Государственный строительный надзор республики беларусь

Статья 37. Технический надзор

1. Заказчик, застройщик или уполномоченные ими лица вправе осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ.

Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством.

2. В зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию).

3. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора имеют право:

приостанавливать производство строительных работ в случае невыполнения подрядчиком указаний разработчика проектной документации и (или) указаний либо предписаний органов государственного строительного надзора по устранению выявленных дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, а также угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;

вносить предложения подрядчику о привлечении к ответственности должностных лиц подрядчика, систематически нарушающих обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов и требования проектной документации на строительство и не выполняющих указаний, данных при осуществлении технического надзора.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 162-З)

4. Заказчик, застройщик при осуществлении технического надзора обязаны:

осуществлять надзор за целевым и рациональным использованием средств и вводом в эксплуатацию объектов строительства в установленный срок;

проверять соответствие границ объекта строительства границам отведенного для него земельного участка;

участвовать в приемке и передаче подрядчику геодезической разбивочной основы, а также проводить контроль за обеспечением ее сохранности подрядчиком до завершения строительства;

проверять сроки, объемы и качество строительных работ, качество применяемых строительных материалов и оборудования, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество;

производить освидетельствование скрытых работ, приемку выполненных строительных работ и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы;

участвовать в проверках, проводимых разработчиком проектной документации при осуществлении авторского надзора и (или) органами государственного строительного надзора, и проводить контроль за выполнением подрядчиком их указаний;

проверять наличие исполнительной документации, оформленной подрядчиком в порядке, установленном законодательством.

(ст. 37, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)

Статья 38. Авторский надзор за строительством

1. Авторский надзор за строительством осуществляется разработчиком архитектурного или строительного проекта в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям.

2. Авторский надзор за строительством осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком, застройщиком и разработчиком архитектурного или строительного проекта.

(ст. 38, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)

5. Задачами Департамента являются:

(в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)

5.1. осуществление эффективного надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;

5.2. методическое руководство деятельностью органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;

5.3. подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях повышения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства;

5.4. осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в строительстве.

(пп. 5.4 введен постановлением Совмина от 12.02.2009 N 188)

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами:

6.1. осуществляет в установленном порядке надзор в строительстве и контроль соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;

6.2. обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам органами государственного строительного надзора и государственными организациями, осуществляющими государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;

6.3. организует, координирует и контролирует деятельность органов государственного строительного надзора по выполнению ими функций надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам;

6.4. организует и осуществляет контроль за соблюдением порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства, в случае нарушения порядка их приемки вносит в местные исполнительные и распорядительные органы и при необходимости в соответствующие государственные органы предложения об изменении отчетных данных о приемке в эксплуатацию объектов строительства;

6.5. организует и осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, обобщает и доводит до соответствующих организаций сведения о причинах, вызвавших эти аварии и разрушения;

6.6. участвует в соответствии с законодательством в работе комиссий по расследованию обстоятельств строительной аварии;

6.7. проверяет на объектах, для строительства которых требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством;

6.8. проводит контроль за соблюдением участниками строительной деятельности лицензионных требований и условий;

6.9. вносит в соответствующие государственные органы и организации представления о приостановлении действия или аннулировании специальных разрешений (лицензий), выданных участникам строительной деятельности, в случае нарушения ими законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;

6.10. анализирует и обобщает материалы осуществляемых органами государственного строительного надзора проверок;

6.11. разрабатывает методические документы по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также участвует в разработке проектов нормативов и стандартов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

6.12. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе со структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам на территории административно-территориальной единицы, и иными организациями по вопросам, отнесенным к их компетенции;

(пп. 6.12 в ред. постановления Совмина от 16.10.2007 N 1337)

6.12-1. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта, в том числе представляет интересы Госстандарта в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

(пп. 6.12-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)

6.13. организует повышение квалификации работников органов государственного строительного надзора, их аттестацию;

