- Органы надзора за строительством
- РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности
- Департамент недвижимости.
- Организации выдающие тех. условия для строительства и согласующие строительную документацию.
- Общая характеристика государственного строительного надзора
- Органы, занимающиеся государственным строительным надзором, и их полномочия
- Сущность строительного надзора
- Осуществление контроля
- Независимые эксперты в строительном надзоре
- Функции и задачи государственного стройнадзора
- Объекты, не подлежащие экспертизе
- Предмет государственного строительного надзора
- Уточнения в отношении экспертизы и стройнадзора
- Дополнения по поводу предмета строительного надзора
- Органы, осуществляющие государственный стройнадзор
- Категории рисков объектов капитального строительства
- Программа проверок строительного надзора
- Кто осуществляет, что проверяют и как подготовиться
- Понятие государственного строительного надзора
- Функции Госстройнадзора
- Кто осуществляет государственный строительный надзор
- Как формируется программа проверок
- Порядок осуществления проверки Госстройнадзором
- Последствия выявления факта строительства без разрешения
- Сайты государственных строительных надзоров
Органы надзора за строительством
Осуществляет проверку качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей, посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, безопасности и надежности возводимых объектов.
Государственный строительный надзор осуществляется на основании положений:
Государственный строительный надзор ведется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация подлежит государственной экспертизе, либо является типовой проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы (28 ноября 2011 года N 337-ФЗ);
В случае если государственный строительный надзор предусмотрен, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но, не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале работ, к которому прилагаются следующие документы:
- Копия разрешения на строительство;
- Проектная документация в полном объеме;
- Копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- Общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;П
- оложительное заключение экспертизы проектной документации.
По организации, осуществляющей ГСН, приказом назначается инспектор (инспектора) на объект капитального строительства и составляется график проверок, который передается заказчику.
ГСН ведет как плановые, так и неплановые проверки.
В рамках государственного строительного надзора осуществляются:
- Государственный строительный надзор;
- Государственный пожарный надзор;
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- Контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
В зависимости от назначения, расположения и сложности объекта капитального строительства государственный строительный надзор могут осуществлять:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Министерство обороны РФ;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба охраны РФ;
- Органы исполнительной власти субъектов РФ, Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
РОСТЕХНАДЗОР — направления деятельности
- Промышленная безопасность;
- Ядерная и радиационная безопасность;
- Энергетическая безопасность;
- Государственный строительный надзор;
- Ведение реестра саморегулируемых организаций в области строительства (СРО);
- Надзор за деятельностью СРО;
- Выдача атомных лицензий.
Для определения соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ требованиям технических регламентов и проекта должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
- при строительстве – соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- при реконструкции – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
- при капитальном ремонте – соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
- соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.
Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
- беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
- требуют от заказчика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
- требуют от заказчика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
- составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
- вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
- составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Департамент недвижимости.
- Ведение карты города;
- Выдача архитектурно планировочного задания;
- Работа градостроительного совета;
- Согласование проектной документации.
Организации выдающие тех. условия для строительства и согласующие строительную документацию.
Анастасия Алексеевна Никонова
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
Задать вопрос автору статьи
Общая характеристика государственного строительного надзора
Следует различать понятия строительного надзора и контроля. Разница состоит в том, что контроль проводится на всех этапах строительного проекта, а надзор осуществляется лишь для оценки результата.
Государственный строительный надзор — это совокупность мероприятий, которые нацелены на контроль за ходом строительства и проверку документации, задействованной при возведении и реконструкции капитальных объектов.
Основной задачей государственного строительного надзора является предотвращение правонарушений в градостроительной сфере, в том числе различных регламентов, проектной документации. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ), федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Студент ➡️ No-code разработчик
Антонина — специалист в области No-code разработки. За ее плечами такие крупные
проекты резидентов Сколково, как Баранка и Кампус.
Но еще два года назад она была студенткой второго курса факультета графического дизайна
Художественно-технического института (ВХУТЕИН) без опыта работы и совершенно далекой от разработки.
