Как работает ЕСИА
С точки зрения пользователя вход на сайт или в мобильное приложение при помощи ЕСИА не отличается от использования аккаунта Google, Яндекс или одной из популярных социальных сетей.
В момент ввода данных сайт обращается к отдельному программному модулю — коннектору, отвечающему за связь с ЕСИА. Коннектор формирует зашифрованный запрос к серверам сервиса и получает в ответ пакет с личными данными пользователя. Они расшифровываются при помощи криптографического ключа, выданного организации заранее, еще на этапе настройки коннектора. Затем, личные данные передаются на сайт.
Такая схема подключения позволяет реализовать разнообразные сценарии взаимодействия пользователя и сайта. В случае с банковскими продуктами использование сервиса может выглядеть так:
- Пользователь заходит на сайт банка, чтобы оформить кредит.
- Выбрав нужную сумму в кредитном калькуляторе, он переходит к оформлению заявки.
- Вместо того чтобы заполнять длинную анкету с личными данными, пользователь кликает на кнопку авторизации в ЕСИА.
- Модуль-коннектор переходит на сайт ЕСИА и открывает форму авторизации.
- Пользователь вводит телефон, email или СНИЛС и пароль и подтверждает передачу персональных данных.
- Система проверяет корректность данных и возвращает пользователя на сайт банка, а коннектор получает и расшифровывает ответ, содержащий необходимую банку информацию о пользователе.
- Анкета, необходимая для создания заявки на кредит, заполняется автоматически.
- Пользователю остается подтвердить отправку заявки и ждать звонка менеджера.
Внимание! Информация о предоставлении отчётности в ГАС «Управление» в 2022 году:
Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль
Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предоставляются в соответствии с требованиями приказа Росстата от 21.12.2011 № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль на постоянной основе один раз в пол года, в электронном виде посредством государственной автоматизированной системы «Управление».
В связи с вступлением в силу с 01.07.2021 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) учет сведений об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля осуществляется в автоматическом режиме посредствам единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), который в том числе осуществляет сбор и хранение информации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Таким образом, сведения об осуществлении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Законом № 248-ФЗ, формируются
в автоматическом режиме, в связи с чем постановлением № 336 (в редакции от 24.03.2022) установлено, что не требуется представление контрольными (надзорными) органами, органами контроля статистической информации за 2022 год об осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль).
Доклады о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля
В соответствии со статьёй 30 Закона № 248-ФЗ, сохраняется требование о предоставлении докладов, в связи с чем указанные доклады подлежат представлению в соответствии с требованиями к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2041 «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии с формой, направленной письмом Минэкономразвития России (исх. от 02.02.2022 № Д24и-2576).
Форма федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование
Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 170-ФЗ), которыми, помимо прочего, оптимизированы подходы к осуществлению мониторинга и оценки эффективности лицензирования отдельных видов деятельности.
В целях реализации положений Закона № 170-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2022 № 233, предусматривающее внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 467 «О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения» (далее – постановление № 467).
В частности, из постановления № 467 были исключены положения, в соответствии с которыми сведения, включенные в доклады о лицензировании, должны соответствовать данным, содержащимся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.
Таким образом, в связи с принятыми изменениями с 01.03.2022 для подготовки докладов не требуется заполнение лицензирующими органами полугодовой формы федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование «Сведения об осуществлении лицензирования», утвержденной приказом Росстата от 30.03.2012 № 103 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения за осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности».
Сейчас надзорные органы государственной власти вовсю формируют планы проверок на 2023 год. В срок до 1 октября 2022 года контрольно-надзорные органы должны подготовить и направить в органы прокуратуры для согласования проекты ежегодных планов проверочных мероприятий.
Напомним, в 2022 году действует мораторий на проверки (Постановление от 10.03.2022 № 336). Этот мораторий планируют сделать бессрочным, однако в отношении некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в следующем году все таки возобновляются плановые проверки.
По итогам совещания Минэкономразвития, которое состоялось 15 августа 2022 года, были определены основные принципы, которые будут соблюдаться при формировании плана проверок на 2023 год:
- в план будут включаться только объекты, отнесенные к чрезвычайно высокому и высокому риску, а таких в России менее 10% от общего количества юридических лиц.Надзорными органами были проанализированы 23 млн объектов контроля в России и распределены по категориям риска. Так, большая часть объектов (71% — объекты МСП) отнесена к категории низкого риска.
- в отношении учреждений образования (бюджетных школ и детских садов) вместо контрольных мероприятий будут проводится обязательные профилактические визиты (совсем отказаться от проведения визитов на такие объекты нельзя).
