Статья 37. Технический надзор
1. Заказчик, застройщик или уполномоченные ими лица вправе осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ.
Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством.
2. В зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию).
3. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора имеют право:
приостанавливать производство строительных работ в случае невыполнения подрядчиком указаний разработчика проектной документации и (или) указаний либо предписаний органов государственного строительного надзора по устранению выявленных дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, а также угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;
вносить предложения подрядчику о привлечении к ответственности должностных лиц подрядчика, систематически нарушающих обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов и требования проектной документации на строительство и не выполняющих указаний, данных при осуществлении технического надзора.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З)
4. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора обязаны:
осуществлять надзор за целевым и рациональным использованием средств и вводом в эксплуатацию объектов строительства в установленный срок;
проверять соответствие границ объекта строительства границам отведенного для него земельного участка;
участвовать в приемке и передаче подрядчику геодезической разбивочной основы, а также проводить контроль за обеспечением ее сохранности подрядчиком до завершения строительства;
проверять сроки, объемы и качество строительных работ, качество применяемых строительных материалов и оборудования, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество;
производить освидетельствование скрытых работ, приемку выполненных строительных работ и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы;
участвовать в проверках, проводимых разработчиком проектной документации при осуществлении авторского надзора и (или) органами государственного строительного надзора, и проводить контроль за выполнением подрядчиком их указаний;
проверять наличие исполнительной документации, оформленной подрядчиком в порядке, установленном законодательством.
(ст. 37, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)
Статья 38. Авторский надзор за строительством
1. Авторский надзор за строительством осуществляется разработчиком архитектурного или строительного проекта в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям.
2. Авторский надзор за строительством осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком, застройщиком и разработчиком архитектурного или строительного проекта.
(ст. 38, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)
5. Задачами Департамента являются:
(в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)
5.1. осуществление эффективного надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;
5.2. методическое руководство деятельностью органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
5.3. подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях повышения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства;
5.4. осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в строительстве.
(пп. 5.4 введен постановлением Совмина от 12.02.2009 N 188)
6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами:
6.1. осуществляет в установленном порядке надзор в строительстве и контроль соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;
6.2. обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам органами государственного строительного надзора и государственными организациями, осуществляющими государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
6.3. организует, координирует и контролирует деятельность органов государственного строительного надзора по выполнению ими функций надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;
6.4. организует и осуществляет контроль за соблюдением порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства, в случае нарушения порядка их приемки вносит в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о приемке в эксплуатацию объектов строительства;
6.5. организует и осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, обобщает и доводит до соответствующих организаций сведения о причинах, вызвавших эти аварии и разрушения;
6.6. участвует в соответствии с законодательством в работе комиссий по расследованию обстоятельств строительной аварии;
6.7. проверяет на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством;
6.8. проводит контроль за соблюдением участниками строительной деятельности лицензионных требований и условий;
6.9. вносит в соответствующие государственные органы и организации представления о приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий), выданных участникам строительной деятельности, в случае нарушения ими законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;
6.10. анализирует и обобщает материалы осуществляемых органами государственного строительного надзора проверок;
6.11. разрабатывает методические документы по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также участвует в разработке проектов нормативов и стандартов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
6.12. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам на территории административно-территориальной единицы, и иными организациями по вопросам, отнесенным к их компетенции;
(пп. 6.12 в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)
6.12-1. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта, в том числе представляет интересы Госстандарта в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;
(пп. 6.12-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)
6.13. организует повышение квалификации работников органов государственного строительного надзора, их аттестацию;
6.14. рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
6.14-1. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;
(пп. 6.14-1 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)
6.14-2. осуществляет проверки соблюдения в органах государственного строительного надзора и государственных организациях, подчиненных Госстандарту и осуществляющих деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;
(пп. 6.14-2 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)
6.14-3. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;
(пп. 6.14-3 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)
6.15. осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного строительного надзора, подготовку предложений по совершенствованию соответствующих нормативов и стандартов;
6.16. обеспечивает проведение в установленном порядке государственной экспертизы архитектурных, градостроительных и строительных проектов;
6.17. оказывает государственным организациям, осуществляющим государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов, консультационно-методическую помощь в работе;
6.18. обобщает результаты государственной экспертизы с информированием о них всех заинтересованных заказчиков и проектных организаций;
6.18-1. распоряжается в порядке, установленном для Госстандарта, имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за органами государственного строительного надзора или хозяйственного ведения за государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент;
(пп. 6.18-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)
6.18-2. осуществляет ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства;
(пп. 6.18-2 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)
6.19. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 01.04.2011) «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь» (вместе с «Положением о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь», «Положением о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь», «Положением о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь»))
Статья 33. Органы, осуществляющие проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
Государственный контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности проводится Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного строительного надзора, территориальными органами архитектуры и градостроительства и иными государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.
(ст. 33, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам
Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее — Департамент) с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции по надзору в строительстве и контролю соответствия проектов и смет нормативам и стандартам.
Департамент контроля и надзора за строительством Республики Беларусь осуществляет свою деятельность на основании ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Каковы в настоящее время функции Госстройнадзора? Проводят ли органы Госстройнадзора проверки и вправе ли составить протокол при выявлении нарушений?