Читать историю 👉
В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия результата работ и используемых строительных материалов, а также соответствия требований иных технических регламентов и проектной документации. Также государственный строительный надзор занимается проверкой наличия разрешения на строительство определенного объекта, а также выполнения требований, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее- ГК РФ). В случае проверки наличия разрешения на строительство также осуществляется проверка подлинности документов. Данные полномочия закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации №54.
При надзоре документы, работы и стройматериалы тщательно исследуются, поэтому застройщикам следует с самого начала следить за правильным ведением документации.
Основными функциями Госстройнадзора являются:
- контроль за строительными работами и применяемыми стройматериалами;
- санитарно-эпидемиологический, пожарный и экологический контроль;
- научно-методическое обеспечение;
*проверка соблюдения соответствующих требований, которые предъявляются при строительстве и реконструкции.
« Государственный строительный надзор» 👇
Когда орган государственного строительного надзора осуществляет свою деятельность, формируется дело, куда в последующем включаются все документы, составленные в процессе надзора. Проверка документов проводится в форме экспертизы.
Органы, занимающиеся государственным строительным надзором, и их полномочия
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которые имеют полномочия осуществлять государственный строительный надзор. В рамках государственного строительного надзора уполномоченными органами осуществляется пожарный, санитарно-эпидемиологический надзор и другие. Такой надзор осуществляется органами при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов.
Составление программ проверок является одной из задач государственного строительного надзора. Программа должна быть сформирована в течение десяти рабочих дней с момента того, как было получено извещение о начале строительных/реконструкционных работ. В программе обязательно должна содержаться информация о виде надзорных мероприятий, сроке, в течение которого они будут проводится, перечне документов, которые необходимы при проведении надзора.
Как уже было сказано, надзор начинается с момента получения извещения о начале строительства или реконструкции и заканчивается только после того, как будет получено заключение о построенном или реконструированном объекте.
При проведении надзора составляется акт проверки. Такой акт составляется в двух экземплярах вместе со всеми приложенными документами. Один экземпляр подлежит передаче застройщику, заказчику, либо подрядчику, а вторые подписанные экземпляры остаются в органе, проводившем государственный строительный надзор. После проведении надзора должны оформляться соответствующие документы об итоге проведения проверки. После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Если во время специальных действий были выявлены какие-либо нарушения, то уполномоченному лицу необходимо привлечь к административной ответственности всех тек, кто причастен к правонарушению. В качестве санкций законодательство определяет штраф, а именно для физических лиц от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 50, ИП также от 20 до 50 тысяч рублей, либо приостановление деятельности индивидуального предпринимателя на срок до 90 суток, а юридические лица вынуждены будут заплатить штраф в размере от 500 000 руб. до 1 млн. руб., и также их деятельность может быть приостановлена на 90 суток. Помимо этого, незаконную постройку могут снести и обязать лицо оформить все необходимые документы.
Проверку проводят должностные лица, которые входят в органы государственного строительного надзора, которые уполномочены осуществлять такую деятельность на основании приказа органа Госстройнадзора.
Например, функции надзора и контроля исполняют:
- в Московской области — Главное управление государственного строительного надзора;
- в Омской области — Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы;
- в Санкт-Петербурге — Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга;
- в Калининграде — Департамент строительного контроля при Министерстве регионального контроля.
Итак, рассмотрев данный вопрос можно сделать вывод, что главной задачей государственного строительного надзора является пресечение различных нарушений в сфере градостроительства.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Айрат Хамитов
Эксперт по предмету «Архитектура и строительство»
Сущность строительного надзора
Строительным надзором называют комплекс экспертных мероприятий, направленных на обеспечение точного соблюдения определяемых проектом параметров.
Как правило, под данными параметрами понимаются стоимость, сроки, объемы и качество производимых работ и строительных материалов.
Основной целью строительного надзора является недопущение брака, недоделок, замены и применения несоответствующих строительных материалов. При надлежащем надзоре за строительством можно избежать упрощения или внесения изменений в проектные решения, а также обеспечить эксплуатационную безопасность строящегося объекта.