- в планы проверок не включаются организации из реестра аккредитованных ИТ-компаний
Помимо этого на совещании было заявлено о новых особенностях:
- Отменённые в этом году из-за моратория проверки, не перенесут на 2023 год. То есть, если на 2022 год было запланировано контрольно-надзорное мероприятие на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска, но оно не состоялось из-за моратория проверка считается проведенной. Срок следующей проверки будет отсчитываться от даты, когда должна была быть проведена отменённая проверка. Также будет и в будущем — проверкам, которые попадут под мораторий в 2023 году, присвоят специальный статус в едином реестре проверок (ЕРКНМ) и межпроверочный интервал будет отсчитываться с их учётом.
- Если вы осуществляете лицензируемый вид деятельности и структура предприятия изменилась (добавились, ликвидировались или сменили адрес структурные подразделения), готовьтесь принять инспектора с профилактическим визитом
- Организация вправе отказаться от проведения профилактического визита (кроме случая когда он заменяет проверку – см.выше принципы). Представителям контрольно-надзорных органов рекомендуется уточнять причины подобных решений с целью поддержания обратной связи с предпринимателями, но выяснять обстоятельства отказа административными методами они не должны. Для уточнения причин нежелания пускать контролеров для профилактического визита Минэкономразвития пообещало предложить специальную форму с вопросами.
- План проверок на 2023 год для федеральных органов исполнительной власти может формироваться только из числа тех объектов, которые присутствуют в реестре категорированных объектов ЕРВК. Органы прокуратуры при согласовании планов проверок уже в 2022 году станут ориентироваться только на реестры категорированных объектов, которые размещены в ЕРВК.
- Внеплановые проверки возможны. Здесь особое внимание обратят на индикаторы риска. Минэкономразвития отдельно отработает вопросы проведения таких проверок с ключевыми ведомствами. Скорее всего, количество индикаторов риска по всем курируемым видам надзора увеличится и уберут уточнение, что внеплановые проверки осуществляются по индикаторам риска только при наличии угроз охраняемым законом ценностям (вред природе, здоровью, финансам, имуществу). Таким образом выявление индикатора риска будет еще одним из оснований для назначении внеплановых проверок.Список индикаторов риска по Ростехнадзору можете найти у нас в библиотеке нормативных документов — напишите в строке поиска по названию документа слово «индикатор».
- Если выполнение предписание было перенесено на 90 дней и новые сроки попали на 2023 год, то орган надзора проведёт выездную проверку только в крайнем случае, если контролируемое лицо “ушло в подполье” и не отвечает на обращения надзорного органа.
Итак, все эти новшества сейчас готовят и их включат в постановления:
Соответствующие проекты постановлений будут внесены в Правительство РФ в ближайшее время. Об этом сообщил Министр экономического развития РФ Максим Решетников 7 сентября 2022 года на сессии «Бизнес под защитой: гарантии стабильности предпринимательства» в рамках Восточного экономического форума.
Новость от 03.10.2022 — На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, которым дополнено Постановление Правительства РФ от 10.03. 2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Если же полностью раскрывать тему проведения проверок в 2023 году, то необходимо упомянуть одно из важнейших нововведений Закона о контроле – это механизм досудебного обжалования решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Это значит, что нельзя пойти в суд, пока не обжалуешь решение в органе контроля. Система позволяет в один клик на портале Госуслуг подать жалобу в контрольный орган в электронном виде, а также отслеживать все этапы ее рассмотрения и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения ведомства.
С 1 июля 2021 года досудебное обжалование внедрено для 53 видов федерального контроля, определенных Правительством, с 1 января 2022 года – право на досудебное обжалование реализовано на региональном и муниципальном уровнях, и с 2023 года станет обязательным до обращения в суд для всех видов контроля.
В конце статье несколько слов о ЕРВК и ЕРКНМ для тех кто не знаком с ними:
ЕРКНМ – Единый реестр проверок, если полностью «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». Адрес — https://proverki.gov.ru/portal
Здесь найдете всю информацию о проверках в «онлайн» режиме. Сайт был создан Генеральной прокуратурой на основании предложений Минэкономразвития в 2021 году. В нем содержится более 3,3 млн записей о проверках и профилактике. Все проверки теперь согласовываются органами надзора в этой системе (плановые и внеплановые)
ЕРВК — Едином реестре видов контроля. Адрес — https://ervk.gov.ru/
В нем доступны описания каждого вида контроля. Выбрав интересующий вид контроля контролируемое лицо может узнать, кто вправе прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, в реестре представлена информация о том, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, в отношении кого и кем может осуществляться конкретный вид контроля и т. д. Также на сайте можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска, какие индикаторы риска применяются в рамках определенного вида контроля, а также – найти контакты интересующего контрольного органа. По факту информация в нем еще неполная, однако уже заявлено, что прокуратура не согласует надзорному органу проверки, если не будет заполнен ЕРВК. Посмотрим.
