Государственный строительный надзор курсовая

Государственный строительный надзор курсовая ЕРВК

Контроль и надзор в строительстве

«Строительство: налогообложение, бухучет», 2006, N 4

Контроль и надзор в строительстве осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, иными правовыми актами или в установленном ими порядке.

Согласно Градостроительному кодексу РФ производится строительный контроль, а также государственный строительный надзор.

Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) регулируется порядок контроля и надзора со стороны заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда.

Основы государственного регулирования, контроля и надзора в области долевого строительства установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006; далее — Закон N 214-ФЗ).

Строительный контроль

Строительный контроль осуществляется на основании положений ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в целях проверки соответствия выполняемых работ:

  • проектной документации;
  • требованиям технических регламентов;
  • результатам инженерных изысканий;
  • требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство.

Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик, а также привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое либо юридическое лицо, которое соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.

В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, т.е. подрядным способом, строительный контроль, наряду с подрядчиком, проводится также застройщиком или заказчиком.

Для проверки соответствия выполняемых подрядчиком работ проектной документации застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, которое занимается подготовкой проектной документации, — проектировщика.

Согласно ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ должен проводиться контроль:

  • выполнением работ, влияющих на безопасность объекта;
  • выполнением так называемых скрытых работ, контроль за выполнением которых по технологии строительства не может быть проведен после выполнения других работ;
  • безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
  • соответствием названных выше работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

По результатам проведения контроля составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Недостатки, выявленные по результатам проведения контроля, подлежат устранению подрядчиком, после чего застройщик или заказчик вправе потребовать повторного проведения контроля и составления соответствующих актов освидетельствования.

Замечания о недостатках выполнения работ, обнаруженных застройщиком (заказчиком) или проектировщиком при проведении строительного контроля, предоставляются подрядчику в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания, и лицом, осуществляющим строительство.

Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми документами Российской Федерации (ч. 8 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).

Контроль и надзор заказчика за строительством объектов

Контроль и надзор заказчика за ходом строительства объектов недвижимости производится на основании положений гл. 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 748 «Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда» ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор:

  • за ходом и качеством выполняемых работ;
  • соблюдением сроков их выполнения (графика);
  • качеством предоставленных подрядчиком материалов;
  • правильностью использованных подрядчиком материалов заказчика.

Заказчик при осуществлении контроля и надзора не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. На основании положений ст. 720 «Приемка заказчиком работ, выполненных подрядчиком» ГК РФ заказчик производит контроль выполненных подрядчиком работ, соответствие их договору как при приемке работ, так и после нее.

При обнаружении во время приемки отступлений от договора (например, в части количества и качества работ), ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе заказчик обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Обнаруженные при приемке работы недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении должны быть оговорены в акте приемки или в ином документе, удостоверяющем приемку работы.

Если заказчик принял работу без проверки, он лишается права ссылаться на недостатки, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

Если после приемки работы заказчик обнаружит отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, то заказчик обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

Таким образом, заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику.

Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные недостатки (п. 2 ст. 748 ГК РФ).

Заказчик сохраняет право контроля в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, поскольку в силу ст. 722 ГК РФ результат работы, выполненной подрядчиком, должен соответствовать условиям договора о качестве в течение всего гарантийного срока.

Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за ненадлежащее качество работы в силу ст. 723 ГК РФ, при этом заказчик вправе потребовать от подрядчика по своему усмотрению:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  • соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.

Подрядчик согласно п. 2 ст. 723 ГК РФ вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы подрядчику, если по характеру работы такой возврат возможен.

При выполнении своих функций заказчик осуществляет следующие виды контроля и надзора за ходом строительства:

Государственный строительный надзор

Государственный строительный надзор в Российской Федерации регулируется положениями ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.

Порядок осуществления, предмет и задачи государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технологически сложным или уникальным объектам установлены Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54; далее — Постановление N 54).

Государственный строительный надзор проводится:

  • при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
  • при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его выполнении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация этих объектов подлежит государственной экспертизе в силу ст. 49 Гражданского кодекса РФ либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на это органами:

  • федеральными органами исполнительной власти (ч. 3 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ);
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно Постановлению N 54 федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору (Ростехнадзор) — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ;
  • Министерство обороны РФ — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил РФ.

