Объекты федерального государственного строительного надзора
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций.
Положениями пункта 5.1 статьи 6 ГрК РФ определено, что к указанным объектам относятся объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации), посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 48.1 ГрК РФ:
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 статьи 48.1 ГрК РФ), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Вопросы государственного строительного надзора
Какие объекты капитального строительства на территории Московской области подлежат государственному строительному надзору в части проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов требованиям проектной документации?
Согласно требованиям ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства, подлежащим государственному строительному надзору , относятся строящиеся или реконструируемые объекты капитального строительства, расположенные на территории Московской области, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предмет государственного строительного надзора в отношении таких объектов указан в ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Каковы полномочия Главгосстройнадзора Московской области в отношении небольших объектов капитального строительства (ИЖС, садовые дома, гаражи, магазины, склады и т.п.).
В соответствии с ч.ч. 1.1, 6.1, 6.2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), осуществляется в форме выездной проверки наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, проверки соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
При выявлении нарушений вышеуказанных требований, Главгосстройнадзор Московской области направляет в орган местного самоуправления поселения, уведомление о выявлении самовольной постройки для принятия мер реагирования в соответствии со ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 55.32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Куда обращаться с жалобами на незаконное строительство?
С 03.08.2018 в соответствии с ч.ч. 1.1, 6.1, 6.2 ст. 5 Градостроительного Кодекса Российской Федерации на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным Кодексом Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, проверки соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Какой орган власти Московской области отвечает за ликвидацию самовольных построек?
В соответствии с со ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 55.32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации ликвидация самовольных построек путем их сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями осуществляется на основании решения органа местного самоуправления или суда по иску, поданному в том числе органом местного самоуправления.
Контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности входит в компетенцию Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области.
К кому обращаться, если нарушается тишина при проведении строительно-монтажных работ в ночное время?
В соответствии со ст. 3.1 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» по факту нарушения тишины и покоя граждан в периоды времени, предусмотренные Законом Московской области от 07.03.2014 № 16/2014-ОЗ «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области», в соответствии с п. 11.1.1 и 11.2 Положения о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 847/28, нарушается тишина при проведении строительно-монтажных работ в ночное время необходимо сообщить в вышеуказанный орган государственной власти Московской области.
Кто несет ответственность за качество выполненных работ, а также за устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации введенного в эксплуатацию жилого дома?
Устранение недоделок и скрытого брака, в случае его выявления в период эксплуатации введенного в эксплуатацию жилого дома, осуществляется в рамках исполнения застройщиком своих гарантийных обязательств, установленных договором и положениями гражданского законодательства Российской Федерации. Решение данного вопроса осуществляется в претензионном порядке, либо, в случае неудовлетворения претензии застройщиком — в судебном порядке.
Кто осуществляет на территории Московской области государственный надзор за обеспечением чистоты, порядка и благоустройства, за надлежащим состоянием и содержанием земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, аварийных и иных видов работ для линейных сооружений и дорог?
Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области.
Кто выдает разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию?
С 01.01.2015 года в соответствии с законом Московской области № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», и Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №688/35 О формировании Министерства жилищной политики Московской области Министерство жилищной политики Московской области уполномочено на всей территории Московской области на выдачу разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме объектов индивидуального жилищного строительства).
В каких случаях не требуется получение разрешения на строительство?
В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
4.4) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
5) иных случаях, если в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 № 124/2014-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области» выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно;
2) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, не являющихся линейными объектами, классом напряжения до 20 киловольт включительно;
3) строительства и (или) реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи;
4) строительства, реконструкции сетей газопотребления и газораспределения (включая газопроводы и сооружения) в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно;
5) реконструкции линий электропередачи, линий связи, газопроводов, водопроводов, канализационных сетей, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящей части, не требующей увеличения размеров охранных зон таких объектов.
6) строительства и (или) реконструкции тепловых сетей.