Ну а в планах нас ждет единый реестр инцидентов и аварий, чтобы при возникновении какой-то чрезвычайной ситуации или аварии точно понимать причину возникновения и работать адресно с этим нарушением, а не с проверками всего бизнеса.
Предупреждает ли Минкомсвязи о регламентных работах
Минкомсвязи не публикует график работ, но за несколько часов до начала технического обслуживания предупреждает об отключениях сервиса при помощи сообщений на сайте государственных услуг.
Отключения ЕСИА редки и, как правило, происходят в часы наименьшей нагрузки на сервис, а восстановление работы авторизации происходит автоматически.
Кто может подключиться к ЕСИА
ЕСИА создавалась, чтобы облегчить предоставление государственных услуг, так что интеграция с этим сервисом доступна всем государственным учреждениям. Помимо них, такая привилегия выдана нескольким разновидностям юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью.
Интегрироваться с ЕСИА могут:
- медицинские учреждения;
- банки и МФО (микрофинансовые организации);
- страховщики;
- лицензированные брокеры, дилеры, финансовые управляющие и другие лица, профессионально работающие с финансовыми инструментами;
- НПФ (негосударственные пенсионные фонды);
- операторы связи.
Где можно найти дополнительную информацию о ЕСИА
Инструкции по работе с сервисом периодически пересматриваются, обновляются и дополняются, поэтому, изучив ответы на распространенные вопросы, стоит обратиться к первоисточникам.
Общую информацию о подключении к ЕСИА, а также контакты для связи с Ситуационным центром Минкомсвязи, где можно получить консультацию по правовым аспектам подключения, приведены на информационной странице ЕСИА на портале Госуслуг.
Актуальные документы, касающиеся сервиса, публикуются на официальном портале Минкомсвязи РФ. Перечень документов, которые публикует министерство, включает в себя:
Кисельнинское сельское поселение
Информационная справка о необходимости подключения всех контрольных органов к ЕРВК и ЕРКНМ
Внесение контрольными органами сведений в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – ЕРВК) осуществляется в 5-дневный срок со дня вступления в силу положения о муниципальном контроле в соответствии с пунктом 14 Правил формирования и ведения ЕРВК, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
По итогам внесения информации в ЕРВК контрольному органу присваивается Record-Id (уникальный код), соответствующий определенному муниципальному образованию и виду контроля. После прохождения модерации в ЕРВК появляется возможность заполнения личного кабинета в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).
Официальный обмен информацией, в том числе согласование внеплановых контрольных мероприятий и профилактических мероприятий на 2022 год с органами прокуратуры осуществляется только через систему ЕРКНМ.
Таким образом, регистрация в ЕРВК и ЕРКНМ должна быть обеспечена при наличии объектов контроля на территории муниципального образования не позднее 20.12.2021. Срок регистрации в ЕРКНМ обусловлен крайним сроком утверждения программы профилактики, установленный пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
В случае отображения в системе ЕРКНМ распространенной ошибки «Ошибка авторизации через ЕСИА» после проведения корректной регистрации в ЕРВК обозначает, что регистрационная информация в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ФРГУ) не соответствует фактической информации по муниципальному образованию.
Для корректной интеграции в системе ЕРКНМ необходимо проверить правильность заполнения в Личном кабинете муниципального образования в Реестре государственных услуг сведений о муниципальной функции согласно Приложению №2 Положения о ФРГУ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)».
Как подключить сайт организации или другую IT-систему к ЕСИА
Следующий шаг на пути интеграции с сервисом требует привлечения специалистов с технической квалификацией в области информационной безопасности. Чтобы подключить сайт или другую IT-систему к сервису, необходимо сгенерировать криптографический ключ и соответствующий ему сертификат.
Сертификат передается государству. В ответ Минкомсвязи высылает разрешение на тестовый доступ к сервису и данные для пробного подключения.
Далее следуют работы по разработке и настройке коннектора между IT-системой организации инфраструктурой сервиса. Разработчикам предстоит научить их взаимодействовать между собой — принимать и отправлять запросы в автоматическом режиме. Минкомсвязи даст разрешение на полноценный запуск IT-системы только после того, как коннектор стабильно заработает в тестовом режиме.