Постановлением N 54 также установлено, что Ростехнадзор организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Задача государственного строительного надзора — предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора о выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ (т.е. подрядчиком), нарушений соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых документов и проектной документации.

Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения уполномоченным органом извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Такое извещение направляется уполномоченному органу застройщиком или заказчиком не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Проверки проводятся должностными лицами уполномоченного органа согласно программе проверок, а также при получении от подрядчика извещений о сроках завершения работ, которые подлежат проверке (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса), о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства (ч. 3 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ), при обращениях физических и юридических лиц, органов местного самоуправления.

Если в результате проведенной проверки будут выявлены нарушения, должностным лицом уполномоченного органа составляется акт, на основании которого застройщику, заказчику или подрядчику выдается предписание об устранении нарушений.

После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства уполномоченным органом проводится итоговая проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в его выдаче.

Такое заключение выдается, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо эти нарушения были устранены до даты выдачи данного заключения.

В выдаче заключения о соответствии отказывают, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и эти нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается застройщику или заказчику в течение десяти рабочих дней с даты обращения в уполномоченный орган за выдачей заключения.

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Контроль и надзор при осуществлении долевого строительства

Государственное регулирование, контроль и надзор в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии со ст. 23 Закона N 214-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2007 г. В данной статье приводятся права уполномоченного и контролирующего органов в области регулирования, контроля и надзора за долевым строительством.

Государственное регулирование в области долевого строительства осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (например, Роспотребнадзором согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).

Контроль и надзор в области долевого строительства осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется данное строительство (контролирующим органом).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости определены пп. 42.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006).

Государственный строительный надзор (, , , )

Государственный строительный надзор за строительством и реконструкцией объектов капитального строительства представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ по проверке выполняемых в процессе строительства, реконструкции объектов работ на их соответствие проектной документации и техническим регламентам в части обеспечения прочности, устойчивости, надежности и безопасности объектов.

Государственный строительный надзор осуществляется Управлением государственного строительного надзора в составе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный строительный надзор осуществляется в случаях строительства:

  • — и реконструкции объектов, в том числе при выполнении работ, но сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, проектная документация на которые подлежит экспертизе в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • — объектов, проектная документация на которые является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Предметом государственного строительного надзора в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства является проверка (рис. 4.2):

  • — соответствия выполняемых работ и применяемых при производстве работ строительных материалов, а также результатов работ требованиям технических регламентов;
  • — проверка соответствия выполняемых работ, результатов работ и применяемых строительных материалов и изделий проектной и рабочей документации;
  • — проверка оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов и соответствия объекта требованиям энергетической эффективности;
  • — проверка наличия у застройщика разрешения на строительство;
  • — проверка выполнения требований действующего законодательства РФ к лицам, осуществляющим строительство.

Государственный строительный надзор курсовая

Рис. 4.2. Предмет государственного строительного надзора

Отдельными направлениями государственного строительного надзора являются:

  • — экологический мониторинг;
  • — санитарно-эпидемиологический надзор;
  • — пожарный надзор;
  • — контроль деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов.

К новым отношениям, связанным с проведением проверок, являющихся предметом надзора, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ1 с учетом следующих особенностей организации проверок:

  • 1) проверки проводятся без предварительного составления ежегодного плана проведения плановых проверок;
  • 2) проверки проводятся только на основании извещений, обращений и заявлений, поступивших в орган государственного строительного надзора, в частности:— извещения от застройщика (заказчика) или подрядчика о начале работ и сроках завершения работ, которые подлежат проверке, а также об устранении выявленных нарушений или об окончании строительства объекта,— обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о произошедшей на объекте аварии, нарушении требований технических регламентов и проектной документации в процессе производства работ, если создана угроза либо причинен вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу,— обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан в целях долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве;
  • — извещения от застройщика (заказчика) или подрядчика о начале работ и сроках завершения работ, которые подлежат проверке, а также об устранении выявленных нарушений или об окончании строительства объекта,
  • — обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о произошедшей на объекте аварии, нарушении требований технических регламентов и проектной документации в процессе производства работ, если создана угроза либо причинен вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу,
  • — обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан в целях долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве;
  • 3) основанием для проведения проверок помимо оснований, указанных выше, является:— истечение срока исполнения подрядчиком предписания об устранении выявленного нарушения, выданного органом государственного строительного надзора,— программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора,— наличие приказа или распоряжения руководителя органа государственного строительного надзора о проведении проверки по поручению
  • — истечение срока исполнения подрядчиком предписания об устранении выявленного нарушения, выданного органом государственного строительного надзора,
  • — программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора,
  • — наличие приказа или распоряжения руководителя органа государственного строительного надзора о проведении проверки по поручению