Обычно функции строительного контроля на сложных и крупных объектах берут на себя независимые инжиниринговые компании, обладающие соответствующим допуском саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами чаще всего проводится от лица заказчика.
Организацией государственного надзора за строительством занимаются органы исполнительной власти. Данный вид контроля исполнительные органы осуществляют непосредственно на строительной площадке с целью защитить права потребителей.
Надо сказать, что работы по проведению и организации строительного надзора осуществляют специализированные организации, занимающиеся:
- противопожарным;
- санитарно-эпидемиологическим;
- энергетическим и другими видами надзора.
В основе архитектурно-строительного контроля лежат нормативные документы, действующие на различных этапах проектирования, строительства и эксплуатации объекта.
Рисунок 1. Надзор за строительством. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Осуществление строительного контроля регламентируется статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Основные положения данной статьи справедливы также для капительного ремонта и реконструкции объектов.
«Надзор за строительством» 👇
Также в Гражданском кодексе РФ закрепляется право заказчика на привлечение независимой организации или специалиста для надзора, или контроля за выполнением работ. В случаях, когда заказчик не обладает специальными знаниями или по какой-либо причине не может выполнять функцию надзора за строительством, он может доверить это третьему лицу. Это может быть профессиональное юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, имеющий допуск.
При расчете стоимости платных услуг по надзору за строительством обычно используют специальные нормативы, утвержденные распоряжением Комитета по экономической политике.
Осуществление контроля
Надзор и контроль за строительством могут проводить заказчик и подрядная организация, назначенная на выполнение функций строительного контроля.
Для оказания услуг в сфере строительного контроля существует ряд специализированных служб (нередко – ИП), имеющих допуски саморегулируемых организаций на проведение проверочных работ. В данном случае независимая экспертиза выступает в качестве третьей стороны в строительном процессе наравне с подрядчиком и заказчиком.
Перед началом строительства заказчик должен получить необходимое разрешение на строительство, этот документ выдают органы ГАСК. После уведомления техническим заказчиком о начале строительства начинается назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем данное лицо будет представлять орган, осуществляющий строительный надзор, оно должно принимать решение о соответствии построенного объекта или конструкции утвержденной проектной или рабочей документации и готовности сооружения к эксплуатации.
Генподрядная организация перед выходом на строительную площадку должна получить ордер на производство работ. После прибытия инженера ГАСК на объект его должен сопровождать один из представителей строительного надзора от заказчика или подрядчика.
На начальном этапе строительных работ надзор за строительством могут осуществлять следующие государственные органы:
- Роспотребнадзор;
- Ростехнадзор;
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
Независимые эксперты в строительном надзоре
Как было сказано выше, проводить строительный контроль может как заказчик, так и подрядчик. Здесь следует отметить, что специфика строительного рынка диктует необходимость в привлечении третьего, независимого лица. Обычно в качестве третьего лица выступают специализированные подрядные или субподрядные организации.
Рисунок 2. Технадзор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контроль и надзор за строительством могут проводить заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.
Примечательно, что у заказчика и исполнителя работ зачастую цели не совпадают. Если целью заказчика является получение качественного и возведенного в установленные сроки объекта в рамках утвержденной сметы, то целью исполнителя является получение от проекта максимальной выгоды. Известны случаи завышения объемов работ и расходных документов недобросовестными подрядчиками, выполняющими функции технадзора. Обычно такой обман сопровождается умелым обоснованием с целью получения от заказчика средств на возмещение расходов. Изначальная стоимость строительства таким образом может увеличиваться в несколько раз.
В этой связи для осуществления строительного контроля рекомендуется привлекать независимую надзорную организацию. Только компетентная компания, не имеющая заинтересованности в вынесении того или иного решения может обеспечить соблюдение надлежащее качество строительства, не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если же функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотребления со стороны подрядной организации сохраняется, ведь далеко не каждая управляющая компания располагает необходимыми кадрами, способными разобраться в тонкостях строительной специфики.