6.14. рассматривает обращения юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного строительного надзора и государственных организаций, осуществляющих государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов;

6.14-1. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;

(пп. 6.14-1 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.14-2. осуществляет проверки соблюдения в органах государственного строительного надзора и государственных организациях, подчиненных Госстандарту и осуществляющих деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;

(пп. 6.14-2 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.14-3. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения органами государственного строительного надзора и государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

(пп. 6.14-3 введен постановлением Совмина от 07.03.2008 N 347; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.15. осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного строительного надзора, подготовку предложений по совершенствованию соответствующих нормативов и стандартов;

6.16. обеспечивает проведение в установленном порядке государственной экспертизы архитектурных, градостроительных и строительных проектов;

6.17. оказывает государственным организациям, осуществляющим государственную экспертизу градостроительных, архитектурных и строительных проектов, консультационно-методическую помощь в работе;

6.18. обобщает результаты государственной экспертизы с информированием о них всех заинтересованных заказчиков и проектных организаций;

6.18-1. распоряжается в порядке, установленном для Госстандарта, имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за органами государственного строительного надзора или хозяйственного ведения за государственными организациями, подчиненными Госстандарту и осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент;

(пп. 6.18-1 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337; в ред. постановления Совмина от 12.02.2009 N 188)

6.18-2. осуществляет ведение бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства;

(пп. 6.18-2 введен постановлением Совмина от 16.10.2007 N 1337)

6.19. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 N 981 (ред. от 01.04.2011) «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь» (вместе с «Положением о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь», «Положением о Департаменте контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь», «Положением о Департаменте по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь»))

Статья 33. Органы, осуществляющие проведение государственного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Государственный контроль в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности проводится Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами государственного строительного надзора, территориальными органами архитектуры и градостроительства и иными государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

(ст. 33, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З (ред. от 02.07.2009) «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»)

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам

Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее — Департамент) с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции по надзору в строительстве и контролю соответствия проектов и смет нормативам и стандартам.

Департамент контроля и надзора за строительством Республики Беларусь осуществляет свою деятельность на основании ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Каковы в настоящее время функции Госстройнадзора? Проводят ли органы Госстройнадзора проверки и вправе ли составить протокол при выявлении нарушений?

На органы государственного строительного надзора возложен надзор за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства и соблюдением установленного порядка строительства всех объектов независимо от назначения, формы собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор .

В соответствии с Положением об органах Госстройнадзора, утв. постановлением Совмина от 29.11.1999 N 1860 (далее — Положение N 1860), главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в том числе ТНПА, а также утвержденной проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества.

Органы государственного строительного надзора являются составной частью системы государственного регулирования строительной деятельности на территории Республики Беларусь.

В настоящее время органы государственного строительного надзора в соответствии с возложенной на них главной задачей :

— проверяют на объектах строительства наличие у заказчиков, застройщиков документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

— регистрируют объекты строительства и ведут их учет;

— осуществляют контроль за соблюдением требований ТНПА при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

— выдают в пределах своей компетенции заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности;

— участвуют в работе комиссий по расследованию причин строительных аварий, а также разрушений зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;

— направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия:

1) квалификационных аттестатов, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;

2) аттестатов соответствия, в случае если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;

— участвуют в разработке ТНПА и методических документов в области строительства;

— дают заключения по проектам технических регламентов и иных ТНПА;

— рассматривают обращения физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;

— при решении входящих в их компетенцию вопросов взаимодействуют при необходимости с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями.

Формы проведения государственного строительного надзора сильно изменились с 01.01.2018, когда вступил в силу Указ от 16.10.2017 N 376 “О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности”, которым внесены изменения в Указ от 16.10.2009 N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” (далее — Указ N 510).

С указанного времени такая форма контрольной (надзорной) деятельности, как проверки, стала недоступной для органов государственного строительного надзора (за исключением случаев, на которые не распространяется Указ N 510).