‘ Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Президента РФ или либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) в приказе (распоряжении) о назначении проверки и акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта, в отношении которого соответственно планируется проведение контрольных мероприятий или уже были проведены указанные мероприятия.

По результатам государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи подрядчику предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании обязательно указываются вид нарушения, документы (нормативный правовой акт, технический регламент, проектная документация) и требования, которые были нарушены, и устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на срок устранения выявленных нарушений осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Показать весь текст

Государственный
надзор при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте опасных производственных
объектов осуществляется в соответствии
с законодательством о градостроительной
деятельности, основополагающим
нормативно-правовым актом которого
является Градостроительный
кодексРФ.

Особенностью
осуществления данного надзора и контроля
является то, что
строительный
контроль
осуществляется самим застройщиком
(заказчиком) и подрядчиком, а государственный
строительный надзор
— государственным органом Российской
Федерации или субъекта РФ. Предметом
строительного контроля является проверка
соответствия качества работ, выполняемых
в процессе строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального
строительства, четырем базовым параметрам:
положениям проектной документации,
требованиям технических регламентов,
результатам инженерных изысканий,
требованиям градостроительного плана
земельного участка.

Сфера
действия (объект) государственного
строительного надзора распространяется
только на случаи строительства или
реконструкции объектов капитального
строительства, и не проводится в отношении
объектов индивидуального жилищного
строительства, а также объектов
капитального строительства, проектная
документация которых является типовой
проектной документацией или ее
модификацией.

Поскольку
государственный строительный надзор
осуществляется на федеральном и
региональном уровне, субъекты его
проведения и сфера действия данного
надзора конкретизируются нормативно-правовыми
актами соответствующего уровня.

Применительно
к федеральному уровню данные вопросы
урегулированы ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2006 г. N
54 «О государственном строительном
надзоре в Российской Федерации».
Согласно данному правовому акту,
федеральными органами исполнительной
власти, уполномоченными на осуществление
государственного строительного надзора,
являютсяФедеральная
служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору
— при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов использования
атомной энергии (в том числе ядерных
установок, пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ),
опасных производственных объектов,
линий связи (в том числе линейно-кабельных
сооружений), определяемых в соответствии
с законодательством РФ, объектов обороны
и безопасности, объектов, сведения о
которых составляют государственную
тайну, особо опасных, технически сложных
и уникальных объектов, за исключением
объектов военной инфраструктуры
Вооруженных Сил РФ, а также Министерство
обороны РФ —
при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов военной
инфраструктуры Вооруженных Сил РФ.

На
уровне субъекта РФ государственный
строительный надзор осуществляется
органами
исполнительной власти субъектов РФ,
наименование и сфера действия которых
определяются нормативными правовыми
актами субъектов РФ, но это не могут
быть федеральные объекты, к которым
относятся и опасные производственные,
уникальные, особо ценные объекты и т.д.

Задачей
государственного строительного надзора
является предупреждение, а также
выявление и пресечение допущенных
застройщиком, заказчиком, лицом,
осуществляющим строительство на
основании договора с застройщиком или
заказчиком (подрядчиком), нарушений
соответствия выполняемых в процессе
строительства, реконструкции, капитального
ремонта объектов капитального
строительства работ требованиям
технических регламентов, иных нормативных
правовых актов и проектной документации.