Поэтому считается, что привлечение к проекту независимой контролирующей организации может обеспечить все требования проектно-сметной документации в строительстве.
Градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением не только архитектурных и строительных регламентов, но и установленных законодательных норм. С целью предупреждения, выявления и предотвращения нарушений со стороны застройщиков, заказчиков, подрядчиков функционирует государственный строительный надзор. Органы стройнадзора контролируют процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений, регулируют исполнение застройщиками возложенных на них обязательств и законодательных требований.
Функции и задачи государственного стройнадзора
Государственный стройнадзор представляет собой комплекс мероприятий по инспектированию, аудиту, проверке разрешительной документации на строительство и реконструкцию капитальных объектов.
В сферу деятельности органов государственного строительного надзора входит осуществление контроля процедуры строительства и реконструкции зданий и сооружений. Надзорные функции возложены на федеральные и региональные органы исполнительной власти. Мероприятия по инспектированию и контролю осуществляются в следующих случаях:
- Возведение объектов капитального строительства, проектная документация которых требует проведения экспертизы согласно ГрК Российской Федерации (кроме отдельных случаев).
- Реконструкция ОКС, включая работы по восстановлению объектов культурного наследия, проведение которых оказывает воздействие на конструктивные характеристики, влияет на надежность и безопасность.
- Строительно-восстановительные работы в отношении других объектов, если для этого есть основания, утвержденные в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
https://youtube.com/watch?v=XG9OkagrOgw%3Ffeature%3Doembed
Проведение строительного надзора позволяет решать важные задачи:
- предотвращать нарушения законодательных требований о градостроительной деятельности;
- выявлять несоблюдение технических регламентов и проектной документации;
- пресекать нарушения, допускаемые компаниями-застройщиками, подрядчиками, заказчиками строительных работ и т.д.
Выполнять строительные работы в отношении ОКС и ОКН разрешается после проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, осуществленных для разработки такой документации. Экспертизу проводят в форме государственной или негосударственной проверки. Если в законе не указано, что заказчик обязан инициировать только государственную экспертизу проектной документации и результатов допроекнтых изысканий, он вправе выбирать организацию для проведения экспертизы. В противном случае необходимо направить запрос в соответствующий государственный орган. Процедура, порядок, правила назначения и проведения госэкспертизы закреплены в Постановлении №145 (ред. от 22.10.2018 г.) Правительства Российской Федерации.
За негосударственной экспертизой обращайтесь в компанию «Независимое Экспертное Партнерство». Наши эксперты имеют все необходимые допуски и компетенция для оказания данной услуги.
Объекты, не подлежащие экспертизе
В ряде случаев экспертиза проектной документации и результатов изысканий не проводится. К ним относятся работы в отношении следующих объектов:
- здания и сооружения, отнесенные к объектам индивидуального жилищного строительства;
- отдельно стоящие ОКС не выше двух этажей, занимающие общую площадь не более 1500 кв.м., если объекты не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (исключение – особо опасные, уникальные, технически сложные ОКС);
- садовые дома;
- жилые дома, этажность которых не превышает трех этажей, состоящие из 10 и менее блоков и отвечающие другим установленным требованиям, если строительные работы или реконструкцию осуществляют без привлечения бюджетных средств;
- объекты, в отношении которых не нужно получать разрешительную документацию на выполнение строительства или реконструкции;
- экспертиза не проводится в отношении разделов, разработанных для проведения капитального ремонта объектов.
Проведение государственного стройнадзора не инициируется, если конкретный случай относится к исключениям из законодательно установленных требований.
Предмет государственного строительного надзора
В августе 2018 года в градостроительное законодательство был внесен ряд изменений. Согласно данным изменениям предметом государственного строительного надзора выступает проверка на предмет отсутствия нарушений по следующим пунктам:
- соблюдение проводимых работ и стройматериалов, используемых в ходе строительства или реконструкции, результатов строительных мероприятий требованиям проектной документации, включая соответствие требованиям энергоэффективности (кроме ОКС, на которые такие требования не распространяются) и оснащенности приборами учета расходуемых энергоресурсов;
- проверка наличия разрешительной документации на проведение строительных и работ по реконструкции;
- соблюдение выполнения требований, зафиксированных в положениях ст. 52 ГрК РФ.