Какой протокол использовать для подключения к ЕСИА и чем он отличается от стандартов
Для интеграции сайта или IT-системы с ЕСИА используется сочетание авторизации по OAuth 2.0 и аутентификации при помощи OpenID Connect. Это распространенные решения с подробной документацией и многочисленными примерами использования, но применить их для интеграции с сервисом «как есть» не получится.
Хотя создатели сервиса в целом придерживались стандартных спецификаций, им пришлось разработать собственный Application Programming Interface для приема электронных подписей. Чтобы подключение к ЕСИА было успешным, стандартным библиотекам OpenID/OAuth необходима ручная доработка.
Какой сертификат нужен для регистрации системы в ЕСИА и обязательно ли использовать ГОСТ-криптографию?
В октябре 2019 года Минкомсвязи обновило методические рекомендации, исключив из них упоминания стандарта шифрования RSA (Rivest, Shamir и Adleman) и самоподписанных сертификатов. Их использование больше не допускается.
Теперь российские алгоритмы шифрования ГОСТ Р 34.10-2012 и ГОСТ Р 34.11-2012 — единственные стандарты, которые доступны для использования с ЕСИА.
Сертификаты обязательно должны быть выпущены сертифицированным удостоверяющим центром.
Какие готовые решения можно использовать для подключения
В отдельных отечественных системах управления сайтами предусмотрены инструменты для подключения к ЕСИА, но переносить сайт на новую CMS ради интеграции с порталом госуслуг нецелесообразно, и, зачастую, попросту невозможно.
Универсальное решение — библиотеки с открытым исходным кодом. С их помощью можно обеспечить работу с сервисом для любой IT-системы, но для их настройки требуются технические навыки. Мы предпочитаем использовать Open Source компоненты, однако дорабатываем и адаптируем их для каждого проекта.
Можно ли подключить к ЕСИА мобильное приложение
Да, но в приложение должен быть интегрирован браузер. Он необходим только для авторизации, так что все остальные операции с приложением можно реализовать через обычный интерфейс. Например, так функционируют приложения «Госуслуги» и «Почта России».
Сколько времени уходит на подключение к ЕСИА
Формальная сторона процедуры, включающая регистрацию аккаунтов и ожидание мнемонического кода от Минкомсвязи, обычно занимает около недели.
На работы по настройке коннектора для базового подключения требуется две — три недели. В случаях, когда необходимо получение данных из аккаунта ЕСИА и дальнейшая их обработка, срок увеличивается.
Сколько стоит подключение
Государство не взимает платы за использование системы авторизации и идентификации. Подключение к ЕСИА бесплатно, однако на самостоятельную настройку коннектора для работы с сервисом придется потратить силы и время.
Практика показывает, что интеграция силами штатных сотрудников IT-отдела компании удается не всегда. Настройку интеграции сайта или иной IT-системы с ЕСИА лучше доверить опытной команде, которая неоднократно выполняла эту процедуру. Стоимость работ специалистов варьируется в зависимости от сложности системы и масштабов проекта.
Как зарегистрировать организацию в ЕСИА
Процедура начинается с юридических формальностей. Прежде всего, необходимо выбрать ответственное лицо — администратора IT-системы, которая будет работать с ЕСИА. В этой роли может выступать руководитель организации или его доверенное лицо. Администратор подтверждает личность через портал госуслуг и регистрирует там организацию.
Затем администратор оформляет квалифицированную электронную подпись и вносит новую IT-систему в особый регистр. Эта процедура подробно изложена в детальном руководстве.
После регистрации IT-системе присваивается мнемоника — индивидуальный код-идентификатор. Он потребуется техническим специалистам для дальнейшей настройки системы.
Для чего ЕСИА коммерческим компаниям
Для негосударственных организаций сервис открывает новые возможности, не связанные с получением персональных данных.
- Для медицинских учреждений интеграция — возможность использовать телемедицинские технологии и оказывать услуги удаленно;
- кредитные организации (банки) получают право проводить биометрическую аутентификацию пользователей;
- микрофинансовым и микрокредитным организациям разрешается выдавать при помощи ЕСИА онлайн-займы величиной до 15 тысяч рублей;
- лицензированные участники рынка ценных бумаг, страховщики, негосударственные пенсионные фонды могут дистанционно заключать и продлевать договоры с клиентами;
- операторы связи в упрощенном порядке идентифицируют пользователей публичных точек доступа в интернет.
Единый реестр видов контроля включает все виды федерального, регионального государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля. Он формируется с 1 июля 2021 года.