В
предмет
государственного строительного надзора
входит проверка соответствия выполняемых
работ требованиям технических регламентов,
иных нормативных правовых актов и
проектной документации. В случае
отсутствия технических регламентов в
предмет государственного строительного
надзора входит проверка соответствия
выполняемых работ требованиям строительных
норм и правил, федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии,
правил безопасности, государственных
стандартов, других нормативных правовых
актов РФ и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти, подлежащих обязательному
исполнению при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте
объектов капитального строительства.

Государственный
строительный надзор осуществляется
органом государственного строительного
надзора с даты получения им извещения
о начале работ до даты выдачи заключения
о соответствии
построенного, реконструированного,
отремонтированного объекта капитального
строительства требованиям технических
регламентов (норм и правил), иных
нормативных правовых актов и проектной
документации. Государственный строительный
надзор осуществляется в форме проверок
соответствия выполняемых работ
требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации.

при
строительстве —
требований к осуществлению подготовки
земельного участка и выполнению земляных
работ, работ по монтажу фундаментов,
конструкций подземной и надземной
частей, сетей инженерно-технического
обеспечения (в том числе внутренних и
наружных сетей), инженерных систем и
оборудования;

при
реконструкции
— требований к выполнению работ по
подготовке объекта капитального
строительства для реконструкции, работ
по усилению и (или) монтажу фундамента
и конструкций подземной и надземной
частей, изменению параметров объекта
капитального строительства, его частей
и качества инженерно-технического
обеспечения;

при
капитальном ремонте —
требований к выполнению работ по
подготовке объекта капитального
строительства для капитального ремонта,
ремонтно-восстановительных работ,
включая работы по усилению фундамента
и замене конструкций подземной и
надземной частей, сетей инженерно-технического
обеспечения (в том числе внутренних и
наружных сетей), инженерных систем и
оборудования.

Должностные
лица органов государственного
строительного надзора при проведении
проверок осуществляют следующие
полномочия:

беспрепятственно
посещают объекты капитального
строительства во время исполнения
служебных обязанностей;

требуют
от заказчика, застройщика или подрядчика
представления результатов выполненных
работ, исполнительной документации,
общего и (или) специального журналов,
актов освидетельствования работ,
конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения,
образцов (проб) применяемых строительных
материалов;

требуют
от заказчика, застройщика или подрядчика
проведения обследований, испытаний,
экспертиз выполненных работ и применяемых
строительных материалов, если оно
требуется при проведении строительного
контроля, но не было осуществлено;

составляют
по результатам проведенных проверок
акты, на основании которых дают предписания
об устранении выявленных нарушений;

вносят
записи о результатах проведенных
проверок в общий и (или) специальный
журналы;

составляют
протоколы об административных
правонарушениях и (или) рассматривают
дела об административных правонарушениях,
применяют меры обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях
в порядке и случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Осуществление строительной деятельности
в стране обусловливает необходимость
проведения в области строительства
эффективной правовой контрольной
деятельности органами и должностными
лицами государственного строительного
надзора. В настоящее время происходит
реформирование российского законодательства,
устанавливающего юридическую
ответственность лиц, осуществляющих
строительство, за правонарушения,
совершаемые в сфере градостроительной
деятельности. Главными направлениями
развития современного законодательства
в области архитектуры и градостроительства
являются: совершенствование правовых
норм и процедур Градостроительного
кодекса РФ, принятого в 2004 г.17;
решение задач государственного
строительного надзора; совершенствование
института административной ответственности
физических и юридических лиц в области
строительства.

В 2004 г. принят новый Градостроительный
кодекс РФ, который закрепил понятия
строительного контроля и
государственного строительного
надзора. Постановлением Правительства
РФ от 30 июля 2004 г. № 401 было утверждено
«Положение о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и
атомному надзору», в котором
предусматривалось возложение на эту
Службу полномочий по осуществлению
надзора за деятельностью уполномоченных
государственных и муниципальных органов
по контролю за соблюдением требований
градо-строительного законодательства,
обязательных норм и правил, регулирующих
строительную деятельность в области
обеспечения прочности, устойчивости,
эксплуатационной надежности зданий и
сооружений.