В ходе проверки на соответствие законодательным требованиям надзорные органы устанавливают следующие моменты:
- кто выступает контрагентом застройщика, технического заказчика, регионального оператора или ответственного за эксплуатацию объекта лица – с кем заключен договор;
- имеет ли право компания или индивидуальный предприниматель вести работы по договорам строительного подряда – вести такие работы разрешается членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС;
- может ли ИП или компания, не состоящая в СРО, на законных основаниях выполнять работы по договору строительного подряда – разрешено осуществлять такую деятельность, если сумма каждого контракта не превышает 3 млн. руб.
Застройщик имеет право самостоятельно выполнять строительные работы, если закон не предусматривает иное, а сам застройщик является членом СРО. В противном случае компании-застройщику необходимо привлекать стороннюю организацию – соответствующих контрагентов для выполнения договоров строительного подряда.
Стоит заметить, что наличие декларации промышленной безопасности не является предметом государственного строительного контроля.
Уточнения в отношении экспертизы и стройнадзора
21.03.2019 г. Правительство РФ внесло Постановление №296, которое расширяет состав сведений, включаемых в ЕГРЗ в отношении объектов капитального строительства. Это связано с тем, что в судебной практике увеличилось количество случаев судебных разбирательств в отношении правовой природы земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости. Подраздел реестра, отражающий заключение экспертизы, теперь дополняют следующими сведениями:
- кадастровый номер земельного участка или участков, на территории которых находится объект, или запланировано строительство нового здания;
- номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка, а также номер и дата документа, утверждающего документацию по планировке территорий, при подготовке проектной документации по линейному объекту;
- дата включения в реестр данных о заключении экспертизы.
В связи с внесенными изменениями, дополнительную информацию также указывают в подразделе о документации, предоставленной для проведения экспертизы. Фиксируют данные о сметной стоимости строительства объекта – стоимость на дату начала экспертизы и стоимость на дату утверждения заключения. Дополнительно вносят сведения о проверке достоверности рассчитанной стоимости, если сметная стоимость объекта такой проверке подлежит по закону.
Законодательные нюансы и разнообразные регламенты усложняют взаимодействие с государственного строительного надзора для застройщика. Чтобы максимально упростить процедуру, нужно заранее проверить правовой статус земельного участка, его границы и координаты, а также разрешенный вид использования. Проведение строительных работ без соответствующего заключения экспертизы запрещено по закону.
Дополнения по поводу предмета строительного надзора
Постановлением №54 в ред. от 19.02.2019 г. Правительство Российской Федерации внесло ряд дополнений. Они затронули следующие вопросы в части соблюдения на предмет соответствия строительных работ, строительных материалов и результатов работ определенным нормам и правилам:
- требованиям охраны окружающей среды, пожарной безопасности, энергетической эффективности, оснащенности приборам учета использования энергоресурсов;
- нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, инженерно-технических мероприятий ГО, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;
- требованиям государственной охраны ОКН и сохранения таких объектов;
- требованиям промышленной безопасности, надежности и безопасности в электроэнергетике;
- другим правилам безопасности и государственным стандартам, требованиям прочих НПА РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти.
Перечисленные требования являются обязательными для исполнения в случае проведения строительных работ или реконструкции объектов капитального строительства.
Органы, осуществляющие государственный стройнадзор
Полномочия по выполнению надзорных и контролирующих функций в области строительства и реконструкции ОКС и ОКН возложены на следующие органы:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному надзору при проведении работ в отношении объектов, перечисленных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба охраны;
- Министерство обороны;
- иные федеральные исполнительные органы с соответствующими полномочиями.