7) строительства, реконструкции водопроводных сетей с внутренним диаметром труб до 300 миллиметров включительно до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам водоснабжения объектов капитального строительства;
8) строительства, реконструкции канализационных сетей, сетей ливневой канализации с внутренним диаметром труб до 300 миллиметров включительно от точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам водоотведения объектов капитального строительства.
9) строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров.
10) строительства и (или) реконструкции автомобильной дороги V категории, протяженностью не более 25 метров, для движения транспортных средств от какого-либо земельного участка и до примыкания к другой автомобильной дороге общего пользования, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.)
Кем выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства?
В соответствии с п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства не требуется.
Ст. 51.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации с 03.08.2018 года предусмотрен уведомительный порядок строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, определен состав прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве, реконструкции документов.
Предельные параметры разрешенного строительства объектов индивидуального жилого строительства определены правилами землепользования и застройки муниципальных образований и п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Осуществляет ли Главгосстройнадзор Московской области экспертизу проектной документации, и имеет ли право контролировать проведение экспертизы?
Главгосстройнадзор Московской области не проводит и не контролирует проведение экспертизы.
Экспертиза проектной документации на территории Московской области проводится в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации Государственным автономным учреждением Московской области «Московская областная государственная экспертиза», а также негосударственными организациями, осуществляющими строительную экспертизу на основе соответствующей аккредитации.
Экспертизу построенных объектов капитального строительства вправе проводить специализированные организации, имеющие допуск саморегулируемой организации на платной основе.
Что является предметом государственного строительного надзора?
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в ч. 1 ст. 54, является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предмет государственного строительного надзора ограничен проверкой наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, проверкой соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявляются нарушения вышеуказанных требований, Главгосстройнадзор Московской области направляет в орган местного самоуправления поселения, уведомление о выявлении самовольной постройки для принятия мер реагирования в соответствии со ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 55.32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Необходимо ли проводить экспертизу проектной документации для строительства объекта индивидуального жилищного строительства?
Перечень объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых должна проводиться экспертиза, приведен в ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В отношении проектной документации объекта индивидуального жилищного строительства, соответствующего определению п. 39 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, экспертиза не проводится.
Требуется ли подготовка проектной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства?
Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Определение объекта индивидуального жилищного строительства представлено в п. 39 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
С какого момента осуществляется государственный строительный надзор?
Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Какими статьями предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области осуществления строительства?
Основными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в области осуществления строительства являются нижеследующие статьи.
Статья 9.4. КоАП РФ нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий).
Статья 9.5. КоАП РФ нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.
Часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
Кто осуществляет на территории Московской области государственный региональный жилищный контроль (надзор) за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соответствием объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, за соблюдением порядка и правил переоборудования (переустройство) и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 № 485/27 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» осуществляет Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».
Кто осуществляет надзор за капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах?
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 № 485/27 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» надзор за соблюдением требований по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляет Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».
Кто осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности?
Как осуществляется строительство объектов при условии ограничений, связанных с пандемией (COVID-19) в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований?
В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ (в ред. постановлений Губернатора МО от 23.07.2020 № 344-ПГ, от 01.08.2020 № 353-ПГ, от 06.08.2020 № 354-ПГ, от 20.08.2020 № 374-ПГ, от 18.09.2020 № 414-ПГ, от 25.09.2020 № 420-ПГ) в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие организации, осуществляющие деятельность в области выполнения строительных (ремонтных) работ, работ по благоустройству, в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, осуществляют такую деятельность с обязательным соблюдением «МР 3.1/2.2.0172/2-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.04.2020.
Кто осуществляет надзор за содержанием строительных площадок объектов капитального строительства, на которых не предусмотрен государственный строительный надзор?
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного административно–технического надзора Московской области (далее –Госадмтехнадзор), утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 847/28 надзор за соблюдением надлежащего состояния мест производства строительных и иных видов работ на территории Московской области осуществляет Госадмтехнадзор.