Анализ действующих в стране нормативных
правовых актов, регламентирующих
деятельность в области архитектуры и
строительства, позволяет говорить о
том, что в России стал складываться
комплексный правовой институт
государственного строительного надзора.

Статья 54 Градостроительного кодекса
РФ определяет, что государственный
строительный надзор осуществляется
при строительстве, реконструкции
объектов капитального строительства,
а также при их капитальном ремонте, если
при его проведении затрагиваются
конструктивные другие характеристики
надежности и безопасности таких объектов
и проектная документация таких объектов
подлежит государственной экспертизе
в соответствии со ст. 49 Градостроительного
кодекса РФ либо проектная документация
таких объектов является типовой проектной
документацией или ее модификацией.

Порядок
осуществления государственного
строительного надзора установлен
«Положением об осуществлении
государственного строительного надзора
в Российской Федерации»18,
которое было утверждено Постановлением
Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. №
54. В субъектах РФ лишь в 2005 г. стали
формироваться система и структура
органов государственного строительного
надзора. Например, администрация
Воронежской области приняла постановление
от 13 октября 2005 г. № 1013 «Об инспекции
архитектурно-строительного надзора в
Воронежской области».

Предметом
государственного строительного надзора
является проверка соответствия
выполняемых работ в процессе строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства
требованиям технических регламентов
и проектной документации.
Государственный строительный надзор
осуществляется как федеральными органами
исполнительной власти, так и органами
исполнительной власти субъектов РФ,
уполномоченными на выполнение
государственного строительного надзора,
за строительством, реконструкцией,
капитальным ремонтом объектов капитального
строительства. Полномочия федеральных
и региональных органов исполнительной
власти по осуществлению государственного
строительного надзора нормативно
разграничиваются.

Задачами
государственного строительного надзора
являются:

1)
предупреждение нарушений строительных
норм и технических нормативов;

2)
выявление и пресечение допущенных
застройщиком, заказчиком, лицом,
осуществляющим строительство на
основании договора с застройщиком или
заказчиком, нарушений соответствия
выполняемых в процессе строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства
работ требованиям технических регламентов,
иных нормативных правовых актов и
проектной документации.

Должностные
лица, которые выполняют государственный
строительный надзор при проведении
проверок, осуществляют следующие
полномочия:

а)
беспрепятственный доступ на все объекты
капитального строительства, подпадающие
под действие государственного
строительного надзора, во время исполнения
служебных обязанностей;

б)
требуют от заказчика, застройщика или
подрядчика представления результатов
выполненных работ, исполнительной
документации, общего и (или) специального
журналов, актов освидетельствования
работ, конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения,
образцов (проб) применяемых строительных
материалов;

в)
требуют от заказчика, застройщика или
подрядчика проведения обследований,
испытаний, экспертиз выполненных работ
и применяемых строительных материалов,
если оно требуется при проведении
строительного контроля, но не было
осуществлено;

г) составляют по результатам проведенных
проверок акты, на основании которых
дают предписания об устранении выявленных
нарушений;

д) вносят записи о результатах проведенных
проверок в общий и (или) специальный
журналы;

е) составляют протоколы об административных
правонарушениях и (или) рассматривают
дела об административных правонарушениях,
применяют меры обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях
в порядке и случаях, предусмотренных
законодательством РФ об административных
правонарушениях;

ж) осуществляют иные полномочия,
предусмотренные законодательством РФ.

Государственный строительный надзор
устанавливается в форме проверок
соответствия выполняемых работ
требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации. Проверке
подлежит соблюдение:

а) при строительстве — требований
к осуществлению подготовки земельного
участка и выполнению земляных работ,
работ по монтажу фундаментов, конструкций
подземной и надземной частей, сетей
инженерно-технического обеспечения,
инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции — требований
к выполнению работ по подготовке объекта
капитального строительства для
реконструкции, работ по усилению и (или)
монтажу фундамента и конструкций
подземной и надземной частей, изменению
параметров объекта капитального
строительства, его частей и качества
инженерно-технического обеспечения;

в) при капитальном ремонте —
требований к выполнению работ по
подготовке объекта капитального
строительства для капитального ремонта,
ремонтно-восстановительных работ,
включая работы по усилению фундамента
и замене конструкций подземной и
надземной частей, сетей инженерно-технического
обеспечения, инженерных систем и
оборудования.