Основным критерием для разграничения сферы поднадзоных объектов выступает специфика самого ОКС. Так, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение стройнадзора в России. Контроль на объектах ядерных организаций федерального значения вправе осуществлять государственная корпорация «Росатом». На территории г. Москвы надзор за строительными и восстановительными работами на уникальных объектах выполняет орган исполнительной власти субъекта РФ – Комитет государственного строительного надзора. Также контрольно-надзорные функции исполняют:
- Главное управление государственного строительного надзора в Московской области;
- Служба государственного строительного надзора и экспертизы в Санкт-Петербурге;
- Главное управление государственного стройнадзора и госэкспертизы в Омской области;
- Департамент строительного контроля при Министерстве регионального контроля в Калининграде.
На объектах военной инфраструктуры контроль осуществляет Министерство обороны РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует процессы строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов использования атомной энергии, линий связи, включая линейно-кабельные сооружения, опасных производственных объектов и т.д. Работы на ОКС, которые не попадают в ведение Минобороны и Ростехнадзора, контролируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий в части осуществления контрольно-надзорных функций соответствующими органами (федеральными по горизонтали власти и региональными по вертикали власти) происходит с учетом специфики ОКС. Принимается во внимание стратегическая важность объекта для оборонных целей, промышленной безопасности страны. Учитывается техническая сложность, уникальность, культурная ценность здания или сооружения.
Предметом надзорной деятельности федеральных и региональных исполнительных органов выступает проверка законности действий поднадзорного объекта. Это достигается путем наблюдения, проверки соблюдения норм, выявления и пресечения правонарушений с применением в случае необходимости принуждения в качестве меры наказания в рамках административной ответственности.
Категории рисков объектов капитального строительства
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806, при организации государственного стройнадзора объектам, которые строят или реконструируют, присваивают определенные категории риска. Присвоение категории происходит после поступления извещения о начале работ на ОКС. Во внимание принимают сведения проектной документации с положительным экспертным заключением. Категорию риска присваивают на основе приказа или распоряжения руководителя контролирующего органа или его заместителя. В программе проверок фиксируют сведения о присвоении категории риска.
Ведением реестра подконтрольных объектов и размещением информации об ОКС и присвоенных категориях занимаются органы регионального строительного надзора. Данные размещают в информационных системах регионального государственного стройнадзора и на сайтах этих органов. Публикации на официальных интернет-ресурсах подлежат следующие сведения:
- наименование, адрес, этап работ на объекте;
- дату и номер (реквизиты) разрешения на строительство;
- сведения о застройщике (наименование юрлица или ФИО ИП);
- информацию о категории риска по объекту капитального строительства.
Программу проверок в сфере регионального государственного строительного надзора составляют с учетом категории риска и устанавливают количество проверок:
- не более 12 проверок для категории высокого риска;
- не более 10 проверок для категории значительного риска;
- не более 7 проверок для категории умеренного риска (Постановление №806 в ред. от 25.10.2017 г.).
Если работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений проводят в условиях стесненной городской застройки, на объектах с площадью больше 20000 кв. м или при работах в сложных инженерно-геологических условиях, количество проверок может быть увеличено на две. Проверку проводит должностное лицо надзорного органа согласно утвержденной программе или в случае получения специальных извещений (ч. 6 ст. 52, ч. 3 ст. 53 ГрК РФ).
Проверка может быть инициирована на основании обращений физических и юридических лиц, а также по запросам, поступившим от государственных и органов местного самоуправления. Застройщик имеет право оспорить постановление проверяющего органа при наличии объективных оснований для судебного разбирательства. В судебной практике существуют случаи, когда требования компании к службе надзора были удовлетворены. В частности суд признал:
- недействительность акта проверки, предписания об устранении нарушений;
- незаконность постановления о привлечении общества к административной ответственности.
В спорном распоряжении была указана внеплановая проверка организационно-правового порядка. Суд указал, что контролирующий орган имеет право провести проверку на основании обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также по запросам госорганов и органов местного самоуправления. В этом случае выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры и без предварительного уведомления компании. Но в рассматриваемом случае не было достаточных оснований и требуемой информации для приведения внеплановой проверки. Судебное разбирательство было решено в пользу компании.