Как осуществляются контрольно-надзорные мероприятия органами государственного строительного надзора в период пандемии в связи с запретом проведения проверок?
В соответствии с приложением № 3 (Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) к постановлению Правительства Российской Федерации «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» от 03.04.2020 № 440 оценка соответствия объектов капитального строительства в целях выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится в виде выездных проверок исключительно по основанию, установленному подпунктом «а» пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также по извещению от застройщика (заказчика) об окончании строительства в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(данный пункт введен Постановлением Правительства РФ от 22.04.2020 № 557)
Как осуществляется экспертное сопровождение в случае внесения изменений, необходимость которых выявилась в ходе строительства либо после получения положительного заключения экспертизы проектной документации?
В соответствии с п. 6 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2012 N 272 экспертное сопровождение и Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями на 31.12.2019). С целью заключения договора об экспертном сопровождении в организацию, проводившую государственную (негосударственную) экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, представляются документы, предусмотренные подпунктом «а» настоящего Положения. Для проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее — оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения), представляются:
а) часть проектной документации, в которую внесены изменения;
б) справка с описанием изменений, внесенных в проектную документацию;
в) задание застройщика или технического заказчика на проектирование (в случае внесения в него изменений);
г) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации, действительная на дату передачи измененной проектной документации застройщику (техническому заказчику) (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования).
Документы, представляемые в электронной форме, должны соответствовать требованиям к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 783/пр
В каких случаях при строительстве объектов капитального строительства, в том числе индивидуальном жилищном строительстве, лицу, осуществляющему данное строительство, не требуется членство в саморегулируемой организации?
Членство в СРО согласно ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.1 и 2.2 ст. 52, ч. 5 и 6 ст. 55.31 ГрК РФ не требуется:
• лицам, которые работают на основании договоров подряда, размер обязательства каждого из которых не превышает 3 млн. рублей;
• лицам, которые работают на основании договоров о строительстве, реконструкции, заключенных с иными лицами, чем застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор (в. т.ч. по субподрядным договорам);
• государственным и муниципальным учреждениям, которые осуществляют работы по подрядным договорам с органами территориального самоуправления, гос. власти и т. д.;
• юр. лицам, созданным по инициативе и при участии публично-правовых организаций;
• юр. лицам с уставным капиталом, который более, чем на 50% состоит из средств публично-правовых образований.
• физ. лицам, занимающимся строительными, реконструкционными работами индивидуального жилья.
• лицам, осуществляющим по договору с застройщиком или тех. заказчиком только строительный контроль, без исполнения иных полномочий тех. заказчика, указанных п. 22 ст. 1 ГрК РФ, т.к. строительный контроль согласно ч. 2. ст. 52, ч. 4 ст. 53, п. 1 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ, приказу Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624, не относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется членство в СРО.
Включение в реестр пострадавших граждан
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) в редакции Федерального закона от 25.12.2018 № 478-ФЗ контролирующие органы субъектов Российской Федерации осуществляли полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению их реестра.
На основании абз. «в» п. 15 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ признана утратившей силу, вышеуказанные полномочия упразднены.
В связи с изложенным вышеуказанные полномочия с 28.06.2019 не осуществляются, в том числе и Главным управлением.
Единый реестр проблемных объектов
Оператором, ведущим реестр проблемных объектов, является Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства. Единый реестр проблемных объектов размещен на сайте наш.дом.рф. На основе данных, которые по закону, застройщик обязан предоставлять оператору, а также с учетом информации поступившей из Единого федерального реестра сведений о банкротстве, внесение домов в Единый реестр проблемных объектов осуществляется автоматически, при условии соответствия критериям проблемных объектов. Кроме того, заявить о проблеме строительства могут граждане – участники долевого строительства. Для этого на портале наш.дом.рф создана специальная форма обратной связи с просьбой о проверке объекта строительства на предмет соответствия критериям проблемного объекта. В отношении таких объектов публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» проводится проверка, по результатам которой объект строительства может быть внесен в Единый реестр проблемных объектов.