В Реестре указаны все категории видов контроля: экология, социальное обслуживание, промышленность, информационные технологии, связь, медицина, бизнес, безопасность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальные услуги, малый бизнес, военная промышленность, охрана труда, образование, космос и авиация, культура.
Чтобы узнать, кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть, нужно выбрать:
- Интересующий вид контроля.
- Контролируемое лицо – юридические или физическое лицо, ИП, иностранные юридическое или физлицо.
В частности, можно посмотреть:
- в отношении кого и кто может проводить конкретный вид контроля;
- какие типы объектов проверяют;
- что является предметом контроля;
- какие мероприятия контролеры вправе проводить, а какие нет.
ПРИМЕР Земельный, охотничий контроли осуществляют в отношении физических лиц, а контроль в сфере промышленной безопасности или оборота спиртосодержащей продукции не могут.
Кроме того, в ЕРВК можно узнать:
- каким образом происходит отнесение объектов к категориям риска (т. е. что нужно сделать, чтобы проверяли реже);
- какие индикаторы риска применяют в рамках вида контроля;
- какие контакты у непосредственно вашего контрольного органа.
Кроме того, прямо на сайте есть ссылки на официально опубликованные нормативные акты, регулирующие тот или иной вид контроля.
Всего на сайте ЕРВР доступно 100 видов контроля. Например, такие федеральные его виды:
- Государственный надзор в области промышленной безопасности.
- Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов трудового права.
- Государственный автодорожный надзор.
- Ветеринарный надзор.
- Экологический надзор.
- Санитарно-эпидемиологический надзор.
- Государственный энергетический контроль (надзор) в сфере теплоснабжения.
- Государственный земельный контроль (надзор).
- Государственный пожарный надзор.
- Государственный строительный надзор.
Содержание и общие вопросы функционирования ЕРВК регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Согласно ст. 18 Закона № 248-ФЗ, в ЕРВК включают:
- сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях;
- сведения по вопросам проведения видов контроля/надзора и соблюдения обязательных требований, предусмотренные ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ (большой перечень);
- иные сведения, предусмотренные правилами формирования и ведения Реестра.
Расширение доступа
Вот официальный сайт Единого реестра видов контроля (ЕРВК) – https://ervk.gov.ru.
В Едином реестре видов контроля с 2022 года стали доступны описания каждого вида контроля или надзора всем желающим. Ранее доступ был только у руководителей контрольных органов и самих проверяющих.
Любой человек может зайти на сайт ervk.gov.ru найти описание интересующего его вида контроля и получить подробную информацию о всех остальных видах.
Что это даёт: каждый может посмотреть понятное описание любого вида контроля/надзора без долгого поиска необходимой информации в официальных актах. Это существенно повышает информированность бизнеса и граждан о своих правах при контроле.
Сколько пользователей в ЕСИА
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций открыто не отчитывается о числе пользователей ЕСИА, так что судить об их количестве можно лишь приблизительно, по устаревшим данным.
Согласно отчету Ростелеком, сервисом пользуется больше 80 миллионов человек — каждый второй житель России.
Какие данные можно получать из ЕСИА
- Паспортные данные владельца аккаунта;
- данные из различных документов (номер полиса медицинского страхования, ИНН и другие подобные идентификаторы);
- контактный телефон;
- email;
- личные данные малолетних детей;
- информация об автомобилях и других транспортных средствах.
Для организаций, зарегистрированных в ЕСИА, этот список составляют типовые реквизиты: наименование, юридический адрес, ОГРН, код ОКПО и т.д. Кроме того, при создании учетной записи присваивается один из трех статусов, отражающих ее надежность.
Государственные органы, с разрешения владельца учетной записи, могут получить всю информацию из аккаунта, но для коммерческих организаций доступ ограничен. Им доступны данные о подтвержденности аккаунта, ФИО пользователей и часть паспортных данных.
Какие бывают учетные записи в ЕСИА
Каждый новый пользователь сервиса первоначально получает «упрощенную» учетную запись с ограниченными возможностями. Когда пользователь указывает правильные паспортные данные или СНИЛС, аккаунт проходит проверку со стороны государственных органов, и учетной записи присваивается статус — «стандартная». Для получения «подтвержденного» аккаунта его владелец должен пройти идентификацию при помощи авторизованного интернет-банка или лично посетив МФЦ.
Ответы на частые вопросы о подключении организации к ЕСИА
Официальные инструкции запутанны и сложны для восприятия, так что мы подготовили FAQ по теме интеграции с ЕСИА на основе вопросов, которые чаще всего задают наши клиенты.