Программа проверок строительного надзора
В компетенцию органов по государственному строительному надзору входит составление программы проверки и право привлечения компаний-нарушителей к административной ответственности. Разработкой программы занимается должностное лицо контролирующего органа. Составление программы происходит с учетом следующих нюансов:
- конструктивных особенностей ОКС;
- характера работ по строительству и реконструкции;
- условий дальнейшей эксплуатации объекта;
- прочих факторов, которые должны быть учтены согласно требованиям технических регламентов, правил и нормативов.
При разработке программы проверки принимают во внимание нормативно-правовые акты и проектную документацию.
В процессе проведения проверки должностное лицо органа контроля проверяет:
- соблюдение требований по выполнению строительных, ремонтных, восстановительных работ;
- устранение ранее выявленных нарушений в области соответствия работ требованиям техрегламентов;
- соблюдение запрета на выполнение каких-либо работ до получения компанией акта об устранении обнаруженных нарушений.
В зависимости от конкретного случая проверку могут проводить с экспертизой, лабораторными исследованиями, обследованиями объекта, испытаниями работ и строительных материалов. Если контролирующий орган выявляет нарушения, должностное лицо составляет соответствующий акт. На основании данного документа застройщик, заказчик или подрядчик получает предписание о необходимости устранить обнаруженные нарушения.
Документы составляют в двух экземплярах. Дополнительно к акту прилагают документы, составленные или полученные в результате проверки, если они имеются. Первый экземпляр акта и предписания и копии этих бумаг передают ответственному за выявленные нарушения лицу. Вторые экземпляры документов остаются в деле контролирующего органа стройнадзора.
За нарушение требований технической и проектной документации при проектировании, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрена административная ответственность. Это же касается нарушений, выявленных относительно используемых строительных материалов. Административная ответственность может применяться в виде предупреждения, денежного штрафа в размере 20-30 тыс. руб. для должностных лиц, денежного штрафа в размере 100-300 тыс. руб. для юридических лиц.
Чаще всего причиной привлечения застройщика к административной ответственности становится начало строительных работ до получения необходимых разрешений. Застройщик, заказчик или подрядчик обязаны получить заключение о соответствии (ЗОС), а потом начинать строительные работы на ОКС. Ненадлежащее выполнение данного требования влечет административную ответственность.
Чтобы избежать проблем при взаимодействии с органами контроля и надзора, важно предварительно подготовить необходимую документацию. У компании могут возникнуть сложности с получением заключения о соответствии из-за отсутствия исполнительной документации, а также в результате отсутствия ведения надзора. Если застройщик, заказчик или подрядческая организация приступили к работам раньше времени, до получения разрешения или не уведомили соответствующие органы, могут возникнуть серьезные осложнения со стройнадзором. В этой ситуации спасти положение поможет наше Заключение о соответствии фактически выполненных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации по ГОСТ 31937-2011.
Государственный строительный надзор: кто осуществляет, что проверяют и как подготовиться
Кто осуществляет, что проверяют и как подготовиться
Строительство любого объекта подразумевает проверки от Государственного строительного надзора. В статье мы расскажем об основных функциях и предмете Госстройнадзора. Также вы сможете узнать о том, как формируется программа проверок и кто осуществляет надзор.
Инженер-строитель, В лицензировании более 20 лет, Эксперт по СРО №1
Нет времени читать?
Задайте вопрос нашему специалисту БЕСПЛАТНО
Понятие государственного строительного надзора
Это комплекс мероприятий, цель которых контроль хода строительства и проверка разрешительной документации на возведение и реконструкцию капитальных объектов.
Не стоит путать понятия строительного надзора и строительного контроля. Основная разница в том, что контроль осуществляется на всех этапах возведения в рамках строительного проекта, а надзор проводится государственными органами для оценки результата.
- предотвращение;
- выявление;
- пресечение нарушений градостроительного законодательства.
Также государственный строительный надзор проверяет действительно ли есть разрешение на осуществление строительных работ и его подлинность, допустимость применяемых материалов и соблюдение требований, которые установлены законодательством. Об этом говорится в правительственном постановлении Российской Федерации №54.