Актуализация данных в Едином реестре проблемных объектов происходит автоматически, а информация обновляется ежедневно.
Критерии признания объекта проблемным
Для признания объекта строительства проблемным, необходимо, чтобы он соответствовал условиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а именно:
— в отношении объекта долевого строительства нарушены сроки завершения строительства более чем на 6 месяцев;
— нарушены сроки передачи объекта долевого строительства гражданам – участникам долевого строительства более чем на 6 месяцев;
— в отношении застройщика введена процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Что такое Положение по технической эксплуатации здания?
Положение по технической эксплуатации поднадзорного объекта – это разработанный в соответствии с утвержденной проектной документацией и утвержденный собственником (пользователем) поднадзорного объекта свод обязательных для выполнения требований, регламентирующих техническую эксплуатацию поднадзорного объекта с целью обеспечения его работоспособного состояния, вплоть до принятия решения о сносе.
Какие полномочия есть у Главного государственного строительного надзора Московской области в сфере эксплуатации поднадзорных объектов на территории Московской области?
Главгосстройнадзор Московской области осуществляет следующие полномочия:
-проводит государственный надзор на поднадзорных объектах;
-рассматривает дела об административных правонарушениях в сфере эксплуатации поднадзорных объектов на территории Московской области в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
-осуществляет государственный надзор за соблюдением собственниками поднадзорных объектов, норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации;
-участвует в работе комиссий по расследованию причин аварий поднадзорных объектов;
-принимает решения о необходимости привлечения научно-исследовательских, иных организаций, специалистов и экспертов, для подготовки заключений по вопросам, находящимся в компетенции органа государственного строительного надзора.
Что является результатом осуществления надзора объекта повышенного уровня ответственности в случае выявления нарушения обязательных требований?
Результатами проверки являются:
-акт проверки, который составляется в двух экземплярах в соответствии с утвержденной формой, оформляемой должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области по результатам проверки, один экземпляр которого направляется или вручается собственнику (пользователю) поднадзорного объекта, в отношении которого проводится проверка.
-выдача предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора, в отношении которого проводится проверка, в соответствии с формой, предусмотренной Регламентом;
-направление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и материалов проверки в течении 5 рабочих дней в органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
Может ли эксплуатироваться помещение поднадзорного объекта до утверждения положения по технической эксплуатации?
Запрещается непосредственное использование поднадзорных объектов до утверждения положения по технической эксплуатации.
Какое количество объектов в настоящее время находится под надзором за соблюдением собственниками нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности?
259, в том числе 98 спортивных сооружений; 152-гипермаркета и торговых центра; аэровокзалов и аэропортов-6, административных зданий-3
Надо ли сдавать в контролирующий орган отчетность застройщика, если дом введен в эксплуатацию, но не все обязательства перед участниками долевого строительства исполнены?
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Какую дату считать датой заключения первого договора участия в долевом строительстве: дату подписания или дату государственной регистрации?
Договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации, договор участия в долевом строительстве действует с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Датой заключения первого договора участия в долевом строительстве считается дата государственной регистрации.
Должен ли застройщик проводить аудиторскую проверку и получать аудиторское заключение?
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту. Застройщик в порядке, определенном частью 2 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, раскрывает промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее пяти календарных дней после окончания соответствующего промежуточного отчетного периода и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее ста двадцати календарных дней после окончания соответствующего отчетного года.
Какие законные основания имеются для проведения проверки застройщиков в рамках Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»?
В соответствии с п. 11 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены указанные в предписании нарушения;
2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанной в части 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона некоммерческой организации, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о фактах нарушений требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления;
3.1) отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;
4) приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае выявления нарушений обязательных требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
5) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
6) поступление в контролирующий орган уведомления уполномоченного банка, предусмотренного частью 4 статьи 18.2 настоящего Федерального закона.