В настоящее время государственный строительный надзор осуществляется в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (осмотров объектов строительства на предмет соответствия требованиям эксплуатационной надежности и безопасности и соблюдения установленного порядка строительства) и мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа N 510 (прежде всего мониторинга).

Так как и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, и мониторинги имеют предупредительно-профилактическую направленность, в случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.

При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений :

— учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;

— направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

— применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Кому Госстройнадзор выдает предписание об устранении нарушений? Может ли Госстройнадзор выдать предписание заказчику и в каких случаях?

Предписание об устранении нарушений органами Госстройнадзора выдается участникам строительства, допустившим нарушения.

В первую очередь это генподрядчики и субподрядчики, но также могут быть и заказчики, застройщики, инженерные организации, организации, осуществляющие технический и авторский надзор.

Как правило, заказчикам выдаются предписания за ненадлежащее исполнение функций технического надзора.

При проведении мониторингов на строящихся объектах характерными нарушениями технического надзора являлись:

— проверка не должным образом качества строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования и выявление дефектов и нарушений ТНПА;

— незнание и необеспечение соответствия работ проектной и нормативно-технической документации, методов контроля качества, правил приемки и освидетельствования строительно-монтажных работ;

— несвоевременное обеспечение и непоследовательное освидетельствование скрытых работ;

— отсутствие контроля за устранением замечаний, внесенных в журнал производства работ и указанных органами Госстройнадзора в рекомендациях;

— слабый контроль наличия на объекте полных комплектов откорректированной проектной документации, а также привязанных к данному объекту технологических карт, альбомов типовых узлов и другой технологической документации;

— отсутствие и неправильность оформления документов, подтверждающих качество работ, материалов, изделий и конструкций (паспортов, сертификатов, результатов испытаний).

Могут ли органы Госстройнадзора приостановить строительство? В каких случаях?

Органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, приостанавливают, запрещают производство работ на объектах строительства в случае :

— выявления дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформации либо обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций;

— осуществления самовольного строительства или строительства с отступлением от утвержденной проектной документации.

Например, Департамент совместно с инспекцией Госстройнадзора по Брестской области рассматривал обращение индивидуального предпринимателя по вопросам строительства объекта “Реконструкция гвоздильного цеха под магазин розничной торговли строительными материалами с административными помещениями по ул. Хлебная, 5 в г. Барановичи”.

Обращение рассматривалось комиссионно с выездом на место, с участием всех заинтересованных. При рассмотрении обращения инспекцией было установлено нарушение заказчиками строительства (два индивидуальных предпринимателя) ТНПА в области строительной деятельности — строительство объекта осуществлялось без заключения договоров строительного подряда, авторского и технического надзоров.

По факту выявленного нарушения указанные индивидуальные предприниматели были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 21.3 КоАП.

При осуществлении контрольных мероприятий на указанном объекте инспекцией в адрес всех заказчиков строительства также были выданы требования (предписание) о приостановке (запрете) производства работ. Так как несмотря на вынесенные требования строительно-монтажные работы на объекте продолжались, заказчик был привлечен повторно к административной ответственности по ч. 2 ст. 21.3 КоАП.

Для дальнейшего реагирования и принятия мер, исходя из компетенции, инспекцией информация о допущенных нарушениях на объекте была направлена письмом в Барановичский горисполком и Барановичскую межрайонную прокуратуру Брестской области.

Могут ли органы Госстройнадзора лишить аттестации генподрядчика при наличии нарушений? Сколько нарушений для этого достаточно выявить?

Органы государственного строительного надзора направляют в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия аттестатов соответствия в том случае, если их обладатели (в том числе генподрядчики) неоднократно (т.е. два раза и более) в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ.

Какие нарушения чаще всего выявляет Госстройнадзор на объектах строительства? Какие в таком случае последствия ожидают подрядчика и застройщика (заказчика)

Оцените статью
Единый реестр видов контроля