Подробно об отличиях Гостройнадзора от государственного строительного контроля
Рекомендуем следить за правильным ведением документации с момента отправления извещения о начале работ. Ведь при надзоре тщательно изучаются все документы, работы и стройматериалы, применяемые в ходе строительства или реконструкции.
Предметом Госстройнадзора являются проверки:
- соблюдения требований законодательства, тех регламентов и проектных документов, которые включают в себя непосредственно строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объекта. Также проверяются строительные материалы на соответствие представляемым нормативным актам и стройпроекту;
- подлинности и наличия разрешения на осуществление строительных работ у исполнителя. Также обязательно проверяется обоснованность выдачи этого документа;
- наличия членства СРО;
- консервации объекта, в случае приостановки строительства сроком более чем на 6 месяцев;
- соответствия осуществления процедуры строительного контроля, требованиям ГрК РФ.
Функции Госстройнадзора
К основным функциям Госстройнадзора относятся:
- контроль за осуществляемыми работами и используемыми стройматериалами;
- обязательный экологический контроль, а также пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор;
- проверка соблюдения требований к строительству и реконструкции объектов капитального строительства;
- организация научно-методического обеспечения Госстройнадзора;
- государственный контроль за осуществляемой деятельностью СРО.
Кто осуществляет государственный строительный надзор
При выполнении строительных и реконструкционных работ в отношении объектов, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ Госстройнадзор будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти имеющими на это полномочия. К таким объектам относятся сооружения на территории посольства, консульства или представительств РФ на территории:
Если же строительные и реконструкционные работы осуществляются на иных объектах, тогда осуществление строительного надзора становится обязанностью исполнительных органов субъектов РФ, которые имеют полномочия на осуществление надзора.
Как формируется программа проверок
Формирование программы проверок входит в обязанности государственного строительного надзора. Важно помнить о том, что это должно быть сделано в течении 10 рабочих дней с момента, как было получено извещение о начале выполнения строительных или реконструкционных работ.
В программе обязательно должны быть указаны следующие данные:
- вид и предмет надзорных мероприятий;
- событие, на основании которого было принято решение об осуществлении надзора;
- срок, в течении которого будут начаты контрольные мероприятия;
- период проведения надзорных работ;
- необходимый для проверки список документов.
Порядок осуществления проверки Госстройнадзором
Регламент проведения всех проверок Госстройнадзора утвержден в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129.
Осуществление надзора ведется с момента, как было получено извещение о начале работ, завершается надзор только после того, как будет выдано заключение о соответствии построенного или реконструированного объекта.
В ходе проверки будут изучены все документы, которые предоставила компания осуществляющая работы. Также осуществляется тщательный осмотр всех выполненных работ и стройматериалов применяемых в ходе строительства или реконструкции.
После каждой проверки государственным строительным надзором оформляется документ об итогах. Если в ходе надзора были выявлены какие-либо нарушения, тогда ответственное лицо будет вынуждено привлечь к административной ответственности всех, кто имеет отношение к конкретному правонарушению.
Последствия выявления факта строительства без разрешения
Если в ходе проверки будет выявлен факт осуществления строительных работ без необходимого разрешения, ответственные лица будут привлечены к административной ответственности, а именно наложение штрафа:
- для граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей;
- для должностных лиц от 20 до 50 тысяч рублей;
- для ИП штраф составит также от 20 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- юридическим лицам придется заплатить штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или их деятельность будет также приостановлена на срок до 90 суток.
Помимо этого, может быть применена правовая ответственность, а именно снос самостроя или обязать оформить все необходимые документы самостоятельно.
Сайты государственных строительных надзоров
Мы подготовили для вас ссылки на сайты государственных строительных надзоров:
- государственный строительный надзор (gosnadzor.ru);
- комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (mos.ru);
- главное управление государственного строительного надзора Московской области (mosreg.ru).
Остались вопросы? Позвоните нам!
Подробная консультация эксперта — БЕСПЛАТНО
СтройЮрист — компания федерального уровня