Проверки проводятся должностным лицом
органа государственного строительного
надзора, уполномоченным на основании
соответствующего распоряжения (приказа)
органа государственного строительного
надзора и от его имени осуществлять
такой надзор: а) в соответствии с
программой проверок; б) в случае получения
извещений о сроках завершения работ,
которые подлежат проверке; в) в случае
получения извещений органов государственного
строительного надзора о каждом случае
возникновения аварийных ситуаций на
объекте капитального строительства;
г) в случае обращений физических и
юридических лиц, органов государственной
власти и органов местного самоуправления.

Для определения соответствия выполняемых
работ требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации должностным
лицом органа государственного
строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению
работ, предусмотренных при строительстве,
реконструкции и капитальном ремонте;

б) соблюдение порядка проведения
строительного контроля, ведения общего
и (или) специальных журналов, в которых
ведется учет выполнения работ,
исполнительной документации, составления
актов освидетельствования работ,
конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения.
Порядок проведения строительного
контроля, ведения общего и (или) специальных
журналов, исполнительной документации
устанавливается Федеральной службой
по экологическому, технологическому и
атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении
строительного контроля и осуществлении
государственного строительного надзора
нарушений соответствия выполненных
работ требованиям технических регламентов
(норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации, а также
соблюдение запрета приступать к
продолжению работ до составления актов
об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при
выполнении работ, установленных
техническими регламентациями (нормами
и правилами), иными нормативными правовыми
актами, проектной документацией.

В рамках проводимой проверки орган
государственного строительного надзора
может использовать такие способы, как
экспертиза, обследование, лабораторные
и иные испытания выполненных работ и
применяемых строительных материалов.

По результатам проведенной проверки
органом государственного строительного
надзора составляется акт, который
является основанием для выдачи лицу,
осуществляющему строительство,
предписания об устранении выявленных
нарушений. В предписании указываются:
вид нарушения; ссылка на нормативный
правовой акт, технический регламент,
проектную документацию, требования
которых нарушены; устанавливается срок
устранения выявленных нарушений. В
установленном законодательством порядке
может применяться такая мера
административного правового принуждения,
как приостановление строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объекта капитального строительства на
определенный срок.

После завершения строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объекта капитального строительства
органом государственного строительного
надзора проводится проверка (итоговая),
по результатам которой оцениваются
выполненные работы и принимается решение
о выдаче заключения о соответствии
или об отказе в выдаче такого заключения.
Решение об отказе в выдаче заключения
о соответствии может быть оспорено
застройщиком или заказчиком в судебном
порядке.

При строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов капитального
строительства не допускается осуществление
иных видов государственного надзора,
кроме государственного строительного
надзора.

Г л а в а 17

В соответствии со ст. 54 ГрК РФ и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии с постановлением N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации — при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проверке подлежит соблюдение:

  • а) при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
  • б) при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
  • в) при капитальном ремонте — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

В соответствии с частью 7 ст. 54 ГрК РФ, не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.

Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительных объектов.

Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ устанавливает качественно иной порядок ввода объекта в эксплуатацию в отличие от порядка, предусматриваемого подзаконными нормативными актами. Прежде всего, исключен порядок приемки объектов государственными приемочными комиссиями. Кроме того, предусмотрен единый порядок ввода объекта в эксплуатацию независимо от особенностей отдельных видов объектов.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Весь
процесс строительства находится под
контролем соответствующих государственных
органов. Глава 2 Градостроительного
кодекса РФ определяет основные полномочия
органов государственной власти РФ,
субъектов федерации и местного значения
в области градостроительной деятельности,
включая вопросы строительного надзора.
Так, к компетенции федеральной власти
относится:

— установление
порядка осуществления государственного
строительного надзора и организация
научно-методического обеспечения такого
надзора;


осуществление государственного
строительного надзора в случаях,
предусмотренных Градостроительным
Кодексом.

Оцените статью
Единый реестр видов контроля