На органы государственного строительного надзора возложен надзор за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства и соблюдением установленного порядка строительства всех объектов независимо от назначения, формы собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор .
В соответствии с Положением об органах Госстройнадзора, утв. постановлением Совмина от 29.11.1999 N 1860 (далее — Положение N 1860), главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в том числе ТНПА, а также утвержденной проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.
Органы государственного строительного надзора являются составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь.
В настоящее время органы государственного строительного надзора в соответствии с возложенной на них главной задачей :
— проверяют на объектах строительства наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
— регистрируют объекты строительства и ведут их учет;
— осуществляют контроль за соблюдением требований ТНПА при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;
— выдают в пределах своей компетенции заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности;
— участвуют в работе комиссий по расследованию причин строительных аварий, а также разрушений зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;
— направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия:
1) квалификационных аттестатов, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
2) аттестатов соответствия, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
— участвуют в разработке ТНПА и методических документов в области строительства;
— дают заключения по проектам технических регламентов и иных ТНПА;
— рассматривают обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;
— при решении входящих в их компетенцию вопросов взаимодействуют при необходимости с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями.
Формы проведения государственного строительного надзора сильно изменились с 01.01.2018, когда вступил в силу Указ от 16.10.2017 N 376 “О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности”, которым внесены изменения в Указ от 16.10.2009 N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” (далее — Указ N 510).
С указанного времени такая форма контрольной (надзорной) деятельности, как проверки, стала недоступной для органов государственного строительного надзора (за исключением случаев, на которые не распространяется Указ N 510).
В настоящее время государственный строительный надзор осуществляется в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (осмотров объектов строительства на предмет соответствия требованиям эксплуатационной надежности и безопасности и соблюдения установленного порядка строительства) и мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа N 510 (прежде всего мониторинга).
Так как и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, и мониторинги имеют предупредительно-профилактическую направленность, в случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.
По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений :
— учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
— направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
— применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
Кому Госстройнадзор выдает предписание об устранении нарушений? Может ли Госстройнадзор выдать предписание заказчику и в каких случаях?
Предписание об устранении нарушений органами Госстройнадзора выдается участникам строительства, допустившим нарушения.
В первую очередь это генподрядчики и субподрядчики, но также могут быть и заказчики, застройщики, инженерные организации, организации, осуществляющие технический и авторский надзор.
Как правило, заказчикам выдаются предписания за ненадлежащее исполнение функций технического надзора.
При проведении мониторингов на строящихся объектах характерными нарушениями технического надзора являлись:
— проверка не должным образом качества строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования и выявление дефектов и нарушений ТНПА;
— незнание и необеспечение соответствия работ проектной и нормативно-технической документации, методов контроля качества, правил приемки и освидетельствования строительно-монтажных работ;
— несвоевременное обеспечение и непоследовательное освидетельствование скрытых работ;
— отсутствие контроля за устранением замечаний, внесенных в журнал производства работ и указанных органами Госстройнадзора в рекомендациях;
— слабый контроль наличия на объекте полных комплектов откорректированной проектной документации, а также привязанных к данному объекту технологических карт, альбомов типовых узлов и другой технологической документации;
— отсутствие и неправильность оформления документов, подтверждающих качество работ, материалов, изделий и конструкций (паспортов, сертификатов, результатов испытаний).
Могут ли органы Госстройнадзора приостановить строительство? В каких случаях?
Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, приостанавливают, запрещают производство работ на объектах строительства в случае :
— выявления дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций;
— осуществления самовольного строительства или строительства с отступлением от утвержденной проектной документации.
Например, Департамент совместно с инспекцией Госстройнадзора по Брестской области рассматривал обращение индивидуального предпринимателя по вопросам строительства объекта “Реконструкция гвоздильного цеха под магазин розничной торговли строительными материалами с административными помещениями по ул. Хлебная, 5 в г. Барановичи”.
Обращение рассматривалось комиссионно с выездом на место, с участием всех заинтересованных. При рассмотрении обращения инспекцией было установлено нарушение заказчиками строительства (два индивидуальных предпринимателя) ТНПА в области строительной деятельности — строительство объекта осуществлялось без заключения договоров строительного подряда, авторского и технического надзоров.
По факту выявленного нарушения указанные индивидуальные предприниматели были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 21.3 КоАП.
При осуществлении контрольных мероприятий на указанном объекте инспекцией в адрес всех заказчиков строительства также были выданы требования (предписание) о приостановке (запрете) производства работ. Так как несмотря на вынесенные требования строительно-монтажные работы на объекте продолжались, заказчик был привлечен повторно к административной ответственности по ч. 2 ст. 21.3 КоАП.
Для дальнейшего реагирования и принятия мер, исходя из компетенции, инспекцией информация о допущенных нарушениях на объекте была направлена письмом в Барановичский горисполком и Барановичскую межрайонную прокуратуру Брестской области.
Могут ли органы Госстройнадзора лишить аттестации генподрядчика при наличии нарушений? Сколько нарушений для этого достаточно выявить?
Органы государственного строительного надзора направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия аттестатов соответствия в том случае, если их обладатели (в том числе генподрядчики) неоднократно (т.е. два раза и более) в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ.
Какие нарушения чаще всего выявляет Госстройнадзор на объектах строительства? Какие в таком случае последствия ожидают подрядчика и застройщика (заказчика)